Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу
Министерства
труда и социальной защиты
Калужской области
от 29 декабря 2015 г. N 1785-П
Программа
подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
I. Общие положения
1. Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее - Программа подготовки), нацелена на психолого-педагогическую и правовую подготовку лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее - кандидаты).
2. Основными задачами Программы подготовки являются:
подготовка кандидатов к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, выявление и формирование у граждан воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания ребенка, в том числе для охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;
помощь кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка;
ознакомление кандидатов в приемные родители с основами законодательства в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, в семью, правами и обязанностями приемных родителей, существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей.
3. Подготовка кандидатов предполагает разные способы проведения занятий (очно, очно-заочно, в том числе с использованием дистанционных методов обучения) и разные формы обучения (лекции, практикумы, тренинги, "круглые столы", консультации, индивидуальные и групповые занятия).
4. Освоение Программы подготовки завершается итоговой аттестацией кандидатов, которая проводится в форме собеседования в конце всего курса подготовки кандидатов.
II. Учебно-тематический план
N п/п |
Название раздела и темы |
Количество часов |
Форма проведения |
|||
всего |
лекции |
тренинги |
Инд. консультирование |
|||
Раздел 1. Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители |
5,5 |
0,5 |
4 |
1 |
Очная |
|
Раздел 2. Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей |
4 |
|
4 |
|
Очная, очно-заочная |
|
Раздел 3. Этапы развития ребенка |
4 |
1 |
3 |
|
Очная |
|
Раздел 4. Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка |
8 |
1 |
7 |
|
Очная, очно-заочная |
|
Раздел 5. Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности) |
8 |
1 |
7 |
|
Очная, очно-заочная |
|
Раздел 6. Адаптация приемного ребенка и приемной семьи |
9 |
2 |
7 |
|
Очная, очно-заочная |
|
Раздел 7. "Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка |
5 |
1 |
4 |
|
Очная, очно-заочная |
|
Раздел 8. Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка |
6 |
2 |
4 |
|
Очная, очно-заочная |
|
Раздел 9. Особенности полового воспитания приемного ребенка |
5 |
1 |
4 |
|
Очная, очно-заочная |
|
Раздел 10. Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка |
8,5 |
0,5 |
8 |
|
Очная, очно-заочная |
|
Раздел 11. Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан |
8 |
8 |
|
|
Очная, очно-заочная |
|
Раздел 12. Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям |
4 |
4 |
|
|
Очная, очно-заочная |
|
Раздел 13. Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители |
5 |
|
4 |
1 |
Очная |
|
Итого |
|
80 |
22 |
56 |
2 |
|
III. Содержание программы
Раздел 1. "Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители"
Раздел 1 "Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители", включающий проведение с каждым из кандидатов в приемные родители индивидуального собеседования (структурированного интервью) в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема ребенка на воспитание в семью, ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию ребенка) и изучение в том числе следующих тем:
а) содержание, цели и этапы проведения программы подготовки кандидатов в приемные родители;
б) задачи подготовки:
- выявление и формирование воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;
- оказание помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей;
- ознакомление кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;
- формирование у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;
- формирования у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;
- ознакомление кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами "трудного" поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;
- ознакомление кандидатов в приемные родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;
- ознакомления кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей;
в) понятие обучающе-психологического тренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки (в случае проведения такого обследования с согласия кандидатов в приемные родители);
г) причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемной семьей;
д) общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Раздел 2. "Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей"
Изучение тем:
- изучение потребностей развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать;
- проведение оценки кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы;
- проведение оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций;
- знания и умения, необходимые кандидату в приемные родители.
Раздел 3. "Этапы развития ребенка"
Изучение тем:
- общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество);
- роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность;
- психическое развитие ребенка в соответствии с возрастной периодизацией развития детей;
- понятие социальной ситуации развития ребенка, ведущего вида деятельности, возрастных новообразований, кризисных периодов развития ребенка. Основные сферы развития ребенка (физическое, эмоциональное, интеллектуальное, социальное, сексуальное развитие), их взаимосвязь. Особенности полового воспитания приемного родителя;
- роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность;
- уважение индивидуальных, культурных и этнических особенностей ребенка.
Раздел 4. "Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению
Диспропорции развития ребенка"
Изучение тем:
- виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка;
- диспропорции развития ребенка; понятия "умственная отсталость" и "задержка психического развития", их отличия;
- причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации у ребёнка, оставшегося без попечения родителей. Последствия депривации потребностей в привязанности и идентичности у ребёнка, оставшегося без попечения родителей;
- семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение;
- оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.
Раздел 5. "Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)"
Изучение тем:
- потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка, роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка;
- причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей;
- типы "нарушенной привязанности" (понятий "негативной (невротической) привязанности", "амбивалентной привязанности", "избегающей привязанности", "дезорганизованной привязанности");
- понятие "горя и потери" в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей, психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие), последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка;
- уровни формирования привязанности: сенсорный, эмоциональный, когнитивный. Пути формирования привязанности. Критерии сформированности привязанности.
Раздел 6. "Адаптация приемного ребенка и приемной семьи"
Изучение тем:
- общая характеристика личностных проблем и кризисов, которые испытывают приемные родители в связи с появлением в семье приемного ребенка;
- особенности ожидания приемных семей, страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации, подготовка родственников к появлению приемного ребенка;
- типичные ошибки воспитания в приемной семье, проблемы различия в восприятии поступков родного и приемного ребенка, различия в управлении поведением ребенка, выросшего в семье, и ребенка, помещенного в приемную семью, проблема различий интерпретирования указаний родителя приемными и родными детьми;
- приемы, помогающие преодолевать возникающие трудности, облегчающие состояния напряжения и снятие тревоги, разрешение конфликтов и преодоление трудного поведения детей, техники эмоциональной саморегуляции;
- этапы адаптационного периода, чувства и переживания ребенка, приходящего в семью, способы преодоления трудностей адаптации;
- задачи приемной семьи в процессе адаптации семьи и ребенка (перераспределение ролей, учет индивидуальных особенностей ребенка, знакомство ребенка с правилами и традициями приемной семьи, организация быта, учебы, отдыха, охраны здоровья, контакта с родными и сверстниками);
- изменение семейной системы после помещения ребенка в семью и прохождения ребенком возрастных этапов развития. Прогнозирование таких изменений;
- особенности первых контактов с ребенком;
- организация первых дней ребенка дома;
- тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности; способы, как сказать ребенку, что он приемный;
- роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье.
- понятие о методике "Книга жизни ребенка" и ее составление приемными родителями (методика, позволяющая ребенку восстановить основные этапы его жизни от рождения до настоящего времени, принять потерю своей семьи, осознать свое место в новой семье).
Раздел 7. "Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка"
Изучение тем:
- формы "трудного" поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ); их причины и способы работы с ними;
- формирование моральных норм у ребёнка. Причины задержки усвоения ребёнком этических ценностей и общественных норм. Понимание приёмными родителями, каким образом у ребёнка формируется способность к этической оценке своего поведения и какими могут быть сдерживающие факторы;
- эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка;
- причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм;
- понимание приемными родителями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с "трудным" поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание каким образом в решении проблем "трудного" поведения могут помочь специалисты.
Раздел 8. "Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка"
Изучение тем:
- создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством);
- способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним;
- предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах;
- медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка;
- влияние наследственности, наиболее часто встречающиеся генетические заболевания и их диагностика;
- гигиенические требования к уходу за ребенком и требования к организации питания;
- охрана здоровья ребенка и здоровый образ жизни;
- предупреждение семейного насилия.
Раздел 9. "Особенности полового воспитания приемного ребенка"
Изучение тем:
- возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения;
- формирование половой идентичности у ребенка; полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности;
- методы и приемы полового воспитания в семье;
- роль сверстников, родителей, педагогов, средств массовой информации в формировании полового самосознания ребенка;
- мотивация и нравственная сторона сексуальной активности в подростковом и юношеском возрасте;
- способы защиты ребенка от сексуального насилия.
Раздел 10. "Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка"
Изучение тем:
- представление о семье как о развивающейся системе;
- родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка;
- стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители и возможность их развития;
- способы реагирования семьи на стрессовые ситуации;
- социальные связи семьи кандидата в приемные родители; система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи;
- семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции;
- понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон;
- особенности общения и взаимодействия в семье: семейные границы, эмоциональная близость, семейная иерархия и семейные роли, семейные правила;
- личная и семейная ситуация кандидатов в приемные родители в настоящее время и ее потенциальное влияние на помещение ребенка в их семью;
- роль сотрудничества членов семьи кандидатов в приемные родители в процессе воспитания ребенка.
Раздел 11. "Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан"
Изучение тем:
- правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью;
- формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство). Формы опеки (возмездная и безвозмездная). Различия между формами семейного устройства;
- требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители; порядок представления кандидатами в приемные родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем;
- порядок представления кандидатам в приемные родители сведений о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;
- правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка;
- порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка; порядок подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения;
- порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства перечня документов на ребенка, передаваемых приемной семье;
- порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью;
- меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством Калужской области; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства;
- защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка;
- порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье. Порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом;
- правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей;
- порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку;
- последствия отмены усыновления, опеки и попечительства;
- порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации;
- меры социальной поддержки замещающих семей, взявших на воспитание ребенка-инвалида, установленные федеральным законодательством и законодательством Калужской области; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка-инвалида, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства.
Раздел 12. "Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и другими организациями, предоставляющими услуги детям и семьям"
Изучение тем:
- родительские и профессиональные функции приемной семьи;
- взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия;
- информирование кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи;
- взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом.
Раздел 13. "Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители"
Темы для подведения итогов:
- обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, выполнения домашних заданий;
- обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители;
- проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление готовности кандидатов в приемные родители к приему ребенка на воспитание;
- составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в приемные родители по их желанию).
IV. Требования к уровню подготовки кандидатов в приемные родители, успешно освоивших программу
1. Кандидаты, успешно освоившие Программу подготовки, должны иметь четкое представление:
- о системе защиты прав детей, формах устройства ребенка на воспитание в семью, взаимодействии организации по подготовке приемных семей, сопровождающей организации и приемной семьи в процессе подготовки и после приема ребенка в семью, финансовой помощи приемным семьям;
- об ответственности за жизнь и здоровье ребенка, его воспитание и развитие, которую кандидаты в приемные родители берут на себя в связи с приемом в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
- о ребенке, оставшемся без попечения родителей, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;
- о правилах безопасного воспитания приемных детей в зависимости от возраста ребенка, его жизненного опыта, потребностей его развития, обеспечения его безопасности как в доме, так и вне дома - на улице, в общественных местах;
- о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка;
- о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях) необходимых приемному родителю;
- о порядке контактов ребенка с родителями и родственниками.
2. Кандидаты, успешно освоившие Программу подготовки, должны знать:
- свои права и обязанности как приемных родителей, как в отношении ребенка, так и в отношении сопровождающей организации;
- закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды;
- важность удовлетворения потребности ребенка в идентичности и в эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;
- причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации;
- о влиянии прошлого опыта ребенка: депривации, жестокого обращения, пренебрежении нуждами ребенка, разлуки с семьей на психофизическое развитие и поведение ребенка;
- этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи ребенку на разных этапах проживания горя;
- особенности протекания периода адаптации ребенка в приемной семье;
- о влиянии собственного опыта приемных родителей на их отношение к "трудному" поведению детей;
- санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания детей в семье;
- способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;
- возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, методы и приемы полового воспитания в семье.
3. Кандидаты, успешно освоившие Программу подготовки, должны уметь:
- использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений, как личных, так и семейных, для приема в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и его воспитания;
- видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию приемного ребенка;
- рассматривать "трудное" поведение ребенка в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта;
- выбирать способы реагирования на "трудное" поведение ребенка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;
- осознать природу своих чувств по поводу "трудного" поведения ребенка;
- быть готовыми оказать поддержку ребенку, переживающему горе и потерю;
- предотвращать риск жестокого обращения с ребенком в своей семье;
- оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;
- преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места родителей и кровных родственников в жизни ребенка;
- прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
- понимать связи между потребностями развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи;
- оценивать воспитательский ресурс своей семьи;
- быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания ребенка;
- ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей и приемным родителям;
- заботиться о здоровье ребенка;
- соблюдать конфиденциальность в отношении ребенка;
- понимать разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства труда и социальной защиты Калужской области от 29 декабря 2015 г. N 1785-П "Об утверждении Программы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.