Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Правительства Республики Бурятия от 22 сентября 2003 г. N 296 "О Республиканской целевой программе "Развитие образования и науки в Республике Бурятия на 2004 - 2007 годы"

2. Утвердить государственным заказчиком - координатором Программы Министерство образования и науки Республики Бурятия.

3. Министерству образования и науки Республики Бурятия (Намсараев С.Д.), Министерству экономического развития и внешних связей Республики Бурятия (Думнова Т.Г.), Министерству финансов Республики Бурятия (Налетов А.Ю.) при формировании проектов республиканского бюджета на соответствующие годы включать Программу в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета, с учетом доходной базы республиканского бюджета.

4. Рекомендовать главам муниципальных образований предусматривать при разработке районных и городских программ социально-экономического развития меры по совершенствованию системы образования, улучшению учебно-материальной базы.

5. Признать утратившими силу с 1 января 2004 года постановления Правительства Республики Бурятия:

- от 04.06.2001 г. N 196 "О развитии системы дополнительного образования детей на 2001 - 2005 годы";

- от 04.03.2002 г. N 63 "О патриотическом воспитании граждан Республики Бурятия на 2002 - 2007 годы";

 

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Наименование вышеуказанного Постановления N 63 следует читать как "О патриотическом воспитании граждан Республики Бурятия на 2002 - 2005 годы"

 

- от 29.07.2002 г. N 194 "О развитии сети дошкольных образовательных учреждений в Республике Бурятия";

- от 13.08.2002 г. N 210 "О программе развития начального профессионального образования в Республике Бурятия на 2003 - 2005 годы";

- от 27.09.2002 г. N 256 "О формировании установок толерантного сознания и профилактике экстремизма в Республике Бурятия на 2002 - 2005 годы".

6. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Контрольное управление Президента Республики Бурятия (Белоколодов Н.М.).

 

Президент - Председатель

Правительства Республики Бурятия

Л.В. Потапов

 

Республиканская Целевая программа
"Развитие образования и науки в Республике Бурятия на 2004-2007 годы"
(утв. Постановлением Правительства Республики Бурятия от 22 сентября 2003 г. N 296)

 

Содержание

 

Раздел Наименование
  Паспорт Республиканской целевой программы
"Развитие образования и науки в Республике
Бурятия на 2004-2007 годы"
  Введение
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
2. Цели и задачи Программы, сроки ее реализации
3. Ресурсное обеспечение Программы
4. Организация управления и контроль за реализацией
Программы
5. Оценка социально-экономической эффективности
реализации Программы
Приложение N 1 Перечень пороговых значений Республиканской
целевой программы "Развитие образования и науки в
Республике Бурятия на 2004-2007 годы"
Приложение N 2 Мероприятия Республиканской целевой программы
"Развитие образования и науки в Республике
Бурятия на 2004-2007 годы"

 

Паспорт республиканской Целевой программы
"Развитие образования и науки в Республике Бурятия
на 2004-2007 годы"

 

Наименование Программы Республиканская целевая программа "Развитие
образования и науки в Республике Бурятия на
2004-2007 годы"
Основание для
разработки
Программы
- Федеральный закон "Программа развития
образования" от 10.04.2000 г. N 51-ФЗ;
- Указ Президента Республики Бурятия от
23.03.2003 г. N 84 "О республиканских целевых
программах";
- Концепция развития воспитания в системе
образования Республики Бурятия, утвержденная
постановлением Правительства Республики
Бурятия от 02.06.2003 г. N 196
Государственный
заказчик
Программы
Министерство образования и науки Республики
Бурятия
Основной разработчик
Программы
Министерство образования и науки Республики
Бурятия
Исполнитель Программы
и основных мероприятий
Министерство образования и науки Республики
Бурятия
Цель Программы Создание механизма устойчивого развития
системы образования, условий достижения
нового современного качества образования и
воспитания, развитие фундаментальной и
прикладной науки
Основные задачи
Программы
Обеспечение государственных гарантий
доступности и равных возможностей получения
полноценного образования, повышения качества
содержания образования и воспитания,
формирование гражданской ответственности,
способности к социализации в обществе,
улучшение системы профессионального
образования, качества подготовки рабочих и
специалистов в тесной взаимозависимости с
развитием фундаментальной и прикладной науки

Важнейшие целевые
показатели

Приложение N 1
Сроки и этапы
реализации Программы
Первый этап - 2004-2005 годы
Второй этап - 2006-2007 годы
Перечень
подпрограмм
"Дошкольное образование";
"Совершенствование содержания общего
образования";
"Воспитание и дополнительное образование
детей";
"Социальная защита детей, находящихся в
трудной жизненной ситуации";
"Развитие учебно-материальной базы учреждений
образования";
"Кадровое обеспечение учреждений
образования";
"Профессиональное образование";
"Развитие науки"
Перечень основных
мероприятий
Приложение N 2
Объем и источники
финансирования
Программы
(в ценах 2003 г.)
Всего 2050,86 млн.
в том числе:
Федеральный бюджет 335,3 млн. руб.
Республиканский бюджет 1089,06 млн. руб
Местные бюджеты 626,5 млн. руб.
Ожидаемые конечные
результаты реализации
Программы
1. Оптимизация сети и структуры
образовательных учреждений различных уровней.
2. Удовлетворение потребности организаций в
высококвалифицированных кадрах.
3. Удовлетворение потребности населения в
услугах дошкольных учреждений.
4. Создание условий для профессионального
обучения, проведения
лечебно-профилактических мероприятий,
сохранение и укрепление здоровья детей,
социальной адаптации и интеграции с
обществом.
5. Повышение статуса воспитания в
образовательных учреждениях всех типов и
видов.
6. Модернизация педагогического образования,
повышение квалификации и переподготовка
кадров для системы образования
  7. Информатизация учреждений образования,
внедрение передовых информационных
технологий, способствующих повышению
качества образования.
8. Обеспечение условий для обучения
учащихся и студентов, приближенных к
санитарно-гигиени-ческим требованиям,
безопасных условий жизнеобеспечения.
9. Содействие дальнейшему развитию
интеграции профессионального образования,
науки и производства.
10. Создание условий для формирования
эффективной научно-инновационной структуры в
республике.
11. Повышение общественного статуса и
престижа научной и инновационной
деятельности.
12. Создание технологии и оборудования
порациональному развитию организаций в
республике.
13. Создание новых материалов и технологий
с использованием местных сырьевых источников.
14. Разработка и внедрение эффективных
технологий по получению продуктов
функционального питания и лекарств на
основе местного сырья.
15. Мониторинг и прогноз развития
экосистем, водных, аграрных комплексов
Система контроля за
исполнением Программы
Контроль за ходом реализации Программы
осуществляется в соответствии с
постановлением Правительства Республики
Бурятия от 29.04.2003 г. N 161 "О
регламентации разработки и реализации
республиканских целевых программ"

 

* Средства федерального бюджета указаны справочно.

** (Справочно) средства местных бюджетов указаны в соответствии с соглашениями между Министерством образования и науки Республики Бурятия и органами местного самоуправления.

 

Список сокращений

ВСПО - высшее и среднее профессиональное образование

ОУ - образовательное учреждение

ПО - профессиональное образование

Совет ректоров - Советы ректоров высших учебных заведений Республики Бурятия

Советы директоров - Советы директоров учреждений начального и среднего профессионального образования Республики Бурятия

Ассоциация - Бурятская республиканская общественная организация "Ассоциация филиалов иногородних ВУЗов"

УМО - учебно-методические объединения

МСУ - органы местного самоуправления

ДОУ - дошкольные образовательные учреждения

НИОКР - научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки

НПО - начальное профессиональное образование

РНТП - региональная научно-техническая программа

Программа - Республиканская целевая программа "Развитие образования и науки на 2004-2007 годы"

БНЦ СО РАН - Бурятский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук

БурНИИСХ СО РАСХН - Бурятский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук

БГУ - Бурятский государственный университет

ВСГТУ - Восточно-Сибирский государственный технологический университет

ВСГАКИ - Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств

БГСХА - Бурятская государственная сельскохозяйственная академия

 

Введение

 

Республиканская целевая программа "Развитие образования и науки в Республике Бурятия на 2004-2007 годы" (далее - Программа) является организационной основой для реализации государственной политики Республики Бурятия в системе образования и науки, определяет стратегию ее приоритетного развития. Основные цели и задачи Программы учитывают национально-культурные, социально-экономические, экологические, культурные, демографические и другие особенности Республики Бурятия и направлены на решение вопросов, отнесенных законодательством Российской Федерации в системе образования и науки к компетенции органов исполнительной власти Республики Бурятия.

 

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами

 

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года Программа предполагает реализацию актуальных проблем системы образования Республики Бурятия, Плана действий Правительства Республики Бурятия по выявлению, поддержке и распространению инноваций в сфере образования, созданию адекватной системы управления модернизацией как долгосрочным процессом инновационного развития отрасли, реализуемым преимущественно программно-целевыми методами, включающими в себя конкретные проекты, направленные на достижение определенного законченного результата.

В сфере образования необходимо осуществить меры по развитию государственно-общественного характера управления системой образования, обеспечить подготовку нормативно-правовой базы по введению единого государственного экзамена, дальнейшую отработку структуры и содержания общего образования, включая концепцию профильного обучения в старших классах, значительно активизировать работу по реструктуризации сети образовательных учреждений, расположенных в сельской местности. С учетом реальных потребностей экономики Республики Бурятия в подготовке специалистов разного профиля предлагается продолжить реформу профессионального образования, оптимизацию сети и структуры его учреждений, стимулировать процесс интеграции разных уровней и организационных форм образования и науки в единый рынок знаний, в том числе через создание университетских комплексов.

 

1.1. Дошкольное образование

 

С 1992 года контингент детей в дошкольных образовательных учреждениях уменьшился на 36947 (59%) человек, сокращение сети дошкольных образовательных учреждений составило 336 (45%) учреждений.

Охват детей дошкольного возраста общественным дошкольным воспитанием составляет 45% от общего количества детей дошкольного возраста (в 2000 г. - 36%). Увеличение охвата стало возможным благодаря открытию групп кратковременного пребывания, социальных групп, групп по подготовке детей к школе при общеобразовательных школах.

Однако, не в полной мере осуществлены:

- обеспечение общедоступности услуг образовательных дошкольных учреждений для всех групп населения;

- создание условий для наиболее полного развития способностей и интересов детей дошкольного возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, на основе индивидуального подхода;

- сохранение и развитие системы различных видов дошкольных образовательных учреждений и обеспечение их функционирования в соответствии с потребностями населения;

- обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования, развитие интеграции дошкольных образовательных учреждений с образовательными учреждениями общего и дополнительного образования, внедрение новых образовательных технологий в системе дошкольного образования.

 

1.2. Совершенствование содержания общего образования

 

В рамках модернизации российского образования в системе общего образования республики происходят существенные преобразования в структуре и содержании, что предполагает обеспечить постепенный переход к профильному обучению. Важным фактором развития системы образования являются интеграции разнопрофильных учебных заведений среднего и высшего профессионального образования: созданы 44 университетских комплекса. Информационное обеспечение будет достигнуто путем реализации масштабной программы компьютеризации школ, органов управления образованием в рамках программы информационного обеспечения общего образования учебной и учебно-методической литературой. Планируется оснащение школ электронными образовательными продуктами, подключение к информационным сетям.

Основные проблемы:

- наличие большого числа необучающихся, детей из малоимущих семей;

- нагрузка содержания общего образования путем его реструктуризации, подготовка перехода на профильное обучение;

- апробация преподавания иностранного языка, информатики со второго класса; адаптированных механизмов при поступлении ребенка в первый класс и при переходе из начальной школы в основную;

- введение системы ЕГЭ.

Недостаточными являются:

- оснащение школ компьютерами, электронными образовательными продуктами, подключение к информационным сетям;

- издание учебной литературы национально-регионального компонента;

- обновление библиотечных фондов школьных учебников в соответствии с требованиями содержания общего образования, в том числе содержания учебников и учебно-методической литературы по бурятскому языку и литературе как государственному на всех ступенях обучения.

 

1.3. Воспитание и дополнительное образование детей

 

Воспитание и дополнительное образование - неотъемлемая часть функции системы образования. Современная стратегия воспитания направлена на формирование гражданской ответственности, правового самосознания, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Только программными методами можно достичь:

- сохранения и развития системы дополнительного образования детей;

- усиления воспитывающей функции дисциплин школьного цикла;

- обеспечения общедоступности услуг дополнительного образования детей;

- финансового обеспечения системы воспитания и дополнительного образования.

 

1.4. Социальная защита детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

 

Сложившаяся социально-экономическая ситуация привела к росту числа детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содержится 1116 чел., в социальных группах при детских садах, общеобразовательных школах-интер-натах, учреждениях начального профессионального образования - 2248 чел., на воспитании в семьях - 4333 опекаемых ребенка, 62 ребенка воспитываются в приемных семьях, 2095 детей с ограниченными возможностями здоровья обучаются в специальных (коррекционных) учреждениях образования, 511 тубинфицированных детей получают профилактическое лечение в образовательных учреждениях санаторного типа.

В целях улучшения положения детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в республике открыт детский дом в с. Петропавловка Джидинского района, близится к завершению строительство санаторного детского дома в п. Верхняя Березовка (г. Улан-Удэ), развивается новая форма устройства детей, оставшихся без попечения, - помещение на воспитание в семьи граждан.

Реализация подпрограммы "Социальная защита детей, находящихся в трудной жизненной ситуации" предполагает осуществление мероприятий по предупреждению социального сиротства, обеспечению жизнедеятельности детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, обеспечит защиту их прав в области получения образования и дальнейшей интеграции в общество.

 

1.5. Начальное профессиональное образование

 

Начальное профессиональное образование является самостоятельным, качественно определенным звеном в системе непрерывного образования.

Профессиональные училища и лицеи выполняют функцию воспроизводства квалифицированных трудовых ресурсов, обеспечивают социальную защиту детей-сирот, детей из малообеспеченных семей, являются доступными для большинства молодежи.

Образовательный процесс в учреждениях начального профессионального образования ориентирован на расширение возможностей обучающихся в профессиональном самоопределении, повышении квалификации, специальной, физической и общекультурной подготовке его выпускников.

В 43 профессиональных училищах и лицеях Республики Бурятия ежегодно обучается свыше 17 тысяч человек, из них 66,3% одновременно с профессией получают среднее (полное) общее образование, 16,9% получают профессию на базе среднего (полного) общего образования, 16,8% получают только профессию.

Соотношение подготавливаемых рабочих по профессиям общего назначения составляет 8,6%, промышленности - 22,4%, сферы обслуживания (сервиса) - 22,5%, общественного питания и торговли - 6,9%, транспорта - 10,3%, строительства - 19,0%, сельского хозяйства - 10,3%. Учреждениями начального профессионального образования заключены договоры на подготовку рабочих кадров по большинству профессий с организациями в Республике Бурятия.

Реализация подпрограммы "Начальное профессиональное образование" предполагает дальнейшее развитие инфраструктуры начального профессионального образования, его кадрового, финансового, материально-технического, научно-методического и информационного обеспечения, а также профориентации молодежи, позволяющих достичь высокого уровня подготовки выпускников, конкурентоспособных и мобильных на рынке труда.

 

1.6. Высшее и среднее профессиональное образование в Республике
Бурятия (далее-ВиСПО)

 

Высшее и среднее профессиональное образование в Республике Бурятия обеспечивает возможность получения профессионального образования, направленного на повышение образовательного и культурного уровня личности.

В условиях расслоения общества, снижения территориальной мобильности малообеспеченных слоев населения, возрастает социальная значимость высшего и среднего профессионального образования.

Подготовка кадров с высшим профессиональным образованием в республике ведется по 7 направлениям и 125 специальностям и специализациям. В государственных и муниципальных ССУЗах подготовка специалистов проводится по 75 специальностям.

Показатель численности студентов высших учебных заведений на 10 тысяч населения в 2002 году составил 204 человека. Показатель численности студентов ССУЗов на 10 тысяч населения в 2002 году составил 125 человек.

Учебные заведения ВиСПО республики расширяют спектр образовательных услуг и становятся многопрофильными, многоуровневыми и многофункциональными.

Проводится последовательная ориентация деятельности ВУЗов и ССУЗов на решение различных социально-экономических задач Республики Бурятия.

Формируются новые направления подготовки специалистов в области экономики и управления.

Осуществляется обновление содержания высшего и среднего профессионального образования, обеспечивающее его интеллектуализацию и гуманизацию, развитие вариативности и гибкости образовательных программ, расширение профиля подготовки и повышение профессиональной мобильности специалистов.

Сохраняя и постепенно расширяя объем подготовки специалистов с высшим и средним образованием в условиях перехода к рынку и спада производства, ВУЗы и ССУЗы республики во многом способствуют снижению уровня социальной напряженности в обществе и уменьшению безработицы, в первую очередь среди молодежи.

К числу основных проблем системы ВиСПО республики относятся:

1. В условиях нестабильности социально-экономической ситуации в обществе, отсутствия долгосрочного прогноза развития экономики республики затруднено формирование профильной структуры подготовки специалистов.

2. Недостаточная связь системы ВиСПО с рынком труда и, как следствие, незаинтересованность работодателей всех форм собственности в организации практик и приглашения молодых специалистов на работу.

3. Низкий уровень социально-экономической поддержки студентов.

4. Отсутствие современной системы трудоустройства молодых специалистов в условиях отмены раннее действовавшей системы распределения выпускников высших и средних специальных учебных заведений.

5. Недостаточное взаимодействие учебных заведений профессионального образования между собой.

6. Старение учебно-лабораторной и материально-технической базы учреждений ВиСПО, в то время как подготовка специалистов требует использования в учебном процессе современного дорогостоящего оборудования.

 

1.7. Развитие науки

 

Наука является важным фактором экономического и социального развития Республики Бурятия. Общая численность занимающихся научно-исследовательской деятельностью в вузах и научных учреждениях республики составляет 2000 человек, в том числе профессоров - 179, кандидатов и доцентов - 1010.

Наметились положительные тенденции в научно-технической сфере республики. Все организации и учреждения, занимающиеся научной деятельностью, подтвердили свой статус, получив государственную аккредитацию. Деятельность научных организаций направлена на решение задач реального сектора экономики. Проведены региональная и республиканская выставки-ярмарки проектов НИОКР. Утверждено Положение о формировании государственного заказа на научную и научно-техническую продукцию. Для стимулирования научной активности талантливой молодежи проводятся ежегодные конкурсы грантов молодых ученых Республики Бурятия.

Реализация подпрограммы "Наука" направлена на поддержку новых разработок в сфере материального производства: развитие инфраструктуры инновационной деятельности; обеспечение взаимной информированности научных организаций, вузов и организаций.

 

1.8. Кадры

 

В образовательных учреждениях республики работает 14819 учителей общеобразовательных школ, 2283 работника дошкольных учреждений, 1695 педагогических работников и мастеров начального профессионального образования, 1899 педагогических работников дополнительного образования. Обеспеченность педагогическими кадрами в дошкольных учреждениях полная, в общеобразовательных школах составляет - 98,3%, в учреждениях начального профессионального образования - 95,6%. Остаются необеспеченными учителями иностранного языка, физики, математики сельские школы и школы отдаленных районов. Проблемой является старение педагогических кадров, отток молодых специалистов.

 

1.9. Укрепление материально-технической базы

 

В настоящее время количество аварийных зданий составляет 100, требующих капитального ремонта - 280, подлежат сносу - 21. Темпы старения и износа зданий и помещений, санитарно-технического оборудования и теплосистем существенно опережают их реконструкцию. Все меры по поддержке деятельности общеобразовательных учреждений осуществляются в условиях финансового дефицита. Ускоряет износ зданий сменность занятий: в 2-3 смены работают 257 общеобразовательных учреждений, в которых обучаются 42,3 тыс. детей. Из 456 сельских школ 300 имеют на балансе котельные, для обеспечения жизнедеятельности учебных заведений необходимо провести ремонт котельных и прилегающих к ним теплотрасс.

Требуют решения проблемы проведения капитального ремонта общеобразовательных учреждений, усиления противопожарных мероприятий, продолжения строительства и ввода незавершенных объектов образования, строительства новых образовательных учреждений для замены аварийного и ветхого фонда и создания новых учебных мест.

 

2. Цели и задачи Программы, сроки ее реализации

 

Главная цель Программы - создание механизма устойчивого развития системы образования, условий достижения нового современного качества образования и воспитания, развитие фундаментальной и прикладной науки.

Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи:

- обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования, повышение качества содержания образования, формирование гражданской ответственности, способности к социализации в обществе, улучшение системы профессионального образования, качества подготовки рабочих и специалистов в тесной взаимосвязи с развитием фундаментальной и прикладной науки;

- эффективное использование результатов, полученных в приоритетных направлениях развития науки и техники;

- структурная перестройка системы образования, ее организационных форм, методов и технологий;

- организация работы по введению единого государственного экзамена;

- информатизация системы образования республики;

- обеспечение максимального охвата детей школьного возраста обучением и дополнительным образованием;

- активизация мер по повышению социального статуса воспитания и воспитательного потенциала системы образования;

- развитие профессионального уровня управления процессом воспитания в образовательных учреждениях; формирование единого межведомственного подхода к воспитанию детей и молодежи; обеспечение взаимодействия системы образования республики со всеми социальными институтами для создания единого воспитательного пространства;

- укрепление и развитие воспитательных функций образовательных учреждений во взаимодействии с семьей, расширение состава субъектов воспитания, координация их усилий;

- создание условий для введения в штатное расписание образовательных учреждений педагогов дополнительного образования, руководителей ОБЖ, инструкторов по основам воинской службы, старших вожатых, педагогов - организаторов, педагогов - психологов, социальных педагогов, старших воспитателей;

- развитие семейных форм воспитания детей, оставшихся без родителей;

- государственная поддержка детей, воспитывающихся в опекунских и приемных семьях;

- обеспечение жилой площадью детей-сирот, никогда не имевших жилья (оставленных в государственных учреждениях), детей-сирот, потерявших жилье;

- оснащение образовательных учреждений для детей-инвалидов оборудованием для учебных мастерских, индивидуальными средствами реабилитации, предметами адаптивной физической культуры;

- совершенствование системы сохранения и укрепления здоровья детей в образовательных учреждениях;

- укрепление учебно-материальной базы учреждений образования;

- проведение капитального ремонта существующей базы учреждений образования, выполнение требований и предписаний по качественному обслуживанию системы отопления, проведение противопожарных мероприятий, выполнение требований пожарной безопасности, усиление противопожарного режима;

- окончание строительства незавершенных объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры, замена ветхого и аварийного фонда зданий и сооружений, реконструкция, а также новое строительство;

- обеспечение гражданам республики государственных гарантий реализации принципа равных возможностей в сфере профессионального образования;

- расширение перечня профессий в учреждениях начального профессионального образования в Республике Бурятия в соответствии с запросами личности, с потребностями рынка труда республики;

- социальная защита учащейся молодежи;

- совершенствование воспитательного процесса, создание условий для развития личности и реализации ее творческой активности;

- удовлетворение общественных потребностей в специалистах с высшим и средним профессиональным образованием, способных осуществлять преобразование в производстве, науке, культуре и обеспечивать социально-экономический прогресс республики в современных условиях;

- создание условий для повышения качества профессионального образования;

- создание условий для активизации научно-технической и инновационной деятельности;

- поддержка быстро окупаемых НИОКР и инновационных проектов;

- содействие внедрению результатов НИОКР в производство и продвижению инновационных продуктов на рынок;

- получение новых материалов и развитие химических технологий;

- создание и развитие технологии живых систем;

- развитие энергосберегающих технологий;

- сохранение окружающей среды и природно-ресурсной базы;

- развитие информационно-телекоммуникационных технологий и электроники;

- обеспечение системы образования республики высококвалифицированными кадрами и повышение научно-методического уровня;

- развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических, руководящих и других работников системы образования;

- целевая подготовка педагогических работников для образовательных учреждений, расположенных в сельской местности, удаленных районах, и для национальных школ.

Срок реализации Программы: 2004-2007 гг.:

Первый этап - 2004-2005 годы - подготовка организационно-педагоги-ческих, научно-методических и нормативно-правовых основ для дальнейшего развития системы образования, введения единого государственного экзамена (ЕГЭ) и внедрения профильной школы, попечительских Советов, организации университетских и академических комплексов, интеграции учреждений профессионального образования и науки, расширение сети дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования.

Второй этап - 2006-2007 годы - переход к устойчивому развитию образования и науки на основе реализации целей и задач Программы.

 

3. Ресурсное обеспечение Программы

 

Общие затраты на реализацию Программы за счет всех источников финансирования - 2050,86 млн. рублей, из них за счет средств федерального бюджета - 335,3 млн. рублей (справочно), республиканского бюджета - 1089,06 млн. рублей, местных бюджетов - 626,5 млн. рублей (справочно), в том числе:

 

(млн. рублей)

 

  Всего 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Республиканский бюджет
Дошкольное образование 12,6 2,8 3,1 3,1 3,6
Совершенствование содержания общего образования 478,0 105,3 116,2 124,7 131,8
Воспитание и дополнительное образование детей 272,9 63,0 66,4 70,0 73,5
Социальная защита детей, находящихся в
трудной жизненной ситуации
63,56 11,28 14,49 17,08 20,71
Развитие учебно-материальной базы
учреждений образования

110,6

31,0

27,4

25,1

27,1
Кадровое обеспечение учреждений образования 29,8 6,5 7,3 7,8 8,2
Профессиональное образование 83,1 17,1 19,3 22,0 24,7
Развитие науки 38,5 7,5 10,0 11,0 10,0
Итого 1089,06 224,48 264,19 280,78 299,61

 

4. Организация управления и контроль за реализацией Программы

 

Контроль за ходом реализации Программы осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Республики Бурятия от 29.04.2003 г. N 161 "О регламентации разработки и реализации республиканских целевых программ".

Организация управления и контроль за ходом реализации Программы возлагается на Министерство образования и науки и предполагает ежеквартальный анализ о ходе выполнения мероприятий Программы, утверждение аналитического отчета на заседаниях коллегии Министерства.

 

5. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы

 

Реализация мероприятий в соответствии с подпрограммами обеспечит:

1. Дошкольное образование:

- удовлетворение потребности населения в услугах дошкольных учреждений (к 2007 году 510 мест на 1000 детей дошкольного возраста).

2. Совершенствование содержания общего образования:

- реструктуризацию и развитие системы образовательных учреждений общего образования, создание университетских академических комплексов (43 образовательных учреждения);

- качественное обновление содержания образования, профилизацию старшей ступени общего образования, введение Единого государственного экзамена;

- информатизацию учреждений образования, внедрение передовых информационных технологий, способствующих повышению качества образования (на 1 компьютер 50 учащихся);

- охват обучением 99,7% детей школьного возраста.

3. Социальная защита детей, находящихся в трудной жизненной ситуации:

- создание условий для профессионального обучения, проведения лечебно-профилактических мероприятий, сохранение и укрепление здоровья детей, социальную адаптацию и интеграцию с обществом;

- оснащение образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) учреждений образования, общеобразовательных учреждений оборудованием для допрофессиональной подготовки, технологическим и медицинским оборудованием, средствами реабилитации и предметами адаптивной физической культуры;

- внедрение системы учета детей-сирот, совершенствование системы оплаты труда приемных родителей, поддержку опекунских семей, создание дополнительно 90 приемных семей, своевременность текущих выплат опекунского пособия на 4000 детей.

4. Начальное профессиональное образование:

- повышение качества подготовки и обеспечение рынка труда квалифицированными рабочими кадрами;

- подготовку рабочих кадров и специалистов в учреждениях начального профессионального образования (за период 2003-2007 гг. составит 28,5 тыс. чел.);

- подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих и специалистов в системе начального профессионального образования из числа взрослого и незанятого населения (с 2003 г. по 2007 г. - 10 тыс. чел.).

5. Среднее и высшее профессиональное образование:

5.1. Создание организационно-правовых, научно-методических основ, обеспечивающих:

- повышение эффективности учебных заведений высшего и среднего профессионального образования;

- расширение доступности населения к получению качественного профессионального образования;

- трудоустройство и социальную адаптацию выпускников учебных заведений высшего и среднего профессионального образования.

5.2. Удовлетворение потребности республики в квалифицированных кадрах с высшим и средним профессиональным образованием. Выпуск специалистов учебными заведениями высшего и среднего профессионального образования довести до 89,6 чел. на 10 тыс. жителей, в том числе с высшим образованием - до 46,6 чел. на 10 тыс. жителей.

5.3. Содействие дальнейшему развитию интеграции профессионального образования, науки и производства.

6. Воспитание и дополнительное образование детей:

- повышение статуса воспитания в образовательных учреждениях всех типов и видов на основе широкого общественного согласия;

- увеличение к 2007 году охвата детей учреждениями дополнительного образования до 60%;

- создание условий приоритетности воспитания в процессе образования, единство обучения и воспитания в системе образования;

- разработку районных программ развития воспитания с учетом этнокультурных факторов;

- поддержку новых воспитательных технологий и разнообразие воспитательных программ с учетом геополитических, национальных, народных, географических и др. особенностей.

7. Укрепление материально-технической базы:

- создание приближенных к санитарно-гигиеническим требованиям условий для обучения учащихся и студентов:

а) обеспеченность местами в общеобразовательных школах на одного учащегося (при фактической сменности 1,0) довести до 95%;

б) обеспеченность площадью учреждений начального профессионального образования (при фактической сменности 1,0) довести до 97,1%;

в) обеспеченность площадью учреждений среднего профессионального образования (при фактической сменности 1,0) довести до 100%;

- проведение капитального ремонта (ежегодно до 10% объектов образования), уменьшение количества аварийных зданий.

8. Кадры:

- повышение уровня образования педагогических кадров с высшим образованием общеобразовательных учреждений до 78%;

- повышение квалификации педагогических и руководящих работников (до 4500 чел. или 20%);

- предотвращение оттока педагогических и других работников образовательных учреждений из системы образования;

- повышение общественного престижа и востребованности труда педагогических работников.

9. Развитие науки:

- проведение аудита всех законченных НИОКР для оценки актуальности результатов и выработки рекомендаций по их внедрению в производство, создание эффективной инфраструктуры для поддержки инноваций;

- внедрение в производство 10 проектов из 19 проектов НИОКР Региональной научно-технической программы "Бурятия. Наука. Технологии и инновации", оформление и представление на конкурс 2 проектов в качестве инвестиционных.

 

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Правительства Республики Бурятия от 22 сентября 2003 г. N 296 "О Республиканской целевой программе "Развитие образования и науки в Республике Бурятия на 2004 - 2007 годы"


Текст Постановления опубликован в приложении "Официальный вестник" к газете "Бурятия" от 1 октября 2003 г. N 48(213)


Постановлением Правительства Республики Бурятия от 21 января 2014 г. N 15 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Постановление Правительства Республики Бурятия от 18 апреля 2008 г. N 176


Постановление Правительства Республики Бурятия от 28 сентября 2007 г. N 299


Постановление Правительства Республики Бурятия от 30 марта 2007 г. N 97


Постановление Правительства Республики Бурятия от 30 ноября 2006 г. N 383