Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Правительства Республики Бурятия от 2 июля 2003 г. N 224 "Об Концепции развития системы круглогодичного отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в Республике Бурятия на 2003 - 2010 годы"

2. Руководителям органов исполнительной власти Республики Бурятия принять необходимые меры по выполнению положений Концепции.

3. Министерству труда и социального развития Республики Бурятия (Ефимов С.Г.) осуществлять координацию действий органов исполнительной власти Республики Бурятия по выполнению положений Концепции и ежегодно готовить проект акта Правительства Республики Бурятия о выполнении Концепции с учетом складывающейся социально-экономической ситуации в республике.

4. Рекомендовать главам муниципальных образований принять меры по выполнению положений Концепции.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Контрольное управление Президента Республики Бурятия (Белоколодов Н.М.).

 

Президент -
Председатель Правительства
Республики Бурятия

Л.В. Потапов

 

Концепция
развития системы круглогодичного отдыха, оздоровления и занятости
детей и подростков в Республике Бурятия на 2003 - 2010 годы
(одобрена постановлением Правительства Республики Бурятия от 2 июля 2003 г. N 224)

 

Введение

 

Концепция развития системы круглогодичного отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в Республике Бурятия на 2003 - 2010 годы (далее - Концепция) представляет собой систему определения целей, задач и приоритетов государственной поддержки отдыха и оздоровления детей и подростков.

В Концепции определены основные направления политики Правительства Республики Бурятия в сфере детского отдыха до 2010 года.

Концепция является нормативно-правовым документом, обеспечивающим системные и согласованные действия органов исполнительной власти, местного самоуправления и организаций, направленные на увеличение числа оздоровленных детей, повышение уровня и качества отдыха и оздоровления детей в среднесрочной перспективе.

 

Состояние и тенденции развития детского отдыха,
оздоровления и занятости

 

Наиболее острые проблемы становления рыночной экономики непосредственно повлияли на социально-экономические и демографические аспекты жизнедеятельности семьи.

С 1991 по 2002 год в республике наблюдается сокращение численности населения детских возрастов от 0 до 15 лет с 330,0 тыс. человек до 235,7 тыс. человек, удельный вес детей в общей структуре населения снизился с 31,3% до 23,1%. По прогнозным оценкам Комитета государственной статистки Республики Бурятия до 2006 года с учетом наметившейся тенденции повышения рождаемости продолжится снижение общей численности и удельного веса населения детский возрастов, при этом заметно сократится численность возрастной группы 7-15 лет.

Вызывает тревогу отрицательная динамика состояния здоровья детей и подростков: рост общей заболеваемости, увеличение числа хронических заболеваний. Общая заболеваемость детей в 2002 году составила 146686 на 100 тыс. детей, 74% детей имеют хронические заболевания, высок процент заболеваемости туберкулезом.

Социально-экономические изменения, происходящие в жизни современного общества, объективно предполагают формирование и реализацию адекватной государственной политики в отношении детей, женщин и семьи. При этом важно максимально обеспечить всестороннюю защиту населения наиболее уязвимых категорий, не способного самостоятельно преодолеть трудную жизненную ситуацию.

Одним из факторов, обеспечивающих социальную поддержку семей с детьми, является государственная поддержка сферы детского отдыха.

За последние годы в Республике Бурятия созданы экономические и организационные условия, обеспечивающие стабилизацию и дальнейшее развитие республиканской системы детского отдыха.

В целях реализации социальной политики, обеспечения в первую очередь отдыхом и оздоровлением детей социально незащищенных категорий населения Правительство республики возложило координацию действий всех органов исполнительной власти социальной защиты, которые приняли все меры по сохранению системы детского отдыха в кризисные 1994-1997 годы.

Анализ состояния и развития сферы детского отдыха за последние 8 лет показывает, что созданная в соответствии с новыми экономическими условиями система детского отдыха дает определенные результаты.

Ежегодному увеличению числа оздоровленных детей и расширению сети детских оздоровительных учреждений способствует ежегодное увеличение финансовых средств из всех источников финансирования (с 14 млн. рублей в 1995 году до 91,7 млн. рублей в 2002 году).

 

Развитие сети детских оздоровительных учреждений
в 1995-2002 годах

 

Типы учреждений Годы
1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г.
Загородные лагери
Районные лагери
Спортивные лагери
Лагери с дневным пребыванием
Профильные
Социальные
ЛТО
Социальные столовые
18
8
20
423
17
16
195
-
21
19
19
434
38
30
165
-
22
19
6
271
38
43
142
78
22
19
6
410
27
66
233
135
22
21
10
466
35
82
260
204
23
26
10
478
41
93
303
268
30
26
10
481
76
103
327
379
30
32
12
513
97
116
197
406

 

К позитивным результатам реализации программ в сфере детского отдыха модно отнести:

- увеличение охвата детей отдыхом и оздоровлением, в том числе населения социально незащищенных категорий, с 30% от общего числа детей от 7 до 17 лет в 1995 году до 72% в 2002 году;

- расширение сети детских оздоровительных учреждений с 697 в 1995 году до 1403 в 2002 году;

- увеличение финансовых средств на детский отдых и оздоровление;

- укрепление материально-технической базы детского отдыха при использовании финансовых средств из республиканского бюджета;

- повышение качества содержательной деятельности детских оздоровительных учреждений за счет внедрения новых технологий и работы экспериментальных площадок.

Однако, в организации отдыха, оздоровления и занятости детей существует немало проблем.

Существующие объемы финансирования не позволяют обеспечить всех нуждающихся детей необходимым лечением, условиями для социальной реабилитации, оздоровления и отдыха: в 2002 году только 30% детей отдохнули на курортах, в санаториях, в санаторных оздоровительных лагерях. Сохраняется высокий процент детей, отдохнувших в социальных лагерях и получивших питание в социальных столовых (36,2%).

Доля средств, направляемых на детский отдых организациями, сократилась и составила в 2002 году 5,7% против 14,8% в 2000 году.

Одной из основных проблем является укрепление материальной азы детски оздоровительных учреждений. Детские оздоровительные учреждения, построенные 20-40 лет назад, требуют реконструкции и капитального ремонта.

Основной целью Концепции является поэтапное решение задач защиты прав и законных интересов детей, совершенствование механизмов их обеспечения, выработка и реализации единых приоритетов социальной политики в сфере детского отдыха.

 

Основные принципы

 

Система отдыха и оздоровления детей является неотъемлемой частью социальной политики государства и основывается на следующих принципах:

- приоритет интересов личности ребенка в деятельности организаций детского и семейного отдыха;

- равенство прав граждан на пользование системой детского отдыха и оздоровления, общедоступность детских оздоровительных учреждений;

- обеспечение социальных гарантий на пользование системой круглогодичного отдыха, оздоровления и занятости детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- консолидация действий и повышение ответственности органов исполнительной власти, местного самоуправления в Республике Бурятия в решении проблем отдыха детей;

- содействие развитию различных форм совместного отдыха детей с родителями;

- обеспечение благоприятных условий деятельности для детских оздоровительных учреждений;

- демократический, государственно-общественный характер управления системой детского отдыха и оздоровления.

Реализация государственной политики оздоровления детей предполагает дифференцированный подход к различным группам детей, который включает:

- осуществление комплекса мер, обеспечивающих гармоничное развитие личности ребенка, укрепление его здоровья, развитие трудовой мотивации, профилактику школьной и социальной дезадаптации;

- развитие форм и методов работы с целью коррекции поведения и социальной адаптации детей, находящихся в зоне социального риска (подростки с девиантным поведением, безнадзорные и беспризорные, дети и подростки с зависимостью от алкоголя, наркотиков, токсических веществ и др.);

- принятие мер, обеспечивающих социальную помощь и реабилитацию для несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

 

Цель, задачи, приоритетные направления

 

Целью Концепции является дальнейшее развитие государственной поддержки отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков, создание оптимальных условий для целенаправленного полноценного отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в круглогодичных учреждениях различного типа.

Основными задачами являются:

- охват наибольшего числа детей различными формами организационного отдыха, расширение их возрастного диапазона до 5-18 лет;

- усиление социальной направленности организации отдыха детей: обеспечение адресности, достижение максимального охвата организованными формами отдыха, оздоровления и занятости детей, нуждающихся в особой заботе государства;

- улучшение качества детского отдыха, совершенствование воспитательной работы, развитие профильной направленности отдыха, оздоровлении и занятости, новых форм отдыха и оздоровления;

- развитие разнообразных форм занятости подростков;

- содействие развитию семейных форм отдыха;

- научно-методическое и кадровое обеспечение деятельности организаций, осуществляющих отдых, оздоровление и занятость детей;

- повышение эффективности медицинского и санитарно-гигиенического обеспечения детского отдыха;

- совершенствование организационного механизма межведомственного взаимодействия, а также сотрудничества с общественными организациями по вопросам отдыха и оздоровление детей;

- совершенствование нормативно-правовой базы в области организации детского отдыха и оздоровления;

- осуществление финансового обеспечения отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков;

- создание социальной и экономической заинтересованности организаций, осуществляющих отдых и оздоровление;

- расширение сети детских оздоровительных учреждений, работающих в круглогодичном режиме;

- укрепление материально-технического базы детских оздоровительных лагерей, находящихся на территории Республики Бурятия.

В рамках решения этих задач усилия органов государственного управления, местного самоуправления и организаций должны быть сосредоточены на следующих направлениях:

1. Организационные меры, направленные на развитие системы детского отдыха и оздоровления:

- совершенствование форм работы комиссий, осуществляющих координацию деятельности различных учреждений отдыха и оздоровления по реализации данной Концепции;

- укрепление взаимодействия вышеназванных комиссий с иными негосударственными учреждениями;

- регулярный анализ системы оздоровления, отдыха и занятости детей, оценка ее эффективности;

- организация различных форм совместного отдыха родителей с детьми;

- организация отдыха детей в оздоровительных учреждениях различных типов;

- развитие разнообразных форм и видов организации отдыха и оздоровления детей, в том числе лагерей с дневным пребыванием детей, ЛТО, социальных лагерей, профильных лагерей и т.д.;

- организация отдыха, оздоровления и занятости детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в интернатных учреждениях, детских домах;

- организация круглогодичных отдыха и оздоровления детей и подростков социально незащищенных категорий населения: детей-инвалидов, детей из малообеспеченных, многодетных, неполных семей;

- увеличение охвата детей отдыхом в социально-реабилитационных центрах и приютах;

- создание условий для реабилитации детей и подростков в курортно-санаторных учреждениях республики;

- организация отдыха и оздоровления одаренных детей;

- организация отдыха и оздоровления детей из семей безработных родителей;

- профилактика безнадзорности и правонарушений подростков, организация социальной реабилитации подростков с девиантным поведением, безнадзорных и других категорий несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в детских оздоровительных учреждениях;

- обеспечение организации временных рабочих мест для подростков в каникулярное время;

- организация занятости учащихся учреждений профессионального образования;

- организация отдыха и оздоровления детей, находящихся в детских дошкольных учреждениях;

- совершенствование структуры управления организацией отдыха и оздоровления детей.

2. Совершенствование республиканской нормативно-правовой базы по организации детского и семейного отдыха:

- разработка нормативных документов для развития новых типов оздоровительных учреждений, обеспечивающих семейный отдых;

- обеспечение в детских оздоровительных учреждениях правовых услуг, направленных на оказание детям и их родителям юридической помощи, защиту их законных прав и интересов.

3. Совершенствование форм работы в детских оздоровительных учреждениях:

- разработка и реализация программ: оздоровительных, развивающих, образовательных, социальной реабилитации детей;

- переход к вариативно-программному подходу к деятельности детских оздоровительных учреждений;

- реализация в сфере детского отдыха инновационных программ и проектов, способствующих социализации подростков;

- сохранение и развитие положительных тенденций педагогического обеспечения социализации подростков;

- обеспечение социальной и психологической реабилитации детей в детских оздоровительных учреждениях;

- предоставление в детских оздоровительных учреждениях образовательных услуг, направленных на повышение интеллектуального уровня детей, расширение кругозора, углубление знаний, формирование умений и навыков, развитие творческого потенциала;

- предоставление в детских оздоровительных учреждениях психологических услуг, направленных на улучшение психологического состояния детей и их адаптацию к окружающей среде;

- реализация совместных международных проектов по организации детского и семейного отдыха;

- развитие детского и семейного туризма, спорта.

4. Кадровое обеспечение. Разработка научно-методических основ системы детского отдыха:

- анализ кадрового состава и существующей системы подготовки и переподготовки кадров оздоровительных учреждений;

- формирование государственного заказа на республиканском уровне по подготовке и переподготовке кадров для работы в учреждениях системы круглогодичного отдыха, оздоровления и занятости детей;

- обеспечение методического руководства воспитательно-педагогической деятельностью детских оздоровительных учреждений;

- разработка и издание коррекционно-реабилитационных и психосоциальных технологий, методик для работы с детьми;

- проведение конференций, семинаров, ориентированных на анализ, выявление эффективного отдыха, оздоровления и занятости детей, создание опорных площадок по их отработке;

- обобщение опыта оздоровительной, воспитательной, превентивной, охранно-защитной и коррекционно-реабилитационной практики организации детского и семейного отдыха;

- изучении международного и межрегионального опыта работы в сфере детского отдыха.

5. Медицинское и санитарно-противоэпидемическое обеспечение:

- развитие в детских оздоровительных учреждениях услуг, обеспечивающих охрану здоровья, своевременное оказание медицинской помощи, профилактику заболеваний и формирование навыков здорового образа жизни;

- обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований в учреждениях системы оздоровления;

- обеспечение детских оздоровительных учреждений квалифицированными медицинскими работниками;

- организация снабжения учреждений отдыха и оздоровления детей медицинским оборудованием, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения;

- организация оздоровления и реабилитации детей и подростков на базе лечебно-профилактических учреждений, том числе, санаторно-курортных.

6. Финансово-экономическое обеспечение:

- рациональное и эффективное использование финансовых ресурсов, предназначенных для организации круглогодичного отдыха, оздоровления и занятости детей;

- усиление контроля органов исполнительной власти за целевым расходованием средств, выделяемых на организацию отдыха детей;

7. Информационное обеспечение, взаимодействие с общественными организациями:

- привлечение средств массовой информации к пропаганде позитивного опыта организации отдыха, оздоровления и занятости детей;

- освещение в электронных и печатных средствах массовой информации проблем, связанных с организацией отдыха, оздоровления и занятости детей;

- информационная поддержка деятельности общественных и негосударственных учреждений системы оздоровления детей;

- издание информационных каталогов, справочников, бюллетеней, обзоров для родителей о сети учреждений, предоставляющих оздоровительные услуги, формах оздоровления, отдыха, занятости детей, подростков и молодежи;

- развитие социального партнерства в области реализации прав детского населения на отдых и оздоровление.

 

Ожидаемые результаты

 

Реализация Концепции позволит сформировать целенаправленную социальную политику поддержки и укрепления системы, обеспечивающей каждому ребенку необходимые и достаточные условия полноценного оздоровления, отдыха и занятости.

Последовательное осуществление данной социальной политики окажет позитивное влияние на повышение качества жизни детей, сохранение здорового генофонда.

Кроме того:

- повысит требовательность к содержанию деятельности детских оздоровительных учреждений, расширит их возможности в части оказания социально-медицинских, психолого-педагогических услуг;

- укрепит материально-техническую базу учреждений отдыха, оздоровления и занятости детей;

- повысит ответственность исполнительных органов государственной власти;

- позволит:

- аккумулировать финансовые средства и рационально использовать их на отдых, оздоровление и занятость детей;

- рационально использовать государственные инвестиции и привлекать дополнительные средства;

- развивать духовно-нравственный, культурно-образовательный потенциал и трудовую мотивацию детей и подростков;

- улучшить состояние здоровья детей, сформировать потребность вести здоровый образ жизни;

- сохранить и усовершенствовать базу для организации круглогодичного оздоровления детей.

 

 

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Правительства Республики Бурятия от 2 июля 2003 г. N 224 "Об Концепции развития системы круглогодичного отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в Республике Бурятия на 2003 - 2010 годы"


Текст Постановления опубликован в Собрании Законодательства Республики Бурятия N 10(67) октябрь 2004 г.