2. Руководителям органов исполнительной власти Республики Бурятия принять необходимые меры по выполнению положений Концепции.
3. Министерству труда и социального развития Республики Бурятия (Ефимов С.Г.) осуществлять координацию действий органов исполнительной власти Республики Бурятия по выполнению положений Концепции и ежегодно готовить проект акта Правительства Республики Бурятия о выполнении Концепции с учетом складывающейся социально-экономической ситуации в республике.
4. Рекомендовать главам муниципальных образований принять меры по выполнению положений Концепции.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Контрольное управление Президента Республики Бурятия (Белоколодов Н.М.).
Президент - |
Л.В. Потапов |
Концепция
развития системы круглогодичного отдыха, оздоровления и занятости
детей и подростков в Республике Бурятия на 2003 - 2010 годы
(одобрена постановлением Правительства Республики Бурятия от 2 июля 2003 г. N 224)
Введение
Концепция развития системы круглогодичного отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в Республике Бурятия на 2003 - 2010 годы (далее - Концепция) представляет собой систему определения целей, задач и приоритетов государственной поддержки отдыха и оздоровления детей и подростков.
В Концепции определены основные направления политики Правительства Республики Бурятия в сфере детского отдыха до 2010 года.
Концепция является нормативно-правовым документом, обеспечивающим системные и согласованные действия органов исполнительной власти, местного самоуправления и организаций, направленные на увеличение числа оздоровленных детей, повышение уровня и качества отдыха и оздоровления детей в среднесрочной перспективе.
Состояние и тенденции развития детского отдыха,
оздоровления и занятости
Наиболее острые проблемы становления рыночной экономики непосредственно повлияли на социально-экономические и демографические аспекты жизнедеятельности семьи.
С 1991 по 2002 год в республике наблюдается сокращение численности населения детских возрастов от 0 до 15 лет с 330,0 тыс. человек до 235,7 тыс. человек, удельный вес детей в общей структуре населения снизился с 31,3% до 23,1%. По прогнозным оценкам Комитета государственной статистки Республики Бурятия до 2006 года с учетом наметившейся тенденции повышения рождаемости продолжится снижение общей численности и удельного веса населения детский возрастов, при этом заметно сократится численность возрастной группы 7-15 лет.
Вызывает тревогу отрицательная динамика состояния здоровья детей и подростков: рост общей заболеваемости, увеличение числа хронических заболеваний. Общая заболеваемость детей в 2002 году составила 146686 на 100 тыс. детей, 74% детей имеют хронические заболевания, высок процент заболеваемости туберкулезом.
Социально-экономические изменения, происходящие в жизни современного общества, объективно предполагают формирование и реализацию адекватной государственной политики в отношении детей, женщин и семьи. При этом важно максимально обеспечить всестороннюю защиту населения наиболее уязвимых категорий, не способного самостоятельно преодолеть трудную жизненную ситуацию.
Одним из факторов, обеспечивающих социальную поддержку семей с детьми, является государственная поддержка сферы детского отдыха.
За последние годы в Республике Бурятия созданы экономические и организационные условия, обеспечивающие стабилизацию и дальнейшее развитие республиканской системы детского отдыха.
В целях реализации социальной политики, обеспечения в первую очередь отдыхом и оздоровлением детей социально незащищенных категорий населения Правительство республики возложило координацию действий всех органов исполнительной власти социальной защиты, которые приняли все меры по сохранению системы детского отдыха в кризисные 1994-1997 годы.
Анализ состояния и развития сферы детского отдыха за последние 8 лет показывает, что созданная в соответствии с новыми экономическими условиями система детского отдыха дает определенные результаты.
Ежегодному увеличению числа оздоровленных детей и расширению сети детских оздоровительных учреждений способствует ежегодное увеличение финансовых средств из всех источников финансирования (с 14 млн. рублей в 1995 году до 91,7 млн. рублей в 2002 году).
Развитие сети детских оздоровительных учреждений
в 1995-2002 годах
Типы учреждений | Годы | |||||||
1995 г. | 1996 г. | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | |
Загородные лагери Районные лагери Спортивные лагери Лагери с дневным пребыванием Профильные Социальные ЛТО Социальные столовые |
18 8 20 423 17 16 195 - |
21 19 19 434 38 30 165 - |
22 19 6 271 38 43 142 78 |
22 19 6 410 27 66 233 135 |
22 21 10 466 35 82 260 204 |
23 26 10 478 41 93 303 268 |
30 26 10 481 76 103 327 379 |
30 32 12 513 97 116 197 406 |
К позитивным результатам реализации программ в сфере детского отдыха модно отнести:
- увеличение охвата детей отдыхом и оздоровлением, в том числе населения социально незащищенных категорий, с 30% от общего числа детей от 7 до 17 лет в 1995 году до 72% в 2002 году;
- расширение сети детских оздоровительных учреждений с 697 в 1995 году до 1403 в 2002 году;
- увеличение финансовых средств на детский отдых и оздоровление;
- укрепление материально-технической базы детского отдыха при использовании финансовых средств из республиканского бюджета;
- повышение качества содержательной деятельности детских оздоровительных учреждений за счет внедрения новых технологий и работы экспериментальных площадок.
Однако, в организации отдыха, оздоровления и занятости детей существует немало проблем.
Существующие объемы финансирования не позволяют обеспечить всех нуждающихся детей необходимым лечением, условиями для социальной реабилитации, оздоровления и отдыха: в 2002 году только 30% детей отдохнули на курортах, в санаториях, в санаторных оздоровительных лагерях. Сохраняется высокий процент детей, отдохнувших в социальных лагерях и получивших питание в социальных столовых (36,2%).
Доля средств, направляемых на детский отдых организациями, сократилась и составила в 2002 году 5,7% против 14,8% в 2000 году.
Одной из основных проблем является укрепление материальной азы детски оздоровительных учреждений. Детские оздоровительные учреждения, построенные 20-40 лет назад, требуют реконструкции и капитального ремонта.
Основной целью Концепции является поэтапное решение задач защиты прав и законных интересов детей, совершенствование механизмов их обеспечения, выработка и реализации единых приоритетов социальной политики в сфере детского отдыха.
Основные принципы
Система отдыха и оздоровления детей является неотъемлемой частью социальной политики государства и основывается на следующих принципах:
- приоритет интересов личности ребенка в деятельности организаций детского и семейного отдыха;
- равенство прав граждан на пользование системой детского отдыха и оздоровления, общедоступность детских оздоровительных учреждений;
- обеспечение социальных гарантий на пользование системой круглогодичного отдыха, оздоровления и занятости детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- консолидация действий и повышение ответственности органов исполнительной власти, местного самоуправления в Республике Бурятия в решении проблем отдыха детей;
- содействие развитию различных форм совместного отдыха детей с родителями;
- обеспечение благоприятных условий деятельности для детских оздоровительных учреждений;
- демократический, государственно-общественный характер управления системой детского отдыха и оздоровления.
Реализация государственной политики оздоровления детей предполагает дифференцированный подход к различным группам детей, который включает:
- осуществление комплекса мер, обеспечивающих гармоничное развитие личности ребенка, укрепление его здоровья, развитие трудовой мотивации, профилактику школьной и социальной дезадаптации;
- развитие форм и методов работы с целью коррекции поведения и социальной адаптации детей, находящихся в зоне социального риска (подростки с девиантным поведением, безнадзорные и беспризорные, дети и подростки с зависимостью от алкоголя, наркотиков, токсических веществ и др.);
- принятие мер, обеспечивающих социальную помощь и реабилитацию для несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Цель, задачи, приоритетные направления
Целью Концепции является дальнейшее развитие государственной поддержки отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков, создание оптимальных условий для целенаправленного полноценного отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в круглогодичных учреждениях различного типа.
Основными задачами являются:
- охват наибольшего числа детей различными формами организационного отдыха, расширение их возрастного диапазона до 5-18 лет;
- усиление социальной направленности организации отдыха детей: обеспечение адресности, достижение максимального охвата организованными формами отдыха, оздоровления и занятости детей, нуждающихся в особой заботе государства;
- улучшение качества детского отдыха, совершенствование воспитательной работы, развитие профильной направленности отдыха, оздоровлении и занятости, новых форм отдыха и оздоровления;
- развитие разнообразных форм занятости подростков;
- содействие развитию семейных форм отдыха;
- научно-методическое и кадровое обеспечение деятельности организаций, осуществляющих отдых, оздоровление и занятость детей;
- повышение эффективности медицинского и санитарно-гигиенического обеспечения детского отдыха;
- совершенствование организационного механизма межведомственного взаимодействия, а также сотрудничества с общественными организациями по вопросам отдыха и оздоровление детей;
- совершенствование нормативно-правовой базы в области организации детского отдыха и оздоровления;
- осуществление финансового обеспечения отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков;
- создание социальной и экономической заинтересованности организаций, осуществляющих отдых и оздоровление;
- расширение сети детских оздоровительных учреждений, работающих в круглогодичном режиме;
- укрепление материально-технического базы детских оздоровительных лагерей, находящихся на территории Республики Бурятия.
В рамках решения этих задач усилия органов государственного управления, местного самоуправления и организаций должны быть сосредоточены на следующих направлениях:
1. Организационные меры, направленные на развитие системы детского отдыха и оздоровления:
- совершенствование форм работы комиссий, осуществляющих координацию деятельности различных учреждений отдыха и оздоровления по реализации данной Концепции;
- укрепление взаимодействия вышеназванных комиссий с иными негосударственными учреждениями;
- регулярный анализ системы оздоровления, отдыха и занятости детей, оценка ее эффективности;
- организация различных форм совместного отдыха родителей с детьми;
- организация отдыха детей в оздоровительных учреждениях различных типов;
- развитие разнообразных форм и видов организации отдыха и оздоровления детей, в том числе лагерей с дневным пребыванием детей, ЛТО, социальных лагерей, профильных лагерей и т.д.;
- организация отдыха, оздоровления и занятости детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в интернатных учреждениях, детских домах;
- организация круглогодичных отдыха и оздоровления детей и подростков социально незащищенных категорий населения: детей-инвалидов, детей из малообеспеченных, многодетных, неполных семей;
- увеличение охвата детей отдыхом в социально-реабилитационных центрах и приютах;
- создание условий для реабилитации детей и подростков в курортно-санаторных учреждениях республики;
- организация отдыха и оздоровления одаренных детей;
- организация отдыха и оздоровления детей из семей безработных родителей;
- профилактика безнадзорности и правонарушений подростков, организация социальной реабилитации подростков с девиантным поведением, безнадзорных и других категорий несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в детских оздоровительных учреждениях;
- обеспечение организации временных рабочих мест для подростков в каникулярное время;
- организация занятости учащихся учреждений профессионального образования;
- организация отдыха и оздоровления детей, находящихся в детских дошкольных учреждениях;
- совершенствование структуры управления организацией отдыха и оздоровления детей.
2. Совершенствование республиканской нормативно-правовой базы по организации детского и семейного отдыха:
- разработка нормативных документов для развития новых типов оздоровительных учреждений, обеспечивающих семейный отдых;
- обеспечение в детских оздоровительных учреждениях правовых услуг, направленных на оказание детям и их родителям юридической помощи, защиту их законных прав и интересов.
3. Совершенствование форм работы в детских оздоровительных учреждениях:
- разработка и реализация программ: оздоровительных, развивающих, образовательных, социальной реабилитации детей;
- переход к вариативно-программному подходу к деятельности детских оздоровительных учреждений;
- реализация в сфере детского отдыха инновационных программ и проектов, способствующих социализации подростков;
- сохранение и развитие положительных тенденций педагогического обеспечения социализации подростков;
- обеспечение социальной и психологической реабилитации детей в детских оздоровительных учреждениях;
- предоставление в детских оздоровительных учреждениях образовательных услуг, направленных на повышение интеллектуального уровня детей, расширение кругозора, углубление знаний, формирование умений и навыков, развитие творческого потенциала;
- предоставление в детских оздоровительных учреждениях психологических услуг, направленных на улучшение психологического состояния детей и их адаптацию к окружающей среде;
- реализация совместных международных проектов по организации детского и семейного отдыха;
- развитие детского и семейного туризма, спорта.
4. Кадровое обеспечение. Разработка научно-методических основ системы детского отдыха:
- анализ кадрового состава и существующей системы подготовки и переподготовки кадров оздоровительных учреждений;
- формирование государственного заказа на республиканском уровне по подготовке и переподготовке кадров для работы в учреждениях системы круглогодичного отдыха, оздоровления и занятости детей;
- обеспечение методического руководства воспитательно-педагогической деятельностью детских оздоровительных учреждений;
- разработка и издание коррекционно-реабилитационных и психосоциальных технологий, методик для работы с детьми;
- проведение конференций, семинаров, ориентированных на анализ, выявление эффективного отдыха, оздоровления и занятости детей, создание опорных площадок по их отработке;
- обобщение опыта оздоровительной, воспитательной, превентивной, охранно-защитной и коррекционно-реабилитационной практики организации детского и семейного отдыха;
- изучении международного и межрегионального опыта работы в сфере детского отдыха.
5. Медицинское и санитарно-противоэпидемическое обеспечение:
- развитие в детских оздоровительных учреждениях услуг, обеспечивающих охрану здоровья, своевременное оказание медицинской помощи, профилактику заболеваний и формирование навыков здорового образа жизни;
- обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований в учреждениях системы оздоровления;
- обеспечение детских оздоровительных учреждений квалифицированными медицинскими работниками;
- организация снабжения учреждений отдыха и оздоровления детей медицинским оборудованием, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения;
- организация оздоровления и реабилитации детей и подростков на базе лечебно-профилактических учреждений, том числе, санаторно-курортных.
6. Финансово-экономическое обеспечение:
- рациональное и эффективное использование финансовых ресурсов, предназначенных для организации круглогодичного отдыха, оздоровления и занятости детей;
- усиление контроля органов исполнительной власти за целевым расходованием средств, выделяемых на организацию отдыха детей;
7. Информационное обеспечение, взаимодействие с общественными организациями:
- привлечение средств массовой информации к пропаганде позитивного опыта организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
- освещение в электронных и печатных средствах массовой информации проблем, связанных с организацией отдыха, оздоровления и занятости детей;
- информационная поддержка деятельности общественных и негосударственных учреждений системы оздоровления детей;
- издание информационных каталогов, справочников, бюллетеней, обзоров для родителей о сети учреждений, предоставляющих оздоровительные услуги, формах оздоровления, отдыха, занятости детей, подростков и молодежи;
- развитие социального партнерства в области реализации прав детского населения на отдых и оздоровление.
Ожидаемые результаты
Реализация Концепции позволит сформировать целенаправленную социальную политику поддержки и укрепления системы, обеспечивающей каждому ребенку необходимые и достаточные условия полноценного оздоровления, отдыха и занятости.
Последовательное осуществление данной социальной политики окажет позитивное влияние на повышение качества жизни детей, сохранение здорового генофонда.
Кроме того:
- повысит требовательность к содержанию деятельности детских оздоровительных учреждений, расширит их возможности в части оказания социально-медицинских, психолого-педагогических услуг;
- укрепит материально-техническую базу учреждений отдыха, оздоровления и занятости детей;
- повысит ответственность исполнительных органов государственной власти;
- позволит:
- аккумулировать финансовые средства и рационально использовать их на отдых, оздоровление и занятость детей;
- рационально использовать государственные инвестиции и привлекать дополнительные средства;
- развивать духовно-нравственный, культурно-образовательный потенциал и трудовую мотивацию детей и подростков;
- улучшить состояние здоровья детей, сформировать потребность вести здоровый образ жизни;
- сохранить и усовершенствовать базу для организации круглогодичного оздоровления детей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Бурятия от 2 июля 2003 г. N 224 "Об Концепции развития системы круглогодичного отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в Республике Бурятия на 2003 - 2010 годы"
Текст Постановления опубликован в Собрании Законодательства Республики Бурятия N 10(67) октябрь 2004 г.