Настоящий закон определяет основные направления государственного регулирования цен и тарифов в Республике Бурятия, права, обязанности и ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее именуются - хозяйствующие субъекты), полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в области ценообразования и контроля за соблюдением государственной дисциплины цен.
Действие настоящего Закона распространяется на отношения, в которых участвуют хозяйствующие субъекты, органы законодательной, исполнительной власти и местного самоуправления на территории Республики Бурятия.
Статья 1. Определение основных понятий
1. В настоящем Законе применяются следующие определения основных понятий:
ценообразование - порядок формирования и применения цен (тарифов) на продукцию, товары и услуги;
государственное регулирование цен и тарифов - предусмотренное законодательными и нормативными актами воздействие органов государственной власти и органов местного самоуправления на порядок ценообразования;
государственная дисциплина цен - соблюдение хозяйствующими субъектами действующих законов Российской Федерации, Республики Бурятия и других нормативных актов по формированию цен (тарифов), государственному регулированию цен (тарифов) и контролю за их применением;
цена (тариф) - денежное выражение стоимости единицы продукции, товара, услуги, работы с учетом качества, надежности потребительских свойств, установленных государственными и отраслевыми стандартами, сертификатами и иными нормативными документами по качеству, и конъюнктуры рынка;
рыночная (свободная) цена (тариф) - цена, складывающаяся в процессе взаимоотношений хозяйствующих субъектов, исходя из конъюнктуры рынка (спроса, предложения), качества, надежности и потребительских свойств;
регулируемая цена (тариф) - цена, определяемая при воздействии органов государственной власти.
2. Другие понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в значениях, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации, законами Российской Федерации "О естественных монополиях", "О защите прав потребителей" и антимонопольным законодательством.
Статья 2. Цели государственного регулирования цен и тарифов
Государственное регулирование цен и тарифов осуществляется в целях:
сдерживания инфляции;
достижения баланса интересов потребителей и хозяйствующих субъектов;
регулирования процесса формирования и развития рынка товаров и услуг;
создания правовых и организационно-экономических условий для включения рыночных механизмов формирования цен и тарифов;
установления и поддержания ценового паритета между сырьевыми и перерабатывающими отраслями;
предотвращения социальной напряженности в регионе;
пресечения злоупотреблений со стороны субъектов естественных монополий;
развития добросовестной конкуренции;
рационального использования бюджетных средств;
увеличения объемов производства и улучшения качества продукции, выпускаемой на территории Республики Бурятия;
стимулирования прямых связей.
Статья 3. Принципы государственного регулирования цен и тарифов
При государственном регулировании цен и тарифов должны соблюдаться следующие основные принципы:
экономическая обоснованность затрат, уровня прибыли на производство товаров (продукции) и предоставление услуг;
учет результатов деятельности хозяйствующих субъектов ценообразования по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен и тарифов;
учет качества, потребительских свойств и социальной значимости товаров (услуг);
доступность для потребителей и общественности материалов по рассмотрению и утверждению цен и тарифов, нормативных документов по вопросам ценообразования;
учет конъюнктуры и влияния цен на объемы и эффективность производства.
Статья 4. Виды цен и тарифов и порядок формирования
1. Оптовая (отпускная) цена (тариф) - цена (тариф), формируемая хозяйствующим субъектом - изготовителем, исходя из себестоимости, налогов, сборов и прибыли. Состав затрат, включаемых в себестоимость, определяется положением, утвержденным Правительством Российской Федерации и другими нормативными актами Российской Федерации и Республики Бурятия.
Оптовая (отпускная) цена (тариф) определяется на условиях франко - вагон (судно), станция (порт, пристань) отправления, а при одногороднем отпуске - франко - склад предприятия - поставщика, если иное не установлено законодательством Российской Федерации или договором.
2. Отпускная цена на импортную продукцию включает в себя импортную стоимость, указанную в счете иностранного поставщика и пересчитанную в рубли по курсу, установленному Центральным банком России на дату принятия грузовой таможенной декларации к таможенному оформлению с добавлением установленных сборов (платежей) за таможенное оформление товара, а по товарам, подлежащим обложению импортными пошлинами, на величину этих пошлин с добавлением всех расходов по закупке и доставке продукции, издержек импортера, связанных с транспортировкой, хранением и реализацией продукции на территории Республики Бурятия и Российской Федерации, а также прибыли импортера.
3. Цена закупа применяется при расчетах посредников с потребителями товаров, продукции и услуг (кроме населения), включает в себя оптовую (отпускную) цену и снабженческо-сбытовую надбавку.
4. Снабженческо-сбытовая надбавка включает в себя расходы по доставке, хранению, комплектации, подсортировке, фасовке и реализации продукции, а также необходимую прибыль хозяйствующего субъекта, занимающегося торгово-закупочной, снабженческо-сбытовой деятельностью, и установленные законодательством налоги.
5. Розничная цена - цена, применяемая при расчетах розничных торговых и иных предприятий с населением. Включает в себя оптовую (отпускную) цену или цену закупа и торговую надбавку.
6. Торговая надбавка включает в себя издержки обращения, в том числе транспортные и иные расходы продавца, прибыль и установленные законодательством налоги.
7. Цена на продукцию общественного питания включает в себя розничную цену и наценку предприятия общественного питания.
8. Наценка предприятий общественного питания включает в себя расходы предприятий общественного питания по производству, реализации продукции, прибыль и установленные законодательством налоги.
Статья 5. Методы регулирования цен
1. Регулирование цен осуществляется путем:
установления фиксированных и предельных цен (тарифов);
установления предельных уровней рентабельности;
установления предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок;
согласования (декларирования) изменения цен.
2. Косвенное регулирование цен и тарифов осуществляется путем применения льготного налогообложения, кредитования, предоставления субсидий, дотаций и компенсаций из бюджета.
3. Допускаются иные методы государственного регулирования цен и тарифов, не противоречащие действующему законодательству.
4. Методы регулирования цен (тарифов), перечень продукции, товаров, услуг, цены на которые регулируются, определяются Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Бурятия.
Статья 6. Органы государственного регулирования цен и тарифов
1. Федеральные органы государственного регулирования цен и тарифов осуществляют государственное регулирование цен и тарифов по вопросам, отнесенным к их полномочиям в соответствии с федеральным законодательством.
2. Органы государственного регулирования цен и тарифов Республики Бурятия - Президент, Правительство Республики Бурятия, орган государственного регулирования и контроля за ценами, органы местного самоуправления в пределах полномочий, делегированных Правительством Республики Бурятия.
3. Органами регулирования и контроля за деятельностью субъектов естественных монополий являются орган государственного регулирования и контроля за ценами и (или) иные органы, определенные Правительством Республики Бурятия.
Регулирование цен и контроль за деятельностью субъектов естественных монополий осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия.
Статья 7. Полномочия Президента Республики Бурятия
Президент Республики Бурятия:
1) утверждает концепцию государственного регулирования цен и тарифов с учетом уровня экономического развития, финансовой, кредитной, налоговой и социальной политики;
См. Концепцию государственного регулирования цен и тарифов, утвержденную Указом Президента Республики Бурятия от 13 мая 1998 г. N 106
2) назначает руководителя органа государственного регулирования и контроля за ценами по представлению Правительства Республики Бурятия;
3) дает поручения Правительству Республики Бурятия по вопросам государственного регулирования цен и контроля за соблюдением государственной дисциплины цен;
4) утверждает порядок применения экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен.
Статья 8. Полномочия Правительства Республики Бурятия
Правительство Республики Бурятия:
1) обеспечивает реализацию законодательства по регулированию и контролю за ценами;
2) определяет методы регулирования цен и тарифов;
3) принимает решения о введении регулирования цен (тарифов) на отдельные виды продукции по согласованию с Советом профсоюзов Республики Бурятия с целью обеспечения социальной защищенности населения;
4) устанавливает для хозяйствующих субъектов, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления порядок и сроки введения регулируемых цен (тарифов);
5) утверждает цены и тарифы, скидки и надбавки, коэффициенты повышения или снижения цен на продукцию, товары и услуги;
5) временно передает отдельные полномочия по регулированию цен и тарифов органам местного самоуправления и осуществляет контроль за их реализацией. Требует изменения или отмены принятых органами местного самоуправления правовых актов, не соответствующих действующему законодательству по государственному регулированию цен и тарифов по переданным полномочиям.
Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления Республики Бурятия
Органы местного самоуправления Республики Бурятия:
1) регулируют цены и тарифы на продукцию, товары и услуги в пределах полномочий, предоставленных и переданных Правительством Республики Бурятия;
2) организуют и осуществляют контроль за соблюдением государственной дисциплины цен хозяйствующими субъектами.
Статья 10. Полномочия органа по государственному регулированию и контролю за ценами
Орган государственного регулирования и контроля за ценами:
1) устанавливает порядок представления расчетных материалов, рассмотрения, утверждения, согласования и введения в действие регулируемых цен и тарифов, а также порядок их формирования и применения;
2) рассматривает расчетные материалы, представляемые хозяйствующими субъектами для утверждения регулируемых цен и тарифов, дает свои заключения и готовит проекты нормативных документов для утверждения Правительством Республики Бурятия:
3) изучает состояние отраслей экономики Республики Бурятия в целях эффективного использования экономических рычагов воздействия на цены и тарифы, а также для подготовки предложений Правительству Республики Бурятия, Народному Хуралу Республики Бурятия и органам местного самоуправления;
4) проводит индексацию надбавок (наценок), цен и тарифов;
5)прогнозирует индексы - дефляторы оптовых цен в отраслях экономики и сводные индексы потребительских цен;
6) разрабатывает методические указания и другие инструктивные документы ненормативного характера, разъясняющие условия, порядок формирования и применения цен и тарифов, контроля за соблюдением государственной дисциплины цен;
7) получает от всех хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории Республики Бурятия, необходимые документы и данные по вопросам формирования и установления цен и тарифов, а также о результатах финансово-хозяйственной деятельности, оказывающих влияние на уровень цен хозяйствующих субъектов, в целях анализа и контроля;
8) привлекает специалистов министерств, ведомств и других юридических лиц, действующих на территории Республики Бурятия, для подготовки квалифицированных заключений по вопросам ценообразования в различных отраслях экономики Республики Бурятия;
9) проверяет деятельность хозяйствующих субъектов по формированию регулируемых цен и тарифов и соблюдению государственной дисциплины цен;
10) требует от хозяйствующего субъекта устранения нарушений государственной дисциплины цен;
11) принимает в соответствии с действующим законодательством решения по фактам нарушения цен и тарифов;
12) осуществляет на территории Республики Бурятия методологическое руководство в вопросах формирования и регулирования цен (тарифов) и контроля за соблюдением государственной дисциплины цен;
13) привлекает в установленном порядке к административной ответственности руководителей хозяйствующих субъектов, нарушивших государственную дисциплину цен;
14) выступает в суде истцом или ответчиком по делам, связанным с нарушением государственной дисциплины цен;
15) направляет в органы прокуратуры материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, связанных с нарушением законодательства по ценам;
16) осуществляет иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством.
Статья 11. Правовой статус органа государственного регулирования и контроля за ценами
Орган государственного регулирования и контроля за ценами:
1) имеет статус юридического лица (с момента регистрации), расчетный счет, круглую печать, штампы и бланки со своим наименованием, другие средства визуальной идентификации;
2) взаимодействует с государственной налоговой службой, территориальным управлением по антимонопольной политике, государственной инспекцией по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, органами государственной статистики, внутренних дел.
Указанные и другие органы обязаны оказывать содействие и практическую помощь работникам органа государственного регулирования и контроля за ценами при исполнении ими служебных обязанностей;
3) имеет статус государственного органа исполнительной власти;
4) финансируется за счет республиканских бюджетных средств;
5) имеет право доступа к документам и информации о деятельности хозяйствующих субъектов при их проверке.
Статья 12. Права и обязанности хозяйствующего субъекта
1. Хозяйствующий субъект имеет право: предлагать другому хозяйствующему субъекту свою рыночную (свободную) цену на продукцию, если цена на эту продукцию не регулируется в соответствии с действующими законодательными и нормативными актами;
осуществлять другие права, предусмотренные действующим законодательством в области ценообразования и настоящим Законом.
2. Хозяйствующий субъект обязан:
допускать в организацию работников органа государственного регулирования и контроля за ценами;
выполнять решения органов власти Российской Федерации и Республики Бурятия, принятые в соответствии с действующими законодательными и нормативными актами по ценообразованию и настоящим Законом;
выполнять требования органов, осуществляющих государственное регулирование цен и тарифов, представлять достоверные документы, объяснения в устной или письменной (по требованию) форме и иную информацию, необходимую для осуществления возложенных на них полномочий.
Статья 13. Ответственность за нарушение порядка применения цен и тарифов
1. К хозяйствующим субъектам, допустившим нарушение государственной дисциплины цен, применяются экономические санкции в виде взыскания в бюджеты соответствующих уровней всей суммы незаконно полученной выручки и штрафа в таком же размере, а при повторном нарушении - штрафа в двойном размере.
2. За допущенные нарушения государственной дисциплины цен в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях должностные лица хозяйствующих субъектов несут административную ответственность в виде штрафов в размерах, установленных законодательством.
3. За непредставление документов, содержащих сведения о ценах купли - продажи продукции, или представление органам контроля за ценами заведомо недостоверных (ложных) документов, на хозяйствующий субъект налагается штраф в размере до ста минимальных размеров оплаты труда.
Уплата штрафа не освобождает хозяйствующий субъект от представления документов.
4. За отсутствие должного оформления свободных цен при их согласовании (протокола, реестра, отметки о дате исполнения срочных заказов в сфере обслуживания населения и т.д.) и нарушение порядка согласования (декларирования) цен, подлежащих регулированию или согласованию в органах регулирования и контроля за ценами, на хозяйствующий субъект налагается штраф в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
5. Взыскание в бюджеты соответствующих уровней излишне полученной выручки хозяйствующего субъекта в результате нарушения государственной дисциплины цен, а также штрафных санкций, производится налоговыми органами на основании решений органа по государственному регулированию и контролю за ценами в пятидневный срок в бесспорном порядке.
Статья 14. Приведение правовых актов в соответствие с настоящим Законом
1. В связи с принятием данного Закона признать утратившим силу Закон Бурятской ССР "О ценах и ценообразовании" от 23 апреля 1991 года (Ведомости Верховного Совета Республики Бурятия, N 3, июнь 1992 г.).
2. Предложить Президенту Республики Бурятия, Правительству Республики Бурятия привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Законом.
Статья 15. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Республики Бурятия |
Л.В. Потапов |
г. Улан-Удэ
18 сентября 1997 г.
N 579-I
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Республики Бурятия от 18 сентября 1997 г. N 579-I "О государственном регулировании цен и тарифов в Республике Бурятия"
Настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования
Текст Закона опубликован в газете "Бурятия" от 16 ноября 1997 г. N 198; в Ведомостях Народного Хурала Республики Бурятия N 20(31), 1997 г.
Законом Республики Бурятия от 2 мая 2006 г. N 1678-III настоящий Закон признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Республики Бурятия от 19 февраля 2002 г. N 938-II