Постановление Правительства Республики Бурятия
от 11 марта 2002 г. N 68
"О Республиканской целевой Программе "Развитие потребительского рынка
Республики Бурятия на 2002-2006 годы"
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 21 января 2014 г. N 15 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
В целях создания благоприятных условий для роста промышленного и сельскохозяйственного производства продукции местных товаропроизводителей, увеличения ее доли на потребительском рынке республики, расширения и обновления ассортимента товаров народного потребления Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу "Развитие потребительского рынка Республики Бурятия на 2002-2006 годы".
2. Министерствам и ведомствам обеспечить выполнение мероприятий Республиканской целевой Программы "Развитие потребительского рынка Республики Бурятия на 2002-2006 годы".
3. Министерству финансов Республики Бурятия (Налетов А.Ю.) обеспечить финансирование мероприятий Республиканской целевой Программы "Развитие потребительского рынка Республики Бурятия на 2002-2006 годы".
4. Рекомендовать Администрациям муниципальных образований:
4.1. Разработку и проведение мероприятий по развитию потребительского рынка осуществлять в рамках Республиканской целевой Программы "Развитие потребительского рынка Республики Бурятия на 2002-2006 годы".
4.2. Совместно с отраслевыми министерствами, ведомствами разработать городские и районные Программы развития потребительского рынка.
5. Координацию по выполнению указанной Программы возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Бурятия по вопросам агропромышленного комплекса Турбянова Л. Д.
6. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Контрольное управление Президента Республики Бурятия (Белоколодов Н.М.)
Президент - Председатель |
Управляющий Делами - Руководитель |
В.Е. Гулгонов
Республиканская Целевая программа
"Развитие потребительского рынка Республики Бурятия на 2002-2006 годы"
(утв. Постановлением Правительства Республики Бурятия от 11 марта 2002 г. N 68)
Паспорт Программы
/-----------------------------------------------------------------\
|Наименование |Республиканская целевая программа "Развитие |
|Программы |потребительского рынка Республики Бурятия на |
| |2002-2006 годы" |
|------------------+----------------------------------------------|
|Основание для |Постановление Правительства Республики Бурятия|
|разработки |от 14.06.2001 N 213 "Об итогах |
|Программы |социально-экономического развития и ходе |
| |выполнения Декларации Правительства Республики|
| |Бурятия за I квартал 2001 года", Постановление|
| |Правительства Республики Бурятия от 28.12.98 |
| |N 443 "Об утверждении порядка разработки и |
| |реализации республиканских целевых программ" |
|------------------+----------------------------------------------|
|Государственный |Правительство Республики Бурятия в лице |
|заказчик Программы|Министерства экономики и внешних связей |
| |Республики Бурятия, в соответствии с |
| |распоряжением Правительства Республики Бурятия|
| |от 17.07.2001 N 729-р |
|------------------+----------------------------------------------|
|Основные |Восточно-Сибирский инновационный центр |
|разработчики |(протокол заседания конкурсной комиссии от 24 |
|Программы |августа 2001 г.) Соразработчики: |
| |Восточно-Сибирский государственный |
| |университет, Министерство сельского хозяйства |
| |и продовольствия Республики Бурятия, |
| |Министерство промышленности, производственной |
| |инфраструктуры и технологий Республики |
| |Бурятия, Государственный комитет Республики |
| |Бурятия по торговле, материальным ресурсам и |
| |услугам Государственный комитет Республики |
| |Бурятия по статистике Комитет по поддержке и |
| |развитию малого предпринимательства |
| |Министерства промышленности, производственной |
| |инфраструктуры |
|------------------+----------------------------------------------|
|Цели и задачи |Цель: Создание благоприятных условий для |
|Программы |развития потребительского рынка товаров и |
| |услуг, направленных на: |
| |- удовлетворение потребностей всех социальных |
| |групп населения в основных продуктах питания, |
| |жилье, товарах народного потребления; |
| |- стимулирование совокупного спроса и |
| |предложения Задачи: |
| |- увеличение уровня самообеспечения |
| |республики товарами местного производства; |
| |- стимулирование совокупного спроса и |
| |предложения; |
| |- совершенствование системы управления |
| |потребительским рынком; |
| |- развитие инфраструктуры потребительского |
| |рынка |
|------------------+----------------------------------------------|
|Сроки реализации |2002-2006 годы |
|Программы | |
|------------------+----------------------------------------------|
|Исполнители |Министерства, ведомства, администрации |
|Программы |местного самоуправления, организации |
|------------------+----------------------------------------------|
|Ресурсное |Реализация данной Программы носит открытый |
|обеспечение |характер, поэтому будут использоваться как |
|Программы |бюджетные средства, предусмотренные Программой|
| |социально - экономического развития Республики|
| |Бурятия на 2002-2004 годы, собственные |
| |средства организаций, так и привлеченные |
| |средства действующих инвестиционных, |
| |финансовых компаний, фондов и коммерческих | |
| |банков. Сумма финансирования уточняется |
| |ежегодно в соответствии с законами о |
| |соответствующих бюджетах и корректируется |
|------------------+----------------------------------------------|
|Приоритетные |- производство и переработка |
|направления |сельскохозяйственной продукции; |
|развития |- производство строительных материалов и |
|потребительского |мебели; |
|рынка в рамках |- легкая промышленность; |
|Программы |- производство высокотехнологичной продукции |
| |(телевизоры, компьютеры и т.п.); |
| |- развитие услуг (бытовых, транспортных, |
| |медицинских, образовательных и т.д.); |
| |- внедрение инновационных технологий |
|------------------+----------------------------------------------|
|Механизм |Содействие развитию потребительского рынка |
|реализации |осуществляется через комплекс мероприятий по |
|Программы |оказанию: |
| |- административно - организационной |
| |поддержки, в т.ч. минимизации административных|
| |барьеров при реализации Программы; |
| |- финансовой поддержки высокоэффективных |
| |проектов за счет средств бюджета, привлечения |
| |средств финансовых институтов, |
| |предпринимателей, инвестиционных институтов; |
| |- информационной поддержки, в т.ч. оплаты |
| |услуг по проведению научных, маркетинговых |
| |исследований, рекламных компаний и т.д. |
|------------------+----------------------------------------------|
|Ожидаемые |- увеличение доли продукции местных |
|конечные |товаропроизводителей на потребительском рынке |
|результаты |республики к 2006 году в целом до 40-45% |
|реализации |объема потребления; |
|Программы |- расширение и обновление ассортимента |
| |местной продукции; |
| |- повышение качества производимой продукции; |
| |- снижение оттока денежных средств из |
| |республики на 10-15%; |
| |- снижение административных препятствий для |
| |входа на рынок и создание равных конкурентных |
| |условий повысит уровень рыночной конкуренции, |
| |даст толчок развитию малого и среднего |
| |бизнеса; |
| |- создание интеграционных корпоративных |
| |структур на основе конкурентных преимуществ в |
| |легкой и пищевой промышленности, в сельском |
| |хозяйстве, с взаимосвязью с оптовой и |
| |розничной торговлей; |
| |- увеличение налоговых поступлений за период |
| |действия Программы около 1,7 млрд. руб. |
|------------------+----------------------------------------------|
|Система |Контроль за ходом выполнения Программы |
|организации |осуществляет Правительство Республики Бурятия |
|контроля за ходом | |
|исполнения | |
|Программы | |
\-----------------------------------------------------------------/
Введение
Программа "Развитие потребительского рынка Республики Бурятия на 2002-2006 годы" (далее - Программа) разработана во исполнение постановления Правительства Республики Бурятия от 14.06.2001 N 213, распоряжения Правительства Республики Бурятия от 17.07.2001 N 729-р, решения протокола планерного совещания при Президенте Республики Бурятия от 28.05.2001 N 21.
Программа разработана с учетом основных макроэкономических показателей развития республики, заложенных Законом Республики Бурятия от 06.07.2001 N 766-II "О Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2002-2004 годы".
Программа представляет собой базовый документ, определяющий основные направления развития потребительского рынка, объемы спроса на товары и услуги на среднесрочную перспективу и основные параметры развития агропромышленного комплекса.
Мероприятия, заложенные в Программе, направлены на формирование системы управления потребительским рынком в целях увеличения доли товаров и услуг, традиционно производимых в республике и имеющих сырьевой, производственный и кадровый потенциал.
В силу того, что проблемы потребительского рынка достаточно широки, настоящая Программа не затрагивает проблемы, связанные со сферами жилищно-коммунальных услуг и производства строительных материалов. Разработкой соответствующих программ занимается Министерство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Республики Бурятия.
1. Состояние потребительского рынка
Одной из наиболее острых социально-экономических проблем Бурятии в настоящее время является нормализация положения на потребительском рынке, обеспечение сбалансированности между спросом и предложением товаров и услуг.
Изменение ситуации на потребительском рынке, всех его составляющих (цен, денежных доходов населения, объема производства товаров, товарных запасов) является индикатором соотношения спроса и предложения и происходит неравномерно.
По статистическим данным, увеличение объема производства по Республике Бурятия в 2000 году к уровню 1999 года составило 7,3%. Объем производства товаров народного потребления составил 14,6% от общего объема промышленного производства. Вместе с тем, несмотря на рост производства, происходивший в 1999-2000 гг., объем производства потребительских товаров в 2000 году составил не более 15% к уровню 1990 года в сопоставимых ценах. На протяжении последнего десятилетия спад объемов производства ТНП сопровождался ухудшением качества выпускаемой продукции. По прогнозным оценкам в ближайшей перспективе ожидается продолжение тенденции к понижению качества, так как во многих организациях до сих пор функционирует изношенное оборудование и морально устаревшая технология, отсутствует система унификации и сертификации продукции.
1.1. Спрос на товары народного потребления
Платежеспособный спрос на потребительском рынке во многом зависит от уровня доходов и расходов населения. Основным компонентом денежных доходов населения по-прежнему остается заработная плата.
В муниципальных образованиях республики с сельскохозяйственной ориентацией производства размеры среднемесячной заработной платы были значительно ниже среднереспубликанского уровня.
Сократилось число семей, доход которых оказался ниже прожиточного минимума. В то же время продолжается процесс расслоения населения на богатых и бедных. По данным бюджетных обследований, по Республике Бурятия среднедушевой денежный доход 10% обеспеченных граждан в 2000 г. в 11 раз превысил среднедушевой доход 10% наименее обеспеченных.
Покупательская способность за период 1991-1995 гг. сократилась в 4 раза. Начиная с 1996, года наблюдается рост покупательской способности. В 2000 году она возросла на 93% к уровню 1995 года. На протяжении 90-х годов в Бурятии наблюдалась неблагоприятная тенденция структурных изменений потребления, когда все большая часть совокупного денежного дохода населения использовалась на покупку продуктов питания. В целом по Российской Федерации доля совокупного денежного дохода, используемая на покупку продуктов питания, увеличилась с 31,5% в 1990 г. до 51,4% в 2000 г. В Республике Бурятия она возросла с 33,9% в 1990 г. до 52,4% в 2000 г.
По данным обследований семей в 2000 г. в структуре денежных расходов затраты на покупку продуктов питания составили 52,4%, алкогольных напитков - 3,2%, непродовольственных товаров - 25,2 %, на оплату услуг - 10,2%. Налоги, сборы и платежи составили 3,4%, прочие расходы - 5,6%. Основная доля в потреблении продуктов питания приходится на хлеб и хлебобулочные изделия (12,3%), мясо и мясопродукты (13,6%), сахар и кондитерские товары (6,6%), молоко и молочные продукты (4,9%), овощи составляют всего 1,5%, фрукты и ягоды - 2%, рыба и рыбная продукция - 2,6%.
Среди непродовольственных товаров преобладают одежда, белье и обувь (15%), телерадиоаппаратура (5,8%), мебель (3,4%), товары медицинского назначения и личной гигиены (3%), табачные изделия (1,5%).
1.2. Уровень потребления
За период с 1990 г. по 2000 г. в связи с инфляционными процессами, отсутствием какого - либо регулирования рынка со стороны государства, снижением объемов производства местными товаропроизводителями и увеличением ввоза произошло резкое повышение цен на потребительские товары, обусловившее рост стоимости потребительской корзины.
За анализируемый период в Бурятии заметно снизился и остается одним из самых низких в Сибирском федеральном округе уровень потребления на душу населения продовольственных и непродовольственных товаров. Например, в 1990 г. в республике население потребляло молока и молочных продуктов 341 кг на душу населения, в 1995 г. - 173 кг, в 2000 г. - 154 кг при среднероссийском уровне 198 кг; сахара - 16 кг при среднероссийском - 30 кг, растительного масла - 5,5 кг при 9,7 кг, соответственно. По потреблению хлеба и хлебобулочных изделий (123 кг) республика опережает среднероссийский показатель (114 кг).
В целом самые низкие показатели потребления товаров народного потребления наблюдались в 1992 году на уровне 37% к 1990 г. В 2000 году этот показатель вырос и составил 59%, в том числе по продовольствию - 62%, по непродовольственным товарам - 55% к 1990 году.
1.3. Реализация товаров народного потребления
Главной функцией потребительского рынка является товародвижение - процесс доведения товаров от товаропроизводителей до потребителей через организации оптовой и розничной торговли.
В 2000 г. объем товарооборота составил 11143,7 млн. руб., что составляет 58,9% к 1990 г. в сопоставимых ценах. К уровню 1999 г. товарооборот составил 103,8%. Обеспеченность оборота товарными запасами составляет не более 35 дней.
Недостаточный уровень предложения товаров народного потребления свидетельствует о крайне низком использовании сети предприятий торговли.
На 1 января 2000 г. торговая площадь магазинов использовалась на 68,6%. Общетоварные склады составили 90559,8 кв. м, а процент их использования - 42%. Использование существующих хранилищ для картофеля, овощей и фруктов составляет 14%.
Сокращение покупательской способности населения республики привело к переориентации спроса с непродовольственных товаров на продукты питания. В связи с этим, доля продовольственных товаров в общем объеме розничного товарооборота повысилась с 50% в 1990 г. до 52% в 2000 г.
1.4. Предложение товаров народного потребления
Объемы производства товаров народного потребления определяются ранее сложившейся производственной специализацией республики, при этом региональные возможности развития легкой и пищевой промышленности ограничены сырьевой базой.
Объем предложения товаров народного потребления на внутреннем рынке республики на протяжении 90-х гг. систематически сокращался. Лишь в 1999-2000 гг. эта негативная тенденция была остановлена. В 2000 г. выпуск товаров народного потребления в республике крупными и средними организациями составил 1533,8 млн. руб. (без НДС и акцизов), что составляет 102,1% к уровню 1999 г. в сопоставимых ценах. Продовольственных товаров (без алкогольных напитков) выработано в 2000 г. на 995 млн. руб. или 101,1% к уровню 1999 г. Вино - водочных изделий и пива произведено на сумму 129,9 млн. рублей, что составило 90,4% к уровню предшествующего года. Объем производства непродовольственных товаров в республике составил в 2000 г. 408,9 млн. руб. или 106,9% к 1999 г., товаров легкой промышленности - 392,0 млн. руб., что составляет 114,5% к уровню 1999 г.
Низкий уровень денежных доходов населения и высокие розничные цены обусловили переключение спроса с непродовольственных товаров на продукты питания. Это привело к существенному изменению структуры производства товаров народного потребления. Удельный вес продовольственных товаров в общем объеме производства ТНП в республике повысился с 58% в 1990 г. до 75% в 2000 г., непродовольственных товаров - сократился с 42% до 25% в 2000 г.
Внутренний рынок Республики Бурятия в 2000 г. был обеспечен за счет собственного производства на 14,8%.
В 2000 г. поставки товаров народного потребления из регионов России составили 793,9 млн. руб. (69,7% от общего объема поставок на рынок республики), поставки из стран СНГ - 113,5 млн. руб. (9,9%), из стран дальнего зарубежья - 230,6 млн. руб. (20,2%).
В структуре ввоза преобладали продовольственные товары, удельный вес которых составил 57,8%.
В Республике Бурятия продолжает сохраняться зависимость в товароснабжении от других регионов России, стран СНГ и зарубежных государств.
Сложившаяся ситуация имеет ряд причин. Во-первых - неэффективная структура экономики, высокие издержки производства, разрыв хозяйственных связей, низкий платежеспособный спрос населения и т.д.
От решения этих проблем в немалой степени зависит насыщение рынка республики товарами местных производителей.
Во-вторых, - отток денежных средств из республики. На потребительском рынке наблюдается значительный ввоз товаров, производимых в недостаточном количестве в республике. Среди продовольственных товаров наблюдается значительный ввоз водки и ликероводочных изделий, пива, яйца. По непродовольственным товарам - это мебель и сложнобытовая техника (телевизоры, компьютеры, пылесосы и т.д.).
1.5. Анализ использования производственных мощностей
Спад производства привел к накоплению в реальном секторе большого количества неиспользуемого, морально обесцененного и физически изношенного оборудования. В отраслях потребительского комплекса республики уровень загрузки производственных мощностей составляет не более 60%.
Незагруженные и устаревшие мощности увеличивают издержки производства и снижают производительность труда.
Низкий уровень использования мощностей отрицательно влияет на инвестиционную деятельность и не оставляет реальных финансовых возможностей для осуществления инвестиционных проектов обновления производства.
Выбытие основных фондов не компенсируется вводом новых мощностей. Так, в легкой промышленности коэффициент выбытия в 2000 г. составил 12,3% при коэффициенте обновления 4,6%. Низкий уровень обновления оборудования приводит к росту износа производственных мощностей.
Все эти факторы в значительной степени оказали воздействие на структуру производимой продукции. За годы рыночных преобразований произошло снижение удельного веса отраслей потребительского комплекса. Так, доля пищевой промышленности в общем объеме промышленной продукции снизилась с 12,6% в 1990 г. до 9,8% в 2000 г., легкой промышленности - соответственно, с 28,7% до 3,2%. Произошел резкий рост удельного веса продукции отраслей тяжелой промышленности. Доля электроэнергетики возросла с 4,5% в 1990 г. до 27,8%, цветной металлургии - с 3,4% до 15,1% соответственно.
Проведенный анализ позволяет в целом сделать следующие выводы:
1. Прогнозируемый в Республике Бурятия и в России в целом экономический рост приведет к увеличению доходов населения республики и, как следствие этого, к росту платежеспособного спроса.
2. Производственная база отраслей потребительского комплекса, несмотря на высокую степень износа основных фондов, может обеспечить значительный прирост производства товаров народного потребления.
3. Удельный вес продукции местных производителей в общем объеме реализации по большинству товарных групп незначителен.
Таким образом, в настоящее время в республике имеются достаточные предпосылки увеличения производства потребительских товаров.
2. Концепция Программы "Развитие и насыщение
потребительского рынка Республики Бурятия товарами
народного потребления на 2002-2006 годы"
2.1. Базовые положения Концепции
Развитие производства товаров народного потребления и насыщение ими рынка Республики Бурятия в условиях трансформации системы государственного регулирования требует тесной увязки целей, задач, приоритетов и этапов развития потребительского рынка в форме Программы, методология разработки которой исходит прежде всего из учета специфических особенностей потребительского комплекса.
К важнейшим особенностям Программы развития потребительского рынка Республики Бурятия, позволяющим выделить несомненную актуальность ее разработки и реализации, относятся:
1. Высокая социальная значимость Программы.
2. Наличие устойчивого спроса на потребительские товары.
3. Важность проблемы продовольственной безопасности.
4. Быстрый оборот и высокая эффективность вложений в развитие потребительского комплекса.
Эффективное регулирование потребительского рынка требует четкого определения его целей и задач, выработки соответствующих механизмов, наличия субъектов, осуществляющих подобное регулирование.
Целью Программы является развитие и насыщение потребительского рынка Республики Бурятия, укрепление положения местных товаропроизводителей на внутреннем рынке республики.
При этом эффект представляется не только в росте прямых количественных показателей, но, прежде всего, в улучшении финансового состояния предприятий.
Основой разработки и обоснования Концепции являются выводы, полученные по результатам анализа состояния потребительского рынка Республики Бурятия и изучения его проблем.
Принятый подход к регулированию республиканского потребительского рынка базируется на общих принципах, целях и задачах государственного регулирования экономики в Российской Федерации с учетом специфики потребительского рынка Бурятии как субъекта Федерации, а также места и роли общественных организаций в этом процессе.
Основными принципами регулирования потребительского рынка являются:
- социальная направленность мероприятий по регулированию потребительского рынка и защите прав потребителей;
- создание благоприятных условий для повышения уровня жизни населения Бурятии и уменьшения негативных социальных последствий, сопровождающих процессы экономических преобразований в республике;
- обеспечение учета интересов всех участников процесса регулирования потребительского рынка, включая органы исполнительной власти;
- сочетание мер государственного регулирования и управления с деятельностью общественных организаций, развитием рыночных отношений между участниками;
- индивидуальный подход к принятию решений по мерам государственного воздействия и регулирования, основанных на результатах комплексного анализа текущего состояния потребительского рынка и оценки прогнозных тенденций.
Меры по регулированию различных сфер потребительского рынка республики должны опираться на соответствующий правовой комплекс.
Процесс регулирования потребительского рынка осуществляется для достижения определенной совокупности целей. Они формируются на основе исходных предпосылок, анализа ситуации, соответствуют задачам политики в области государственного регулирования экономики, защиты прав потребителей, принятым на федеральном уровне с учетом специфики Республики Бурятия и заключаются в следующем:
- развитие потребительского рынка по направлениям, являющимся приоритетными для Бурятии и соответствующим платежеспособному спросу населения;
- стимулирование инвестиционной деятельности в сфере производства и реализации потребительских товаров и услуг;
- развитие конкуренции на потребительском рынке товаров и услуг, как необходимого условия технического прогресса, повышения качества товаров и услуг, защиты интересов потребителей;
- сглаживание социальных последствий, сопровождающих преобразования экономики республики и проявляющихся на потребительском рынке;
- повышение административной и правовой культуры всех участников потребительского комплекса.
В целом процесс регулирования должен привести к достижению качественно нового состояния потребительского рынка республики, характеризующегося стабильностью, динамичным развитием, обеспечением удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах.
Достижение указанных целей требует решения целого ряда практических задач:
- формирование эффективной системы государственного регулирования и общественного контроля деятельности потребительского рынка, функционирующего на принципах здоровой конкуренции и в условиях многообразия форм собственности;
- проведение организационно-структурных преобразований потребительского рынка;
- стимулирование совокупного спроса на продукцию местных производителей;
- увеличение доли товаров местных производителей на потребительском рынке республики с целью снижения оттока финансовых ресурсов за ее пределы;
- комплексное использование сырьевых ресурсов и их глубокая переработка;
- создание экономических механизмов, обеспечивающих сбалансированное развитие потребительского рынка с учетом среднесрочных и долгосрочных программ его развития;
- формирование достаточного ресурсно-финансового потенциала для развития потребительского рынка;
- восстановление нарушенных межрегиональных и межгосударственных хозяйственных связей.
Изменение принципов и методов регулирования социально-экономических процессов в республике, в том числе реформирование системы планирования и управления хозяйством Бурятии как единым межотраслевым комплексом в рыночных условиях, предполагает:
1. Оптимизацию использования существующего потенциала предприятий потребительского комплекса (снижение издержек на получение единицы эффекта), а также повышение конкурентоспособности продукции, производимой в Республике Бурятия.
Для этого, в первую очередь, следует создать условия для эффективного использования имеющихся инструментов регулирования, в том числе пересмотр нормативов, тарифов, налоговой системы и т.д. Реализация Программы происходит в условиях ограниченности финансовых ресурсов, что предполагает внедрение новых методов и инструментов государственного регулирования. В то же время Программа ориентирована на обеспечение последовательного снижения финансовой нагрузки на республиканский и федеральный бюджеты.
Условием наиболее эффективного использования производственного потенциала предприятий потребительского комплекса является его мобилизация на приоритетных направлениях социально-экономического развития, включающая в себя:
- концентрацию материальных, финансовых, трудовых и прочих ресурсов на основе базовых центров, определяемых настоящей Программой;
- централизацию функций стратегического управления производством и капиталом;
- активизацию человеческого фактора.
2. Создание интегрированных корпоративных структур (по типу диверсифицированного концерна, финансово - промышленных групп, холдингов и т.д.) на основе взаимодействия всех форм собственности, что явится необходимым рабочим механизмом для максимальной мобилизации всех видов ресурсов (производственных, технологических, инвестиционных и пр.), стабилизации и устойчивого развития экономики республики.
3. Установление иерархии целей, задач Программы путем разработки приоритетов Программы и этапности их достижения. Главными ориентирами при этом должны являться показатели, характеризующие социальные сдвиги, изменение структуры потребления, увеличение доли местных товаропроизводителей на рынке и т.д.
4. Выделение приоритетов развития, необходимых для концентрации ресурсов и получения максимального эффекта проводимых мероприятий при минимальных затратах, сочетания единства целей и задач территориального и отраслевого развития.
5. Определение критериев эффективности управления потребительским рынком республики. При этом отклонения от контрольных параметров могут рассматриваться как необходимое и достаточное основание для принятия соответствующих мер по реализации Программы, в том числе для внесения в нее изменений и дополнений.
Цели, задачи, условия развития потребительского рынка Бурятии находят отражение в системе приоритетов, лежащих в основе выбора перспективных направлений реформирования потребительского комплекса. Выбор приоритетов имеет как отраслевой, так и территориальный аспекты, что связано с величиной потребительского спроса на товары промышленного производства, сельскохозяйственную продукцию и услуги в соответствии с наличием ресурсной базы и других условий.
Развитие потребительского рынка Бурятии в ближайшей перспективе не может носить всеохватывающий характер, т.е. предполагает избирательность подхода, концентрацию всех видов ресурсов на приоритетных направлениях, создание на первых этапах зон экономического "прорыва". Поэтому отбор приоритетов в развитии с учетом существующих ограничений построен на многокритериальных оценках экономической и социальной эффективности.
В основу методики разработки Программы заложены следующие положения:
1. Основной упор при реализации мероприятий Программы делается на активизацию усилий самих товаропроизводителей. Только при этом государство может оказывать свою поддержку.
2. В связи с ограниченностью ресурсов акцент делается на развитие производства отдельных групп товаров, обеспечивающих достижение максимальной эффективности. Определение и поддержка "точек роста" позволит избежать распыления ресурсов.
3. Этапность мероприятий носит последовательный и взаимоувязанный характер по принципу "саморазвития", когда малозатратные и быстроокупаемые мероприятия создают возможности, в том числе и финансовые, для реализации последующих.
4. При разработке Программы был использован системный подход, в соответствии с которым потребительский рынок рассматривается как составная часть экономики республики.
5. Предпочтение отдается проектам и мероприятиям, обеспечивающим максимальный мультипликативный эффект.
6. Необходимо проведение мониторинга Программы (корректировка, обновление, адаптация к изменяющимся целям и условиям).
7. Программа носит открытый характер. В процессе ее реализации на любом этапе могут вноситься изменения как по реализуемым так и по принятым, новым проектам и мероприятиям.
8. Период действия данной Программы носит среднесрочный характер. Достижение поставленных в ней целей является отправной точкой дальнейшего развития потребительского рынка республики.
2.2. Научное и кадровое обеспечение
2.2.1. Научное обеспечение
Реализация Программы предполагает проведение широкого круга экономических и социальных исследований как фундаментального, так и прикладного характера. Это связано с тем, что структура и логика Программы отражает определенный этап становления планово - индикативного макроэкономического программирования регионального развития, а также организации комплексных исследований на основе концепции устойчивого развития.
Поэтому следует выделить наиболее актуальные направления проведения прикладных научных исследований:
- совершенствование методики оценки эффективности инвестиционных проектов с учетом мультипликационных эффектов. При осуществлении конкурсного отбора проектов предлагается проводить анализ структуры текущих материальных затрат предприятий с выделением расходов на приобретение продукции местных производителей и затрат на покупку товаров, завозимых из-за пределов Бурятии. В качестве основного критерия при оценке эффективности инвестиций выбрана максимизация интегральных экономических и социальных эффектов, включающих не только прямые, но и косвенные эффекты. Использование усовершенствованной методики будет стимулировать использование в качестве сырья и материалов продукции местных производителей и приведет к увеличению на рынке доли товаров, производимых в Бурятии;
- экспертиза всех инвестиционных проектов, бизнес-планов, в том числе существующих производств.
Целью проведения экспертиз является приведение их в соответствие с современными требованиями международных стандартов, предъявляемых как в рамках бизнес-планирования, так и в соответствии с экологическими и социальными нормами. В основе применяемых методик должны лежать стандартизированные базы информационных данных, оригинальные подходы, учитывающие специфику объекта планирования, условий его внутренней и внешней среды;
- постоянный мониторинг (наблюдение) социальных и экономических процессов на потребительском рынке Бурятии, в том числе в сравнении с другими регионами России, что позволит отслеживать контрольные параметры насыщения рынка товарами народного потребления, уровня и качества жизни населения, развития производственного потенциала предприятий потребительского комплекса.
Основой для проведения предусматриваемых мероприятий является Программа социально-экономического развития Республики Бурятия на 2002-2004 годы, целевая Программа перехода Республики Бурятия к устойчивому развитию и т.д.
Для проведения научно-прикладных исследований Бурятия располагает научным потенциалом, который включает в себя научно-исследовательские институты Российской Академии Наук, высшие учебные заведения, исследовательские организации. Для решения отдельных задач возможно привлечение специалистов из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и т.д.
2.2.2. Кадровое обеспечение Программы
Осуществление данной Программы и обеспечение устойчивого развития предприятий предполагает мобилизацию кадрового потенциала, активизацию "человеческого фактора".
Подготовка и переподготовка кадров для нужд народнохозяйственного комплекса тесно взаимоувязана со специальными разделами Подпрограммы по образованию и профессиональному росту кадров в Республике Бурятия.
Население Бурятии рассматривается как "человеческий капитал", ключевая составляющая потенциала Бурятии. Поэтому система подготовки кадров в рамках существующей программы модернизации образования получает сквозной характер и интегрирует ее в механизм устойчивого развития в целом. При этом рост дополнительных расходов на подготовку кадров неразрывно связан с этапами и направленностью инвестиционного процесса в границах республики, эффективностью долговременных вложений.
В целях совершенствования системы подготовки и повышения квалификации кадров для экономики республики необходимо:
- заключение Соглашения предприятий с учебными заведениями республики на подготовку необходимых специалистов;
- обеспечение прохождения производственной практики учащихся учебных заведений в организациях республики и за ее пределами;
- учреждение именных стипендий предприятий;
- выделение квот для производственных предприятий на обучение по Программе подготовки управленческих кадров для отраслей народного хозяйства (Президентской Программе).
2.3. Управление Программой
2.3.1. Общие положения
Проблемы, решаемые Программой, носят многопрофильный характер и затрагивают интересы республики в целом, предприятий и организаций, а также всего населения.
Это предполагает учет интересов всех участников потребительского рынка и усиление взаимодействия между ними. Поэтому роль общественных организаций предпринимателей и потребителей в регулировании потребительского рынка республики, взаимодействии с органами исполнительной власти республики должна существенно возрасти.
Профессиональные объединения предпринимателей могут наиболее эффективно контролировать:
- степень насыщения потребительского рынка;
- качество товаров и услуг;
- соблюдение норм деловой этики, добросовестной конкуренции, борьбу с подделками и фальсификациями продукции, товарных и торговых марок;
- технический уровень производства и услуг, технику безопасности и условия труда.
Программой предусматривается активное вовлечение профессиональных объединений предпринимателей в разработку нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность потребительского рынка, в составление перспективных программ и планов развития потребительского рынка и его инфраструктуры, а также в изучение динамики рынка, конъюнктуры и спроса.
Основные организационные формы регулирования рынка, которые союзы и объединения предпринимателей могут использовать в соответствии со своим статусом, таковы: проведение независимых экспертиз, деловое консультирование, техническое содействие, моральное воздействие, кампании в средствах массовой информации, финансово-кредитная поддержка.
Важную роль в системе потребительского рынка играют общественные организации потребителей (Центр защиты прав потребителей Республики Бурятия и др.), активно воздействующие на производителей и продавцов товаров и услуг в целях повышения качества товаров, их безопасности для человека, экологической чистоты.
Программа предусматривает необходимость перехода к общепринятой в мировой практике системе отношений "потребитель-производитель". Для этого общественные организации потребителей и взаимодействующие с ними органы управления республики должны сконцентрировать свою деятельность на работе по профилактике нарушений прав потребителей со стороны производителей товаров и услуг.
В целях взаимодействия участников потребительского рынка Бурятии и осуществления управления Программой предлагается создание координационного органа "Центр потребительского рынка" (далее - Центр) при Союзе промышленников и предпринимателей Республики Бурятия (СПП РБ) с привлечением представителей органов власти и Центра защиты прав потребителей Республики Бурятия.
К основным задачам Центра относятся:
- обеспечение взаимодействия общественных и государственных структур регулирования потребительского рынка;
- координация законотворческой деятельности по вопросам потребительского рынка и качества товаров;
- насыщение потребительского рынка республики товарами местных производителей.
Положение о Центре разрабатывается и утверждается Правительством Республики Бурятия.
2.4. Механизм финансирования Программы
Для создания ресурсно-финансового потенциала развития потребительского рынка необходимо привлечение различных источников инвестиционных и финансовых ресурсов. Наряду с собственными средствами предприятий значительную роль будут сохранять государственные инвестиции, кредиты коммерческих структур и средства населения.
В качестве мер стимулирования притока средств и всех форм инвестиций на потребительский рынок предлагается использование следующих механизмов:
- льготное налогообложение банков, инвестиционных компаний, предприятий, участвующих в реализации республиканских программ и проектов;
- принятие государством на себя части рисков, связанных с кредитованием инвестиционных проектов потребительского рынка, участие в формировании гарантийного фонда;
- предоставление государством бюджетных средств исключительно на предоставление компенсационных выплат и бюджетных гарантий на получение банковских кредитов;
- развитие и распространение лизинговых операций;
- выпуск республиканских займов;
- выпуск корпоративных ценных бумаг;
- развитие системы вексельного обращения.
Средства на финансирование Программы "Развитие потребительского рынка Республики Бурятия на 2002-2006 годы" утверждаются ежегодно отдельной строкой в Законе Республики Бурятия о республиканском бюджете в объемах, предусмотренных настоящей Программой на соответствующий год.
В целях увеличения объемов финансирования Программы без дополнительных бюджетных расходов предусматривается создание гарантийного фонда (далее - гарантийный фонд), целью которого является предоставление гарантий коммерческим банкам при кредитовании инвестиционных проектов Программы.
2.5. Социальная направленность Программы
Реализация Программы позволит решить вопросы социальной направленности. Приоритетными направлениями социальных аспектов Программы являются:
- повышение уровня жизни населения и увеличение покупательской способности;
- создание условий для роста занятости и повышения заработной платы;
- усиление адресной социальной поддержки, в первую очередь, слабозащищенных групп населения путем организации "народных магазинов", расширения номенклатуры недорогих товаров;
- развитие и регулирование рынка труда, подготовка кадров, помощь в трудоустройстве высвобождаемых работников, их профориентация, переквалификация и адаптация к новым экономическим условиям;
- обеспечение населения социальными услугами посредством сохранения сложившейся сети объектов социально-культурного и бытового назначения и ее развития;
- выделение организациями своим работникам субсидий на приобретение товаров длительного пользования и оказание социальных услуг.
2.6. Приоритетные направления развития
потребительского рынка
Приоритетные направления развития потребительского рынка Бурятии определены из анализа состояния потребительского рынка, основных целевых установок, поставленных задач, направленных на решение социальных вопросов, развития производства товаров народного потребления, увеличения доли местных товаропроизводителей на рынке республики и повышения совокупного спроса.
При выборе приоритетов развития учитывались: эффективность производимой продукции; наличие платежеспособного спроса и емкость рынка; степень износа производственных мощностей и срок окупаемости инвестиционных проектов; сырьевой, финансовый и кадровый потенциал; опыт работы на данном рынке.
Необходимо отметить, что перечень приоритетных видов продукции состоит из товаров, производимых ранее, и новых, имеющих спрос и значительные стоимостные параметры.
Рост платежеспособного спроса населения основан на прогнозируемом увеличении реальных доходов населения в соответствии с Законом Республики Бурятия "О Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2002-2004 гг." и составит 17,8% к уровню 2001 г. В целом за 5 лет (2002-2006 гг.) реальные доходы возрастут на 32% к уровню 2001 г.
Усилия органов исполнительной власти республики необходимо сосредоточить на формировании благоприятного хозяйственного и инвестиционного климата для развития бизнеса, за счет финансовых поступлений от которого будет в дальнейшем обеспечено реформирование всей экономики республики, в том числе создание современной материально - производственной базы.
Исходя из основной цели выделяются два этапа работ по ее реализации:
1-ый этап (2002-2003 гг.) включает в себя совокупность мероприятий, направленных на стабилизацию положения местных производителей на потребительском рынке республики, создание необходимых условий для его развития с опорой на организации - лидеры;
2-ой этап (2004-2006 гг.) предполагает увеличение доли товаров народного потребления местных производителей на основе создания и функционирования комплексной инфраструктуры потребительского рынка за счет улучшения конкурентоспособности выпускаемой продукции.
2.6.1. Рынок продовольственных товаров
Основной целью развития агропромышленного комплекса является достижение уровня перерабатывающей промышленности и сельскохозяйственного производства, достаточного для насыщения потребительского рынка республики.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
- реструктуризация задолженности предприятий АПК бюджетам всех уровней, государственным внебюджетным фондам, поставщикам топливно-энергетических и других ресурсов;
- оптимизация структуры сельского хозяйства и развитие перерабатывающих производств в направлении повышения конкурентоспособности за счет улучшения качества и снижения себестоимости выпускаемой продукции;
- увеличение доли местных товаропроизводителей на республиканском рынке;
- создание сети оптовых продовольственных рынков на базе существующей инфраструктуры Буркоопсоюза;
- повышение стабильности поставок, а также создание резервного фонда зерна и продовольствия;
- реализация инвестиционных проектов, включенных в Программу социально-экономического развития Республики Бурятия на 2002-2004 годы.
Если на первом этапе реализации Программы (2002-2003 гг.) предполагается осуществить изменение структуры сельскохозяйственного производства с ориентацией на привязку к основным базовым производственным центрам то, начиная со второго этапа реализации Программы (2004-2006 гг.), ставится задача обеспечения роста объема производства продуктов питания на основе расширения собственной сырьевой базы в республике для решения задачи снижения себестоимости выпускаемой продукции.
В результате запланированных мероприятий к 2006 году по ряду важнейших видов выпускаемой продукции прогнозируется выход на максимальные показатели дореформенного периода.
Организационно-экономические мероприятия по повышению эффективности агропромышленного производства предусматривают также большую степень свободы в выборе товаропроизводителями форм кооперации, создания холдингов, ассоциаций, союзов и т.д. с целью оптимизации производства и реализации продукции, приобретения оборудования, машин, привлечения кредитных ресурсов и достижения финансовой устойчивости.
2.6.1.1. Мясо и мясопродукты
Формирование мясного рынка республики во многом обусловлено наличием потребностей в мясной продукции, традиционными особенностями размещения и уровнем производства и потребления мясных продуктов.
Для изменения ситуации на мясном рынке в сторону повышения эффективности его функционирования требуется провести ряд мероприятий по организации всей продовольственной цепи, включая сельскохозяйственных товаропроизводителей, перерабатывающие организации, оптовое распределение продовольствия, розничную сеть, сферу общественного питания, то есть необходимо создание вертикально интегрированных холдингов, объединяющих поставщиков сырья, переработчиков животноводческой продукции и организации оптовой и розничной торговли.
Регулятором и организатором продовольственной цепи является оптовый рынок, так как через него проходят все операции, связанные с куплей-продажей мясной продукции. Необходимо также восстановить систему заготконтор и первичной переработки мяса. Это имеет важное экономическое значение не только для крупных производителей и покупателей скота, но, прежде всего, для фермерских (крестьянских) и личных хозяйств населения, поскольку именно здесь происходит купля-продажа мясного скота и племенных животных.
2.6.1.2. Зерно и переработка зерна
В качестве первоочередной задачи здесь выступает создание условий, необходимых для восстановления и последующего развития зернового производства, а именно:
- использование экономических методов государственного регулирования зернового рынка с сочетанием механизмов оптимальной ценовой политики, бюджетной поддержки, льготного налогообложения и кредитования, обеспечивающих режим максимального благоприятствования развитию зерновой отрасли;
- создание государственного стабилизационного фонда зерна;
- создание корпоративных структур производителей и переработчиков зерна с учетом экономически целесообразного районирования размещения производств.
2.6.1.3. Молоко и молочные продукты
Для становления рынка молока и молочной продукции необходима государственная поддержка развития молочного скотоводства путем реализации республиканских и местных целевых программ, сочетающих меры инвестиционной, ценовой, кредитной и налоговой политики. В качестве одного из направлений развития молочного скотоводства следует пойти на создание высокопродуктивных ферм в пригородных зонах для круглогодичного снабжения населения натуральным молоком.
2.6.1.4. Плодоовощная продукция, картофель и дикоросы
В организации производства продовольственного картофеля основным является решение вопросов агропромышленного кооперирования и районирования, хранения и переработки его на полуфабрикаты в местах производства; технического картофеля - в создании стабильных сырьевых зон. В зонах высокого товарного картофелеводства целесообразно развивать промышленность по производству пищевых картофелепродуктов и полуфабрикатов.
В развитии плодово-ягодной продукции и дикоросов большая роль принадлежит формированию оптового звена. В крупных городах необходимо создать оптовые продовольственные рынки, в т.ч. плодоовощной продукции.
2.6.1.5. Алкогольная продукция
Рынок спиртовой и алкогольной продукции имеет ряд специфических особенностей, которые необходимо учитывать при организации его регулирования. Принимаемые меры жесткого государственного регулирования производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции позволили несколько улучшить ситуацию на алкогольном рынке России и Бурятии.
На основе имеющейся государственной собственности целесообразно создать торгово-промышленную группу с привлечением производителей зерна.
2.6.1.6. Хлебопекарная и кондитерская продукция
Основными мерами, применяемыми к неэффективно работающим организациям данной отрасли, являются их реструктуризация, улучшение качества, внешнего вида и расширение номенклатуры продукции, проведение маркетинговых исследований.
2.6.1.7. Пивобезалкогольная продукция
Производителями пива в республике являются, в основном, мини - цеха с годовой производственной мощностью до 200 тыс. дал в год, при этом доля местных производителей на данном рынке составляет около 8%. В настоящее время строительство крупного пивзавода требует значительных капитальных вложений, поэтому целесообразно продолжение развития мини - производств с созданием ассоциации "Производители пива Бурятии".
2.6.2. Рынок непродовольственных товаров
Приоритетным направлением развития промышленного комплекса является развитие отраслей легкой, деревообрабатывающей и электротехнической промышленности. Наличие материальных, производственных, трудовых ресурсов и спроса на выпускаемую продукцию в республике обуславливает возможность их развития.
Главная цель заключается в формировании высокоэффективного производства товаров народного потребления как составной части промышленного комплекса и обеспечивающего значительный вклад в развитие экономики республики, в том числе за счет создания новых предприятий, увеличения количества рабочих мест, налоговых поступлений в республиканский и местный бюджеты и т.д.
Размер расходов и структура потребления непродовольственных товаров находятся, в целом, под влиянием тех же факторов, что и потребление продовольственных товаров. Доля затрат на приобретение непродовольственных товаров в структуре расходов на конечное потребление домашних хозяйств является одним из основных параметров материального благополучия населения.
Мероприятия, в т.ч. по стимулированию совокупного спроса и предложения, должны быть направлены на:
- повышение качества продукции;
- стимулирование спроса на продукцию местных товаропроизводителей;
- реализацию инвестиционных проектов, включенных в Программу социально-экономического развития Республики Бурятия на 2002-2004 годы.
2.6.3. Рынок услуг и общественного питания
Сфера услуг является одной из самых перспективных, быстроразвивающихся отраслей экономики.
Структура этой сферы в части потребительских услуг такова, что ее основные части образуют блоки целостного механизма, единого комплекса, выполняющие общую задачу: массового формирования новых черт и качеств человека как личности, как потребителя и производителя.
Первым таким блоком являются отрасли воспитания, образования и науки.
Второй блок отраслей сферы услуг - здравоохранение и социальное обеспечение.
Третий блок - отрасли активного отдыха и развлечений, индустрия туризма.
Четвертый блок отраслей сферы услуг - материальные услуги, в том числе бытовые, общественное питание и т.д.
В рамках Программы сфера услуг рассматривается только с точки зрения ее прямого влияния на развитие потребительского рынка.
2.6.3.1. Перспективы развития сферы услуг и общественного питания
Сфера бытовых услуг и общественного питания формируется из представителей малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей, где производится около половины ВРП, что является достаточным основанием для развития данного сектора экономики республики.
Не требуя значительных капитальных вложений, данная сфера является наиболее уязвимой частью бизнеса, требующей особой государственной поддержки, для чего необходимо решить следующие задачи:
- совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность субъектов малого бизнеса и индивидуального предпринимательства;
- упрощение процедуры регистрации права деятельности в течение пяти дней "в одно окно";
- ведение сводного Реестра нежилых помещений для организации предпринимательской деятельности;
- создание лизинговой компании по обеспечению производственным оборудованием субъектов малого предпринимательства.
Первоочередной задачей является налаживание системы по удовлетворению потребности в повышении квалификации управленческих и финансовых кадров для действующих предприятий сферы услуг. Для этого необходимо расширить номенклатуру профессий для сферы услуг, привлечь и скоординировать усилия всех учебных заведений, занятых подготовкой и переподготовкой кадров.
Для развития инфраструктуры сети общественного питания необходимо формирование разветвленной сети общедоступных предприятий, дифференциация объектов общественного питания с точки зрения комфортности, повышение уровня обслуживания, расширение предлагаемых услуг и адресности (специализации) предприятий по видам.
Особое внимание заслуживает организация питания малоимущих слоев населения, которая комплексно рассматривается в соответствии с Программами социальных служб.
Восстановление и дальнейшее развитие предприятий общественного питания должно идти за счет:
- приоритетного развития общедоступной сети, в т.ч. сети быстрого питания с учетом национальных особенностей обслуживаемого населения;
- восстановления и расширения необходимой сети социально ориентированных предприятий, которые обеспечивают питанием рабочих, служащих, студентов, школьников, детей в дошкольных учреждениях, больных в лечебных заведениях;
- развития сети предприятий, работающих по заказам и доставке изделий потребителям;
- массового развития сети в местах комплексного торгового, гостиничного обслуживания, отдыха вдоль пригородных автомагистралей, при заправочных станциях и др.
2.6.3.2. Развитие сферы туризма
В соответствии с Концепцией развития туризма на 2002-2005 гг. основными направлениями реформирования туризма признаются:
1. Создание правовых, экономических, организационных условий, стимулирующих восстановление функций и увеличение экономических и социальных показателей действующих предприятий и организаций туризма, привлекающих в сферу туризма инвестиции, стимулирующих образование новых субъектов туристской деятельности, модернизацию действующей и создание новой материальной базы, туристской инфраструктуры, увеличение роли туризма в структуре отраслей экономики республики.
2. Совершенствование управления в сфере туризма, поддержка негосударственных форм.
3. Содействие в создании комплексов, функционально связанных между собой туристических предприятий, финансовых структур, предприятий производственной сферы в виде интегрированных структур.
4. Содействие в продвижении туристского продукта республики; совершенствование системы информационного обеспечения в области туризма; создание современной системы подготовки и повышения квалификации кадров в сфере туризма.
5. Содействие самоорганизации субъектов туристической отрасли в ассоциации и союзы с целью совместного продвижения туристических продуктов и осуществления общих масштабных проектов.
6. Контроль и обязательная регистрация со стороны органов местного самоуправления деятельности туристических, санаторно-курортных, оздоровительных, спортивных объектов, принадлежащих структурам и физическим лицам - нерезидентам, осуществляющим предпринимательскую деятельность на территории республики, с целью изъятия налогов.
2.6.4. Инфраструктура потребительского рынка
Наиболее слабым звеном потребительского рынка является его инфраструктура.
На первом этапе реализации Программы решается проблема координации совместных действий республиканского и муниципальных органов торговли в части:
- ассортиментной политики;
- территориального расположения объектов оптовой торговли;
- совершенствования технологических процессов хранения, подсортировки, доставки товаров, методов обслуживания покупателей и др.;
- обустройства территории (безопасность подъезда, наличие автостоянок);
- соблюдения антимонопольной политики вхождения на оптовый рынок новых структур.
На втором этапе реализации Программы решается вопрос перевода работы оптовых продовольственных предприятий в режим работы продовольственных рынков. Кроме этого, необходимо решить вопросы развития новых форм оптовых и розничных структур торговли.
Создание оптовых продовольственных рынков будет осуществляться в соответствии с положениями, определенными Концепцией развития системы оптовых продовольственных рынков Республики Бурятия, утвержденной Указом Президента Республики Бурятия от 06.06.98 N 129.
Необходимо создание единой информационной базы данных, отслеживающих конъюнктуру рынка. В среднесрочной перспективе необходимо создание информационно-финансовой рыночной сетевой компьютерной системы.
При создании электронных информационно-финансовых рыночных систем осуществляется поэтапный переход от компьютерных систем оперативной рыночной информации к системам электронной торговли и организации единого электронного рынка по каждому значимому продукту.
В целях снижения трансакционных издержек необходима интеграция существующих торговых и производственных структур в единые торгово-промышленные группы (ТПГ), которые объединяют функции изготовления и сбыта собственной продукции и работают на основе фирменного обслуживания. В состав предприятий подобного типа могут входить сельхозпроизводители, перерабатывающие организации, оптовые базы, сеть фирменных магазинов, маркетинговые и исследовательские службы. ТПГ могут быть сориентированы на выпуск товаров по принципу комплексного удовлетворения спроса отдельных контингентов населения.
Создание и развитие инфраструктуры потребительского рынка - это прерогатива государства, поэтому в целях ее развития усилия государства должны быть направлены на:
- создание сети крупных оптовых рынков, гарантирующих производителям стабильный спрос на основную часть продукции;
- упорядочение и реорганизацию сложившейся системы стихийных розничных рынков;
- дальнейшее развитие таких форм взаимосвязи спроса и предложения, как выставки, ярмарки, постоянные торговые представительства;
- содействие в развитии современных высокоэффективных товаропроводящих структур типа торговых домов, фирменных магазинов;
- стимулирование развития новых форм торговли - по образцам, посылочный, через торговые автоматы;
- развитие сети информационных услуг (банков данных), дающих потенциальным участникам республиканского рынка исчерпывающую информацию о конъюнктуре, ценах и условиях торговли;
- создание сети лизинговых фирм по обеспечению организаций потребительского рынка типовыми видами техники и оборудования;
- создание оптовых консорциумов розничными организациями торговли, общепита и сферы услуг;
- создание мелких торговых фирм, работающих по контрактам типа "франчайзинг" с производителями или крупными оптовыми фирмами;
- создание ассоциаций потребителей собственной сети оптово-розничных магазинов.
2.7. Государственное регулирование, стимулирование
потребительского спроса и инвестиционная политика
Основными направлениями мер государственного регулирования потребительского рынка являются:
- реструктуризация неэффективно работающих предприятий; обеспечение текущих налоговых платежей и реструктуризация задолженностей предприятий в бюджет и внебюджетные фонды;
- достижение прозрачности финансово-экономического состояния предприятий для собственников, инвесторов, кредиторов и повышение их инвестиционной привлекательности;
- создание и ведение Реестра предприятий на добровольной основе при СПП РБ с указанием финансового состояния, основных направлений деятельности, объемов производства и перспектив развития;
- создание при Торгово-промышленной палате Республики Бурятия центра поддержки малого и среднего бизнеса, функциями которого являются оказание бесплатных консультационных услуг по вопросам налогового, таможенного, гражданского законодательства, поиск партнеров по бизнесу; привлечение консалтинговых фирм и экспертов на возмездной основе для проведения маркетинговых исследований, разработки бизнес-планов и стратегии развития организации, совершенствования учетной политики;
- оказание помощи организациям по внедрению системы качества ISO-9000;
- создание организационных структур (резервный фонд зерна и продовольствия Республики Бурятия", оптовый продовольственный рынок);
- создание квот и преференций местным товаропроизводителям при осуществлении государственных закупок;
- стимулирование предприятий торговли по реализации продукции местных товаропроизводителей;
- создание механизма закупок сельхозпродукции и разработка мер по повышению эффективности оказания государственной поддержки сельхозпроизводителям;
- стимулирование спроса на товары длительного пользования местных товаропроизводителей;
- организация и развитие межрегионального взаимодействия предприятий республики в кооперационные связи с регионами Сибирского федерального округа;
- расширение сети фирменных и специализированных магазинов по согласованию между руководством предприятий отрасли и главами администраций районов и городов республики.
Проблемы развития потребительского рынка Бурятии в ближайшие пять лет будут определяться его способностью к привлечению ресурсов для ускоренного роста. Исчерпание конъюнктурных факторов (таких, как свободные мощности, "мягкие" ресурсные ограничения, благоприятная мировая конъюнктура) выдвигает на первый план задачу количественного и качественного роста производственного капитала, ориентированного на выпуск продукции, обеспеченной спросом внутреннего и внешнего рынков. Поэтому привлечение инвестиций в экономику Бурятии, в том числе в потребительский комплекс, следует рассматривать как важнейший источник для создания конкурентоспособной технической базы производства, формирующей перспективу развития потребительского рынка республики.
В первую очередь необходимо устранить главные причины слабости экономики Бурятии - незавершенность структурных и институциональных реформ в реальном секторе, его низкую конкурентоспособность, физическую изношенность производственного аппарата, структурные деформации экономики республики.
Для решения этих проблем необходимо создание и поддержание условий для привлечения частных инвестиций в реальный сектор экономики, который полностью удовлетворял бы спрос рынка на инвестиционные ресурсы.
Приоритетными направлениями инвестиционной политики Программы развития потребительского рынка Бурятии являются:
- усиление роли государства как гаранта поддержания благоприятного инвестиционного климата ведения хозяйственной деятельности инвесторов; публичность проводимой государственной инвестиционной политики;
- создание равных конкурентных условий хозяйственной деятельности для всех инвесторов независимо от формы собственности, способствующих эффективному размещению капитала и устойчивому экономическому развитию; отказ от практики избыточного вмешательства в дела бизнеса;
- введение в действие эффективных законодательных и практических механизмов защиты интересов и прав инвесторов при реализации инвестиционных проектов; устранение противоречий нормативно - законодательной базы инвестиционной деятельности, снятие барьеров входа на рынок капиталов;
- либерализация рынка инвестиционных проектов путем упрощения процедур согласования и получения разрешительной документации при их разработке и реализации (принцип "одного окна");
- обеспечение возможности получения инвесторами достоверной информации об организациях с целью анализа и выбора объектов инвестиций (регламентация состава и структуры раскрываемой информации финансового и нефинансового характера, способов ее раскрытия; реформа бухгалтерского учета, разработка российских стандартов, отвечающих международным стандартам бухгалтерского учета);
- содействие становлению современной институциональной инфраструктуры инвестиционного рынка, обеспечивающей эффективную трансформацию сбережений населения в инвестиции в производство;
- усиление социальной направленности инвестиционной деятельности, безусловный приоритет инвестиций в "человеческий" капитал, в решение проблем развития социальной инфраструктуры;
- открытость и предсказуемость государственной инвестиционной политики, стимулирование привлечения капиталов негосударственного сектора для решения приоритетных задач социально-экономического развития страны;
- повышение эффективности инвестиционной деятельности государственного сектора экономики, обеспечение "прозрачности" инвестиционных потоков и программ, нацеленности на решение приоритетных задач социально - экономической политики Республики Бурятия, в том числе проблем развития потребительского рынка Бурятии;
- безусловное выполнение инвестиционных обязательств государства в рамках утвержденного бюджета;
- создание условий наращивания инвестиционного потенциала предприятий республики путем осуществления программ их реструктуризации, снижения налогового бремени, совершенствования амортизационной политики, адекватной задачам инвестиционной реконструкции производства.
Реализация инвестиционной политики Программы предполагает взаимодействие всех заинтересованных сторон (представителей органов государственной власти, общественных организаций товаропроизводителей и т.д.) на основе деятельности Координационного совета Центра.
Методика оценки эффективности инвестиционных проектов с учетом социальных, экономических и мультипликативных эффектов разрабатывается СПП РБ с привлечением министерств, ведомств и независимых экспертов.
2.8. Этапы реализации
Программа "Развитие потребительского рынка Республики Бурятия на 2002-2006 годы" разрабатывается на среднесрочную перспективу и решение перечисленных задач включает в себя два последовательно реализуемых этапа:
1 этап (2002-2003 гг.) - "Запуск инвестиционного маховика".
На данном этапе формируется эффективная система регулирования потребительского рынка и осуществляются первоочередные организационно-экономические мероприятия, не требующие значительных капитальных вложений:
- корректировка научно обоснованной государственной политики на основе сформулированных целей и задач государственного участия в экономических процессах развития потребительского рынка;
- создание нормативно-правовой базы обеспечения государственного и общественного участия в потребительском рынке Бурятии;
- создание системы взаимодействия органов государственного и общественного управления, на которую возложены задачи и ответственность за реализацию мер регулирования потребительского рынка;
- привлечение ассоциаций предпринимателей, товаропроизводителей и общественных организаций к контролю за потребительским рынком;
- концентрация ресурсов, образование крупных хозяйственных объединений (холдинги, союзы и ассоциации) на потребительском рынке;
- развитие государственного предпринимательства;
- санация и реорганизация неэффективно действующих предприятий и организаций. Выбор и применение процедур работы с неплатежеспособными организациями должны отвечать стратегическим интересам республики (увеличение производства товаров народного потребления и услуг, сохранение рабочих мест, развитие технической базы потребительского рынка и т.д.). В целом же процедура банкротства должна рассматриваться и применяться как исключительная мера при исчерпании всех других форм поддержки организаций, находящихся в кризисе;
- поддержка малого предпринимательства;
- совершенствование системы информационного и рекламного обеспечения, формирования имиджа товаров Бурятии как на территории республики, так и за ее пределами;
- участие государства в формировании инфраструктуры потребительского рынка.
Создание экономических механизмов, обеспечивающих устойчивое сбалансированное развитие потребительского рынка, включает в себя:
- научные исследования по анализу текущего состояния и тенденций развития потребительского рынка, поиск рычагов воздействия на экономические интересы субъектов рынка;
- формирование и реализацию республиканских программ по приоритетным для республиканского потребительского рынка направлениям с учетом региональных потребностей и платежеспособного спроса;
- размещение республиканских и муниципальных закупок на товары и услуги, в т.ч. социально значимые, для поддержания уровня жизни малообеспеченных слоев населения.
2 этап (2004-2006 гг.) - "Устойчивый рост".
Данный этап характеризуется количественными и качественными изменениями в производстве потребительских товаров.
На этой стадии реализации Программы рост объемных показателей производства товаров и услуг будет сопровождаться повышением совокупного спроса, уровня и качества жизни населения, снижением безработицы, ростом доходов населения.
В процессе его реализации предполагается формирование оптимальной структуры потребительского рынка республики и стабилизация основных пропорций производства и потребления на основе развития ключевых комплексов. Достижение устойчивых темпов роста производства, ликвидация основных диспропорций и развитие инфраструктуры создают основу для расширенного воспроизводства.
Необходимым условием для дальнейшего развития субъектов потребительского рынка на данном этапе является тесная увязка с темпами, объемами роста производства в смежных отраслях (транспорт, связь, кредитные учреждения, оптовая и розничная торговля и т.д.), достижение максимальной самообеспеченности республики основными видами продуктов питания и товарами длительного спроса.
2.9. Основные индикаторы социально-экономической
эффективности Программы
Данная Программа решает комплекс задач, нацеленных на осуществление структурной перестройки потребительского рынка Республики Бурятия по приоритетным направлениям.
Реализация включенных в Программу мероприятий и проектов по развитию потребительского рынка обеспечит обновление производственного потенциала, повышение эффективности его использования и окажет позитивное воздействие на экономику республики.
На всех этапах реализации Программы предусматриваются мероприятия по повышению уровня жизни населения, стимулированию экономической активности населения и повышению занятости, развитию инфраструктуры рынка, росту реальных доходов населения, сохранению и развитию кадрового потенциала.
Комплексное осуществление программных мероприятий обеспечит экономический эффект как в рамках потребительского комплекса, так и экономики республики в целом.
При выполнении программных мероприятий будут получены следующие результаты:
- увеличение доли продукции местных товаропроизводителей на потребительском рынке республики к 2006 г. в целом до 40-45% от объема потребления;
- расширение и обновление ассортимента местной продукции;
- повышение качества производимой продукции;
- снижение оттока денежных средств из республики на 10-15%;
- снижение административных препятствий для входа на рынок и создание равных конкурентных условий повысит уровень рыночной конкуренции, даст толчок развитию малого и среднего бизнеса;
- создание интеграционных производственных структур на основе конкурентных преимуществ в легкой и пищевой промышленности, в сельском хозяйстве, с взаимосвязью с оптовой и розничной торговлей;
- среднегодовой прирост объемов производства продукции около 2 млрд. руб.;
- увеличение налоговых поступлений на 250-300 млн. рублей ежегодно;
- создание не менее 7 тыс. новых рабочих мест.
Реализация Программы обеспечит стабилизацию и прирост производства продукции и улучшит экономическое положение товаропроизводителей. Только рост валовой продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах к уровню 2001 года составит около 32%, что позволит сократить завоз из других регионов, повысить покупательскую способность населения.
Стабилизация и увеличение производства продукции, увеличение инвестиций в организации потребительского комплекса обеспечит повышение уровня жизни населения, рост реальных денежных доходов, который в 2006 году составит 31% к уровню 2001 года.
Достижение данных результатов связано с:
- изменением структуры инвестиций в пользу потребительского комплекса;
- созданием интегрированных корпоративных структур;
- использованием бюджетных средств на инвестиционную деятельность исключительно для компенсации части платы за пользование кредитами банков;
- созданием организациями республики гарантийного фонда для привлечения дополнительных инвестиций;
- созданием венчурного фонда для финансирования инновационных проектов;
- изменением механизма финансирования инвестиционных проектов с участием независимых экспертов и руководителей предприятий;
- созданием инфраструктуры потребительского рынка, в том числе сети оптовых продовольственных рынков на базе существующей системы Буркоопсоюза, стабилизационного фонда зерна и продовольствия;
- изменением механизма оказания государственной поддержки сельскому хозяйству с учетом эффективности вложения средств.
Решение поставленных в Программе задач станет важным фактором оживления экономики республики и роста реального дохода населения.
Таблица 1
Ожидаемые макроэкономические показатели реализации Программы
Наименование показателя | ед. изм. |
2001 г. оценка |
2002 г. прогноз |
2003 г. прогноз |
2004 г. прогноз |
2005 г. прогноз |
2006 г. прогноз |
Всего по Программе 2006 г. к 2001 |
|
млн. руб. | % | ||||||||
Прирост ВРП к предыдущему году | % | 5,5% | 7,0% | 8,0% | 8,0% | 8,0% | 8,0% | 146% | |
Уровень инфляции | % | 17,0% | 15,2% | 13,0% | 10,8% | 10,0% | 10,0% | 175% | |
% | 122,2% | 121,0% | 118,8% | 118,0% | 118,0% | ||||
ВРП в текущих ценах | млн. руб. |
29215 | 35709 | 43224 | 51345 | 60587 | 71493 | 35784 | 200% |
в ценах 2001 года | млн. руб. |
29215 | 31260 | 33761 | 36462 | 39379 | 42529 | 11269 | 146% |
Прирост объемов промышленного производства |
% | 6% | 9% | 9% | 10% | 10% | 10% | 166% | |
Прибыль в промышленности | млн. руб. |
399 | 447 | 591 | 813 | 976 | 1171 | 4396 | 293% |
Прирост продукции сельского хозяйства |
% | 4,0% | 5,0% | 5,0% | 5,0% | 5,0% | 5,0% | 133% | |
Прибыль (убытки) в сельском хозяйстве |
млн. руб. |
-25,5 | 0% | 10 | 20 | 21 | 22 | 48 | |
Всего налоговых поступлений | млн. руб. |
4254 | 5420 | 6501 | 7533 | 8517 | 9240 | 41466 | 217% |
из них за счет мероприятий Программы |
млн. руб. |
170 | 340 | 357 | 381 | 453 | 1702 | 266% | |
% | 3% | 5% | 5% | 4% | 5% | 4% | |||
в том числе: | |||||||||
- в федеральный бюджет | млн. руб. |
1098 | 1399 | 1678 | 1944 | 2198 | 2385 | 9605 | 217% |
ежегодный прирост | млн. руб. |
301 | 279 | 266 | 254 | 186 | 1287 | 62% | |
из него за счет мероприятий Программы |
млн. руб. |
44 | 88 | 92 | 98 | 117 | 439 | 266% | |
% | 3% | 5% | 5% | 4% | 5% | ||||
- в консолидированный бюджет республики |
млн. руб. |
3156 | 4021 | 4823 | 5589 | 6319 | 6855 | 30763 | 170% |
ежегодный прирост | млн. руб. |
865 | 802 | 766 | 730 | 536 | 3699 | 62% | |
из него за счет мероприятий Программы |
млн. руб. |
126 | 252 | 265 | 283 | 336 | 1262 | 266% | |
% | 3% | 5% | 5% | 4% | 5% | 4 % | |||
Численность занятых в экономике | тыс. чел. |
404 | 410 | 420 | 429 | 432 | 435 | 108% | |
прирост численности занятых за счет мероприятий Программы |
тыс. чел. |
0,74 | 1,5 | 1,6 | 1,7 | 1,9 | 7,44 | 257% | |
Прирост реальных доходов населения | % | 3,3% | 5,0% | 5,5% | 6,0% | 6,0% | 6,0% | 132% | |
Прирост потребительских цен | % | 10% | 11% | 9% | 7% | 6% | 6% | 145% | |
Прирост инвестиций (снижение) | % | 19% | 8% | -20% | 20% | 20% | 20% | 149% | |
Прирост розничного товарооборота | % | 2% | 4% | 7% | 7% | 8% | 8% | 139% |
Таблица 2
Прогноз объемов потребления населения в ценах 2001 года
Наименование показателя | ед. изм. |
2001 г. оценка |
2002 г. прогноз |
2003 г. прогноз |
2004 г. прогноз |
2005 г. прогноз |
2006 г. прогноз |
Всего по Программе 2006 г. к 2001 году |
|
млн. руб. | % | ||||||||
Денежные доходы населения | млн. руб. |
22388,1 | 23283,6 | 24215,0 | 25183,6 | 26190,9 | 27238,5 | 4850,4 | 122% |
накопление | млн. руб. |
2686,6 | 2910,5 | 3147,9 | 3399,8 | 3666,7 | 3949,6 | 147% | |
% | 12,0% | 12,5% | 13,0% | 13,5% | 14,0% | 14,5% | 121% | ||
Расходы населения, всего | млн. руб. |
19701,5 | 20373,2 | 21067,0 | 21783,8 | 22524,2 | 23289,0 | 3587,4 | 118% |
местных товаропроизводителей |
млн. руб. |
4921,6 | 5847,5 | 6733,4 | 7768,0 | 8802,7 | 9875,1 | 4953,5 | 201% |
% | 25,0% | 28,7% | 32,0% | 35,7% | 39,1% | 42,4% | 170% | ||
ввозимой продукции | млн. руб. |
13814,5 | 13547,8 | 13343,4 | 13013,7 | 12707,9 | 12389,1 | -1425,4 | |
% | 75,0% | 71,3% | 68,0% | 64,3% | 60,9% | 57,6% | -17% | ||
Из них: | 0,0 | ||||||||
Покупка товаров, всего | млн. руб. |
16450,8 | 16828,2 | 17296,0 | 17666,7 | 18086,9 | 18514,7 | 2063,9 | |
% | 83,5% | 82,6% | 82,1% | 81,1% | 80,3% | 79,5% | -4% | ||
непродовольственных | млн. руб. |
6107,5 | 6437,9 | 6867,8 | 7210,4 | 7613,2 | 8034,7 | 1927,2 | |
% | 31,0% | 31,6% | 32,6% | 33,1% | 33,8% | 34,5% | 4% | 111% | |
в том числе: продукции местных товаропроизводителей |
млн. руб. |
464,2 | 630,9 | 824,1 | 1045,5 | 1294,2 | 1566,8 | 1102,6 | |
% | 7,6% | 9,8% | 12,0% | 14,5% | 17,0% | 19,5% | 12% | ||
ввозимой продукции | млн. руб. |
5643,3 | 5807,0 | 6043,7 | 6164,9 | 6318,9 | 6467,9 | 824,6 | |
% | 92,4% | 90,2% | 88,0% | 85,5% | 83,0% | 80,5% | -12% | ||
продовольственных | млн. руб. |
10343,3 | 10390,3 | 10428,2 | 10456,2 | 10473,7 | 10480,0 | 136,7 | 101% |
% | 52,5% | 51,0% | 49,5% | 48,0% | 46,5% | 45,0% | -8% | ||
в том числе: продукции местных товаропроизводителей |
млн. руб. |
2172,1 | 2649,5 | 3128,5 | 3607,4 | 4084,8 | 4558,8 | 2386,7 | |
% | 21,0% | 25,5% | 30,0% | 34,5% | 39,0% | 43,5% | 23% | 207% | |
ввозимой продукции | млн. руб. |
8171,2 | 7740,8 | 7299,7 | 6848,8 | 6389,0 | 5921,2 | -2250,0 | 72% |
% | 79,0% | 74,5% | 70,0% | 65,5% | 61,0% | 56,5% | -23% | ||
Оплата услуг | млн. руб. |
2285,4 | 2567,0 | 2780,8 | 3115,1 | 3423,7 | 3749,5 | 1464,1 | |
% | 11,6% | 12,6% | 13,2% | 14,3% | 15,2% | 16,1% | 5% | 139% | |
прочие расходы | млн. руб. |
965,4 | 977,9 | 990,2 | 1002,1 | 1013,6 | 1024,7 | 59,3 | |
% | 4,9% | 4,8% | 4,7% | 4,6% | 4,5% | 4,4% | -0,5% |
Таблица 3
Прогноз объемов потребления населения в текущих ценах
Наименование показателя | ед. изм. |
2001 г. оценка |
2002 г. прогноз |
2003 г. прогноз |
2004 г. прогноз |
2005 г. прогноз |
2006 г. прогноз |
Всего по Программе 2006 г. к 2001 году |
|
млн. руб. | % | ||||||||
Денежные доходы населения |
млн. руб. |
22388,1 | 28103,3 | 33723,8 | 39794,0 | 46957,0 | 55409,3 | 33021,2 | 247% |
прирост реальных доходов |
% | 3,3% | 4,0% | 4,0% | 4,0% | 4,0% | 4,0% | 121% | |
накопление | млн. руб. |
2686,6 | 3512,9 | 4384,1 | 5372,2 | 6574,0 | 8034,3 | 299% | |
% | 12,0% | 12,5% | 13,0% | 13,5% | 14,0% | 14,5% | 121% | ||
Расходы населения, всего |
млн. руб. |
19701,5 | 24590,4 | 29339,7 | 34421,8 | 40383,0 | 47375,0 | 27673,4 | 240% |
местных товаропроизводителей |
млн. руб. |
4921,6 | 7057,9 | 9377,6 | 12274,6 | 15782,1 | 20088,2 | 15166,5 | 408% |
% | 25,0% | 28,7% | 32,0% | 35,7% | 39,1% | 42,4% | 170% | ||
ввозимой продукции | млн. руб. |
13814,5 | 16352,2 | 18583,2 | 20563,8 | 22783,7 | 25202,3 | 11387,8 | |
% | 75,0% | 71,3% | 68,0% | 64,3% | 60,9% | 57,6% | -17% | ||
Из них: | 0,0 | ||||||||
Покупка товаров, всего | млн. руб. |
16450,8 | 20311,7 | 24087,9 | 27916,1 | 32427,6 | 37663,1 | 21212,3 | |
% | 83,5% | 82,6% | 82,1% | 81,1% | 80,3% | 79,5% | -4% | ||
непродовольственных | млн. руб. |
6107,5 | 7770,6 | 9564,7 | 11393,6 | 13649,5 | 16344,4 | 10236,9 | |
% | 31,0% | 31,6% | 32,6% | 33,1% | 33,8% | 34,5% | 111% | ||
в том числе: продукции местных товаропроизводителей |
млн. руб. |
464,2 | 761,5 | 1147,8 | 1652,1 | 2320,4 | 3187,1 | 2723,0 | |
% | 7,6% | 9,8% | 12,0% | 14,5% | 17,0% | 19,5% | 12% | ||
ввозимой продукции | млн. руб. |
5643,3 | 7009,0 | 8417,0 | 9741,5 | 11329,1 | 13157,2 | 7513,9 | |
% | 92,4% | 90,2% | 88,0% | 85,5% | 83,0% | 80,5% | -12% | ||
продовольственных | млн. руб. |
10343,3 | 12541,1 | 14523,2 | 16522,5 | 18778,1 | 21318,7 | 10975,4 | |
% | 52,5% | 51,0% | 49,5% | 48,0% | 46,5% | 45,0% | -8% | ||
в том числе: продукции местных товаропроизводителей |
млн. руб. |
2172,1 | 3198,0 | 4356,9 | 5700,3 | 7323,5 | 9273,6 | 7101,6 | |
% | 21,0% | 25,5% | 30,0% | 34,5% | 39,0% | 43,5% | 207% | ||
ввозимой продукции | млн. руб. |
8171,2 | 9343,1 | 10166,2 | 10822,2 | 11454,6 | 12045,1 | 3873,9 | 147% |
% | 79,0% | 74,5% | 70,0% | 65,5% | 61,0% | 56,5% | -23% | ||
Оплата услуг | млн. руб. |
2285,4 | 3098,4 | 3872,8 | 4922,3 | 6138,2 | 627,4 | 5342,0 | |
% | 11,6% | 12,6% | 13,2% | 14,3% | 15,2% | 16,1% | 5% | 139% | |
прочие расходы | млн. руб. |
965,4 | 1180,3 | 1379,0 | 1583,4 | 1817,2 | 084,5 | 1119,1 | |
% | 4,9% | 4,8% | 4,7% | 4,6% | 4,5% | 4,4% | -0,5% |
Таблица 4
Бюджетный эффект для бюджета Республики Бурятия
млн. рублей
Показатели | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. - 2006 г. |
Всего по Программе |
Расходы по программе, связанные с выделением средств из бюджета республики |
103 | 142 | 200 | 445 |
Налоги, остающиеся на территории региона |
126 | 252 | 884 | 1262 |
Текущий региональный бюджетный эффект |
24 | 110 | 684 | 818 |
Интегральный региональный бюджетный эффект |
24 | 237 | 1062 | 1523 |
Таблица 5
Бюджетный эффект для федерального бюджета
млн. рублей
Показатели | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. - 2006 г. |
Всего по Программе |
Средства федерального бюджета на безвозвратной основе |
10 | 62 | 231 | 303 |
Налоговые поступления от реализации программы в федеральный бюджет |
44 | 88 | 307 | 439 |
Текущий федеральный бюджетный эффект |
34 | 26 | 76 | 136 |
Интегральный федеральный бюджетный эффект |
34 | 60 | 136 | 230 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Бурятия от 11 марта 2002 г. N 68 "О Республиканской целевой Программе "Развитие потребительского рынка Республики Бурятия на 2002-2006 годы"
Текст Постановления опубликован в Собрании Законодательства Республики Бурятия N 4(36), апрель 2002 г.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 21 января 2014 г. N 15 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.