Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Республиканская Программа
"Патриотическое воспитание граждан" на 2002-2005 годы
(утв. Постановлением Правительства Республики Бурятия от 4 марта 2002 г. N 63)
Паспорт
республиканской Программы "Патриотическое воспитание граждан" на
2002-2005 годы
Наименование Программы - Республиканская Программа "Патриоти-
ческое воспитание граждан" на
2002-2005 годы
Заказчик Программы - Правительство Республики Бурятия
Основной разработчик Программы - Министерство образования и науки
Республики Бурятия
Цель Программы - Основной целью Программы является
многоплановая, систематическая, целе-
направленная и скоординированная дея-
тельность государственных органов,
общественных объединений и организа-
ций по формированию у граждан Рес-
публики Бурятия патриотического соз-
нания, чувства причастности к судьбе
своей страны, своей республики, готов-
ности к выполнению гражданского дол-
га, важнейших конституционных обя-
занностей по защите интересов Родины
Сроки реализации - 2002-2005 годы
Программы
Исполнители мероприятий - Министерство образования и науки,
Программы Министерство культуры, Министерство
труда и социального развития. Мини-
стерство внутренних дел, Государствен-
ный комитет по делам молодежи, туриз-
му, физической культуре и спорту, Ко-
митет по печати и связям с обществен-
ными объединениями, Бурятская госте-
лерадиокомпания (по согласованию),
Комитет по делам национальностей и
связям с религиозными объединениями,
Военный комиссариат (по согласова-
нию), Союз ветеранов (по согласова-
нию), Объединение организаций проф-
союзов (по согласованию), Совет ректо-
ров ВУЗов (по согласованию), Совет
директоров ССУЗов (по согласованию),
Совет директоров учебных заведений
начального профессионального образо-
вания (по согласованию). Бурятская
организация РОСТО (по согласованию),
городские и районные Администрации
(по согласованию)
Объемы и источники - Средства федерального, республикан-
финансирования ского, местных бюджетов, внебюджет-
ные средства
Ожидаемые результаты - Обеспечение духовно-нравственного
от реализации Программы единства общества, гражданского мира
и сотрудничества, возрождение истин-
ных духовных ценностей, сохранение
боевых и трудовых традиций, стремле-
ние молодежи к службе в Вооруженных
Силах, готовность граждан к защите
Отечества
1. Содержание и актуальность проблемы
На протяжении последнего десятилетия все более заметной стала постепенная утрата обществом традиционно российского патриотического сознания.
Принятие государственной Программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы" свидетельствует о намерении Правительства России преодолеть существующий в стране идеологический вакуум, который явился следствием системного кризиса, приведшего к краху ценностей и идей советского периода.
В обществе широкое распространение получили такие явления, как равнодушие, эгоизм, агрессивность, неуважительное отношение к государству, социальным институтам, армии. Рыночные отношения, строящиеся на идеологии прагматизма, отрицают все героическое как нерентабельное. Но и в таких условиях формируется система ценностей, в которой также можно найти достойное место патриотизму.
Плодотворная созидательная работа невозможна в обществе, находящемся в состоянии раскола, внутренне разобщенном, в условиях, когда основные социальные слои и политические силы придерживаются различных базовых ценностей и основополагающих ориентиров. Идеи патриотизма призваны консолидировать современное российское общество и определить перспективы его дальнейшего развития. Необходимы усилия всех уровней и ветвей государственной власти, научных, образовательных учреждений, общественных, религиозных организаций, творческих союзов по решению проблем патриотического воспитания как основы консолидации общества и укрепления государства.
Одним из направлений реализации государственной Программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы" должен стать такой важный компонент патриотического воспитания как этнокультурный, который играет значительную роль в жизнедеятельности народов Республики Бурятия.
Республика Бурятия является одним из субъектов Российской Федерации, в которой проживают более 100 национальностей. К настоящему времени в республике сложилась этнополитическая система, характеризующаяся межэтнической и межконфесиональной толерантностью. Толерантность проявляется в отношениях между представителями всех национальностей Бурятии и предполагает способность видеть перспективы межэтнических отношений и проектировать межэтнические взаимодействия с учетом этих перспектив. Характер межэтнических контактов в Республике Бурятия в настоящее время можно определить как стабильный, устойчивый.
Этнокультурное пространство Бурятии характеризуется многообразием представленных традиционных мировоззрений, ценностей разных этнических групп. Многовековой опыт сосуществования и взаимодействия традиционных культур выработал своеобразный феномен культурного диалога Востока и Запада. Специфика Бурятии как полиэтнического и поликультурного региона, реализующего принципы устойчивого развития, создает предпосылки для более благоприятного восприятия идей патриотизма и воспитания гражданина патриота.
Особенности развития политической и государственной структур, экономической и социальной сфер в Республике Бурятия подчеркивают многие общие для всей России закономерности. В связи с этим патриотическое воспитание в республике включает два равнозначных направления - воспитание патриота Российского государства и формирование гражданского патриотизма в едином правовом и законодательное поле, в котором функционируют общие ценности для всех граждан.
Бурятия является составной частью Байкальского региона, поэтому особое значение приобретает проблема формирования экологического сознания в рамках развития новой парадигмы современной цивилизации - Концепции устойчивого развития региона. Экологическое сознание должно стать одной из важнейших сторон гражданского патриотизма.
2. Цели и задачи Программы
Основной целью Программы является многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у граждан Республики Бурятия патриотического сознания, чувства причастности к судьбе своей страны, своей республики, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины, которая будет способствовать обеспечению социальной стабильности.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- обеспечение гражданского мира и сотрудничества между различными социальными, профессиональными, возрастными и религиозными группами;
- сохранение единства российского государства, повышение его авторитета в мире, сохранение Республики Бурятия в качестве неотъемлемой части Российской Федерации;
- защита общественных идеалов и ценностей, которые способствуют обеспечению достойной жизни граждан Республики Бурятия;
- сохранение и развитие патриотических тенденций и традиций Республики Бурятия в интересах поддержания межэтнической, общественной стабильности;
- создание условий для гражданского становления личности, гражданского общества, гражданской культуры, духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения республики;
- привлечение граждан к решению проблем общественного значения местного полиэтнического сообщества;
- повышение инвестиционной и туристической привлекательности Республики Бурятия для отечественных и зарубежных инвесторов и туристов в результате реализации Концепции устойчивого развития региона, а также стабильности в социально-политической сфере и модернизации социальной инфраструктуры;
- создание благоприятных условий для подготовки молодежи к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации;
- поддержка общественных объединений, ведущих работу и пропагандирующих достижения и ценности России и Бурятии - этнокультурные, конфессиональные, экологические, военно-патриотические, гражданские, трудовые;
- поддержка образовательных учреждений и учреждений культуры, ведущих работу по воспитанию гражданственности и патриотизма;
- формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли Бурятии в судьбе России, сохранение и развитие чувства гордости за свою республику и страну;
- формирование комплексного нормативно-правового, организационно-методического и информационного обеспечения системы патриотического воспитания граждан Республики Бурятия.
3. Основные принципы и направления реализации Программы
Среди основополагающих принципов патриотического воспитания, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере, выделяются: научность; гуманизм; демократизм; приоритетность исторического, культурного наследия Республики Бурятия и России, системность, преемственность и целенаправленность в формировании патриотизма, с учетом особенностей различных социальных групп; многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания; его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода; тесная и неразрывная связь с другими формами и методами воспитания.
Реализация этих принципов осуществляется по следующим основным направлениям:
- духовно-нравственное - осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении, повышение престижа знания и образованности;
- историческое - уважение к историческому прошлому страны, познание своих корней, уважение к истории и культуре других народов Бурятии и России, ответственность за происходящее в обществе и государстве, возрождение и развитие складывавшихся на протяжении десятилетий традиций благотворительности, взаимопомощи, поддержки социально-активных объединений граждан предпринимательскими структурами, формирование позитивного отношения к Вооруженным Силам России, готовности к защите Родины и борьбе за ее интересы;
- политико-правовое - формирование понимания политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве. Включает ознакомление с законами государства, с правами и обязанностями гражданина Бурятии и России, предоставление условий для самовыражения гражданина - патриота;
- профессионально-деятельностное - формирование стремления к активному проявлению профессионально-трудовых качеств в интересах успешного выполнения обязанностей и поставленных перед собой задач;
- психологическое - формирование у населения высокой психологической устойчивости, важнейших психологических качеств, необходимых для успешной жизни и деятельности. Оно включает: изучение и прогнозирование социально-психологических процессов, снятие психологической напряженности, преодоление стресса. Эффективная охрана здоровья и внедрение здорового образа жизни.
4. Ожидаемые результаты от реализации Программы
Реализация Программы будет способствовать:
в социально-идеологическом плане - обеспечению духовно - нравственного единства общества, снижению степени идеологического противостояния, возрождению истинных духовных ценностей народов, проживающих на территории республики, упрочению единства и дружбы народов Российской Федерации;
в социально-экономическом плане - обеспечению заинтересованности общества в развитии национальной экономики и на этой основе снижению социальной напряженности, поддержанию общественной и экономической стабильности;
в области обороноспособности страны - стремлению молодежи к службе в Вооруженных Силах, готовности граждан к защите Отечества, сохранению и развитию славных боевых и трудовых традиций.
Конечными результатами реализации программы должны стать социально - экономический, духовный и культурный подъем, достижения Республики Бурятия в области социальной и экономической стабильности.
5. Организация управления Программой, контроль за ходом ее
реализации, механизм реализации Программы
Общий контроль за реализацией Программы осуществляется Правительством Республики Бурятия. Исполнители мероприятий (Приложение 2), указанные в графе "Исполнители" могут создавать межведомственные рабочие группы, работу которых они организуют и контролируют.
Исполнители мероприятий Программы несут ответственность за их качественное и своевременное выполнение, рациональное использование финансовых средств и ресурсов, выделенных на реализацию мероприятий Программы.
Механизм реализации Программы и финансовое обеспечение указаны в Приложении 2. При отсутствии финансирования мероприятий программы исполнители вносят в Правительство Республики Бурятия предложения об изменении сроков их реализации либо снятии с контроля.
Ход и результаты выполнения мероприятий Программы могут быть рассмотрены на коллегиях отраслевых министерств и ведомств, совещании руководителей органов местного самоуправления с заслушиванием отчетов руководителей органов - исполнителей Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.