В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Бурятия настоящий Закон направлен на регулирование порядка рассмотрения предложений, ходатайств, заявлений и жалоб граждан (далее обращения граждан) в органах государственной власти местного самоуправления, в государственных и муниципальных учреждениях и предприятиях Республики Бурятия как важного средства реализации и охраны прав личности, укрепления связи органов государственной власти и местного самоуправления с населением, гарантии участия граждан в управлении делами государства и общества.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные термины, используемые в настоящем Законе
1. Обращение - изложенное в письменной или устной форме предложение, заявление, ходатайство, жалоба гражданина (граждан).
2. Предложение - обращение гражданина (граждан), направленное на улучшение порядка организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Республики Бурятия, государственных и муниципальных учреждений и предприятий Республики Бурятия, на совершенствование правовой основы государственной и общественной жизни, решение вопросов в экономической, социально-культурной и других сферах деятельности Республики Бурятия.
3. Заявление - обращение гражданина (граждан) по поводу реализации прав, свобод и законных интересов его и других граждан.
4. Жалоба - обращение гражданина (граждан) в органы государственной власти, местного самоуправления, в государственные и муниципальные учреждения и предприятия Республики Бурятия и к должностным лицам по поводу нарушенных прав, свобод и законных интересов его и других граждан решениями и действиями (или без действиями) органов или должностного лица либо юридического или физического лица.
5. Ходатайство - письменное обращение гражданина (граждан) с просьбой о признании за лицом (лицами) определенного статуса, прав и свобод.
6. Коллективное обращение - обращение двух и более граждан, а также обращения, принятые на митингах, собраниях и т.д., подписанные организаторами этого митинга, собрания и т.д.
7. Должностное лицо - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, в государственных и муниципальных учреждениях и предприятиях.
8. Законный представитель - родители, усыновители, опекуны или попечители лица, подавшего обращение, представители учреждений и организаций, на попечении которых находится это лицо.
9. Решения, действия (бездействия) органов или должностных лиц - коллегиальное или единоличные решения, действия (бездействия), в результате которых нарушены права, свободы и законные интересы граждан: созданы препятствия для их осуществления; на гражданина незаконно наложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
Статья 2. Законодательство, регулирующее порядок рассмотрения обращений граждан
1. Порядок рассмотрения обращений граждан регулируется федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия.
2. Органы государственной власти, местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения и предприятия в соответствии с требованиями федерального законодательства и настоящего Закона в установленном порядке вводят собственные Положения об организации приема граждан.
Статья 3. Основные принципы рассмотрения обращений граждан
Основными принципами рассмотрения обращений граждан являются законность, демократичность, гласность, равенство граждан, контроль за своевременностью и полнотой их рассмотрения.
Статья 4. Действия настоящего Закона
1. Действие настоящего Закона распространяется на все обращения граждан, кроме:
а) обращений по вопросам изобретений, открытий, рационализаторских предложений, порядок рассмотрения которых регулируется отраслевым федеральным законодательством;
б) обращений, которые рассматриваются в порядке конституционного, гражданского, уголовного и арбитражного производства и по делам административных правонарушений;
в) обращений, рассматриваемых членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами Народного Хурала Республики Бурятия и депутатами представительных органов местного самоуправления Республики Бурятия в соответствии с законами Российской Федерации и Республики Бурятия;
г) обращений, по которым законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия предусматривается иной порядок их рассмотрения.
2. Действия настоящего Закона не распространяются на обращения анонимного характера.
Статья 5. Язык производства при рассмотрении обращений граждан
1. Производство при рассмотрении обращений граждан на территории Республики Бурятия осуществляется на русском либо на бурятском языках - на государственных языках Республики Бурятия.
2. Гражданин (граждане) могут излагать свое обращение, давать объяснения на родном языке либо на языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.
Статья 6. Подведомственность рассмотрения обращений граждан
1. Предложения, ходатайства, заявления в целях своевременного рассмотрения подаются гражданами в те органы государственной власти и местного самоуправления, в государственные и муниципальные учреждения и предприятия и к тем должностным лицам, в компетенцию которых входит разрешение данного вопроса.
2. Жалобы подаются в те органы и тем должностным лицам, которым непосредственно подчинены должностные лица, нарушившие права, свободы и законные интересы граждан.
3. Должностные лица, в компетенцию которых входит решение вопросов, поставленных в обращениях граждан, не вправе направлять их для рассмотрения в иные органы (должностным лицам).
Статья 7. Обращения граждан, направленные на совершенствование законодательства
1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Бурятия граждане могут направлять свои предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации и Республики Бурятия в органы государственной власти Российской Федерации и Республики Бурятия, а также в органы местного самоуправления Республики Бурятии.
2. Предложения граждан по совершенствованию законодательства Российской Федерации рассматриваются в соответствии с федеральным законодательством, предложения по совершенствованию законодательства Республики Бурятия рассматриваются в соответствии с республиканским законодательством.
Статья 8. Обращения граждан в межгосударственные органы
В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права гражданин может обратиться с индивидуальной жалобой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
Глава II. Рассмотрение обращений граждан
Статья 9. Требования к письменным обращениям граждан
1. Письменные обращения граждан должны содержать наименование и адрес органа или должностного лица, которому направляется обращение, изложение существа обращения, фамилию, имя, отчество обращающегося, адрес, дату и личную подпись.
2. Не рассматриваются обращения анонимные и содержащие выражения, оскорбляющие честь и достоинство других граждан.
3. Анонимные обращения, содержащие информацию о правонарушениях, направляются в соответствующие органы.
Статья 10. Требования к рассмотрению обращений граждан
1. Органы государственной власти, местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения и предприятия и их должностные лица при рассмотрении обращений граждан обязаны:
а) проводить личный прием граждан;
б) зарегистрировать обращение;
в) обеспечить необходимые условия для его рассмотрения и разрешения;
г) принять обоснованное решение, обеспечить в пределах своей компетенции своевременное и правильное исполнение этого решения;
д) сообщить гражданину (гражданам) в письменной форме или устной форме о своем решении, в случае невозможности удовлетворить требования, изложенные в обращении, указать мотивы отказа, разъяснить порядок обжалования решения;
е) осуществлять контроль за работой с обращениями граждан в подчиненных структурных подразделениях.
2. Руководитель органа государственной власти, местного самоуправления, государственного и муниципального учреждения и предприятия и иное должностное лицо, которым поданы заявление или жалоба, вправе оставить их без рассмотрения, если они поданы с нарушением требований статьи 9 настоящего Закона, уведомив об этом в трехдневный срок со дня регистрации обращения лицо, подавшее заявление или жалобу.
Статья 11. Право граждан на обращение
1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Бурятия каждый гражданин (группа граждан) Российской Федерации имеет право направлять письменные обращения, обратиться лично или через своего законного представителя, адвоката в органы государственной власти и местного самоуправления, в государственные и муниципальные учреждения и предприятия Республики Бурятия и к их должностным лицам, депутатам законодательных (представительных) органов Российской Федерации и Республики Бурятия, местного самоуправления Республики Бурятия.
2. Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Республики Бурятия, пользуются правом на обращение наравне с гражданами Российской Федерации, если нет ограничений, установленных федеральным законодательством или международными договорами, ратифицированными Российской Федерацией.
3. При подаче обращений и его рассмотрении гражданин имеет право:
а) лично изложить свои доводы лицу, которому поручено рассмотрение его обращения;
б) пользоваться услугами законного представителя, адвоката;
в) знакомиться с итоговыми материалами проверки обращения и получить письменный ответ на него;
г) с согласия лица, рассматривающего обращение, присутствовать при его рассмотрении;
д) обжаловать принятое решение.
4. Обращения недееспособных граждан рассматриваются с участием законных представителей или представителей органов опеки и попечительства.
Статья 12. Полномочия органов (должностных лиц) при рассмотрении обращений граждан
1. При рассмотрении обращений граждан должностные лица, которым поручено их рассмотрение, вправе в установленном законодательством порядке и сроки:
а) запрашивать и получать от других органов и должностных лиц сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения;
б) получать письменные объяснения от должностных лиц по вопросам, подлежащим выяснению при рассмотрении обращения;
в) производить проверки по исполнению принятых ими решений;
г) при получении обращений граждан, решение вопросов по которым не входит в компетенцию данного органа, в семидневный срок направить это обращение по подведомственности, с письменным уведомлением об этом обратившегося гражданина.
2. Органы и должностные лица, которым направлены запросы с требованием представления документов и объяснений, обязаны в срок до 7 дней со дня получения запроса направить соответствующие документы, материалы или письменные объяснения, необходимые для рассмотрения обращения гражданина, за исключением тех, которые содержат государственную, служебную или иную охраняемую законом тайну, для которых установлен особый порядок представления.
Статья 13. Личный прием граждан
1. Личный прием граждан должен производиться по графику (в установленные дни и часы), доведенному до сведения граждан.
2. Устное и письменное обращение граждан, переданное при личном приеме, должно быть зарегистрировано в установленном порядке.
3. Руководители органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и предприятий организуют личный прием граждан, осуществляют его и несут ответственность за его организацию.
Статья 14. Право граждан на внеочередной прием:
а) ветераны Великой Отечественной войны, участники боевых действий на территории других государств;
б) инвалиды 1 и 2 групп;
в) родители, супруги погибших (умерших) ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий на территории других государств;
г) граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь, другие заболевания, инвалиды вследствие Чернобыльской катастрофы;
д) родители, супруги граждан, погибших при исполнении служебных обязанностей, а также умерших вследствие болезней, возникших в связи с исполнением служебных обязанностей;
е) граждане, награжденные медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" - труженики тыла в годы Великой Отечественной войны.
2. Иные категории граждан, имеющих право на внеочередной прием, устанавливаются федеральным и республиканским законодательством.
3. Руководитель органа государственной власти, местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и предприятий и должностное лицо, осуществляющие прием граждан, в срок не позднее семи дней со дня регистрации обращения обязаны принять указанных лиц, настаивающих на личном приеме.
Статья 15. Рассмотрение ходатайств граждан
Ходатайства подаются в случаях и по вопросам, установленным законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия.
Статья 16. Сроки рассмотрения обращений граждан
1. Предложения граждан рассматриваются в срок до одного месяца со дня его регистрации. Если предложение требует более длительного изучения, срок его рассмотрения может быть продлен руководителем соответствующего органа, учреждения, предприятия, но не более чем на два месяца.
2. Заявления и жалобы граждан рассматриваются безотлагательно, но не позднее одного месяца со дня их регистрации. В случае, когда для рассмотрения заявления или жалобы необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, руководитель соответствующего органа государственной власти, местного самоуправления, государственного и муниципального учреждения и предприятия может продлить срок рассмотрения заявления или жалобы с обязательным письменным сообщением об этом заявителю. При этом общий срок рассмотрения заявления или жалобы не может превышать двух месяцев.
3. Предложения, заявления и жалобы граждан, поступающие из средств массовой информации, рассматриваются в порядке и в сроки, предусмотренные настоящим Законом.
4. Ходатайства граждан рассматриваются в двухнедельный срок со дня их регистрации.
Статья 17. Последствия принятия решения по заявлению или жалобе граждан
1. Если заявление или жалоба признаны подлежащим удовлетворению полностью или частично, руководитель органа государственной власти, местного самоуправления, государственного и муниципального учреждения и предприятия или иное должностное лицо, вынесшее решение, обязаны в пределах своей компетенции принять необходимые меры для их разрешения.
2. Если порочащие гражданина (граждан) сведения были опубликованы в средствах массовой информации, руководитель органа государственной власти, местного самоуправления, государственного и муниципального учреждения и предприятия и (или) виновное лицо обязаны принять меры для публикации опровержения в порядке, установленном Законом Российской Федерации "О средствах массовой информации".
Статья 18. Повторное рассмотрение обращений граждан
В случаях, если заявление (жалоба) того же лица и по тем же основаниям было (была) рассмотрено (рассмотрена) данным органом или заявление (жалоба) того же лица и по тем же основаниям находится в производстве суда либо имеется вступившее в законную силу судебное решение, руководитель органа государственной власти, местного самоуправления, государственного и муниципального учреждения и предприятия обязан выяснить причины повторного поступления обращения и при установлении фактов неполного разрешения поставленных заявителем вопросов принять меры к его полному разрешению или направить обращение в соответствующие органы для рассмотрения в порядке надзора.
Статья 19. Обжалование решений по обращениям граждан
1. Решение, принятое по обращению гражданина (граждан), действие (бездействие) может быть им (ими) обжаловано в вышестоящую инстанцию, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации или в суд в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством.
2. Руководителям органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и предприятий и иным должностным лицам запрещается направлять обращения граждан для разрешения в те органы государственной власти, местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения и предприятия и тем должностным лицам, действия которых обжалуются.
Статья 20. Возмещение вреда в связи с нарушениями законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан
1. Вред, причиненный гражданам в результате принятия неправомерного решения по его обращению, возмещается в порядке и на условиях, предусмотренных действующим гражданскими гражданско - процессуальным законодательством в судебном порядке.
2. Расходы, понесенные в связи с проверкой обращений, содержащих заведомо ложные сведения, могут быть взысканы по решению суда с заявителя в местный бюджет.
Глава III. Заключительные положения
Статья 21. Ответственность за нарушение настоящего Закона
Неправомерный отказ в приеме или рассмотрении обращений граждан, нарушение сроков рассмотрения обращений, уклонение от объективного разбирательства обращений, умышленное непредставление истребуемых документов, принятие заведомо необоснованного, незаконного решения, предоставление недостоверной информации либо разглашение данных о личности, сведений и частной жизни гражданина (граждан), ставших известными в связи с рассмотрением обращений гражданина (граждан) без его (их) согласия, преследование гражданина (граждан) за содержащую в обращении критику, подача гражданином (гражданами) обращения, в котором содержатся материалы клеветнического характера, выражения, оскорбляющие честь и достоинство других лиц, и другие нарушения законодательства о рассмотрении обращений влекут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Статья 22. Контроль за рассмотрением обращений граждан
1. Руководители органов государственной власти, местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и предприятий Республики Бурятия в порядке подчиненности обязаны осуществлять контроль, не реже одного раза в год проверять состояние дел по рассмотрению обращений граждан и принимать меры к устранению причин и условий, порождающих нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан.
2. Органы и должностные лица должны систематически отчитываться о работе по рассмотрению обращений граждан перед соответствующими органами законодательной или исполнительной власти, представительными органами местного самоуправления или в порядке подчиненности.
Статья 23. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом
1. Предложить Президенту Республики Бурятии, Народному Хуралу Республики Бурятия, Правительству Республики Бурятия, органам местного самоуправления Республики Бурятия, министерствам и ведомствам, государственным и муниципальным учреждениям и предприятиям Республики Бурятия привести в соответствие свои нормативные правовые акты с настоящим Законом не позднее трех месяцев со дня вступления его в силу.
2. Нормативные правовые акты в Республике Бурятия до приведения в соответствие с настоящим Законом применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.
Статья 24. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Республики Бурятия |
Л.В. Потапов |
г. Улан-Удэ
16 сентября 1997 г.
N 563-I
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Республики Бурятия от 16 сентября 1997 г. N 563-I "О порядке рассмотрения обращений граждан в Республике Бурятия"
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Закона опубликован в газете "Бурятия" от 15 октября 1997 г. N 197, Ведомостях Народного Хурала Республики Бурятия N 20, 1997 г.
Законом Республики Бурятия от 22 ноября 2006 г. N 1968-111 настоящий Закон признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Республики Бурятия от 6 июля 2001 г. N 770-II
Изменения вступают в силу через десять дней после официального опубликования названного Закона