Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 3 августа 2005 г. N 249 настоящая программа дополнена приложением N 6
Приложение N 6
к Республиканской целевой программе
"Развитие агропромышленного комплекса
Республики Бурятия на 2004 - 2007 годы"
Подпрограмма "Плодородие" на 2006 - 2007 годы
Программа развития агропромышленного комплекса
Республики Бурятия на 2004-2007 годы
(подпрограмма "Плодородие" на 2006 - 2007 гг.)
Паспорт подпрограммы "Плодородие" на 2006 - 2007 гг.
1. Введение
2. Обоснование проблемы анализ современного состояния
сельскохозяйственных угодий
3. Комплекс мер по сохранению плодородия почв
4. Агрохимическое обеспечение
5. Гидромелиорация земель и культуртехнические работы
6. Восстановление земель, загрязненных тяжелыми металлами,
радиоактивными веществами
7. Реализация подпрограммы "Плодородие"
8. Основные направления научно - исследовательских работ
по проблемам сохранения почвенного плодородия
9. Экономический механизм реализации мероприятий подрограммы
10. Организационно-правовое обеспечение
Паспорт подпрограммы
Наименование подпрограммы |
Подпрограмма "Плодородие" на 2006 - 2007 годы |
Решение о разработке подпрограммы |
- Закон Республики Бурятия от 16.03.2005 г. N 1069-III "О Программе социально- экономического развития Республики Бурятия на 2005 - 2007 годы"; - Указ Президента Республики Бурятия от 24.03.2003 г. N 84 "О республиканских целевых программах" |
Государственный заказчик подпрограммы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия |
Основной разработчик подпрограммы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятии |
Цели и задачи подпрограммы |
Цель - сохранение и воспроизводство почвенного плодородия в условиях экосистемы озера Байкал и сохранение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду. Задачи - проведение комплекса организационно- хозяйственных, технических мероприятий для обеспечения сбалансированного удовлетворения потребностей социально-экономического развития Республики Бурятия |
Основные показатели подпрограммы |
Агрохимическое обследование - 200 тыс. га, культуротехнические работы - 111,2 тыс. га, противоэрозийные работы - 96,0 тыс. га, реконструкция мелиоративных систем - 37,4 млн. руб. |
Сроки реализации подпрограммы |
2006 - 2007 гг. |
Исполнитель подпрограммы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия |
Объемы и источники финансирования |
Общая потребность в средствах для финансирования - 209,33 млн. руб., в том числе за счет федерального бюджета* - 47,07 млн. руб., бюджета Республики Бурятия - 52,87 млн. руб., внебюджетных источников - 109,39 млн. руб. |
Ожидаемые конечные результаты |
Сохранение и воспроизводство почвенного плодородия, защита от эрозии почв, реконструкция мелиоративных систем, мелиоративных сооружений, создание дополнительных рабочих мест, снижение социального напряжения в обществе |
Управление реализацией подпрограммы и контроль за ходом ее выполнения |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Бурятия, ФГУ "Управление Бурятмелиоводхоз", ФГУ Государственная станция агрохимической службы "Бурятская"; за целевым использованием бюджетных средств - Министерство финансов Республики Бурятия |
*Средства федерального бюджета указаны справочно
1. Введение
Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния Российской Федерации является приоритетной задачей подпрограммы.
Конечным результатом подпрограммы является обоснованный перечень мероприятий по ее реализации с указанием объемов и источников финансирования. Реализация мероприятий подпрограммы осуществляется за счет средств республиканского бюджета, собственных средств природопользователей, а также за счет средств федерального бюджета в соответствии с разделом Программы социально-экономического развития Республики Бурятия на 2005 - 2007 годы.
2. Обоснование проблемы,
анализ современного состояния сельскохозяйственных угодий
Общая площадь сельскохозяйственных угодий в Республике Бурятия составляет 3151,4 тыс. га, из них 635 тыс. га пашни и 2334,6 тыс. га кормовых угодий.
Неустойчивое производство продукции растениеводства в республике обусловлено не только экстремальными природно-климатическими условиями, но и неудовлетворительным состоянием плодородия сельскохозяйственных угодий. Запасы гумуса находятся на низком уровне, его содержание составляет от 0,5 - 4%. В результате совместного действия водной и ветровой эрозии нарушено до 70% площадей пашни.
В последние 10 лет, в результате резкого снижения объемов внесения органических и минеральных удобрений, возросла минерализация почв. Ежегодные потери гумуса достигли 600 тыс. тонн, дефицит азота, фосфора и калия, соответственно, 35, 45, 30 кг на 1 га пашни. Для поддержания бездефицитного баланса гумуса необходимо вносить ежегодно на 1 га севооборота 8,0 - 10 тонн органики и 40 - 60 кг д.в. азота и фосфора, при практическом внесении органических удобрений 0,5 т/га, минеральных - 1,4 кг д.в. на 1 га.
При освоении целинных земель в 60-е годы были вовлечены в оборот эрозионно - опасные почвы с низким содержанием гумуса и на склонах, превышающих 5 - 7 градусов.
Почвозащитные мероприятия в сельхозпредприятиях республики проводятся в недостаточных объемах и с грубыми нарушениями рекомендаций зональной системы земледелия. Несмотря на расширение эрозийно-опасных площадей пашни в сельхозпредприятиях республики ежегодно снижаются площади плоскорезной обработки, размещения культур по полосам, обработки поперек склона.
Механическая обработка пашни и паров проводится без внесения минеральных удобрений, не расширяются в сельхопредприятиях площади обработки гербицидами. Мало применяются посевы донника как азотонакопителя.
Угрожающие размеры принимает деградация сельхозугодий, граничащих с окраинами крупных населенных пунктов и используемых населением под выпас домашнего скота.
Работы по коренному и поверхностному улучшению сенокосов и пастбищ проводятся в небольших объемах, без подсева и перезалужения.
В республике практически прекратилось производство семян многолетних трав.
В связи с увеличением поголовья скота в индивидуальном секторе резко возросло загрязнение водных источников органическими отходами животноводства.
Более 50% площадей пашни расположено на склонах различной крутизны и в связи с ливневым характером осадков почвы на них подвержены смыву. Широкое распространение получила линейная эрозия - оврагообразование: общая протяженность оврагов составляет более 9 тыс. км.
Противоэрозийное строительство проводится в незначительных объемах, бессистемно и только за счет федерального бюджета.
Ни в одном сельхозпредприятии республики не разработана и не внедрена ландшафтно-контурная система земледелия.
В республике более 36 тыс. га засоленных и солонцеватых земель. Начатые попытки проведения химической и водной мелиораций не внесли существенных изменений в состояние плодородия этих земель, а в ряде случаев ухудшили их. Проведение работ по использованию соле- и засухоустойчивых культур в республике не начато. Не внедрены в производство методы биологической защиты растений от вредителей, болезней и сорной растительности.
Из имеющихся в республике 151,2 тыс. га орошаемых земель используется не более 121,2 тыс. га, остальные площади, особенно с механическим забором и распределением воды, требуют реконструкции систем. На осушенных землях необходимо провести ремонтно-восстановительные и культуртехнические работы с участием средств землепользователей и землевладельцев.
С началом земельной реформы и распределением сельхозугодий по паям в хозяйствах повсеместно нарушены системы внутрихозяйственного землеустройства. Особенно сильным разрушающим фактором явилось уменьшение поголовья скота в коллективных сельхопредприятиях и как результат - сокращение площадей кормовых культур. Сокращение кругооборота органики в сельхозпроизводстве - это путь к опустыниванию сельхозугодий.
3. Комплекс мер по сохранению плодородия почв
Плодородие почвы, во взаимодействии с другими природными условиями, составляет особую производительную силу земли, существенно влияющую на производительность труда в земледелии и величину стоимости произведенного продукта. Почвенное плодородие земель сельскохозяйственного назначения является достоянием народа, главной характеристикой ценности сельскохозяйственных угодий, которую необходимо сохранить и улучшить.
Основой существования аграрного сектора республики и собственного производства зерна, кормов, овощей, картофеля, а также охраны окружающей среды является сохранение на этом этапе, а в дальнейшем - повышение почвенного плодородия сельхозугодий. В этих целях необходимо осуществить комплекс мер, направленных на проведение агротехнических, мелиоративных, агрохимических, противоэрозийных мероприятий. Нужна объективная и постоянно обновляемая информация о состоянии почвенного плодородия.
Для оценки состояния и динамики агрохимических характеристик сельскохозяйственных угодий (пашни, многолетних насаждений, кормовых угодий) необходимо систематическое агрохимическое обследование почв сельскохозяйственных угодий, которое является частью общего мониторинга состояния этих земель.
Результаты агрохимического обследования, проводимого агрохимической службой Республики Бурятия, станут надежной информационной базой для разработки проектно-технологической документации и рекомендаций по применению органических, минеральных удобрений, а также позволят привлечь в производство дополнительные источники органо-минерального сырья и бытовых отходов (табл. N 1).
Таблица N 1
Оценка состояния агрохимических характеристик
сельскохозяйственных угодий
Мероприятия | Всего 2006 - 2007 гг. |
по годам | |
2006 г. | 2007 г. | ||
Общий мониторинг состояния сельскохозяйственных угодий (агрохимическое обследование) |
|||
тыс. га | 200 | 100 | 100 |
млн. руб. | 1,28 | 0,64 | 0,6 4 |
в том числе по бюджетам: | |||
из федерального бюджета* | 0,26 | 0,13 | 0,1 3 |
из республиканского бюджета | 0,26 | 0,13 | 0,1 3 |
внебюджетные источники | 0,76 | 0,38 | 0,3 8 |
*Средства федерального бюджета указаны справочно
Проведение этих мероприятий позволит в 2007 году по минимальному прогнозу произвести 164,5 тыс. т зерна, по максимальному прогнозу - до 186 тыс. т; картофеля соответственно 178,5 тыс. т и 194,3 тыс. т; овощей соответственно 84 тыс. т и 91,4 тыс. т, предусмотренных Программой социально-экономического развития Республики Бурятия на 2005 - 2007 годы, что удовлетворит потребность республики в зерне собственного производства на 70 - 75%, полностью покрыть потребность в крупяных и технических культурах для пищевой, спиртовой промышленности, защитить почву от ветровой и водной эрозии на площади до 2,2 млн. га сельхозугодий.
Большое значение эти мероприятия будут иметь для решения социальных проблем на селе в создании дополнительных рабочих мест, снижения социальной напряженности в обществе.
Выполнение намечаемых мероприятий обеспечивается силами землепользователей, землевладельцев, а также специализированных организаций.
3.1. Защита почв от эрозии
Эрозия почв является наиболее негативным процессом, вызывающим деградацию, разрушение и уничтожение почвенного покрова, создаваемого в природных условиях миллионами лет, приносящим невосполнимые потери почвы на полях и неисчислимый ущерб природе, озеру Байкал и всему народному хозяйству республики, благополучию людей.
В комплексе мер по борьбе с эрозией почв первостепенное значение отводится организационно - хозяйственным, агротехническим, гидротехническим и лесомелиоративным мероприятиям на основе природоохранного законодательства (табл. NN 2, 3).
Таблица N 2
Основные агротехнические мероприятия
по защите почв от эрозии
(тыс. га)
Мероприятия | Всего 2006 - 2007 гг. |
В т.ч. | |
2006 г. | 2007 г. | ||
1. Полосное размещение посевов зерновых и кормовых культур |
60 | 25 | 35 |
2. Плоскорезная обработка паров под вторые и последующие культуры |
36 | 18 | 18 |
3. Залужение песчаных и эродированных земель |
12 | 5 | 6 |
Таблица N 3
Противоэрозийные гидротехнические мероприятия
Мероприятия | Всего 2006 - 2007 гг. |
В т.ч. | |
2006 г. | 2007 г. | ||
1. Водозадерживающие сооружения (валы (км) |
1,8 | 0,2 | 1,6 |
2. Донные сооружения (шт.) | 18 | 8 | 10 |
3. Выполаживание склонов оврагов, промоин (тыс. га) |
0,07 | 0,02 | 0,05 |
Стоимость проведения работ (млн. руб.) | 4,65 | 0,52 | 4,13 |
Финансирование (млн. руб.): федеральный бюджет* республиканский бюджет внебюджетные источники |
0,93 0,93 2,79 |
0,10 0,10 0,32 |
0,83 0,83 2,47 |
* Средства федерального бюджета указаны справочно
В этих целях необходимо:
- приступить с 2006 года к разработке систем внутрихозяйственного землеустройства в коллективных и крупных фермерских хозяйствах на основе ландшафтно - контурной системы земледелия;
- ввести в учебный процесс БГСХА им. В.Р.Филиппова курс основ ландшафтно-контурной системы земледелия;
- организовать на землях БГСХА им. В.Р.Филиппова (опытное поле в м.Тапхар) учебный полигон со всеми элементами ландшафтно-контурной системы земледелия;
- организовать курсы повышения квалификации специалистов хозяйств по основам ландшафтно-контурной системы земледелия;
- восстановить в необходимых объемах полосное размещение культур и обработку почвы поперек склона (до 35 тыс. га);
- залужить сильно- и среднеэродированные супесчаные и песчаные почвы ежегодно на площади более 5 - 6 тыс. га, организовав на ней химическую борьбу с однолетними сорняками и коноплей;
- провести выполаживание оврагов и промоин с закреплением их посадками облепихи и строительством валов-распылителей, донных гидротехнических сооружений;
- произвести ремонт и реконструкцию ранее созданных полезащитных лесополос, посадки новых с максимальным использованием хвойных пород;
- ограничить размещение посевов, особенно пропашных культур, на склонах более 5 - 7 градусов.
4. Агрохимическое обеспечение
4.1. Применение органических удобрений
4.2. Применение минеральных удобрений
Центральное место отводится применению агрохимических средств (удобрений), так как без них невозможно на современном этапе регулировать биологический круговорот веществ в агроэкосистемах, сохранить и обеспечить расширенное воспроизводство почвенного плодородия в рамках экологической безопасности и экономической целесообразности.
4.1. Применение органических удобрений
В республике ограничены возможности получения органических удобрений в коллективных сельхозпредприятиях, неэффективно их использование в личных подворьях, но в естественных условиях во всех районах республики имеются запасы торфа и сапропеля. Кроме того, постоянным возобновляемым удобрительным сырьем являются осадки сточных вод г. Улан-Удэ (ежегодно образуется до 8 - 11 тыс. тонн). Необходимо организовать их добычу, подработку и внесение. Настоящей подпрограммой предусмотрено:
- довести применение органических удобрений в 2007 году до 246 тыс. тонн;
- в пригородных районах (Иволгинский и Заиграевский) внедрить использование в виде органических удобрений осадки городских сточных вод согласно разработанным техническим условиям и методическим рекомендациям (таблицы NN 4, 5, 6).
Таблица N 4
Применение органических удобрений
Всего 2006 - 2007 гг. |
в том числе | ||
2006 г. | 2007 г. | ||
Применение органических удобрений, тыс. тонн, в том числе: осадки городских сточных вод биогумус (вермитехнология) |
460 12,0 0,5 |
220 6,0 0,2 |
240 6,0 0,3 |
Стоимость работ, млн. руб. | 93,6 | 16,5 | 18,0 |
Финансирование, млн. руб.: из федерального бюджета* из республиканского бюджета внебюджетные источники |
14,0 14,0 65,6 |
2,5 2,5 11,5 |
2,7 2,7 12,6 |
* Средства федерального бюджета указаны справочно
Таблица N 5
Применение торфа
Всего 2006 - 2007 гг. |
в том числе | ||
2006 г. | 2007 г. | ||
Применение торфа, тыс. тонн | 32,7 | 3,0 | 3,0 |
Стоимость работ, млн. руб. | 8,1 | 0,9 | 0,9 |
Финансирование, млн. руб.: из федерального бюджета* из республиканского бюджета внебюджетные источники |
2,4 2,4 3,3 |
0,3 0,3 0,3 |
0,3 0,3 0,3 |
* Средства федерального бюджета указаны справочно
Таблица N 6
Применение сапропеля
Всего 2006 - 2007 гг. |
в том числе | ||
2006 г. | 2007 г. | ||
Применение сапропеля, тыс. тонн | 5,9 | 2,9 | 3,0 |
Стоимость работ, млн. руб. | 7,1 | 3,5 | 3,6 |
Финансирование, млн. руб.: из федерального бюджета* из республиканского бюджета внебюджетные источники |
2 2 2,1 |
1,0 1,0 1,5 |
1,0 1,0 1,6 |
*Средства федерального бюджета указаны справочно
- в целях оздоровления экологической обстановки в пригородной зоне продолжить работу по переработке птичьего помета на Улан-Удэнской птицефабрике в биогумус по вермитехнологии, с дальнейшим применением биогумуса для выращивания овощей в сельхозпредприятиях и ЛПХ республики;
- внедрить в практику метод высокого среза донника, рапса, масличной редьки для зимнего выпаса скота, лошадей, запашку пожнивных остатков;
- изучить возможность подзимнего посева в отдельных районах озимого ячменя для выпаса скота, лошадей.
4.2. Применение минеральных удобрений
По результатам агрохимических обследований более 80% площади пашни, сенокосов характеризуются низким и очень низким содержанием органического вещества (гумуса), нитратного азота.
Для пополнения выносимых из почвы с урожаем сельскохозяйственных культур питательных веществ необходимо вносить ежегодно не менее 45 - 60 кг минеральных удобрений в действующем веществе на 1 га пашни. Но финансовые возможности большинства сельхозпредприятий республики ограничены. Указанные нормы необходимо сохранить на семенных посевах культур. Также рассмотреть возможность использования фосфорсодержащих минералов, имеющихся в республике в изобилии. Для оценки перспективности их использования следует силами научных сотрудников сельскохозяйственных организаций республики организовать производственные испытания местных фосфорных удобрений в различных земледельческих зонах республики.
Объемы применения минеральных удобрений планируется довести в 2007 году до 1,8 тыс. тонн в действующем веществе или 10 кг на 1 га семенных посевов (табл. N 7).
Таблица N 7
Применение минеральных удобрений
Всего 2006 - 2007 гг. |
в том числе | ||
2006 г. | 2007 г. | ||
Всего тыс. тонн действующего вещества | 4,2 | 2,0 | 2,2 |
Удобренная площадь, тыс. га | 170 | 80 | 90 |
Стоимость работ, млн. руб. | 76 | 36 | 40 |
Финансирование, млн. руб.: из федерального бюджета* из республиканского бюджета внебюджетные источники |
15,2 15,2 45,6 |
7,2 7,2 21,6 |
8,0 8,0 24,0 |
*Средства федерального бюджета указаны справочно
5. Гидромелиорация земель и культуртехнические работы
Одним из важнейших факторов обеспечения воспроизводства плодородия почв является оросительная и осушительная мелиорации в сочетании с агрохимическими культуртехническими, агролесомелиоративными и другими мероприятиями. Только при этом условии обеспечивается наивысшая эффективность мелиорированных земель.
По данным мелиоративного кадастра на 1 января 2005 года в Республике Бурятия имеется 151,2 тыс. га орошаемых и 28,4 тыс. га осушенных земель. Ежегодно используется в сельскохозяйственном производстве 125 тыс. га орошаемых и 22 тыс. га осушенных земель. Полив производится на площади 90-92 тыс. га. Комплексная реконструкция требуется на 40 % общей площади мелиорированных земель. Поскольку Бурятия является животноводческой республикой и традиционным орошаемым земледелием является самотечный, поверхностный полив лугов и пашен, мероприятия, предусмотренные в подпрограмме, увязаны с этими специфическими условиями и поэтому восстановление разрушенных оросительных систем с механической подачей воды электрифицированными насосными станциями широкозахватной дождевальной техникой не предусматривается. Основное внимание уделено сохранению и поддержанию в исправном состоянии гидромелиоративных систем и ГТС, призванных обеспечить безопасность гидротехнических объектов и мелиоративных систем, отнесенных к федеральной собственности, как наиболее важных и ответственных с привлечением денежных средств из республиканского и районных бюджетов и средств сельхозформирований.
Программой предусмотрено провести комплексную реконструкцию на площади 5830 га, на которой мелиоративные системы находятся в смешанной форме собственности - федеральной, муниципальной и сельскохозяйственных предприятий, согласно таблице N 8.
Таблица N 8
Объемы проведения работ по комплексной реконструкции
мелиоративных работ по районам Республики Бурятия 2006 - 2007 гг.
/---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------\
| Виды мелиорации, | Показатели по проекту |Стоимость |Расчетная стоимость работ по источникам |
|мелиорации, | или расчету |строительства-числитель |финансирования, млн. руб. |
|наименование | |вводимые мощ ности - | |
| объектов | |знаменатель, млн. руб. | |
| |------------------------+-------------------------+---------------------------------------------|
| |мощность |стоимость, |Всего на |в том числе :| Полная | в том числе: |
| |ность, га, |млн. руб. |2006-2007 |--------------| |-----------------------------------|
| | км | | гг. |2006 г.|2007 г| |фед. бюдж.|респ. бюдж.|внеб. влож. |
|--------------------+-----------+------------+----------+-------+------+---------+----------+-----------+------------|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
|--------------------+-----------+------------+----------+-------+------+---------+----------+-----------+------------|
|Реконструкция дамбы | 3,8 | 4,2 | 2,7 | 1,2 | 1,5 | 2,7 | 1,1 | 1,1 | 0,5 |
|обвалования на | | | | | | | | | |
|Яриктинской | | | | | | | | | |
|осушительной системе| | | | | | | | | |
|--------------------+-----------+------------+----------+-------+------+---------+----------+-----------+------------|
|Реконструкция | 500 | 7,8 | 3,0100 | 1,00 | | | | | |
|Бичурской | | | | | 2,0 | 3,0 | 1,2 | 1,2 | 0,6 |
|оросительной системы| | | | | 100 | | | | |
|--------------------+-----------+------------+----------+-------+------+---------+----------+-----------+------------|
|Пруд на р.Маргентуй,|0,300 | | | | | | | | |
|СПК "Хилокское" |тыс.м | 2,0 | 2,0 | 1,0 | 1,0 | 2,0 | 0,5 | 1,0 | 0,5 |
| | | |пруд | 0 |пруд | | | | |
|--------------------+-----------+------------+----------+-------+------+---------+----------+-----------+------------|
|Реконструкция | | | | | | | | | |
|Дундаевской | 200 | 2,7 | 2,7 | 1,5 | 1,2 | 2,7 | 1,0 | 1,0 | 0,7 |
|оросительной системы| | | 200 | 0 | 200 | | | | |
|--------------------+-----------+------------+----------+-------+------+---------+----------+-----------+------------|
|Реконструкция | | | | | | | | | |
|Халютинской | | | 1,5 | | 1,5 | | | | |
|оросительной системы| 300 | 7,8 | 300 | 0 | 0 | 1,5 | 0,6 | 0,6 | 0,3 |
|--------------------+-----------+------------+----------+-------+------+---------+----------+-----------+------------|
|Реконструкция | | | | | | | | | |
|Степной | | | | | | | | | |
|оросительной системы| 60 | 4,2 | 1,5 | 0 | 1,5 | 1,5 | 0,6 | 0,6 | 0,3 |
|ной системы | | | 0 | | 0 | | | | |
|в учхозе БГСХА | | | | | | | | | |
|--------------------+-----------+------------+----------+-------+------+---------+----------+-----------+------------+----
|Реконструкция | | | | | | | | | |
|Кабанской | | | | | | | | | |
|осушительно- | 590 | 8,8 | 4,0 | 2,0 | 2,0 | 4 | 1,6 | 1,6 | 0,8 |
|оросительной | | | 0 | 0 | 0 | | | | |
|системы | | | | | | | | | |
|--------------------+-----------+------------+----------+-------+------+---------+----------+-----------+------------|
|Реконструкция | | | | | | | | | |
|Нижне-Курумканской | | | | | | | | | |
|оросительной системы| 150 | 3,9 | 2,5 | 1,0 | 1,5 | 2,5 | 1 | 1 | 0,5 |
|мканской | | | 0 | 0 | 0 | | | | |
|--------------------+-----------+------------+----------+-------+------+---------+----------+-----------+------------|
|Реконструкция | | | | | | | | | |
|водохранилища на | 2,3 | 10,4 | 6,0 | 3,0 | 3,0 | 6,0 | 2,4 | 2,4 | 1,2 |
|р.Кудара |млн. м3 | | 0 | 0 | 0 | | | | |
| | | | | | | | | | |
|--------------------+-----------+------------+----------+-------+------+---------+----------+-----------+------------|
|Реконструкция | | | | | | | | | |
|Хонхолойской | | | | | | | | | |
|оросительной системы| 400 | 9,9 | 4,0 | 2,0 | 2,0 | 4,0 | 1,6 | 1,6 | 0,8 |
| | | | 100 | 0 | 100 | | | | |
|--------------------+-----------+------------+----------+-------+------+---------+----------+-----------+------------|
|Реконструкция | | | | | | | | | |
|Убукунской | 300 | 3,6 | 3,0 | 1,2 | 1,8 | 3,0 | 1,2 | 1,3 | 0,5 |
|оросительной системы| | | 300 | 100 | 200 | | | | |
|--------------------+-----------+------------+----------+-------+------+---------+----------+-----------+------------|
|Реконструкция | | | | | | | | | |
|Галтайского ГТС | | | | | | | | | |
|Цаган-Гольской | 600 | 1,8 | 2,5 | 0 | 2,5 | 2,5 | 1,0 | 1,0 | 0,5 |
|оросительной системы| | | 0 | | 0 | | | | |
|--------------------+-----------+------------+----------+-------+------+---------+----------+-----------+------------|
|Реконструкция | | | | | | | | | |
|Сильтетуйской | | | | | | | | | |
|оросительной системы| 400 | 5,4 | 2,0 | 0 | 2,0 | 2,0 | 0,8 | 0,8 | 0,4 |
| | | | 0 | | | | | | |
|--------------------+-----------+------------+----------+-------+------+---------+----------+-----------+------------|
|Всего по | | |37,4 | 13,9 |23,5 | 37,4 |14,4 |14,2 | 8,8 |
|республике: | | | | | | | | | |
|--------------------+-----------+------------+----------+-------+------+---------+----------+-----------+------------|
|Реконструкция | | | | | | | | | |
|оросительных систем | | | 700 | 100 | 600 | | | | |
|--------------------+-----------+------------+----------+-------+------+---------+----------+-----------+------------|
|Реконструкция | | | | | | | | | |
|защитных дамб | | | | | | | | | |
|обвалований | | | 1,0 | | 1,0 | | | | |
|--------------------+-----------+------------+----------+-------+------+---------+----------+-----------+------------|
|Пруды, ГТС, | | | | | | | | | |
|водохранилища | | | 1,0 | | 1,0 | | | | |
\---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------/
С целью поддержания в работоспособном состоянии мелиоративных систем и ГТС особое значение приобретает необходимость проведения очистки оросительно-осушительных каналов от наносов и растительности и ремонта гидротехнических сооружений (табл. N 9).
Таблица N 9
Очистка оросительно-осушительных каналов
от наносов и растительности, ГТС на 2006 - 2007 годы
(млн. руб.)
Всего 2006 - 2007 гг. |
в том числе | ||
2006 г. | 2007 г. | ||
Очистка оросительно-осушительных каналов и растительности, ремонт ГТС |
17,7 | 8,6 | 9,1 |
Финансирование, млн. руб.: | |||
из федерального бюджета* | 1,8 | 0,9 | 0,9 |
из республиканского бюджета | 7,8 | 3,8 | 4,0 |
внебюджетные источники | 8,1 | 3,9 | 4,2 |
*Средства федерального бюджета указаны справочно
Немаловажное значение повышения урожайности имеют культуртехические работы по улучшению лугов и пастбищ. Эти работы предусмотрены на площади 111,2 тыс. га согласно таблице N 10.
Таблица N 10
Культуртехнические работы
по улучшению лугов и пастбищ на 2006 -2007 годы
Всего 2006 - 2007 гг. |
По годам | ||
2006 г. | 2007 г. | ||
Боронование | |||
тыс. га | 32,2 | 16,1 | 16,1 |
стоимость, млн. руб. | 2,0 | 1,0 | 1,0 |
Щелевание и прокол дерн | |||
тыс. га | 24,0 | 12,0 | 12,0 |
стоимость, млн. руб. | 3,6 | 1,8 | 1,8 |
Очистка лугов | |||
тыс. га | 49 | 24,5 | 24,5 |
стоимость, млн. руб. | 5 | 2,5 | 2,5 |
Подсев трав | |||
тыс. га | 6,0 | 3,0 | 3,0 |
стоимость, млн. руб. | 2,2 | 1,1 | 1,1 |
Всего финансирование: | 12,8 | 6,4 | 6,4 |
из федерального бюджета * | 2,56 | 1,28 | 1,28 |
из республиканского бюджета | 2,56 | 1,28 | 1,28 |
внебюджетные источники | 7,68 | 3,84 | 3,84 |
*Средства федерального бюджета указаны справочно
5.1. Коренное и поверхностное улучшение
сенокосов и пастбищ
В настоящее время в связи с увеличением поголовья крупного рогатого скота в личных подворьях граждан, основные площади кормовых угодий переданы в ведение местных администраций. Но вопрос удовлетворения потребностей скота в кормах сохраняется. Первостепенное внимание будет уделено коренному улучшению сенокосов, пастбищ (табл. N 11).
Таблица N 11
Коренное улучшение земель
Всего 2006 - 2007 гг. |
в том числе | ||
2006 г. | 2007 г. | ||
Площадь, тыс. га | 6,0 | 3,0 | 3,0 |
Стоимость работ, млн. руб. | 11,7 | 5,7 | 6,0 |
Финансирование, млн. руб.: из федерального бюджета* из республиканского бюджета внебюджетные источники (зем. налог и др.) |
2,36 2,36 7,02 |
1,14 1,14 3,42 |
1,2 1,2 3,6 |
*Средства федерального бюджета указаны справочно
6. Восстановление земель, загрязненных тяжелыми
металлами, радиоактивными веществами
В целях восстановления почв, загрязненных тяжелыми металлами, пестицидами, радиоактивными веществами и другими токсикантами, дальнейшей защиты от загрязнения отходами промышленности и сельскохозяйственного производства ФГУ агрохимической службы "Бурятская" предусматривается:
- проводить ежегодно почвенно-агрохимические, токсикологическое обследования сельхозугодий на площади не менее 160 тыс.га;
- внедрить систему реперных участков и опытных полей для отработки технологий защиты и реабилитации почв, загрязненных токсикантами.
6.1. Консервация деградированных и загрязненных земель
Консервация земель - временное исключение деградированных и загрязненных сельскохозяйственных угодий из хозяйственного оборота для приостановки и устранения процессов деградации почв, восстановления их плодородия и целевого использования.
В зависимости от способов восстановления деградированных сельскохозяйственных угодий и степени их загрязнения вместо консервации почв может вводиться специальный режим их использования или изменение целевого назначения.
Консервация почв проводится по мере выявления непригодных для сельхозиспользования земель в соответствии с Положением "О порядке консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсическими промышленными отходами и радиоактивными веществами", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 г. N 555 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.94 г. N 1428).
7. Реализация подпрограммы "Плодородие"
7.1. Система земледелия
7.2. Внутрихозяйственное землеустройство
Подпрограмма направлена на реализацию следующих приоритетных направлений:
- борьба с эрозией почв, их переуплотнением, максимальное использование органических и минеральных удобрений;
- повышение эффективности использования мелиорированных земель;
- коренное улучшение сенокосов и пастбищ.
Финансовые средства должны обеспечить меры, имеющие долговременное действие по сохранению плодородия почв.
Затраты на проведение работ осуществляются как за счет собственных средств землепользователей, так и из средств республиканского бюджета.
Изложенные в подпрограмме принципы реализуются через систему земледелия отдельных хозяйств, в которых должен быть предусмотрен комплекс экономических, организационно - хозяйственных мер и производственных заданий.
Эти меры не должны противоречить зональной научно обоснованной системе земледелия и природоохранному законодательству.
7.1. Система земледелия
Эффективность применения всех средств сохранения плодородия почв и интенсификации производства сельскохозяйственной продукции возможна только при наличии в каждом хозяйстве научно обоснованной системы земледелия, разработанной с учетом рельефа, почв, экологических требований.
7.2. Внутрихозяйственное землеустройство
Непосредственная реализация землевладельцами, землепользователями и собственниками земли мероприятий по сохранению почвенного плодородия осуществляется через проекты внутрихозяйственного землеустройства (табл. N 12), в которых отражаются меры:
- по защите почв от водной и ветровой эрозии, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, переуплотнения и других неблагоприятных процессов;
- по предотвращению зарастания сельскохозяйственных угодий сорной растительностью и кустарниками;
- по предотвращению загрязнения почв ядохимикатами, сточными водами, другими вредными веществами.
Таблица N 12
Объем проектно-изыскательских работ по землеустройству
по подпрограмме "Плодородие"
Наименование вида работы | Количество- сельскохоз. предприятий |
Стоимость работ, млн. руб. |
по годам | |
2006 г. | 2007 г. | |||
Внутрихозяйственное землеустройство или система земледелия и землеустройства |
20 | 0,6 | 0,3 | 0,3 |
Составление рабочих проектов агролесомелиора-тивных мероприятий |
25 | 0,2 | 0,1 | 0,1 |
Выявление экономически неэффективно используемых земель. Обследование и предложение на консервацию деградированных земель |
240 | 0,96 | 0,48 | 0,48 |
Всего | 4,4 | 0,88 | 0,88 | |
в том числе: федеральный бюджет* республиканский бюджет внебюджетные источники |
1,76 1,76 1,04 |
0,18 0,18 0,52 |
0,18 0,18 0,52 |
*Средства федерального бюджета указаны справочно
8. Основные направления научно - исследовательских работ
по проблемам сохранения почвенного плодородия
В целях сохранения продуктивности сельскохозяйственных угодий Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия, Управлению Роснедвижимости по Республике Бурятия, ФГУ агрохимическая служба "Бурятская", Бурятскому научно-исследовательскому институту сельского хозяйства СО РАСХН, БГСХА им. В.Р.Филиппова необходимо в 2002 - 2005 гг. провести исследования по следующим важнейшим проблемам:
- разработка и внедрение в производство ландшафтно-контурной системы земледелия, обеспечивающей максимальную защиту от ветровой и водной эрозии;
- проведение производственных испытаний по использованию местных нетрадиционных органоминеральных удобрений;
- разработка системы управления процессами почвообразования в условиях антропогенной нагрузки и интенсивного землепользования;
- разработка и внедрение экологически устойчивых агроландшафтов и систем земледелия, методы их осуществления в условиях земельной реформы, экологически безопасных и энергосберегающих технологий;
- методы комплексной мелиорации;
- подготовка и переподготовка кадров по проблемам сохранения и повышения плодородия почв, ландшафтного земледелия.
Проводимые научные исследования должны носить комплексный характер и объединять усилия ученых различных направлений для решения поставленных задач, иметь прикладное значение. Достижение практических целей должно иметь первостепенное значение.
9. Экономический механизм реализации мероприятий подрограммы
Финансирование мероприятий по сохранению и повышению плодородия почв осуществляется из всех источников, не запрещенных законом, включая федеральный, республиканский, районный бюджеты, средства землепользователей, собственников земли, заемные средства, средства международных фондов, грантов.
Финансирование подпрограммы из федерального бюджета производится согласно Федеральной целевой программе "Повышение плодородия почв России на 2006 - 2010 годы", в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.12.2003 г. N АГ-П1-14936, письму Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 01.04.2005 г. N МА-2/1738 о разработке региональной программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния Российской Федерации на 2006 - 2010 годы".
Финансирование работ осуществляется на долевой основе, а также землепользователями, землевладельцами, собственниками за счет своих источников (табл. N 13).
Таблица N 13
Сводные объемы финансирования работ
по подпрограмме "Плодородие"
на 2006 - 2007 годы
(млн. руб.)
Всего 2006 - 2007 гг. |
Источники финансирования |
|||
федер. бюджет* |
респ. бюджет |
районный бюджет и ср-ва землеполь- зователей |
||
1. Общий мониторинг состояния с/х угодий (агрохимические обследование) |
1,28 | 0,26 | 0,26 | 0,76 |
2. Противоэрозийные мероприятия | 4,65 | 0,93 | 0,93 | 2,79 |
3. Коренное улучшение земель | 11,7 | 2,36 | 2,36 | 7,02 |
4. Применение органических удобрений, в том числе биогумус |
34,5 1,0 |
5,2 0,2 |
5,2 0,2 |
24,1 0,6 |
5. Применение торфа | 1,8 | 0,6 | 0,6 | 0,6 |
6. Применение сапропеля | 7,1 | 2,0 | 2,0 | 3,1 |
7. Применение минеральных удобрений |
76,0 | 15,2 | 15,2 | 45,6 |
8. Мелиорация, всего, в т.ч. компл. реконстр. мел. систем |
37,4 | 14,4 | 14,2 | 8,8 |
9. Очистка оросительно-осушительных каналов от наносов и растительности, ремонт ГТС |
17,7 |
1,8 |
7,8 |
8,1 |
10. Культуртехнические работы по улучшению лугов и пастбищ |
12,8 | 2,56 | 2,56 | 7,68 |
11. Проектно-изыскательские работы |
4,4 | 1,76 | 1,76 | 1,04 |
Всего | 209,33 | 47,07 | 52,87 | 109,39 |
*Средства федерального бюджета указаны справочно
Выделение бюджетных средств на финансирование работ по сохранению и повышению плодородия почв юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Выполнение мероприятий по рекультивации и восстановлению нарушенных земель осуществляется за счет виновных организаций.
Землепользователи, не выполняющие требования проектов землеустройства по сохранению и повышению плодородия почв, лишаются государственной поддержки и несут ответственность в соответствии с земельным законодательством.
9.1. Оценка эффективности социально-экономических
и экологических последствий реализации подпрограммы
Важнейшей целью подпрограммы является создание благоприятных условий функционирования агропромышленного комплекса для наиболее полного использования природно-экономического потенциала, направленного на повышение продуктивности отечественного сельскохозяйственного производства, его экологизации в целях обеспечения населения республики качественным продовольствием и улучшения социальной обстановки на селе, включая сохранение существующих и создание новых рабочих мест; восстановление и развитие деятельности предприятий ряда отраслей промышленности.
Экологическая значимость заключается в предотвращении дальнейшего снижения плодородия почв, ослаблении отрицательного влияния других природных факторов на сельское хозяйство (засуха, ветровая и водная эрозии и т.д.).
Противоэрозийные, агрохимические работы, гидротехнические и культуртехнические мероприятия, восстановление нарушенных земель обеспечат также увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции, повысят ее качество.
Реализация подпрограммы позволит повысить рост рентабельности производства растениеводческой продукции на пашне с 20% в 2004 году до 35% в 2007 году, на лугах - с 15 до 30 процентов.
Бюджетная эффективность подпрограммы "Плодородие" (отношение доходов к расходам бюджета) составляет 28%, что соответствует сроку ее окупаемости 1,5 года (табл. N 14).
Таблица N 14
Бюджетная эффективность подпрограммы "Плодородие"
на 2006 - 2007 годы
Финансирова- ние по подпрограмме, млн. руб. |
Увеличение урожайности на пл. провед. мероприятий, ц зерновых ед./га. |
Объемы допол. произвед. продукции, тыс. т |
Выручка от прироста, млн. руб. |
Эффектив- ность, % |
|
Реализация мероприятий подрограммы "Плодородие" |
|||||
Минимальный вариант |
209,33 | 3,0 | 97,4 | 328,3 | 56 |
Социально-экономическая, экологическая эффективность определяется:
- восстановлением и повышением почвенного плодородия, улучшением почвенного плодородия, улучшением экологической обстановки, что повлечет за собой увеличение продуктивности сельскохозяйственных угодий в 1,5 - 2 раза;
- повышением доходов сельского населения, улучшением условий труда.
10. Организационно-правовое обеспечение
В целях реализации подпрограммы "Плодородие" необходимо разработать на ее основе районные программы с определением объемов работ и источников финансирования по каждому сельхозпредприятию.
10.1. Управление реализацией подпрограммы
Контроль за выполнением подпрограммы осуществляется Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия, ФГУ "Управление Бурятмелиоводхоз", Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Бурятия, Роспотребнадзором по Республике Бурятия, главами муниципальных образований районов в соответствии с земельным и природоохранным законодательством, за целевым использованием финансовых средств - осуществляет Министерство финансов Республики Бурятия.
<< Приложение N 5. Подпрограмма "Зерно" на 2006 - 2007 гг. |
||
Содержание Постановление Правительства Республики Бурятия от 9 декабря 2003 г. N 365 "О Программе развития агропромышленного комплекса... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.