Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к Программе развития
агропромышленного комплекса
Республики Бурятия на
2004 - 2007 годы
Подпрограмма "Развитие малого предпринимательства на
селе в Республике Бурятия на 2004-2007 годы"
1. Обоснование проблемы развития малого предпринимательства на селе и
анализ исходного состояния
1.2. Анализ состояния развития малого предпринимательства на селе.
Крестьянские (фермерские) хозяйства
2. Цель и основные задачи подпрограммы
3. Система мероприятий, решаемых в рамках подпрограммы
4. Оценка эффективности подпрограммы, ожидаемые результаты
5. Ресурсное обеспечение
1. Обоснование проблемы развития малого предпринимательства
на селе и анализ исходного состояния
Недостаточный уровень развития малого предпринимательства на селе обусловлен наличием следующих проблем:
1. Нехваткой оборотных и основных ресурсов для ведения расширенного воспроизводства в субъектах малого предпринимательства. Проблема "Нехватка оборотных и основных ресурсов для ведения расширенного воспроизводства в субъектах малого предпринимательства" обусловлена:
- недостаточным доступом к финансовым, земельным, производственным и агросервисным ресурсам;
- неэффективным использованием сельскохозяйственных угодий;
- снижением воспроизводственного потенциала генофонда растений и животных;
- моральным старением технологий, моральным и физическим старением сельскохозяйственной техники, низкой обеспеченностью ею малого предпринимательства;
- разрушением системы ремонта и технического обслуживания машинно-тракторного парка и оборудования;
- неравномерным распределением трудовых ресурсов по отношению к производственным.
2. Неблагоприятными внешними условиями для эффективного и устойчивого развития малого предпринимательства. Проблема "Неблагоприятные внешние условия для эффективного и устойчивого развития малого предпринимательства" формируется под влиянием:
- диспаритета цен на сельскохозяйственную продукцию, промышленные товары и услуги для сельского хозяйства;
- недостаточной поддержки со стороны органов МСУ в области обеспечения организационно-технологических мероприятий по поддержке малого предпринимательства;
- низкой степени доступности кредитных ресурсов;
- низкой инвестиционной и инновационной привлекательностью данного сектора экономики;
- резким снижением реального уровня доходов сельского населения;
- низкой социальной и предпринимательской инициативностью сельских жителей.
3. Низкой товарностью продукции, производимой в малом предпринимательстве.
Проблема "Низкая товарность продукции, производимой в малом предпринимательстве" возникает из-за:
- низких закупочных цен на производимую продукцию;
- отсутствия корпоративности К(Ф)Х и других субъектов малого предпринимательства в реализации собственной продукции;
- недостаточного развития сети закупочных пунктов как пищеперерабатывающих организаций, так и системы потребительской кооперации;
- высокого удельного веса среди закупщиков перепродавцов продукции как на рынке, так и на селе;
- низкого уровня конкурентоспособности продукции;
- недостаточного адаптационного и предпринимательского уровня в малом предпринимательстве;
- слабого развития кооперации между субъектами малого предпринимательства и торговыми, перерабатывающими, агросервисными организациями.
1.2. Анализ состояния развития малого предпринимательства на селе.
Крестьянские (фермерские) хозяйства
По данным Госкомстата Республики Бурятия, на 1 января 2003 г. в республике насчитывается 2623 крестьянских (фермерских) хозяйства, владеющих 139,5 тыс. гектаров земель. В среднем на одно хозяйство приходится чуть более 53 га земли, в т.ч. 28 га пашни.
Рост производства в КФХ к уровню прошлого года составил: мяса - 3,6%, молока на - 4,1%, яйца на - 7%.
К(Ф)Х произвели в 2002 г. - 1622 тонны мяса или 2,9% от общего объема, 8020 тонн молока или 3,3%, 564 тыс. шт. яиц или 1,8%, 4100,7 тонн картофеля или 2,5%, овощей - 3492,9 тонн или 4,4% от общего объема.
Малое предпринимательство на селе в сфере производства
несельскохозяйственной продукции и в сфере услуг
В настоящее время важное значение приобретает развитие на селе малого предпринимательства как в сфере производства несельскохозяйственной продукции, так и в сфере услуг. Эта деятельность обеспечивает сельскому населению повышение занятости и расширение ее видов, снижение сезонности производства, способствует росту доходов и благосостояния сельских жителей, более полному использованию местных ресурсов. Возрождению сельских промыслов, расширению предпринимательской деятельности на селе способствует относительная дешевизна рабочей силы, земли и помещений.
Таблица N 5
Субъекты малого предпринимательства на селе на
01.01.2002
(Данные Госкомстата РБ)
Виды производств | Предприятий | товаров без НДС и акциза |
Работников |
Переработка овощей | 2 | 1496 | 46 |
Ското- и птицеубойные площадки | 40 | 33558 | 162 |
Производство масла, сыра и мол. продукции |
8 | 1297 | 36 |
Предприятия рыбной пром-ти | 5 | 1637 | 12 |
Производство комбикормов | 36 | 10510 | 109 |
Швейные производства | 5 | 316 | 31 |
Производство мехов и меховых изделий |
2 | 213 | 7 |
Производство строительных металлоизделий |
1 | 3 | |
Ремонт тракторов и сельхозмашин |
83 | 18282 | 374 |
Ремонт разного производственного оборудования |
1 | 102 | 23 |
Лесозаготовительные | 79 | 9341 | 488 |
Лесопильни | 75 | 3883 | 196 |
Производство стройматериалов | 32 | 665 | 45 |
Производство кирпича и черепицы |
3 | 404 | 10 |
Производство извести | 2 | 140 | 5 |
Производство художественных изделий |
2 | 1 | |
Другие производства - всего | 81 | 40365 | 265 |
Необходимость развития малого предпринимательства на селе в сфере производства несельскохозяйственной продукции и в сфере услуг обусловлена следующими причинами:
1. Сглаживаются риски и сезонный характер производства, так как промышленное производство в отличие от сельскохозяйственного является менее зависимым от погодно-климатических условий и малозависимо от сезонности.
2. Создаются дополнительные рабочие места, привлекается невостребованная рабочая сила.
3. Внедрение производств малой промышленности и сферы услуг сокращает затраты в себестоимости затрат сельскохозяйственной продукции.
4. Сельская промышленность внесет весомый вклад в насыщении местного рынка товарами широкого потребления.
Развитие сельских потребительских
кредитно-сберегательных кооперативов
За 2002 г. создано 14 сельских кредитных кооперативов. 01.11.02 на основании учредительного договора была создана Республиканская Ассоциация сельских потребительских кредитно-сберегательных кооперативов "Бурятия", которая на 01.04.2003 объединила 29 сельских СПКСК в 12 районах республики, таких, как Хоринский (6 кооперативов), Тункинский (4), Закаменский (2), Бичурский (1), Иволгинский (6), Мухоршибирский (2), Селенгинский (3), Курумканский (1), Заиграевский (1), Кижингинский (2), Еравнинский (1), Северо-Байкальский (1).
Таблица N 6
Ресурсный потенциал пайщиков кредитных кооперативов на
01.01.03
Наличие | Ед. изм. |
Кол-во | Сумма по предварит. оценке, тыс. руб. |
На 1 члена СПКСК |
КРС | Гол. | 7181 | 44522 | 5,6 |
Лошадей | Гол. | 341 | 2728 | 0,3 |
Овец/коз | Гол. | 18021 | 18021 | 14,1 |
Свиней | Гол. | 1377 | 6885 | 1,1 |
Комбайны, трактора | шт. | 438 | 30660 | 0,3 |
Грузовые машины | шт. | 194 | 9700 | 0,2 |
Площадь с/х угодий | Га | 101081,8 | х | 79 |
В т.ч. пашни, огороды | Га | 33887,7 | х | 26,5 |
пастбища, сенокосы | Га | 66519,1 | х | 52 |
Итого | 112516 |
Таким образом, у сельских кредитных кооперативов залоговое обеспечение пайщиков составляет 112,5 млн. руб., что дает возможность обеспечить получение кредита в размере 56 млн. руб.
За 2002 г. пайщиками сельских потребительских кредитно-сберегательных кооперативов (далее - СПКСК) произведено продукции на 58,1 млн. руб. Количество выданных займов составило 830 раз на сумму 13292 тыс. руб. В среднем один заем составил 16,1 тыс. руб. Из них направлено на сельскохозяйственное производство 10977 тыс. руб. на приобретение:
Сельскохозяйственных животных | 3547 тыс. руб. |
Кормов | 2257 тыс. руб. |
Горюче-смазочных материалов | 2718 тыс. руб. |
Семян, удобрений | 1053 тыс. руб. |
Сельхозтехники и малой механизации |
1362 тыс. руб. |
Мини-переработки | 60 тыс. руб. |
Таблица N 7
Производство продукции пайщиками сельских кредитных
кооперативов
(центнеров)
Продукция | Кол-во | Сумма (тыс. руб.) |
Мясо ж/вес | 7117 | 14823 |
Молоко | 33486 | 14861 |
Зерно | 22874 | 6048 |
Картофель | 11391 | 3250 |
Овощи | 6837 | 1989 |
Корма | 85877 | 17175 |
Итого | х | 58146 |
Общее число пайщиков составляет 1280 человек, сумма паевых взносов 1742 тыс. руб., сумма привлеченных средств из местного бюджета 4900 тыс. руб., из республиканского бюджета 6200 тыс. руб. Возвратность по заемным средствам составляет 99%, по текущим платежам 98,1%. Оборот кредитных ресурсов составил 1,6 раза в год. Анализ опыта работы показал высокую социальную и экономическую значимость деятельности сельских кредитно-потребительских кооперативов и необходимость дальнейшей государственной поддержки этого направления.
На основе проведенного анализа можно сделать вывод, что достигнутый к настоящему времени уровень развития малого предпринимательства недостаточен для быстрого создания новых рабочих мест, оживления спроса-предложения на местных товарных рынках, появления самостоятельных источников дохода за счет частнопредпринимательской инициативы у значительной части экономически активной части населения, снижения социальных нагрузок на расходы бюджетов всех уровней. Причина в отсутствии целостной правовой и экономической базы для обеспечения устойчивого развития малого предпринимательства как важнейшего социально-экономического компонента, роль которого в жизни сельского населения в ближайшие годы будет возрастать. Решение этих вопросов возможно только за счет программных мероприятий.
2. Цель и основные задачи подпрограммы
Цель: создание благоприятных и стимулирующих условий для ускоренного развития малого предпринимательства за счет запуска системных механизмов развития сельской экономики в целом.
Задачи:
- создать равные условия доступа к земельным, материально-техническим, финансовым и другим ресурсам для хозяйствующих субъектов всех форм собственности;
- обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие сельской местности на основе создания альтернативных сельскому хозяйству сфер занятости и обеспечению доходов сельского населения;
- стимулировать развитие сельской кредитной кооперации.
3. Система мероприятий, решаемых в рамках подпрограммы
Подпрограммой предполагается:
1. Обеспечить условия для повышения товарности производимой в малом предпринимательстве продукции сельских товаропроизводителей за счет:
1.1. Создания конкурентной среды в области закупа производимой продукции:
- расширения сети заготовительных пунктов пищеперерабатывающей промышленности, потребительской кооперации;
- активного привлечения сельскохозяйственных организаций к закупу производимой в хозяйствах населения продукции;
- создания миниперерабатывающих производств;
- создания структуры для выхода продукции на межрегиональный уровень;
- активизации деятельности по распространению муниципальных и госзаказов на продукцию малого предпринимательства;
- внедрения контрактации.
1.2. Стимулирования производственной и торговой деятельности К(Ф)Х и других субъектов МП через внедрение договорных взаимоотношений, создание кооперативных хозяйств. Внедрение договорных взаимоотношений вводится с целью:
- с закупочной сетью - поэтапное введение контрактации;
- с сельхозорганизациями - введение схемы предоставления К(Ф)Х кормов, агросервисных, зоотехнических и прочих услуг в обмен на поставку продукции на давальческой основе от К(Ф)Х.
1.3. Развития несельскохозяйственных видов занятости сельского населения, которое будет обеспечиваться путем:
- стимулирования несельскохозяйственных и перерабатывающих производств и расширения сферы услуг;
- оказания финансовой и материальной помощи в виде льготных кредитов, поставок оборудования по лизингу и предоставления в безвозмездное пользование на 3 - 5 лет неиспользуемых помещений;
- определения для каждого муниципального образования, с учетом его специфики и уровня развития производительных сил, приоритетные направления развития промышленных производств.
2. Для облегчения доступа к финансовым и производственным ресурсам субъектам малого предпринимательства на селе планируется за счет внедрения новых и расширения применения существующих системных механизмов по доставке и использованию финансовых и производственных ресурсов:
- дальнейшее развитие сельской кредитной кооперации с ориентацией на охват малых сельских населенных пунктов и депрессивных населенных пунктов;
- инвентаризации неиспользуемых производственных ресурсов МСУ с целью передачи в аренду малому предпринимательству;
- распространение опыта по развитию ведения хуторских животноводческих хозяйств с целью использования отдаленных пустующих пастбищ и сенокосов, предусмотрев компенсацию части затрат на обустройство заимки, выделение скота в лизинг;
- составление реестра субъектов малого предпринимательства, связанных договорными отношениями с юридическими лицами;
- обеспечение субъектов малого предпринимательства мини-техникой, мини-переработкой, мини-электростанциями, средствами дальней связи (радиотелефоны) в лизинг.
3. Создание благоприятных внешних условий для эффективного и устойчивого развития малого предпринимательства будет обеспечиваться за счет:
- внесения изменений и дополнений в Закон Республики Бурятия "О личных подсобных хозяйствах в Республики Бурятия";
- принятия постановления Правительства Республики Бурятия, жестко регламентирующего работу органов исполнительной власти и МСУ в области развития К(Ф)Х и других субъектов малого предпринимательства, с доведением индикаторов оценки развития и критериев оценки и формы отчета по реализации плана мероприятий подпрограммы "Развитие малого предпринимательства на селе";
- обеспечения внедрения новых форм кооперирования и интегрирования малого предпринимательства с целью обеспечения временно незанятых сельских жителей социальной защитой, повышения их социального статуса;
- внедрения негосударственного пенсионного обеспечения (НПО), основанного на накопительном принципе;
- обеспечения роста реальных доходов сельского населения.
4. Оценка эффективности подпрограммы, ожидаемые результаты
Реализация мероприятий программы приведет к:
- улучшению рыночной ситуации в районах за счет увеличения объемов производства товаров и услуг;
- росту уровня жизни сельского населения;
- сокращению сельской безработицы;
- снижению социальной напряженности в сельской местности.
В частности, выразится в:
- насыщении рынка качественными и доступными по цене товарами и услугами через развитие рыночных отношений и создание конкурентной среды;
- снижении уровня внутриреспубликанской миграции за счет более равномерного распределения по территории Республики Бурятия предприятий малого бизнеса, в том числе в "депрессивных" селах;
- оптимизации деятельности и реструктуризации крупных предприятий за счет развития горизонтальных, вертикальных и иных кооперационных связей с малыми предприятиями;
- снижении затрат на обслуживание муниципальных заказов за счет привлечения к выполнению районных заказов предприятий малого бизнеса;
- сохранении традиций и культурного наследия через развитие ремесел и промыслов;
- укреплении семьи через поддержку семейных форм организации предпринимательской деятельности;
- увеличении отдачи от использования муниципальной собственности в сельской местности за счет передачи ее эффективным собственникам в сфере малого предпринимательства;
- гармонизации общественных отношений через развитие социального партнерства между властью, предпринимателями и наемными работниками.
Реализация мероприятий подпрограммы позволит выйти на следующие параметры социально-экономического развития:
- увеличение объемов продукции, производимой субъектами малого предпринимательства, в 2007 г. на 15% к уровню 2002 г.;
- рост занятости сельского населения на 1,5% к общей численности сельского населения;
- рост официально регистрируемой товарности в ЛПХ и К(Ф)Х на 9%;
- увеличение суммы выданных займов личным подсобным и крестьянским (фермерским) хозяйствам через сельские кредитные кооперативы в 2007 г. до 30,0 млн. руб.;
- увеличение закупа сельскохозяйственной продукции у населения в 2007 г. на 8% к уровню 2002 г.
5. Ресурсное обеспечение
Финансирование мероприятий из республиканского
бюджета по разделу малого предпринимательства на селе
2004 г. | 2005. | 2006. | 2007. | |
1. Развитие сельской кредитной кооперации. Бюджетная субсидия Республики Бурятия |
6,0 | 6,0 | 6,0 | 6,0 |
2. Развитие крестьянских (фермерских) личных подсобных хозяйств. Бюджетная субсидия Республики Бурятия |
0,7 | 0,8 | 0,9 | 0,9 |
3. Бюджетная ссуда на лизинг техники и скота для субъектов малого предпринимательства Республики Бурятия |
3,0 | 3,5 | 4,0 | 4,5 |
4. Инвестиционные проекты на развитие сельскохозяйственных и несельскохозяйственных производств. Бюджетный кредит Республики Бурятия на 2 года |
1,5 | 2,5 | 3,5 | 4,2 |
5. Возмещение затрат по консалтинговым и обучающим услугам для субъектов малого предпринимательства Республики Бурятия |
0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 |
6. Бюджетная субсидия на создание базовых крестьянских и личных подсобных хозяйств Республики Бурятия |
1,0 | 1,5 | 1,5 | 1,5 |
7. Субсидия на развитие дополнительного пенсионного обеспечения из бюджета Республики Бурятия |
9,0 | 10,0 | 10,5 | 12 |
8. Бюджетная субсидия Республики Бурятия на развитие личных подсобных хозяйств (компенсирование части стоимости коммерческих кредитов, выделенных личным подсобным хозяйствам) |
0,5 | 0,7 | 0,8 | 0,9 |
Итого | 22,2 | 25,5 | 27,7 | 30,5 |
Примечание. Виды, размеры и направления господдержки малого предпринимательства на селе будут ежегодно корректироваться на основании Закона Республики Бурятия "О республиканском бюджете".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.