Постановлением Правительства Республики Бурятия от 18 июля 2012 г. N 425 настоящее постановление признано утратившим силу
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 21 февраля 2008 г. N 78 в настоящее Постановление внесены изменения
Постановление Правительства Республики Бурятия
от 29 июня 2006 г. N 194
"Об утверждении порядка оценки бюджетной, социальной и экологической
эффективности планируемых и реализуемых инвестиционных проектов"
21 февраля 2008 г.
В целях обоснованности принятия решений о государственной поддержке инвестиционных проектов и эффективности вложения государственных инвестиций Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок оценки бюджетной, социальной и экологической эффективности планируемых и реализуемых инвестиционных проектов (далее - Порядок).
2. Исполнительным органам государственной власти Республики Бурятия руководствоваться утвержденным Порядком оценки эффективности планируемых и реализуемых инвестиционных проектов, финансируемых из республиканского бюджета.
3. Министерству экономического развития и внешних связей Республики Бурятия, Министерству финансов Республики Бурятия разработать Методику оценки бюджетной, социальной и экологической эффективности планируемых и реализуемых инвестиционных проектов и утвердить ее совместным приказом.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления в Республике Бурятия руководствоваться утвержденным Порядком.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Контрольный комитет Президента и Правительства Республики Бурятия (Орлов Г.Н.)
6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент, Председатель Правительства Республики Бурятия |
Л.В. Потапов |
Порядок
оценки бюджетной, социальной и экологической эффективности планируемых
и реализуемых инвестиционных проектов
(утв. постановлением Правительства Республики Бурятия от 29 июня 2006 г. N 194)
21 февраля 2008 г.
I. Общие положения
1.1. Порядок оценки бюджетной, социальной и экологической эффективности планируемых и реализуемых инвестиционных проектов (далее - Порядок) распространяется на инвестиционные проекты, реализация которых осуществляется за счет средств республиканского бюджета и предоставленных государственных гарантий, и содержит процедуры формализованного определения экономического, бюджетного, социального и экологического эффектов инвестирования и оценки целесообразности предоставления Правительством Республики Бурятия государственной поддержки за счет средств республиканского бюджета.
1.2. Оценка экономической, бюджетной, социальной и экологической эффективности инвестиционных проектов, расчет эксплуатационных расходов будущих периодов, финансируемых из республиканского бюджета, включаются претендентом в состав бизнес-плана, являющегося неотъемлемой составной частью конкурсной документации, представляемой для участия в конкурсе инвестиционных проектов.
1.3. Показатели социальной эффективности инвестиционных проектов, предусматривающих строительство и реконструкцию объектов социальной инфраструктуры и претендующих на государственную поддержку за счет средств республиканского бюджета, должны быть отражены в технико-экономическом обосновании.
Государственная поддержка инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной инфраструктуры, осуществляется в соответствии с действующим законодательством о формировании перечня строек и объектов для республиканских государственных нужд.
1.4. Оценка эффективности инвестиционных проектов осуществляется поэтапно.
I этап. Оценка инвестиционного проекта до реализации
Оценка инвестиционного проекта на данном этапе осуществляется до принятия решения о государственной поддержке за счет средств республиканского бюджета и проводится следующим образом:
- отраслевые исполнительные органы государственной власти Республики Бурятия готовят сводное заключение по инвестиционному проекту и направляют на рассмотрение Комиссии Правительства Республики Бурятия по конкурсному отбору инвестиционных проектов;
- Комиссия Правительства Республики Бурятия по конкурсному отбору инвестиционных проектов при отборе инвестиционных проектов для предоставления государственной поддержки из республиканского бюджета оценивает инвестиционный проект по экономическим, финансовым, социальным и экологическим показателям эффективности и принимает решение о государственной поддержке либо об отказе в государственной поддержке.
II этап. Оценка инвестиционного проекта в стадии реализации
Оценка инвестиционных проектов на данном этапе осуществляется соответствующими отраслевыми исполнительными органами государственной власти Республики Бурятия при участии Министерства экономики Республики Бурятия, Министерства финансов Республики Бурятия и Республиканского агентства инвестиций.
Основная цель оценки на данном этапе заключается в снижении степени риска по невозврату финансовых средств в республиканский бюджет и недопущении ухудшения финансового состояния организации-получателя заемных средств.
III этап. Оценка инвестиционного проекта после реализации
Оценка инвестиционных проектов осуществляется соответствующими отраслевыми исполнительными органами государственной власти Республики Бурятия по финансовым и экономическим показателям эффективности: бюджетный эффект, экономический эффект (производство продукции), социальный эффект (количество созданных рабочих мест и прочие) экологический эффект (снижение уровня загрязнения окружающей среды).
II. Основные принципы и методы оценки эффективности
планируемых и реализуемых инвестиционных проектов
2.1. Критерии оценки эффективности инвестиционных проектов
Основными критериями оценки эффективности инвестиционных проектов являются:
- значимость инвестиционного проекта для социально-экономического развития Республики Бурятия;
- эффективность участия Республики Бурятия в инвестиционном проекте;
- научно-технический уровень инвестиционного проекта;
- финансовое состояние субъекта инвестиционной деятельности.
2.2. По значимости все инвестиционные проекты ранжируются на 3 группы:
I группа - значимые для экономики Республики Бурятия;
II группа - целесообразные для экономики Республики Бурятия;
III группа - допустимые для экономики Республики Бурятия.
К I группе относятся инвестиционные проекты:
а) осуществляемые субъектами инвестиционной деятельности в сфере жизнеобеспечения, инженерной инфраструктуры с целью модернизации, технического перевооружения или реконструкции;
б) осуществляемые субъектами инвестиционной деятельности с численностью работающих свыше 1000 человек;
в) осуществляемые бюджето- и (или) градообразующими субъектами инвестиционной деятельности;
г) предусматривающие создание новых рабочих мест в количестве не менее 5 процентов от численности официально зарегистрированных безработных в муниципальном образовании, на территории которого реализуются (планируются) соответствующие инвестиционные проекты;
д) предусматривающие сохранение или увеличение рабочих мест в организациях реального сектора экономики Республики Бурятия, которые без привлечения инвестиций и реализации инвестиционного проекта вынуждены свертывать производство (снижать объемы выполняемых работ, оказываемых услуг);
е) обеспечивающие решение конкретных общереспубликанских социальных либо экологических проблем.
Ко II группе относятся инвестиционные проекты, обеспечивающие производство:
а) экспортной продукции, товаров, качество которых соответствует лучшим мировым аналогам;
б) импортозамещающей продукции, товаров, которые пользуются спросом на рынке Республики Бурятия;
в) продукции, товаров, закупаемых для государственных нужд Республики Бурятия и муниципальных нужд.
г) экологически безопасной продукции.
К III группе относятся проекты, которые не отвечают признакам и критериям, установленным для инвестиционных проектов I и II групп:
а) инвестиционные проекты, реализуемые в сфере малого предпринимательства;
б) проекты, предусматривающие строительство и реконструкцию объектов социальной инфраструктуры.
в) проекты, предусматривающие строительство и реконструкцию природоохранных сооружений.
2.3. Эффективность участия Республики Бурятия в инвестиционном проекте определяется на основе системы показателей эффективности инвестиционных проектов, отражающих соотношение затрат и результатов, применительно к социально-экономическим интересам Республики Бурятия:
- социальная эффективность проекта;
- экологическая эффективность проекта;
- экономическая эффективность проекта;
- бюджетная эффективность проекта;
- эксплуатационные расходы будущих периодов, финансируемые из республиканского бюджета, соотносимые с бюджетным эффектом от реализации инвестиционного проекта.
Экологическая эффективность проекта - оценка экологических последствий при осуществлении инвестиционных проектов.
Социальная эффективность проекта - социально-экономические последствия осуществления инвестиционных проектов для общества в целом, которые выражаются в создании новых или повышении эффективности существующих услуг, предоставляемых населению, а также в экономическом развитии территории или улучшении экологической обстановки.
Экономическая эффективность проекта - результативность экономической деятельности, определяемая отношением полученного экономического эффекта (результата) к затратам, обусловившим получение этого эффекта.
Бюджетная эффективность проекта - влияние результатов осуществляемого проекта на доходы и расходы республиканского бюджета. В качестве основного показателя бюджетной эффективности принимается бюджетный эффект за определенный период времени, который выражается в увеличении бюджетных доходов и(или) снижении бюджетных расходов в результате реализации инвестиционного проекта.
Соотношение эксплуатационных расходов будущих периодов, финансируемых за счет республиканского бюджета, и бюджетного эффекта от реализации инвестиционного проекта рассчитывается с целью оценки эффективности и целесообразности участия Республики Бурятия в инвестиционном проекте. Инициация новых инвестиционных проектов, претендующих на предоставление государственной поддержки из республиканского бюджета, не допускается в случае если эксплуатационные расходы будущих периодов, финансируемые из республиканского бюджета, превышают бюджетный эффект от реализации инвестиционного проекта.
Состав эксплуатационных расходов будущих периодов, финансируемых из республиканского бюджета, порядок расчета соотношения их величины и бюджетного эффекта от реализации проекта определяются Правительством Республики Бурятия.
2.4. Оценка научно-технического уровня инвестиционного проекта проводится с целью определения соответствия технической и технологической сторон инвестиционного проекта требованиям, утвержденным в установленном порядке, стандартам (нормам и правилам).
Также при оценке учитываются новизна проекта, наличие производственной базы и развитости инфраструктуры для реализации проекта, доступность и качество необходимых для его реализации ресурсов, включая квалификацию рабочей силы, сроки, фазы и выполнимость графика осуществления инвестиционного проекта.
2.5. Основные принципы оценки эффективности.
Основными принципами оценки эффективности проекта являются:
- моделирование денежных потоков, включающих все связанные с осуществлением проекта денежные поступления и расходы за расчетный период;
- принцип положительности и максимума эффекта. При сравнении альтернативных инвестиционных проектов предпочтение должно отдаваться проекту с наибольшим значением эффекта;
- учет фактора времени, неравноценности разновременных затрат и результатов;
- учет предстоящих затрат и поступлений;
- учет всех наиболее существенных последствий реализации проекта, как экономических, социальных, так и экологических. В тех случаях, когда их влияние на эффективность допускает количественную оценку, ее следует произвести;
- учет влияния инфляции;
- учет влияния рисков, сопровождающих реализацию проекта;
- учет соотношения эксплуатационных расходов будущих периодов, финансируемых из республиканского бюджета, с бюджетным эффектом от реализации инвестиционного проекта.
2.6. Эффективность инвестиционных проектов определяется при достижении одной или нескольких из перечисленных целей:
- создание новых производств, расширение, реконструкция, модернизация действующих предприятий реального сектора экономики;
- внедрение новых технологий, направленных на создание новых видов продукции, расширение ассортимента выпускаемой продукции и повышение качества продукции;
- обновление производства за счет реконструкции объектов коммунального и социального назначения;
- развитие инженерной инфраструктуры и обеспечение технологической и экологической безопасности объектов коммунального назначения;
- развитие транспортной и общественной инфраструктуры;
- создание новых рабочих мест за счет ввода новых или реконструкции (расширения) существующих производств и строительства объектов социальной сферы;
- повышение качества предоставляемых социальных услуг.
- внедрение эколого-ориентированных технологий: эколого-безопасных, энерго-, ресурсосберегающих, использующих возобновляемые источники энергии, направленных на производство экологически чистой продукции, в том числе продуктов питания.
2.7. Основой оценки бюджетной, социальной и экономической эффективности является бизнес-план, оформленный в соответствии с макетом, разработанным Министерством экономического развития и внешних связей Республики Бурятия и Министерством финансов Республики Бурятия.
2.8. В целях получения государственной поддержки из республиканского бюджета и проведения оценки эффективности инвестиционных проектов организации (предприятия) представляют в соответствующие отраслевые министерства и ведомства следующие материалы:
- обоснование инвестиций (бизнес-план) - для инвестиционных проектов реального сектора экономики;
- технико-экономическое обоснование, проектно-сметную документацию, утвержденную в установленном порядке, - для проектов, направленных на развитие социальной инфраструктуры;
- показатели оценки эффективности инвестиционного проекта;
- расчеты эксплуатационных расходов будущих периодов после ввода в эксплуатацию объекта, предусмотренного инвестиционным проектом.
2.9. Для оценки инвестиционных проектов, предусматривающих реконструкцию или строительство объектов коммунального назначения, дополнительно к перечисленным материалам организации (предприятия), претендующие на государственную поддержку из средств республиканского бюджета, представляют следующие материалы:
- анализ стоимости оборудования и материалов, предлагаемых к применению, в сравнении со стоимостью существующих аналогов отечественного и импортного производства, анализ положительных и отрицательных характеристик оборудования и материалов, предлагаемых в инвестиционном проекте (по котельным представляется дополнительно сравнительный анализ стоимости и коэффициента полезного действия котлов, работающих на различных видах топлива);
- анализ структуры затрат на производство услуг при применении предлагаемых оборудования и материалов;
- анализ использования и экономии топливно-энергетических ресурсов по группам предлагаемых оборудования, видов топлива и энергоносителей;
- предполагаемая расчетная себестоимость услуг при реализации инвестиционного проекта;
- стоимость, сроки строительства объекта, предусмотренного инвестиционным проектом, сроки окупаемости инвестиционного проекта;
- предложения по привлечению участником инвестиционного проекта собственных и заемных средств для реализации инвестиционного проекта.
III. Сроки реализации инвестиционных проектов
и приоритетные направления вложения
государственных инвестиций
3.1. Срок реализации инвестиционных проектов определяется:
- по инвестиционным проектам реального сектора экономики - в соответствии с бизнес-планом;
- по инвестиционным проектам, направленным на развитие социальной инфраструктуры, - в соответствии с проектно-сметной документацией.
3.2. Сроки реализации инвестиционных проектов не должны превышать:
- по инвестиционным проектам реального сектора экономики - сроков их окупаемости, установленных бизнес-планом;
- по инвестиционным проектам, направленным на развитие социальной инфраструктуры, - нормативных сроков строительства объектов, установленных проектно-сметной документацией.
3.3. Приоритетные направления вложения государственных инвестиций определяются в соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Бурятия на среднесрочный период.
Государственная поддержка инвестиционной деятельности осуществляется по следующим приоритетным направлениям:
- ипотечное жилищное строительство;
- развитие рынка производства товаров и услуг;
- развитие агропромышленного комплекса;
- развитие туристско-рекреационного комплекса;
- развитие информационной, транспортной и общественной инфраструктуры;
- развитие минерально-сырьевого комплекса;
- развитие имущественных и земельных отношений;
- развитие коммунальной инфраструктуры и коммунального хозяйства.
- внедрение эколого-ориентированных технологий.
IV. Периодичность отбора и оценка
эффективности инвестиционных проектов
4.1. Периодичность отбора устанавливается Комиссией Правительства Республики Бурятия по конкурсному отбору инвестиционных проектов.
4.2. Оценка эффективности инвестиционных проектов, планируемых и реализуемых в реальном секторе экономики, осуществляется Комиссией Правительства Республики Бурятия по конкурсному отбору инвестиционных проектов и производится в соответствии с Методикой оценки бюджетной, социальной и экологической эффективности планируемых и реализуемых инвестиционных проектов, предоставляемых государственных гарантий Республики Бурятия, разработанной Министерством экономического развития и внешних связей Республики Бурятия и Министерством финансов Республики Бурятия.
4.3. Общая схема оценки эффективности
Перед проведением оценки эффективности планируемых инвестиционных проектов определяется социальная эффективность.
При неудовлетворительной социальной и экологической эффективности такие проекты не рекомендуются к реализации и не могут претендовать на государственную поддержку.
Если же их социальная эффективность оказывается достаточной, оценивается экономическая эффективность.
При недостаточной экономической эффективности социально-эффективного инвестиционного проекта рекомендуется рассмотреть возможность применения различных форм его поддержки, которые позволили бы повысить экономическую эффективность инвестиционного проекта до приемлемого уровня.
Далее определяется бюджетная эффективность.
V. Мониторинг реализации инвестиционных проектов
5.1. Мониторинг реализации инвестиционных проектов осуществляется соответствующими исполнительными органами государственной власти Республики Бурятия, курирующими основные направления деятельности субъекта инвестиционной деятельности.
5.2. Мониторинг реализации инвестиционных проектов включает:
- ежеквартальное, до 1-го числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом, получение от субъектов инвестиционной деятельности информации о ходе реализации инвестиционных проектов и бухгалтерской отчетности за соответствующий отчетный период;
- анализ и обобщение информации о ходе реализации инвестиционных проектов с привлечением в случае необходимости к данной работе независимых экспертов;
- оформление сводных данных о ходе реализации инвестиционных проектов;
- проведение при необходимости инспекционных поездок на объекты, строящиеся за счет государственных инвестиций Республики Бурятия;
- принятие при необходимости решений о проведении повторной оценки эффективности по отдельным инвестиционным проектам.
Неудовлетворительные результаты повторной оценки эффективности инвестиционных проектов являются основанием для подготовки проекта решения Правительства Республики Бурятия о прекращении государственной поддержки за счет средств республиканского бюджета.
5.3. Мониторинг реализации инвестиционных проектов проводится по следующим показателям:
Наименование показателей |
Единицы измерений | До реализации проекта | По бизнес-плану | Фактически за период реализации |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Инвестиционные проекты реального сектора экономики | ||||
1. Срок окупаемости | лет | |||
2. Срок реализации проекта | лет | |||
3. Бюджетный эффект: - отчисления налоговых платежей - прирост налоговых платежей на 1 руб. инвестиций |
тыс. руб. тыс. руб. тыс. руб. |
|||
4. Чистый доход (прибыль, убыток) | тыс. руб. | |||
5. Экономический эффект (производство продукции) | тыс. руб. | |||
6. Количество созданных, сохраненных рабочих мест | чел. | Число работающих |
||
7. Обеспечение размера заработной платы исходя из расчета среднемесячной заработной платы одного работника соответствующей отрасли |
руб. | |||
8. Эксплуатационные расходы будущих периодов, финансируемые из республиканского бюджета |
руб. | |||
Показатели, характеризующие условия (критерии) оказания государственной поддержки инвестиционным проектам |
||||
9. Доля собственных средств в общем объеме финансирования | % | |||
10. Доля государственной поддержки в общем объеме финансирования | % | |||
11. Доля заемных средств в общем объеме финансирования | % | |||
Инвестиционные проекты, предусматривающие строительство и реконструкцию объектов социальной инфраструктуры |
||||
1. Качество предоставляемых социальных услуг | ||||
2. Обеспеченность населения социальными услугами | ||||
3. Обеспеченность площадями | %, кв. м/чел. |
|||
4. Расходы на содержание объекта после ввода в эксплуатацию |
руб. |
5.4. Анализ реализации инвестиционного проекта, финансируемого за счет средств республиканского бюджета, ежеквартально представляется соответствующими отраслевыми исполнительными органами государственной власти в Правительство Республики Бурятия и отражается в докладах о социально-экономическом развитии Республики Бурятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Бурятия от 29 июня 2006 г. N 194 "Об утверждении порядка оценки бюджетной, социальной и экологической эффективности планируемых и реализуемых инвестиционных проектов"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Постановления опубликован в приложении "Официальный вестник" к газете "Бурятия" от 4 июля 2006 г. N 39
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 18 июля 2012 г. N 425 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Бурятия от 21 февраля 2008 г. N 78