Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Решению
Улан-Удэнского городского
Совета народных депутатов
от 1 июля 2002 г. N 282-32
Программа
развития туризма города Улан-Удэ (2002-2004 гг.)
1. Анализ ситуации
Современное состояние сферы туризма г. Улан-Удэ зависит от ряда условий, прямо, либо косвенно влияющих на ее развитие.
Условиями, оказывающими существенное влияние на темпы развития и масштабы туристской деятельности в г. Улан-Удэ, являются:
1.1. Правовые условия
Нормативно-правовая база, регулирующая развитие сферы туризма, включает ряд Законов и правовых актов Российской Федерации и Республики Бурятия, определяющих порядок взаимодействия органов государственной власти и управления и субъектов туристской деятельности в рамках действующих программ развития. Часть нормативно-правовой базы требует реализации и развития на муниципальном уровне, что обусловлено реально существующими административными и хозяйственными связями, образованными в процессе осуществления туристской деятельности.
Ввиду отсутствия правовых норм, регулирующих туристскую деятельность на уровне муниципального управления г. Улан-Удэ, многие вопросы, от которых в значительной мере зависят успехи развития сферы туризма, не находят своего разрешения.
К ним относятся вопросы налогового регулирования, создания стимулов развития и благоприятного инвестиционного климата, преодоления тенденций развития незаконной деятельности в области туризма.
1.2. Организационные условия
Туризм, как специфическая сфера социально-экономической деятельности, выполняющая ряд общественно значимых функций, объединяет и стимулирует развитие нескольких отраслей хозяйства. Возникающие в процессе предоставления услуг хозяйственные отношения требуют непрерывного согласования планов и действий субъектов хозяйственной деятельности, участвующих в обслуживании туристов. Решение наиболее важных вопросов требует участия в них органов муниципального управления, курирующих вопросы развития городского хозяйства, архитектуры, транспорта, санитарного состояния, общественного порядка, культуры, здравоохранения, использования городских территорий, спорта, малого и среднего предпринимательства, налогообложения, деятельность которых должна состоять в общей координации развития туризма, правовом и административном регулировании, поддержке перспективных направлений. Курирование вопросов развития городского туризма в 2002 г. поручено Управлению по спорту и туризму Администрации города. Под эгидой Администрации организован координационный совет по туризму, включающий представителей туристских предприятий и организаций, гостиниц, образовательных учреждений, предприятий транспорта, общественного питания, общественных объединений, иных предприятий и организаций, в сферу деятельности которых входят вопросы туризма;
1.3. Экономические условия
Общеэкономические условия, в которых осуществляется деятельность туристских организаций и объектов размещения туристов, характеризуются как малоблагоприятные. Ряд факторов, таких, как невысокий платежеспособный спрос на туристские и гостиничные услуги жителей Бурятии, колебание курсов валют и рост цен, введение новых налогов, повышение стоимости коммунальных услуг, отсутствие политики и практики поддержки местных производителей туристских услуг приводят к снижению экономической результативности от деятельности предприятий туризма. Связанное с этим повышение стоимости туристских путевок, происходящее на фоне достаточно низкого среднего уровня обслуживания и ограниченного количества туристских предложений, приводит к отказам туристов от совершения поездок, кроме того, играет роль антирекламы в отношении услуг городского туризма. Это становится причиной того, что относительно стабильно на рынке туризма функционирует небольшое количество туристских предприятий, имеющих продолжительный период работы, в то время как большинство новых, малых предприятий туризма останавливают свою деятельность, либо работают на рынке выездного туризма, что не влечет больших выгод городу.
Экономические результаты туристской отрасли, деятельности туристских предприятий, а так же их вклад в формирование бюджета города не выделяются и не анализируются, что делает невозможным прогноз развития отрасли. Полученные первые статистические данные дают приблизительное представление о масштабах городского туризма, вместе с тем в них нет данных об экономических результатах деятельности туристских предприятий, выраженных через учет экономических результатов деятельности предприятий-смежников, кроме того, не учитывается мультипликативный эффект туризма. В городе не разработана концепция развития туризма, определяющая перспективные для развития виды туризма и соответствующие направления развития городского хозяйства, ориентированные на интересы и потребности туристов.
Вместе с тем, фактором, позитивно влияющим на развитие сферы туризма, является сосредоточение основной массы денежных потоков в экономике города, что создает более благоприятные по сравнению с сельскими районами Бурятии условия для инвестирования.
Город является главным центром деловой активности Бурятии. Развитие крупной оптовой и розничной торговли, деятельность Правительства Республики Бурятия, научных организаций, промышленных предприятий, наличие представительств Усть-Ордынского и Агинского национальных округов, Монголии, офисов межрегиональных и международных фирм создают условия для развития делового, конгрессного, научного туризма. Становление отношений побратимства с городами из стран Юго-Восточной Азии способствует развитию туризма по линии внешнеэкономических и культурно-родственных связей.
1.4. Условия городской среды развития туризма
Привлекательность города Улан-Удэ как туристского центра зависит от комфортности и уровня сервиса гостиниц, развитости городской инфраструктуры, возможностей организации полноценного досуга.
В городской черте расположено 22 объекта средств размещения туристов, в том числе гостиниц, турбаз, профилакториев и других объектов. Общее количество мест размещения составляет 2000 мест, но лишь часть их соответствует стандартам. В городе функционирует только один гостиничный комплекс, имеющий класс 1 звезду, остальные средства размещения сертифицированы ниже класса 1 звезды, что сдерживает приток туристов, имеющих высокие запросы к уровню комфортности. Недостаточен уровень сервиса гостиниц, ограничен перечень предлагаемых услуг. Часть гостиниц ориентировано на прием клиентов, не относящихся к категории туристов. Крайне медленно внедряются западные стандарты обслуживания. Не все средства размещения прошли процедуру сертификации и реализуют услуги туристам в свободном режиме.
В связи с этим, в летние сезоны в городе ощущается острая нехватка гостиничных мест, а круглогодичная загрузка мест достигла 70 %. Все гостиницы, расположенные в границах города, подключены к системе канализации, имеют централизованное энергоснабжение и водоснабжение, вместе с тем только часть из них имеет автономное снабжение горячей водой, что существенно снижает качество услуг размещения в летний сезон, во время проведения профилактических работ на ТЭЦ. Такой альтернативный вид гостиничных услуг, как размещение туристов в частных домах и квартирах жителей города пока не получил достаточного развития, кроме того само это перспективное направление, позволяющее значительно увеличить количество гостиничных мест без капитальных вложений, не регулируется и не получает поддержки. Существующая в городе сеть таких домов и квартир действует в полутеневом порядке, открытая информация о ней отсутствует, а вопросы соответствия услуг требованиям стандартов не контролируются.
В городе не создано бюро бронирования услуг и размещения туристов в частном секторе, действующие квартирные бюро эти функции выполняют частично. Вместе с тем продолжается процесс перевода и переоборудования части номеров в рабочих и студенческих общежитиях в категорию гостиничных номеров, сдаваемых внаем, которые пока не фигурируют официально на рынке туризма. Проблема нехватки и несоответствия стандартам гостиничных мест существенно тормозит развитие объемов городского туризма, кроме того, затрудняет работу туристских предприятий, большинство из которых не имеет собственных средств размещения.
В городе пока не разработана перспективная схема размещения объектов туризма, в связи с чем отвод земельных участков в черте города ведется без учета интересов туристских фирм и туристов, а также перспектив увеличения туристского потока. Весьма сложно решаются вопросы аренды офисов для туристских фирм, причем цены и условия аренды не учитывают специфики их деятельности. С учетом того, что основные доходы от туризма получают транспортные предприятия, гостиницы и рестораны, а основные затраты на рекламу и привлечение туристов ложатся на бюджеты туристских фирм, при решении вопросов аренды офисов необходимо учитывать эти обстоятельства.
Вопросы транспортного обеспечения туризма решены пока не в полной мере. Достаточно остро стоят проблемы туристских перевозок. В городе нет достаточного количества многоместных автобусов туристского класса, оборудованных в соответствии с требованиями к уровню комфортности в холодное и теплое время года. Городская автодорожная и пешеходная сеть в основном состоит из дорог и тротуаров с твердым покрытием, вместе с тем часть их не соответствует условиям работы туристского транспорта и передвижения туристов. Интенсивность движения автотранспорта достаточно высокая, что в условиях наличия узких мест, недостаточной ширины проезжей части дорог на наиболее нагруженных магистралях, создает определенные трудности транспортировки туристов, ведет к задержке движения и срыву графиков и программ. Отдельные участки дорог содержатся в неудовлетворительном состоянии. Не везде оборудованы подъезды к объектам осмотра, не оборудованы площадки для остановки туристского транспорта. Мало улиц для пешеходов. Нет велосипедных дорожек. Мало оборудованных остановок транспорта. В черте города не оборудованы смотровые площадки, в том числе нет площадки в месте основания города. Недостаточен уровень информационного обеспечения. Дороги, тротуары, транспортные узлы не имеют достаточного количества носителей информации о городских объектах и транспортных маршрутах, не издаются карты для туристов.
Перспективный для туризма транспортный узел - аэропорт не в полной мере удовлетворяет потребностей туристов в отдыхе и транспортировке. Прервано сообщение с районами республики, недостаточное количество рейсов в центральный и северный районы страны, составляющие перспективный направляющий рынок в Бурятию. Неразвитость объектов малой авиации делает невозможным организацию авиационных туров для растущего сектора туризма, где самолеты и вертолеты фигурируют в качестве основного туристского транспортного средства. Аэропорт пока функционирует преимущественно как пункт отправки и приема пассажиров. В то же время он не разрывается как относительно самостоятельный туристский центр, располагают базой размещения и сервиса, объектами досуга и развлечений.
Железнодорожный узел города в настоящее время переходит на современные условия обслуживания. В то же время пока не решен вопрос о специализированных вагонах и подготовке поездных бригад для работы с туристами. Это препятствует развитию железнодорожных туристских маршрутов в города Сибири, Китай, Монголию, а также развитию проектов "Туризм на Чайном пути" и "Транссибирская магистраль". Кроме того, не решен вопрос формирования железнодорожных туров по Кругобайкальской железной дороге с отправлением из города Улан-Удэ.
Речной порт прекратил пассажирские перевозки, что сделало невозможным организацию водных туристских маршрутов по реке Селенга с посещением объектов туризма в районах и зон отдыха на Байкале. Это существенно снижает возможности приема в летний период. Кроме того, в настоящее время не используются возможности организации водных маршрутов в Монголию в рамках проекта "Туризм на Чайном пути", что может существенно повысить качество туров и привлечь туристов из стран Юго-Восточной Азии пребывающих на отдыхе в Монголии.
Уличное хозяйство города пока не в полной мере отвечает запросам туристов. Недостаточной является освещенность улиц и отдельных объектов в ночное время, малое количество световой рекламы и подсветки. На улицах и объектах, представляющих интерес для туристов, нет табличек на английском языке.
Общий архитектурный облик города характеризуется однообразием Лишь часть общественных и жилых зданий построена по индивидуальным проектам. В то же время на улицах города почти отсутствуют малые архитектурные формы, содержащие оригинальные архитектурные решения. Мало памятников, отражающих самобытную историю и культуру Бурятии и города, а состояние памятников истории и архитектуры не в полной мере удовлетворяет потребностям организации качественных экскурсий.
Санитарно-бытовые условия пребывания туристов на городских улицах требуют улучшения: в том числе строительства общественных туалетов, введения режима оперативной утилизации отходов, особенно на туристских маршрутах, введения административной ответственности граждан за нарушения санитарных правил.
Работа культурно-досуговых и спортивных объектов, в основном, ориентирована на контингент посетителей из числа горожан, построена по жестким временным графикам, что не всегда согласуется с режимом работы туристских организаций и желаниями туристов. Кроме того, администрациями учреждений часто устанавливается более высокая цена на услуги для иностранных посетителей, кто является дискриминирующей мерой, вызывающей негативную реакцию. Полноценная информация о мероприятиях, представляющих интерес для туристов, отсутствует, не отработаны пути ее распространения в других регионах, нет рекламы мероприятий, что является препятствием для развития культурно-познавательного и событийного туризма. Многие значимые для туризма праздники и иные мероприятия организуются без участия туристских фирм, вследствие чего специализированные туры не организуются. Объекты развлечений предоставляют ограниченный перечень услуг, среди которых отсутствуют культурно-развивающие программы. В городе мало открытых для посетителей спортивных площадок и залов. Это препятствует развитию современных активных видов туризма, в структуре которых велика доля физической культуры и спорта. Проведение крупных, в том числе международных соревнований и встреч не сопровождается рекламой, туристские группы также не привлекаются. Практически не используются возможности в привлечении туристов при помощи национально-культурных центров и землячеств, действующих в Улан-Удэ.
Требует улучшения содержание работы и благоустройство городских парков и пляжей, зон массового отдыха. В городе мало мест для кратковременного отдыха, оборудованных сидениями, теневыми навесами, с достаточным уровнем озеленения, санитарно-бытовыми удобствами, объектами летней парковой водной архитектуры. Видовой состав зеленых насаждений не отличается разнообразием. Практикуется уход за деревьями, обезображивающий их внешний вид. Современные технологии паркового дизайна почти не применяются.
Пока не решен вопрос организации особо охраняемых природных территорий в пригородных зеленых зонах, что является необходимым условием развития экологического туризма. С учетом того, что озеро Байкал является объектом экологического туризма, столица республики может стать лидером в области использования современных эколого безопасных методов и технологий организации туризма. Развитие городского туризма должно базироваться на принципах устойчивости. Это предполагает развитие системы мониторинга экологического состояния городской среды и воздействия объектов туризма, а также промышленных и иных объектов на природные ресурсы туризма и его достопримечательности. Это предполагает также введение мер, направленных на регулирование воздействия туризма на экологическую, экономическую и социально-культурную среду города.
Требует улучшения система обеспечения безопасности и охраны прав туристов. Это касается вопросов поддержания общественного порядка на объектах, посещаемых туристами, введения мер профилактики преступлений в отношении туристов и быстрого реагирования на происшествия, контроля систем обеспечения безопасности в местах проживания туристов и на транспорте, введения мер технической и организационной защиты от посягательств на права и предложений теневых, в том числе интимных услуг, информировании туристов о необходимых мерах безопасности и нормах поведения в неблагополучных местах. Работа органов МВД, спасательной службы МЧС РФ, администраций турфирм и гостиниц должны иметь согласованные планы взаимодействия.
Не удовлетворяются в достаточной мере потребности турфирм-партнеров из регионом России и иностранных государств, а также туристов, особенно относящихся к категории свободных посетителей, в информации об объектах туристского интереса города и районов республики, условиях пребывания, новинках местного рынка. Центр туристской информации, выполняющий данные функции на постоянной основе в отношении посетителей города, а также в режиме реального времени через междугороднюю связь и Интернет, в городе отсутствует. Это объективно препятствует привлечению в город потенциальных посетителей, резко снижает конкурентные возможности города в борьбе за клиентов с соседними городами и районами. В результате действия этого крайне неблагоприятного фактора, город не имеет известности в качестве крупного принимающего туристского центра Байкальского региона, занимает второстепенные позиции на региональном рынке. Вместе с тем рынок городского туризма развивается достаточно хаотично, так как маркетинговые исследования здесь не проводятся, а в условиях отсутствия научных данных туристские фирмы осуществляют свою деятельность без четких ориентиров.
В целом городская среда не в полной мере удовлетворяет потребности туристов и туристских организаций. Это является фактором, сдерживающим увеличение объемов туристского потока и экономических результатов развития туризма. Кроме того, это реально способствует уменьшению времени пребывания посетителей в черте города. В результате, городской туризм не занимает пока большого места в программах пребывания туристов в Бурятии, город рассматривается преимущественно в качестве транзитного пункта при следовании к зонам отдыха на оз. Байкал, в Монголию и соседние регионы.
1.5. Предпосылки развития туризма
Природные ресурсы.
Город Улан-Удэ расположен в достаточно благоприятных природно-климатических условиях, позволяющих практиковать различные виды туризма на природе в течение не менее 10 месяцев в году. В их числе: наличие относительно теплых летних и осенних, а также зимних сезонов с большим количеством солнечных дней; наличие вблизи от городской черты горных склонов и возвышенностей, а так же разнообразных форм рельефа, позволяющих культивировать летние и зимние виды спорта, в т.ч. горные и равнинные лыжи, конный спорт, горный велосипед, парашютный спорт и другое; наличие больших лесных массивов, а так же эстетически привлекательных местностей, что является благоприятным фактором для организации кратковременных выездов и природных экскурсий; расположенность города на слиянии двух рек, имеющих значение водных туристских путей, позволяет рассматривать город в качестве основной перспективной базы, для формирования туристского флота и водных туристских маршрутов на оз. Байкал, а так же для организации коротких прогулочных маршрутов.
Город расположен вблизи от центра сочетания 3 ареалов распространения степных, горных и лесных видов растений, в таком виде нигде больше в мире не встречаемых. Это является уникальным природным ресурсом для организации специализированного ботанического туризма.
Совокупность данных условий делает перспективным развитие здесь таких видов туризма на природе как экологический, природно-познавательный, спортивный, научный.
К природным факторам, ограничивающим или затрудняющим развитие туризма, относится кратковременный период с жесткими температурно-ветровыми условиями, опасность заражения клещевым энцефалитом и клещевым реккетсиозом, относительно низкая устойчивость ландшафтов к рекреационным нагрузкам.
Социально-экономические ресурсы.
Город Улан-Удэ является главным промышленным и торговым центром республики, в силу чего здесь созданы крупные экономические ресурсы для его развития в качестве принимающего туристского центра. Городская инфраструктура, являющаяся одновременно инфраструктурой туризма, развивается за счет вклада различных отраслей экономики, а также за счет бюджетного финансирования. В то же время здесь до последнего времени в городе не разработан механизм привлечения свободных средств предприятий, льготных кредитов и инвестиционных ресурсов в сферу туризма и смежные с туризмом области. Для активизации инвестиционной деятельности в сфере туризма необходимы крупные, средние и малые проекты, позволяющие принимать в них участие различным потенциальным инвесторам, имеющим интерес, как в осуществлении туристской деятельности, так и интерес в выгодном вложении средств. Это предполагает необходимость проведения маркетинговых исследований, разработки перспективных проектов и бизнес-планов, организации публичных обсуждений и их продвижения посредством средств массовой информации и Интернет. Крупным ресурсом развития городского туризма является также наличие в собственности Администрации города объектов отдыха, расположенных на Байкале и в других перспективных зонах туризма. Это делает возможным создание на этой основе холдинга и развитие под его эгидой специализированной для различных видов туризма материальной базы, а также разнообразных туристских программ.
В городе активно формируется кадровая основа туристской отрасли. Здесь сосредоточена 31 туристская организация из 35 действующих в республике, функционирует Байкальская региональная ассоциация туризма. Бурятское отделение Российской Ассоциации Туристских Агентств, Бурятская федерация спортивного туризма и альпинизма, экотуристский клуб "Фирн", Бурятское региональное объединение по Байкалу (Центр поддержки регионального туризма). Сертификацией туристских услуг и услуг гостиниц занимаются 2 аккредитованные Госстандартом РФ организации. Организацией детского и юношеского туризма занимаются Центр детско-юношеского туризма и краеведения Министерства образования и науки РБ и муниципальные детские клубы.
Подготовкой кадров для туристского и гостиничного бизнеса в г. Улан-Удэ в настоящее время занимаются 5 учебных заведений, в том числе: Восточно-Сибирская государственная Академия культуры и искусств; Бурятский государственный Университет, Восточно-Сибирский государственный технологический Университет; Профессиональный лицей N 16, Улан-Удэнский индустриальный техникум.
Вместе с тем существует потребность в создании системы подготовки и переподготовки специалистов высшего и среднего звена управления, а также обслуживания, в том числе: гидов-экскурсоводов, руководителей туристских групп, менеджеров по рекламе, персонала гостиниц и ресторанов, других категорий работников, в том числе со знанием иностранных языков.
В городе сформирован достаточный научный потенциал, что является предпосылкой развития отраслевой науки.
Географические ресурсы.
Географическое расположение города является весьма благоприятным с точки зрения развития туризма. Через него проходят основные транспортные магистрали, связывающие восток и запад страны, а так же Россию и Монголию. Он находится в относительной близости от главных промышленно развитых центров Восточной Сибири, а так же природного комплекса оз. Байкал, представляющего основной ресурс туризма Восточной Сибири. В связи с этим город имеет перспективы развития в качестве крупного транзитного пункта на пути следования туристов, совершающих путешествие по России, а так же имеющих целью путешествия - посещение озера Байкал.
Историко-культурные ресурсы.
История города является частью истории Забайкалья, состоит из ряда крупных исторических событий, определивших его развития и значение в качестве одного из торгово-промышленных центров на востоке страны. К числу основных исторических ресурсов, представляющих интерес с точки зрения их использования для организации туризма относятся следующие:
Этнография, жизнь коренного народа - бурят, его исторические корни и современная жизнь, материальная и духовная культура. История и жизнь других этносов, взаимовлияние культур. Религия. Народные обычаи.
История освоения Забайкалья русскими казаками, история русского и бурятского казачества, его роль в исторических событиях России.
История развития торговых и дипломатических отношений между Россией и Китаем, деятельность торгового "Чайного пути" и Верхнеудинской ярмарки, история Верхнеудинского купечества.
Архитектурная история города.
События революции и гражданской войны.
В городе функционирует достаточно большое количество учреждений и организаций, относящихся к сфере науки и культуры, деятельность которых представляет интерес для туристов. В их числе:
Бурятский государственный театр оперы и балета, Бурятский театр драмы, театр русской драмы, молодежный театр-студия, театр кукол "Ульгэр", театр танца "Бадма Сэсэг", театр песни и танца "Байкал", детский цирк, фольклорные ансамбли "Забава", "Сибирский сувенир", музей истории, музей природы, геологический музей, этнографический музей, музей Бурятского научного центра и другие учреждения. Открыт музей города, который может выполнять роль его визитной карточки.
В городе функционирует несколько религиозных объединений.
Природные, социально-экономические, географические, историко-культурные ресурсы туризма в своей совокупности, являются достаточной предпосылкой для развития в г. Улан-Удэ современной индустрии гостеприимства, ориентированной на прием как российских, так и иностранных туристов.
2. Цели и задачи
Основной целью Программы является создание условий для развития индустрии гостеприимства г. Улан-Удэ на уровне европейских стандартов, превращение туризма в высокодоходное направление экономического развития города, повышение роли туризма в реализации социальных программ.
С учетом исторически сложившейся роли города Улан-Удэ в системе хозяйственных и культурных связей, используемых при организации туризма, в Программе выделены четыре основные задачи развития, преследующие цель укрепления позиций города в качестве принимающего туристского центра на туристском рынке России, на международном рынке, а так же основные мероприятия на период до 2004 г.
Задачи программы
1. Развитие городской инфраструктуры и объектов, участвующих в процессе обслуживания туристов с ориентацией на увеличение потока транзитных путешественников, совершающих здесь остановки на пути следования по маршруту, а также увеличение времени пребывания туристов в городе Улан-Удэ за счет развития услуг для туристов, улучшения качества обслуживания.
2. Создание правовых и административных условий, благоприятствующих развитию туристского бизнеса и инвестиций в сферу туризма.
3. Упорядочение туристской деятельности, развитие механизма координации с участием всех заинтересованных организаций, привлечение их к участию в Программе.
4. Создание эффективного маркетингового механизма для продвижения города Улан-Удэ и туристских услуг на российском и международном рынках. Проведение маркетинговых исследований, развитие системы туристской информации и рекламы.
5. Анализ результатов выполнения Программы, разработка концепции и Программы развития туризма в г. Улан-Удэ на период после 2004 года.
Реализация задач программы
Задача 1 выполняется через деятельность координационного совета по туризму. Предполагается принятие совместных решений, направленных на увеличение объемов обслуживания, улучшение его качества, в том числе через проведение конкурсов туристских программ, использование результатов маркетинговых исследований, адаптацию деятельности учреждений, занятых в обслуживании туристов, к потребностям рынка. Предполагается также ведение дополнительных мероприятий в действующие отраслевые подпрограммы Программы социально-экономического развития города Улан-Удэ в тех случаях, когда решение об этом принимается координационным советом по туризму и Администрацией города, с изысканием бюджетных и внебюджетных источников финансирования. Предполагается также проведение инвентаризации объектов туризма, находящихся в собственности и управлении Администрации города, разработка мер по координации их деятельности. Кроме того, предполагается проведение инвентаризации ресурсов туризма, разработка системы мониторинга и мер по их сохранению и рациональному использованию.
Задача 2 также выполняется через деятельность координационного совета по туризму. Этой целью на регулярной основе проводится анализ правовых и административных условий, в которых развивается сфера туризма в городе. Принимаются решения координационного совета и издаются распоряжения Администрации города Улан-Удэ, направленные на изменение существующей практики, утверждение соответствующих норм и правил. Предполагается проведение конкурсов туристских проектов, а также проведение инвестиционных конкурсов по проектам, прошедшим отбор. Финансирование проектов предполагается за счет долевого участия городского бюджета, средств фонда развития туризма, средств иных инвесторов. Возможно также инвестирование объектов туризма за счет городского бюджета с дальнейшей их продажей. С учетом введенных федеральным и республиканским законодательством налоговых ставок и льгот по налогам, Администрацией города по предложению координационного совета по туризму могут устанавливаться льготы по налогам в городской бюджет, а также приниматься иные решения, направленные на стимулирование развития сферы туризма.
Задача 3 выполняется в порядке исполнения своих функций Управлением по спорту и туризму Администрации города, которое, совместно с Государственным комитетом Республики Бурятия по делам молодежи, туризму, физической культуре и спорту, органами сертификации туристских услуг и услуг гостиниц, другими компетентными органами ведут контроль туристской деятельности в соответствии с законодательством, исполняют решения координационного совета по туризму и Администрации г. Улан-Удэ.
Задача 4 выполняется с привлечением заинтересованных организаций за счет бюджетных и внебюджетных источников. При этом вопросы обеспечения деятельности городского визитно-информационного центра, решаются на долевой основе Администрацией города и заинтересованными организациями. Координационный совет способствует эффективной работе системы информации, привлекая дополнительные средства на продвижение туристских услуг. Предполагается передача визитно-информационному центру функций по проведению маркетинговых исследований, обеспечению информацией туристских фирм, гостиниц, оказанию им помощи в привлечении клиентов, информационному обслуживанию туристов, оказанию услуг бронирования, развитию межрайонных, межрегиональных и международных связей, оказанию помощи жителям города и республики в выборе туров в другие регионы и страны с использованием Интернет-технологий, реализации рекламных изданий и сувениров, организации участия в туристских выставках.
Задача 5 выполняется по заданию координационного совета по туризму и Администрации города на основании полученных результатов реализации Программы. С этой целью в ходе ее исполнения ведется отбор перспективных для строительства туристских объектов земельных участков с переводом их в резерв, анализируются тенденции туристского рынка, определяются основные направления развития туризма на новый период, определяются источники финансирования, отбираются проекты для строительства.
Механизм реализации программы
Механизм реализации Программы предусматривает использование организационно-финансовой схемы, обеспечивающей привлечение к участию в Программе максимального количества заинтересованных участников, а так же использование различных источников финансирования. Заказчиком Программы является Администрация города, которая реализует мероприятия Программы через собственные структурные подразделения, либо на условиях договоров с организациями-исполнителями, отбор которых осуществляется преимущественно на конкурсной основе, либо по рекомендации Координационного совета.
Участники Программы обладают свободой выбора объектов вложения собственных средств. Условия финансирования определяются в договорах, заключаемых между участниками и Администрации города, на основании действующих нормативных Актов.
С целью аккумулирования средств для выполнения Программы образуется городской фонд развития туризма. Функции органа, ответственного за распределение средств фонда, а также функции наблюдательного совета фонда выполняет координационный совет по туризму. Средства местного бюджета, выделяемые на финансирование Программы, могут распределяться напрямую Администрацией города, либо в случае необходимости через фонд развития туризма в соответствие с их целевым назначением. Источниками формирования средств фонда являются:
- бюджетные ассигнования;
- средства участников Программы, освобожденные от налогообложения;
- прямые отчисления от суммы налогов, поступивших от туристских предприятий и гостиниц;
- средства инвесторов;
- добровольные пожертвования организации и частных лиц;
- иные источники.
3. Ресурсное обеспечение и оценка эффективности Программы
В ходе реализации Программы предполагается достижение следующих результатов:
- увеличение количества посетителей города, прибывающих с туристскими целями, увеличение доходной базы туризма и бюджетных поступлений;
- создание новых рабочих мест в сфере обслуживания туристов и производства товаров для туризма, расширение количества профессий, снижение уровня безработицы, расширения возможностей получения доходов для местного населения.
Мероприятия по реализации Программы
развития туризма города Улан-Удэ на 2002-2004 годы
N | Наименование мероприятий | Всего: | Объем и источники финансирования, млн. руб. |
Сроки выполнения |
Ожидаемые результаты |
Исполнители | ||
2002 | 2003 | 2004 | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
итого: | 6225000 | 1186000 | 2559000 | 2480000 | ||||
ФБ | 100000 | 0 | 50000 | 50000 | 1,61% | |||
РБ | 2369000 | 564000 | 932000 | 690000 | 39,33% | |||
МБ | 3364000 | 447000 | 1477000 | 1440000 | 54,04% | |||
СС | 375000 | 175000 | 100000 | 100000 | 6,02% | |||
ПС | 0 | 0 | 0 | 0 | 0,00% | |||
1. Развитие городской инфраструктуры и объемов | ||||||||
1.1. | Инвентаризация объектов и территорий туризма, составление реестра, разработка проемов музеефикаций |
372000 |
72000 |
160000 |
150000 |
2002-2004 годы |
Создание базы данных, координация деятельности по экономически эффективному использованию ресурсов |
Координационный Совет по туризму. Комитет по управлению имуществом, УФКСиТ |
ФБ | 100000 | 50000 | 50000 | |||||
РБ | 100000 | 50000 | 50000 | |||||
МБ | 172000 | 72000 | 50000 | 50000 | ||||
СС | 0 | |||||||
ПС | 0 | |||||||
1.2. | Разработка системы мониторинга, сохранения и рационального использования ресурсов туризма |
84000 |
0 |
84000 |
0 |
2003 год |
Создание базы данных, оптимизация использования ресурсов туризма |
Координационный Совет по туризму, УФКСиТ, БРАТ |
ФБ | 0 | |||||||
РБ | 42000 | 42000 | ||||||
МБ | 42000 | 42000 | ||||||
СС | 0 | |||||||
ПС | 0 | |||||||
1.3. | Разработка пакета документов по созданию особо охраняемых природных территорий в зонах массового отдыха и туризма г. Улан-Удэ |
2003 год |
Упорядочение туристской деятельности, создание механизма координации, пополнение горбюджета |
УФКСиТ, Комитет по строительству и архитектуре, Комитет по земельной реформе |
||||
1.4. | Пооведение мероприятий по благоустройству мест проведения экскурсий (смотровые площадки памятники истории и культуры), оборудование указателями на русском, бурятском и английском языках |
200000 | 0 | 100000 | 100000 | Развитие городской инфраструктуры увеличение числа гор. экскурсий, поступление допол. средств в гор-бюджет за счет |
КГХ, Комитет по стр- -ву и архитектуре, Управление культуры, Администрации районов г. Улан-Удэ |
|
ФБ | 0 | |||||||
РБ | 100000 | 50000 | 50000 | |||||
МБ | 100000 | 50000 | 50000 | |||||
СС | 0 | |||||||
ПС | 0 | |||||||
2. Создание правовых и административных условий | ||||||||
2.1. | Разработка перспективной схемы размещения объектов туризма в составе Генерального плана развития г. Улан-Удэ |
900000 |
0 |
400000 |
500000 |
Сохранение и возрождение объектов культурного и природного наследия, рациональное использование ресурсов |
Комитет по стр-ву и архитектуре. Координационный Совет по туризму |
|
ФБ | 0 | |||||||
РБ | 0 | |||||||
МБ | 900000 | 400000 | 500000 | |||||
СС | 0 | |||||||
ПС | 0 | |||||||
2.2. | Разработка поряди размещения и строительства новых туристских объектов на территории города |
2003 год |
Сохранение памятников культуры и архитектуры, оптимизация использования тур. привлекательных участков в интересах города и бизнеса |
Координационный Совет, УФКСТ, Комитет по строительству и архитектуре |
||||
2.3. | Разработка условий долевого строительства и реконструкции туристских комплексов в г. Улан-Удэ и на Байкале с привлечением иностр. инвестиций (по отдельному плану) |
50000 | 0 | 50000 | 0 | 2003 год | Создание правовых условий, благоприятствующих к развитию туризма, строительство социально значимых объектов |
УФКСиТ, Комитет по стр-ву и архитектуре, Комитет по экономике, МУП "Агентство развития г. Улан-Удэ", привлеченные организации |
ФБ | 0 | |||||||
РБ | 0 | |||||||
МБ | 50000 | 50000 | ||||||
СС | 0 | |||||||
ПС | 0 | |||||||
3. Упорядочение туристской деятельности, развитие механизма координации | ||||||||
3.1. | Организация деятельности координационного совета по туризму |
2002 год | Оперативное управление Программой развития туризма на территории г. Улан-Удэ |
УФКСиТ | ||||
3.2. | Изучение условий выполнения субъектами туристской деятельности законодательства о туризме |
2002-2004 годы |
Повышение качества обслуживания туристов, эффективности туристского комплекса |
УФКСиТ, ГКМТФКС, Комитет по потребительскому рынку и услугам, Комитет городского хозяйства |
||||
3.З. | Организация ежегодных рабочих совещаний с представителями туристского, гостиничного и ресторанного бизнеса |
2002-2004 годы |
Координация деятельности различных отраслей гор. хозяйства, корректировка разраб. планов развития |
УФКСиТ, Координационный Совет по туризму |
||||
3.4. | Организация конкурса на лучшую городскую туристскую программу (по номинациям) |
300000 |
0 |
150000 |
150000 |
2003-2004 годы |
Стимулирование деятельности турфирм, расширение ассортимента турпродукта |
УФКСТ, Координационный Совет по туризму, Комитет по экономике |
ФБ | 0 | |||||||
РБ | 0 | |||||||
МБ | 300000 | 150000 | 150000 | |||||
СС | 0 | |||||||
ПС | 0 | |||||||
3.5. | Организация конкурса на почетный приз Администрации г. Улан-Удэ по лучшему обслуживанию туристов (по номинациям) |
140000 |
0 |
70000 |
70000 |
2003-2004 годы |
Улучшение качества предоставл-ых услуг, увеличение количества туристов |
УФКсиТ, Комитет по потреб. рынку, Комитет по экономике |
ФБ | 0 | |||||||
РБ | 0 | |||||||
МБ | 140000 | 70000 | 70000 | |||||
СС | 0 | |||||||
ПС | 0 | |||||||
3.6 | Разработка схемы взаимодействия образовательных учреждений по развитию системы подготовки и переподготовки кадров для туризма |
2003 год | Координационный Совет по туризму, ВСГАКИ, БГУ, ВСГГУ |
|||||
4. Создание механизма туристского маркетинга, информации, рекламы | ||||||||
4.1. | Организация городского визитно- информационного центра |
2212000 |
712000 |
750000 |
750000 |
2002-2004 годы |
Создание базы данных, обеспечение информацией тур. фирм, развитие межрег. связей, увеличение объемов услуг |
УФКСиТ, ГКМТФКС, БРАТ, Комитет по управлению имуществом г. Улан-Удэ |
ФБ | 0 | 0 | 0 | |||||
РБ | 1012000 | 232000 | 390000 | 390000 | ||||
МБ | 825000 | 305000 | 260000 | 260000 | ||||
СС | 375000 | 175000 | 100000 | 100000 | ||||
ПС | 0 | 0 | 0 | 0 | ||||
4.1.1. | Обеспечение помещением, мебелью и оборудованием |
1070000 |
410000 |
330000 |
330000 |
2002-2004 годы |
повышение оперативности работы с участниками туристского рынка |
Комитет по управлению имуществом, УФКСиТ |
ФБ | 0 | |||||||
РБ | 420000 | 60000 | 180000 | 180000 | ||||
МБ | 400000 | 200000 | 100000 | 100000 | ||||
СС | 250000 | 150000 | 50000 | 50000 | ||||
ПС | 0 | 0 | 0 | |||||
4.1.2. | Развитие туристского интернет- сайта, г. Улан-Удэ |
412000 |
172000 |
120000 |
120000 |
2002-2004 годы |
Увеличение турпотока, улучшение кач-ва информац. обслуживания |
Виз-инф. Центр. БРАТ, Фонд поддержки предпринимательства г. Улан-Удэ |
ФБ | 0 | |||||||
РБ | 232000 | 112000 | 60000 | 60000 | ||||
МБ | 180000 | 60000 | 60000 | 60000 | ||||
СС | 0 | |||||||
ПС | 0 | |||||||
4.1.2. | Организация маркетинговых исследований рынка туризма, разработка рекомендаций для туристских предприятий |
360000 | 60000 | 150000 | 150000 | 2002-2004 годы | Продвижение г. Улан-Удэ, тур. уcлуг на российском и международном тур. рынках, создание новых видов услуг |
УФКСиТ, Комитет по экономике, Комитет по потребрынку и услугам. Виз-инф. Центр БНЦ |
ФБ | 0 | |||||||
РБ | 260000 | 60000 | 100000 | 100000 | ||||
МБ | 100000 | 50000 | 50000 | |||||
СС | 0 | |||||||
ПС | 0 | |||||||
4.1.4. | Создание пакета рекламно- информационных материалов по г. Улан-Удэ |
370000 |
70000 |
150000 |
150000 |
Увеличение кол-ва турпотока за счет создания системы |
УФКСиТ, Виз-инф. Центр | |
ФБ | 0 | |||||||
РБ | 10000 | 50000 | 50000 | |||||
МБ | 145000 | 45000 | 50000 | 50000 | ||||
СС | 125000 | 2500 | 50000 | 50000 | ||||
ПС | 0 | |||||||
4.2. | Участие в туристских ярмарках | 741000 | 191000 | 275000 | 275000 | 2002-2004 годы | Стимулирование турбизнеса, продвижение г. Улан-Удэ на тур. роccийcком и международном рынке |
УФКСиТ, Виз-инф. Центр |
ФБ | 0 | |||||||
РБ | 566000 | 166000 | 200000 | 200000 | ||||
МБ | 175000 | 25000 | 75000 | 75000 | ||||
СС | 0 | |||||||
ПС | 0 | |||||||
4.3. | Разработка совместного плана специализированных культурно- массовых, спортивных мероприятий для организации событийного туризма |
2002-2004 годы | Координация усилий межотраслевого создания городского турпродукта, улучшение качества обслуживания культуры |
УФКСиТ, Управление культуры Министерство культуры РФ, музей города, визитно- информационный центр |
||||
4.4. | Издание бюллетеня туристской информации по плану календаря |
155000 |
20000 |
115000 |
20000 |
2002-2004 годы |
Снабжение информацией турфирм и туристов |
УФКСТ, Визитно- информ. центр |
ФБ | 0 | |||||||
РБ | 0 | |||||||
МБ | 155000 | 20000 | 115000 | 20000 | ||||
СС | 0 | |||||||
ПС | 0 | |||||||
4.5. | Создание экскурсионного бюро на базе музея г. Улан-Удэ и визитно-информационного туристского центра |
40000 |
0 |
20000 |
20000 |
2003-2004 годы |
Создание новых видов тур. услуг, увеличение числа занятых в туризме, увеличение турпотока |
Виз-инф. Центр, музей города, УФКСиТ, Управление культуры |
ФБ | 0 | |||||||
РБ | 0 | |||||||
МБ | 40000 | 0000 | 20000 | |||||
СС | 0 | |||||||
ПС | 0 | |||||||
4.6. | Проведение научно-практических конференций по проблемам развития и изучения тур. ресурсов г. Улан-Удэ |
200000 |
0 |
00000 |
100000 |
2003-2004 годы |
Активизация научных исследований туристских ресурсов и туристского рынка |
УФКСиТ, Координационный Совет, ВУЗы, ССУЗы БРАТ |
ФБ | 0 | |||||||
РБ | 0 | |||||||
МБ | 200000 | 00000 | 100000 | |||||
СС | 0 | |||||||
ПС | 0 |
<< Назад |
||
Содержание Решение Улан-Удэнского городского Совета народных депутатов от 1 июля 2002 г. N 282-32 "О Программе развития туризма... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.