Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Одобрена
Постановлением
Правительства Республики Бурятия
от 27 января 2003 г. N 24
Концепция
реформирования системы заработной платы и доходов работников, занятых в
сельскохозяйственном производстве
Введение
Коренные изменения в экономике и общественных отношениях, нестабильность финансово-экономического положения многих организаций агропромышленного комплекса породили ряд проблем и, прежде всего, снижение уровня жизни сельского населения. Определенные позитивные подвижки, наметившиеся в последние 2 года, социально-экономическую ситуацию в сельском хозяйстве радикально не улучшили.
Продолжается падение уровня и качества жизни сельских жителей, растет безработица. Среднемесячная заработная плата работников, занятых в сельском хозяйстве является одной из самых низких в Республике. Сложившаяся система формирования денежных доходов сельского населения не позволяет в полной мере обеспечить условия, необходимые для нормального воспроизводства рабочей силы и повышения качества жизни.
Возникла острая необходимость для определения основных подходов к решению социальных проблем сельского населения.
Основными положениями Концепции предусматривается разработка и осуществление последовательных и согласованных шагов по изменению и совершенствованию системы оплаты труда сельских работников, отношений на рынке труда, нормализации структуры оплаты труда, усилению трудовой мотивации.
1. Сложившаяся ситуация
Сложившаяся социальная ситуация на селе, выраженная в обесценивание сельскохозяйственного труда, ослаблении его мотивационных механизмов, отсутствии общественно приемлемых условий жизнедеятельности в сельской местности, подошла к критическим значениям и является тормозом формирования социально-экономических условий устойчивого развития сельскохозяйственною производства.
За последнее десятилетие доля заработной платы в себестоимости сельскохозяйственной продукции уменьшилась вдвое и составила в 2001 году всего лишь 15 - 16 %. При этом доля заработной платы резко сократилась и в доходах сельского населения. Так, в 1992 году она составляла 95 %, а в 2001 году 34,6 %.
Уровень заработной платы в сельском хозяйстве в 2001 году составил 554 рубля или 29 % от средней по Республике Бурятия. Подавляющее большинство работников сельского хозяйства получают заработную плату ниже уровня прожиточного минимума (85 %), т.е. заработная плата, как экономическая категория, перестала выполнять свои основные функции - воспроизводство рабочей силы и стимулирование труда. В результате, управление экономикой лишается одного из мощнейших рычагов повышения эффективности производства.
Несмотря на то, что 80 % организаций заключили коллективные договоры, действующая система социального партнерства не эффективна в условиях сельской местности, поскольку здесь не реализуется основной принцип социального партнерства - равноправие сторон. В заключенном отраслевом (тарифном) соглашении не определен механизм индексации заработной платы в зависимости от индекса потребительских цен в Республике Бурятия.
Остается высокой задолженность по оплате труда, которая на 1 января 2002 года составила 46,2 млн. рублей или 3,9 месяца. Имеют место случаи, когда прибыльные сельскохозяйственные организации не своевременно выплачивают заработную плату своим работникам.
Переход к рыночным отношениям резко обострил проблему занятости сельского населения. Снижение объемов и эффективности агропромышленного производства, нарастание доли убыточных хозяйств, институциональные преобразования, не сопровождающиеся расширением сферы приложения труда, свертывание рабочих мест в несельскохозяйственных отраслях сельской экономики отрицательно сказались на состоянии рынка труда.
Важно отметить следующие тенденции в сфере занятости в сельском хозяйстве:
Во-первых, за 6 последних лет вдвое сократилась численность работников сельскохозяйственных организаций в целом по Республике Бурятия.
Высвобождение работников происходит в основном по экономическим причинам: уменьшение объема производства продукции, сокращение поголовья скота, недостаток материально-технических, финансовых ресурсов для расширения производства и сбыта сельскохозяйственной продукции.
Во-вторых, снижение занятости на сельскохозяйственных предприятиях всех форм собственности было неадекватно уменьшению объема производства, что говорит о наличии скрытой безработицы (избыточной рабочей силы).
В-третьих, снижение уровня занятости сельского населения в общественном производстве привело к переходу работников в личное подворье, поскольку альтернативные сельскому хозяйству сферы занятости в большинстве сел и деревень развиты слабо или вообще отсутствуют.
Занятость сельских жителей в ЛПХ привела к утрате их прав на социальные льготы и гарантии: отсутствие учета их трудового стажа приводит к потере права на достойную пенсию по возрасту, ни социальные выплаты в случае возникновения временной нетрудоспособности, увечья или инвалидности. Работа в личном подворье не дает возможности повышения профессионального мастерства и квалификации, и работник теряет право на ежегодный оплачиваемый отпуск.
2. Цели и задачи Концепции
Целью данной Концепции является обеспечение устойчивого роста благосостояния сельского населения на основе роста заработной платы и доходов, кардинальное повышение доли оплаты труда в структуре доходов, при этом повышение уровня доходов работников сельскохозяйственных организаций должно соответствовать повышению экономической эффективности производства сельскохозяйственной продукции.
Задачи Концепции:
- обеспечение экономически и социально приемлемого уровня доходов работников, занятых в сельскохозяйственных организациях;
- повышение стимулирующей роли заработной платы работников сельскохозяйственных организаций, обеспечение опережающего роста оплаты труда по сравнению с другими видами доходов, восстановление и укрепление ее жизнеобеспечивающей функции;
- повышение роли государства и установление государственных гарантий в области доходов, установление системы индикаторов, учитываемых при предоставлении государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям;
- повышение роли тарифных соглашений и коллективных договоров в регулировании оплаты труда и размеров социальных выплат и льгот на предприятии;
- совершенствование системы материального стимулирования руководителей сельскохозяйственных организаций;
- разработка мер социальной защиты работников, занятых в личном подсобном хозяйстве.
3. Основное содержание реформирования системы заработной платы и доходов
работников, занятых в сельскохозяйственном производстве
Реформирование системы заработной платы и доходов работников, занятых в сельскохозяйственном производстве предполагает создание действенных механизмов государственного и рыночного регулирования оплаты труда, обеспечение своевременной ее выплаты.
Основным инструментом регулирования системы заработной платы является повышение минимальных гарантий на основе поэтапного приближения размера оплаты труда к величине прожиточного минимума.
Важным механизмом повышения уровня денежных доходов и покупательной способности заработной платы должно стать оказание целевой адресной государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, стимулирующей рост заработной платы, доходов.
В целях укрепления руководящего корпуса хозяйств, повышения их материальной заинтересованности в развитии производства и реформирования системы заработной платы и доходов населения предлагается разработать и внедрить систему материального стимулирования руководителей.
Одним из механизмов регулирования заработной платы в современных условиях хозяйствования является система социального партнерства на основе заключения соглашений и коллективных договоров.
При этом система социального партнерства должна играть определенную роль в повышении социальных гарантий, а ее показатели должны учитываться при решении вопроса о предоставлении государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям.
Для усиления моральных стимулов мотивации труда и изменения "имиджа" села необходимо развивать трудовое соперничество на республиканском, районном и внутрихозяйственных уровнях.
В целях усиления социальной защищенности сельских граждан, для которых единственным или основным местом приложения труда является подворье, и обоснования региональной программы содействия занятости, способствующей созданию и сохранению рабочих мест на селе, необходимо использование права законодательной инициативы Народного Хурала Республики Бурятия для внесения изменений в федеральное законодательство о занятости, пенсионном обеспечении и социальном страховании, дополнений и изменений, касающихся статуса занятости, выплаты социальных пособий и пенсий трудоспособным лицам, работающим в личных подсобных хозяйствах.
4. Направления реформирования системы оплаты труда и доходов работников,
занятых в сельскохозяйственном производстве
На начальном этапе реализации концептуальных подходов реформирования системы оплаты труда и доходов населения в сельском хозяйстве следует определить тарифную ставку работника 1 разряда в размере пятидесяти процентов от величины прожиточного минимума трудоспособного населения, устанавливаемой Правительством Республики Бурятия.
Размер тарифной ставки определен с учетом самообеспечения сельского населения основными продуктами питания (молоком и молокопродуктами, мясом и мясопродуктами, овощами, яйцом), уровня фактического потребления жилищно-коммунальных услуг, а также минимального набора товаров индивидуального, общесемейного потребления и товаров первой необходимости, установленного Законом Республики Бурятия "О потребительской корзине Республики Бурятия". Внедрение данного направления создаст условия для реализации основного принципа организации системы оплаты труда - обеспечение воспроизводственной функции заработной платы. В сельскохозяйственных организациях, не использующих тарифную систему оплаты труда, подразделения которых работают на принципах внутрихозяйственного расчета, размер заработной платы должен составлять не менее семидесяти пяти процентов величины прожиточного минимума для трудоспособного населения.
Реализация данного направления должна осуществляться через оказание целевой адресной государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, основанной на индикативной системе управления, социальном партнерстве, предусматривающим механизм индексации заработной платы в зависимости от изменения величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Республике Бурятия.
Особая роль в системе экономических взаимоотношений и реформирования системы заработной платы и роста доходов должна принадлежать заключению трехсторонних соглашений о социально-экономическом сотрудничестве между Правительством Республики Бурятия, администрациями МСУ районов и сельскохозяйственными организациями. С учетом положений указанного соглашения предусматривается заключение коллективных договоров в сельскохозяйственных организациях.
Государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей должна осуществляться на основе системы индикаторов, учитывающей различные аспекты их производственно-хозяйственной деятельности. С этой целью в соглашениях предполагается внедрение системы индикаторов, учитываемых при оказании государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям.
В области оплаты труда в данную систему индикаторов должны быть включены следующие показатели:
- своевременная выплата текущих платежей по оплате труда;
- погашение задолженности по оплате труда не менее 5 % в месяц;
- размер тарифной ставки работника 1 разряда в размере пятидесяти процентов от величины прожиточного минимума трудоспособного населения, в сельскохозяйственных организациях, не использующих тарифную систему оплаты труда, размер заработной платы должен составлять семьдесят пять процентов величины прожиточного минимума для трудоспособного населения.
В целях усиления экономической заинтересованности руководителей сельскохозяйственных организаций в повышении эффективности производства, реформировании системы оплоты труда и доходов работников следует провести необходимую организационно-методическую работу по совершенствованию системы материального стимулирования руководителей сельскохозяйственных организаций.
Размер материального стимулирования руководителей сельскохозяйственных организаций должен определяться в зависимости от объемов сельскохозяйственного производства, показателей экономической эффективности организаций и результатов реформирования системы оплаты труда и доходов населения.
Для реализации данного положения Концепции следует принять соответствующие нормативно-правовые акты Республики Бурятия, содержащие порядок финансирования и систему индикаторов, определяющих ежемесячный размер материального стимулирования руководителей сельскохозяйственных организаций.
Формирование мотивов и стимулов высокопроизводительного эффективного труда предполагает пересмотр, уточнение действующих принципов и системных направлений в организации материального и морального стимулирования работников.
Одним из основных направлений Концепции является решение социально-трудовых проблем лиц, работающих в личных подсобных хозяйствах за счет расширения и повышения товарности личного подворья, а также усиления социальной защищенности.
Подход к решению данной проблемы должен быть дифференцирован в зависимости от типа ЛПХ. С этой целью их необходимо разграничить на потребительские и товарные. Для этого следует определить критерии их отнесения к той или иной категории (размеры землепользования, поголовья скота численность занятых работников с учетом применения наемного труда и т.д.) и разработать соответствующие нормативно-правовые акты.
Для реализации данного направления необходимо:
1. Разработать комплекс мероприятий, направленных на повышение товарности личного подсобного хозяйства.
2. Предложить Народному Хуралу Республики Бурятия инициировать в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации законопроекты о внесении изменений и дополнений в:
- Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части включения в перечень безработных лиц, занятых в потребительских личных подсобных хозяйствах;
- законодательство о пенсионном обеспечении в части включения в трудовой стаж времени работы в личном подсобном хозяйстве;
- законодательство о социальном страховании в части обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности лиц, занятых в личном подсобном хозяйстве.
5. Нормирование труда
В ходе дальнейшего реформирования системы оплаты труда и доходов работников, занятых в сельскохозяйственном производстве, необходимо повысить роль нормирования труда, как важного фактора, обеспечивающего взаимосвязь трудовых затрат работника и уровня его заработной платы.
В целях оказания методической помощи сельскохозяйственным организациям необходимо:
- разработать рекомендации об организации нормирования труда в сельскохозяйственных организациях;
- оказывать содействие созданию и работе организаций, разрабатывающих нормативные материалы для нормирования труда.
6. Этапы проведения реформы
Первый этап (2003 г.)
На данном этапе необходимо начать постепенный переход к приближению тарифной ставки работника 1 разряда к пятидесяти процентам уровня прожиточного минимума трудоспособного населения, устанавливаемого Правительством Республики Бурятия, и в сельскохозяйственных организациях, не использующих тарифную систему оплаты труда, - к семидесяти пяти процентам уровня прожиточного минимума для трудоспособного населения.
Также необходимо предусмотреть включение данного условия в трехсторонние соглашения о социально-экономическом сотрудничестве, заключаемые между Правительством Республики Бурятия, администрациями местного самоуправления районов и сельскохозяйственными организациями.
На республиканском уровне следует:
- разработать и законодательно закрепить систему индикаторов, учитываемых при оказании государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям;
- провести организационно-методическую работу по совершенствованию Рекомендаций по оплате труда рабочих сельскохозяйственных организаций в соответствии с данными концептуальными подходами и разработать систему материального стимулирования руководителей сельскохозяйственных организаций;
- разработать комплекс мероприятий, направленных на повышение товарности личного подсобного хозяйства;
- разработать рекомендации об организации нормирования труда в сельскохозяйственных организациях;
- разработать механизмы повышения заработной платы.
- разработать механизмы реструктуризации долгов по заработной плате;
- внести изменения в Генеральную схему создания и сохранения рабочих мест и Программу содействия занятости населения в Республике Бурятия;
- предложить Народному Хуралу Республики Бурятия инициировать в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации законопроекты о внесении изменений и дополнений в:
- Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации";
- законодательство о пенсионном обеспечении;
- законодательство о социальном страховании.
На уровне сельскохозяйственных организаций должны быть:
- заключены коллективные договоры или внесены дополнения и изменения в действующие с учетом заключенных соглашений между Правительством Республики Бурятия, органами МСУ и сельхозтоваропроизводителями;
- пересмотрены и доработаны системы оплаты труда в организациях с учетом Рекомендаций по оплате труда рабочих сельскохозяйственных организаций в соответствии с данными концептуальными подходами.
Проведение комплекса мер позволит достичь роста номинальной заработной платы в сельском хозяйстве в 1,5 раза, реальной заработной платы - в 1,3 раза.
Второй этап (2004 - 2005 гг.)
Дальнейшая реализация Концепции реформирования системы заработной платы и доходов работников, занятых в сельскохозяйственном производстве в Республике Бурятия позволит довести размер тарифной ставки работника 1 разряда до семидесяти пяти процентов прожиточного минимума трудоспособного населения в Республике Бурятия и до восьмидесяти пяти процентов - у работников, труд которых оплачивается по бестарифной системе, с последующим их ростом до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения.
Реализация основных концептуальных направлений реформирования системы заработной платы и доходов работников, занятых в сельскохозяйственном производстве, позволит повысить номинальную заработную плату не менее чем в 2 раза, реальную - до 175 процентов и будет способствовать росту доходов работников, занятых в сельском хозяйстве, до 15-20 процентов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.