Постановление Администрации г. Улан-Удэ
от 7 мая 2002 г. N 185
"О программе содействия занятости населения г. Улан-Удэ на 2002-2005 гг."
Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 15 октября 2004 г. N 520 настоящее Постановление признано утратившим силу с 1 января 2005 г.
В целях обеспечения реализации в 2002-2005 годах основных направлений государственной политики на рынке труда, предусмотренных Программой социально-экономического развития г. Улан-Удэ, постановляю:
1. Утвердить Программу содействия занятости населения г. Улан-Удэ на 2002-2005 гг. (прилагается).
2. Улан-Удэнскому городскому Центру занятости населения (Линейцев Н.П.), администрациям города и районов принять конкретные меры по выполнению мероприятий, предусмотренных Программой.
3. Городскому финансовому Управлению (Аюшеев А.Д.), Комитету по социальным вопросам (Качин Л.А.) осуществлять своевременное финансирование мероприятий, в доле местного бюджета, предусмотренных Программой.
4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Мэра г. Улан-Удэ Прокопьева В.Б.
Мэр г. Улан-Удэ |
Г.А. Айдаев |
Пояснительная записка
к Программе "Содействия занятости населения г. Улан-Удэ на 2002-2005 годы"
Проект Программы занятости населения г. Улан-Удэ на 2002-2005 годы (далее именуемая Программа) разработана во исполнение Распоряжения Департамента Федеральной государственной службы занятости населения по Республике Бурятия от 3 апреля 2001 года N 330, в соответствии с рекомендованной структурой Федеральной целевой программы содействия занятости населения.
Основные разработчики Программы: Улан-Удэнский городской Центр занятости населения, органы местного самоуправления, Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Республике Бурятия.
Программа определяет цели и задачи государственной политики занятости на 2002-2005 годы и направлена на обеспечение выполнения реализации Программы социально-экономического развития города на период до 2005 года.
При разработке проекта Программы учитывались протекающие в настоящее время демографические и экономические процессы, прогнозные оценки состояния рынка труда по г. Улан-Удэ.
Данная Программа обеспечивает преемственность Программы содействия занятости города Улан-Удэ 1998-2001 годы в части главных направлений политики занятости и взаимосвязана со всеми реализуемыми в регионе территориальными и федеральными программами.
Программа представляет собой комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных, нормативно правовых и других мероприятий, взаимосвязанных по финансовым ресурсам, исполнителям, срокам реализации направленных на проведение активной политики занятости и социальную поддержку безработных.
При подготовке проекта Программы использована информация из данных Госкомстата, Комитета по экономике при Администрации г. Улан-Удэ, Министерства экономики и внешних связей РБ, сведений предприятий, учреждений и организаций, системы мероприятий Федеральной государственной службы занятости населения по РБ и других Министерств ведомств, в компетенции которых находятся различные аспекты регулирования трудовой сферы.
Целью Программы является создание условий для развития эффективного рынка труда, оперативно обеспечивающего граждан, ищущих работу, соответствующей работой, а работодателей - необходимой рабочей силой, реализация специальных мероприятий по профилированию безработных граждан в целях повышения эффективности предоставляемых им услуг, социальная поддержка безработных граждан и другие.
Для достижения указанной цели Программы предусматриваются решения следующих задач:
1. совершенствование нормативно-правовой базы в сфере занятости населения;
2. усиление государственного регулирования в сфере занятости населения;
3. совершенствование работы по профилактике безработицы;
4. улучшение информационного обеспечения политики занятости;
5. развитие кадрового потенциала путем совершенствования с учетом потребности рынка труда системы профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан;
6. повышение эффективности активных мер на рынке труда.
Система программных мероприятий направлена на решение ключевых проблем рынка труда и включает такие направления как совершенствование нормативно-правовой базы, координация деятельности Министерств, ведомств, объединений работодателей по содействию занятости населения в отраслях экономики, регулирование государственной политики на рынке труда, развитие повышения квалификации кадров, улучшение функционирования рынка труда, формирование благоприятных условий для занятости населения и обеспечения рабочей силой предприятий путем повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы, развития системы обучения кадров, сдерживание роста численности безработных за счет организации и проведения опережающего переобучения и переподготовки персонала, социальной защиты работников организаций, увеличение масштабов общественных и временных работ, развитие системы профориентационной работы, содействие малому и среднему бизнесу, частному предпринимательству, совершенствование деятельности службы занятости по созданию условий для быстрейшего трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите, испытывающих трудности в поисках работы;
научно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение Программы на 2002-2005 годы.
Предусматривается, что программа будет реализовываться в два этапа.
Первый этап (2002-2003 годы) реализации Программы должен обеспечить совершенствование нормативно-правовой базы в сфере занятости с переходом на иные источники и отработку специальных мероприятий по поиску подходящей работы.
Второй этап (2004-2005 годы) предусматривает отработку механизма реализации политики занятости на рынке труда с учетом нового законодательства о занятости населения.
На первом и втором этапах будут реализовываться программные мероприятия с учетом социально-экономической политики г. Улан-Удэ и РБ, что позволит повысить сбалансированность спроса и предложения рабочей силы, не допустить неконтролируемого роста безработицы и поддержать социальную стабильность в обществе.
Реализация программы в 2002-2005 годах позволит создать условия для функционирования эффективного рынка труда, сочетающего в себе экономические и социальные интересы работника, работодателя и потребности развития экономики на основе повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, сбалансированности спроса и предложения рабочей силы.
В 2002-2005 годах предполагается:
- оказать консультационные услуги по вопросам трудоустройства 112100 чел., в т.ч. в 2002-году - 23800 чел.;
- повысить сбалансированность спроса и предложения рабочей силы на рынке труда путем заполнения в 2002-2005 года - 28080 тысяч вакансий и в т.ч. 2002 г. - 6970 вакансий;
- обеспечить трудоустройство 7635 человек, в том числе в 2002 году 2800 человек;
- реализовать мероприятия по содействию трудоустройству населения 2780 человек, в том числе в 2002 году - 656 человек, из них:
- обеспечить трудоустройство на общественные работы 2200 чел., в т.ч. в 2002 году - 550 чел.;
- поддержать предпринимательскую деятельность 140 безработных граждан, в т.ч. в 2002 году - 35 чел.;
- оказать содействие в трудоустройстве 200 гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, в том числе в 2002 году - 50 чел.;
- организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест и других специализированных мероприятий по взаимодействию с работодателями в 2002-2005 годах - 72 ед., в том числе в 2002 году - 18 ед.;
- принять участие в программе социальной адаптации 240 граждан на рынке труда, в том числе в 2002 году - 21 чел.;
- предоставить услуги по профессиональному обучению 4840 безработным, в т.ч. в 2002 году - 1150 чел.;
- охватить профориентационными услугами - 8900 чел., в т.ч. в 2002 году - 2000 чел.
- сдержать уровень регистрируемой безработицы в 2002-2005 годах в пределах - 1,6%, а в 2002 г. - в пределах - 1,8%.
Основным источником ресурсного обеспечения программы являются средства Федерального и местного бюджетов. В 2002 - 2005 годах общий объем финансовых затрат из данных бюджет планируется в размере 115414,7 тыс. рублей, в том числе в 2002 году - 26816,6 тыс. рублей.
Предусмотренные программой мероприятия по социальной поддержке безработных граждан (выплата пособий по безработице, досрочных пенсий и стипендий, оказание материальной помощи) финансируются за счет средств федерального бюджета. Объем затрат на эти цели в 2002-2005 годах составит 93654,0 тыс. рублей, в том числе 2002 году - 22152,7 тыс. рублей.
Финансирование мероприятий программы занятости населения осуществляется за счет средств федерального, республиканского и местного бюджетов в соответствии с Соглашением о намерениях N 00620052 от 16.02.2001 г., заключенным между Правительством Республики Бурятия и Министерством труда и социального развития РФ на 2002 - 2005 годы.
Из федерального бюджета на финансирование мероприятий по профессиональной ориентации, профессиональному обучению безработных граждан и реализацию мероприятий по содействию трудоустройству населения в 2002 - 2005 годах Программой предусматриваются затраты в размере 21760,7 тыс. рублей, в т. ч. в 2002 году - 4663,9 тыс. рублей: из федерального бюджета - 4069,6 тыс. руб., из республиканского бюджета - 426,3 тыс. руб., а из местного бюджета - 168,0 тыс. руб.
Программа предусматривает ежегодное уточнение финансовых затрат с учетом реальной экономической ситуации.
Согласовано
Руководитель Департамента
______________ И.М. Пытин
23 апреля 2002 г.
Программа
содействия занятости населения г. Улан-Удэ на 2002-2005 годы
(утв. Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 7 мая 2002 г. N 185)
Содержание
Паспорт Программы содействия занятости населения г. Улан-Удэ на
2002-2005 годы
Введение
I. Анализ и прогноз ситуации в сфере занятости и на рынке труда г. Улан-Удэ
1.1. анализ ситуации в сфере занятости и на рынке труда
1.2. прогноз спроса и предложения рабочей силы на рынке труда в 2002-2005
годах
1.3. ключевые проблемы на рынке труда
II. Основные цели и задачи Программы
III. Направления программных мероприятий
IV. Ресурсное обеспечение Программы
V. Механизм реализации Программы
VI. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации
VII. Оценка эффективности и социально-экономических последствий от
реализации Программы
Приложения
1. Прогноз занятости по г. Улан-Удэ на 2002-2005 годы
2. Сводная таблица спроса и предложения рабочей силы на территориальном
рынке труда
3. Прогноз рынка труда
4. Система мероприятий Программы содействия занятости населения г. Улан-Удэ
на 2002-2005 годы
5. Объемы и источники финансирования Программы содействия занятости
населения г. Улан-Удэ на 2002-2005 годы
6. Финансирование из федерального бюджета на 2002 год мероприятий Программы
содействия занятости населения г. Улан-Удэ на 2002-2005 годы
7. Финансирование из республиканского бюджета на 2002 год мероприятий
Программы содействия занятости населения г. Улан-Удэ на 2002-2005 годы
8. Финансирование из местного бюджета на 2002 год мероприятий Программы
содействия занятости населения г. Улан-Удэ на 2002-2005 годы
9. Финансирование мероприятий по содействию трудоустройству населения по г.
Улан-Удэ на 2002-2005 годы
10. Финансирование мероприятий профессионального обучения и профессиональной
ориентации по г. Улан-Удэ на 2002-2005 годы
11. Финансирование мероприятий поддержки безработных граждан по г. Улан-Удэ
на 2002-2005 годы
Паспорт
Перечень характеристик | Содержание |
Наименование программы | Программа содействия занятости населения г. Улан-Удэ на 2002-2005 годы |
Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения. |
Распоряжение Правительства РБ от 23.11.2001 года N 1123-р Письмо ФГСЗН по РБ от 3.04.2001 год N 330 |
Государственный заказчик Программы |
Департамент федеральной государственной службы занятости населения по РБ |
Основные разработчики | Улан-Удэнский центр занятости населения, занятости населения РБ |
Цель Программы | Создание условий для развития рынка труда, оперативно обеспечивающего работодателей необходимой рабочей силой, а граждан, ищущих работу, соответствующей работой. |
Задачи Программы | Усиление государственного регулирования ситуации в сфере занятости; сдерживание и смягчение последствий безработицы; развитие и повышение качества системы профессионального обучения и профессиональной ориентации безработных граждан и незанятого населения; повышение эффективности мероприятий содействия занятости населения. |
Сроки и этапы реализации Программы |
В течение 2002-2005 годов в 2 этапа: 2002-2003 гг. - 1 этап 2004-2005 гг. - 2 этап |
Основные направления Программы |
Развитие качества рабочей силы; социальное партнерство на рынке труда; улучшение функционирования рынка труда; социальная поддержка безработных граждан. |
Исполнители основных мероприятий |
Центр занятости населения г. Улан-Удэ, Департамент федеральной государственной службы занятости населения по РБ, Администрация г. Улан-Удэ, работодатели и др. |
Объемы и источники финансирования |
Финансирование затрат на реализацию Программы из федерального и местного бюджетов составят в 2002-2005 годах 115414,7 тыс. руб., в том числе в 2002 г. - 26816,6 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
В результате реализации мероприятий Программы на 2002 - 2005 годы удастся: - сдержать уровень регистрируемой безработицы в пределах 1,6% в 2002-2005 годах, в т.ч. в 2002 г. - 1,8%, - пройти профобучение 4840 безработными гражданами в 2002-2005 гг., а в 2002 г. - 1150 чел. - охватить профориентационной работой 8900 чел. в 2002-2005 гг., а в 2002 г. - 2000 чел. - обеспечить реализацию мероприятий по содействию трудоустройству 2780 чел., в 2002- 2005 гг., а в 2002 г. - 656 чел. из них: - обеспечить трудоустройство на общественные работы в 2002-2005 гг. - 2200 чел., а в 2002 г. - 550 чел.; - оказать содействие в трудоустройстве 200 гражданам, особо, нуждающимся в социальной защите, в том числе в 2002 году - 50 чел.; - оказать содействие самозанятости 140 безработным гражданам, в т.ч. в 2002 г. - 35 чел.; - принять участие в программах социальной адаптации 240 безработным гражданам, в т.ч. в 2002 г. - 21 чел.; - организовать 72 ярмарки вакансий и учебных рабочих мест и других специализированных мероприятий по взаимодействию с работодателями, в т.ч. в 2002 г. - 18 ед.; - оказать консультационные услуги по вопросам трудоустройства 112100 чел., в т.ч. в 2002 г. - 23800 чел.; - обеспечить трудоустройство в 2002-2005 годах - 7635 чел., в т.ч. в 2002 году - 2800 чел., - оказать социальную поддержку 8607 безработным гражданам в 2002-2005 гг., а в 2002 г. - 3740 безработным. |
Орган, осуществляющий контроль над реализацией Программы |
Общий контроль над реализацией программы осуществляет Департамент федеральной государственной службы занятости и Администрация г. Улан-Удэ |
Введение
Программа содействия занятости населения города Улан-Удэ на 2002-2005 годы (в дальнейшем - Программа) разработана на основании Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации", Распоряжении Правительства РБ от 23.11.2001 г. N 1123-р, с учетом Программы социально-экономического развития г. Улан-Удэ на 2002-2004 годы, предложений органа исполнительной власти.
Программа представляет собой комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных, нормативно-правовых и других мероприятий, взаимосвязанных по финансовым ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных на проведение активной политики занятости и социальную поддержку безработных.
Данная Программа обеспечивает преемственность Программы содействия занятости населения города Улан-Удэ за прошлые годы в части главных направлений политики занятости и взаимоувязку со всеми целевыми территориальными и региональными программами и мероприятиями в сфере занятости.
При разработке Программы придерживались ряда важнейших принципов, характеризующих концептуальные подходы к реализации государственной политики в сфере занятости:
- комплексный подход к решению проблем занятости и регулирования рынка труда,
- приоритет активных действий в политике на рынке труда,
- эффективное использование финансовых средств, направляемых на разработку и реализацию Программы.
I. Анализ и прогноз ситуации в сфере занятости и на рынке труда
г. Улан-Удэ
1.1. Анализ ситуации в сфере занятости и на рынке труда
Наметившиеся в 1998-2001 годах сдвиги в экономике - рост объема промышленной продукции, услуг связи, платных услуг населению - оказали благоприятное воздействие на положение в сфере занятости.
Рынок труда тесно связан с социально-экономическими процессами, протекающими на общем рынке труда. Произошло увеличение численности экономически активного населения со 175,8 тыс. до 181,1 тыс. чел., т.е. на 5,3 тыс. чел. При этом выросла численность занятых экономической деятельностью со 161,3 тыс. чел. в 1998 г. до 172,1 тыс. чел. в 2001 г.; численность безработных (рассчитанная по методологии МОТ) уменьшилась до 9,0 тыс. чел. Увеличение численности занятых связано не только с оживлением малого бизнеса, с сокращением масштабов высвобождения, но и с общим оздоровлением экономики.
Во многих отраслях производства произошли структурные сдвиги: произошло увеличение занятых в 2001 году по сравнению с 1998 г. в промышленности - на 26%, в жилищно-коммунальном хозяйстве - на 9,1 %, в транспорте - 3,4 %, в торговле и общественном питании - на 3,0 % и др.
Происходит изменение профессионально-квалификационного состава занятых в экономике.
По данным Госкомстата рост объема промышленной продукции в действующих ценах за январь-декабрь 2001 года к январю-декабрю 1998 г. составил 155%, а индекс физического объема по крупным и средним предприятиям отраслей за январь-декабрь 1998-2001 годов выглядит следующим образом:
1998 г. (%) | 1999 г. (%) | 2000 г. (%) | 2001 г. (%) | |
Промышленность | 75 | 138 | 140,2 | 114 |
Электроэнергетика | 104 | 99,6 | 117,0 | 97 |
Машиностроение и металлургия |
16 | 2,2 р. | в 2,2 р. | 139 |
Лесная, деревообрабатывающая |
232 | 176 | 86 | 62 |
Легкая промышленность | 49 | 144 | 142 | 102 |
Пищевая промышленность и т.д. |
93 | в 2,6 р. | 127 | 98 |
За 1998-2001 годы все также сохранялась задолженность по выплате заработной платы. Общая сумма невыплаченных в срок средств на заработную плату на 1 января 2002 года составила 589 млн. руб. по 155 предприятиям. Основная причина задолженности - отсутствие собственных средств.
Среднемесячная заработная плата работников предприятий г. Улан-Удэ на 01.01. 2002 г. сложилась в размере 4098 руб., что относительно декабря 1998 года увеличилась в 2,8 раза.
Прослеживается положительная тенденция в продвижении работников на предприятиях и организациях города. Увеличились масштабы приема по сравнению с выбытием на 7823 чел. (2,9%).
Доля принятых граждан на дополнительно введенные рабочие места составляет 3,8 % в 2001 году. Из числа выбывших в связи с сокращением - 3820 чел. в 1998 г., 1545 чел. - в 1999 г., 1080 чел. - в 2000 г. и 1774 чел. - в 2001 г.
Интенсивность движения рабочей силы связана с перераспределением ее по отраслям экономики. Наиболее заметно сократилась численность работающих в промышленности строительных материалов (на 14%). Рост объемов производства в легкой промышленности, в отраслях машиностроения отразился на увеличении числа работающих в этих отраслях (на 21%, и 5% соответственно).
Эффективность реализации Программы позволила достичь определенных результатов в 1998-2001 годы.
Начиная с начала 1999 года, отмечалось устойчивое снижение численности безработных и стабильность до конца 2000 г. С начала 2001 года начинается рост числа зарегистрированных безработных, которое к концу отчетного периода составило 3783 безработных, что в 1,5 раза больше аналогичного периода прошлого года и в 1,1 раза меньше в сравнении с 1998 годом. К концу года уровень безработицы составил 2,08% и по сравнению с прошлым годом возрос в 1,5% и в 1,1 раза уменьшился, чем в 1998 году. Отмечается уменьшение продолжительности безработицы с 6,4 месяцев в прошлом году до 5,0 месяцев на конец этого года. Уменьшилась доля безработных граждан, ищущих работу, - от 8 до 1 года (с 19,0% до 11,0%), более года (от 31,6% до 23%).
Основными причинами сокращения безработных в 1998-2000 годах являлось отсутствие стимулов у отдельных граждан к регистрации в качестве безработных из-за задержки в выплатах пособий по безработице и сокращение финансовых возможностей ФГСЗН для реализации активных программ содействия занятости, увеличение спроса на рабочую силу (появление новых рабочих мест в различных сферах экономики) и активизация деятельности органа службы занятости.
Основными факторами, влияющими на увеличение количества официально зарегистрированных безработных, начиная с середины 2001 года, явились объективные и субъективные причины: дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы в профессионально-квалификационном разрезе из-за многих причин, неудовлетворенность рабочей силы заработной платой на предприятиях и организациях, 80% стоящих на учете слабозащищенных категорий- неконкурентоспособны на рынке труда, тем более работодатели предъявляют необоснованные требования к претендентам на рабочие места. Также нужно учесть и тот фактор, что для 2001 года характерна новая волна массовых высвобождений работников с предприятий и организаций. Немаловажным фактором является и такое обстоятельство: поток обращающихся стремятся получить статус безработного для оформления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
Характерная особенность последних лет - устойчивый рост числа вакансий, заявленных в службу занятости. Число вакансий возросло с 481 ед. в 1998 г. до 3252 ед. в 2001 г. или - в 6,8 раза.
В основном, заполняются вакансии таких отраслей, как промышленность, строительство, здравоохранение, социальное обеспечение, образование и др.
Возникла ситуация, при которой число вакансий постоянно приближается к численности безработных, зарегистрированных в службе занятости, однако несоответствие между спросом и предложением в профессионально-квалификационном разрезе на рынке труда затрудняет адекватное трудоустройство.
Напряженность на рынке труда по сравнению с соответствующим периодом 1998 г. уменьшилась в 7,8 раза.
В 1998-2000 годах предприятия и организации продолжали подавать списки на высвобожденных работников не в тех масштабах, как раньше. Для 2001 года была характерна новая волна высвобождения. За отчетный период подано списков на сокращение на 1774 чел., что в 1,7 раза больше, чем в аналогичном периоде прошлого года и в 1,1 раза больше, чем в 1998 г. Увеличение масштабов высвобождения работников, в основном, вызвано нестабильным экономическим положением многих предприятий.
Основной процент сокращенных работников составляют женщины - 64,7%, затем молодежь - 15,8%. Наибольший процент сокращенных отмечается в промышленности - 37,4% (29% - в 2000 году), в строительстве - 11,7 % (17,7%), в здравоохранении, образовании, культуре - 13,3% (12,5%), в торговле и общественном питании - 8,7% (5,5%), в государственном секторе - 51,6% (43,3%) и негосударственном - 48,4% (56,7%).
В 2001 году в службу занятости г. Улан-Удэ за содействием в трудоустройстве обратилось 37151 чел., из них 28678 чел. - за консультацией по вопросу трудоустройства, 8473 чел. поставлено на учет в целях поиска работы, что на 12,3 % больше, чем в соответствующем периоде прошлого года и 107 % по отношению к 1998 году.
В структуре обратившихся большая доля приходится на женщин - 61,7% (60,7% - в 2000 г.), молодежь в возрасте 16-29 лет - 37,5% (38,7%), инвалидов - 4,3% (10,4%), длительно неработающих (1 год и более) - 11,6% (24,9%), военнослужащих - 6,3% (1,5%), освобожденных из ИТУ - 2,2% (2,2%).
Из ищущих работу по секторам экономики: из государственного сектора - 28,3%, из негосударственного - 45,3%.
За отчетный период трудоустроено на работу 2951 чел., что в 1,2 раза больше, чем в соответствующем периоде прошлого года.
Посреднические услуги в трудоустройстве граждан включают в свои функции: информирование безработных о наличии вакансий, предоставление возможности выбора форм и видов занятости; организация консультирования, подбор подходящего рабочего места. Основные принципы в результате этой деятельности - индивидуальный подход, стремление к минимизации периода поиска работы.
Повышению оперативности работы службы занятости в трудоустройстве способствуют проводимые ярмарки и мини-ярмарки, которые в последние годы стали традиционными. За отчетный период 2001 г. в них участвовало 270 работодателей и 15 тыс. посетителей, 2,3 тыс. получили профессиональное консультирование.
В рамках программы "Клуб ищущих работу" осуществляются цели: повышение шансов на трудоустройство, социальная адаптация длительно безработных граждан, формирование навыков самостоятельного поиска работы. Общее количество трудоустроенных после адаптации в этом клубе за 1998-2001 г. составляет 294 чел.
В целях расширения возможностей трудоустройства лиц, особо нуждающихся в социальной поддержке во исполнение Федеральных законов "О занятости населения в РФ" с изменениями и дополнениями от 19.07.1999 г. и "О социальной защите инвалидов в РФ" от 24.11.95 г. N 181-ФЗ, в Республике Бурятия было принято Постановление Правительства РБ "О квотировании рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности для трудоустройства инвалидов и молодежи" от 17.06.1999 г. N 304, а также Администрацией города был определен список предприятий в количестве 33-х по квотированию рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите в 1999-2000 годах, а в 2001 г. реализация мероприятий по организации трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите, проводилась в соответствии с Приказом министерства труда и социального развития РФ от 16.02.2001 года N 21. С предприятиями города отдел занятости проводил активную работу по выполнению Постановления и Приказа N 21.
По итогам 2001 г. заключили договора на создание 74 рабочих мест для инвалидов, 68 рабочих мест - для молодежи, 20 рабочих мест - для длительно безработных граждан и т.д., а в 1998 году квотирование рабочих мест не получило развития.
Особенно трудно устроиться на работу самой мобильной части населения - молодежи. За январь-декабрь текущего года удалось трудоустроиться молодежи в возрасте 16-29 лет - 31,3%, что меньше на 4,4%, чем в прошлом периоде и на 26,5% меньше, чем в 1998 году. Здесь особо хочется сказать о выпускниках всех уровней образования, у которых уровень трудоустройства от всех обратившихся очень низок - 5-9%. Очень много выпускников обращается по таким специальностям, как: бухгалтер, экономист, менеджер, техник-технолог, юрист, учитель, ветврач и др.
Не менее сложно другой категории социально-незащищенной категории населения - женщине, которая по-прежнему доминирует среди всех уязвимых групп, ищущих работу: среди инвалидов - от 4 до 10 %, молодежи - от 38 % в 1998 г. до 42 % в 2001 году.
Планировалось охватить временной занятостью по 350 подростков в каждом анализируемом периоде, начиная с 1998 г.
Фактически приняло участие во временной занятости подростков соответственно по годам 493 чел., 516 чел., 200 чел., и 634 чел. Несовершеннолетние подростки, в основном, работают на ремонте школ, выращивании овощных культур и ремонтных работах в трудовых лагерях.
Одним из направлений работы по трудоустройству выпускников образовательных учреждений из числа безработных является программа "Молодежная практика".
За период реализации программы совершенствуются формы и методы взаимодействия с работодателями, подбора участников программы.
За 2001 год приняло участие в "Молодежной практике" 64 человека, что в 1,6 раза больше, чем в 2000 г. (в 1999 - 39 чел., а в 1998 г. эта программа не работала).
Основные профессии по обучению молодежи: изолировщик-пленочник. токарь, фрезеровщик, электросварщик, столяр-станочник, резчик, плотник-бетонщик, каменщик, электрик и др.
Одним из активных и практически реализуемых в достаточно короткие сроки способов решения проблемы занятости населения является временное трудоустройство безработных граждан на общественные работы.
Программа организации общественных работ на 2001 г. была утверждена Постановлением Администрации г. Улан-Удэ за N 134 от 2.04.2001.
В 1998-2001 годах службой занятости было привлечено к участию в общественных работах от 57 безработных и граждан, ищущих работу в 1998 г. до 621 чел. - в 2001 году, что составляет 111,7% к прошлому периоду и в 10,9 раза больше, чем в 1998 году.
Основными видами общественных работ за отчетный период являлись:
- благоустройство, озеленение и уборка территории;
- обработка документации;
- уход за больными, санитарная работа;
- продажа печатной продукции;
- помощь в проведении налогового учета;
- санитарная очистка леса; и другие виды работ.
Работа по трудовой реабилитации инвалидов - частичной компенсации работодателей на оплату труда инвалидов началась в 2000 году. Было заключено 4 договора с предприятиями и трудоустроено 27 инвалидов. За отчетный 2001 год было трудоустроено 30 инвалидов на основании Приказа N 21 по следующим специальностям: дворник, слесарь механосборочных работ, уборщик служебных помещений, подсобный рабочий, сторож. Все инвалиды III группы.
В сложившейся ситуации на рынке труда, особое значение среди всех направлений активной политики занятости приобретает работа по содействию предпринимательской деятельности безработных.
Поддержка предпринимательской инициативы при содействии службы занятости включает информационно-методическую и финансовую помощь, включая консультации, обучение предпринимательской деятельности, материальная помощь в виде субсидий. Данные мероприятия позволили организовать собственное дело от 52 чел. в 1998 г., до 46 чел. - в 2001 г., из них с привлечением субсидий - от 9 чел. до 29 соответственно.
Средний возраст безработных, создающих собственное дело 35 лет, а в 1999 и 1998 гг. - 30 лет.
Общая сумма выделенных субсидий в 2001 году составила 728,6 тыс. руб., что в 3,5 раза больше, чем в 2000 году ив 11,2 раза больше чем в 1998 г. Виды деятельности: розничная торговля промышленными и продовольственными товарами, парикмахерские услуги, выделка лап оленя, крашение кожаных изделий и меха норки, фотоуслуги, консультации по налогообложению, ведению бух. учета, пассажирские перевозки по городу, пошив верхней одежды и легкого платья и др.
В течение отчетного периода 2001 года профориентационная работа отдела проводилась согласно принятому плану работы. За отчетный период профориентационные услуги получили 4378 человек, обратившихся к проф-консультантам, что в 3,2 раза больше, чем в отчетном периоде прошлого года и в 3,7 раза больше, чем в 1998 году. И это, несомненно, повлияло на увеличение в процентном отношении по всем показателям.
Работа по профориентации носит в основном профконсультационный характер, и ее доля составляет - 70-80%.
Сотрудники отдела ежегодно в последние годы участвовали в проведении республиканских и межрегиональных ярмарок вакансий рабочих и учебных мест. Во время работы ярмарки проводят профориентационную и профконсультационную работу с 800-2300 выпускниками.
Групповыми методами работы с безработными по типу "Клуб ищущих работу" и "Новый старт" охвачено - 353 чел. в 2001 г., что больше на 35,8%, чем в 2000 году и в 1,3 раза больше чем в 1998 году.
Проводятся также занятия по психологической поддержке безработных: за 1998-2001 гг. было охвачено 430 чел.
Ключевым мероприятием Программы занятости является профессиональное обучение. Основная задача профессионального обучения - повышение конкурентоспособности безработных граждан путем получения и развития профессиональных знаний, умений и навыков, расширения поиска новых рабочих мест.
Было обучено и переобучено от 668 чел. в 1998 г. до 1490 чел. в 2001 г. Обучение проводилось по 36 специальностям и профессиям. В основном, все переобученные устраиваются на работу.
Основную долю, получивших специальности, женщины - 75,6%, молодежь - 60%, инвалиды - 5%. При переобучении приоритет отдается социально-незащищенной категории безработных.
Основные профессии, специальности, по которым осуществлялось обучение:
- бухгалтер,
- закройщик-универсал,
- водитель автомобиля,
- модистка по пошиву головных уборов,
- портной легкого платья,
- оператор ПЭВМ,
- оператор ПЭВМ + АРМ 1 - С: бухгалтерия; АРМ 1 - С, АРМ - С: бухгалтерия,
- парикмахер,
- повар-пекарь,
- повар-кондитер,
- продавец см. товаров,
- секретарь-референт,
- электрогазосварщик.
В целях предотвращения высвобождения работников с предприятий и организаций проводилось опережающее профессиональное обучение на базе ЛВРЗ, где было обучено 122 чел. в 2000 году.
В течение 1998-2001 годов, в части поддержки доходов безработных граждан и членов их семей, реализовывались следующие меры: было назначено пособий по безработице и надбавок к пособию на членов семьи, находящихся на содержании безработных: в 1998 г. - 12888,2 тыс. руб., в 1999 г. - 11716,8 тыс. руб., в 2000 г. - 5455,3 тыс. руб. и в 2001 г. - 14937,6 тыс. руб.
Оказано было материальной помощи безработным гражданам и членам их семей от 160 чел. в 1998 и 154 чел. - в 2001 г.
В период 1998-2000 годов организовывали отдых и оздоровление 2010 детей, учитывая новогодние подарки, из них в 1998 г., - 754 детей, в 1999 г. - 1437 детей, а в 2000 г. - 217 детей на сумму соответственно по годам 122,6 тыс. руб., 168,3 тыс. руб. и 96,4 тыс. руб.
1.2 Прогноз спроса и предложения рабочей силы на 2002-2005 годы
Прогноз спроса на рабочую силу исходит из прогноза социально-экономического развития г. Улан-Удэ на 2002-2004 гг.
Экономическая политика города будет направлена на развитие социальной сферы, на углубление структурных преобразований, укрепление рыночного механизма, создание условий для развития экономически эффективных производств, усиление инвестиционной активности в реальном секторе экономики, на повышение конкурентоспособности продукции, поддержки развития малого и среднего бизнеса.
На 2002 г. прогнозируется рост производства промышленной продукции в пределах 106,8%, наибольшее влияние на увеличение объемов производства окажут отрасли: электроэнергетика, машиностроение, транспорт. Так как в общем объеме промышленных предприятий города они занимают наибольший удельный вес (20-45%).
В машиностроительной отрасли рост объемов производства произойдет за счет увеличения объемов ремонта электровозов и вагонов на ГУП "Улан-Удэнский ЛВРЗ", увеличения производства гражданских вертолетов на ОАО "Улан-Удэнский авиационный завод", увеличения выпуска металлических мостовых конструкций на ОАО "Стальмост", увеличения выпуска электродвигателей на ОАО "Электромашина", технического перевооружения бисквитного цеха на ОАО "Амта" и др., все это составит в 2002 г. по отношению к прошлому году 1,5%.
В легкой промышленности прирост объема прогнозируется за счет увеличения объемов производства на ЗАО "Улан-Удэнская мануфактура", где выпуск ткани увеличится на 14% и за счет ОАО "Наран-Союз-Сервис", увеличивающего производство валяной обуви на 5,3%.
В пищевой промышленности объем производства на 2002 г. прогнозируется по всей номенклатуре вырабатываемой продукции с увеличением к уровню 2001 г. на 6% и на 21,4% - в 2004 г. к уровню 2002 г.
Прогноз оборота розничной торговли на 2002-2005 гг. разработан с учетом тенденции развития торговой сферы и предложений города, с ростом на 5% в 2002 году и на 21,6% - в 2004 г. по сравнению с 2002 годом.
В 2002 г. предусмотрено направить на экономическое и социальное развитие города инвестиций за счет всех источников финансирования с ростом на 108,6% и на 42,3% по отношению к 2002 году.
Денежные доходы населения по прогнозу в 2002 г. повысятся на 120%.
С учетом современного состояния экономики города и прогноза социально-экономического развития на 2002-2004 гг., ожидаются некоторые сдвиги в оздоровлении экономики, улучшение социального положения населения, рост денежных доходов населения. Но вместе с тем одной из острых социально-экономических проблем остается проблема занятости населения, хотя положительные изменения в динамике промышленного производства несколько улучшают ситуацию на рынке труда.
Ожидается, что трудовые ресурсы в 2002-2005 гг. увеличатся по сравнению с 2001 г.: в 2002 г. - на 1,5 тыс. чел., в 2003 г. - на 2,2 тыс. чел., в 2004 г. - на 2,8 тыс. чел. и в 2005 г. - на 3,3 тыс. чел., и составят соответственно: 249,4 тыс. чел., 250,1, 250,7 тыс. чел. и 251,2 тыс. чел.
В структуре занятости населения произойдут значительные качественные и количественные изменения.
Увеличение численности трудовых ресурсов влечет за собой увеличение занятых в народном хозяйстве со 173,6 тыс. чел. в 2002 г. до 175,1 тыс. чел. в 2005 г.
Произойдет перераспределение численности занятых в отраслевом разрезе, а структурная перестройка получит дальнейшее развитие, и сокращение работников будет продолжаться за счет ликвидации нерентабельных малоэффективных предприятий. В основном, увеличение занятых произойдет за счет развития среднего и малого бизнеса, ввода новых дополнительных рабочих мест.
При высвобождении работников в отраслевом разрезе будет сохраняться тенденция, как и в прошлые годы: наибольшее сокращение произойдет в промышленности, строительстве, торговле и общественном питании, управлении, жилищно-коммунальном хозяйстве и др.
Будет продолжаться, как и в предыдущие годы (1998-2001 г.) спрос работодателей на рабочую силу.
Некоторое оздоровление экономики на предприятиях города приведет к существенному увеличению спроса на рабочую силу.
Численность работников, которые потребуются на крупных и средних предприятиях города по прогнозу на 2002-2005 годы составят от 29700 в 2002 году до 28700 чел. в 2005 году.
Более жесткой и избирательной стала позиция работодателей при найме на работу: все чаще их не удовлетворяет уровень квалификации. Поэтому работодатели будут стараться не принимать на работу наименее конкурентоспособных работников на свои предприятия.
Будет сохраняться ситуация несоответствия между профессиональным составом лиц, ищущих работу и структурой имеющихся рабочих мест.
Прогнозируется устойчивый спрос на работников организаций рыночной инфраструктуры, бытового и сервисного обслуживания населения, науки и др.
Следствием всего вышеизложенного является рост численности граждан, нуждающихся в трудоустройстве.
Согласно представленному прогнозу общий объем рынка труда, составит от 39,5 тыс. чел. в 2002 г. до 37,7 тыс. чел. - в 2005 г. Как и в предыдущие годы, большую часть предложения рабочей силы на рынке труда будут составлять уволенные по собственному желанию работники, выпускники учебных заведений, высвобожденные с предприятий и организаций, безработные и т.д.
Большой удельный вес убыточных предприятий создает предпосылку для сокращения занятости населения. По прогнозу численность высвобождаемых работников может составить в 2002-2005 гг. в пределах 2,0 тыс. чел., соответственно по годам.
Занятость неполное рабочее время и отпуска по инициативе Администрации ввиду простоев предприятий, задержки с выплатой заработной платы подталкивают людей к увольнению по собственному желанию. Ожидаемая численность граждан, уволенных по собственному желанию, которые попадут на рынок труда в городе, в 2002-2005 г. составит от 17,0 тыс. чел. до 15,2 тыс. чел.
Численность молодежи, впервые вступающей на рынок труда составит от 10,3 тыс. чел., в 2002 г. до 10,9 тыс. чел. - в 2005 году.
Дальнейшее сокращение численности Вооруженных сил будет способствовать притоку на рынок труда граждан данной категории в 2002-2005 годах в количестве 1,6 - 1,7 тыс. чел.
В прогнозируемом периоде не ожидается увеличения миграционного притока в трудоспособном возрасте, а наоборот - отток в 2002-2003 годах на 100 чел.
Предполагаемая численность незанятых граждан, которые обратятся к услугам органов службы занятости, составит: в 2002 г. - 35,8 тыс. чел., в 2003 г. - 35,5 тыс. чел., в 2004 г. - 35,2 тыс. чел. и в 2005 г. - 35,0 тыс. чел., при этом найдут работу (с учетом трудоустройства после переобучения) 7635 чел. в 2002-2005 годах, в т.ч. в 2002 г. - 2800 чел.
Большое внимание в работе службы занятости будет уделяться организации общественных работ, где будет занято ищущих работу граждан в 2002-2005 годах - 2200 чел., из них в2002 г. - 550 чел. Другая форма временных работ "Организация временной занятости подростков от 14 до 16 лет" до определенного времени рассмотрения вопроса о введении в бюджетную классификацию нового вида расходов "Организация временной занятости несовершеннолетних" Минфином и Минтрудом России, пока в стадии наработки. Будут оформлены на досрочную пенсию в 2002 г. - 90 чел., а в 2002-2005 годах - 360 чел.
С целью повышения конкурентоспособности граждан путем развития их профессиональных знаний и навыков для дальнейшего трудоустройства будет направлено на профессиональное обучение: в 2002-2005 годах от 1150 чел. до 1240 чел. Программа содействия занятости населения города на 2002-2005 годы предлагает комплексные меры по сдерживанию безработицы, обеспечению эффективной социальной защиты населения в сфере занятости. Перечень основных мероприятий по содействию занятости по всем направлениям активной политики занятости приведен в разделе "Приложения" в Приложении 1.
1.3 Ключевые проблемы на рынке труда
На сегодняшний день, несмотря на некоторое оздоровление экономики города, проблемы занятости населения сохраняют свою остроту.
Экономический рост и в какой-то мере финансовая стабилизация влекут за собой действия, направленные на повышение эффективности использования трудовых ресурсов. К числу ключевых проблем развития сферы занятости, решение которых должно составлять содержание политики занятости можно отнести:
1. Чрезвычайно сложная ситуация с трудоустройством отдельных социально-демографических групп населения (молодежи, женщин, инвалидов, демобилизованных военнослужащих и др.).
2. Неудовлетворительное качество рабочей силы: снижение квалификации работников.
3. Неудовлетворительное качество рабочей среды: крайне медленное обновление рабочих мест, еще высок уровень травматизма, остра проблема соблюдения трудовых прав граждан и т.д.
4. Структурное несоответствие спроса и предложения рабочей силы: не совпадает профессионально-квалификационный состав вакантных рабочих мест и безработных граждан.
5. Система профессионального образования города недостаточно адаптирована к новым условиям хозяйствования, особенно в области перспектив спроса на рабочую силу в профессиональном разрезе.
6. Низкая "прозрачность" рынка труда: слабо развита информационная сеть рынка труда, в т.ч. электронная связь, отсутствует современная методика прогноза, информация, получаемая от органов государственной статистики, недостаточна для современного и комплексного изучения процессов на рынке труда.
II. Основные цели и задачи программы
Целью программы является создание условий для развития рынка труда оперативно обеспечивающего гражданам, ищущих работу, соответствующей работой, а работодателей - необходимой рабочей силой.
Для достижения цели программа предусматривает:
- повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы, развитие системы обучения кадров;
- сдерживание роста численности безработных за счет организации и проведения опережающего переобучения и переподготовки персонала, социальной защиты работников организаций;
- увеличение масштабов общественных и временных работ;
- развитие системы профориентационной работы;
- содействие малому и среднему бизнесу, частному предпринимательству;
- совершенствование деятельности службы занятости по созданию условий для быстрейшего трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите, испытывающих трудности в поисках работы;
- отработка механизма регулирования рынка труда.
III. Направления программных мероприятий
Система программных мероприятий определена исходя из целевых установок и задач Программы, сложившейся и прогнозируемой ситуации на рынке труда Республики. Система программных мероприятий представлена следующими направлениями:
- развитие качества рабочей силы, включающее профессиональное обучение безработных граждан с учетом потребностей работодателей и прогнозов развития рынка труда, опережающее обучение и профессиональную ориентацию и психологическую поддержку безработных граждан;
- социальное партнерство на рынке труда, включающее взаимодействие органа службы занятости населения с объединениями профсоюзов и работодателей, Администрацией города с целью повышения занятости населения;
- регулирование трудовой миграции, включающее расширение и повышение качества информационно-справочных работ о степени напряженности на рынке труда и реальных возможностях трудоустройства;
- улучшение функционирования рынка труда, включающее информирование населения и работодателей о положении на рынке труда, содействие в трудоустройстве, обеспечение занятости путем реализации мероприятий по содействию трудоустройства населения;
- социальная поддержка доходов безработных граждан, включающая выплату пособий по безработице, оказание материальной помощи, оформление граждан на досрочную пенсию и выплату стипендий.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Реализация Программы содействия занятости населения г. Улан-Удэ осуществляется на условиях софинансирования за счет средств федерального бюджета и бюджета Республики Бурятия.
Порядок финансирования мероприятий Программы определяется Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Основными источниками ресурсного обеспечения Программы являются средства федерального, республиканского и местного бюджетов. В 2002-2005 годах общий объем финансовых затрат из данных бюджетов планируется в размере 115414,7 тыс. руб., в том числе в 2002 году - 26816,6 тыс. руб.
Предусмотренные Программой мероприятия по социальной поддержке безработных граждан (выплата пособий по безработице, досрочных пенсий и стипендий, оказание материальной помощи) финансируются за счет средств федерального бюджета. Объем затрат на эти цели в 2002-2005 годах составит 93654,0 тыс. руб., в том числе в 2002 году - 22152,7 тис. руб.
Финансирование мероприятий содействия занятости населения осуществляется за счет средств федерального, республиканского и местного бюджетов в соответствии с Соглашением о намерениях N 00620052 от 16.02.01 г., заключенным между Правительством Республики Бурятия и Министерством труда и социального развития Российской Федерации на 2002-2005 годы.
Из федерального, республиканского и местного бюджетов на финансирование мероприятий по профессиональной ориентации, профессиональному обучению безработных граждан и реализацию мероприятий по содействию трудоустройству населения в 2002-2005 годах Программой предусматриваются затраты в размере 21760,7 тыс. руб., в том числе в 2002 году - 4663,9 тыс. руб. (федеральный бюджет - 4069,6 тыс. руб., республиканский бюджет - 426,3 тыс. руб., местный бюджет - 168,0 тыс. руб.).
Программа предусматривает ежегодное уточнение финансовых затрат с учетом реальной экономической ситуации.
V. Механизм реализации Программы
Программа будет реализовываться в два этапа: первый этап (2002-2003 годы) и второй этап (2004-2005 годы). На первом и втором этапах будут реализовываться программные мероприятия с учетом социально-экономической политики г. Улан-Удэ и Республики Бурятия, через функциональные отделы по работе с безработными гражданами и незанятым населением. Ежеквартально корректируются основные показатели активной политики занятости и предусматривается информирование о ходе выполнения Программы, рассматривается по отклонениям и фактическому исполнению бюджета и представляется в виде отчета в Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Республике Бурятия.
В соответствии с Соглашением N 00620052 от 16.02.01 г., заключенным между Минтрудом РФ и Правительством Республики Бурятия, которое подтвердило свое намерение участвовать в софинансировании мероприятий Программы содействия занятости населения на 2002 год по г. Улан-Удэ, предусматривается выделение из бюджета РБ в 2002 году в объеме 426,3 тыс. руб., а из местного бюджета - 168,0 тыс. руб.
VI. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации
Контроль над реализацией Программы осуществляет Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Республике Бурятия совместно с Администрацией г. Улан-Удэ.
VII. Оценка эффективности и социально-экономических последствий от
реализации программы
Реализация программы в 2002-2005 годах позволит:
- сдержать уровень регистрируемой безработицы в 2002-2005 годах в пределах 1,6 %, а в 2002 годах - 1,8%;
- повысить сбалансированность спроса и предложения рабочей силы на рынке труда путем заполнения в 2002-2005 годах - 28080 вакансий, в т.ч. в 2002 г. - 6970 вакансий;
- обеспечить трудоустройство в 2002-2005 годах - 7635 чел. в т.ч. в 2002 году - 2800 чел.;
- направить на профессиональную подготовку - 4840 чел., в т.ч. в 2002 году-1150 чел.;
- провести профориентационную работу с 8900 гражданами, в т.ч. в 2002 г. - с 2000 чел.;
- обеспечить реализацию мероприятий по содействию трудоустройству населения в 2002-2005 годах - 2780 чел., в т.ч. в 2002 г. - 656 чел., из них:
- организация общественных работ в 2002-2005 годах - 2200 чел.; в т.ч. в 2002 г. - 550 чел.;
- организация трудоустройства особо нуждающихся граждан в 2002-2005 годах - 200 чел., в т.ч. в 2002 г. - 50 чел.;
- содействие самозанятости в 2002-2005 гг. - 140 безработным, в т.ч. в 2002 г. - 35 чел.;
- участие в программе социальной адаптации в 2002-2005 годах - 240 чел., в т.ч. в 2002 г. - 21 чел.; организовать и провести 72 ярмарки вакансий и учебных рабочих мест и других специализированных мероприятий по взаимодействию с работодателями, в т.ч. в 2002 г. - 18 ед.
- оказать социальную поддержку в период поиска работы 18607 безработным, в т.ч. в 2002 году - 3740 чел.
Приложения
Приложение N 1
Прогноз занятости по городу Улан-Удэ на 2002-2005 годы
(тыс. чел.)
2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | |
факт | оценка | прогноз | прогноз | прогноз | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Трудовые ресурсы | 247,9 | 249,4 | 250,1 | 250,7 | 251,2 |
1. Численность занятых в экономике - всего |
172,1 | 173,6 | 174,3 | 174,7 | 175,1 |
2. Из них: в материальном производстве - всего |
116,2 | 117,6 | 118,2 | 118,6 | 119,0 |
В т.ч. по отраслям: | |||||
Промышленность | 44,3 | 44,7 | 45,1 | 45,4 | 45,7 |
Сельское хозяйство | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 |
Лесное хозяйство | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 |
Строительство | 15,7 | 16,0 | 16,0 | 16,1 | 16,2 |
Транспорт | 11,9 | 12,0 | 12,1 | 12,1 | 12,1 |
Связь | 2,7 | 2,8 | 2,8 | 2,8 | 2,8 |
Торговля и общественное питание |
23,9 | 24,2 | 24,3 | 24,3 | 24,3 |
другие отрасли | 15,2 | 15,4 | 15,4 | 15,4 | 15,4 |
3. В непроизводствен- ной сфере |
55,9 | 56,0 | 56,1 | 56,1 | 56,1 |
В том числе по отраслям: |
|||||
Здравоохранение и физическая культура |
16,8 | 16,8 | 16,8 | 16,8 | 16,8 |
Образование | 17,4 | 17,4 | 17,4 | 17,4 | 17,4 |
Наука и научное обслуживание |
2,8 | 2,8 | 2,8 | 2,8 | 2,8 |
Культура и искусство | 3,8 | 3,8 | 3,8 | 3,8 | 3,8 |
Другие отрасли | 15,1 | 15,2 | 15,3 | 15,3 | 15,3 |
Из численности занятых всего: |
|||||
а) на предприятиях и организациях госсектора |
61,4 | 61,2 | 58,8 | 58,7 | 58,1 |
б) в общественных объединениях и организациях |
2,3 | 2,3 | 2,3 | 2,4 | 2,4 |
в) на предприятиях и организациях со смешанной формой собственности |
58,8 | 60,2 | 60,4 | 60,7 | 61,0 |
г) в совместных предприятиях |
1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,6 |
д) в частном секторе - всего |
48,1 | 48,4 | 51,3 | 51,4 | 52,0 |
В том числе | |||||
1) в крестьянских (фермерских) хозяйст- вах |
- | - | - | - | - |
2) в зарегистрированных |
38 | 38,1 | 40,9 | 40,9 | 41,3 | |
частных предприятиях | |||||
3) лица, занятые индивидуальным трудом |
6,1 | 6,3 | 6,4 | 6,5 | 6,6 |
4) в личном подсобном хозяйстве |
4,0 | 4,0 | 4,0 | 4,0 | 4,1 |
4. Учащиеся (с отрывом от производства) |
36,7 | 38,0 | 38,2 | 38,6 | 39,0 |
5. Занятые в домашнем хозяйстве, военнослужащие |
30,1 | 30,0 | 30,3 | 30,3 | 30,3 |
6. Лица, не занятые трудовой деятель- ностью, учебой |
9,0 | 7,8 | 7,5 | 7,1 | 6,8 |
В т.ч. имеющие статус безработного |
3,7 | 3,2 | 3,1 | 3,0 | 2,9 |
7. Уровень безработицы |
2,0 | 1,8 | 1,7 | 1,6 | 1,6 |
Численность экономически активного населения |
181,1 | 181,4 | 181,8 | 181,8 | 181,9 |
Приложение N 2
Сводная таблица спроса и предложения рабочей силы на территориальном
рынке труда
Перечень характеристик | 2001 год (ожидаемое) |
Прогноз на: | |||
2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Спрос на рабочую силу | |||||
Всего | 28380 | 29700 | 29510 | 29200 | 28700 |
в том числе: | |||||
на начало прогнозного периода на имеющиеся вакансии |
2000 | 2000 | 2100 | 2100 | 2200 |
потребность в работниках на новых рабочих местах, предусмотренных к вводу в прогнозируемом периоде |
1600 |
1900 |
1900 |
2000 |
2000 |
потребность в работниках на замену выбывающих по собственному желанию и другим причинам, не связанным с сокращением численности персонала |
24780 |
25800 |
25510 |
25100 |
24500 |
Предложение рабочей силы | |||||
Всего | 39380 | 39500 | 39170 | 38400 | 37700 |
в том числе | |||||
численность безработных на начало года, |
9000 | 7800 | 7500 | 7100 | 6800 |
из них зарегистрированных в территориальных органах Минтруда России по вопросам занятости населения |
3800 |
3200 |
3100 |
3000 |
2900 |
Численность высвобожденных в течение года работников |
1800 |
2000 |
2000 |
2000 |
2000 |
численность работников, уволившихся по собственному желанию |
17000 |
17000 |
16000 |
15500 |
15200 |
численность выпускников общеобразовательных школ и профессиональных учебных заведений всех уровней, а также лиц, прекративших обучение до окончания учебного заведения |
9660 |
10300 |
10870 |
10900 |
10900 |
численность граждан, уволенных из Вооруженных сил Российской Федерации |
1400 |
1600 |
1700 |
1700 |
1700 |
численность граждан, освобожденных из мест лишения свободы |
620 | 900 | 1200 | 1200 | 1100 |
механический приток населения в трудоспособном возрасте |
-100 |
-100 |
-100 |
- | - |
численность граждан, не имеющих опыт работы по другим причинам |
|||||
Соотношение спроса и предложения | |||||
Неудовлетворенный спрос на рабочую силу: |
11000 | 9800 | 9660 | 9200 | 9000 |
Количество вакансий (на конец года) |
2000 | 2000 | 2100 | 2100 | 2200 |
общая численность безработных |
9000 | 7800 | 7500 | 7100 | 6800 |
численность официально зарегистрированных безработных |
3500 | 3200 | 3100 | 3000 | 2900 |
Справочное: | |||||
Численность занятых в экономике |
172,1 | 173,6 | 174,3 | 174,5 | 175,1 |
Численность экономически активного населения |
181,1 | 181,4 | 181,8 | 181,8 | 181,9 |
Уровень общей безработицы, в % к экономически активному населению |
4,96 | 4,3 | 4,12 | 3,9 | 3,73 |
Уровень регистрируемой безработицы, в % к экономически активному населению |
2,0 | 1,8 | 1,7 | 1,7 | 1,6 |
Приложение 3
Прогноз рынка труда
2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | |
Предложение рабочей силы | ||||
Высвобожденные работники | 2000 | 2000 | 2000 | 2000 |
Молодежь, впервые попадающие на рынок труда, выпускники учебных заведений всех уровней |
10300 | 10870 | 10900 | 10900 |
Уволенные по собственному желанию |
17000 | 16000 | 15500 | 15200 |
Уволенные в запас из рядов Вооруженных Сил |
1600 | 1700 | 1700 | 1700 |
Освобожденные из мест лишения свободы |
900 | 1200 | 1200 | 1100 |
Незанятое население на 01.01.02 г. |
7800 | 7500 | 7100 | 6800 |
Механический прирост населения в трудоспособном возрасте |
- 100 | -100 | - 100 | |
Итого: | 39500 | 39170 | 38400 | 37700 |
Спрос на рабочую силу. | ||||
Потребность в работниках, всего, в т.ч. |
29700 | 29510 | 29200 | 28700 |
Будет заявлено вакансий в службу занятости населения |
13000 | 13200 | 13500 | 14000 |
Соотношение спроса и предложения рабочей силы (+, -). |
9800 | 9660 | 9200 | 9000 |
Распределение рабочей силы на рынке труда |
||||
Обратятся за содействием в службу занятости населения, всего |
35800 | 35500 | 35200 | 35000 |
В том числе: | ||||
- за консультацией | 28300 | 28100 | 27900 | 27800 |
- по вопросам трудоустройства |
7500 | 7400 | 7300 | 7200 |
Будет оказано профориентационных услуг |
2000 | 2300 | 2300 | 2300 |
Будет признано безработными | 5500 | 5300 | 5100 | 5000 |
Будет назначено пособий по безработице |
5000 | 4800 | 4600 | 4500 |
Будет направлено на обучение | 1150 | 1200 | 1250 | 1240 |
Будет направлено на общественные работы |
550 | 550 | 550 | 550 |
Будет оформлено безработных на досрочную пенсию |
90 | 90 | 90 | 90 |
Будут трудоустроены - всего: | 2800 | 1635 | 1600 | 1600 |
Из них: - безработных | 1500 | 1400 | 1350 | 1300 |
- организуют собственное дело |
35 | 35 | 35 | 35 |
- в результате переезда по направлению центра занятости |
- | - | - | - |
- в счет установленной квоты | - | - | - | - |
- граждан, особо нуждающихся в социальной защите |
50 | 50 | 50 | 50 |
Из них: - инвалиды | 10 | 10 | 10 | 10 |
- длительно безработные (свыше 6 мес.) |
- | - | - | - |
- несовершеннолетние в возрасте до 18 лет |
5 | 5 | 5 | 5 |
- одинокие и многодетные родители |
27 | 27 | 27 | 27 |
- граждане, уволенные с военной службы |
- | - | - | - |
- граждане, освободившиеся из мест лишения свободы |
- | - | - | - |
- лица предпенсионного возраста |
8 | 8 | 8 | 8 |
Будут принимать участие в программах социальной адаптации "Клуб ищущих работу" и "Новый старт" |
21 | 73 | 73 | 73 |
Будет организовано ярмарок вакансий и учебных мест |
18 | 18 | 18 | 18 |
На конец отчетного периода: | ||||
- безработные | 3200 | 3100 | 3000 | 2900 |
- уровень регистрируемой безработицы. % |
1,8 | 1,7 | 1,6 | 1,6 |
Приложение N 4
Система мероприятий Программы содействия занятости населения г. Улан-Удэ
на 2002-2005 годы
Перечень мероприятий |
Сроки испол- нения |
Исполни- тели |
Источники финанси- рования |
Стоимость (т. руб.) |
Ожидаемые результаты |
|
2002- 2005 годы |
в т. ч. 2002 год |
|||||
1. Развитие качества рабочей силы | ||||||
1.1. Профессиональное обучение безработных граждан профессиональ- ное обучение и переподготовка безработных граждан; - внедрение эффективных программ и интенсивных технологий обучения, оптимизация сроков и стоимости обучения; - обеспечение приоритетности профессионального обучения граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске подходящей работы, в т. ч. женщин, молодежи, впервые выходящих на рынок труда, инвалидов, военнослужа- щих, уволенных из рядов РА, и подлежащих призыву в РА; - совершенствование информационного, методического обеспечения профессионального обучения безработных граждан; - проведение конкурсного отбора образовательных учреждений всех уровней для организации обучения безработных |
2002- 2005 гг. |
У-У ГЦЗН, образова- тельные учреждения |
Федераль- ный бюджет |
15922,0 | 3132,0 | Повышение конкурентоспособности и профессиональной мобильности посредством предоставления различных образовательных услуг в 2002-2005 гг. 4840 чел., в т.ч. в 2002 г. - 1150 чел., с учетом потребности работодателей и прогнозов развития рынка труда. |
1.2. Опережающее обучение - Оказание содействия предприятиям и организациям г. Улан- Удэ, при проведении опережающего обучения по конкретным мероприятиям, осуществляемым работо- дателями и направленных на содействие занятости в условиях высвобождения. |
2002- 2005 гг. |
Работода- тели. У-У ГЦЗН |
Федераль- ный бюджет Средства работода- телей |
Источники и средства предусмотренные на текущее финансирование |
Формирование конкурентоспособных кадров рабочих и специалистов с учетом реальных потребностей экономики города. |
|
2002 - 2005 гг. |
2002 г. |
|||||
1.3. Профессиональная ориентация и психологическая поддержка: - развитие услуг по профессиональной ориентации безработных граждан и незанятого населения; - развитие и совершенствование психологической поддержки безработных граждан и незанятого населения в целях повышения их конкурентоспособности на рынке труда, восстановление мотивации к труду и формирование навыков самостоятельного поиска работы, особое внимание, уделяя длительно безработным гражданам: - повышение квалификации специалистов по профориентационной работе центра занятости населения; - проведение ярмарок рабочих и учебных мест для молодежи |
2002- 2005 гг. |
У-У ГЦЗН | Федераль- ный бюджет |
178,0 | 38,0 | Оказание содействия в 2002-2005 годах 8900 чел., в т.ч. 2002 году - 2000 чел. в выборе сферы деятельности, форм занятости в соответствии с личными интересами, возможностями, потребностями рынка труда |
2. Социальное партнерство на рынке труда | ||||||
2.1. Взаимодействие органов службы занятости населения с объединениями профсоюзов, работодателей, Администрацией г. Улан -Удэ по вопросам содействия занятости населения. |
2002- 2005 гг. |
Админист- рация г. Улан-Удэ, У-У ГЦЗН, объедине- ния проф- союзов, работода- телей |
Повышение занятости населения на основе координации совместных действий с объединениями профсоюзов и работодателей, Правительством РБ |
|||
3. Регулирование трудовой миграции | ||||||
3.1 Расширение и повышение качества информационно-справочной работы о степени напряженности на рынке труда и реальных возможностях трудоустройства |
2002- 2005 гг. |
У-У ГЦЗН | Федераль- ный Бюджет |
Источники и сред- ства, предусмот- ренные на текущее финансирование |
Регулирование трудовой миграции. Актуализация автоматизированного банка данных в целях содействия граждан в устройстве. |
|
4. Улучшение функционирования рынка труда | ||||||
4.1. Оказание гражданам консультационных услуг по вопросам трудоустройства, помощи в подборе работы |
У-У ГЗЦН | Предоставление информационных и консультационных услуг 112100 гражданам, в т.ч. в 2002 - 23800 гражданам |
||||
4.2. Оказание помощи в подборе подходящей работы |
2002- 2005 гг. |
У-У ГЗЦН Работода- тели |
Содействие в трудоустройстве в 2002-2005 годах 7635 чел. в т.ч. в 2002 году 2800 чел. |
|||
4.3. Реализация меро- приятий по содействию трудоустройству населения: |
2002- 2005 гг. |
У-У ГЗЦН Работода- тели |
Федера- льный бюджет, Бюджет РБ, Местный бюджет |
566,7 | 899,6 426,3 168,0 |
Всего в 2002-2005 годах в меро- приятиях по содействию занятости населения примет участие 2780 чел., в т. ч. в 2002 году 656 чел. |
информирование населения и работодателей о положении на рынке труда г. Улан-Удэ |
2002- 2005 гг. |
У-У ГЗЦН | Федера- льный бюджет, Бюджет РБ, Местный бюджет |
24,5 9,0 30,0 |
Повышение качества оказываемых услуг населению и работодателям |
|
организация общественных работ в отраслевом и территориальном разрезах: |
2002- 2005 гг. |
Органы МСУ, У-У ГЦЗН, Работо- датели |
Федера- льный бюджет. Бюджет РБ, Местный бюджет |
349,0 50,0 68,0 |
В 2002-2005 годах будет привлечено общественным работам 2200 чел.. в т.ч. в 2002 году - 550 чел. |
|
организация временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите: |
2002- 2005 гг. |
У-У ГЦЗН, Работода- тели, Органы МСУ |
Федера- льный бюджет, Бюджет РБ, Местный бюджет |
194,4 105,0 |
В 2002-2005 годах будет оказано содействие в трудоустройстве 200 чел., особо нуждающимся в социальной защите, в т.ч. в 2002 году - 50 чел. |
|
содействие самозанятости безработным гражданам |
2002- 2005 гг. |
У-У ГЦЗН | Федера- льный Бюджет Бюджет РБ |
140,0 74,0 |
В 2002-2005 годах будет оказано содействие в самозанятости 140 безработным гражданам, в т.ч. в 2002 году - 35 чел. |
|
организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест и других специализированных мероприятий по взаимодействию с работодателями: |
2002- 2005 гг. |
Департа- мент ФГСЗН по РБ. Работода- тели, Госкомитет по делам молодежи РБ, У-У ГЦЗН, Органы МСУ |
Федера- льный бюджет, Бюджет РБ, Местный бюджет |
187,7 175,0 70,0 |
В 2002-2005 годах организация 72 ед. ярмарок вакансий и учебных рабочих мест и других специализированных мероприятий для расширения возможностей трудоустройства безработных граждан и незанятого населения, в том числе в 2002 году - 18 ед. |
|
социальная адаптация граждан на рынке труда; |
2002- 2005 гг. |
У-У ГЦЗН | Федера- льный бюджет, Бюджет РБ |
4,0 13,3 |
Восстановление мотивации к труду и формирование навыков самостоятельного поиска работы 2002-2005 гг. - 240 чел, в т.ч. в 2002 г. - 21 чел. |
|
5. Социальная поддержка безработных граждан | ||||||
5.1. Поддержка доходов безработных граждан в период активного поиска работы путем выплат пособий по безработице, оказание материальной помощи, оформление граждан на досрочную пенсию, выплату стипендий |
2002- 2005 гг. |
У-У ГЦЗН | Федера- льный бюджет |
93654,0 | 22152,7 | В 2002-2005 годах численность лиц, получающих пособие по безработице составит 13000 чел., в т.ч. 2002 - 2400 чел., получающих материальную помощь - 407 чел. и 100 чел., оформлено на досрочную пенсию 360 чел. и 90 чел., получающих стипендию 4840 чел. и 1150 чел. соответственно. |
Объемы и источники финансирования
Программы занятости населения г. Улан-Удэ на 2002- 2005 гг.
Перечень мероприятий |
Стоимость (тыс. руб.) | ||||
Итого |
Федеральный бюджет |
Бюджет Республики Бурятия |
Местный бюджет |
||
2002-2005 годы |
в т.ч. 2002 г. |
2002 год | 2002 год | 2002 год |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Затраты - всего: | 115414,7 | 26816,6 | 26222,3 | 426,3 | 168,0 |
в том числе: | |||||
1. Мероприятия по содействию трудоустройству населения |
5660,7 | 1493,9 | 899,6 | 426,3 | 168,0 |
2. Профессиональное обучение | 15922,0 | 3132,0 | 3132,0 | 0,0 | 0,0 |
3. Профессиональная ориентация | 178,0 | 38,0 | 38,0 | 0,0 | 0,0 |
4. Социальная поддержка безработных граждан: |
93654,0 | 22152,7 | 22152,7 | 0,0 | 0,0 |
Финансирование из федерального бюджета на 2002 год мероприятий
Программы содействия занятости населения г. Улан-Удэ на 2002-2005 годы
NN п/п |
Единица измерения |
2002 год | |
1 | Объем ассигнований из федерального бюджета для финансирования Программы содействия занятости населения г. Улан-Удэ на 2002 год, всего |
тыс. руб. | 26222,3 |
в том числе: | |||
Мероприятия по содействию трудоустройству населения |
тыс. руб. | 899,6 | |
организация общественных работ | тыс. руб. | 349,0 | |
организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест |
тыс. руб. | 187,7 | |
информирование населения и работодателей о положении на рынке труда |
тыс. руб. | 24,5 | |
организация временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите |
тыс. руб. | 194,4 | |
социальная адаптация безработных граждан на рынке труда |
тыс. руб. | 4,0 | |
оказания содействия самозанятости населения |
тыс. руб. | 140,0 | |
Профессиональное обучение | тыс. руб. | 3132,0 | |
Профессиональная ориентация | тыс. руб. | 38,0 | |
Социальная поддержка безработных граждан: | тыс. руб. | 22152,7 | |
в том числе: | |||
пособия по безработице | тыс. руб. | 18612,0 | |
материальная помощь | тыс. руб. | 144,0 | |
досрочные пенсии | тыс. руб. | 1571,5 | |
стипендии | тыс. руб. | 1825,2 |
Финансирование из республиканского бюджета на 2002 год мероприятий
Программы содействия занятости населения г. Улан-Удэ на 2002-2005 годы
Улан-Удэнский городской центр занятости населения
NN п/п |
Единица измерения |
2002 год |
|
1 | Объем ассигнований из республиканского бюджета для финан- сирование Программы содействия занятости населения г. Улан-Удэ на 2002 год, всего |
тысяч руб. |
426,3 |
в том числе: | |||
Мероприятия по содействию трудоустройству населения | тысяч руб. | 426,3 | |
в том числе: | |||
организация общественных работ | тысяч руб. | 50,0 | |
организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест | тысяч руб. | 175,0 | |
информирование населения и работодателей о положении на рынке труда |
тысяч руб. | 9,0 | |
организация временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите |
тысяч руб. | 105,0 | |
социальная адаптация безработных граждан на рынке труда | тысяч руб. | 13,3 | |
оказания содействия самозанятости населения | тысяч руб. | 74,0 | |
Профессиональное обучение | тысяч руб. | 0,0 | |
Профессиональная ориентация | тысяч руб. | 0,0 |
Финансирование из местного бюджета на 2002 год мероприятий Программы
содействия занятости населения г. Улан-Удэ на 2002-2005 годы
Улан-Удэнский городской центр занятости населения
NN пп |
Единица измерения |
2002 год |
|
Объем ассигнований из местного бюджета для финансирования Программы содействия занятости населения г. Улан-Удэ на 2002 год, всего |
тысяч руб. |
168,0 |
|
в том числе: | |||
Мероприятия по содействию трудоустройству населения |
тысяч руб. | 168,0 | |
в том числе: | |||
организация общественных работ | тысяч руб. | 68,0 | |
организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест |
тысяч руб. | 70,0 | |
информирование населения и работодателей о положении на рынке труда |
тысяч руб. | 30,0 | |
организация временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите |
тысяч руб. | ||
организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан |
тысяч руб. | ||
оказания содействия самозамятости населения | тысяч руб. | ||
Профессиональное обучение | тысяч руб. | 0,0 | |
Профессиональная ориентация | тысяч руб. | 0,0 |
Финансирование мероприятий по содействию трудоустройству населения
по городу Улан-Удэ на 2002-2005 годы
в том числе: | |||||
Затраты на 2002- 2005 гг. |
2002 г. |
из них | |||
Бюджет РБ | местный бюджет |
||||
Улан-Удэнский | 5660,7 | 1493,9 | 899,6 | 426,3 | 168,0 |
Финансирование мероприятий профессионального обучения и профессиональной
ориентации по городу Улан-Удэ на 2002-2005 годы
Затраты на 2002- 2005 гг. |
в том числе: | |||
2002 г. |
из них | |||
федеральный бюджет |
местный бюджет |
|||
Улан-Удэнский | 16100,0 | 3170,0 | 3170,0 | 0,0 |
Финансирование мероприятий поддержки безработных граждан по городу
Улан-Удэ на 2002-2005 годы
Всего на 2002- 2005 гг. |
в том числе: | |||||
2002 г. |
из них | |||||
пособия по безработице |
материальная помощь |
досрочные пенсии |
стипендии | |||
Улан-Удэнский | 93654,0 | 22152,7 | 18612,0 | 144,0 | 1571,5 | 1825,2 |
Директор У-У ГЦЗН |
Н.П. Линейцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации г. Улан-Удэ от 7 мая 2002 г. N 185 "О программе содействия занятости населения г. Улан-Удэ на 2002-2005 гг."
Текст Постановления официально опубликован не был
Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 15 октября 2004 г. N 520 настоящее Постановление признано утратившим силу с 1 января 2005 г.