Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Министерства финансов Республики Бурятия
от 5 июля 2013 г. N 155
Методические рекомендации
по разработке порядка осуществления внутреннего финансового контроля исполнительными органами государственной власти Республики Бурятия
1. Настоящие Методические рекомендации подготовлены в целях оказания методологической помощи по разработке порядка осуществления внутреннего финансового контроля исполнительными органами государственной власти Республики Бурятия.
2. В соответствии со статьей 270.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, органы исполнительной власти вправе создавать подразделения внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля), осуществляющие разработку и контроль за соблюдением внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, а также подготовку и организацию осуществления мер, направленных на повышение результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств.
3. Внутренний финансовый контроль определяется как деятельность исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия, направленная на контроль:
- соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и Республики Бурятия,
- достоверности, полноты и соответствия нормативным требованиям бюджетной отчетности;
- экономности, результативности и эффективности использования средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Внутренний финансовый контроль, организуемый исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, определяется как процесс управления деятельностью с целью эффективного и результативного использования бюджетных ресурсов, сохранности его финансовых и нефинансовых активов, соблюдения законодательных требований и представления достоверной отчетности.
Внутренний финансовый контроль проводится для анализа и оценки степени достижения поставленных целей и задач, на предмет проверки соответствия своей деятельности требованиям законодательства.
4. Порядок осуществления внутреннего финансового контроля исполнительного органа государственной власти Республики Бурятия устанавливает единые требования к проведению мероприятий внутреннего финансового контроля, отражает цели, задачи, формы, виды, методы и организация внутреннего контроля в исполнительном органе государственной власти.
5. Целями системы внутреннего финансового контроля в исполнительных органах государственной власти Республики Бурятия являются:
- обеспечение соблюдения действующего законодательства Российской Федерации и Республики Бурятия;
- повышение эффективности и результативности деятельности;
- повышение качества осуществления государственных функций, оказания государственных услуг;
- оптимизация расходования бюджетных ассигнований, выделяемых исполнительному органу государственной власти Республики Бурятия.
6. Для реализации поставленных целей при осуществлении внутреннего финансового контроля необходимо решение следующих задач:
- контроль достижения поставленных задач, количественно измеримых показателей выполнения задач, результатов деятельности, реализации программ и мероприятий;
- контроль соблюдения порядка исполнения установленных процессов и процедур, административных и иных регламентов, проведения и учета соответствующих операций, отражения их в отчетности и соблюдения полномочий;
- анализ выявленных отклонений от установленных показателей деятельности, причин, лежащих в основе нарушений, внесение предложений для принятия мер по их предупреждению;
- определение эффективности проводимых процессов и операций, а также использования финансовых и нефинансовых ресурсов;
- определение целесообразности проводимых процессов и операций, применения действующих норм и правил их ведения;
- представление информации о соблюдении законодательных, иных нормативных правовых актов, количестве и качестве выполняемых государственных функций, предоставляемых государственных услуг (выполняемых работ), и использовании государственных финансовых и нефинансовых ресурсов.
7. Внутренний финансовый аудит в исполнительных органах государственной власти Республики Бурятия осуществляется в формах проверки и мониторинга законности и эффективности деятельности и использования бюджетных ассигнований, в отношении которых орган исполнительной власти осуществляет функции главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного распорядителя бюджетных средств на всех этапах бюджетного процесса.
Проверка представляет исследование конкретных вопросов (тем) деятельности объектов контроля.
Мониторинг представляет непрерывное или регулярное наблюдение за объектами контроля, анализ их хозяйственной деятельности как составной части управления на предмет определения её эффективности (результативности) на основе методик.
Предлагается осуществлять мониторинг соответствия планов деятельности структурных подразделений исполнительного органа государственной власти Республики Бурятия установленным критериям.
По результатам проведения мониторинга по каждому структурному подразделению исполнительного органа государственной власти Республики Бурятия принимается решение, которое содержит замечания и рекомендации.
8. При подготовке порядка осуществления внутреннего финансового контроля определяются:
- структурные подразделения исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия и (или) должностные лица исполнительного органа государственной власти Республики Бурятия, на которых возлагаются соответствующие функции;
- руководитель (заместитель руководителя) исполнительного органа государственной власти Республики Бурятия, который организует и координирует деятельность подразделения (должностных лиц), осуществляющего внутренний финансовый контроль.
9. Направлениями внутреннего финансового контроля могут являться:
- контроль и проверка исполнения законодательных и нормативных правовых актов в исполнительных органах государственной власти Республики Бурятия;
- оценка эффективности деятельности структурных подразделений;
- оценка качества планирования деятельности и результатов деятельности структурных подразделений;
- контроль и проверка исполнения принятых обязательств;
- проверка организации и постановки бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности;
- проверка достоверности, полноты и своевременности подготовки финансовых и иных отчетов;
- анализ результативности и эффективности использования ресурсов, выявление финансовых резервов, а также направлений привлечения дополнительных финансовых ресурсов;
- проверка исполнения программ на соответствие результатов заявленным целям, задачам, планируемым показателям результативности;
- контроль за своевременностью разработки и принятия нормативных правовых актов, необходимых для своевременного исполнения бюджетных обязательств, разработки и исполнения государственных заданий, заданий учредителя;
- внесение предложений об отказе от излишних функций, об устранении административных барьеров, и об отказе предоставления невостребованных услуг, о внедрении новых услуг и новых форм предоставления государственных услуг в соответствии с возникшей потребностью в них;
- оценка качества планирования и эффективности бюджетных расходов исполнительного органа государственной власти на стадии планирования и по результатам фактически произведенных расходов;
- внесение предложений о переводе части бюджетных ассигнований на осуществление текущей деятельности в разряд программных мероприятий с утверждением конкретных конечных результатов, которые планируется достичь в ходе реализации программных мероприятий;
- подготовка актов, рекомендаций руководителю исполнительного органа государственной власти Республики Бурятия;
- контроль за обеспечением информационной прозрачности процесса управления на всех этапах деятельности исполнительного органа государственной власти Республики Бурятия;
- анализ адекватности системы документации и документооборота;
- анализ объективности и адекватности государственных заданий, планов финансово-хозяйственной деятельности;
- контроль за соблюдением действующего законодательства и работа с внешними органами финансового контроля;
- предупреждение нецелевого и неэффективного использования средств бюджета.
10. К объектам внутреннего финансового контроля исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия относятся:
- структурные подразделения исполнительного органа государственной власти Республики Бурятия;
- иные юридические лица, которым предоставляются субсидии из республиканского бюджета исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия.
11. Мероприятия в системе внутреннего финансового контроля могут реализовываться путем аудита эффективности деятельности и использования бюджетных средств (далее - аудит эффективности)
Под аудитом эффективности понимается деятельность, осуществляемая организационно и/или функционально независимым аудитором (сотрудником исполнительного органа государственной власти) для оценки соответствия результатов деятельности объекта внутреннего финансового контроля установленным целям и задачам, оценки способа их достижения и подготовки рекомендаций по повышению эффективности этой деятельности.
Аудит эффективности включает проверку экономности использования бюджетных средств, затраченных на достижение конкретных результатов деятельности объекта внутреннего финансового контроля; проверку эффективности использования объектом финансового контроля трудовых, финансовых и прочих ресурсов в процессе деятельности, а также использования информационных систем и технологий; проверку результативности деятельности объекта внутреннего финансового контроля по выполнению поставленных перед ним задач, достижению целевых (плановых) показателей с учетом объема выделенных для этого бюджетных средств.
Такой внутренний финансовый контроль включает не только специфические аспекты управления, но и всю управленческую деятельность, в том числе организационную и административные системы.
Основу аудита эффективности составляют вопросы процедуры выбора показателей оценки деятельности исполнительного органа государственной власти, определения критериев оценки деятельности исполнительного органа государственной власти, расчета отклонений достигнутых значений от целевых, а также выявления причин этих отклонений и возможных проблем в достижении установленных целей.
Рекомендуется определиться с группами показателей оценки деятельности структурных подразделений исполнительного органа государственной власти, в том числе показатели непосредственных результатов и показатели конечных результатов.
В качестве показателей непосредственных результатов могут быть установлены показатели, характеризующие объем и качество выполнения государственных функций, государственных услуг, оказанных структурным подразделением. При этом предполагается, что эти показатели находятся в компетенции и под контролем данного подразделения.
Основными направлениями аудита эффективности деятельности исполнительного органа государственной власти Республики Бурятия являются:
- своевременное выявление и анализ рисков, связанных с достижением стратегических целей, тактических задач, выполнение целевых программ;
- обеспечение достоверности информации и отчетности исполнительного органа государственной власти;
- выполнение государственных заданий, планов финансово-хозяйственной деятельности, планов работы структурных подразделений;
- содействие построению оптимальной организационной структуры исполнительного органа государственной власти, соответствующей стратегическим целям и тактическим задачам, стоящим перед исполнительным органом государственной власти;
- соблюдение требований правовых актов, регулирующих деятельность исполнительного органа государственной власти.
12. Порядком осуществления внутреннего финансового контроля определяются сроки и последовательность действий (административные процедуры) при организации и осуществлении внутреннего финансового контроля, основными этапами проведения которого являются:
- планирование - утверждение перечня, сроков и объема (содержания) контрольных мероприятий;
- проведение контрольных мероприятий - непосредственная проверка порядка планирования и использования бюджетных ассигнований;
Проведение контрольного мероприятия включает в себя подготовку к проведению контрольного мероприятия, проведение контрольного мероприятия, документирование результатов контрольного мероприятия;
- анализ результатов контрольных мероприятий - деятельность по определению основных параметров функционирования исполнительного органа государственной власти Республики Бурятия, выявление причин и условий для неэффективных действий, неэффективного использования бюджетных средств, допущенных нарушений действующего законодательства;
- устранение причин и условий для неэффективных действий, неэффективного использования бюджетных средств, допущенных выявленных нарушений - деятельность по разработке рекомендаций по устранению причин и условий выявленных фактов, привлечение к ответственности должностных лиц, допустивших нарушения.
13. Рекомендуется осуществлять планирование контрольной деятельности путем составления и утверждения плана контрольной деятельности на год.
По решению руководителя исполнительного органа государственной власти Республики Бурятия могут осуществляться внеплановые контрольные мероприятия.
При планировании контрольной деятельности следует учитывать:
- своевременность и периодичность проведения контрольных мероприятий;
- реальность сроков проведения контрольных мероприятий;
- равномерность нагрузки на должностных лиц.
14. Рекомендуется при подготовке к проведению контрольного мероприятия исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия:
- издать приказ о проведении контрольного мероприятия;
- осуществить сбор информации об объекте внутреннего финансового контроля, необходимой для организации контрольного мероприятия;
- определить этапы проведения контрольного мероприятия, в том числе последовательность проверки направлений деятельности объекта внутреннего финансового контроля;
- составить программу контрольного мероприятия.
15. При разработке порядка осуществления внутреннего финансового контроля необходимо учесть, что результаты проведения контрольного мероприятия документируются в акте по результатам контрольного мероприятия (далее - акт) с приложением рабочей документации (документов и иных материалов, подготавливаемых либо получаемых в связи с проведением контрольного мероприятия).
Рабочая документация включает в себя:
- документы, отражающие подготовку контрольного мероприятия, включая программу контрольного мероприятия;
- письменные заявления, полученные от должностных лиц и иных работников объекта контроля;
- копии документов объекта контроля, подтверждающие неэффективные действия, неэффективное использование бюджетных средств, выявленные нарушения.
Должностные лица, участвовавшие в контрольном мероприятии, несут персональную ответственность за обеспечение конфиденциальности и сохранности рабочей документации.
Акт содержит:
- информацию о результатах проведенного контрольного мероприятия;
- идентификацию объекта и предмета контроля;
- цели и объем (процент выборки) контрольного мероприятия;
- указание на документы (распоряжения, программы контрольных мероприятий, регламенты, положения, стандарты, иные документы), используемые в ходе проведения контрольных мероприятий.
В акте при описании нарушения или несоответствия, выявленного в ходе контрольного мероприятия, указывается:
- какие нормативные правовые акты Российской Федерации и Республики Бурятия были нарушены должностным лицом объекта контроля;
- какие действия повлекли неэффективное использование бюджетных средств;
- какие действия и их причины являются неэффективными;
- к какому периоду относится выявленное нарушение или несоответствие;
- в чем выразилось нарушение или несоответствие;
- документально подтвержденные факты нарушения или несоответствия;
- должностное лицо объекта внутреннего финансового контроля, допустившее нарушение или несоответствие.
Если в ходе контрольного мероприятия отсутствует возможность установить должностное лицо объекта контроля, допустившее нарушение или несоответствие неэффективных действий или неэффективного использования бюджетных средств, в акте в качестве должностного лица объекта внутреннего финансового контроля, допустившего нарушение или несоответствие, указывается руководитель структурного подразделения, объекта внутреннего финансового контроля, отвечающего за проверяемое направление деятельности.
В акте не допускаются:
- предположения, факты, не подтвержденные документально;
- морально-этическая оценка действий должностных лиц объекта контроля;
- помарки, подчистки и иные неоговоренные исправления;
- информация о деятельности объекта внутреннего финансового контроля, не относящаяся к предмету контрольного мероприятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.