Постановление Администрации г. Улан-Удэ
от 22 апреля 2003 г. N 189
"Об утверждении основных направлений развития торговли, общественного
питания и услуг на 2003-2007 гг."
Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 14 декабря 2009 г. N 562 настоящее Постановление признано утратившим силу
В целях развития оптимальной инфраструктуры потребительского рынка товаров и услуг, определения приоритетных направлений совершенствования предоставления услуг, повышения их качества и безопасности, постановляю:
1. Утвердить прилагаемые "Основные направления развития торговли, общественного питания и услуг на 2003-2007 гг."
2. Администрациям районов (Козлов А.Н., Булнаев Г.Д., Харакшинов А.И.), Управлению архитектуры и градостроительства (Итыгилов В.П.), Комитету по строительству (Малиновский А.К.), Комитету по управлению имуществом (Еманаков В.И.) принять к исполнению мероприятия по развитию торговли, общественного питания и услуг на потребительском рынке г. Улан-Удэ в соответствии с утвержденными "Основными направлениями развития торговли, общественного питания и услуг на 2003-2007 г.г."
3. Управлению потребительского рынка (Будник О.П.) совместно с Управлением архитектуры и градостроительства (Итыгилов В.П.) составить план выделения земельных участков под строительство рынков, объектов торговли, общественного питания и услуг с ежегодной корректировкой в срок до 01.07.2003 г.
4. Администрациям районов (Козлов А.Н., Булнаев Г.Д., Харакшинов А.И.), Комитету по социально-экономическому развитию (Грехов В.П.) ввести мораторий сроком на 2 месяца по выделению земельных участков под установку мелкорозничной торговой сети и пролонгацию ранее отведенных, кроме отдаленных микрорайонов.
5. Администрациям районов (Козлов А.Н., Булнаев Г.Д., Харакшинов А.И.), Управлению потребительского рынка (Будник О.П.) разработать Программу развития мелкорозничной торговой сети по реализации периодической печати, мороженого, табачных изделий, безалкогольных напитков, бытовых услуг, мини-магазинов и остановочных комплексов в соответствии с архитектурно-художественными требованиями.
6. Пресс-службе Администрации г. Улан-Удэ (Агриколянская С.А.) опубликовать данное Постановление в средствах массовой информации.
7. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на зам. Мэра - председателя Комитета по социально-экономическому развитию Грехова В.П.
Мэр г. Улан-Удэ |
Г.А. Айдаев |
Основные направления развития торговли,
общественного питания и услуг на 2003-2007 г.
(утв. Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 22 апреля 2003 г. N 189)
Содержание
Приложения:
Раздел I. Оценка ситуации в отрасли
1.1. Роль потребительского рынка в экономике г. Улан-Удэ
Торговля, общественное питание и бытовое обслуживание являются неотъемлемой частью экономики города. Данные отрасли являются источником поступления денежных средств и участвуют в формировании основы финансовой стабильности города.
Программа развития торговли, общественного питания и бытового обслуживания в г. Улан-Удэ, утвержденная Постановлением Администрации города от 20.10.2000 N 160 выполнена. В результате проведенной работы бюджет города от отрасли "торговля, общественное питание и бытовые услуги" поступило налоговых платежей в сумме 161,2 млн. руб., что выше, чем в 1999 году в 1,2 раза.
1.2. Анализ состояния потребительского рынка. Выполнение индикаторов
отрасли
В последние годы наблюдаются положительные стабильные тенденции развития экономики в целом по республике и в городе.
В течение всего предшествующего периода сохранялась положительная динамика реального уровня доходов, возросшая по сравнению с соответствующим периодом 2001 г. на 36,5%.
На потребительском рынке города сохраняется устойчивый рост оборота розничной торговли, общественного питания и услуг. По показателям 2002 г., впервые оборот розничной торговли в сопоставимых ценах достиг уровня 1995 г. и составил 13631 млн. руб., к уровню 2001 г. - 122%, в том числе по районам города:
Советский - 128%;
Железнодорожный - 132%
Октябрьский - 114%.
"Диаграмма. Динамика оборота розничной торговли г. Улан-Удэ за 1995 г. - 2002 г."
"Диаграмма. Динамика оборота общественного питания г. Улан - Удэ за 1995 г. - 2002 г."
Доля розничного оборота города в обороте республики составила 75,3% против 76,6% в 2001 году.
"Диаграмма. Доля оборота розничной торговли г.Улан-Удэ в обороте РБ за 2002 год"
В расчете на душу населения, объем товарооборота за 2002 г. составил в целом по городу 34,5 тыс. руб. по сравнению с 2001 годом возрос на 26%.
Продолжается совершенствование структуры отрасли, все больший объем оборота увеличивается за счет организованной формы торговли. В структуре формирования оборота доля продажи товаров торгующими организациями составила 72%. возросла по сравнению с 2001 г. на 7%.
"Диаграмма. График доли оборота организованной формы торговли рынков"
Доля продажи товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках постепенно снижается, и за 2002 год составила 28% (35% в 2001 г.) при программном задании 35%, что свидетельствует о постепенном возвращении покупателя в магазины, повышении денежных доходов населения.
Позитивные сдвиги произошли и в макроструктуре оборота розничной торговли. В 2002 г. оборот продажи продовольственных товаров составлял 52%, вместе с тем, наблюдается снижение расходов на покупку продуктов питания (на 6,9%) и увеличение расходов на покупку непродовольственных товаров (на 7,8%).
В обороте розничной торговли продажа алкогольных напитков за 2002 г. составила 8,85%, в том числе в обороте продовольственных товаров 17,0% (в 2001 г. соответственно - 10,8% и 20,35%), что свидетельствует об увеличении доли продажи товаров другого ассортимента продовольственной группы.
В общем объеме проданных алкогольных напитков наибольшую долю занимает водка 86,7% и ликероводочные изделия - 82%.
В 2002 году оборот общественного питания составил 477,2 млн. руб. или 144% к уровню 2001 г. в действующих ценах и 117% в сопоставимых, его доля в обороте розничной торговли возросла с 3,1% до 3,5%, а удельный вес в обороте республики занял 73,7%.
"Диаграмма. Доля оборота общественного питания г.Улан-Удэ в обороте РБ за 2002 год"
Состояние потребительского рынка на протяжении всего 2002 г. характеризовалось стабильной и высокой насыщенностью продовольственными и непродовольственными товарами. Платежный спрос населения удовлетворен полностью.
В целом за 2002 год предприятиями города произведено потребительских товаров на сумму 2016,1 млн. руб., в том числе продовольственных 1403,5 млн. руб., непродовольственных 612,6 млн. руб. Отмечается рост объемов производства ОАО "Бурятмясопром", ОАО "Молоко", ОАО "Амта", ОАО "Макбур", ОАО "Бурятхлебпром".
Индекс физического объема товарной продукции всех предприятий пищеперерабатывающей отрасли города составил 127,0%, рост производства продукции в денежном выражении составляет 140,7%.
Потребительский спрос на товары, не производимые в городе и республике, удовлетворяется за счет ввоза из других регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья.
В настоящее время доля предприятий пищевой промышленности города составляет в общем объеме реализации продовольственной группы товаров от 38% (ликероводочные изделия) до 75% (колбасные изделия).
При изменении ценовой политики товаров местного производства увеличение удельного веса выпускаемой продукции в мелкой расфасовке, ведении грамотной рекламной кампании предоставляются благоприятные условия для развития производства товаропроизводителей города и республики и увеличение доли объема продаж.
Развитие пищевой промышленности связано с продовольственной безопасностью города, при этом отрасль выступает посредником между товаропроизводителем 1 потребителем сельскохозяйственной продукции.
Индикаторы оценки уровня развития предприятий пищевой и перерабатывающей
промышленности
N | Наименование индикаторов | 2003 год |
1 | Объем продукции пищевой промышленности в действующих ценах без НДС и акцизов |
2074,6 млн. руб. |
2 | Процент к предыдущему году | 107 |
Основными задачами развития потребительского рынка города являются рациональное использование инфраструктуры торговли, повышение качества и культуры обслуживания населения города, стабильный прирост оборота розничной торговли, общественного питания и платных услуг.
Индикаторы развития отрасли торговля, общественное питание, услуги
Показатели | Единицы измерения |
2002 год отчет |
Прогноз | ||||
2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год | |||
Оборот розничной торговли |
млн. руб. в ценах соответст- вующих лет |
13630,9 |
15956 |
18678 |
21864 |
25593 |
30000 |
в % к предыдущему году в СЦ |
112 |
107 |
107 |
107 |
107 |
107 |
|
Оборот общест- венного питания |
млн. руб. в ценах соот- ветствующих лет в % к предыдущему году в СЦ |
477,2 117 |
559 107 |
654 107 |
766 107 |
897 107 |
1050 107 |
Оборот на душу населения |
тыс. руб. в ценах соот- ветствующих лет |
34,5 |
40,5 |
47,4 |
55,5 |
65,0 |
76,0 |
Объем платных услуг |
млн. руб. в ценах соот- ветствующих лет |
1699,4 |
1906,7 |
2381 |
2863 |
3391 |
3912 |
в том числе бытовые услуги |
в % к предыдущему году в СЦ млн. руб. в ценах соот- ствующих лет |
110 55,2 |
102 59,0 |
103 74,0 |
103 89,0 |
103 105,0 |
103 121,0 |
1.3. Развитие объектов потребительского рынка
В настоящее время торговля и общественное питание - наиболее интенсивно развивающиеся сферы городского хозяйства. За прошедшие годы объекты этой отрасли первыми прошли разгосударствление и приватизацию.
Следует отметить, что в начале 90-х годов количество предприятий стационарной розничной торговли составляло 417 единиц с торговой площадью 54290 кв. м.:
- по продовольственной сети - 276 с торговой площадью 29010 кв. м.
- непродовольственной - 138 с торговой площадью 23966 кв. м.
- смешанных товаров - 13 с торговой площадью 1315 кв. м.
Обеспеченность населения торговыми площадями по городу (по утвержденным нормативам) в 1999 году составила 63,3%,
по продовольственной сети - 86,8%,
непродовольственной - 48,5%.
В настоящее время в городе функционирует 847 стационарных магазинов, 7 торговых центров, 8 крытых рынков, 17 торговых площадок. 474 предприятия общественного питания, в том числе 268 - общедоступной сети. 560 объектов бытового обслуживания (всего 1881 объект).
На 01.01.2003 г. обеспеченность населения торговыми площадями в целом по городу составляет 96,95%, в том числе:
- по продовольственной сети - 96,1 %;
- по непродовольственной сети - 97,6%.
Наибольшая обеспеченность торговыми площадями в Советском районе - 123,3%, наименьшая - в Октябрьском - 81,2%, в Железнодорожном - 101,2%.
Обеспеченность общедоступной сетью общественного питания составляет 76,5%.
Сложившаяся сеть предприятий потребительского рынка неадекватно отражает распределение спроса населения, в отдаленных микрорайонах города ощущается недостаток торговых площадей, посадочных мест, отсутствуют объекты бытового обслуживания.
За прошедшие 10 лет стационарная розничная торговая сеть возросла в 2 раза, а торговые площади в 1,2 раза, количество предприятий общественного питания (общедоступная сеть) увеличилось в 3 раза, посадочных мест - в 1,5 раза. Средний размер торговой площади объекта составляет 79 кв. м. (сократился на 39,2%), среднее количество посадочных мест в объекте общественного питания сократилось на 27 и составило 32 посадочных места, т.е. наблюдается тенденция к расширению сети мелких предприятий.
По типам предприятий отмечается увеличение по сравнению с 1999 годом магазинов с универсальным ассортиментом товаров на 30%, специализированным - на 24,4%. В 2002 году открыто 27 специализированных магазинов торговой площадью 2992 кв. м., что составляет 60,5% от введенных в эксплуатацию. В них созданы условия для формирования полного ассортимента товаров, улучшения обслуживания населения и повышения рентабельности торговли.
По формам обслуживания за последние три года развивается сеть магазинов самообслуживания, где обеспечивается необходимый сервис и культура обслуживания. Это такие магазины, как: "Спутник", "Октябрь", "МВ-маркет", "Обувь", "Хозтовары", "Посуда" (отдел в Универмаге "Центральный") и другие.
Введены в эксплуатацию торговые центры: "Большой", "Сааган Морин", "Эра", "Темп", "Тумэр Морин", "Линда", где предлагают широкий ассортимент товаров, рынки: "Продопт", "Туяа", "Саяны", возвращен статус 10 магазинам, где временно были размещены рынки. Прирост сети общественного питания наблюдается за счет увеличения числа закусочных типа "позная" и "пельменная". При этом за последние 3 года введены такие предприятия общественного питания, как кафе "На набережной", "Юрта", "Театральное", "Джунго", ресторан "Индиго" и другие, улучшающие облик города и отвечающие требованиям современных стандартов по формам обслуживания потребителей.
В 1994-1998 гг. шло интенсивное размещение объектов мелкорозничной сети возле стационарных объектов торговли с повторяющимся ассортиментом продовольственных товаров, для которых отсутствовали условия хранения и реализации, а тем временем стационарные предприятия торговли становились убыточными, появлялись предприятия в центральных районах больше, чем в районах жилых застроек. Возникли перекосы со специализацией сети но продаже хлеба, овощей, молока. Резко увеличилось количество объектов торговли, торгующих алкогольной продукцией, что больше в 18,8 раз по сравнению с 1991 г., при том режим круглосуточной работы составлял 19,7%.
За период стихийных саморегулирующихся процессов на потребительском рынке города данные негативные тенденции возникли из-за:
- ослабления координирующей роли Администрации;
- нарушения ранее сложившейся схемы управления, когда определялась потребность, затем осуществлялось проектирование, строительство и финансирование;
- устаревшей нормативной базы документов.
В связи с тем, что нового Генерального плана застройки нет, составление Схемы развития и размещения объектов потребительского рынка на территории г. Улан-Удэ заслуживает особого внимания и требует совместной работы соответствующих подразделений архитектуры, строительства, районов города.
Предлагаемая адресная программа размещения объектов потребительского рынка на 2003-2004 гг. направлена на развитие сети стационарных предприятии торговли и общественного питания, отвечающим современным требованиям, технологии и организации торгового обслуживания.
Ввод объектов обеспечивается за счет нового строительства, инвестируемого предпринимателями, и реконструкции зданий в районах города.
Пространственная распределенность новых стационарных объектов торговли и общественного питания будет способствовать улучшению территориальной доступности торговой сети, выравниванию (в некоторой степени) уровней обеспеченности торговыми площадями, обслуживанию населения непосредственно по жилым застройкам в районах города.
С учетом вновь введенных объектов обеспеченность населения торговыми площадями в целом по городу и 2007 году составит 102%. посадочными местами 98%.
Вместе с тем, считаем, что при разработке нового Генерального плана г. Улан-Удэ, его основных разделов, касающихся развития сферы потребительского рынка, необходимо привлечь проектные институты, отраслевые органы управления торговли.
Раздел II. Современные тенденции развития потребительского рынка
Торговля, общественное питание и бытовые услуги - это важные сферы жизнеобеспечения населения города. При предоставлении этих услуг осуществляется рыночное согласование товарного предложения и покупательского спроса.
В торговле сформировалась конкурентная среда, активно осуществляется предпринимательская и инвестиционная деятельность.
Современный потребительский рынок отличается относительно высокой насыщенностью. Система распределения товаров заменена отношениями свободной купли-продажи.
Динамика объектов и структуры реализации товаров и услуг постепенно приобретает устойчивый характер. Вместе с тем, позитивные тенденции развития потребительского рынка города сопровождаются рядом серьезных негативных проявлений.
На потребительском рынке города сосредоточен сегодня значительный объем теневого оборота, происходит неоправданное наращивание цен реализации из-за роста звенности товародвижения.
Регулирование развития инфраструктуры потребительского рынка неоправданно рассредоточено, в результате проявляется диспропорциональность в развитии отдельных звеньев. Местные товаропроизводители в силу ряда причин потеряли значительную часть внутреннего рынка сбыта своей продукции.
Значительная часть предпринимателей стремится к максимальному увеличению прибыли, что приводит к тому, что на потребительском рынке города увеличиваются объемы реализации товаров и услуг неудовлетворительного качеств.
Наблюдается дублирование системы контроля качества и безопасности товаров и услуг, что не способствует коренным изменениям в наведении порядка на потребительском рынке. Недостаточно законодательно-правовое и нормативное обеспечение. Дезорганизована информационная система развития отраслей.
Рост рыночной торговли связан с вовлечением незанятого трудоспособного населения в экономику непроизводственной сферы. Однако такой рост имеет и отрицательные последствия, такие как: несоблюдение правил торговли, продажа некачественной продукции или нарушение условий хранения, несоответствие санитарно-гигиеническим нормам продажи, отрицательное влияние стихийных рынков на облик города, нарушение налогового законодательства. С учетом названных, а также других существенных проблем, необходима разработка основных направлений совершенствования сферы потребительского рынка города, а также создание четкой схемы регулирования процессов и отношении, которые обеспечивают позитивное развитие потребительского рынка в целом.
Развитие оптовой и мелкооптовой торговли позволит не только обрести уверенность в нормальном обеспечении населения продовольственными и непродовольственными товарами, это еще и ликвидация нецивилизованной торговли, информативность, внедрение новейших технологий, повышение качества товаров и культуры обслуживания.
Продолжается совершенствование структуры торговли, все больший объем товарооборота приходится на организованные формы торговли - магазины, торговые центры и комплексы. Хотя доля рынков и других малоцивилизованных форм торговли (например, контейнерные площадки) остается пока высокой - сказывается относительно низкий уровень доходов населения. Тем не менее, за последнее время на рынке появились сетевые структуры ("Спутник", "МВ-маркет"). Они идут и находят свои рыночные ниши. с одной стороны, привлекая массового покупателя, а с другой, формируя у них привычку делать покупки в комфортных условиях.
Потребительский рынок сегодня заметно дифференцирован по социальным группам населения. Но стимулы удовлетворять потребности населения в недорогих товарах и услугах очень слабы, или отсутствуют совсем.
Поэтому создание магазинов низких цен ("дискаунтов") приобретает особую социальную значимость.
Раздел III. Цели и задачи "Основных направлений"
При разработке основных направлений развития потребительского рынка города учтено то, что для достижения этой стратегической цели необходимо решить следующие задачи:
- обеспечение для абсолютного большинства населения города доступности потребительского рынка в цивилизованных формах его организации. Восстановление оптимального соотношения магазинных и внемагазинных форм продажи.
- обеспечение прав граждан на безопасность и качество товаров. Усиление системы услуг.
- формирование развитой системы товародвижения, создающей благоприятные возможности для отечественных товаропроизводителей, способствующей оптимизации на рынке соотношения отечественных и импортных товаров.
- восстановление финансового контроля за товарооборотом на основе существенного ограничения возможностей для теневого оборота.
- укрепление нормативно-правовой базы.
- поэтапное восстановление элементов информационной системы отраслей.
Дальнейшее развитие потребительского рынка города должно проводиться на принципах системности организационных решений и их реализации, разграничение предметов ведения между всеми уровнями управления, обеспечения ответственности государственных органов контроля в вопросах контроля качества и безопасности товаров и услуг.
В связи с тем, что многие экономические процессы в торговле, общественном питании, бытовом обслуживании, получившие развитие за время реформ, полностью или частично необратимы, при выполнении мероприятий по развитию потребительского рынка необходимо изменить механизм функционирования потребительского рынка.
Средствами решения данной задачи должны стать:
- целенаправленная структурная перестройка на потребительском рынке, способная обеспечить сбалансирование развития отдельных звеньев на принципах рыночного разнообразия субъектов;
- стимулирование развития интеграционных процессов;
- формирование механизма защиты внутреннего рынка и отечественных товаропроизводителей в условиях международного товарооборота:
- стимулирование развития объединения предпринимательских структур для решения проблем потребительского рынка города;
- рационализация системы государственного регулирования потребительского рынка на принципах ведения предпринимательской деятельности в рамках законодательства.
Реализация основных направлений будет содействовать:
- развитию устойчивого и цивилизованного потребительского рынка, повышению жизненного уровня и занятости населения;
- росту физического объема оборота розничной торговли, общественного питания и платных услуг;
- увеличению рабочих мест в стационарной торговой сети, предприятиях общественного питания и сфере обслуживания;
- созданию оптимальной инфраструктуры потребительского рынка города;
- внедрению современных технологий, прогрессивных форм организации, повышению качества обслуживания населения.
Раздел IV. Основы формирования инфраструктуры потребительского рынка
Современная инфраструктура потребительского рынка города сложилась под влиянием проводимых экономических реформ. Формирование и развитие этой инфраструктуры в настоящее время сдерживается рядом причин объективного и субъективного характера. Невысокий уровень концентрации капитала, неприемлемая система кредитования, недостаток свободных площадей предопределяет функционирование в основном мелких и средних предприятий.
Стратегия развития потребительского рынка должна быть направлена на устранение этих причин и создание оптимальных условий для их деятельности.
4.1. Развитие оптовой торговли
Оптовой торговле принадлежит важная роль в развитии сферы обращения потребительского рынка, она выступает посредником между промышленностью и розничным торговым звеном, преобразует производственный ассортимент в торговый, предопределяет структуру и направление товарных потоков.
Основу оптовой торговой системы потребительского рынка города должны составлять оптовые структуры регионального уровня. Видовое их разнообразие диктуется мотивацией товаропроизводителя при выборе каналов продвижения своей продукции.
Структуру развития оптовой торговли составляют:
- специализирующиеся на полном комплексе закупочно-сбытовых операций с переходом права собственности на товары к оптовому звену. Такие оптовые структуры взаимодействуют, в основном, с крупными производителями товаров и крупными розничными предприятиями. Они могут работать как с отдельной группой товаров, так и с универсальной. Их доля в оптовом обороте должна варьировать в пределах 60-65%:
- посреднические оптовые структуры - предприятия-агенты, брокеры, дилеры н т.д. Основным предметом их деятельности является информация о товаре. Они действуют по поручению клиента и за его счет. Клиентами являются средние предпринимательские структуры как со стороны производителя, так и со стороны торговли (их доля на рынке услуг оптовой торговли составляет 15-20%);
- организаторы оптового оборота, оказывающие услуги по организации оптового оборота товаров (оптовые рынки, ярмарки, товарные биржи, аукционы). Они создают условия для организации оптовой торговли (доля участия организаторов может достигать 25%).
4.2. Развитие розничной торговли
Розничная торговля - ведущее звено всей системы торгового обслуживания, так как непосредственно затрагивает интересы населения.
Современные тенденции развития розничной торговли опираются прежде всего на соотношение магазинных и внемагазинных форм продажи товаров. При этом развитие магазинных форм продажи товаров должно опираться на широкое типовое разнообразие розничных торговых предприятий.
Общими принципами развития розничной торговой сети должны стать:
- универсализация продовольственной торговли (за исключением товаров редкого и эпизодического спроса);
- развитие специализированных непродовольственных магазинов в центрах жилой застройки;
- формирование торговых сетей, крупных универсальных розничных предприятий, торговых центров и торговых комплексов;
- организация в центральных торговых зонах жилых массивов предприятий с высоким уровнем торгового обслуживания;
- формирование системы так называемых "удобных магазинов", расположенных в радиусе пешеходной доступности и торгующих широким ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров;
- выделение специальных зон для уличных ярмарок и базаров;
- формирование автономных зон торгового обслуживания вдоль автомагистралей.
Опираясь на перечисленные принципы развития, инфраструктура розничной торговли должна обеспечить разнообразие форм торгового обслуживания, которые характеризуются разнообразием структурно-функциональных параметров торговых объектов и ориентирования на конкретные зоны торгового обслуживания.
Разнообразие форм торгового обслуживания должно удовлетворять потребности самых широких слоев населения и может быть обеспечено лишь в условиях функционирования:
- магазинов с традиционными формами обслуживания (через прилавок);
- магазинов самообслуживания;
- магазинов салонной торговли;
- магазинов-складов;
- разнообразие розничных торговых предприятий с позиции их структурных функциональных параметров должно обеспечиваться на базе формирования развития:
- независимых розничных торговых предприятий;
- розничных торговых предприятий, принадлежащих товаропроизводителям;
- розничных торговых предприятий, принадлежащих оптовым торговым организациям.
Разнообразие розничных торговых предприятий с позицией их ориентации на конкретную зону торгового обслуживания должно предусматривать выделение в любой системе торгового обслуживания:
- магазинов местного значения;
- магазинов общественного значения;
- магазинов в составе торговых центров;
- магазинов вдоль автомагистралей.
Особую группу розничных торговых предприятий должны составлять предприятия в составе торговых центров, представляющих совокупность торговых предприятий, построенных и управляемых как единый территориальный комплекс с обширной автостоянкой, торговый центр всегда предлагает универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров. Торговые центры формируются на пересечении крупных магистралей с тенденцией смещения за пределы интенсивной городской застройки.
Принципиально новой формой внемагазинной торговли, имеющей предпосылки для распространения в отечественной торговой практике являются:
- посылочная торговля;
- сетевой маркетинг;
- электронная торговля;
- продажа через торговые автоматы. К внемагазинным формам относится мелкорозничная торговля и рынки.
Стационарная сеть розничных предприятий торговли развивается за счет:
- нового строительства в районах жилой застройки;
- рационального использования нежилых помещений в районах сложившейся застройки;
- перепрофилирования, реконструкции, модернизации существующих предприятий торговли.
Рекомендуемые нормативы расчета сети предприятий торговли
Наименование | Торговая площадь кв. м. на 1000 чел. | |
на расчетный срок | на первую очередь | |
Магазины, в том числе: - продовольственные - непродовольственные |
230 90 140 |
190 82 113 |
В соответствии нормативов произведенный расчет обеспеченности торговыми площадями характеризуется следующими данными:
Сегмент | Численность жителей |
Требуется по норме (кв. м.) |
Фактически имеется |
% обеспе- ченности |
Отклонения от норматива (кв. м.) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Железнодорожный район | |||||
Шишковский округ | 16009 | 3121,7 | 1582,7 | 50,7 | -1539 |
Лысогорский округ | 4029 | 785,7 | 263 | 33,5 | -522,7 |
Путейский округ | 9550 | 1862,3 | 3112,4 | 167,1 | +1250,1 |
Мостовой округ 11 | 235 | 45,9 | 56 | 122 | +10,1 |
Академический округ | 6792 | 1324,4 | 3022,2 | 228,2 | +1697,8 |
Элеваторский округ | 14407 | 2809,4 | 4862,6 | 173,1 | -2053,2 |
Заводской округ | 16387 | 3195,4 | 4159,1 | 130,2 | -963,7 |
Комсомольский округ 25 |
3506 |
683,7 |
485,3 |
71 |
-195,4 |
Аршанский округ | 5615 | 1094,9 | 501,8 | 45,8 | -593,1 |
Орешковский округ 28 |
2852 |
556,2 |
183,6 |
33 |
-372,6 |
Ботанический 29 | 2748 | 535,8 | 366,1 | 68,3 | -169,7 |
Кирзаводской округ 30 |
3876 |
755,7 |
1506,8 |
199,4 |
+751,1 |
Верхне-Березовский округ З1 |
1446 |
282 |
87,7 |
31,1 |
-194,3 |
Солнечный округ 32 | 1341 | 2615 | 105,7 | 40,4 | -155,8 |
Строительный округ | 2285 | 445,6 | 238 | 53,4 | -207,6 |
Загорский округ | 15807 | 3082,4 | 2201,5 | 71,4 | -880,9 |
Восточный округ | 20371 | 3972,3 | 2519,4 | 63,4 | -1452,9 |
Зеленый округ 45 | 1516 | 295,6 | 157,6 | 53,3 | -138 |
Итого по району | 128772 | 25110,5 | 25411,5 | 101,2 | +301 |
Советский район | |||||
Батарейка Центр Стеклозавод п. Вагжанова Левый берег п. Заречный п. Степной п. Солдатский Тулунжа п. Исток п. Сокол п. Сокол-Аэропорт (частное жилье) Итого по району |
7527 14429 13498 5600 4523 10052 2070 3550 1150 3200 4507 1500 71606 |
1467,8 2813,66 2632,11 1092 881,99 1960,14 403,6 692,25 224,24 624,0 878,87 292,5 13963,18 |
2693,3 11425,5 1017,8 245,4 257,9 953,5 67,0 179,0 60,2 57,1 247,4 - 17204,1 |
183,5 406,09 38,67 22,5 29,24 48,64 16,6 25,86 26,84 9,15 28,15 0 123,2 |
+1225,6 -8611,91 -1614,31 -846,6 -624,09 -1003,72 -336,6 -513,25 -164,04 -566,9 -631,47 -292,5 +3240,92 |
Октябрьский район | |||||
Телецентровский округ |
18558 |
3618,9 |
2475,6 |
68,4 |
-1143,3 |
Заудинский округ | 8769 | 1710,0 | 3042,6 | 177,9 | +1332,6 |
Текстильный округ | 17558 | 3423,9 | 2760,9 | 80,6 | -663,0 |
Лебедевский округ | 14689 | 2864,4 | 3611,4 | 126,1 | +747,0 |
Калашниковский округ |
16205 |
3160,0 |
1539,7 |
48,7 |
-1620,З |
Строительный округ | 17703 | 3452,1 | 2869,2 | 83,1 | -582,9 |
Жердевский округ | 17834 | 3477,6 | 2933,8 | 84,4 | -543,8 |
Студенческий округ | 15677 | 3057,0 | 1984,3 | 64,9 | -1072,7 |
Тулаевский округ | 14480 | 2823,6 | 1787,8 | 63,3 | -1035,8 |
Южный округ | 12627 | 2462,3 | 1393,8 | 56,6 | -1068,5 |
Всего по району | 154100 | 30049,5 | 24399,1 | 81,2 | -5650,4 |
Всего по городу | 354,478 | 69123,18 | 67014,7 | 96,95 | -2108,48 |
В соответствии выделенных земельных участков планируется строительство стационарных объектов торговли.
(единиц)
Районы города | Итого | В том числе по годам: | ||
2003 г. | 2004 г. | 2005-2007 гг. | ||
Советский | 15 | 2 | 7 | 6 |
Октябрьский | 23 | 11 | 2 | 9 |
Ж/дорожный | 11 | 2 | 3 | 6 |
Всего: | 48 | 13 | 12 | 21 |
4.3. Развитие рынков
Социально-экономическая роль рынков заключается в следующем:
- решаются вопросы социального плана (относительно низкие цены, достаточный ассортимент, территориальная доступность) по экспертным оценкам на рынках города формируется около 25% всего розничного товарооборота;
- представляют социально-значимый сектор занятости, в сфере непосредственной торговой деятельности, в управлении и обслуживании рынков;
- играют важную роль в развитии свободной конкуренции между собой и розничными торговыми предприятиями. Стоимость потребительской корзины в среднем на 15-20% ниже, чем в магазинах розничной торговли;
- является устойчивым источником прямых и косвенных доходов за состоянием арендных платежей и уплачиваемых налогов.
Перспективная цель развития рынков - превратить их в более цивилизованные формы торговли.
Основные принципы их функционирования:
- разделение рынков по товарному признаку - продовольственные и вещевые;
- функционирование рынков только на базе закрытых торговых комплексов, в том числе из быстровозводимых конструкций, отвечающих требованиям современной архитектуры и эстетики;
- рациональное размещение рынков в территориальном плане, обеспечивающее наличие вещевых и продовольственных в каждом районе города;
- при создании оптовых продовольственных рынков возможно формирование при них торговых предприятий мелкорозничной торговли;
- интеграция рынков с существующими предприятиями розничной и оптовой торговли;
- внедрение системы индикативного управления путем заключения соглашений с Администрацией города, с руководителями рынков. Один из инициаторов - определенная процентная норма доли прибыли, реинвестируемой в развитие рынков;
- формирование и внедрение современного перечня услуг, предоставляемых покупателям.
Рекомендуемые нормативы расчета сети рынков
Наименование | Торговая площадь кв. м. на 1000 чел. | |
на расчетный срок | на первую очередь | |
Рынки | 18 | 12 |
В соответствии нормативов произведенный расчет обеспеченности торговыми площадями рынков характеризуется следующими данными.
N п/п |
Районы Города |
численность жителей |
Требуемая торговая площадь |
имеющаяся торговая площадь |
% обеспе- ченности |
Отклонение от норматива |
1 | Советский | 71606 | 859,27 | 2900 | 337,5 | +2040,73 |
2 | Октябрьский | 154100 | 1849,2 | 7886,4 | 426,5 | +6037,2 |
3 | Ж/дорожный | 128772 | 1545,26 | 4430 | 286,7 | +2884,74 |
Итого: | 354478 | 4253,73 | 15216,4 | 357,7 | +10962,67 |
В связи с необходимостью перевода уличной торговли в крытые помещения планируется строительство новых и реконструкция действующих рынков и торговых площадок.
Наименование объекта | Сроки |
Строительство | |
1. Пристрой к Центральному рынку ул. Свердлова ОАО ПО "Центральный рынок" |
2003-2004 |
2. Пристрой к "ГЦ "Сагаан-Морин" ул. Гагарина ООО "Зол" | 2004-2005 |
3. Автомобильный рынок ул. Тулаева ПКФ "Авторынок" | 2004-2007 |
4. Универсальный рынок пл. Славы ПУЖКХ "Железнодорожное" | 2003-2004 |
5. Оптово-розничный рынок пр. Автомобилистов ООО "База" | 2003-2005 |
6. Оптовый рынок ул. Борсоева ООО "Продторг" | 2003 |
7. Универсальный рынок в 113 квартале | 2004-2007 |
Реконструкция | |
1. Торговая контейнерная площадка ОАО "Молпромсервис" | 2003-2005 |
2. Торговая площадка "Калининская" ИП Обухов | 2004-2005 |
3. Торговая площадка "Радуга" МУП "Агентство развития" | 2004-2005 |
4. Летний рынок "Туяа" | 2004-2005 |
5. ТК "Крестьянский" ИП Косов Ю.Л. | 2003 |
6. ТК "Тумэр Морип" ООО "Забота" | 2003 |
7. База Буркоопсоюза ПО "ПТЦ" БКС | 2003-2004 |
8. Реконструкция 6 торговых площадок: ул. Столичная, ул. Чкалова, ул. Кабанская, ул. Гагарина, ул. Банзарова, ул. Борсоева |
2003-2004 |
4.4. Упорядочение и совершенствование мелкорозничной торговли
(торговля в павильонах, киосках, палатках, ларьках, с лотков, тележек)
Мелкорозничная торговля не подменяет стационарную торговлю, а дополняет ее отсутствие.
Переход к рыночной экономике, появление большого разнообразия организационно-правовых форм предприятий, широкое распространение частной инициативы и предпринимательства способствовали развитию розничной торговой сети и в частности - появлению мелкорозничных предприятий торговли.
Развитие мелкорозничной торговой сети обусловлено эволюцией торговой практики в России. Мелкорозничная торговая сеть нацелена на определенные сегменты товарного рынка и через них решает совершенно определенные задачи, основными из которых являются максимальное приближение товаров повседневного и частого спроса к потребителям и удовлетворение их спроса.
Многообразие предприятий мелкорозничной торговли, их относительно высокая насыщенность товарной массой способствовали появлению большого числа рабочих мест продавцов.
Свободные рабочие места были заняты работниками без специальной профессиональной подготовки, что отрицательно сказалось на культуре обслуживания.
Недостатками мелкорозничной торговой сети являются узость ассортимента, отсутствие удобств для покупателей для выбора товара, сложность в создании надлежащих условий для хранения товаров и удобств для торгового персонала.
В связи с этим, необходимо проводить работу по упорядочению данной торговли на территории города, для чего необходимо провести следующие мероприятия:
- упорядочение размещения мелкорозничной торговой сети с соблюдением архитектурных и санитарных требований в соответствии с нормативными документами;
- приведение в соответствии нормативной документации ассортимента товаров (продукции), допускаемой к реализации в мелкорозничной сети;
- разработка схем торгового обслуживания населения в зонах отдыха;
- организация торгового обслуживания праздничных мероприятий:
- строительство многопрофильных комплексов, стационарных объектов мелкорозничной сети - мини-магазинов из быстровозводимых конструкций предусматривается на основе замены существующих киосков и контейнеров.
При этом необходимо обеспечить максимальную доступность стационарной мелкорозничной сети с различной специализацией и местах с недостаточно развитой стационарной торговой сетью.
План сноса и реконструкции нестационарной мелкорозничной сети в г.
Улан-Удэ на 2003 год
N п/п |
Запланированные мероприятия |
Районы города | Итого | ||
Октябрьский | Советский | Железнодорожный | |||
1 | Снос киосков | ул. Шумяцкого 3 ул. Геологическая 28 ул. Бабушкина 30 |
ул. Куйбышева (Спортлото) п. Солдатск. ул. Центральная п. Солдатск. у Дома культуры п. Сокол п. Заречный ул. Кабанская = 5 |
3 | 11 |
2 | Снос павильонов | 1-БКМ27 | ул. Борсоева 13 ул. Куйбышева пр. Победы Ника-95 =5 |
- | 6 |
3 | Снос остановочных киосков |
1- ул. Трубачеева 12 | - | - | 1 |
4 | Реконструкция павильонов |
ул. Тулаева ул. Павлова 8 (позная) ул. Бабушкина 30 =3 |
ул. Смолина (Алисова) ул. Дорожная (Нехурова) п. Заречный (Замбалаева) =3 |
ул. Комсомольская 4 ул. Н. Петрова ул. Комарова 15 =3 |
9 |
5 | Реконструкция киосков |
ул. Павлова 68 ОАО Новости ул. Сахьянова "-"-" ул. Ключевская "-"-" ул. Ринчино 8 Бурятхлебпом пр. Строителей 34 "-"-" =5 |
ул. Серова Бурхлебпром п. Заречный "-"-" п. Аэропорт "-"-" 2 п. Аэропорт Бурмясопром п. Стеклозавод "-" 2 пл. Советов Ново-табак и "Морозко" =8 |
2 ОАО Новости 1- Бурхлебпром 2 Сибирь-хлеб =5 |
18 |
6 | Реконструкция остановочных комплексов |
ул. Ключев ост. Радиостанция ул. Ключевская ост. п. Никольский =2 |
1- ул. Смолина (Косякова) |
ул. Гагарина 73 ул. Лысогорская =2 |
5 |
7 | Новая установка остановочных комплексов |
1- ул. Шумяцкого м-н Акбес |
- | ул. Комсомольская ост. Милиция |
2 |
8 | Перепрофилиро- вание под мини-магазин |
1 - ул. Солнечная (ИП Саянова) |
1 - ул. Борсоева (Хомутов) |
ул. Гагарина 73 ост. Стрелка ул. Туполева 15 =3 |
5 |
9 | Комплексное решение киосков и павильонов |
3 - ул. Солнечная 13 | - | по ул. Яковлева (1п + 2к) по ул. Туполева (3к) ул. Революции 190 (2п + 1к) ул. Сенчихина 1 (2п + 1к) ул. Комарова 10 (3к + 1п) =5 |
8 |
Итого единиц | 21 | 23 | 22 | 66 |
4.5. Развитие общественного питания
Общественное питание претерпело наиболее существенные изменения в ходе реформирования экономики. Серьезные деформации приобрела система предоставления горячего питания на производственных предприятиях, изменилась структура общедоступной сети. Преобладающими являются предприятия типа "закусочная", которые составляют 47% от общего количества общедоступной сети. Доля ресторанов составляет 4%, столовых - 4%, кафе - 23%, баров - 13%. в том числе пивных - 12%.
В целом структура сети общественного питания выглядит следующим образом:
- общедоступная сеть 57%;
- при промышленных предприятиях и учреждениях 18%;
- при средних, высших и профессиональных учебных заведениях 9%;
- при школах 16%
Школьное питание организованно на базе 77 школьных пищеблоков различных типов.
Охват горячим питанием составляет 37%. В структуре социального питания школьные пищеблоки занимают особое место.
Для решения проблем питания детей в общеобразовательных учреждениях необходимо:
- развитие материально-технической базы школьных столовых
- формирование рационов питания на основе существующих медицинских норм
- целенаправленная работа по удешевлению рационов питания
- обеспечение качественных показателей производства блюд и кулинарной продукции
- развитие прогрессивных форм обслуживания
- организация бесплатного питания детей из малообеспеченных семей.
С целью ликвидации негативных последствий реформирования системы общественного питания необходимо восстановить многообразие предприятий общественною питания, отвечающего особенностям современного переходного периода и последующей стабилизации рыночных отношений.
Основными задачами должны стать:
- приоритетное развитие общедоступной сети предприятий общественного питания, в том числе "быстрого питания", развитие сети предприятий общественного питания, опирающихся на индустриальные методы приготовления пищи и доставляющих ее по заказам потребителей (на дом, в офис учреждения, организации);
- развитие сети общественного питания в зонах комплексного торгового, гостиничного обслуживания, вдоль магистралей, на заправочных станциях, аэропортах и вокзалах;
- формирование разветвленной сети общедоступных предприятий массового питания, должно идти по пути все большей унификации их видового состава (кафе, бар, ресторан, закусочная), псе большей дифференциации этих структур с точки зрения комфортности и набора прилагаемых услуг;
- восстановление и расширение сети социально-ориентированных предприятий, обеспечивающих питание школьников, студентов, рабочих, детей в дошкольных учреждениях, интернатах, детских домах.
Для решения поставленных задач предлагаются следующие направления;
- развитие ресторанного бизнеса по качеству и ассортименту предоставляемых услуг, уровню обслуживания потребителей, качеству работы персонала, формирование на базе ресторанов гостиничных комплексов. Специализированной сети разнообразных направлений для организации "быстрого питания" проживающих в гостиницах гостей города и туристских групп;
- внедрение в практику работы узкоспециализированных предприятий различных направлений (в том числе новых) в целях формирования разнообразной сети;
- работа по улучшению материально-технической базы пищеблоков общеобразовательных учреждений;
- способствование продвижению на потребительский рынок мобильных предприятий "быстрого питания", передвижного. Сезонного и мелкорозничного типа, быстрореагирующих на потребительский спрос, работающих по принципу организации производства на базе кулинарных цехов.
Рекомендуемые нормативы расчета сети предприятий общественного питания
Наименование | Кол-во посадочных мест на 1000 чел. | |
на расчетный срок | на первую очередь | |
Предприятия общественного питания | 40 | 28 |
В соответствии нормативов произведенный расчет обеспеченности посадочными местами предприятий общественного питания характеризуется следующими данными.
N |
Сегмент |
Население (чел.) |
Требуется по норме (28 поса- дочных мест на 1000 жителей) |
Фактическое кол-во поса- дочных мест |
% обеспе- ченности |
Отклонение от норматива |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Советский район | ||||||
1. |
"Батарейка" |
7527 |
211 |
448 |
212 |
+237 |
2. | "Центр" | 14429 | 404 | 2408 | 596 | +2004 |
3. | "Стеклозавод- п. Вагжанова |
13498 |
378 |
24 |
6,3 |
-354 |
4. | п. Вагжанова | 5600 | 157 | - | 0 | -157 |
5. | "Левый берег" | 4523 | 126 | - | 0 | -126 |
6. | п. "Заречный" | 10052 | 281 | 20 | 7 | -261 |
7. | п. "Степной" | 2070 | 58 | - | 0 | -58 |
8. | пос. "Солдатский" | 3550 | 99 | - | 0 | -99 |
9. | пос. "Тулунжа" | 1150 | 32 | - | 0 | -32 |
10. | пос. "Исток" | 3200 | 90 | - | 0 | -90 |
11. | "Пос. Сокол" | 4507 | 126 | 144 | 114 | +18 |
12. | "Сокол-Аэропорт" | 1500 | 42 | - | 0 | -42 |
Всего по району | 71606 | 2005 | 3044 | 152 | +1039 | |
Октябрьский район | ||||||
1. | "Телецентровский округ |
18558 |
520 |
458 |
88 |
-62 |
2. | "Заудинский округ" | 8769 | 246 | 136 | 55 | -110 |
3. | "Текстильный округ" | 17558 | 492 | 460 | 93 | -32 |
4. | "Лебедевский округ" | 14689 | 411 | 273 | 66 | -138 |
5. | "Калашниковский округ |
16205 |
454 |
200 |
44 |
-254 |
6. | "Строительный округ" | 17703 | 496 | 452 | 91 | -44 |
7. | "Жердевский округ" | 17834 | 499 | 246 | 49 | -253 |
8. | "Студенческий округ" | 15677 | 439 | 218 | 49 | -221 |
9. | "Тулаевский округ" | 14480 | 405 | 412 | 101 | +7 |
10. | "Южный округ" | 12627 | 354 | 360 | 102 | +6 |
Всего по району: | 154100 | 4315 | 3215 | 74,5 | -110 | |
Железнодорожный район | ||||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. |
"Шишковскин округ" "Лысогорский округ" "Путейский округ" "Мостовой округ" "Академический округ "Элеваторский округ" "Заводской округ" "Комсомольский округ" "Аршанский округ" "Орешковский округ" "Ботанический округ" "Кирзаводской округ" "Верхне-Береэовский округ" "Солнечный округ" "Строительный округ" "Загорский округ" "Восточный округ" "Зеленый округ" |
16009 4029 9550 235 6792 14407 16387 3506 5615 2852 2748 3876 1446 1341 2285 15807 20381 1516 |
448 113 267 7 190 403 459 98 157 80 77 109 40 38 64 443 571 42 |
40 0 370 - 302 578 343 0 24 - - 108 256 - - 88 110 - |
9 0 138 0 159 143 75 0 15 0 0 99 640 0 0 20 19 0 |
-408 -113 103 -7 +112 +175 -116 -198 -133 -80 -77 -1 +216 -38 -64 355 -461 -42 |
Всего по району: | 128782 | 3606 | 2259 | 63 | -1347 | |
Всего по городу: | 354488 | 9926 | 8518 | 85,8 | -1408 |
В соответствии выделенных земельных участков планируется строительство стационарных объектов общественного питания.
(единиц)
Районы города | Итого | в том числе по годам: | ||
2003 г. | 2004 г. | 2005-2007 гг. | ||
Советский | 11 | 4 | 4 | 3 |
Октябрьский | 14 | 4 | 2 | 8 |
Ж/дорожный | 8 | 3 | - | 5 |
Всего: | 33 | 11 | 6 | 16 |
4.6. Развитие бытового обслуживания
Бытовое обслуживание населения города - одна из важнейших социально-значимых отраслей в сфере платных услуг.
На территории г. Улан-Удэ действует 560 объектов бытового обслуживания. Количество хозяйствующих субъектов составило 460 единиц, из них 99% - субъекты малого предпринимательства.
Структура объектов бытового обслуживания в г. Улан-Удэ на 01.01.2003 г.
Наименование вида услуг | Количество объектов, ед. |
Доля, % |
услуги парикмахерских | 131 | 23,39% |
ремонт и техобслуживание транспортных средств | 119 | 21,25% |
ремонт обуви | 95 | 16,96% |
ремонт и пошив одежды | 40 | 7,14% |
компьютерные клубы | 28 | 5,00% |
ремонт СБТ и ТРА | 25 | 4,46% |
фотоателье | 21 | 3,75% |
услуги бань | 20 | 3,57% |
ремонт ювелирных изделий | 18 | 3,21% |
ремонт часов | 17 | 3,04% |
ритуальные услуги | 12 | 2,14% |
прокат | 10 | 1,79% |
стирка белья | 8 | 1,43% |
химчистка | 5 | 0,89% |
изготовление металлоизделий | 4 | 0,71% |
ломбард | 4 | 0,71% |
ремонт и вязание трикотажных изделий | 1 | 0,18% |
ремонт мебели | 1 | 0,18% |
разнобытовые услуги | 1 | 0,18% |
Итого | 560 | 100,00% |
Из приведенной таблицы видно, что в количественном соотношении доминирующее положение занимают такие традиционные виды, как услуги парикмахерских, ремонт транспортных средств, ремонт обуви и одежды. Существенную долю занимают компьютерные клубы, сравнительно недавно начавшие функционировать и динамично развивающиеся на фоне устойчивого и расширяющегося спроса на предоставляемый ими комплекс услуг.
Услуги населению, оказанные в 2002 году по учтенному кругу предприятий и организаций г. Улан-Удэ составили 1699,4 млн. рублей, что с учетом роста потребительских цен выше уровня прошлого года на 10 процентов. Доля платных услуг населению города составляет более половины (61%) общего объема оказанных услуг. Удельный вес бытовых услуг в общем объеме платных услуг составил 3,2%.
Структура и динамика объема бытовых услуг населению г. Улан-Удэ
Бытовые услуги | 2002 г. млн. рублей |
В % к | |
итогу | 2001 г. | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
Всего | 55,2 | 100 | 118 |
из них: | |||
ритуальные услуги | 35,7 | 64,7 | 127 |
услуги бань и душевых | 5,3 | 9,6 | 101 |
ремонт и техобслуживание автомототранспортных средств |
4,0 |
7,2 |
130 |
транспортно-экспедиторские услуги |
3,1 |
5,6 |
109 |
ремонт и индпошив одежды | 2,2 | 4,0 | 73 |
услуги прачечных | 1,2 | 2,2 | 127 |
услуги парикмахерских | 1,2 | 2,2 | 108 |
ремонт и индпошив обуви | 0,8 | 1,4 | 171 |
химчистка и крашение | 0,6 | 1,1 | 71 |
ремонт бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонт и изготовление металлоизделий |
0,5 |
0,9 |
140 |
Прочие | 0,6 | 1,1 | 67 |
В 2002 году населению города оказано услуг бытового характера на 55,2 млн. рублей, что с учетом роста потребительских цен на услуги бытового характера выше уровня 2001 года на 18 процентов.
Анализ состояния бытовых услуг показал, что в городе нужно развивать такие услуги, как: ремонт квартир, химчистку и крашение, ремонт сложнобытовой техники: поднимать на более высокий качественный уровень услуги парикмахерских и мастерских по ремонту обуви.
По сравнению с прошлым годом значительно увеличились объемы предоставленных услуг по ремонту и индивидуальному пошиву обуви, ремонту СБТ и ТРА, транспортных средств, ритуальных и прачечных услуг. Снижение произошло по ремонту и индивидуальному пошиву одежды и по услугам химической чистки и крашения.
Мониторинг цен показал, что за 2002 год наибольшее повышение цен произошло по таким видам бытовых услуг, как:
- стирка и глажение белья прямого (за 1 кг.) на 65%;
- стрижка на 65%;
- помывка в бане на 55%;
- ремонт отечественных и импортных телевизоров цветного изображения - 41%;
- пошив женского платья на 37%;
- химчистка мужского костюма на 33%;
В целом индекс потребительских цен и тарифов на платные услуги в 2002 г. по сравнению с 2001 г. составил 125,8%. Справочно: сводный индекс потребительских цен на товары и услуги - 110,6%, и т.ч.: по продовольственным товарам - 108,9%, непродовольственным - 106,5. Следовательно, можно сделать вывод, что рост цен на услуги опережает рост цен на товары, как продовольственные, так и непродовольственные.
Обеспеченность предприятиями бытового обслуживания по г. Улан-Удэ составляет 37% от норматива (по сравнению с 2000 годом произошло увеличение рабочих мест на 7%), в том числе по районам:
Октябрьский район - 21%;
Железнодорожный район - 31 %;
Советский район - 67%.
Обеспеченность рабочими местами бытовых услуг характеризуется следующими данными:
N | вид услуг | норматив раб. мест на 1 тыс. человек |
фактическое количество |
кол-во рабочих мест |
|||
подраз- деле- ний |
рабо- чих мест |
по норма- тиву |
откл. от норматива |
||||
кол-во | % | ||||||
1 | ремонт и пошив обуви | 0,48 | 95 | 181 | 170 | 11 | 106 |
2 | ремонт и пошив швейных изделий |
2,58 |
40 |
273 |
915 |
-642 |
30 |
3 | ремонт трикотажных изделий | 0,12 | 1 | 6 | 43 | -37 | 14 |
4 | ремонт СБТ И ТРА | 0,93 | 25 | 94 | 330 | -236 | 28 |
5 | ремонт часов | 0,13 | 17 | 35 | 46 | -11 | 76 |
6 | ремонт, изготовление металлоизделий |
0,12 |
4 |
4 |
43 |
-39 |
9 |
7 | ремонт, изготовление ювелирных изделий |
0,09 |
18 |
54 |
32 |
22 |
169 |
8 | изготовление, ремонт мебели |
0,26 |
1 |
9 |
92 |
-83 |
10 |
9 | предприятия химчистки | 0,40 | 3 | 19 | 142 | -123 | 13 |
10 | п/п химчистки | 0,20 | 2 | 2 | 71 | -69 | 3 |
11 | предприятия стирки белья | 0,75 | 3 | 5 | 266 | -261 | 2 |
12 | п/п прачечная | 0,20 | 5 | 6 | 71 | -65 | 8 |
13 | услуги фотоателье | 0,22 | 21 | 58 | 78 | -20 | 74 |
14 | услуги бань, саун, душевых | 1,04 | 20 | 137 | 369 | -232 | 37 |
15 | услуги парикмахерских | 1,5 | 131 | 405 | 532 | -127 | 76 |
16 | прокат | 0,2 | 10 | 19 | 71 | -52 | 27 |
17 | ломбард | 0,08 | 4 | 10 | 28 | -18 | 36 |
18 | Ритуальные услуги | 0,18 | 12 | 30 | 64 | -34 | 47 |
19 | разнобытовые услуги | 1,0 | 1 | 13 | 354 | -341 | 4 |
Итого: | 10,48 | 413 | 1360 | 3717 | -2357 | 37 |
В настоящее время имеют место проблемы по территориальной и ценовой доступности бытовых услуг. Так, в п. Солдатский, п. Тулунжа, Лысогороском округе, п. Солнечный и п. Зеленый отсутствуют объекты услуг, а в микрорайонах п. Стеклозавод, п. Восточный, п. Южный обеспеченность рабочими местами составляет не более 10% - это в основном наиболее востребованные виды услуг - парикмахерские и ремонт обуви.
В микрорайонах с низкой обеспеченностью или отсутствием бытовых услуг необходимо открыть:
Советский район
N |
Микрорайон | п. Стеклозавод | п. Вагжанова | п. Солдатский | Тулунжа | Сокол Аэропорт | |||||
Числ. жит./% обесп. |
13,49/5 | 5,6/12 | 3,5/- | 1,1/- | 4,5/23 | ||||||
Вид услуг | норматив рабочих мест |
рекомен- довано объектов |
норматив рабочих мест |
рекомен- довано объектов |
норматив рабочих мест |
рекомен- довано объектов |
норматив рабочих мест |
рекомен- довано объектов |
норматив рабочих мест |
рекомен- довано объектов |
|
1 | Ремонт одежды | 35 | 2 | 14 | 1 | 9 | 1 | 3 | 1 | 12 | 1 |
2 | Ремонт СБТ | 13 | 2 | 5 | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 | 4 | 1 |
3 | Ремонт ювелирных изделий |
1 |
1 |
1 |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
4 | парикмахерские | 20 | 2 | 8 | 1 | 5 | 1 | 2 | 1 | 7 | |
5 | разнобытовые услуги |
13 |
1 |
6 |
1 |
- |
- |
- |
- |
5 |
1 |
Итого: | 82 | 8 | 34 | 5 | 17 | 3 | 6 | 3 | 28 | 4 |
Железнодорожный район
N | микрорайон | Лысогорский | Комсомольский | Ботанический | Восточный | п. Солнечный п. Зеленый |
|||||
Числ. жит. /% обесп. |
4,0/- | 3,5/15 | 2,7/- | 6,9/9 | 2,8/- | ||||||
1 | ремонт одежды | 10 | 1 | 9 | 1 | 7 | 1 | 93 | 2 | 7 | 1 |
2 | ремонт СБТ | 4 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 34 | 2 | 2 | 1 |
3 | ремонт обуви | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 17 | 1 | 2 | 1 |
4 | парикмахерские | 6 | 1 | - | - | 4 | 1 | 54 | 3 | 4 | 1 |
5 | разнобытовые услуги |
4 |
1 |
4 |
1 |
3 |
1 |
36 |
2 |
3 |
1 |
Итого: | 26 | 5 | 18 | 4 | 18 | 5 | 234 | 10 | 18 | 5 |
Октябрьский район
N | микрорайон | Лебедевский | Калашников- ский |
Солнечный | Тулаевский | Южный | |||||
Числ. жит. /% обесп. |
14,6/116 | 16,2/13 | 15,6/25 | 14,4/22 | 12,6/6 | ||||||
1 | ремонт одежды | 38 | 3 | 42 | 2 | 40 | 2 | 37 | 1 | 33 | 4 |
2 | ремонт СБТ | 14 | 2 | 15 | 2 | 15 | 2 | 13 | 1 | 12 | 4 |
3 | ремонт часов | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 |
4 | фотоуслуги | 3 | 1 | 4 | 1 | 3 | 1 | - | - | 3 | 3 |
5 | П/п химчистки | 3 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 3 | 3 |
6 | разнобытовые услуги |
15 |
1 |
16 |
1 |
16 |
1 |
14 |
1 |
13 |
2 |
Итого: | 75 | 10 | 82 | 8 | 79 | 8 | 69 | 5 | 66 | 18 |
Раздел V. Государственная и муниципальная политика
регулирования потребительского рынка
В ходе реформирования экономики проделана немалая работа по созданию механизма рыночного взаимодействия органов властей двух уровней и субъектов потребительского рынка. Вместе с тем, участие органов государственного и муниципального управления в регулировании процессов на потребительском рынке в настоящее время сужены, что негативно отражается на функционировании рынка.
В результате проявляется неравномерное развитие инфраструктуры потребительского рынка, непропорциональное размещение сети предприятий. В результате возникла проблема территориальной и ценовой доступности товаров и услуг. В сложном положении оказались малообеспеченные слои населения.
Теоретически, в условиях свободной экономики вмешательство органов управления допускается лишь для устранения возникающих отрицательных последствий вследствие нежелательного смешения направления в развитии потребительского рынка: главной постоянной функцией государства должно стать экономическое регулирование.
Стратегической целью регулирования должно стать создание необходимых условий, при которых можно своевременно контролировать насыщение потребительского рынка и его стратегическую безопасность. Основными задачами двух уровней государственного регулирования должны стать формирование достаточной конкурентной среды, защита внутреннего рынка на основе поддержки отечественного товаропроизводителя, регулирование иностранных инвестиций в сферу торговли, обоснование отраслевых особенностей налогообложения, эффективный контроль защиты прав и соблюдения интересов потребителей. Стимулирование обновления технологии торгового процесса. Поддержание требуемых товаропотоков для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
На потребительском рынке могут существовать три основные группы объектов государственного, муниципального регулирования:
- предприятия, обеспечивающие хранение страховых резервов и товарных запасов, предназначенных для снабжения спецконтингента;
- предприятия, работающие с органами исполнительной и муниципальной власти, создающие своеобразную зону стратегического контроля на потребительском рынке;
- предприятия, функционирующие исключительно на принципах саморегулирования.
Механизм государственного и муниципального регулирования должен опираться на принципы:
- ориентация на управление процессами, протекающими на потребительском рынке;
- сведения административного воздействия к нормативно-правовому регулированию;
- равенство субъектов потребительского рынка;
- разделение функций между двумя уровнями системы государственного регулирования при сохранении на каждом из них общего подхода к проблеме регулирования в целом.
Общее содержание государственного регулирования должно опираться на внимание того, что на любом уровне системы должны выполняться предусмотренные законодательством разрешительные, контрольно-запретные, аналитические, информационные, координирующие функции, а также функции по поддержке предпринимательства, формировании и реализации научно-технической политики и кадрового обеспечения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации г. Улан-Удэ от 22 апреля 2003 г. N 189 "Об утверждении основных направлений развития торговли, общественного питания и услуг на 2003-2007 гг."
Текст Постановления официально опубликован не был
Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 14 декабря 2009 г. N 562 настоящее Постановление признано утратившим силу