Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Постановлению
Правительства Республики Бурятия
от 6 мая 2002 г. N 133
Рекомендуемые правила
работы организаций розничной торговли
Общие положения
1. Настоящие Правила определяют основные требования к порядку работы организаций розничной торговли (далее - магазины) независимо от ведомственной подчиненности, формы собственности и организационно-правовой формы.
2. Магазин - торговая организация, осуществляющая куплю-продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг покупателям для их личного, семейного, домашнего использования.
3. Магазины классифицируют на виды в зависимости от ассортимента реализуемых товаров: универсальные, специализированные и неспециализированные.
4. Магазины определенного вида классифицируют на типы в зависимости от ассортимента товаров, размера торговой площади и применяемых форм торгового обслуживания.
5. Тип магазина согласовывается с органами местного самоуправления с учетом планов (схем) развития и размещения сети организаций розничной торговли.
6. Ассортимент реализуемых магазином товаров должен соответствовать виду и типу магазина.
7. Основной задачей магазина является розничная торговля товарами народного потребления в ассортименте, соответствующем его типу, и обеспечение высокой культуры обслуживания покупателей с наименьшими затратами времени на покупку, оказание дополнительных услуг, соблюдение прав и интересов покупателей.
8. В магазинах должны выполняться:
- правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 г. N 55 с дополнениями и изменениями;
- правила комиссионной торговли непродовольственными товарами, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.1998 г. N 569 с дополнениями и изменениями;
- правила продажи товаров по образцам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1997 г. N 918.
Требования к организации торгово-технологических процессов
9. Магазин должен иметь вывеску с указанием его фирменного наименования, типа, организационно-правовой формы (принадлежности), юридического адреса, отдельно вывеску по режиму работы магазина.
10. Режим работы государственным (муниципальным) магазинам устанавливается по решению органов местного самоуправления. Режим работы магазинов, основанных на иных формах собственности, определяется собственником при согласовании с органами местного самоуправления.
11. Работа организаций розничной торговли регламентируется правилами внутреннего трудового распорядка. При закрытии магазина на обеденный перерыв или по окончании рабочего дня кассы прекращают работу в точном соответствии с установленными часами работы магазина, однако все покупатели, имеющие на руках кассовые и товарные чеки, должны быть обслужены. В магазинах самообслуживания при закрытии их на обеденный перерыв или по окончании работы обслуживаются все покупатели, находящиеся в торговом зале (отделе, секции). За 15 минут до прекращения обслуживания покупатели предупреждаются.
12. При закрытии магазина для проведения санитарных работ, ремонта, переоборудования покупатели извещаются специальным объявлением за 5 дней до его закрытия. В объявлении также указывается адрес ближайшего магазина, торгующего аналогичными товарами. При ликвидации магазина руководитель заблаговременно уведомляет об этом органы местного самоуправления.
13. Торговый зал и складские помещения должны отвечать техническим, санитарным, противопожарным и другим требованиям, установленным для магазинов соответствующего типа. Оборудование магазина и инвентарь должны содержаться в образцовом санитарном и техническом состоянии. Средства измерения в установленном порядке должны подвергаться обязательной поверке органами государственной метрологической службы. Положительные результаты поверки средств измерения удостоверяются соответствующим клеймом или свидетельством о поверке.
14. Для рекламы товаров и услуг используются оконные и внутренние витрины, где выставляются образцы имеющихся товаров, которые также подлежат продаже при требовании покупателя. Витрины должны отвечать санитарным и эстетическим требованиям.
15. Минимальная торговая площадь магазина в соответствии с ГОСТ Р 51773-2001 не должна быть менее 18 кв. метров.
Планировка и технические возможности магазина должны обеспечивать требуемые условия приема, хранения, переработки и реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, соблюдения правил личной гигиены работниками, что подтверждается санитарно-эпидемиологическим заключением.
16. Возможность размещения и нормы площади помещений для реализации продуктов питания с потреблением на месте должны быть в установленном порядке согласованы с территориальными учреждениями Госсанэпидслужбы Российской Федерации.
17. Планировка магазинов и рациональное функционирование торгово-технологического процесса должны обеспечивать требуемые условия приемки, хранения, предпродажной подготовки при реализации непродовольственных товаров.
18. Организация технологических процессов и рабочих мест должна соответствовать Федеральному закону от 17.07.1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" и правилам охраны труда в организациях розничной торговли (ПОТ РО-95120-001-94 от 13.07.1994 г. N 68).
19. В магазинах рекомендуется механизировать трудоемкие процессы.
20. Прием и хранение стеклотары осуществляется в отдельно стоящих организациях торговли, в изолированных помещениях, с отдельным входом.
Приемка, хранение и подготовка товаров к продаже
21. Приемка товаров народного потребления должна осуществляться в соответствии с Инструкциями "О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству" от 15.06.1965 г. N П-6, "О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству" от 25.04.1966 г. N П-7 с учетом последующих изменений и дополнений - в случае, когда это предусмотрено договорами поставки, другими действующими нормативными актами и сопроводительными документами поставщика (счет-фактура, товарно-транспортная накладная, железнодорожная накладная и т.д.).
22. В магазины принимаются для хранения пищевые продукты и продовольственное сырье, соответствующие требованиям нормативной и технической документации и имеющие документы, подтверждающие их происхождение, качество и безопасность для здоровья человека.
23. В зависимости от особенностей товаров к товарно-транспортной накладной или счет-фактуре должны быть приложены документы, подтверждающие массу (количество) товаров (кипные карты, упаковочные ярлыки, отвесы и т.п.) или их качество (удостоверения качества, сертификаты, справки о результатах лабораторных анализов и т.п.).
24. При хранении товаров на складах, размещении и выкладке их в торговых залах работники магазина обязаны строго соблюдать принципы товарного соседства, санитарные правила, нормы складирования и требования противопожарной безопасности. Хранение и реализация скоропортящихся продуктов, за исключением продукции, требующей более жестких режимов хранения, осуществляется при температуре не более +6 градусов С.
25. Продукты, имеющие специфический запах (сельдь, специи и т.п.), должны храниться отдельно от товаров, воспринимающих запахи.
26. Не допускается совместное хранение сырых продуктов и полуфабрикатов вместе с готовыми пищевыми продуктами, хранение испорченных и подозрительных по качеству пищевых продуктов вместе с доброкачественными, а также хранение в складских помещениях для пищевых продуктов тары, тележек, хозяйственных материалов и непищевых материалов.
27. В магазины, встроенные, встроенно-пристроенные в жилые здания и здания иного назначения, завоз продукции в ночное время (с 23 до 7 часов) не должен осуществляться.
Продажа товаров
28. К моменту открытия магазин должен быть подготовлен к работе: товары снабжены четко оформленными ценниками, осуществлена их выкладка, подготовлены соответствующий инвентарь и упаковочные материалы, контрольно-кассовые машины.
29. В магазинах, реализующих продовольственные товары, допускается, в зависимости от торговой площади и применяемых форм торгового обслуживания, продажа непродовольственных товаров в промышленной упаковке. Складские помещения для продовольственных и непродовольственных товаров должны быть раздельными.
30. В торговых залах выделяются отдельные торговые зоны (отделы, места) для реализации продовольственных и непродовольственных товаров. Реализация непродовольственных товаров не должна осуществляться в непосредственной близости от отделов, реализующих пищевые продукты.
31. В магазинах, расположенных в сельской местности, условия совместной реализации продовольственных и непродовольственных товаров определяются по согласованию с территориальным центром госсанэпиднадзора.
32. Магазин должен иметь на все реализуемые товары документы, подтверждающие их происхождение, качество и безопасность для здоровья населения, в соответствии с требованиями нормативной и технической документации.
В соответствии с законами Российской Федерации "О качестве и безопасности пищевых продуктов", "О защите прав потребителей" и Гражданским кодексом магазин несет ответственность за качество реализуемых товаров.
33. Взвешивание и отмеривание товаров производится в соответствии с правилами пользования мерами и измерительными приборами в организациях торговли.
34. Гастрономические, сыпучие, метражные и штучные товары, не имеющие фабричной упаковки, отпускаются в бумаге, пакетах или другой соответствующей свойствам товара упаковке, допущенных для контакта с пищевыми продуктами, согласно обязательным требованиям стандарта.
Развесные продовольственные товары передаются покупателю без взимания за упаковку дополнительной платы.
По просьбе покупателя продавцы должны нарезать отпускаемые гастрономические товары.
Хлеб и хлебобулочные изделия массой 0,4 кг и более (кроме изделий в упаковке изготовителя) могут разрезаться на две или четыре равные части и продаваться без взвешивания.
Нерасфасованные жидкие и полужидкие товары отпускаются в посуду покупателя по весу или с применением стандартной мерной емкости.
35. Подготовка, взвешивание и упаковка сырых и готовых к употреблению пищевых продуктов производится раздельно. Продажа сырых продуктов (мяса, птицы, рыбы, морепродуктов, яиц, овощей и др.) и полуфабрикатов из них должна производиться в специальных отделах, раздельно от реализации готовых к употреблению продуктов.
36. При отпуске покупателям нефасованных пищевых продуктов используется инвентарь (щипцы, лопатки, совки, ложки и др.). Для каждого вида продуктов выделяются отдельные разделочные доски и ножи с четкой маркировкой, которые хранятся в соответствующих помещениях, отделах на специально отведенных местах.
37. Взвешивание неупакованных пищевых продуктов непосредственно на весах без оберточной бумаги и других упаковочных материалов не допускается.
38. В магазинах при реализации тортов нарезка и продажа их частями запрещается.
39. В отделах реализации фляжного молока должны быть трафареты, предупреждающие о необходимости кипячения молока.
40. При отпуске жидких пищевых продуктов (молоко, сметана, растительное масло и др.) не допускается сливать продукты из посуды покупателя в общую тару.
41. В местах продажи яиц проверка их качества по просьбе покупателей проводится продавцом на овоскопе.
Продажа яиц в отделах (секциях) магазинов, реализующих нефасованные продукты, готовые к употреблению, не допускается.
42. Продажа плодовощной продукции производится в специализированных плодовощных магазинах, отделах и секциях, специально предназначенных для этой цели.
В специализированных магазинах рекомендуется осуществлять мытье корнеплодов, их фасовку (после просушивания) в сетки и пакеты.
43. Автоматы для реализации напитков в розлив обеспечиваются одноразовыми стаканами.
44. В торговых залах продовольственных магазинов должны быть установлены на доступном для покупателей месте контрольные весы, контрольные мерные кружки, мензурки, овоскоп, в магазинах, торгующих тканями и другими мерными товарами контрольные метры.
45. Продажа продовольственных и непродовольственых товаров, для которых установлены особые правила торговли (алкогольные напитки, ружья, средства самообороны и патроны к ним, комиссионная, посылочная торговля), осуществляется с соблюдением этих правил.
46. Продажа товаров повседневного спроса детям производится только в том случае, если они способны самостоятельно совершать покупку и рассчитываться за купленный товар. Запрещается продажа несовершеннолетним лицам алкогольных напитков, пива, табачных изделий, зажигалок, ядохимикатов и горючих жидкостей.
47. При продаже товаров наборами, скомплектованными в магазине, покупатель вправе потребовать, а продавец не вправе отказать в продаже отдельных товаров из набора (кроме наборов фабричного изготовления).
48. Магазин обязан выдавать вместе с покупкой отпечатанный контрольно-кассовой машиной чек за покупку, подтверждающий исполнение обязательств по договору купли-продажи между покупателем и данным магазином.
49. При продаже технически сложных товаров и других непродовольственных товаров, которые в случае выхода из строя в период гарантийного срока могут быть возвращены в магазин, покупателю выписывается товарный чек с указанием в нем названия магазина, наименования и сорта (артикула) изделия, цены, даты продажи и фамилии продавца. Товарный чек выписывается в двух экземплярах, один из которых выдается покупателю. В техническом паспорте на изделие также проставляется дата и год продажи, штамп магазина, фамилия продавца.
50. Обмен купленных в розничной торговой сети непродовольственных товаров надлежащего качества или возврат денег покупателям производится в соответствии со статьей 25 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей". В случае приобретения товаров с недостатками обмен их осуществляется согласно статьями 18-24 этого Закона. Продовольственные товары, купленные в розничной торговой сети, обмениваются в случае обнаружения скрытых дефектов (кислотность, бактериологическое осеменение, наличие посторонних примесей, солей тяжелых металлов, пустоты на разрезе и др.), несоответствия наименованию или сорту, по которым они были проданы.
51. Неоплаченный товар может храниться на контроле не более одного часа. В отдельных случаях этот срок может быть продлен администрацией до двух часов.
52. Покупателям должна быть предоставлена возможность оставить на хранение крупногабаритные и тяжеловесные товары на срок не более суток, а строительные материалы по соглашению с администрацией - до трех суток. Эти товары с табличкой "Продано" хранятся по сохранной квитанции отдельно от непроданных товаров без взимания платы за их хранение.
53. В магазинах запрещается реализация продукции:
- без наличия документов, подтверждающих безопасность и качество реализуемой продукции;
- с нарушением целостности упаковки и в загрязненной таре, без этикеток (или листов - вкладышей);
- при отсутствии необходимых условий для соблюдения температурных и влажностных условий хранения;
- мяса без ветеринарного клейма, условно годного мяса и мясопродуктов;
- непотрошенной птицы, за исключением дичи;
- яиц из хозяйств, неблагополучных по сальмонеллезу, а также с загрязненной скорлупой, пороками, с насечкой, "тек", "бой", утиных и гусиных яиц;
- творога, изготовленного из непастеризованного молока, молока и сливок с повышенной кислотностью (самоквас);
- консервов, имеющих дефекты: бомбаж, хлопуши, подтеки, пробоины и сквозные трещины, деформированных, с признаками микробиологической порчи (плесневение, брожение, ослизнение) и др.;
- загнивших, испорченных, с нарушениями целостности кожуры овощей и фруктов;
- дефростированных и повторно замороженных пищевых продуктов и продовольственного сырья;
- домашнего приготовления;
- с истекшими сроками годности;
- без наличия на этикетке (листе - вкладыше) информации, наносимой в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также нормативной и технической документации;
- в грязную тару покупателя и печатную продукцию;
- с информацией о товаре, о продавце без перевода на русском языке.
Особенности продажи товаров в магазинах (отделах, секциях)
самообслуживания
54. Товары, поступившие в нерасфасованном виде, предварительно расфасовываются в зависимости от свойств товаров и упаковываются в полиэтиленовую или целлофановую пленку, пергаментную или оберточную бумагу, пакеты, сетчатую тару, коробки и т.д.
На упаковке указывается информация, предусмотренная требованиями ГОСТ Р 51074-97 "Продукты пищевые. Информация для потребителей", ГОСТ Р 51121-97 "Товары непродовольственные. Информация для потребителей".
55. При необходимости некоторые товары в зале самообслуживания могут продаваться через прилавок. При этом продавец указывает на упаковке стоимость покупки для последующей оплаты в едином узле расчета.
56. В торговом зале товары размещаются на горках, вешалках, кронштейнах, консолях, поддонах, в таре-оборудовании, корзинах, холодильном оборудовании, кассетах и другом оборудовании, обеспечивающем показ всего имеющегося ассортимента товаров и удобство покупателям для ознакомления и выбора их.
57. Магазины должны быть обеспечены необходимым инвентарем для отбора покупателями товаров.
Расчеты с покупателями
58. Денежные расчеты с населением за товары осуществляются с обязательным применением контрольно-кассовых машин за исключением случаев, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 г. N 917 "О внесении изменений и дополнений в Перечень отдельных категорий организаций, предприятий, учреждений, их филиалов и других обособленных подразделений (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин".
59. Контрольно-кассовые машины должны быть зарегистрированы в налоговых органах по месту нахождения магазина в установленном порядке.
60. Деньги за товары получают кассиры контрольно-кассовых машин, в магазинах самообслуживания - контролеры-кассиры.
61. Расчеты с покупателями производятся в следующем порядке - кассир, контролер-кассир:
- четко называет сумму полученных денег и кладет их отдельно на виду покупателя;
- печатает чек на контрольно-кассовой машине;
- объявляет покупателю общую стоимость покупок;
- называет сумму причитающейся покупателю сдачи и выдает ее вместе с чеком;
- после окончательного расчета кладет полученные от покупателя деньги в кассовый ящик.
62. Запрещается предлагать покупателю вместо сдачи денег какие-либо товары или требовать от него самому разменивать деньги.
63. Расчет за все товары, приобретаемые в продовольственных магазинах самообслуживания, производится только в едином узле расчета.
В зале самообслуживания рекомендуется устанавливать специальные кассы для расчета за покупки, состоящие из одного - двух предметов.
В непродовольственных магазинах самообслуживания расчеты производятся в едином узле расчета или кассах, установленных в местах выхода покупателей.
64. При поступлении от покупателя претензии по расчетам кассир или контролер-кассир обязан сообщить об этом администрации магазина. Возврат из кассы денег покупателям производится в установленном порядке по разрешению Администрации.
Права и обязанности покупателя
65. Покупатель имеет право:
- на помощь в выборе товара, консультацию о его свойствах, назначении, способах ухода, порядке эксплуатации и требовать демонстрацию отдельных товаров в действии;
- на информацию об оказываемых услугах покупателям;
- проверять цену товара (по сопроводительным документам), правильность веса и меры отпущенных товаров, их качество самостоятельно или по его просьбе с помощью работника магазина, а также правильность показания весоизмерительных приборов;
- требовать соблюдения положений Правил и других нормативных актов, регулирующих работу в части, затрагивающей интересы покупателей;
- требовать организацию процесса продажи товаров, направленного на ликвидацию очередей;
- оставить на хранение отобранные или оплаченные товары;
- в предприятиях, реализующих товары в стеклотаре, требовать приема стеклянной тары из под купленных товаров;
- вносить в Книгу отзывов и предложений замечания и предложения по качеству и порядку обслуживания покупателей.
66. В соответствии с Гражданским кодексом, нормативными актами при выборе и покупке товара покупатель обязан:
- соблюдать санитарные, противопожарные и другие требования.
Не входить в магазин в пачкающей одежде, с животными, громоздкими предметами, не курить в торговом зале;
- производить отбор продовольственных товаров без упаковки только с помощью соответствующего инвентаря;
- при входе в торговый зал самообслуживания с вещами ставить в известность работников торгового зала об аналогичных товарах, приобретенных в другом магазине;
- набирать товары только в инвентарную тару и сохранять кассовый чек до выхода из торгового зала самообслуживания;
- возмещать магазину ущерб за поврежденные по его вине товары.
Информация для покупателей
67. В магазинах рекомендуется следующая информация для покупателей:
- указатели расположения отделов, секций или продаваемых товаров;
- информация о государственной регистрации организации торговли, наименовании зарегистрировавшего его органа, номере лицензии и сроке ее действия и об органе, выдавшем эту лицензию, если вид деятельности подлежит лицензированию;
- фамилия и инициалы работников торгового зала - на их рабочих местах или нагрудных знаках;
- перечень и стоимость оказываемых покупателям услуг;
- выписка из правил розничной торговли отдельными товарами, порядок обмена товаров, телефоны организаций, осуществляющих контроль за работой магазина.
68. В магазине должны быть все документы, регламентирующие правила торговли и качество товаров в соответствии со специализацией.
Обязательно наличие Книги отзывов и предложений, зарегистрированной органами местного самоуправления и выдаваемой по первому требованию покупателей.
69. В торговом зале или отделе, осуществляющем торговлю новыми видами продукции, должна быть информация о потребительских свойствах продуктов питания, входящих в их состав компонентах, пищевых добавках, а также рекомендации по приготовлению и использованию.
Требования к соблюдению санитарных правил
70. Организации торговли должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям и гигиеническим нормативам. Соблюдение санитарных правил является обязательным для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Контроль за работой магазина
71. Контроль за соблюдением настоящих Правил и других требований и норм, регламентирующих торговую деятельность магазина, осуществляется контролирующими органами в пределах своей компетенции и органами местного самоуправления, на подведомственных территориях которых осуществляется предоставление услуг розничной торговли.
72. Работники контролирующих органов Республики Бурятия проводят проверки в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" от 08.08.2001 г. N 134-ФЗ при предъявлении служебного удостоверения и распоряжения (приказа), подписанного руководителем контролирующей организации, с указанием даты и цели ее проведения, фамилии и должности проверяющих, наименования юридического лица или фамилии, имени, отчества индивидуального предпринимателя, правовых оснований, даты начала и окончания проверки. По результатам проверки должен быть оформлен в соответствии с существующим порядком акт и подписан всеми участвующими в проверке.
73. В магазинах ведутся контрольный и санитарный журналы установленной формы, зарегистрированные в Администрации, в которые всеми контролирующими органами в обязательном порядке вносятся записи о результатах проверки.
74. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, допустившие нарушения нормативных правовых актов, регулирующих торговую деятельность, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия.
75. Руководитель несет персональную ответственность за санитарное состояние и соблюдение правил работы магазина в целом.
<< Назад |
Приложение >> N 2 (утратило силу) |
|
Содержание Постановление Правительства Республики Бурятия от 6 мая 2002 г. N 133 "О торговой политике на территории Республики Бурятия"... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.