Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Постановлению
Правительства Республики Бурятия
от 3 июля 2001 г. N 244
Концепция
развития торговли и общественного питания Республики Бурятия на
2002 - 2010 годы
I. Современные тенденции развития потребительского рынка и основные
цели реорганизации торговли Республики Бурятия
За период рыночных преобразований торговля Республики Бурятия претерпела коренные изменения. Изменилась и инфраструктура сферы потребительского рынка.
Анализ состояния потребительского рынка показывает, что в торговле, как ни в одной другой отрасли хозяйственной системы, сформировалась богатая конкурентная среда, высокая предпринимательская и инвестиционная активность.
По состоянию на 1 января 2001 года в целом по Республике функционирует 3044 предприятия розничной торговли, 1058 предприятий общественного питания, 349 павильонов, 717 киосков, 106 рынков по торговле продовольственными, непродовольственными и смешанными товарами на 8989 рабочих мест, в том числе крытых рынков - 33 на 2134 рабочих места.
В объеме оборота большую часть занимает оборот предприятий негосударственной формы собственности - 97,4%, из них частные - 82%, потребкооперация - 2,9 процента.
Наряду с положительными тенденциями социально-экономическая ситуация в сфере торговли и общественного питания остается сложной. Общий системный кризис в экономике определил и системный кризис на потребительском рынке Республики Бурятия.
Для потребительского рынка характерны недостаточное законодательно-правовое и нормативное обеспечение. За последние годы оказались утерянными рычаги государственного регулирования потребительского рынка, ослаблено внимание к решению общесистемных проблем развития инфраструктуры товарных рынков. На потребительском рынке реализуются значительные по объему теневые доходы. Перед Республикой стоит сложнейшая задача структурной и технологической реорганизации реального сектора экономики. Местные товаропроизводители в силу ряда причин потеряли значительную часть внутреннего рынка сбыта своей продукции, что отрицательно сказывается на уровне экономической безопасности Республики Бурятия. Стремление значительной части предпринимателей к максимальному извлечению прибыли, связанной с реализацией товаров и организацией обслуживания, привело к тому, что на потребительском рынке увеличились объемы реализации товаров и услуг неудовлетворительного качества.
Сформировалась достаточно сложная с элементами дублирования система контроля качества и безопасности товаров, которая даже при росте ее активности не способствует коренным изменениям в вопросах обеспечения безопасности и качества реализуемых на рынке товаров. Регулирование развития торговой инфраструктуры неоправданно рассредоточено, в результате чего проявляется диспропорция в развитии отдельных звеньев торговой системы. Невысокий уровень концентрации капитала предопределяет функционирование, в основном, мелких и средних предприятий.
Увеличение количества промежуточных звеньев в процессе товародвижения, возрастание издержек, бессистемное осуществление оптовой и торгово-посреднической деятельности привело к неоправданному росту цен на потребительском рынке.
Ослабление внимания к решению отраслевых проблем развития торговли выразилось в дезорганизации информационной системы, что, в свою очередь, усилило рыночную неопределенность.
Назрела необходимость создания четкой логической схемы регулирования процессов и отношений на потребительском рынке Республики.
Цели и задачи Концепции
Главной целью на период до 2010 года является обеспечение благоприятных экономических условий для повышения эффективности деятельности субъектов хозяйствования потребительского рынка Республики Бурятия всех форм собственности, более полного удовлетворения спроса населения на качественные товары и услуги общественного питания, повышения культуры обслуживания.
Достижение главной цели связано с внедрением среднесрочной Программы социально-экономического развития Республики на 2002-2004 годы, раздел "Потребительский рынок", и решением следующих задач:
- совершенствование нормативно-правовой базы деятельности субъектов потребительского рынка;
- совершенствование механизма государственного регулирования торговли, направленного на развитие цивилизованного потребительского рынка и защиту прав потребителей;
- разработка комплекса мер по совершенствованию инфраструктуры рынка (оптовая, розничная торговля, общественное питание);
- восстановление финансового контроля над товарооборотом на основе существенного ограничения возможностей для теневого оборота;
- восстановление единой информационной системы внутренней торговли.
С учетом наметившихся тенденций развития торговли на современном этапе целью настоящей Концепции является разработка адекватного рыночной экономике организационно-правового механизма доведения товаров до потребителя, обеспечивающего позитивное развитие рынка Бурятии в целом.
II. Развитие инфраструктуры потребительского рынка
2.1. Развитие оптовой торговли
Оптовой торговле принадлежит важная роль в развитии сферы обращения потребительских товаров.
Преобразуя производственный ассортимент в торговый, определяя структуру и направление товарных потоков, выступая на рынке в качестве посредника между промышленностью и розничным торговым звеном, оптовые предприятия и организации способствуют гармонизации единого потребительского рынка страны.
Цели, задачи и функции оптовой торговли в рыночно-ориентированной
системе хозяйственных отношений
Оптовая торговля в условиях рыночного хозяйствования является объективной реальностью и необходимостью.
Ее основными функциями должны стать:
1. Собственно торгово-посредническая деятельность, включающая закупку товаров у производителей или иных владельцев для последующей перепродажи оптовым покупателям всех форм собственности.
2. Производственно-сбытовая деятельность:
- преобразование производственного ассортимента потребительских товаров в торговый;
- концентрация товарной массы, формирование товарных запасов;
- хранение, доработка, фасовка, упаковка товаров;
- оказание транспортно-экспедиционных услуг.
3. Коммерческое посредничество:
- предоставление услуг по установлению хозяйственных связей между поставщиками и оптовыми покупателями;
- организация каналов сбыта и приобретения товаров посредством биржевой, ярмарочной, аукционной и комиссионной торговли.
4. Предоставление финансово-расчетных и кредитных услуг:
- коммерческое кредитование покупателей и продавцов;
- коммерческое финансирование мероприятий по насыщению рынка недостающими товарами повышенного спроса.
5. Информационное и консалтинговое обслуживание участников товарно-денежного оборота на потребительском рынке.
Используя свое положение на пересечении информационных потоков, они способны обеспечить сбор, накопление и обработку коммерческой информации. Эта информация включает следующие элементы:
- определение емкости рынка;
- характеристика рыночной ситуации;
- изучение возможности выхода на внешний рынок;
- определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
- определение потребительских характеристик, конкурентоспособности товаров разных товаропроизводителей;
- изучение мотивации покупок и закономерностей поведения покупателей на рынке;
- изучение рынка товаров и возможностей его реализации;
- разработка предложений по обновлению и усовершенствованию выпускаемой продукции с учетом требований покупателей.
Долговременными задачами государственной политики в области развития оптовой торговли должны стать:
- структурная перестройка оптовой торговли, включая распространение таких форм ее организации, которые максимально сориентированы на малое предпринимательство;
- рационализация использования сложившейся в оптовом звене материально-технической базы;
- развитие конкурентной среды и преодоление монополизма на рынке услуг оптовой торговой деятельности;
- стимулирование работы оптового звена по внедрению активных форм продвижения на рынке отечественных товаров.
Целями развития оптовой торговли должны стать:
- создание развитой структуры товародвижения;
- поддержание необходимой интенсивности товаропотоков;
- формирование резервных источников финансового обеспечения процесса товародвижения;
- обеспечение экономии совокупных издержек обращения.
Структурная политика развития оптовой торговли
Долговременной целью структурной политики развития оптовой торговли должно стать обеспечение рыночного разнообразия структур, осуществляющих оптовую торговую деятельность, гарантирующих наполнение потребительского рынка товарами, их беспрепятственное продвижение по каналам распределения, активизацию отечественных товаропроизводителей.
Достижение этой цели возможно на основе последовательного развития как типового, так и видового разнообразия оптовых структур на потребительском рынке.
Типовое разнообразие оптовых структур является следствием различных масштабов их деятельности. В связи с этим следует выделять оптовые предприятия общенационального (федерального) и регионального (внутрирегионального) уровней.
Оптовые предприятия республиканского уровня закупают товары непосредственно у товаропроизводителей и в оптовых предприятиях федерального уровня, доводят их до любых оптовых покупателей в зоне своей деятельности.
Их главная задача - обеспечение товарами республиканского товарного рынка.
Группу предприятий республиканского уровня будут образовывать как автономные оптовые структуры, так и сбытовые подразделения промышленных предприятий (от производителя), а также оптовые структуры крупных розничных предприятий (от розничного торговца).
Видовое разнообразие оптовых структур
Организованный рынок потребительских товаров в фазе их оптовой реализации может быть сформирован при обеспечении равноправного функционирования разнообразных оптовых структур. Основу их составляют специализированные оптовые предприятия (включая товаропроизводящие и крупные розничные), осуществляющие полный комплекс закупочно-сбытовых операций с переходом права собственности на товар к оптовому звену. Эти оптовые структуры в своей работе взаимодействуют в основном с крупными производителями товаров и крупными розничными предприятиями.
Задачей оптовых предприятий этого вида должно быть создание в среднем звене товародвижения необходимых условий для выхода на рынок крупных производителей и розничных торговцев потребительскими товарами.
Среди данных оптовых торговцев могут быть оптовики как специализированные на отдельных группах товаров, так и универсальные.
Второй разновидностью оптовых структур на потребительском рынке являются предприятия-агенты (дистрибьюторы), предприятия-брокеры, дилеры и т.п. В рыночной терминологии данный тип оптовых структур называют посредниками. Основным предметом их деятельности является информация о товаре. Они действуют по поручению клиента и часто за его счет.
Клиентами подобных оптовых посредников чаще всего являются средние предпринимательские структуры как со стороны производителя, так и со стороны торговли.
Завершают формирование оптовой инфраструктуры чистые организаторы оптового оборота - оптовые рынки - товарные биржи, оптовые ярмарки, аукционы, оптовые продовольственные рынки.
Основной задачей этих структур является создание условий для организации оптовой торговли. Они не являются субъектами оптовой торговой деятельности.
2.2. Развитие инфраструктуры розничной торговли
Развитие типового разнообразия розничных торговых предприятий
Розничная торговля замыкает деятельность всех отраслей экономики региона, является ведущим звеном системы торгового обслуживания, поскольку непосредственно затрагивает интересы населения. Современные тенденции развития розничной торговли определяются соотношением магазинных и внемагазинных форм продажи товаров.
Развитие магазинных форм продажи товаров должно обеспечиваться за счет типового разнообразия розничных торговых предприятий и решать задачи:
- определение оптимального состава торговой сети, рационального соотношения между магазинами с универсальным ассортиментом товаров, комплексного спроса и специализированными магазинами;
- специализация действующей сети с целью создания условий для формирования полного ассортимента товаров, улучшения обслуживания населения и повышения рентабельности торговли;
- экономически и социально-обоснованное распределение торговой площади между предприятиями в зависимости от их месторасположения с учетом требований концентрации продажи товаров сложного ассортимента в ограниченном числе крупных магазинов и максимального приближения магазинов по торговле товарами повседневного спроса к месту жительства покупателей.
Разнообразие розничных торговых предприятий с позиций их структурно-функциональных параметров должно обеспечиваться на базе формирования и развития:
- независимых розничных торговых предприятий;
- розничных торговых предприятий, принадлежащих товаропроизводителям;
- розничных торговых предприятий, принадлежащих оптовым торговым организациям;
- муниципальных розничных торговых предприятий.
Концепция исходит из того, что формирование системы предприятий розничной торговли, осуществляемое товаропроизводителями, оптовыми организациями, а также муниципальными органами, является вполне закономерным процессом и нацелено на создание полноценной социально ориентированной рыночной среды.
Разнообразие розничных торговых предприятий с позиций их ориентации на конкретную зону торгового обслуживания должно предусматривать выделение в любой системе торгового обслуживания:
- магазинов местного значения;
- магазинов общесистемного значения;
- магазинов в составе торговых центров;
- магазинов вдоль автомагистралей.
Магазины местного значения или "удобные магазины" должны располагаться в пределах пешеходной доступности и торговать универсальным ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров.
Типовой состав магазинов общесистемного значения более разнообразен. В их числе должны быть и специализированные, и универсальные магазины, и магазины с комбинированным ассортиментом товаров.
Особую группу розничных торговых предприятий должны составлять предприятия в составе торговых центров. В классификации рыночных структур торговый центр представляет собой совокупность торговых предприятий, спланированных, построенных и управляемых как единый территориальный комплекс с автостоянкой. Торговый центр всегда предлагает универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров.
Концепция предусматривает развитие в Республике следующих форматов (типов) магазинов:
1. Традиционные форматы: продовольственные или непродовольственные магазины, гастрономы, универсамы, универмаги, торговые центры, торговые комплексы, фирменные магазины и др.
2. Новые (западные) форматы: минимаркеты, супермаркеты, гипермаркеты, дискаунтеры и др.
Развитие внемагазинных форм продажи товаров предполагает следующие направления: посылочная торговля, сетевой маркетинг, электронная торговля, продажа товаров через торговые автоматы, мелкорозничная торговля и рынки.
Открытие новых стационарных предприятий торговли. Реконструкция,
модернизация и техническое перевооружение существующих предприятий
торговли
Концепция включает в себя развитие сети стационарных предприятий торговли, отвечающих современным требованиям технологии и организации торгового обслуживания. Ввод объектов обеспечивается за счет:
- нового строительства в районах жилой застройки;
- рационального использования нежилых помещений в районах сложившейся застройки;
- перепрофилирования рынков, ранее созданных на базе стационарных розничных торговых предприятий.
Пространственная расположенность новых стационарных объектов торговли должна способствовать улучшению территориальной доступности торговой сети, выравниванию уровней обеспеченности населения торговыми площадями. Необходима разработка перспективных планов (схем) развития и размещения сети предприятий розничной торговли, направленных на решение задач планомерного и комплексного ее развития, с учетом рекомендуемых нормативов расчета сети предприятий торговли и прогноза развития торговой сети на 2002 - 2005 годы.
Рекомендуемые нормативы расчета сети предприятий торговли
|
Торговая площадь (кв. м) на 1000 человек |
|
на расчетный срок |
на первую очередь |
|
Магазины, в т.ч. |
230 |
195 |
продовольственные |
90 |
82 |
непродовольственные |
140 |
113 |
Прогноз развития торговой сети на 2002-2005 годы
|
Всего по Республике |
в том числе |
||||||
единиц |
торговая площадь |
специализированные |
фирменная сеть |
комиссионные |
||||
ед. |
торг. пл. |
ед. |
торг. пл. |
ед. |
торг. пл. |
|||
Ввод в действие торговых площадей за счет реконструкции и приспособления помещений, зданий: |
|
|
|
|
|
|
|
|
2002 год |
22 |
1130 |
2 |
153 |
2 |
210 |
2 |
100 |
2003 год |
25 |
1310 |
1 |
86 |
3 |
140 |
3 |
140 |
2004 год |
32 |
2350 |
3 |
210 |
- |
- |
- |
- |
2005 год |
21 |
1050 |
- |
- |
- |
- |
1 |
48 |
Ввод в действие торговых площадей за счет нового строительства: |
|
|
|
|
|
|
|
|
2002 год |
16 |
830 |
1 |
60 |
1 |
100 |
- |
- |
2003 год |
15 |
775 |
3 |
180 |
- |
- |
- |
- |
2004 год |
25 |
1250 |
17 |
1100 |
4 |
250 |
- |
- |
2005 год |
20 |
1025 |
3 |
320 |
1 |
200 |
- |
- |
Всего |
176 |
9720 |
30 |
2109 |
8 |
760 |
6 |
288 |
Реконструкция и модернизация предприятий торговли должны включать внедрение достижений научно-технического прогресса, новых технологий и прогрессивных форм организации торговли, а также современной логистики на действующих предприятиях отрасли, улучшение дизайна торговых помещений, продление сроков возможной эксплуатации объектов торговли. На этой основе обеспечиваются: повышение качества торгового обслуживания, снижение издержек обращения, решается задача по сохранению рабочих мест.
Усиление социальной направленности развития розничной торговли
Проблему ценовой доступности для малообеспеченных граждан Республики основных товаров социально необходимого набора следует решать, прежде всего, путем применения адресной социальной поддержки. Вместе с тем, Концепция предусматривает предоставление услуг торгового обслуживания по сниженным ценам ветеранам Великой Отечественной войны, пенсионерам и малообеспеченным гражданам. С этой целью должна быть проведена аккредитация магазинов, торгующих по ценам ниже средних: "Ветеран", магазины в центрах социального обслуживания, магазины-дискаунты, находящиеся в ведении муниципалитетов.
Дифференциация доходных групп населения требует формирования сети комиссионных магазинов, магазинов, реализующих товары по технологии "сэконд-хэнд", а также организации продажи товаров устаревших фасонов и моделей (сезонная распродажа).
Развитие рынков
Рынки как структура на потребительском рынке выполняют ряд общесистемных функций:
1. Решают вопросы социального плана: относительно низкие цены, достаточный ассортимент, территориальная доступность. По экспертным оценкам на городских рынках формируется около 25 % всего розничного товарооборота.
2. Представляют социально значимый сектор занятости, предоставляя рабочие места в сфере непосредственной торговой деятельности, в управлении и обслуживании рынков.
3. Играют важную роль в развитии свободной конкуренции как между собой, так и с розничными торговыми предприятиями. По оценкам стоимость потребительской корзины на рынках в среднем на 15-20% ниже, чем в магазинах розничной торговли. При сокращении числа рынков (или торговых мест на них) можно ожидать общего роста потребительских цен.
4. Являются устойчивым источником прямых и косвенных доходов за счет арендных платежей и уплачиваемых налогов.
Таким образом, учитывая социально-экономическую роль рынков, их следует рассматривать не как временный, а как развивающийся объект, на долгосрочную перспективу. Перспективная цель развития рынков - превратить их в более цивилизованные формы торговли.
Концепция развития рынков на ближайшую и среднесрочную перспективу должна включать следующие основные принципы их функционирования:
1. Перепрофилирование рынков, ранее созданных на базе магазинов, в стационарные розничные торговые предприятия.
2. Разделение рынков по агрегированному товарному признаку: продовольственные и вещевые.
3. Функционирование продовольственных рынков только на базе закрытых торговых комплексов, в том числе из быстровозводимых конструкций, отвечающих требованиям современной архитектуры и эстетики.
4. Рациональное размещение рынков в территориальном плане, обеспечивающее наличие вещевых и продовольственных в каждом административном районе.
5. Осуществление планомерного улучшения материально-технической базы рынков, превращение их в современные предприятия торговли. Торговые места на рынках должны быть приспособлены как для продавца, так и для потребителя (холодильные прилавки, кассовый аппарат, примерочные, вешала, зеркала и т.п.).
6. При создании оптовых продовольственных рынков (ОГТР) возможно формирование при них торговых предприятий мелкорозничной торговли для удовлетворения запросов не только крупных оптовиков, но и розничных (мелкооптовых) покупателей.
7. Возможна интеграция рынков с существующими предприятиями торговли - создание торгово-розничных комплексов на принципах общего планирования и управления. Это позволит стационарным предприятиям увеличить обороты хозяйственной деятельности, а рынкам - приблизить формы и методы торговли к уровню цивилизованных.
8. Возможна интеграция рынков не только с крупными предприятиями розничной, но и оптовой торговли. Основная идея - создание рынков как дочерних организаций, использующих торговую марку и ресурсы материнской компании.
9. Внедрение системы индикативного управления путем заключения соглашений на уровне администрации города (района) с собственниками (руководителями) рынков. Один из возможных индикаторов: определенная процентная норма доли прибыли, реинвестируемой в развитие рынков.
10. Постепенное трансформирование рынков в комплексы мелкорозничной торговли, включающие современный перечень услуг, предоставляемых потребителям. Например:
- на закрытых продовольственных рынках осуществляется реализация сопутствующих непродовольственных товаров (и наоборот);
- покупателям предлагается система "подбери и упакуй", когда клиенты оставляют списки необходимых продуктов с тем, чтобы забрать покупку позднее или получить заказ домой;
- услуги питания: предприятия быстрого питания, отделы полуфабрикатов и готовых блюд;
- аптечные пункты, парикмахерские, ремонт часов, услуги связи и т.п.;
- справочно-информационная служба;
- формирование комплекса услуг: хранение товаров, информационное обслуживание (наличие товарных ресурсов, уровень оптовых и розничных цен и т.п.), услуги Центра стандартизации, метрологии и сертификации, сан-эпиднадзора, транспортные услуги, служба безопасности и т.п.
Рекомендуемые нормативы расчета сети рынков
Торговая площадь (кв. м) на 1000 человек | |
на расчетный срок на первую очередь | |
Рынки | 18 12 |
Прогноз развития рынков на 2002-2005 годы по Республике
2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | |
За счет реконструкции | 4 | 2 | - | - |
За счет нового строительства | 1 | - | 2 | 1 |
Всего | 5 | 2 | 2 | 1 |
Поэтапная реконструкция контейнерных площадок
2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | |
г. Улан-Удэ | 2 | 2 | - | - |
Упорядочение и совершенствование мелкорозничной торговли (торговля в
павильонах, киосках, палатках, ларьках, с лотков, тележек)
Основные мероприятия:
1. Работа по упорядочению размещения мелкорозничной торговой сети с соблюдением архитектурных и санитарных требований в соответствии с нормативными документами.
2. Разработка и утверждение ассортимента товаров (продукции), допускаемой к реализации в павильонах, киосках, с лотков и тележек.
3. Разработка схем торгового обслуживания населения в зонах отдыха.
4. Организация торгового обслуживания праздничных мероприятий с тематикой праздника.
5. Организация торговли различными видами фасованных товаров через торговые автоматы.
6. Строительство многопрофильных комплексов и торговых павильонов из быстровозводимых конструкций.
Строительство многопрофильных комплексов и торговых павильонов из быстровозводимых конструкций в свою очередь включает следующие направления:
- развитие материально-технической базы мелкорозничной торговли на основе замены существующих киосков и контейнеров на торговые комплексы и павильоны из быстровозводимых конструкций, отвечающие требованиям современной архитектуры и эстетики;
- обеспечение максимальной доступности услуг торговли путем строительства многопрофильных комплексов и павильонов различной специализации в местах с недостаточно развитой стационарной торговой сетью, включая районы массовой жилой застройки.
Реализация мероприятий по упорядочению и совершенствованию мелкорозничной торговли обеспечит удовлетворение спроса населения и развитие конкуренции, позволит создать новые рабочие места.
Сокращение объектов мелкорозничной сети, не соответствующих нормативным
требованиям
2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | |
г. Улан-Удэ | 30 | 20 | 15 | 10 |
2.3. Развитие инфраструктуры общественного питания
Концепция исходит из того, что в отрасли будут существовать две основные группы предприятий общественного питания в роли объектов государственного регулирования:
I группа - социальный общепит:
- столовые, обеспечивающие питание школьников, учащихся учебных заведений;
- столовые при промышленных предприятиях;
- столовые при учреждениях;
- пищеблоки детских оздоровительных учреждений.
II группа - коммерческий общепит:
- общедоступная сеть: рестораны, бары, кафе, закусочные, т.е. предприятия, функционирующие, в основном, на принципах саморегулирования.
С целью ликвидации неоправданного рассредоточения инфраструктуры общественного питания и проявления диспропорциональности в развитии отдельных типов предприятий общественного питания необходимо регулирование процессов развития общественного питания. Основными задачами системы государственного регулирования общественного питания должны стать:
1. Формирование достаточной конкурентной среды, дальнейшее развитие общедоступной сети предприятий общественного питания, обеспечивающей высокий уровень организации и культуры обслуживания, рост сети и услуг узкоспециализированных предприятий.
2. Обеспечение для большинства населения доступности услуг питания в цивилизованных формах их организации. Восстановление сети социально ориентированных предприятий, обеспечивающих питанием рабочих, служащих, студентов, школьников.
3. Восстановление оптимального соотношения типов предприятий общественного питания как по месту работы, так и в общедоступной сети.
4. Обеспечение прав граждан на безопасность и качество предоставляемых услуг. Сертификация услуг общественного питания, осуществление инспекционного контроля за сертифицированными услугами.
5. Использование возможностей базовых предприятий общественного питания как производственной отрасли:
- расширение сети цехов по производству полуфабрикатов, кулинарных и кондитерских изделий, в том числе для снабжения школьных столовых;
- развитие сети предприятий, оказывающих услуги по изготовлению кулинарных изделий по индивидуальным заказам и по доставке продукции на дом;
- реализация полуфабрикатов, кондитерских изделий в розничной торговле.
6. Совершенствование нормативно-правовой базы в общественном питании.
Разработка методических материалов, облегчающих предприятиям общественного питания взаимодействие с контролирующими органами.
7. Соблюдение требуемых нормативов в организации питания социальных контингентов для обеспечения государственных нужд.
Решение поставленных задач позволит удовлетворить спрос в услугах общественного питания различных групп обслуживаемого населения - от малообеспеченных до высокодоходных, позволит создать новые рабочие места, улучшит архитектурный облик городов и районов Республики.
Рекомендуемые нормативы расчета сети предприятий общественного питания и развитие предприятий общественного питания на 2002-2005 годы приведены в следующих таблицах.
Рекомендуемые нормативы расчета сети предприятий общественного питания
Количество посадочных мест на 1000 чел. | ||
на расчетный срок | на первую очередь | |
Предприятия общественного питания | 20 | 13 |
Прогноз развития общедоступной сети общественного питания на
2002-2005 годы
Тип предприятия | ||||||||||
рестораны | бары | кафе | закусочные | всего | ||||||
ед. | п/м | ед. | п/м | ед. | п/м | ед. | п/м | ед. | п/м | |
Ввод в действие предприятий общественного питания за счет реконструкции и приспособления помещений, зданий: |
||||||||||
2002 год | - | - | 4 | 122 | 2 | 62 | 7 | 158 | 13 | 342 |
2003 год | - | - | - | - | 2 | 42 | 2 | 47 | 4 | 89 |
2004 год | 1 | 60 | - | - | - | - | 1 | 24 | 2 | 84 |
2005 год | - | - | - | - | 1 | 30 | 5 | 116 | 6 | 146 |
Ввод в действие предприятий общественного питания за счет нового строительства: |
||||||||||
2002 год | - | - | - | - | 1 | 30 | 1 | 16 | 2 | 46 |
2003 год | - | - | 2 | 54 | 3 | 100 | 6 | 140 | 11 | 294 |
2004 год | - | - | 1 | 32 | 1 | 24 | 3 | 68 | 5 | 124 |
2005 год | 1 | 48 | 1 | 24 | 1 | 30 | 2 | 48 | 5 | 150 |
2.4. Основы обеспечения безопасности и качества товаров и услуг
Система обеспечения безопасности и качества товаров и услуг должна опираться на следующие принципы:
- организация контроля при постановке на производство новых видов продукции;
- организация действенного производственного контроля при выходе продукции с производства;
- организация контроля на стадии, когда продукция уже произведена, но еще не поступила в места реализации;
- организация контроля на стадии реализации товаров;
- организация контроля при ввозе импортных товаров, материалов и изделий;
- четкое закрепление конкретных сфер контроля за соответствующими органами государственной власти, обеспечивающее единство прав и ответственности контролирующих органов и определение сферы их взаимодействия.
Целью системы обеспечения безопасности и качества товаров и услуг должно стать создание механизма предотвращения поступления на рынок некачественной продукции, вызванной недостоверностью измерений и информации о потребительских свойствах товаров, а также нарушениями требований различных нормативных документов.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
- реализовать единую государственную политику в области обеспечения качества и безопасности товаров и услуг;
- совершенствовать нормативно-правовую базу, предотвращающую доступ на рынок некачественной и опасной продукции на стадии производства, хранения и реализации;
- обеспечить эффективную работу контролирующих органов;
- способствовать неотвратимости наказания и действенности санкций за поставку на рынок некачественной продукции;
- обеспечить оказание помощи потребителям в оценке качества и безопасности реализуемой продукции.
На этапе создания продукции главную роль в обеспечении безопасности и качества играют ее производители. Для этого необходимо создание на производствах систем управления качеством. Инструментом решения данной задачи должна стать сертификация систем управления качеством.
На дорыночном этапе необходимо обеспечить действенный контроль соответствия выпущенной продукции предъявляемым к ней требованиям. В этом случае потребители будут иметь гарантию того, что на пути движения продукции от производителя к продавцу она не утратила своего качества и безопасности. Решением этой задачи должно стать подтверждение соответствия продукции установленным требованиям.
На этапе рыночного взаимодействия продавца и потребителя необходимо обеспечить эффективный контроль допуска хозяйственных структур к оказанию услуг реализации. Этому должна способствовать сертификация услуг розничной торговли и общественного питания.
Этапы проведения работ по сертификации услуг розничной торговли на
территории Республики Бурятия
NN п/п |
Организации |
Сроки проведения сертификации |
город Улан-Удэ | ||
1 | Универмаги, универсамы, супермаркеты, дома торговли | 2001 г. |
2 | Магазины специализированные и фирменной торговли | 2001-2002 гг. |
3 | Остальная часть розничных магазинов | 2002-2004 гг. |
4 | Павильоны, киоски, палатки (ларьки), розничные рынки, открытые торговые площадки (мини-рынки), передвижные средства развозной и разносной торговли |
2001-2002 гг. |
районы Республики | ||
1 | Магазины, павильоны, киоски, расположенные в районных центрах, городах, центральных усадьбах совхозов и колхозов |
2001-2003 гг. |
2 | Магазины, павильоны, киоски в малых и отдаленных селах |
2001-2004 гг. |
3 | Организации потребительской кооперации, расположенные в районных центрах, городах, центральных усадьбах совхозов и колхозов |
2003 г. |
4 | Организации потребительской кооперации в малых и отдаленных селах |
2004-2005 гг. |
2.5. Основы культуры торгового обслуживания
Основными показателями, характеризующими культуру торговли являются:
- расширение видов и объемов дополнительных услуг в предприятиях торговли и общественного питания;
- упорядочение торгового обслуживания в местах массового отдыха населения;
- профессионализм и этика обслуживающего персонала;
- внедрение новых технологий и производств с учетом видов обслуживания;
- оформление предприятий торговли и общественного питания с учетом современных требований.
Культура торгового обслуживания - это совокупность характеристик и условий процесса торгового обслуживания, определяемых профессионализмом и этикой обслуживающего персонала.
Услуги торговли и общественного питания должны отвечать следующим требованиям:
- социальное назначение;
- функциональная пригодность;
- эргономика;
- эстетика;
- технологичность;
- безопасность;
- охрана окружающей среды.
Требования социального назначения предусматривают:
- обеспеченность населения услугами данного вида;
- соответствие уровня качества услуг розничной цене;
- социальную адресность услуг, т.е. соответствие услуг требованиям различных групп потребителей, в т.ч. инвалидов.
Функциональная пригодность услуг торговли и общественного питания предусматривает:
- точность и своевременность оказания услуг, характеризующиеся соблюдением установленного режима работы предприятия, точность срока выполнения услуг;
- наличие товаров надлежащего качества;
- наличие товаров установленного для данного типа предприятия ассортимента;
- обеспечение условий для компетентного выбора потребителем товаров и услуг;
- наличие необходимой и достоверной информации об услугах и товарах, о правилах продажи товаров и правах покупателей;
- соответствие обслуживающего персонала своему профессиональному назначению, в том числе компетентность и умение общаться с покупателями.
Требования эргономики предусматривают:
- комфортность и удобство покупателей при оказании услуг, включая удобное размещение товаров в торговом зале, входов, выходов, секций, оборудования, мебели и прочее;
- гигиенические требования к уровню освещенности, вентилируемости, запыленности, шума, температуры в торговом зале, к персоналу, к содержанию помещений, рабочих мест, к оборудованию;
- доступность информации для восприятия потребителей.
Эстетика услуг торговли и общественного питания предусматривает:
- гармоничность, стилевое единство, целостность композиции и художественной выразительности;
- оформление фасада здания, вывески, витрин;
- выкладку товаров на торговом оборудовании;
- оформление рабочего места и внешнего вида обслуживающего персонала.
Требования технологичности услуг предусматривают:
- наличие рационального набора технологического оборудования, инвентаря отдельных типов и моделей, размеров, формы и назначения с учетом используемых методов продажи товаров соответствующего ассортимента;
- наличие технических средств для обработки информации, в том числе по товародвижению;
- наличие документов и средств, позволяющих потребителям проводить контроль процессов обслуживания.
Безопасность услуг торговли и общественного питания должна обеспечиваться безопасностью самих предприятий торговли, условий обслуживания покупателей, реализуемых товаров и соблюдением персоналом санитарных и других установленных требований.
Оказание услуг торговли и общественного питания не должно вызывать ухудшение характеристик окружающей природной среды.
Основным составляющим элементом культуры обслуживания должны стать профессионализм и этика обслуживающего персонала.
На этапе рыночных отношений в торговле и общественном питании необходимо обеспечить эффективный контроль допуска хозяйственных структур к оказанию услуг. Этому должна способствовать сертификация услуг розничной торговли и общественного питания.
III. Принципы и содержание государственного регулирования торговли
В ходе формирования экономики проделана немалая работа по созданию механизма рыночного взаимодействия органов исполнительной власти всех уровней и субъектов торговой деятельности. Вместе с тем участие органов государственного управления в регулировании процессов на потребительском рынке в настоящее время необоснованно сужено. В свою очередь данное обстоятельство негативно отражается на функционировании рынка.
Концепция исходит из того, что в условиях свободной экономики вмешательство государства в развитие экономических процессов на потребительском рынке допустимо лишь для устранения возникающих отрицательных последствий вследствие нежелательного смещения направлений его развития.
Основными задачами системы государственного регулирования торговли должны стать: формирование достаточной конкурентной среды; защита внутреннего рынка на основе поддержки отечественного товаропроизводителя, обоснование отраслевых особенностей налогообложения, лицензирования, кредитования, квотирования; стимулирование обновления технологии торгового процесса и логистического обслуживания; поддержание требуемых товаропотоков для обеспечения государственных нужд.
Идеология государственного регулирования торговли опирается на фундаментальные основы формирования многоукладной, социально ориентированной экономики, предполагающей функционирование в сфере торгового обслуживания государственных, кооперативных и иных частных торговых предприятий.
При этом Концепция исходит из того, что в отрасли будут три основные группы торговых предприятий в роли объектов государственного регулирования:
- торговые предприятия, обеспечивающие хранение страховых резервов и товарных запасов, предназначенных для снабжения спецконтингента потребителей мест досрочного завоза;
- торговые предприятия, стабильно работающие по генеральным соглашениям с органами исполнительной власти всех уровней и создающие своеобразную зону стратегического контроля исполнительной власти на потребительском рынке;
- торговые предприятия, функционирующие исключительно на принципах саморегулирования.
Общее содержание государственного регулирования должно опираться на понимание того, что на любом уровне системы должны выполняться предусмотренные законодательством разрешительные, контрольно-запретительные, аналитические, информационные, координирующие функции, а также функции по поддержке предпринимательства, по формированию и реализации научно-технической политики и кадрового обеспечения.
Непосредственным организатором, координатором и исполнителем функций государственного регулирования торговли является муниципальный уровень, который должен обеспечить создание необходимых условий для повышения предпринимательской активности в торговле; оказание избирательной поддержки торговым организациям, определяющим ситуацию на местном рынке; контроль деятельности всех участников торгового оборота; рациональное размещение торговых объектов по территории муниципального образования.
IV. Правовое обеспечение развития торговли
С переходом к рыночной экономике правовое регулирование в сфере торговых отношений претерпело серьезные изменения.
Особое значение в изменении общей стратегии законодательного процесса на потребительском рынке имело принятие нового Гражданского кодекса Российской Федерации.
Принятие Гражданского кодекса Российской Федерации в основных чертах решило вопросы правового положения объектов торгового оборота, правового режима принадлежащего им имущества, а также правового режима договорных отношений между ними.
Однако даже с учетом введения Гражданского кодекса правовое регулирование торговой практики не может быть признано достаточным.
Обширность сложившейся правовой базы регулирования торговли не обеспечивает в настоящее время равноценного правового регулирования различных видов торговой деятельности - оптовой, розничной торговли, общественного питания.
V. Формирование единой информационной системы торговли
Рыночные преобразования в торговле резко обострили проблему информационного обеспечения. Поиск необходимой информации затруднен сегодня не только для участников рынка, но и для органов исполнительной власти всех уровней.
Информация, формируемая коммерческими маркетинговыми и консалтинговыми организациями, зачастую несопоставима.
Дальнейшее углубление информационной неопределенности чревато потерей управления рыночными процессами.
В сложившихся условиях Концепция исходит из того, что восстановление единой информационной системы торговли может и должно стать действенным инструментом государственного регулирования торговой деятельности.
Информационный фонд такой системы должен опираться как на государственную статистику, так и на информацию торговых корреспондентов, потребителей, специалистов оптовой и розничной торговли. Важным системообразующим элементом всей информационной системы должны стать периодически проводимые торговые переписи.
Концепция исходит из того, что формирование системы информационного обеспечения в торговле должно опираться на существующие локальные системы и базы данных, а также учитывать возможности ее сопряжения с любой иной информационной системой на потребительском рынке.
Структура данной информационной системы должна представлять собой единое программно-информационное ядро, объединяющее информационные потоки, заполненные как существующими в локальных системах информационными данными, так и вновь создаваемыми источниками информации о состоянии отдельных товарных рынков и торговых систем.
Пользователями такой системы должны стать органы исполнительной власти всех уровней, импортеры, субъекты торгового оборота, перерабатывающие предприятия, товаропроизводители.
Концепция исходит из того, что широкий доступ в информационную систему для всех участников рынка в совокупности с конкретным отработанным механизмом доступа к отдельным ее информационным блокам будет служить залогом ее эффективности.
VI. Научное и кадровое обеспечение
Научное обеспечение развития потребительского рынка в Республике сдерживается рядом проблем. Во-первых, это сокращение бюджетных ассигнований на научные исследования. Во-вторых, имеют место внутренние проблемы научных учреждений: отсутствие устоявшихся кооперированных связей в самой научной среде (между академической и вузовской наукой), слабая связь науки с практикой. Несмотря на это, осуществление комплекса научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ должно стать основным в реализации Концепции развития торговли и общественного питания Республики.
Концепция предусматривает следующие мероприятия по формированию научно-технического и образовательного потенциала в сфере торгового обслуживания и общественного питания:
1. Определение основных направлений научных исследований и разработок, имеющих для потребительского рынка Республики прикладной характер.
Примерный перечень научных исследований:
- организация мониторинга потребительского рынка и сферы услуг. Разработка прогнозов развития товарных рынков Республики;
- исследование проблем производственно-экономических отношений предприятий торговли с поставщиками товаров и услуг. Разработка элементов логистических систем предприятий торговли и общественного питания;
- разработка методических материалов, облегчающих взаимодействие субъектов товарного рынка с органами исполнительной власти и между собой;
- разработка экономических моделей и механизмов создания конкурентоспособных и финансово устойчивых предприятий на потребительском рынке Республики;
- разработка модели оптового продовольственного рынка;
- разработка системы показателей и индикаторов функционирования товарных рынков и субъектов хозяйствования;
- разработка механизма деятельности контрактных систем по обеспечению государственных нужд (госзаказ);
- методика проведения непрерывного государственного аудита финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций торговли и общественного питания;
- исследование влияния различных факторов на структуру издержек обращения на товарных рынках Республики;
- организация на предприятиях торговли автоматизированных рабочих мест, подключенных к сети Интернет;
- формирование и поддержка базы данных "Предложение. Спрос. Цены. Потребительские свойства. Технологии" по рынкам Республики Бурятия, Российской Федерации, СНГ, стран дальнего зарубежья.
2. Осуществление финансирования выбранных научных проектов на конкурсной основе.
Финансирование научных проектов может осуществляться как за счет средств республиканского бюджета, так и за счет субъектов хозяйствования потребительского рынка (отдельных организаций или группы организаций на ассоциативных или кооперативных началах).
3. Налаживание прямых связей между предприятиями потребительского рынка, высшими учебными заведениями и научными центрами с целью определения точек взаимного интереса и соответствующего увеличения количества внедренных научных работ.
4. Разработка комплексной программы подготовки и переподготовки кадров для предприятий потребительского рынка и сферы услуг.
Концепция кадрового обеспечения потребительского рынка предполагает систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров по следующим направлениям:
- кадры отраслевых органов исполнительной власти (эффективность государственного регулирования потребительского рынка Республики зависит в первую очередь от профессиональных навыков государственных и муниципальных служащих);
- управленческие кадры предприятий и организаций различных форм собственности, функционирующих на потребительском рынке Республики (улучшение профессиональной подготовки руководителей и специалистов коммерческих организаций является одним из условий обеспечения социально-экономической стабильности и развития отрасли);
- кадры массовых профессий (наличие профессиональных знаний у работников, непосредственно занятых обслуживанием в сфере торговли и общественного питания, обеспечит высокое качество услуг, предоставляемых потребителям).
В Концепции экономического роста Республики Бурятия на 2001- 2002 годы Правительство Республики Бурятия определило управление кадровым потенциалом как стратегическое направление в своей деятельности. В этой связи целесообразно создание специализированного учебно-методического центра (УМЦ) по формированию кадровой политики в сфере потребительского рынка. Деятельность УМЦ предполагает выполнение следующих функций:
- разработка комплексной программы кадрового обеспечения предприятий и организаций потребительского рынка;
- определение профессионально-квалификационных требований к основным функционально-должностным категориям работников и разработка на их основе тарифно-квалификационных справочников должностей и профессий в отраслях торговли и общественного питания;
- организация при центре модульных курсов различной продолжительности для разных категорий работников по актуальным проблемам с привлечением на контрактной основе ведущих специалистов соответствующих областей;
- подготовка типовых инструктивно-методических материалов для организаций и предприятий потребительского рынка;
- организация систем стажировки управленческих и финансовых кадров на передовых предприятиях внутри Республики и за ее пределами;
- пропаганда достижений и передового опыта предприятий и организаций торговли и общественного питания. Организация республиканских конкурсов ("Лучшее торговое предприятие Республики", "Лучший по профессии" и т.п.), участие в аналогичных российских и международных конкурсах;
- проведение научно-практических конференций по актуальным проблемам отрасли.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Республики Бурятия от 3 июля 2001 г. N 244 "О Концепции развития торговли и общественного... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.