Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел IX. Ценовая и тарифная политика
в основных отраслях экономики
9.1. Промышленность
Свободное ценообразование на продукцию промышленности является одним из условий эффективности ее деятельности. Ограничителями роста цен выступают спрос и платежеспособность потребителей, предложение (конкуренция) производителей. Этому будет способствовать и реализация Концепции промышленной политики Республики Бурятия, разработанной Министерством промышленности, производственной инфраструктуры и технологий Республики Бурятия.
Параметры изменения цен в отраслях естественных монополий рассчитывались с учетом их негативного влияния на общие темпы роста цен и финансовое состояние потребителей.
Повышение регулируемых цен на продукцию естественных монополий в проектируемых масштабах не окажет существенного влияния на уровень инфляции в промышленности, так как изменение уровня рыночных цен будет зависеть от соответствия спроса и предложения. В рамках заданных параметров рост цен в промышленности проектируется в 2004 году в пределах 9-11,5 процентов при среднегодовом индексе - 110-111 процентов.
Одним из результатов повышения цен и тарифов в монополиях должно стать перераспределение доходности от основных энергоемких потребителей в пользу естественных монополий, что позволит создать необходимые финансовые ресурсы и будет способствовать экономии энергоресурсов в экономике республики. До 2007 года рост цен (инфляция) в промышленности не должна превысить параметров, задаваемых Правительством Российской Федерации, в пределах 6,5-8,5 процентов в год.
9.2. Естественные монополии
Основным инструментом государственной ценовой и тарифной политики на прогнозируемый период является регулирование цен и тарифов естественных монополий.
Дальнейшее сохранение заниженных цен в отраслях естественных монополий может иметь серьезные негативные последствия и не может гарантировать бесперебойное обеспечение растущих потребностей экономики энергетическими ресурсами и грузопотоками в необходимых объемах. С одной стороны, такое положение приводит к недостатку финансовых средств в этих отраслях, а с другой, высокая энергоемкость ВВП, достаточно низкие тарифы не стимулируют внедрения энергосберегающих технологий.
Вместе с тем, при проведении государственной ценовой политики в 2004-2007 годах основным приоритетом должно стать ограничение темпов роста цен и тарифов на продукцию естественных монополий, так как весьма высокий инфляционный фон, наблюдаемый в 2001-2002 годах, также может удерживаться и в последующие годы. Ограничения на рост цен и тарифов будут стимулировать повышение эффективности деятельности естественных монополий.
Так, по оценке Минэкономразвития России удорожание продукции естественных монополий определило около 3-4 процентов от общего роста потребительских цен в 2002 году. При этом свыше половины из него составляет сокращение льготных тарифов для населения, проводимое в рамках ликвидации перекрестного субсидирования.
В связи с этим параметры и сроки повышения цен и тарифов в отраслях естественных монополий следует проводить с учетом ежегодного удержания инфляции в пределах, определяемых Правительством Российской Федерации, избежания провоцирования инфляционных ожиданий у потребителей и достижения целевых параметров роста производства.
Достижение поставленных целей возможно при условии выполнения следующих мер.
а) Электроэнергетика
Предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, в том числе для населения, устанавливаются Правительством Российской Федерации ежегодно до принятия Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации федерального бюджета на очередной год в первом чтении и вводятся в действие с начала указанного года. Орган исполнительной власти Республики Бурятия, регулирующий тарифы на услуги естественных монополий, устанавливает:
- тарифы на тепловую энергию, за исключением тарифов на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии;
- тарифы на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в рамках тарифов, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти. Изменение указанных тарифов в течение финансового года без одновременного внесения проекта республиканского закона о внесении изменений и дополнений в закон Республики Бурятия о республиканском бюджете на текущий финансовый год не допускается.
б) Перевозки грузов железнодорожным транспортом
Повышение тарифов на перевозки грузов железнодорожным транспортом будет проводиться с учетом прекращения практики взимания платы за перевозки во внутрироссийском сообщении экспортно-импортных грузов по тарифам, применяемым в международном сообщении, к концу 2003 года. По предварительной оценке тарифы могут быть увеличены в конце 2003 г. на 12 процентов. В 2004-2007 гг. тарифы на перевозки грузов железнодорожным транспортом будут повышаться в меру инфляции в промышленности.
Тарифная политика на железнодорожном транспорте должна быть увязана с этапами осуществления структурного реформирования управления и эксплуатации на железнодорожном транспорте.
Снижению транспортных издержек должно способствовать выведение из состава железнодорожного транспорта предприятий, не связанных с организацией и обеспечением перевозочного процесса и аварийно-восстановительных работ.
По мере реализации структурной реформы в отрасли и выделения естественно-монопольного сектора будет осуществляться государственное регулирование тарифов за пользование инфраструктурой, в конкурентном секторе будет происходить поэтапная либерализация тарифов на рынке пассажирских и грузовых перевозок. Будет проводиться дальнейшее упорядочение предоставления ценовых льгот хозяйствующим субъектам.
В монопольном секторе железнодорожные тарифы должны устанавливаться на основе единых недискриминационных принципов с учетом действия основных ценообразующих факторов, в конкурентном - исходя из баланса спроса и предложения на рынках перевозок.
в) Связь
В соответствии с федеральным законодательством государственное регулирование тарифов осуществляется на универсальные услуги связи и на услуги общедоступной электросвязи и почтовой связи, Перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. Государственное регулирование тарифов на услуги связи, за исключением универсальных, должно обеспечивать операторам связи рентабельную работу.
Возмещение убытков операторов универсального обслуживания по оказанию универсальных услуг связи обеспечивается из резерва универсального обслуживания, который формируется из обязательных отчислений операторов сети связи общего пользования.
9.3. Региональные (локальные) монополии
На товарном рынке Республики Бурятия осуществляют деятельность субъекты так называемых региональных (локальных) монополий, производимая продукция и услуги которых не могут быть заменены другими. В связи с этим спрос на их продукцию зависит от изменения цены на них в меньшей степени, чем спрос на другие виды товаров.
К региональным (локальным) монополиям относятся организации водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения муниципальной и ведомственной принадлежности.
Одной из острых проблем в этом монополизированном секторе экономики остается перекрестное субсидирование одних потребителей за счет других, которая поэтапно должна быть решена до конца 2004 года в рамках Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации путем перехода к оплате населением услуг в полном объеме. Тарифная политика должна учитывать интересы потребителей, бюджета и социальную значимость предоставляемых услуг, для чего необходимо обеспечить адресную социальную поддержку малообеспеченным слоям населения.
Тарифы на услуги региональных (локальных) монополий должны устанавливаться на основании подтвержденных экспертизой экономически обоснованных затрат и утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг в соответствии с действующими методическими нормативными актами.
Представляется целесообразным при этом отказаться от практики дифференциации норм рентабельности на услуги по водоснабжению, водоотведению и теплоснабжению для различных групп потребителей.
9.4. Основные задачи по сокращению издержек в естественных и
региональных (локальных) монополиях
Ограничения на рост цен и тарифов должны стимулировать повышение эффективности деятельности монополий.
Вместе с тем, для улучшения финансового состояния в монополиях наряду с проведением тарифной политики необходимо обеспечить безусловное и своевременное исполнение обязательств бюджетов всех уровней в части расчетов бюджетополучателей за топливно-энергетические ресурсы. Для снижения издержек в монополиях необходимо продолжить совершенствование механизмов регулирования на продукцию естественных региональных (локальных) монополий в условиях:
- проведения реструктуризации монополий с целью разграничения естественно монопольных и потенциально конкурентных видов хозяйственной деятельности при максимальном использовании преимуществ имеющихся интегрированных производственных систем и стимулирования конкуренции;
- введения раздельного учета затрат по основным видам продукции (услуг);
- обеспечения прозрачности деятельности субъектов естественных и региональных (локальных) монополий, в том числе инвестиционной, с целью недопущения необоснованного увеличения издержек, цен (тарифов) на услуги, реализуемые в режиме монопольного состояния рынка;
- поэтапного прекращения перекрестного субсидирования различных категорий потребителей;
- совершенствования инвестиционной политики, обеспечивающей, в том числе разумную прибыль на инвестированный капитал;
- поэтапной либерализации цен на услуги выделяющихся из монопольных структур коммерческих организаций, включая поставщиков электроэнергии;
- упорядочения предоставления ценовых льгот хозяйствующим субъектам.
9.5. Жилищно-коммунальное хозяйство
Жилищно-коммунальная реформа предполагает поэтапное сокращение бюджетных дотаций за счет перехода к 100%-ной оплате жилищно-коммунальных услуг населением. Совершенствование тарифной политики в системе жилищно-коммунального хозяйства должно обеспечить такую систему ценообразования, при которой адресная социальная защита малообеспеченных категорий населения при оплате жилья и коммунальных услуг должна базироваться на экономически обоснованных тарифах на жилищно-коммунальные услуги.
Кроме этого, необходимо иметь в виду, что одной из наиболее острых проблем остается наличие перекрестного субсидирования, когда разные группы потребителей получают один и тот же вид коммунальных услуг по разным тарифам. В более тяжелом положении оказываются промышленные организации, которые фактически субсидируют льготные тарифы для населения и бюджетных организаций. Поэтому передача с муниципального уровня полномочий по регулированию тарифов на тепловую энергию на региональный уровень должна решить наряду с другими и эти проблемы.
Таким образом, основными задачами системы ценообразования в жилищно-коммунальном хозяйстве должны стать:
- формирование социально-экономически обоснованных цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги, отражающих финансовые возможности и потребности поставщиков и потребителей ЖКУ и исключающих непроизводительные потери;
- ликвидация перекрестного субсидирования;
- активизация процедуры экономической и технологической экспертизы тарифов на жилищно-коммунальные услуги органами исполнительной власти Республики до их введения в действие.
Выполнение программы реформирования ЖКХ в Республике вступило в завершающий этап, который предусматривает:
1. Завершение перехода на полную оплату населением затрат на обслуживание и ремонт жилья, включая капитальный, в разрезе лет: 2003 год - 90%; 2005 год - 100%.
2. Завершение механизма обязательного страхования жилья - до 2007 г.
3. Обязательную установку приборов учета и регулирование услуг при новом строительстве.
Вместе с тем доведение предельного уровня платежей населения до 100% вызовет рост оплаты жилищно-коммунальных услуг и может привести к снижению уровня собираемости платежей.
Поэтому, наряду с повышением оплачиваемой доли жилищно-коммунальных услуг населением, считать необходимым:
обеспечить безусловное и своевременное исполнение обязательств по адресной поддержке малообеспеченных семей с проведением разъяснительной работы;
усилить меры по повышению собираемости платежей граждан, принимать в этом направлении более жесткие меры;
ввести полный учет нанимателей и собственников, имеющих второе и последующее жилье, с целью сбора с них платежей в размере, полностью покрывающем затраты на содержание этого жилья;
обеспечить обоснованность нормативов потребления коммунальных услуг;
усилить контроль за ценообразованием на коммунальные услуги локальных монополистов с тем, чтобы исключить экономически необоснованное повышение тарифов;
активизировать процесс демонополизации отрасли за счет привлечения организаций, использующих альтернативные формы предоставления этих услуг;
внедрить в практику проведение технологической экспертизы для снижения издержек производства ЖКХ;
ускорить установление приборов учета и регулирования потребления энергоресурсов, не допуская включения потерь в тарифы, связанных с износом коммунальных сетей.
9.6. Перевозки пассажиров
Тарифная политика на городском транспорте, являясь составной частью государственной ценовой политики, должна учитывать необходимость государственной поддержки малообеспеченных слоев населения и транспортных предприятий, работающих по фиксированным ценам.
Для этого тарифная политика должна предусматривать:
- свободное ценообразование в секторах транспортного рынка с высоким уровнем конкуренции;
- государственное регулирование тарифов на перевозки пассажиров транспортом общего пользования в городском, пригородном и междугородном сообщении;
- контроль издержек транспортных организаций, тарифы на услуги которых подлежат государственному регулированию.
В конечном счете, тарифная политика должна стимулировать внутренние транспортноэкономические связи, обеспечивать социально-значимые перевозки и доступность жизненно важных услуг для всех слоев населения.
Государственное регулирование тарифов на пассажирские перевозки необходимо увязывать с обязательной компенсацией убытков от этих перевозок за счет республиканского и местных бюджетов.
а) Городской автомобильный и электрический транспорт общего пользования, пригородный и междугородный автомобильный транспорт
Необходимо оказывать содействие развитию предпринимательства и здоровой конкуренции как мощного фактора снижения издержек и повышения качества предоставляемых услуг, созданию условий, при которых каждый пользователь мог бы свободно выбирать наиболее приемлемый вид транспортного обслуживания с учетом его цены и качества.
Следует развивать практику заключения организациями, работающими на рынке транспортных услуг, договоров с органами местного самоуправления по обеспечению перевозок на конкурсной основе. Необходимо создавать условия и поощрять формирование ассоциаций и других объединений в сфере коммерческой деятельности на транспорте.
Наряду с этим необходимо развитие муниципального автомобильного и электрифицированного транспорта с принятием мер по организации работы коммерческого транспорта. Тарифная политика здесь должна строиться с учетом контроля за экономической обоснованностью затрат с учетом субсидий, уровня жизни населения и его платежеспособности.
б) Пригородный железнодорожный транспорт
Система государственного регулирования деятельности железнодорожного транспорта недостаточно стабильна и гибка, изменения в уровне тарифов отличаются низкой прогнозируемостью; отсутствует согласованность государственного регулирования деятельности различных естественных монополий. Высокая степень износа основных фондов в условиях прогнозируемого роста спроса на перевозки требует больших затрат на их текущее содержание и ремонт, создает опасность потери технологической устойчивости железнодорожного транспорта.
Основными препятствиями в решении этих проблем являются:
- недостаточная финансовая прозрачность хозяйственной деятельности;
- перекрестное субсидирование убыточных видов деятельности за счет прибыльных.
Намеченная в отрасли структурная реформа предполагает в период до 2006 г. реорганизацию ОАО "Российские железные дороги" в дочерние акционерные общества, включая те организации, которые осуществляют пригородные железнодорожные перевозки, с поэтапным сокращением перекрестного субсидирования.
В рамках программы реформирования предусматривается разработка механизма финансовой поддержки пассажирских перевозок. Учитывая высокую социальную значимость пригородных железнодорожных перевозок, необходимо сохранить практику государственного регулирования тарифов, обеспечив компенсацию убытков от этих перевозок за счет республиканского бюджета.
в) Авиаперевозки
Авиационные перевозки в республике испытывают значительные проблемы в связи с обвальным падением объемов предоставляемых услуг. Для решения проблем в области тарифной политики целесообразно:
- сократить перекрестное субсидирование убыточных видов деятельности;
- довести тарифы на перевозки пассажиров на местных авиалиниях, включая районы Крайнего Севера, до уровня, компенсирующего затраты авиаперевозок с сохранением мер социальной защиты отдельным категориям пассажиров при отсутствии альтернативных видов пассажирского транспорта;
- обеспечить экономическую экспертизу затрат на авиаперевозки.
9.7. Торговля, общественное питание, обеспечение лекарственными
средствами и печным топливом
С учетом проектируемого роста цен на электроэнергию и тарифов на железнодорожные перевозки прирост потребительских цен за 2003 год составит 12-13 процентных пунктов. Учитывая, что инфляция до 2007 года должна быть снижена до 8-10 процентов в год, среднегодовой рост потребительских цен до указанного периода не должен превышать 7-8%.
Эффективность деятельности организаций торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения подтверждается практикой свободного ценообразования в условиях конкуренции.
Вместе с тем, для социальной защиты населения, рационального использования бюджетных средств считать целесообразным сохранить государственное регулирование торговых надбавок на:
- отдельные виды продукции, товары и услуги в рамках досрочного завоза в районы, приравненные к районам Крайнего Севера;
- некоторые социально-значимые продовольственные товары (хлеб, молоко и молокопродукты, продукты детского питания);
- продукцию общественного питания при учреждениях образования;
- лекарственные средства и изделия медицинского назначения.
Необходимо в этих же целях сохранить государственное регулирование цен на твердое топливо и печное топливо бытовое.
Для устойчивого жизнеобеспечения населения северных районов и сокращения посреднических затрат при досрочном завозе продукции и товаров в северные районы целесообразно продолжить государственное регулирование снабженческо-сбытовых надбавок, которые должны учитывать издержки обращения, включая транспортные расходы и расходы по платежам за пользование банковским кредитом. С изменением ценообразующих факторов снабженческо-сбытовые надбавки необходимо индексировать.
9.8. Агропромышленный комплекс
В сфере агропромышленного комплекса основой экономических отношений являются свободные (договорные) цены. Специфика агропромышленного комплекса обуславливает необходимость государственной поддержки и протекционизма по отношению к отечественным производителям сельскохозяйственного сырья и продовольствия. Их формы и методы должны меняться по мере развития рыночных отношений.
Государственное регулирование цен может распространяться на сельскохозяйственную продукцию ограниченной номенклатуры, закупаемую для государственных нужд. Наряду с этим, с помощью коэффициентов нормативных соотношений стоимости сырья и стоимости вырабатываемой из него продукции, целесообразно регулировать распределение денежной выручки от реализации продовольствия между участниками технологической цепочки, то есть между сельскохозяйственными товаропроизводителями и перерабатывающими предприятиями.
Следует продолжать работу по мониторингу цен на сельскохозяйственную продукцию и материально-технические ресурсы.
Таким образом, в сфере государственного регулирования цен в агропромышленном комплексе необходимо решать ряд задач, направленных на: применение при закупках сельскохозяйственной продукции для государственных нужд гарантированных цен для возмещения материальных затрат и получения дохода сельскохозяйственными товаропроизводителями, достаточного для расширенного воспроизводства; повышение эффективности государственной поддержки за счет ее направления на развитие приоритетных предприятий и подотраслей сельского хозяйства; активизацию применения лизинга, товарного кредита и субсидий на приобретение современной техники, научно-технической продукции, удобрений, нефтепродуктов, племенного скота, семян.
Наряду с этим необходимо обеспечить целенаправленную работу над осуществлением мероприятий по снижению издержек по отраслям сельскохозяйственного производства, разработанных Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия.
Для рационального использования средств государственной поддержки отрасли и в целях сокращения перекрестного субсидирования целесообразно продолжить работу над повышением эффективности использования бюджетных средств.
В целях повышения урожайности сельскохозяйственных культур, продуктивности продукции животноводства, а также снижения издержек сельскохозяйственного производства считать необходимым продолжить регулирование и согласование цен на услуги семеноводческой и ветеринарной служб.
9.9. Платные услуги
В данный раздел включены отдельные отрасли, цены на услуги которых в соответствии с различными нормативными актами Российской Федерации подлежат государственному регулированию (либо согласованию) органами исполнительной власти субъектов Федерации.
В связи с отсутствием систематизации, методологии их установления и согласования, цены (тарифы) на эти услуги экономически недостаточно обоснованы и оказывают значительные финансовые барьеры для развития конкурентной среды за счет малого предпринимательства.
Отдельные услуги имеют государственно-монопольный характер или являются социальнозначимыми.
Поэтому, а также с учетом опыта большинства регионов России, целесообразно, чтобы была продолжена (начата) работа по регулированию (согласованию) Правительством Республики Бурятия цен (тарифов, сборов) на следующую продукцию и услуги:
- социальные услуги, оказываемые гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания;
- ритуальные услуги;
- услуги по выдаче и замене государственных регистрационных знаков, свидетельств о регистрации транспортных средств, водительских удостоверений, талонов к ним и другой специальной продукции госавтоинспекции, а также приему экзаменов и проведению государственных технических осмотров транспортных средств;
- услуги паспортизации и плановой технической инвентаризации жилых строений и жилых помещений;
- размер платы, взимаемой за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах;
- размер платы за рассмотрение заявления и выдачу лицензии на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом (кроме международных);
- размер сбора за выдачу лицензий на водопользование; услуги, оказываемые надзорными органами (госэнергонадзор, санэпиднадзор, пожнадзор, стандартизации и метрологии и т.д.).
Представляется целесообразным разработать единые методологические подходы к формированию и рассмотрению цен и тарифов на эти виды услуг.
Следует изучить проблему формирования цен и тарифов на платные услуги, оказываемые медицинскими и образовательными учреждениями республики, с подготовкой предложений в этих сферах.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.