Постановление Администрации г. Улан-Удэ
от 30 сентября 2003 г. N 478
"Об утверждении городской программы "Развитие муниципальных библиотек
г. Улан-Удэ в 2004-2007 гг."
Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 15 октября 2004 г. N 520 настоящее Постановление признано утратившим силу с 1 января 2005 г.
В целях комплексного решения проблем сохранения, развития и реорганизации муниципальных библиотек в городе, обеспечения благоприятных условий для свободного доступа к информации различных категорий пользователей, поддержки инициатив и библиотечных программ, направленных на работу с детьми, молодежью, социально незащищенными слоями населения, рассмотрев на заседании коллегии Администрации г. Улан-Удэ 17.09.2003 проект городской программы "Развитие муниципальных библиотек г. Улан-Удэ в 2004-2007 гг.", постановляю:
1. Утвердить Городскую программу "Развитие муниципальных библиотек г. Улан-Удэ в 2004-2007 гг.".
2. Комитету по социальной политике (Ян М.А.) предусмотреть в проектах бюджетов г. Улан-Удэ расходы на реализацию программы согласно прилагаемой смете.
3. Контроль за исполнением данного Постановления возложить на заместителя Мэра - председателя Комитета по социальной политике Яна М.А.
Исполняющий обязанности
Мэра города Улан-Удэ |
М.М. Егоров |
Городская программа
"Развитие муниципальных библиотек
г. Улан-Удэ в 2004-2007 гг."
(утв. Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 30 сентября 2003 г. N 478)
Паспорт программы
Наименование Программы: Городская программа "Развитие муниципальных
библиотек г. Улан-Удэ (2004-2007 гг.)"
Основание для разработки Указ Президента Республики Бурятия от 24.03.2003 г.
N 84 "О Республиканских целевых программах";
Постановление Правительства Республики Бурятия от 04.07.2003 г.
N 227 "О Республиканской целевой программе "Сохранение и развитие
культуры и искусства Республики Бурятия (2004-2007 годы)";
пролонгация Городской целевой комплексной программы "Сохранение и
развитие муниципальной библиотечной системы г. Улан-Удэ" (2001-2003 гг.).
Заказчик Программы: Администрация города Улан-Удэ
Основной разработчик Управление культуры Администрации г. Улан-Удэ;
Программы: Муниципальное Учреждение Централизованная
библиотечная система г. Улан-Удэ.
Основные задачи Программы: 1. Сохранение, развитие и реорганизация муниципальной
сети в городе, создание профильных библиотек
и специализированных отделов;
2. Обеспечение благоприятных условий для
свободного доступа к информации различных
категорий пользователей;
3. Модернизация муниципальной библиотечной
деятельности и внедрение новых технологий в
практику библиотек:
4. Развитие кадровой политики и социальная защита
работников библиотек;
5. Укрепление материально-технической базы,
реконструкция и капитальный ремонт;
Исполнители Программы: Управление культуры Администрации г. Улан-Удэ
Городское финансовое управление Администрации г. Улан-Удэ
МУ Централизованная библиотечная система г. Улан-Удэ
Сроки реализации: 2004-2007 года
Объемы и источники Общий объем финансовых ресурсов из федерального,
финансирования Программы: республиканского, местного и внебюджетных источников
составляет 24 144 119 рублей.
Ожидаемые результаты - Планомерное размещение сети муниципальных
реализации Программы: библиотек в жилых микрорайонах города и
развитие профильных библиотек в соответствии
с информационными потребностями различных
слоев населения;
- Регулярное, гарантированное формирование
библиотечных фондов и обеспечение их сохранности;
- Качественное изменение работы муниципальных библиотек по
развитию информационных ресурсов, внедрению новых
технологий и формированию новых сервисных услуг;
- Создание комфортной среды для пользователей библиотек;
- Достижение гарантий по социальной защите библиотечных
работников и возможности по переподготовке кадров.
Система организации Общее руководство и контроль за реализацией
контроля за исполнением Программы осуществляет Комитет по социальной
Программы: политике Администрации г. Улан-Удэ.
Периодичность контроля 1 раз в полугодие - отчеты основных исполнителей
заместителю Мэра председателю Комитета по
социальной политике Администрации г. Улан-Удэ.
Введение
Городская программа "Развитие муниципальных библиотек г. Улан-Удэ (2004-2007 гг.)" (далее - Программа) разработана в соответствии с:
- Законом Российской Федерации от 09.10.1992 г. N 3612-1
"Основы законодательства о культуре";
- Федеральным законом от 23.11.1994 г. "О библиотечном деле"
- Федеральным законом от 24.07.1998 г. N 124-ФЗ
"Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации";
- Трудовым кодексом Российской Федерации.
- Законом Республики Бурятия от 01.02.1996 г. N 246-1 "О культуре";
- Законом Республики Бурятия от 24.09.1996 г. N 366-1 "О библиотечном деле";
- Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 1010
"О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в
Российской Федерации";
- Указом Президента Российской Федерации от 14.09.1995 г. N 943 по
утвержденной программе "Основные направления государственной социальной
политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 г.";
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2000 г. N 955
"О Федеральной целевой программе "Культура России (2001-2005 гг.)"";
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.1995 г. N 1151
"О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов";
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
В ряду различных культурных институтов города муниципальные библиотеки занимают особое место. По сравнению с театрами, музеями и клубами они более демократичны, общедоступны, ориентированы не только на интеллектуальную элиту, но и на самые широкие слои городского населения. Помимо других особенностей библиотеки отличает особая устойчивость, связанная, прежде всего с их родовой функцией - постепенным многолетним накоплением печатных ресурсов. Укорененность в местную жизнь обеспечивает широко развитая библиотечная сеть, позволяющая максимально приблизить обслуживание населения к месту жительства или работы.
Муниципальное Учреждение Централизованная библиотечная система на сегодня представляют 19 библиотек. Ведущая роль принадлежит Центральной городской библиотеки им. И. Калашникова - методическому центру для библиотек города.
Библиотеки, составляющие муниципальную библиотечную сеть выполняют главную задачу - обслуживание различных категорий населения необходимой информацией.
Последние годы ЦБС активно занимается моделированием библиотек и определением сфер их деятельности. Это дало возможность выбрать приоритеты библиотек-филиалов и строить их деятельность в рамках библиотечных программ: "Ветви единого дерева", "Вахта памяти", "Милосердие", "За здоровый образ жизни".
Библиотеки-филиалы определились в своих направлениях: филиал N 4 -"Библиотека-музей", филиал N 9 - "Библиотека нравственного воспитания молодежи", филиалы NN 15, 21 - "Библиотека по пропаганде здорового образа жизни", филиал N 24 - "Библиотека - информационно-досуговый центр".
Постоянными пользователями библиотек являются представители всех возрастных, профессиональных и социальных групп. Всего пользователей 53459, в том числе детей - 20990 (39,3 %), юношества и молодежи - 22261 (41,7 %), служащих - 7830 (14,6 %), пенсионеров и инвалидов - 2378 (4,4 %).
Важным показателем востребованности библиотек городским населением является увеличение посещаемости. Ежедневно примерно 1750 человек обращаются в муниципальные библиотеки за документами, количество посещений ежегодно увеличивается на 7000. В среднем каждый читатель посетил библиотеку 10 раз и прочитал 25 книг.
Книжный фонд библиотек составляет 402750 экз. Около 30 % библиотечного фонда устарело по содержанию и невостребованно читателями.
Один из основных вопросов деятельности библиотек - систематическая обновляемость и соответствие фондов потребностям и запросам пользователей - не решался в полном объеме в виду недостаточного бюджетного финансирования. Сокращение затрат на комплектование библиотечных фондов является нарушением конституционного права (ст. 29, 44) каждого гражданина на доступность информации.
В 2002 г. поступило 5239 экз. книг, названий периодики 203 (602191 руб.). Поступление новых книг на 1 пользователя составило 0,09, на 1 жителя - 0,01 (по существующим нормам: 2 книги на пользователя и 0,5 книги на 1 жителя). Остается низкой книгообеспеченность на 1 пользователя - 7,2, в детской библиотеке-филиале N 17 - 6,4 (по российской норме - 10-12 книг)
Сегодня, когда роль библиотек все больше начинает оценивать население, возникла необходимость обратить внимание на сегодняшнее положение библиотек со стороны городских властей всех уровней. Опыт библиотек показывает, что г. Улан-Удэ может иметь свою, отличительную от других модель муниципальных библиотек, соответствующую стилю, традициям и потребностям города.
Исходя из социальных нормативов и норм (Распоряжение Правительства РФ от 3 июля 1996 N 1063-р), которые определяются плотностью населения и этажностью застройки, наличием школ, городу необходимо ввести в работу дополнительно еще 5 библиотек, в том числе 2 детские. Необходимо решить вопрос о создании в 3-х административных районах города крупных информационных и досуговых центров, об открытии новых библиотечных учреждений в тех микрорайонах, где жители лишены библиотечного обслуживания (п. Энергетик, п. Левый берег, 113 мкр.).
Улучшение материально-технического состояния библиотек системы заслуживает особого внимания. Многие библиотеки работают в неприспособленных зданиях, в которых отсутствуют читальные залы, помещения под книгохранения. Библиотеки-филиалы 18 (п. Шишковка) и 7 (п. Исток) - с печным отоплением. Всем библиотекам, кроме филиала 4 (п. Стеклозавод), где проведен капитальный ремонт за счет средств городского бюджета, необходима реконструкция и техническое оснащение.
Одна из важных задач библиотек - ответственность за полноту удовлетворения общественного спроса на информацию - возможна только при внедрении и развитии в муниципальных библиотеках новых технологий обработки, хранения и поиска информации по современным каналам связи. Имеющийся парк из 4 компьютеров (3 - ЦГБ, 1 - филиал 24) недостаточен, чтобы начать освоение ведущих направлений библиотечной работы посредством автоматизации. Задача автоматизации библиотечных процессов может быть решена только при условии необходимых финансовых дотаций в эту сферу.
В библиотеках системы работает 85 специалистов, из них 80 имеют высшее специальное образование, 2 - среднее специальное, 3 - обучаются в ВСГАКИ. 7 сотрудников имеют звание - Заслуженный работник культуры Республики Бурятия. Средний возраст работающих 35 лет. С 2000 года установлена надбавка библиотечным работникам за стаж работы от 10 до 40 %, но средняя заработная плата библиотечных работников составляет всего лишь 1732 рубля, при прожиточном минимуме 2014 рублей. Низкая оплата, неблагоприятные условия труда в некоторых библиотеках, скользящий график работы, отсутствие жилищного фонда не привлекают на работу молодежь, способствуют оттоку квалифицированных специалистов.
Таким образом, реализация данной программы позволит решить насущные проблемы муниципальных библиотек города.
2. Цели, задачи и сроки реализации Программы
Главной целью Программы является сохранение и эффективное использование библиотечных ресурсов для обеспечения активизации культурной жизни города Улан-Удэ, информационного образования и деловой жизнедеятельности населения.
В процессе достижения цели Программы планируется решение следующих задач:
- Создание целостной муниципальной библиотечной сети города и обеспечение ее рационального использования;
- Модернизация муниципальной библиотечной деятельности. Внедрение новых технологий в практику библиотек;
- Улучшение качества библиотечно-информационного обслуживания населения города:
- создание универсального фонда документов;
- создание электронного каталога на совокупный фонд библиотек ЦБС;
- содействие раскрытию творческого потенциала библиотек;
- укрепление материальной базы библиотек.
- Поддержка инновационных проектов в области социокультурной деятельности библиотек:
- реорганизация сети муниципальных библиотек, создание профильных библиотек, новых информационных центров;
- создание библиотечных программ по сохранению и развитию интереса к книге всех слоев населения.
- Развитие кадрового потенциала и профессионального мастерства. Срок реализации Программы - 2004-2007 годы.
3. Система программных мероприятий
3.1. Формирование и сохранение фондов библиотек,
как культурного наследия города
Для достижения цели сохранения и эффективного использования культурного наследия города для библиотек необходимо:
- Разработка оптимальной модели фонда муниципальных библиотек
- Совершенствование системы сохранности библиотечных фондов:
Разработка подпрограммы "Безопасности и сохранности книжного фонда".
- Освоение новых носителей информации;
Разработка подпрограммы "Автоматизация библиотечных процессов муниципальных библиотек".
3.2. Модернизация муниципальной библиотечной деятельности. Внедрение и
развитие новых технологий
Муниципальные библиотеки, благодаря созданию собственного электронного каталога и выходу Центральной городской библиотеки в сводные каталоги других информационных центров обеспечат внедрение новых форм информационных услуг для читателей по следующим этапам:
- Разработка сети информационно-консультативных центров
- Наращивание парка компьютеров и оргтехники библиотек.
I этап - 6 компьютеров, из них ЦГБ - 2; филиалам N 9, 13, 17, 24 - пo 1.
II этап - 6 компьютеров, из них ЦГБ - 1; филиалам N 1, 11, 16, 19, 20 - по 1.
III этап - 6 компьютеров, из них ЦГБ - 1; филиалам N 7, 8, 15, 18, 21 - по 1.
IV этап - 5 компьютеров, из них ЦГБ - 1; филиалам N 2, 4, 10, 12 - по 1.
- Выборочная обработка ретроспективного фонда документов для формирования электронного каталога и других информационных баз данных.
- Создание локальной компьютерной сети ЦБС (2004-2007 гг.)
- Подключение компьютерной сети ЦГБ к удаленным базам данных (Интернет) - 2004 г.
3.3. Сохранение и развитие библиотечно-информационной
инфраструктуры города
1. Реорганизацию библиотечной сети, которая обусловлена:
- увеличением потока пользователей в библиотеки (в среднем на 9000);
- нерациональным размещением сети библиотек в микрорайонах города;
- предусмотреть при строительстве новых домов в 113 квартале помещение под библиотеку.
- включить в план застройки города строительство типового здания для библиотеки-филиала N 9 (Элеватор), филиал N 18 (Шишковка).
2. Продолжить работу по профилированию библиотек; открытию специализированных отделов ЦБС.
- совершенствование развития и улучшение деятельности существующих специализированных библиотек (филиалы N 1, 7 - библиотека досуговой деятельности, филиал N 4 - библиотека- музей, филиалы N 8, 10, 18 - библиотека семейного чтения, филиал N 20 - библиотека экологического краеведения, филиалы N 15, 21 - библиотека ЗОЖ, филиал N 24 - информационно-досуговый центр для детей и подростков).
3. Улучшить материально-техническую базу муниципальных библиотек.
3.4. Методическая и научно-исследовательская деятельность
- Создать научно-обоснованную нормативную базу библиотечной и информационной деятельности муниципальных библиотек;
- Проводить социологические исследования чтений и читательского спроса в библиотеках ЦБС "Читательский спрос муниципальных библиотек", "Книга и библиотека в жизни семьи".
- Оказывать поддержку авторским (коллективным и индивидуальным) проектам и разработкам.
- Выпускать научно-методические материалы по целевым программам: "Вахта памяти", "Милосердие", "Ветви единого дерева".
3.5. Развитие кадрового потенциала библиотек
Многоуровневая непрерывная переподготовка кадров:
- Обучение, повышение квалификации и переподготовка библиотечных кадров на базе Республиканских библиотечно-информационных центров.
- Повышение профессиональной компетентности специалистов муниципальных библиотек через участие: в российских и республиканских конкурсах проектов, программ; в семинарах, конференциях и круглых столах.
- Организация школы резерва на базе ЦГБ.
- Пополнение штата библиотеки специалистами нового профиля: введение в штатное расписание библиотекаря-психолога, библиотекаря-социолога, библиотекаря-технолога, библиотекаря-менеджера.
3.6. Социальная защита сотрудников
- Установление библиотечным работникам доплаты в размере 20% от основного оклада за неблагоприятные условия труда, ненормированный рабочий день, сложность выполняемой работы в соответствии со статьей 149 Трудового кодекса Российской Федерации.
- Предоставление органами местного самоуправления жилья для библиотечных работников. Создание жилищного фонда на выделение беспроцентных ссуд для покупки жилья.
4. Ресурсное обеспечение
Финансирование Программы осуществляется за счет средств местного, республиканского, федерального и внебюджетных источников.
Общий объем финансирования составляет 24144,119 тыс. руб. (в ценах 2003 г.) с 2004 по 2007 годы (приведен в таблице).
Объем средств на реализацию Программы: тыс. руб. (в ценах 2003 г.)
Общий объем финансирования |
2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | |
Всего: | 24144,119 | 6515,778 | 5455,528 | 5828,035 | 6344,778 |
В том числе: | |||||
Местный бюджет | 23732,819 | 6179,353 | 5433,503 | 5799,31 | 6320,653 |
Республиканский бюджет |
115,0 | 115,0 | - | - | - |
Федеральный бюджет |
200,0 | 200,0 | - | - | - |
Внебюджетные источники |
96,3 | 21,425 | 22,025 | 28,725 | 24,125 |
Объем финансирования по Программе составлен с учетом минимальных затрат. Сумма на формирование фонда рассчитана по нормативам "Модельного стандарта публичной библиотеки", а сумма на внедрение новых технологий позволит приступить только к первоначальному этапу компьютеризации библиотек. Кроме того, на улучшение материально-технической базы библиотек запланирована гораздо меньше финансовых затрат, чем положено по нормативам.
5. Механизм реализации программы
На стадии внедрения Программы предусматривается задействовать механизмы, обеспечивающие эффективную реализацию комплекса мер в отношении библиотечного обслуживания населения г. Улан-Удэ.
Реализация Программы осуществляется через управленческое, организационное и финансовое обеспечение Программы.
Управление Программой. Общее руководство программой осуществляет заместитель Мэра - председатель Комитета по социальным политике.
Координация работы по реализации Программы осуществляется Управлением культуры Администрации г. Улан-Удэ.
Финансирование Программы осуществляется через бюджет города, а также через внебюджетные средства.
6. Организация управления Программой и контроля за ее реализацией
Управление культуры Администрации г. Улан-Удэ отвечает за реализацию Программы в целом, разрабатывает и представляет в установленном порядке сводную бюджетную заявку на ассигнование из бюджетов для финансирование Программы на очередной финансовый год.
Контроль за выполнением Программы осуществляет Комитет по социальной политике и возлагается на заместителя мэра - председателя Комитета по социальной политике Администрации г. Улан-Удэ.
7. Ожидаемые результаты
Планомерное размещение сети муниципальных библиотек в жилых микрорайонах города и развитие профильных библиотек;
- Формирование библиотечных фондов и обеспечение их сохранности;
- Качественное изменение работы муниципальных библиотек по развитию информационных ресурсов, внедрению новых технологий и формированию новых сервисных услуг;
- Совершенствование системы повышения профессионального мастерства;
- Улучшение материально-технической базы;
- Достижение гарантий по социальной защите библиотечных работников.
Смета расходов на реализацию городской программы
"Развитие муниципальных библиотек г. Улан-Удэ
(2004-2007 гг.)"
Вид расходов | Объем финансирования |
В том числе по годам | |||
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | ||
Формирование и сохранение фондов библиотек | |||||
1. Комплектование: - книжных фондов - периодических изданий - аудиовизуальных и машиночитаемых документов 2. Мероприятия по сохранению фондов 3. Противопожарная безопасность |
16810,0 2681,2 23,0 71,0 422,107 |
3820,0 484,9 5,5 17,75 291,0 |
4075,0 608,5 5,5 17,75 51,107 |
4330,0 732,1 6,0 17,75 70,0 |
4585,0 855,7 6,0 17,75 10,0 |
Итого: | 20007,307 | 4619,15 | 4757,857 | 5155,85 | 5474,45 |
Модернизация муниципальной библиотечной деятельности. Внедрение и развитие новых технологий | |||||
1. Информатизация библиотечной деятельности - расширение парка компьютеров - создание локальной сети |
590,0 302,2 |
130,0 92,2 |
170,0 80,0 |
170,0 70,0 |
120,0 60,0 |
Итого: | 892,2 | 222,2 | 250,0 | 240,0 | 180,0 |
Сохранение и развитие библиотечно-информационной инфраструктуры | |||||
1. Перепрофилирование библиотек - Библиотека-центр патриотического воспитания (филиал N 17) - Отдел "Золотой возраст" 2. Приобретение оборудования и инвентаря 3. Оснащение копировально-множительной техникой 4. Оснащение транспортом 5. Капитальный ремонт |
35,0 50,0 411,4 200,0 240,0 870,0 |
35,0 50,0 174,2 40,0 240,0 540,0 |
- - 122,2 40,0 - 10,0 |
- - 53,3 80,0 - 10,0 |
- - 61,7 40,0 - 310,0 |
Итого: | 1806,4 | 1079,2 | 172,2 | 143,3 | 411,7 |
Социальная защита сотрудников | |||||
1. 20-% надбавка за неблагоприятные условия труда |
1026,912 | 256,728 | 256,728 | 256,728 | 256,728 |
Итого: | 1026,912 | 256,728 | 256,728 | 256,728 | 256,728 |
Всего: | 23732,819 | 6177,278 | 5436,785 | 5795,878 | 6322,878 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации г. Улан-Удэ от 30 сентября 2003 г. N 478 "Об утверждении городской программы "Развитие муниципальных библиотек г. Улан-Удэ в 2004-2007 гг."
Текст Постановления официально опубликован не был
Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 15 октября 2004 г. N 520 настоящее Постановление признано утратившим силу с 1 января 2005 г.