Постановление Правительства Республики Бурятия
от 26 ноября 2003 г. N 348
"О Концепции экономического роста в агропромышленном комплексе Республики
Бурятия"
В целях создания условий эффективного ведения агропромышленного производства и обеспечения экономического роста в агропромышленном комплексе республики Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию экономического роста в агропромышленном комплексе Республики Бурятия (далее - Концепция) и мероприятия по ее реализации.
2. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия (Бубнов В.В.) в IV квартале 2003 года рассмотреть мероприятия по реализации Концепции на коллегии Министерства и организовать их исполнение.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления районов Республики Бурятия принять участие в реализации Концепции.
4. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия (Бубнов В.В.) при разработке порядка финансирования органа в агропромышленном комплексе ни Бурятия организаций АПК из республиканского бюджета на 2004 год и последующие годы за основу принимать положения Концепции.
5. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия (Бубнов В.В.), Министерству финансов Республики Бурятия (Налетов А.Ю.), Министерству экономического развития и внешних связей Республики Бурятия (Думнова Т.Г.), Министерству труда и социального развития Республики Бурятия (Ефимов С.Г.) способствовать реализации Концепции.
6. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Контрольное управление Президента Республики Бурятия (Белоколодов Н.М.)
Президент - |
Л.В. Потапов |
Одобрена
Постановлением
Правительства Республики Бурятия
от 26 ноября 2003 г. N 348
Концепция экономического роста
в агропромышленном комплексе Республики Бурятия
Содержание
1. Анализ состояния агропромышленного комплекса
Республики Бурятия (АПК РБ) за последние 5 лет
1.1. Результаты реформирования за последние 5 лет
В агропромышленном комплексе Республики Бурятия функционируют 241 сельхозорганизация, 2562 крестьянско-фермерских, 155 тысяч личных подсобных хозяйств.
Республика Бурятия относится к регионам аграрного направления. В валовом региональном продукте доля продукции сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности составляет 24,8%. Около 23% экономически активного населения республики занято в аграрной сфере.
Аграрная реформа, проводимая с 1992 года, позволила создать основы многоукладной экономики на селе, произвести реорганизацию колхозов и совхозов, перевести отрасль на рыночные отношения, провести земельную реформу.
Проводимые земельные преобразования в Республике Бурятия коснулись, в основном, земель сельскохозяйственного назначения. На 1 января 2003 года из всех приватизированных земель 98,2% составили земли сельскохозяйственного назначения.
В результате проведенной земельной реформы произошло перераспределение сельскохозяйственных угодий среди сельскохозяйственных товаропроизводителей различных организационно-правовых форм: сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - К(Ф)Х) и личных подсобных хозяйств (далее - ЛПХ).
Земельная реформа в период с 1991 по 1994 год характеризовалась увеличением площади земельных угодий в секторе К(Ф)Х, что сопровождалось ускоренным ростом числа К(Ф)Х. На 1 января 1994 года число К(Ф)Х достигло 2179, закрепленная за ними земельная площадь - 109,8 тыс. га. В 1994-1997 гг. произошло резкое уменьшение числа К(Ф)Х, на 100 вновь созданных хозяйств приходилось 122 прекративших свою деятельность. Основные причины: рост цен на материально - технические ресурсы, используемые в сельскохозяйственном производстве, уменьшение государственной поддержки и переход агропромышленного комплекса на банковское кредитование.
Переход экономики на рыночные отношения значительно повлиял на сельскохозяйственное производство. Период реформ сопровождался уменьшением доли продукции сельского хозяйства в валовом региональном продукте (далее - ВРП), что составило в среднем 5% за период 1990-1993 гг. В 1998 г. удельный вес сельского хозяйства в ВРП составил 13,9%, в 2002 г. - 11%. В среднем за последние 5 лет доля сельского хозяйства в ВРП составляла 13,3%, а с учетом пищевой и перерабатывающей отраслей - 24,8%. В производстве валовой продукции доля сельскохозяйственных организаций снизилась с 40% в 1997 г. до 16,4% в 2002 г., а доля ЛПХ возросла с 55% в 1997 г. до 80% в 2002 г.
За годы реформ в сельском хозяйстве Республики Бурятия сложилось четкое отраслевое распределение между разными категориями хозяйств. Так, сельскохозяйственные организации доминируют в производстве зерна, яиц и шерсти. В 2002 г. их доля в валовом производстве этих продуктов составила 91,9%, 54,0% и 59,8% соответственно, а личные подсобные хозяйства в настоящее время производят 94,2% картофеля, 87,1% овощей, 86,4% молока и 83,7% мяса от общего объема производства данных видов продукции во всех категориях хозяйств.
Доля продукции растениеводства в структуре сельскохозяйственной продукции в действующих ценах в 2002 г. составила в среднем 27,9%, за период с 1997 г. по 2002 г. она сократилась на 4,7%. Валовой сбор зерна за анализируемый период сократился на 57%, снижение обусловлено сокращением посевных площадей (на 30 %) и падением урожайности (на 20%). Производство картофеля в 2002 г. по сравнению с 1997 г. снизилось незначительно, - на 1,3%. С 2000 года наблюдается рост урожайности картофеля (на 3 ц/га) и овощей (на 68 ц/га). В целом уровень рентабельности продукции растениеводства снизился с 76,1 % в 1991 г. до 15% в 2002 году.
Сельскохозяйственные организации в 2002 г. произвели 14,7% от всей произведенной продукции животноводства, личные подсобные хозяйства - 82,2% и крестьянские (фермерские) хозяйства - 3,1% соответственно.
Производство основных видов животноводческой продукции в Республике Бурятия остается убыточным, хотя в последние годы наблюдается снижение убыточности в производстве мяса крупного рогатого скота (КРС) с 47% в 1998 году до 12,7% в 2002 году. Резко изменились каналы сбыта мясной продукции: возросла доля продаж на рынке и, наоборот, сократились поставки продукции в продовольственные фонды.
В 2002 г. объем производства молока составил 238,1 тыс. тонн, что на 78,4 тыс. тонн больше, чем в 1998 году. Повышение спроса на молочные продукты со стороны населения привело к увеличению объемов собственного производства и постепенному вытеснению конкурентов из других регионов. Так, ввоз молока из соседних регионов уменьшился с 11,8% потребляемого молока в Республике Бурятия в 1998 г. до 10,9% в 2002 г. За 1998-2002 гг. объемы молока, закупаемого перерабатывающими организациями, увеличились на 3,5%. В 2002 г. объем экспорта (вывоза) молока за пределы республики остается на уровне 2001 г. - 1% или 2,8 тыс. т. В целом ситуация по производству молока остается относительно благополучной.
Удельный вес валовой продукции, производимой организациями пищевой и перерабатывающей промышленности, в валовом региональном продукте в 2002 г. составил 11,7%, из них 71,6% товарной продукции произведено крупными и средними организациями, 15,1% - малыми предприятиями и 13,3% -индивидуальными предпринимателями. При среднем росте цен на продукцию пищевой промышленности (20%) и расширении ассортимента (5%) рост производства продукции по организациям пищевой и перерабатывающей промышленности в сопоставимых ценах в 2002 году составил 8,2%.
В мясоперерабатывающей отрасли с 1998 г. положение стабилизируется, наметился рост объемов производства. Однако основной проблемой отрасли остается низкий процент использования производственных мощностей предприятий.
1.2. Изменение кадрового состава работников сельскохозяйственных
организаций
Переход к рыночным отношениям резко обострил проблему занятости сельского населения. В результате снижения эффективности сельскохозяйственного производства и уменьшения объемов производства сельскохозяйственной продукции, роста доли убыточных сельскохозяйственных организаций реформирование в сельском хозяйстве не сопровождалось расширением сферы приложения труда. Сокращение рабочих мест в несельскохозяйственных отраслях сельской экономики также отрицательно сказалось на состоянии рынка труда.
С 1990 г. по 2001 г. численность трудоспособного населения в сельском хозяйстве сократилась с 69,3 до 55,5 тыс. человек (20%). За 2001 год в сельской местности общая численность безработных составила 31,1 тыс. человек, то есть 37% от общей численности безработных в Бурятии. Число выбывших работников в течение 2001 года превысило количество выбывших в 2000 году на 2,5 тыс. человек и составило 6,3 тыс. человек. Снижение занятости происходит непропорционально снижению объемов производства, что говорит о наличии скрытой безработицы.
Снижение занятости сельского населения в общественном производстве привело к увеличению занятости работников в личном подворье, поскольку альтернативные сельскому хозяйству сферы занятости в большинстве сел и деревень развиты слабо или вообще отсутствуют. Кроме того, занятость сельских жителей в ЛПХ привела к утрате их прав на социальные льготы и гарантии.
За последнее десятилетие доля заработной платы в себестоимости сельскохозяйственной продукции уменьшилась вдвое и составила в 2001 году всего лишь 15 - 16%. В доходах сельского населения доля заработной платы резко сократилась, так, в 1992 году она составляла 95%, а в 2001 году - 34,6%. Уровень заработной платы в сельском хозяйстве в 2001 году составил 554 рубля или 29% от средней по Республике Бурятия. В сельском хозяйстве используется преимущественно неквалифицированный или малоквалифицированный труд, поэтому доля с низкой заработной платой преобладает. Подавляющее большинство работников сельского хозяйства получают заработную плату ниже уровня прожиточного минимума (85%), т.е. заработная плата как экономическая категория перестала выполнять свои основные функции - воспроизводство рабочей силы и стимулирование труда.
Таким образом, изменения в кадровом потенциале сельского хозяйства и системе подготовки кадров характеризуются следующими тенденциями: нарушение ротации кадров по всем квалификационно-должностным группам, усиление текучести в руководстве организациями, снижение числа молодых специалистов на селе и т.д. В области охраны сельскохозяйственного труда сложилась следующая ситуация: недостаточное финансирование мероприятий по условиям и охране труда, слабое обеспечение работников сельского хозяйства средствами индивидуальной защиты, в т.ч. ухудшение технического оснащения производства, падение технологической и трудовой дисциплины.
1.3. Развитие интеграционных связей
В настоящее время активно ведется работа по реформированию неэффективно работающих сельскохозяйственных организаций. Создаются первые интеграционные объединения с целью замкнуть технологический цикл производства, переработки, хранения, транспортировки и реализации продуктов питания. ОАО "Заудинский мелькомбинат" совместно с Заиграевской бройлерной фабрикой создало ООО "Талан", а на базе имущества Прибайкальского свинокомплекса создано ООО "Талан-2", которое занимается производством мяса свинины. Создано ЗАО "СК Николаевский", организованное ЗАО "БИН". В результате интеграции производство мяса свинины увеличилось в 2 раза. ОАО "Молоко" работает над созданием интегрированной структуры "Молочный комплекс". С 2001 года в ее состав вошли ОАО "Большекуналейское", ОАО "Кабанский маслозавод". ОАО "Бурятмясопром" прорабатывает вопрос создания совместного предприятия с "Усть-Кяхтинским свинокомплексом". Создана интегрированная структура ОАО "Кондитерское объединение "Тарко" на базе ООО "Тарко" Тарбагатайского района и ОАО "Иволкон" Иволгинского района. СХПК "Бурятия" с начала 2003 года создано 14 организаций в разных районах республики на базе имущества нефункционирующих сельскохозяйственных организаций. Перечисленные структуры позволили привлечь в сельскохозяйственное производство оборотных средств на сумму более 40 млн. руб.
1.4. Динамика развития личных подсобных и крестьянских фермерских
хозяйств
В настоящее время в Республике Бурятия насчитывается 155 тысяч ЛПХ, за которыми закреплено 79,5 тыс. га сельхозугодий и 2550 К(Ф)Х, которые занимаются производством сельскохозяйственной продукции на площади 111,8 тыс. га.
В результате общественного разделения труда в ЛПХ, в основном, сосредоточилось производство продуктов, составляющих основу потребления семьи, таких как картофель, овощи, молоко, мясо.
Увеличение производства сельскохозяйственной продукции в ЛПХ вызвано поиском дополнительных источников пополнения семейного бюджета вследствие резкого снижения в совокупном доходе членов ЛПХ доли дохода от участия в общественном производстве и нерегулярности выплаты заработной платы. Удельный вес заработной платы работников сельскохозяйственных организаций в совокупных доходах семьи за период с 1990 г. до 2002 г. снизился с 41% до 28%, а доходы от работы в личном подсобном хозяйстве практически удвоились с 21,5% до 41,6%.
Существенно изменилась структура производства продукции сельского хозяйства по категориям сельхозтоваропроизводителей. В 2002 году доля производства в сельскохозяйственных организациях по сравнению с 2000 г. снизилась на 4,9% при увеличении доли производства в ЛПХ на 4,1%. При этом сельскохозяйственные организации занимают 85 - 90% посевной площади во всех категориях хозяйств, тогда как ЛПХ всего лишь 8%.
В коллективных хозяйствах содержится 17% крупного рогатого скота, 29% свиней, 56% овец, 34% лошадей.
Производство основных видов сельскохозяйственной продукции в ЛПХ и К(Ф)Х в последние 3 года имеет динамику роста по всем видам продукции (кроме производства картофеля), в том числе:
Производство молока в крестьянских (фермерских) хозяйствах возросло: в 2000 году - 2,4%, 2001 - 3,3%, 2002 - 4% от общего производства по всем категориям хозяйств. В ЛПХ производство молока по годам стабильное: 2000 г. - 84,5%, 2001 год - 85,7%, 2002 год - 85,5% от общего производства.
Производство мяса в крестьянских (фермерских) хозяйствах возросло: в 2000 году - 2,1%, 2001 - 2,6%, 2002 - 2,9% от общего производства по всем категориям хозяйств. В ЛПХ наблюдается рост производства мяса: 2000 г. - 83,6%, 2001 год - 83,8%, 2002 год - 84,7%.
Производство яиц в крестьянских (фермерских) хозяйствах стабильное: в 2000 г. - 0,8%, в 2001 - 0,8%, в 2002 - 1% от общего производства яиц, -наблюдается рост. В ЛПХ производство яиц ежегодно растет: в 2000 г. - 38,9%, 2001 год - 40,4%, 2002 - на 44,9% от общего производства яиц.
Производство картофеля в крестьянских (фермерских) хозяйствах относительно стабильное, после небольшого спада в 2001 году в настоящее время наблюдается стабилизация: в 2000 г. - 2,4%, в 2001 - 0,8%, в 2002 г. - 2,5% от общего производства по всем категориям хозяйств. В ЛПХ производство картофеля по годам стабильное, наблюдается небольшой рост к уровню предыдущего года: 2000 г. - 92,0%, 2001 год - 94,0%, 2002 - 94,3%.
Производство овощей в крестьянских (фермерских) хозяйствах возросло: в 2000 году - 1,8%, 2001 - 2,3%, 2002 - 4,4% от общего производства по всем категориям хозяйств. В ЛПХ в производстве овощей также наблюдается рост: 2000 г. - 84,6%, 2001 год - 87,1%, 2002 - 87,2%.
По материалам обследования домашних хозяйств доходы ЛПХ в сельской местности имеют стойкую тенденцию роста: 2000 г. - 811,2 руб., 2001 г. - 906,3 руб., 2002 г. - 1190,9 руб.
Личные подсобные хозяйства населения имеют возможность использования резервов увеличения производства без оказания государственной поддержки. Кроме того, доход от ведения личного подсобного хозяйства является существенной поддержкой для формирования реальных доходов жителей сельской местности, способствует повышению уровня материального благосостояния трудящихся, удовлетворению их материальных потребностей. И в этом смысле роль ЛПХ уже выходит за рамки одной семьи и приобретает общественное значение.
1.5. Внешнеэкономические связи
Агропромышленный комплекс республики во внешнеэкономической деятельности республики представлен организациями пищевой и перерабатывающей промышленности. За последние годы наиболее активно развивались связи с Монголией. В г. Улан-Батор, в составе Торгового дома Бурятии работают представители крупных пищевых организаций республики. За последние 3 года в 4,2 раза возросли объемы экспорта макаронных изделий, в 10,4 раза -кондитерских изделий и 6,2 раза - муки. С 2001 года начались поставки безалкогольных напитков и сухих завтраков, которые увеличились в 2 раза в 2002 году. На протяжение многих лет импортируется мясо из Монголии в ОАО "Бурятмясопром". Проводится работа по производству и продвижению экспортной продукции на ОАО "Молоко"- ориентированной на Монголию, ОАО "Улан-Удэнская макаронная фабрика"- ориентированной на Китай.
1.6. Финансовое состояние организаций АПК
Затянувшийся спад производства (1991 -1999 гг.) значительно ухудшил финансовые результаты деятельности сельскохозяйственного производства. Ежегодный рост убытков наблюдался до 1999 года. "Рекордная" сумма убытков была получена в 1997 году. Рост цен на товары и оказываемые сельскому хозяйству услуги привел к значительному увеличению материальных затрат в структуре затрат на производство. Основная сумма убытков была получена в животноводстве (80 %).
Установившаяся с 1999 года более благоприятная экономическая ситуация в стране оказала влияние на улучшение финансового состояния сельскохозяйственных организаций. За 2001 год получен убыточный сальдированный финансовый результат - 28,8 млн. рублей, что на 44,1 млн. рублей ниже по сравнению с 2000 годом.
Существует несколько причин увеличения задолженности сельскохозяйственных организаций:
1. Структура сельского хозяйства и самих сельскохозяйственных организаций не приспособлена к работе в рыночных условиях. Большинство сельскохозяйственных организаций не смогли провести реструктуризацию собственного производства.
2. Эффективность сельскохозяйственного производства во многом определялась уровнем государственной поддержки, резкое сокращение государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей определило снижение уровня доходов для большинства товаропроизводителей.
3. Существенно изменились пропорции между ценами на сельскохозяйственную продукцию и ресурсами для ее производства. Этот фактор стал решающим в резком снижении эффективности производства и формировании хронической неспособности сельхозпредприятий окупить даже текущие затраты.
4. Сформированная система налогообложения не учитывает цикличного характера сельскохозяйственного производства.
Кредиторская задолженность сельхозорганизаций к 2000 г. возросла почти в 9 раз по сравнению с 1992 г., изменилось соотношение между кредиторской задолженностью и объемом реализации товаров и услуг. Основная доля кредиторской задолженности приходится на задолженность поставщикам и во внебюджетные фонды. Причем удельный вес долга поставщикам начиная с 1994 г. постепенно снижался, а доля задолженности перед внебюджетными фондами увеличивалась. В сельскохозяйственных организациях задолженность по оплате труда к 2000 г. превысила четырехмесячный фонд оплаты труда.
В 1992 г. общая сумма задолженности превысила размер выручки от реализации на 19,5%, а в 2000 г. этот разрыв достиг более чем 1,8 раза. Если учесть, что из общей суммы долга около 58,1% приходится на просроченную задолженность, то возможности большинства неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций погасить свои долги практически отсутствуют. Они не в состоянии своевременно осуществлять платежи, финансировать не только расширенное, но и простое воспроизводство.
Существенный рост кредиторской задолженности в сельскохозяйственных организациях за анализируемый период говорит о дефиците денежных средств, который отразился на структуре расчетов и стал одной из причин кризиса платежей.
За 1992-2002 годы в хозяйствах республики значительно сократилась реальная стоимость имущественных паев, так как списанное имущество почти не восстанавливается и износ намного превышает восстановительную стоимость основных фондов.
1.7. Сравнительный анализ показателей развития АПК РБ с российскими
показателями
В 2000 году в Республике Бурятия было произведено на душу населения: зерна - 38,6%, картофеля - 69%, овощей - 88 %, мяса - 116%, молока - 100,9%, яиц - 28%, а в 2001 году: зерна - 20,6%, картофеля - 51,3%, овощей - 85,7%, мяса - 109,3%, молока - 100,8%, яиц - 22% от показателей, сложившихся в среднем по России. По всем основным видам продукции (кроме мяса в убойном весе) показатели республики по производству на душу населения отстают от среднероссийских. По производству мяса на душу населения республика превысила российские показатели на 16% в 2000 году и на 9,3 в 2001 году (рис.1).
По основным показателям финансово-хозяйственной деятельности, к которым относятся выручка от реализации, уровень рентабельности, удельный вес прибыльных организаций в общем их числе и т.д., Республика Бурятия занимает 63 место из 86 регионов Российской Федерации. Производство валовой продукции сельского хозяйства по Российской Федерации в сопоставимых ценах снизилось в 2002 году на 2,4% по сравнению с 1999 годом, а в Республике Бурятия производство валовой продукции в сопоставимых ценах увеличилось на 1,1%.
1.8. Экономический и экологический потенциал сельскохозяйственных
организаций и возможность его использования для роста в АПК и
определение дефицита или избытка финансовых, трудовых, природных,
производственных ресурсов
Ресурсный потенциал агропродовольственной сферы Республики Бурятия включает совокупность земельных ресурсов, запасов человеческого, финансово-промышленного капитала, имеющихся в наличии, которые могут быть мобилизованы, приведены в действие и использованы для обеспечения экономического роста в агропромышленном комплексе.
Республика Бурятия обладает земельными ресурсами, площадь которых составляет: сельскохозяйственные угодья - 3152,4 тыс. га, в том числе 868,5 тыс. га пашни. В расчете на душу населения приходится 2,32 га сельскохозяйственных угодий, в том числе 0,78 га пашни.
В дореформенный период все виды ресурсов Бурятии находились в собственности государства, колхозов и совхозов. Эффективность использования ресурсного потенциала была недостаточно высокой. Поэтому считалось, что благодаря реформированию, в частности, приватизации станет возможным использовать имеющиеся ресурсы более рационально.
В структуре земельных угодий Республики Бурятия наибольший удельный вес занимают сенокосы, пастбища, нет черноземов. Земли характеризуются невысоким плодородием, почвы подвержены ветровой и водной эрозии, биоклиматический потенциал составляет 0,48% по сравнению с данными в целом по России.
В этот период традиционной отраслью аграрного производства Республики Бурятия было животноводство, в частности, овцеводство. Поэтому, оценивая состояние ресурсного потенциала, важно характеризовать наличие поголовья скота. По данным Комгосстата, на 1 января 2003 года во всех категориях хозяйств имелось 335,4 тыс. гол. крупного рогатого скота, в том числе коров - 137,7 тыс. гол., свиней - 94,8 тыс. гол., овец и коз - 207,3 тыс. гол., лошадей - 48,2 тыс. гол., птицы - 589,1 тыс. гол. Наблюдается рост поголовья скота к предыдущему году.
Имеющийся ресурсный потенциал предполагает эффективное его использование с помощью технических средств производства.
На 1 января 2003 года в хозяйствах всех категорий находилось в наличии: тракторов - 67%, зерноуборочных комбайнов - 42%, кормоуборочных комбайнов - 37% от необходимого количества. Начиная с 1994 года машинно-тракторный парк агропромышленного комплекса Республики Бурятия практически не обновлялся. Техника, находящаяся в хозяйствах, достаточно устаревшая: 84% тракторов, 75 - 80% комбайнов, 87% сеялок, 84% плугов с выработанным ресурсом.
Численность занятых в сельскохозяйственном производстве составляет 55,5 тыс. человек или 14,1% от общей численности занятых в экономике Республики Бурятия. Из них работает в сельскохозяйственных организациях 18,4 тыс. человек. Доля работников, имеющих высшее и специальное образование, составляет 13,2% от общей численности работающих в сельскохозяйственных организациях.
Основным источником расширения производства является прибыль сельскохозяйственных организаций и амортизационные отчисления. Прибыль сельскохозяйственных организаций за 2002 год составила 80 млн. руб. Сумма амортизационных отчислений составила в 2002 году 47,1 млн. руб.
1.9. Территориальная специализация производства сельскохозяйственной
продукции
Зональное районирование сельскохозяйственного производства в Республике Бурятия представлено в Таблице 1.
Таблица 1
Зона по производству продукции сельского хозяйства |
Район | Специализация районов по производству сельхозпродукции |
|
факт | перспектива | ||
Пригородная |
Тарбагатайский Иволгинский Прибайкальский Заиграевский |
Молоко Картофель Овощи |
Молоко Картофель Овощи |
Центральная |
Кабанский Селенгинский Хоринский |
Молоко Яйца Картофель |
Молоко Яйца Картофель Мясо Кормовые культуры |
Южная |
Кяхтинский Мухоршибирский Бичурский Джидинский |
Мясо Молоко Зерно Картофель Овощи |
Мясо Молоко Шерсть Картофель Кормовые культуры |
Западная и Восточная |
Закаменский Еравнинский Кижингинский Тункинский |
Мясо крупного рогатого скота Мясо овец Зерно |
Мясо крупного рогатого скота Мясо овец Зерно Кормовые культуры |
Северная |
Курумканский Баргузинский С-Байкальский Баунтовский Окинский |
Молоко Мясо Зерно |
Молоко Мясо Зерно |
В Республике Бурятия в 2002 году наибольший удельный вес по производству зерна занимал Джидинский район - 17%, Мухоршибирский район - 16,6%, Кабанский район - 10%; по производству овощей: Бичурский район - 13,3%, Мухоршибирский район - 13,3%, Прибайкальский район - 7,7%, Джидинский район - 7,6%; по производству картофеля - Кабанский район - 11%, Тарбагатайский район - 9,8%, Заиграевский - 9,3%, Бичурский - 7,2%.
Мяса производилось больше всего в Джидинском районе - 10,4% (КРС, овцы), Мухоршибирском районе - 8,7% (КРС, свиньи, овцы), Кяхтинском районе - 7,8% (свиньи), Закаменском районе - 7,1% (КРС, лошади), Бичурский район - 7,4% (КРС, свиньи).
Молока: в Кабанском районе - 8,3%, Джидинском районе - 7,9%, Бичурском районе - 7,2%.
Яйца: Улан - Удэнская птицефабрика - 51,2%.
Сложившаяся специализация районов на производстве отдельных видов продукции связана с природно-климатическими, историческими и экономическими условиями хозяйствования.
Перспективы дальнейшего развития специализации районов заложены в республиканских программах "Зерно", "Плодородие", "Развитие животноводства Республики Бурятия до 2010 года".
Зональное районирование на перспективу не будет меняться коренным образом, но так как в сложных природно-климатических условиях приоритетное значение приобретает животноводство, развитие растениеводства будет направлено в основном на обеспечение имеющегося поголовья кормами.
1.10. Анализ эффективности использования бюджетных средств,
выделенных в 2000-2002 гг.
За период 2000 - 2002 гг. удельный вес государственной поддержки в валовой продукции сельского хозяйства возрос с 3,1% до 3,2% в 2002 году. Размер государственной поддержки организаций агропромышленного производства из республиканского и федерального бюджетов на возвратной и безвозвратной основе составил 540,3 млн. руб. Отчислено в бюджет организациями сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности в виде налогов и сборов 978,2 млн. руб. или на 1 рубль выделенных из республиканского бюджета средств получено отдачи в республиканский бюджет 1,81 руб., в том числе сельхозорганизациями - 0,43 рубля.
За анализируемый период выплата дотаций за реализованное молоко оказала стимулирующее влияние на производство молока, объемы производства в 2002 году возросли по сравнению с 2000 г. на 6,8 тыс. т или на 2,5%. Возросло количество хозяйств с надоем более 1600 кг на одну фуражную корову на 10%.
За счет выделенной дотации закуплено молока у населения в 2002 году по договорам на 21,4% больше чем в 2001 г.
Поддержка отрасли свиноводства в 2002 г. позволила увеличить поголовье свиней в сельскохозяйственных организациях, входящих в ассоциацию "Свинопром", что составило в 2002 г. 9,2% к уровню 2001 года.
Выделение средств из республиканского бюджета на развитие птицеводства возросло по сравнению с 1999 г.: в 2000 г. - в 2 раза, в 2001 г. - в 2,4 раза, в 2002 г. - в 3,2 раза. Повысился удельный вес дотации, предоставленной из республиканского бюджета, в затратах на производство мяса с 4,8% в 2000 г. до 5,6% - в 2001 г. и до 13,5% в 2002 г., что повлияло на снижение собственных затрат птицеводческих организаций на производство продукции по сравнению с 2000 г. на 16,1% (составило в 2002 году 42262 тыс. рублей). Соответственно в 2002 г. по сравнению с 2000 г. произошло снижение убытка отрасли на 3989 тыс. рублей.
Убыток от производства продукции составил в 2000 г. - 16655 тыс. руб., в 2001 г. - 9434 тыс. руб., в 2002 г. - 11204 тыс. руб. Несмотря на рост дотаций, объемы производства и реализации яйца в 2002 году не достигли уровня 2000 года, что обусловлено как объективными факторами (рост цен на электроэнергию и корма), так и субъективными (потери произведенной продукции достигают 13,5% от объемов ее производства).
Для развития отрасли рыбоводства республики, укрепления ее производственного потенциала, увеличения уловов, улучшения качества рыбной продукции в 2002 году было выделено из республиканского бюджета 100 тысяч рублей на проведение научно-исследовательских работ "Рыбохозяйственный мониторинг озерных систем Республики Бурятия", целью которых является выработка рекомендаций по рациональному использованию рыбохозяйственной среды озер республики и оценка потенциальной рыбопродуктивности.
За 2000-2002 гг. финансирование по статье "Поддержка племенного дела" составило 27086,4 тыс. руб., в результате:
В хозяйствах республики, применяющих искусственное осеменение коров и телок, увеличен выход телят в расчете на 100 коров с 75 голов в 2000 году до 83 голов в 2002 году. Экономический эффект составил 4,5 млн. руб.
В 2002 году реализовано племенного скота хозяйствам республики в 6 раз больше, чем в 2000 году.
Уменьшение поголовья скота в крупных и средних сельскохозяйственных организациях прекратилось. В 2002 г. по сравнению с 2001 г. поголовье скота возросло на 6,2%.
Средний вес одной головы убойного скота, реализованного в 2002 г., по сравнению с 2000 г. увеличился: по крупному рогатому скоту увеличение произошло на 7,5%, по свиньям - на 7,9%, по овцам - на 4,1% соответственно.
К уровню 2001 г. возрос среднесуточный привес крупного рогатого скота на откорме на 26,5%, выход телят на 100 коров - на 22,6%, надой по крупным и средним сельскохозяйственным организациям - на 13,6% и составил 1503 кг, средняя яйценоскость 1 курицы - на 9,8% и составила 195 штук, настриг шерсти - 7,2% и составил 2,7 кг.
В последние годы в агропромышленном комплексе Республики Бурятия наметился процесс стабилизации производства, который стал возможен только при активной государственной поддержке. Впервые за последние 5 лет преодолен спад производства в АПК республики к уровню предыдущего года. Индекс физического объема в сопоставимых ценах к уровню 2000 года - 100,2%, 2001 года составил 100,5 %, по основным показателям: производство мяса в 2002 году к уровню 2001 года составило 100,9%, молока - 101,1%, овощей - 100,4%, зерна - 106,5%, прирост поголовья КРС составил 5,5 тыс. гол. или 1,7%.
В действующих ценах за 2002 год произведено продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств на сумму 6018,2 млн. руб., что выше уровня прошлого года на 11,2%. Рост добавленной стоимости по сельскому хозяйству составил в 2002 году 2,2%.
Среднемесячная заработная плата 1 работника по сельскому хозяйству возросла на 56,5% и составила 936 руб.
Рост производства продукции пищевой и перерабатывающей промышленности в сопоставимых ценах к предыдущему году составил 20%, а в действующих ценах ими произведено продукции на 357 млн. руб. больше, чем в предыдущем году.
За 2001 год количество убыточных сельскохозяйственных организаций уменьшилось на 30 по сравнению с численностью таких организаций в 2000 году, за 2002 год количество таких организаций уменьшилось на 13 к уровню 2001 года.
2. Выводы и постановка проблем в АПК
Анализ состояния АПК позволяет выделить следующие проблемы:
1. Снижение производственно-ресурсного и финансового потенциала организаций АПК.
2. Снижение конкурентоспособности и рост экономической незащищенности сельских производителей на внутреннем продовольственном рынке.
3. Массированные интервенции продовольствия из-за рубежа и других регионов страны.
4. Падение реальных доходов населения, низкая покупательная способность населения.
5. Увеличение межотраслевого диспаритета цен.
6. Высокое значение государственной поддержки функционирования агропромышленного комплекса.
7. Ухудшение ситуации на сельских рынках труда, инвестиций, жилья.
3. Цель и задачи Концепции
Целью Концепции является создание организационно-правовых условий для обеспечения экономического роста в АПК Республики Бурятия.
Экономический рост сельского хозяйства обеспечивается путем восстановления и дальнейшего развития производительных сил, развития конкурентоспособного агропромышленного производства, формирования развитых рынков продовольствия, диверсификации источников занятости и увеличения доходов сельского населения, повышения финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей, сохранения и воспроизводства природных ресурсов, используемых в агропромышленном комплексе.
Для достижения поставленных целей необходимо решить структурные, инвестиционные, институциональные, финансовые и другие задачи:
1. Дальнейшая стабилизация экономики агропромышленного комплекса республики.
2. Определение приоритетных направлений, обеспечивающих экономический рост в агропромышленном комплексе.
3. Рост производительности труда преимущественно на основе модернизации и повышения эффективности производства.
4. Устранение межотраслевых диспропорций, снижение ресурсо- и энергоемкости производства во всех отраслях агропромышленного комплекса.
5. Создание благоприятных условий для расширения внутреннего спроса, роста реальных доходов и повышение оплаты труда в соответствии с ростом производительности труда и уровня занятости трудоспособного сельского населения.
6. Расширение инвестиций за счет роста доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей и привлечения сбережений населения, а также создание благоприятных условий для притока прямых отечественных и иностранных инвестиций.
7. Переход к режиму интенсивного обновления основных производственных фондов за счет создания условий для повышения инвестиционной и инновационной активности отраслей агропромышленного комплекса.
8. Формирование институциональной среды, которая стимулировала бы экономический рост на основе притока инвестиций в отрасли агропромышленного комплекса в целях производства экологически чистой и конкурентоспособной продукции.
9. Совершенствование системы управления агропромышленным комплексом и повышение эффективности расходования бюджетных средств.
Реализация Концепции позволит создать действенный экономический механизм, основанный на сочетании государственного регулирования и саморегулирования, проведении сбалансированной политики государственной поддержки, инвестиционной политики, стимулирования и протекционизма сельскохозяйственных товаропроизводителей.
4. Пути решения проблем. Стратегия развития АПК
4.1. Этапы экономического роста в АПК, их цели и задачи
Достижение устойчивого экономического роста предполагается осуществить в два этапа: 1 этап (2004-2005 гг.) и 2 этап (2006-2007 гг.) Этапы направлены на формирование факторов экономического роста: повышение плодородия земли, сохранение и восстановление генофонда сельскохозяйственных культур и животных, восстановление, расширение и модернизация основного и оборотного капитала, рост производительности труда и повышение эффективности производства и улучшение внутрихозяйственного менеджмента, внедрение маркетинговых технологий.
Основные направления (точки) экономического роста в АПК - развитие мясного и молочного животноводства и перерабатывающих отраслей АПК, развитие полевого кормопроизводства.
На современном этапе экономический рост в агропромышленном комплексе Республики Бурятия имеет восстановительный характер. На 1 этапе (2004-2005 гг.) продолжится вывод сельского хозяйства из системного кризиса: для этого необходимо содействовать росту производительных сил в АПК, повышению рентабельности организаций сельского хозяйства, перерабатывающей и пищевой промышленности.
Рост объемов производства продукции сельского хозяйства в 2005 году к уровню 2002 г. составит 9,5%, продукции пищевой и перерабатывающей промышленности - 15%. Основными задачами единой государственной политики на этапе являются:
- более полное удовлетворение потребности в продуктах питания населения за счет продукции, производимой в республике;
- содействие восстановлению и развитию специализации и размещения агропромышленного производства, поддержка возрождения в новых рыночных условиях специализированных товарных зон на основе природно-климатических преимуществ, объективно присущих республике и отдельным районам в части производства тех или иных видов сельскохозяйственной продукции;
- восстановление и наращивание основного капитала в сельском хозяйстве, перерабатывающей и пищевой промышленности;
- развитие инвестиционной деятельности в указанных отраслях;
- дифференцирование государственной поддержки сельскохозяйственных организаций, крестьянских фермерских хозяйств и личных подсобных хозяйств;
- повышение эффективности управления производством и рост качества труда.
Сегодня для агропромышленного комплекса характерно экстенсивное расширение производства. Однако дальнейшее его расширение возможно до определенного предела из-за хронического недостатка оборотного капитала, высокой ресурсоемкости производства. Отсюда предполагается наряду с продолжающимся экстенсивным типом воспроизводства начать переход к интенсивному развитию. Переход к интенсивному типу экономического развития предполагает реконструирование всего цикла производства и повышение его эффективности на основе крупных инвестиций в основной капитал. Поэтому на первом этапе требуется восстановление простаивающих и законсервированных мощностей АПК. Достижение экономического роста на первом этапе станет возможным за счет реализации утвержденных республиканских целевых программ по сельскому хозяйству. Финансирование программ в полном объеме позволит сельскохозяйственным товаропроизводителям республики повысить рентабельность производства сельскохозяйственной продукции, что, в свою очередь, создаст привлекательность для краткосрочного кредитования и направления потенциальными инвесторами потока долгосрочных инвестиций, в том числе внешних.
Второй этап в период 2006-2007 гг. предусматривает завершение восстановления производительных сил и достижение устойчивого экономического роста в отраслях агропромышленного комплекса. Для этого требуется концентрация усилий на дальнейшем развитии факторов экономического роста:
- увеличение объемов продаж на республиканском потребительском рынке и расширение рынка сбыта, в том числе за счет увеличения экспорта сельскохозяйственной продукции и реализации ее в других регионах;
- приоритетное развитие некапиталоемких инновационных направлений интенсификации сельскохозяйственного производства: сохранение и совершенствование генофонда растений и животных, улучшение плодородия почв, освоение ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий на всех стадиях движения продукции от поля до прилавка;
- прирост и качественное обновление основного капитала (внедрение высокотехнологичного оборудования, машин, мелиорация земель, улучшение плодородия почв и т.п.);
- привлечение в инвестиции в агропромышленное производство средств инвесторов и средств населения;
- государственная поддержка организаций сельского хозяйства, перерабатывающей и пищевой промышленности независимо от их формы собственности, осуществляющих инновационную деятельность, внедряющих и использующих новейшие технологии;
- государственная поддержка личных подсобных хозяйств населения, направленная на обеспечение необходимыми средствами производства: техникой, комбикормами, удобрениями, средствами защиты растений, - путем формирования специальных фондов;
- закрепление квалифицированной рабочей силы и специалистов на селе.
Рост объемов производства сельскохозяйственной продукции к уровню 2002 года в результате реализации мероприятий данного этапа составит 14,5%, объемов продукции пищевой и перерабатывающей промышленности - 25%. Интенсивное расширение производства в АПК вследствие использования простаивающих мощностей, вовлечения в оборот залежных земель, увеличения площади пашни и т.п. быстро исчерпает себя. Следовательно, для недопущения нового спада производства необходима подготовка благоприятного инвестиционного климата и активизация инвестиционной деятельности в АПК, обеспечивающей возмещение и прирост основного капитала.
В перспективе в связи с тем, что Республика Бурятия располагает необходимыми условиями для производства экологически чистых и безопасных продуктов питания (говядина, баранина, мед, ранний и поздний картофель), стратегическая задача дальнейшего этапа реализации Концепции - стимулировать развитие биологических и органических систем земледелия, ведения низкозатратного устойчивого сельского хозяйства, адаптированного к местным природно-климатическим условиям. Экологически чистая продукция имеет большой спрос на мировых рынках. Поэтому увеличение объемов реализации экологически чистой продукции позволит увеличить конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции и станет приоритетным направлением в развитии агропромышленного комплекса республики.
4.2. Основные направления реформирования экономики
сельскохозяйственного производства
Аграрная реформа направлена на комплексное переустройство сельскохозяйственного производства на основе многообразия форм хозяйствования и различных форм собственности на землю и другие средства производства, создания конкурентной среды в агропромышленном комплексе развития аграрного рынка. Реформирование охватывает земельные отношения, институциональные преобразования, производственные отношения и социальную сферу. Сельское хозяйство занимает важное место в народнохозяйственном комплексе республики и основное место - в сельских районах республики. Поэтому задачи реформирования аграрного комплекса на республиканском уровне будут отличаться от задач реформирования в районах республики.
На республиканском уровне необходимо разработать мероприятия по содействию:
- созданию рыночной системы сбыта и реализации продукции, производимой агропромышленном комплексом, которая охватывает заготовительные организации, потребительскую кооперацию, продовольственные рынки;
- увеличению ресурсного потенциала сельскохозяйственного производства: повышение плодородия сельскохозяйственных земель, развитие племенного животноводства, кормопроизводства и семеноводства;
- созданию условий по распространению ресурсосберегающих технологий и внедрению интенсивных технологий производства сельскохозяйственной продукции;
- развитию информационно-консультационного обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- проведению работы по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций;
- расширению сферы инфраструктурного обеспечения сельскохозяйственного производства;
- разработке новых моделей отношений субъектов хозяйственной деятельности с государственной властью наряду с существующими способами государственной поддержки.
На районном уровне реформирование проводится непосредственно с сельскохозяйственными организациями и направлено на:
- наращивание объемов производства сельскохозяйственной продукции в разрезе сельскохозяйственных организаций;
- распределение земель сельскохозяйственного назначения по товаропроизводителям;
- закуп сельскохозяйственной продукции для муниципальных нужд;
- страхование сельскохозяйственных рисков;
- содействие реализации произведенной продукции;
- развитие интеграции личных подсобных хозяйств;
- содействие развитию кооперации на селе;
- содействие подготовке управленцев-менеджеров, внедрению современных методов управления и совершенствованию внутрихозяйственных отношений;
- совершенствование системы имущественных отношений.
Основными задачами, стоящими перед АПК, на ближайшую перспективу будут:
- реформирование и финансовое оздоровление неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций с целью сохранения их производственной и социальной инфраструктуры, эффективного использования земельных и трудовых ресурсов;
- применение процедуры банкротства в хозяйствах, не имеющих перспектив развития.
Результатом аграрных реформ должно стать обеспечение населения республики продуктами питания собственного производства согласно Закону Республики Бурятия "О Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2002-2004 годы": зерно - 78%, картофель - 100%, овощи - 53%, мясо всех видов - 78%, молоко - 42%, яйцо - 24%. Для достижения этих показателей необходимо:
- проводить реформирование и финансовое оздоровление неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций с целью сохранения их производственной и социальной инфраструктуры, эффективного использования земельных и трудовых ресурсов;
- совершенствовать систему управления и внутрихозяйственных отношений с целью повышения мотивации к производительному труду, рациональному использованию имущественного комплекса;
- повышать привлекательность сельскохозяйственного производства для инвесторов за счет снижения затрат и увеличения его доходности;
- совершенствовать земельные и имущественные отношения собственников с сельскохозяйственными организациями;
- совершенствовать сложившиеся правовые отношения через приведение учредительных документов в соответствие с действующим законодательством и выбор оптимальной для современного этапа развития организационно-правовой формы хозяйствования.
4.3. Развитие земельных отношений в Республике Бурятия
Земли сельскохозяйственного назначения в Республике Бурятия к настоящему времени, в основной массе, не были разделены на земельные участки в соответствии со свидетельствами о собственности на земельные доли, выданные на первом этапе земельной реформы. Дальнейшее развитие земельной реформы тормозилось отсутствием федерального законодательства, регулирующего земельные отношения. В результате начатые в 90-х годах земельные реформы не обеспечили реализацию конституционных прав граждан на землю, так как земельные доли не могут дать достаточных оснований на реализацию права собственника по использованию и распоряжению своей собственностью. Вступивший в силу Федеральный закон от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" определил круг регулируемых отношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения, направления дальнейшего нормативно-правового регулирования. Федеральный закон ставит задачу определения на местности границ находящихся в общей собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Без определения на местности границ земельных участков невозможно полноценно осуществлять права на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, невозможно развивать арендные отношения. Обязанность обеспечения определения на местности границ возлагается на самих участников долевой собственности. Порядок определения на местности границ земельных участков предполагает несение значительных затрат собственниками земельных долей. Учитывая низкие доходы сельского населения, занятого в личных подсобных хозяйствах, крестьянских (фермерских) хозяйствах и в сельскохозяйственных кооперативах, определение на местности границ земельных участков без осуществления государственной поддержки будет проводиться медленно, а в некоторых случаях вообще не будет проведено ввиду отсутствия финансовых средств у собственников земельных долей. В связи с этим, чтобы придать развитию земельных отношений динамику, Правительство Республики Бурятия намерено разрабатывать меры государственной поддержки участников долевой собственности при определении на местности границ земельных участков, находящихся в долевой собственности, а также меры, направленные на развитие арендных отношений по использованию земельных участков. Государственная поддержка в целях развития земельных отношений предполагается предоставлением бюджетных ассигнований участникам долевой собственности, которая возможна как на возвратной основе (бюджетный кредит, бюджетная ссуда), так и на безвозвратной основе (субвенции, субсидии).
4.4. Приоритетное развитие отраслей и отдельных районов республики в
период экономического роста в сельском хозяйстве
Перспективы дальнейшего развития специализации районов заложены в республиканских программах "Зерно", "Плодородие", "Развитие животноводства Республики Бурятия до 2010 года".
Приоритетное направление на период реализации Концепции получит животноводство в развитым зерно- и кормопроизводством. В животноводстве наибольшее развитие получат молочное и мясное скотоводство, свиноводство, птицеводство и овцеводство, в земледелии - зерновое производство, кормопроизводство, картофелеводство и овощеводство. Все большее значение приобретает переработка и реализация сельскохозяйственной продукции.
Наибольший рост в сельскохозяйственном производстве должны обеспечить сельхозтоваропроизводители Кабанского, Тарбагатайского, Мухоршибирского, Джидинского, Закаменского, Бичурского районов.
Крупные сельскохозяйственные организации будут заниматься выращиванием зерна (более 90% от производимого по республике), кормов (более 45%), свинины (более 35%), яиц (более 70%). Здесь будет сосредоточена сеть племенных ферм, поставляющих молодняк племенного скота сельхозтоваропроизводителям всех форм собственности и семенные участки по выращиванию семян высоких репродукций для дальнейшей их реализации хозяйствам республики. Этим хозяйствам будет оказываться государственная поддержка для развития племенного дела и семеноводства. Таких хозяйств в перспективе будет не более 15-20, среди них колхоз "Искра" Мухоршибирского района, совхоз "Боргойский" Джидинского района, СПК "Твороговский" Кабанского района, СПК "Верхнеталецкий" Хоринского района и т.д.
Государственные сельхозпредприятия (ОПХ "Байкальское" Кабанского района, учхоз "Байкал" Иволгинского района) будут внедрять научные разработки, достижения, технологии в производство, обучать специалистов АПК и студентов передовым методам и способам производства сельскохозяйственной продукции. Этим хозяйствам будет оказана поддержка из республиканского бюджета для развития науки, приобретения нового оборудования, покупки новейшей техники, высокопродуктивного племенного скота и обучения специалистов сельхозорганизаций.
В личных подсобных и крестьянских фермерских хозяйствах в перспективе будет производиться 85 - 90% картофеля, овощей, мяса, молока. Этой категории сельхозтоваропроизводителей будет оказываться помощь в приобретении молодняка скота, семян, мини-техники, страховании сельскохозяйственных рисков. Будет усилена государственная поддержка личных подсобных хозяйств через систему сельской кредитной кооперации, расширено агрономическое и ветеринарное обслуживание.
Картофелеводство и овощеводство будет развиваться также в садоводческих и огородных хозяйствах населения.
Основной прирост продукции АПК должен быть обеспечен внедрением передовых технологий, научных разработок, применением новейшей техники, оборудования, разведением высокопродуктивного племенного скота, районированных сортов культур.
4.5. Развитие отраслей, ориентирующихся на экспорт
Основным стратегическим направлением экспортной политики является дальнейшая интеграция республики в составе Российской Федерации в мировое экономическое сообщество - присоединение России к Всемирной торговой организации в целях защиты интересов отечественного бизнеса и максимального использования имеющегося в республике экспортного потенциала для реализации структурной перестройки ее экономики.
В этой связи для решения поставленных задач необходимо обеспечить реализацию мероприятий по следующим направлениям:
1. Развитие экономического, научно-технического и гуманитарного сотрудничества с зарубежными странами на основе межправительственных соглашений.
2. Повышение конкурентоспособности продукции местных товаропроизводителей Республики Бурятия на основе оптимизации имеющегося экспортного потенциала организаций пищевой и перерабатывающей промышленности за счет производства товаров более высокой степени переработки.
3. Поддержка производителя экспортной продукции и стимулирование товаропроизводителей республики, выпускающих экспортноориентированную и импортозамещающую продукцию.
4. Организация подготовки и повышения квалификации специалистов по внешнеэкономической деятельности, международному предпринимательству на основе заключения договоров с ведущими вузами России, институтами повышения квалификации и межправительственных соглашений с международными организациями.
5. Оптимизация структуры импорта с ориентацией, в первую очередь, на ввоз современных технологий и оборудования для производства сельскохозяйственной продукции и продукции пищевой и перерабатывающей промышленности.
6. Информационно-аналитическое и маркетинговое обеспечение участников внешнеэкономической деятельности качественной и достоверной информацией: маркетинговыми обзорами и конъюнктурными исследованиями актуальных рынков, - из компетентных источников.
4.6. Государственная поддержка отдельных отраслей и районов в
перспективе
Система государственной поддержки направлена на стимулирование увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции, повышения ее качества, конкурентоспособности, снижения издержек, создание условий эквивалентности товарного обмена, обеспечение расширенного воспроизводства во всех отраслях АПК, расширение занятости, повышение реальной зарплаты и квалификации работающего населения.
В период реализации Концепции будут внесены принципиальные изменения в распределение прямых бюджетных дотаций и компенсаций:
- переход от уравнительного распределения ресурсов к дифференцированному при условии строгого обоснования потребностей в них и эффективности использования;
- оптимизация сумм дотаций и компенсаций по отраслям и направлениям;
- соблюдение целевого программного подхода при распределении средств, первоочередное финансирование приоритетных отраслей сельского хозяйства.
Предусмотрены следующие основные направления совершенствования государственной поддержки:
- содействие в подготовке и повышении квалификации кадров АПК, закреплению руководителей и специалистов в сельскохозяйственных организациях;
- поддержка создания интегрированных корпоративных структур в целях финансового оздоровления сельскохозяйственных организаций;
- введение принципов материальной и моральной заинтересованности хозяйствующих субъектов в реализации программ социально-экономического развития районов и республики;
- предоставление бюджетных инвестиций сельскохозяйственным товаропроизводителям на капитальные расходы на основании заключаемых между Правительством Республики Бурятия и сельскохозяйственными товаропроизводителями договоров об участии Республики Бурятия в собственности субъекта инвестиций с последующей регистрацией права Республики Бурятия на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов и имущества сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- оформление права собственности Республики Бурятия на долю имущества соответственно сумме финансовых средств, выделенных сельскохозяйственным организациям в виде бюджетных инвестиций, для осуществления капитальных вложений, путем заключения договоров между Правительством Республики Бурятия и юридическими лицами об участии Правительства Республики Бурятия в собственности субъекта инвестиций.
4.7. Нормативно-правовое обеспечение экономического роста в
агропромышленном комплексе Республики Бурятия
Отсутствие Федеральных законов "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", "О крестьянских (фермерских) хозяйствах", "О личном подсобном хозяйстве" до их принятия, несовершенство действовавшего Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации" до внесения в него изменений и дополнений и отсутствие законов Республики Бурятия, которые могли бы заполнить правовой вакуум в регулировании отношений в сельском хозяйстве Республики Бурятия, затрудняли принятие управленческих решений, регулирующих отношения в АПК Республики Бурятия. С принятием указанных Федеральных законов законодательно определены такие понятия, как крестьянское (фермерское) хозяйство, личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственный товаропроизводитель и установлен их правовой статус как субъектов государственной поддержки. Определены направления, по которым Правительство Республики Бурятия как орган исполнительной власти обязано оказывать государственную поддержку субъектам предпринимательства в сельском хозяйстве и личным подсобным хозяйствам, должно разрабатывать и осуществлять меры по стимулированию создания крестьянских (фермерских) хозяйств, производственных и потребительских кооперативов, их поддержке и развитию, в том числе посредством формирования экономической и социальной инфраструктур для обеспечения доступа к финансовым, земельным и иным ресурсам. В дальнейшем Правительству Республики Бурятия в пределах его компетенции необходимо принять нормативно-правовые акты, которые в связи с принятием Федеральных законов позволят урегулировать ряд отношений в агропромышленном комплексе Республики Бурятия, создадут правовую и экономическую основы экономического роста агропромышленного комплекса Республики Бурятия.
5. Ожидаемый эффект от реализации Концепции экономического роста
в агропромышленном комплексе Республики Бурятия
Реализация Концепции позволит обеспечить следующие показатели:
1. Рост валовой продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах в 2007 году к уровню 2002 года составит 12%, в пищевой и перерабатывающей промышленности - 20%, это позволит дополнительно произвести продукции на сумму 1,9 млрд. рублей.
2. Рост объемов производства продукции в 2007 году к 2002 году составит: по мясу - 9,4%, молоку - 5,0%, яйцу - 11,8%, шерсти - 6,9%, рыбы - 3%, зерну - 68,3%, картофелю - 7,3%, кормам - 40%, цельномолочной продукции - 16,3%, мясу и субпродуктам - 21,0%, спирту - 23,8%.
3. Рост объемов реализации продукции, производимой организациями АПК, приведет к увеличению ежегодной суммы платежей в бюджеты всех уровней начиная с 2008 г. на 140-170 млн. руб.
4. Создание 1,5 тыс. дополнительных рабочих мест.
5. Процент обеспеченности населения Республики Бурятия собственными продуктами питания (исходя из медицинских норм потребления) составит: по мясу - на 2,9%, молоку - 0,5%, яйцу - 3,1%, картофелю - 7%, хлебу - на 7%.
6. Уровень реальных доходов сельского населения в 2007 году возрастет в 1,5 раза, заработная плата рабочих, занятых в сельскохозяйственном производстве, повысится в 2,4 раза.
7. Подъем рейтинга Республики Бурятия среди регионов России по росту валовой продукции сельского хозяйства с 46 места в 2002 году на 25 место в 2007 году.
Система мероприятий по реализации Концепции экономического роста в АПК Республики Бурятия подразделяется на два уровня: макроэкономический и микроэкономический.
6. Мероприятия по реализации Концепции экономического роста
в АПК Республики Бурятия
Мероприятия микроэкономического уровня сформированы в следующей таблице:
Наименование мероприятий |
Срок исполнения |
Эффект |
Ответственные исполнители |
В растениеводстве: | |||
1. Стимулирование применения при посеве всех видов культур семян высоких репродукций, поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, специализирующихся на выращивании семян зерновых культур и семенного картофеля |
2004-2007 гг. |
Повышение урожайности зерновых культур на 20-30 %, картофеля - на 25 %, овощей - на 25-30 % |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия РБ (МСХиП РБ) |
2. Стимулирование применения в требуемых дозах минеральных удобрений и средств химической защиты растений и содействие в их приобретении |
2004-2007 гг. |
Рост урожайности зерновых в 2 раза, картофеля - на 40 %, овощей - на 30 % |
МСХиП РБ, органы МСУ (по согласованию) |
3. Содействие проведению мелиоративных работ и реконструкции оросительных систем |
2004-2007 гг. |
Снижение затрат на приобретение минеральных удобрений на 30 %, получение дополнительной продукции на сумму 21,2 млн. руб. |
МСХиП РБ, органы МСУ (по согласованию) |
4. Содействие применению комплексных машин по возделыванию зерновых культур типа "Конкорд" |
2004-2007 гг. |
Агрегат заменяет 6 посевных и 5 пахотных, рост урожайности - на 20-30 %, снижение потребления горючего на 30 % |
МСХиП РБ, органы МСУ (по согласованию) |
5. Содействие применению интенсивных технологий выращивания овощей |
2004-2007 гг. |
Повышение урожайности овощей на 40-60 %, производства продукции - на сумму 20 млн. руб. |
МСХиП РБ, органы МСУ (по согласованию) |
6. Содействие применению альтернативных форм удобрений, добыче и производству сапропеля, торфа, гутаминовых удобрений |
2004-2007 гг. |
Снижение затрат на приобретение минеральных удобрений, рост урожайности на 10-15 % |
МСХиП РБ, органы МСУ (по согласованию) |
7. Содействие в создании машинно-тракторных станций |
2004-2007 гг. |
Рост объемов производства продукции в ЛПХ и КФХ |
МСХиП РБ, органы МСУ (по согласованию) |
В животноводстве: | |||
8. Стимулирование улучшения породных качеств животных |
2004-2007 гг. |
Повышение продуктивности животных на 25 %, увеличение выхода приплода на 15 %, увеличение объема производства молока на 10 %, мяса - на 15 %, яиц - на 10 % |
МСХиП РБ, органы МСУ (по согласованию) |
9. Оказание содействия в приобретении высокопродуктивного племенного скота |
2004-2007 гг. |
Создание дополнительных рабочих мест, увеличение выхода телят |
МСХиП РБ, органы МСУ (по согласованию |
10. Содействие переходу на новые технологии содержания скота |
2004-2007 гг. |
Увеличение рентабельности производства молока до 25 %, мяса - до 18 % |
МСХиП РБ, органы МСУ (по согласованию) |
В пищевой и перерабатывающей промышленности: |
|||
11. Содействие реализации инвестиционных проектов, предусматривающих модернизацию производства, организацию переработки продукции животноводства, растениеводства, дикоросов (кедрового ореха, ягод, грибов и др.), организацию безотходного производства |
2003-2006 гг. |
Рост объемов производства, создание дополнительных рабочих мест, прирост товарной продукции, отчисления в бюджет, расширение ассортимента и повышение качества плодоовощной консервирован- ной продукции |
МСХиП РБ, органы МСУ (по согласованию) |
12. Поддержка юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица, осуществляющих закуп и первичную переработку продукции сельского хозяйства |
2004-2007 гг. |
Создание дополнительных рабочих мест, прирост товарной продукции, отчисления в бюджет |
МСХиП РБ, органы МСУ (по согласованию) |
13. Содействие развитию несельскохозяйствен- ных промыслов на селе (деревообработка, строительство, народные промыслы и т.д.) |
2004-2007 гг. |
Рост занятости сельского населения |
МСХиП РБ, органы МСУ (по согласованию) |
14. Содействие созданию холдингов по производству спирта и ликероводочной продукции |
2004-2007 гг. |
Увеличение объемов производства и продажи спирта, увеличение налоговых отчислений, стабилизация ситуации на алкогольном рынке |
МСХиП РБ, органы МСУ (по согласованию) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Бурятия от 26 ноября 2003 г. N 348 "О Концепции экономического роста в агропромышленном комплексе Республики Бурятия"
Текст постановления опубликован в приложении "Официальный вестник" к газете "Бурятия" от 4 декабря 2003 г. N 59(224)
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 3 августа 2018 г. N 431 настоящее постановление признано утратившим силу с 7 августа 2018 г.