Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Администрации г. Улан-Удэ
от 9 февраля 2004 г. N 66
Городская Программа
по улучшению условий и охраны труда на 2004-2007 годы
Наименование программы |
Городская Программа улучшения условий и охраны труда в г. Улан-Удэ на 2004-2007 годы |
Основание для разработки Программы |
Постановление Правительства Республики Бурятия от 28.08.2003 N 271 "Об утверждении республиканской целевой программы "Социальная политика в РБ на 2004-2007 гг. " подпрограмма "Улучшение условий и охраны труда на 2004-2007 годы"; Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации" от 17.07.1999 N 181. |
Разработчик Программы |
Управление труда и социального развития Администрации г. Улан-Удэ |
Исполнители и соисполнители |
Управление труда и социального развития, Комитет городского хозяйства и строительства, Управления промышленности транспорта и связи, культуры, здравоохранения, образования, по потребительскому рынку, Администрации Железнодорожного, Советского, Октябрьского районов, Союз промышленников и предпринимателей РБ, Объединение организаций профсоюзов РБ, городской Центр Санэпиднадзора, Организации. |
Цель Программы | Сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, повышение уровня социальной и правовой защищенности всех участников производственного процесса в результате реализации комплекса мероприятий, правового, организационного, социально-экономического и информационного характера. |
Задачи Программы | - реализация государственной политики в сфере охраны труда; - создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности; - совершенствование нормативной, правовой, и организационно-технической научной основы в области охраны труда; - усиление координации деятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных органов надзора и контроля, объединений работодателей и профсоюзов по вопросам охраны труда. |
Основные направления Программы |
1. Нормативно-правовое обеспечение охраны труда. 2. Организационно-техническое обеспечение охраны труда. 3. Лечебно-профилактическое и санитарно-гигиеническое обеспечение. 4. Информационно-методическое обеспечение охраны труда, совершенствование системы непрерывного образования. |
Источники финансирования Программы |
Источником финансирования Программы являются средства организаций - 216880,0 тыс. руб. и другие привлекаемые средства. |
Сроки реализации Программы |
2004-2007 годы |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Снижение производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, улучшение социальной защищенности и сохранение здоровья работников в процессе трудовой деятельности. |
Контроль за реализацией Программы осуществляют |
Управление труда и социального развития Администрации г. Улан-Удэ, Городская комиссия по охране труда. |
Заместитель Мэра -
руководитель аппарата
Администрации г. Улан-Удэ |
В.И. Марфин |
Основные
положения городской Программы по улучшению условий и охраны труда
на 2004-2007 годы
Содержание
проблемы и обоснование необходимости ее решения
Реализация государственной политики в области охраны труда является одним из важнейших направлений деятельности Администрации г. Улан-Удэ. Особую важность приобретают задачи по формированию новых подходов к Государственному управлению охраной труда и сохранению здоровья работающих. Меняющаяся социально - экономическая обстановка в сочетании с реализацией мер по улучшению состояния условий и охраны труда должно привести к повышению производительности труда, снижению затрат на выплату пособий по временной нетрудоспособности, снижению производственного травматизма а, следовательно, и затрат на льготы и компенсации за работу в тяжелых и вредных условиях труда.
Условия труда, состояние производственного травматизма и профессиональной заболеваемости остаются неблагоприятными.
Продолжает оставаться высоким удельный вес работников, занятых работой с условиями труда, не соответствующими требованиям по охране труда.
По данным Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования по Республике Бурятия за 9 месяцев 2004 года получено 436 сообщений о несчастных случаях на производстве и профзаболеваниях, в том числе о несчастных случаях со смертельным исходом - 28, о тяжелых несчастных случаях - 69.
Следствием неудовлетворительных условий труда является профессиональная заболеваемость. В республике в 2003 году зарегистрировано 68 случаев хронических, профессиональных заболеваний, причем данные показатели не отражают истинного положения дел, так как имеет место значительное количество не выявленных профессиональных заболеваний в результате низкого качества проводимых медицинских осмотров.
Неудовлетворительно решаются вопросы улучшения условий и охраны труда женщин. Тяжелая ситуация сложилась в системе организации труда беременных женщин.
Производственный травматизм по-прежнему представляет серьезную опасность для здоровья и жизни значительного количества работников. Основными причинами смертельного травмирования на производстве продолжают оставаться:
- высокий износ оборудования;
- сокращение или отсутствие служб охраны труда на предприятиях;
- снижение ответственности, требовательности к контролю за
соблюдением норм и правил по охране труда;
- неприменение средств индивидуальной защиты;
- слабая обеспеченность нормативно-правовой, справочной и
учебно-методической литературой.
Наряду с перечисленными причинами, устранение которых требует значительных финансовых и материально-технических затрат. Решение многих проблем по охране труда может быть решено с помощью отлаженной работы всех уровней системы управления охраной труда.
До сих пор не создан и не работает в полной мере механизм экономической заинтересованности работодателя в создании и обеспечении на производстве безопасных условий труда.
В последние годы активно развивается малый и средний бизнес. В большинстве малых и средних предприятиях специалисты по охране труда отсутствуют, инструкции по охране труда не отвечают современным требованиям.
Развитие различных форм собственности и их законодательное закрепление предполагают принципиально новый подход к регулированию трудовых отношений, в том числе в области условий и охраны труда.
Первая Программа по охране труда принятая на 2002-2003 гг. заложила основы реализации государственной политики в области охраны труда. Отраслевыми Комитетами и Управлениями были разработаны программы, в разрезе направления их работы с подведомственными предприятиями. В целом эффект от реализации Программы был получен за счет средств предприятий и организаций.
В новую Программу включены основные мероприятия, направленные на совершенствование государственного управления охраной труда, повышение уровня защищенности работников, развитие нормативного и правового, информационного обеспечения, и пропаганды охраны труда.
Основные цели и задачи Программы
Целью Программы является сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, повышения уровня защищенности всех участников производственного процесса, в результате реализации комплекса мероприятий, правового, организационного, социально-экономического, и информационного характера.
Программа предусматривает решение следующих приоритетных задач:
- реализация государственной политики в сфере охраны труда;
- создание безопасных условий труда;
- совершенствование процедуры проведения аттестации рабочих мест с
последующей сертификацией рабочих мест;
- создание информационно-аналитической системы по охране труда;
- усиление координационной деятельности органов местного
самоуправления, государственных органов надзора и контроля,
объединение работодателей и профсоюзов.
Нормативно-правовое обеспечение охраны труда
В данном разделе Программы предусматривается совершенствование нормативной, правовой базы, информационно-аналитическое обеспечение охраны труда, организация смотра-конкурса на лучшую организацию работ по охране труда.
Организационно-техническое обеспечение охраны труда
Одним из основных направлений этого раздела Программы является оказание методической помощи организациям в вопросах охраны труда, дальнейшее отслеживание хода работы и выработка рекомендаций по усмотрению выявляемых недостатков в организации охраны труда на уровне городской комиссии по охране труда, профсоюзных комитетов и объединений работодателей.
Также продолжение работ по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда и дальнейшей сертификацией работ по охране труда.
Предусматривается разработка Программы улучшений условий и охраны труда на следующие годы.
Лечебно-профилактическое и санитарно-гигиеническое обеспечение
Основная задача этого направления состоит в реализации мероприятий по профилактике профессиональных заболеваний и совершенствованию системы профилактических медицинских осмотров.
Информационно-методическое обеспечение охраны труда,
совершенствование системы непрерывного образования
Основной целью этого направления является правовая подготовка работодателей, повышение уровня знаний по охране труда у всех участников производства и на этой основе снижение травматизма и аварий. Обеспечение непрерывного повышения знаний в области охраны труда, совершенствование деятельности учебных центров охраны труда.
Организация управления, механизм реализации Программы и контроль
за ее выполнением
Государственным заказчиком, возглавляющим управление реализацией Программы, является Управление труда и социального развития Администрации г. Улан-Удэ.
Финансирование Программы предусматривается за счет средств предприятий и организаций, участвующих в ее реализации.
Соответствующие исполнители, согласно перечню мероприятий Программы, ежеквартально нарастающим итогом не позднее 10 числа следующего за отчетным периодом месяца, представляют в Управление труда и социального развития Администрации г. Улан-Удэ информацию о выполнении работ по Программе.
Управление труда и социального развития Администрации г. Улан-Удэ ежеквартально на заседаниях городской комиссии по охране труда представляет информацию о ходе работ по Программе.
Ожидаемые социально-экономические результаты Программы
Реализация Программы позволит сохранить трудовой потенциал и здоровье работников (Число пострадавших на производстве из расчета на 1000 работающих в 2004 г. планируется получить - 4,0; в 2005 г - 4,0; в 2006 г. - 4,0; и в 2007 г. снизить до 3,9.), укрепить нормативно - правовую базу системы управления охраной труда, повысить эффективность работы служб охраны труда в организациях и уровень профессиональной подготовки кадров.
Социальный эффект от выполнения Программы выражается, прежде всего, в снижении производственного травматизма, общей и профессиональной заболеваемости, повышении безопасности труда, уровня социальной и правовой защищенности работников, в усилении внимания к вопросам охраны труда всех участников производства. Реализация мероприятий Программы создаст предпосылки для снижения уровня смертности населения, особенно в трудоспособном возрасте.
Экономический эффект от улучшения условий и охраны труда ожидается:
- в повышении производительности труда, эффективности использования оборудования за счет сокращения потерь рабочего времени, снижение простоев оборудования. Численность человеко-дней нетрудоспособности в расчете на 1 пострадавшего в связи с производственными увечьями и травмами в 2004 году планируется снизить до 34,2; в 2005 - 34,2; в 2006 до 34,1; в 2007 до 34,0.
- в сокращении выплат пособий по временной нетрудоспособности, единовременных выплат, выплат по возмещению вреда пострадавшим на производстве, выплат по возмещении вреди лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца;
- в уменьшении расходов на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- в усилении ответственности работодателей за состояние условий и охраны труда, в оценке ими экономического и социального значения мер по обеспечению здоровых и безопасных условий труда;
- в улучшении производственной и технологической дисциплины, в обеспечении работников средствами индивидуальной защиты, отвечающими требованиям охраны труда.
Перечень
мероприятий Городской программы по улучшению условий охраны
труда на 2004-2007 годы
Мероприятия | Исполнители | Сроки | Стоимость по годам (в тыс. руб.) | Источник финансирования | Ожидаемые результаты | ||||
Всего | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | |||||
1. Нормативно-правовое обеспечение охраны труда | |||||||||
1.1. Приводить в соответствие с Типовыми инструкциями, действующие инструкции по охране труда и технике безопасности по видам работ, профессиям в организациях всех форм собственности. |
Организации | 2004-2007 гг. | Средства организации | Соответствие инструкций по охране труда организаций, Типовым инструкциям охране труда и технике безопасности по видам работ и профессий. |
|||||
1.2. Выпуск информационного листка по вновь вышедшей нормативно-методической, справочной литературе по условиям и охране труда. |
УТ и СР | 1 раз в полугодие |
Формирование постоянных информационных потоков по охране труда. |
||||||
1.3. Разработать Положение по проведению смотров-конкурсов на лучшую организацию работы по охране труда среди организаций, учреждений города. |
УТ и СР | 2004 г. | Оказание помощи организациям в проведении смотра конкурса на лучшую организацию работ по охране труда. |
||||||
1.4. Проведение Дня охраны труда в организациях, учреждениях 1 раз в квартал. |
Организации | 2004-2007 гг. | 1160,0 | 260,0 | 285,0 | 300,0 | 315,0 | Средства организации | Реализация требований законодательства об охране труда, пропаганда охраны труда в организациях. |
1.5. Обеспечить кабинеты, уголки по охране труда необходимой нормативно-справочной, правовой литературой, учебными пособиями, техническими средствами обучения. |
УТ и СР, Организации |
2004-2007 гг. | 1050,0 | 240,0 | 260,0 | 270,0 | 280,0 | Средства организации | Повышение уровня знаний по охране труда у всех участников производства. |
Всего по разделу | 2210,0 | 500,0 | 545,0 | 570,0 | 595,0 | ||||
2. Организационно-техническое обеспечение охраны труда | |||||||||
2.1. Разработать меры по высвобождению женщин с тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, перевод беременных женщин на работу с соответствующими условиями труда, их переобучение и занятие на других видах работ. |
Организации | 2004 г. | 1290,0 | 290,0 | 315,0 | 330,0 | 355,0 | Средства организаций | Обеспечение здоровых и безопасных условий труда для женщин, работающих в организациях. |
2.2. Разработать отраслевые Программы по улучшению условий и охраны труда. |
ГУО, ГУЗ, ГУК, КГХ и С, Управление потреби- тельского рынка |
II кв. 2004 г. |
Оказание методической помощи организациям по улучшению условий и охраны труда. |
||||||
2.3. Обеспечивать контроль за наличием лицензий и разрешений на отдельные виды деятельности с соблюдением требований, определенных нормативными правовыми актами, содержащие требования охраны труда. |
ЦГСЭН, УПТ и С, КГХ и С, Управление потреби тельского рынка, организации. |
2004-2007 гг. | Соответствие условий и и охраны труда в организациях города требованиям законодательных, нормативно-правовых актов, правил, норм по охране труда. |
||||||
2.4. Оказывать методическую помощь организациям по вопросам охраны труда, с использованием Российской информационной системы охраны труда (РИСОТ). |
УТ и СР, отраслевые комитеты, управления. |
2004-2007 гг. | Совершенствование организации сотрудничества и регулирования отношений в области охраны труда. |
||||||
2.5. Разработать типовые методические рекомендации по проведению аттестации рабочих мест с последующей сертификацией работ по охране труда в организациях, учреждениях отрасли. |
ГУО, ГУЗ, ГУК, УПТ и С, КГХ и С, УТ и СР. |
2004 г. | Оказание методической помощи организациям в проведении аттестации рабочих мест с последующей сертификацией работ. |
||||||
2.6. Проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации" от 17.07.99 г. N 181-ФЗ |
Организации | 2004-2007 гг. | 16600,0 | 3750,0 | 4050,0 | 4300,0 | 4500,0 | Средства организации | Определение фактического значения опасных, вредных производственных факторов тяжести и направление трудового процесса травмобезопасного оборудования станков, инструментов, сырья, обеспечения средствами защиты, обучения и инструктажа. |
2.7. Разработать мероприятия по улучшению условий и охране труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, в соответствии со ст. 19 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" от 17.07.99 г. N 181-ФЗ |
Организации | 2004-2007 гг. | 23250,0 | 5250,0 | 5650,0 | 6000,0 | 6350,0 | Средства организации | Разработка и проведение конкретных мероприятий по охране труда. |
2.8. В рамках финансирования целевых субсидий на развитие производства способствовать модернизации производства, замене устаревших технологий и оборудования, являющихся потенциальным источником аварийности и травматизма. |
Организации, Управление промышлен- ности, транспорта и связи |
2004-2007 гг. | 156700,0 | 35325,0 | 38130,0 | 40425,0 | 42820,0 | Средства организации | Создание предельно безопасных условий труда. Привести каждое рабочее место в соответствие с государственными нормами и требованиями по охране труда. |
2.9. Проводить реконструкцию, очистку вентиляционных систем на участках, в цехах с повышенным уровнем запыленности, загазованности, проводить работы по улучшению освещенности производственных площадей. |
Организации | 2004-2007 гг. | 8180,0 | 1980,0 | 2025,0 | 2050,0 | 2125,0 | Средства организации | |
2.10. Проводить обследование на предмет соответствия требованиям технической, электро, пожарной безопасности оборудования, объектов массового посещения людей, организаций культуры и искусства, образования и разработать мероприятия по устранению замечаний. |
Госгортех- надзор, ГУК, ГУО, ГУЗ, организации. |
2004-2007 гг. | |||||||
2.11. Проводить работу по улучшению условий и охраны труда в организациях в рамках Городского 3-х стороннего соглашения, отраслевых соглашений, коллективных договоров. |
ООП РБ, СПП РБ, отраслевые комитеты и управления, УТ и СР. |
2004-2007 гг. | Действующий механизм по улучшению условий и охраны труда в организациях города. |
||||||
2.12. Создать информационную базу организаций, учреждений, о состоянии травматизма, наличие служб и ответственных лиц по охране труда, их обучения |
УТ и СР | 2004 г. | Оказание практической и методической помощи организациям в вопросах охраны труда, дальнейшее отслеживание хода работы и выработка рекомендаций по устранению выявляемых недостатков в организации охраны труда. |
||||||
2.13. Участие в проверках исполнения законодательства по охране труда и расследовании несчастных случаев, совместно со структурами на которые возложены функции контроля. |
УТ и СР отраслевые комитеты и управления, ООП РБ. |
2004-2007 гг. | Организация системной работы в сфере охраны труда на основе взаимодействия. |
||||||
2.14. Добиваться при ведении, уведомительной регистрации коллективных договоров включения раздела "Охрана труда", с обязательным приложением мероприятий, соглашений по улучшению условий и охраны труда. |
УТ и СР | 2004-2007 гг. | Активное задействование коллективно-договорного регулирования именно в части раздела "Охрана и условия труда" |
||||||
2.15. Назначить ответственных лиц за состоянием условий и охраны труда в отраслевых комитетах, с вопросом курирования охраны труда в подведомственных учреждениях, организациях. |
УТ и СР, ГУО, ГУЗ, ГУК, УПТ и С, КГХ и С, Комитет СЭР |
2004 г. | Вовлечение руководителей и специалистов организаций, комитетов в активную и эффективную работу по охране труда. |
||||||
2.16. Проводить работу с подведомственными транспортными предприятиями по обеспечению охраны труда правил безопасности дорожного движения, технического состояния транспорта. |
Организации, Управление промышлен- ности, транспорта и связи. |
2004-2007 гг. | Обеспечение внешних условий по обеспечению охраны труда. |
||||||
2.17. Проведение круглых столов, совещаний по обмену опытом работы в вопросах улучшения условий и охраны труда с учреждениями, организациями. |
УТ и СР | 2004-2007 гг. | Проведение пропаганды в области охраны труда в городе. |
||||||
2.18. При проведении аттестации руководителей, работников - включать вопросы по охране труда, знание нормативно-правовых документов, положений, в рекомендуемый перечень аттестационных вопросов. |
Организации, отраслевые комитеты и управления. |
2004-2007 гг. | Обеспечение безопасного труда, соблюдение государственных, нормативных требований охраны труда. |
||||||
2.19. Разработать Программу по улучшению условий и охраны труда на 2008-2010 гг. |
УТ и СР, отраслевые комитеты |
3-4 квартал 2007 г. |
Обеспечение программного подхода к решению вопросов государственного управления охраной труда. |
||||||
Всего по разделу | 206020,0 | 46595,0 | 50170,0 | 53105,0 | 56150,0 | ||||
3. Лечебно-профилактическое и санитарно-гигиеническое обеспечение | |||||||||
3.1. Проводить санитарно-гигиеническую пропаганду по профилактике и предупреждению профессиональных заболеваний |
Городское Управление здраво- охранения, Госсанэпид- надзор. |
2004-2007 гг. | Выявление и предупреждение профессиональных заболеваний. Выявление профессиональных заболеваний на ранней стадии в целях снижения инвалидизации. Соблюдение санитарно-гигиенических требований на рабочих местах организаций, снижение профессиональной заболеваемости. |
||||||
3.2. Проведение лечебно-профилактических мероприятий, в т.ч. обеспечение: - бесплатным лечебно-профилактическим питанием работающих во вредных и опасных условиях труда - спецодеждой - моющими средствами - дополнительным отпуском, доплатой - санитарно-бытовыми помещениями и др. - прохождение мед. осмотров |
Организации | 2004-2007 гг. | |||||||
3.3. Осуществлять контроль за проведением предварительных и периодических медицинских осмотров работающих с тяжелыми, вредными условиями труда в целях раннего выявления профессиональных заболеваний, диспансерного наблюдения и лечения, больных с профессиональной патологией. |
ГУЗ, Организации. |
2004-2007 гг. | |||||||
3.4. Осуществлять анализ состояния травматизма, проф. заболеваний, состояния условий и охраны труда в учреждениях, организациях. |
Организации, Отраслевые комитеты, Управления, УТ и СР. |
2004-2007 гг. | Средства организаций | Постоянное изучение, анализ, учет травматизма, профессиональных заболеваний в городе и на этой основе организация работы, выработка управленческих решений. |
|||||
4. Информационно-методическое обеспечение охраны труда, совершенствование системы непрерывного образования | |||||||||
4.1 Проводить подготовку и повышение квалификации руководителей и специалистов организаций по охране труда в учебном центре Ассоциации развития персонала на производстве Республики Бурятия, в учебных центрах имеющих разрешение МТ и СР РБ. |
Организации, АРП РБ. |
2004-2007 гг. | 8650,0 | 1800,0 | 2050,0 | 2300,0 | 2500,0 | Средства организации Региональное отделение ФСС в РБ |
Вовлечение руководителей и специалистов организаций в активную и эффективную работу по охране труда. |
4.2. Организовать обучение ответственных лиц по охране труда, работников организаций, учреждений, безопасным методам и приемам выполнения работ, проведение инструктажа и проверки знаний. |
Организации, Учреждения |
2004-2007 гг. | Средства организаций | Обеспечение безопасного труда и соблюдение государственных и нормативных требований охраны труда. |
|||||
4.3 Обучение и повышение квалификации специалистов УТ и СР, участие в организации и проведении городских, республиканских совещаниях, семинарах, конкурсах по охране труда. |
УТ и СР. | 2004-2007 гг. | Республиканский бюджет | Наличие квалифицированных специалистов в области условий и охраны труда. |
|||||
4.4. Создать информационную базу организаций, занимающихся торговлей сертифицированной спец. одеждой, средствами защиты. |
УТ и СР | 2004 г. | Обеспечение здоровых и безопасных условий труда работающих в организациях. |
||||||
4.5. Продолжить обучение в проф. центре ООП РБ ответственных лиц осуществляющих общественный контроль по охране труда. |
Организации, ООП РБ. |
2004-2007 гг. | Средства организаций | Обеспечение выполнения законов и нормативных документов по охране труда на основе системного подхода. |
|||||
Всего по разделу | 8650,0 | 1800,0 | 2050,0 | 2300,0 | 2500,0 | ||||
Итого по программе | 216880, | 48895,0 | 52765,0 | 59245,0 | 59245,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.