Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Одобрена
Постановлением Правительства Республики Бурятия
от 16 июня 2004 г. N 125
Концепция
развития инновационной деятельности в Республике Бурятия на 2005 - 2007 годы
Содержание
Введение
Создание организационных и экономических механизмов для востребованности инноваций общественным производством, обеспечения опережающего развития фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований предусмотрено в следующих документах государственных органов Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 24.06.98 г. N 832 "О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы", протоколы заседаний Совета безопасности Российской Федерации Пр-576 "Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу", Пр-577 "Приоритетные направления развития науки, технологий и техники Российской Федерации" и Пр-578 "Перечень критических технологий Российской Федерации", утвержденные Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 года, протокол заседания Совета безопасности Российской Федерации Пр-1 "О политике Российской Федерации в области развития национальной инновационной системы", утвержденный Президентом Российской Федерации 1 марта 2004 года, "Рекомендации по разработке государственной научно-технической политики субъектов Российской Федерации", одобренные на совещании представителей федеральных и региональных органов государственной власти по вопросам развития научно-технического и инновационного потенциала регионов 27 февраля 2004 года.
Существующие нормативно-правовые акты, а также уровень развития инфраструктуры и экономической поддержки инновационной деятельности не обеспечивают эффективность реализации инновационной политики на региональном уровне, в том числе в Республике Бурятия. Необходимы разработка и реализация Концепции развития инновационной деятельности в Республике Бурятия на 2005 - 2007 годы с учетом приоритетов социально-экономического развития республики. Концепция должна стать основой для разработки Программы инновационного развития Республики Бурятия, включающей систему мероприятий по активизации инновационных процессов и реализации инновационной политики республики.
1. Основные понятия, используемые в Концепции
В настоящей Концепции используются следующие определения:
инновация (нововведение) - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности;
инновационная деятельность - процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с ним дополнительные научные исследования и разработки;
государственная инновационная политика - часть государственной экономической политики, направленная на совершенствование регулирования, развитие и стимулирование инновационной деятельности;
инновационный потенциал (государства, региона, отрасли, организации) - совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные, необходимые для осуществления инновационной деятельности;
инновационная сфера - область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций;
инновационная инфраструктура - организации, способствующие осуществлению инновационной деятельности (инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, технопарки, учебно-деловые центры и другие специализированные организации);
инновационная программа (федеральная, межгосударственная, региональная, межрегиональная, отраслевая) - комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованных по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления, обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению инноваций (нововведений);
инновационно-технологический центр - имущественный комплекс, предназначенный для нормального функционирования и развития субъектов инновационной деятельности, а также содействия процессу продвижения результатов их научно-технической деятельности в сферу материального производства и в сферу услуг;
бизнес-инкубатор - организация, предоставляющая свои ресурсы перспективным инновационным и высокотехнологическим компаниям с целью внедрения современных технологий и использования научно-технического потенциала;
технопарк - объединение предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, имеющее целью создание общей системы экономико-правового и технического обслуживания, а также общей системы инвестирования и ведения инновационной деятельности;
центр трансфера технологий - организация, содействующая субъектам инновационной деятельности в продвижении инновационного продукта на рынки сбыта и обеспечивающая доступ к информационным ресурсам (каталоги, базы данных);
офис (отдел) коммерциализации разработок - структурное подразделение организации, осуществляющее сбор и анализ информации, проведение маркетинговых исследований, экспертную оценку, определение источников финансирования и принятие решения о рекомендации по коммерциализации наиболее перспективных инновационных разработок данной организации;
инновационная продукция - результаты инновационной деятельности, по поводу которых возникают экономические и правовые отношения между субъектами инновационной деятельности;
инновационный проект - система мероприятий, обеспечивающих в течение заданного периода времени решение конкретной научно-технической проблемы и направленных на создание и распространение нового вида продукции или технологии с целью получения инновации;
инновационная организация - организация, осуществляющая инновационную деятельность.
2. Основные цели, задачи и принципы инновационной деятельности
Целью инновационной деятельности является создание системы, обеспечивающей эффективное взаимодействие государственных органов управления с предприятиями и организациями инновационной сферы, для превращения инновационного потенциала республики в реальный фактор экономического роста на основе внедрения новейших научных результатов в производство для технологического обновления производства, повышения конкурентоспособности продукции.
Основными задачами инновационной деятельности являются:
- формирование региональной инновационной системы, создание и развитие инновационной инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов научных исследований;
- интеграция научного, образовательного и технологического потенциала для решения наиболее актуальных задач производственного комплекса Республики Бурятия;
- рост числа организаций, использующих инновации;
- увеличение объема инновационной продукции, конкурентоспособной на российском и мировом рынках;
- обеспечение устойчивого развития экономики для повышения качества жизни населения.
Основными принципами инновационной деятельности в Республике Бурятия являются:
- единство образовательного, научного и производственного процессов и их направленность на реализацию принципов устойчивого развития региона;
- оптимальное сочетание государственного регулирования и самоорганизации рыночных структур;
- концентрация ресурсов на преимущественном развитии в республике исследований и разработок, оказывающих решающее влияние на повышение эффективности регионального производства и конкурентоспособности продукции;
- стимулирование межрегионального и международного научно-технического сотрудничества.
Основными элементами инновационной системы являются:
- источники инноваций - объединения разработчиков, производителей и технологических менеджеров (научные организации, ВУЗы, предприятия и организации);
- инфраструктурные элементы, обеспечивающие движение научной разработки по инновационной цепочке (бизнес-инкубаторы, офисы коммерциализации разработок, центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, технологические парки, консалтинговые фирмы, информационные, сертификационные центры и др.);
- источники финансирования инноваций (бюджетные и рыночные);
- кадры для активизации инновационной деятельности;
- органы государственной власти и местного самоуправления.
3. Анализ современного состояния инновационного развития
В настоящее время в республике действует 17 научных организаций, относящихся к академической, вузовской и отраслевой науке. Республика Бурятия относится к числу регионов, которые за годы трансформации российского общества в основном сохранили свой базовый научный потенциал. Наибольший объем научных исследований выполняется академическим сектором (73,8%), вузовской наукой (26%), отраслевыми научно-исследовательскими, проектными организациями, заповедниками и опытными станциями (0,12%).
Финансирование НИОКР в республике осуществляется в основном за счет бюджетных ассигнований, удельный вес которых за рассматриваемый период существенно вырос - с 42,9% в 1992 году до 70,3% в 2002 году, что на 15% выше российского уровня. Наблюдается существенный рост доли собственных средств научно-исследовательских организаций в проведении НИОКР - с 1,2% в 1992 году до 11,8% в 2002 году (в России - 10,2%), что свидетельствует о повышении уровня адаптации научно-исследовательских организаций к рыночным условиям функционирования. Новым в финансировании работ, выполняемых научными организациями республики, является использование зарубежных источников.
Важнейшими характеристиками потенциала науки являются численность и квалификация научных кадров. В 2002 году число занятых в науке составляло 1249 человек, из них в академической науке работают 79,1% , в вузовской -14,65%, в отраслевой - 6,25%.
Расходы научных учреждений на исследования и разработки увеличились с 24867,1 тыс. рублей в 1998 году до 99446,1 тыс. рублей в 2001 году, затраты промышленных предприятий на технологические инновации в 1998 году составили 5900,0 тыс. рублей, в 2001 году - 44100,0 тыс. рублей.
В 2002 году инновациями занималось 20 из 180 обследованных предприятий республики, что составляет 11,1% от общего числа предприятий. Доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции составляла 6,2%. Доля расходов предпринимательских организаций на НИОКР существенно сократилась - с 6,6% в 1995 году до 1,4% в 2002 году (в России наблюдается обратный процесс - рост с 17,4% в 1995 году до 20,1% в 2002 году).
Анализ мотивации и целей обновления технологической базы производства показал, что на принятие решений об освоении инноваций наибольшее влияние оказывают рыночные факторы. Среди факторов, тормозящих освоение технологических инноваций, предприятия, прежде всего, выделили экономические факторы. Это недостаток собственных денежных средств, на что указали все предприятия, высокая стоимость нововведений (33% ответивших), длительные сроки окупаемости нововведений (17%). Треть предприятий хотели бы иметь финансовую поддержку со стороны государства.
На втором месте производственные и другие факторы. Это низкий инновационный потенциал предприятия (33,3%), отсутствие необходимости в нововведениях вследствие более ранних инноваций (17%). Кроме этого, в качестве факторов, препятствующих внедрению инноваций на предприятиях, указаны высокие ставки по кредитам коммерческих банков, недостаток кадров требуемой квалификации, а также существующие проблемы обеспечения производства комплектующими материалами и сырьем. При этом следует отметить, что многие предприятия не обладают информацией об отечественных и иностранных технологиях, поскольку в условиях экономического кризиса произошло снижение уровня развития отраслевой науки. С учетом того, что именно базисные инновации создают основу для перехода к новому технологическому укладу, роль академических институтов как источника инноваций должна возрасти. Но в настоящее время связи между промышленностью и академическими институтами отсутствуют.
Таким образом, основными причинами низкой инновационной активности предприятий и организаций республики являются:
- отсутствие стимулов для осуществления инновационной деятельности;
- старение технологической и исследовательской базы;
- неразвитость системы страхования инвестиционных и инновационных рисков;
- несбалансированность и недиверсифицированность структуры производства;
- сырьевая направленность производства;
- износ производственных мощностей;
- высокий, по сравнению с другими регионами России, удельный вес энергетических и транспортных затрат в себестоимости продукции;
- повышенные природоохранные требования к производственным процессам, связанные с сохранением уникальной экосистемы оз. Байкал как участка всемирного природного наследия.
Необходим поиск эффективных механизмов реализации научно-технической и инновационной политики, внедрения и использования передовых производственных технологий.
4. Стратегические направления и приоритеты инновационной деятельности
Выбор приоритетов развития инновационной деятельности осуществлен с учетом приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации, определенных в программных документах. Из 9 приоритетных направлений развития отечественной науки для Республики Бурятия наиболее актуальны:
- экология и рациональное природопользование;
- энерго- и ресурсосберегающие технологии;
- новые материалы и экологобезопасные технологии;
- технологии живых систем;
- информационно-телекоммуникационные технологии.
При определении специфики инновационной деятельности по отраслям экономики для Республики Бурятия промышленные предприятия, научные организации и ВУЗы отмечают приоритетность исследований в следующих направлениях:
- в сельскохозяйственной отрасли - исследования, связанные с экологизацией сельского хозяйства, в частности, рациональное применение минеральных и органических удобрений, внедрение севооборотов, использование культиваторов для борьбы с сорной растительностью, ветеринарно-санитарный мониторинг животноводства;
- в промышленности - исследования, направленные на разработку и внедрение новых технологий, повышающих эффективность производственных процессов и промышленного использования сырья, а также внедрение энергосберегающих технологий;
- в области энергетики - исследования, связанные с внедрением альтернативных источников энергии (солнечной, ветровой и т.д.);
- в области здравоохранения - исследования, направленные на разработку и внедрение лекарственных препаратов для лечения и профилактики заболеваний на основе местного природного сырья и средств тибетской медицины;
- в области образования - исследования, связанные с разработкой и внедрением инновационных методик образовательной деятельности, в частности, развитие эколого-образовательных центров, информатизация образования, системы непрерывного образования, поиск новых, альтернативных форм воспитания и т.д.
Стратегическими направлениями инновационной деятельности являются:
- обеспечение проведения единой государственной политики в сфере инновационной деятельности;
- формирование инновационной инфраструктуры;
- стимулирование к использованию инноваций;
- подготовка кадров в инновационной сфере;
- повышение инновационной культуры.
План мероприятий по формированию инновационной инфраструктуры в Республике Бурятия на 2004 год утверждается распоряжением Правительства Республики Бурятия.
5. Механизмы реализации инновационной деятельности
Организационный механизм регулирования инновационной деятельности предусматривает работу государственных органов и органов местного самоуправления, которая включает:
- разработку и принятие республиканских законодательных и нормативно-правовых актов;
- создание Координационного совета при Правительстве Республики Бурятия для достижения консенсуса по проектам и программам инновационного развития региона. Совет создается из представителей региональной и муниципальной власти, бизнеса, Союза промышленников и предпринимателей Республики Бурятия, организаций научно-образовательного комплекса и организаций инновационной инфраструктуры. Будут создаваться специальные постоянные или временные рабочие группы;
- утверждение распоряжением Правительства Республики Бурятия ежегодного плана мероприятий по формированию инновационной инфраструктуры в Республике Бурятия.
Финансовый механизм регулирования инновационной деятельности предусматривает концентрацию средств бюджетов всех уровней в установленном законом порядке, а также привлечение внебюджетных источников.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.