Решение Улан-Удэнского городского Совета народных депутатов от 1 июля 2004 г. N 55-10
"О Программе социально-экономического развития г. Улан-Удэ на 2004 г."
Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 22 октября 2009 г. N 163-12 настоящее Решение признано утратившим силу
Рассмотрев Программу социально-экономического развития г. Улан-Удэ на 2004 г., разработанную в целях реализации Программы социально-экономического развития г. Улан-Удэ на 2002 - 2004 годы, в соответствии со статьей 14 Устава муниципального образования "город Улан-Удэ", Улан-Удэнский городской Совет депутатов решил:
1. Принять Программу социально-экономического развития г. Улан-Удэ на 2004 год.
2. Пресс-службе Администрации города (Агриколянская С.А.) опубликовать данное Решение в средствах массовой информации.
3. Контроль за исполнением настоящего Решения возложить на финансово-экономический Комитет городского Совета депутатов (Барданов А.Н.).
Заместитель Главы
муниципального образования по работе
с городским Советом депутатов |
В.А. Гранат |
Программа
социально-экономического развития города Улан-Удэ на 2004 год
Паспорт программы
Наименование Программы |
Программа социально-экономического развития города Улан-Удэ на 2004 год |
Основание для Разработки Программы |
"Программа социально-экономического развития г . Улан-Удэ на 2002-2004 г.г.", утвержденной Решением сессии Городского Совета от 21.02.2002 г . N 231-27, одобренной Постановлением Правительства РБ от 14.05.2002 г. N 142, Постановление Администрации города 13.11.2001 г. N 484 "0 Регламенте системы индикативного управления в г . Улан-Удэ" |
Заказчик Программы | Администрация города |
Основные разработчики Программы |
Комитет по экономике, Комитет по финансам, Комитет по управлению имуществом, Комитет по социально-экономическому развитию, Комитет по социальной политике, Комитет по городскому хозяйству и строительству. Управление архитектуры и градостроительства, Управление ГО и ЧС |
Цели и задачи Программы |
Реализация экономической политики, направленной на повышение благосостояния населения, обеспечение положительной динамики развития во всех отраслях реального сектора экономики и социальной сферы |
Исполнители Программы | Комитеты, Управления, администрации районов, предприятия и организации |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
В результате реализации Программы ожидается: Рост реальных денежных доходов населения - 5,0%; Рост объемов промышленного производства - 8,0%; Развитие малого предпринимательства, ремесленничества, промыслов; Рост занятости населения |
Система организации контроля за ходом исполнения Программы |
Реализация Программы возложена на отраслевые комитеты и учреждения, администрации районного управления. Контроль за ходом выполнения Программы осуществляет Администрация города Улан-Удэ. |
Введение
Программа социально-экономического развития города Улан-Удэ на 2004 год разработана в соответствии с регламентом системы индикативного управления в городе, Программой социально-экономического развития г. Улан-Удэ на 2002-2004 годы (утвержденной Решением сессии Городского Совета от 21.02.2002 г. N 231-27, одобренной Постановлением Правительства РБ от 14.05.2002 г. N 142), представленными материалами структурных подразделений Администрации города, с учетом критических замечаний и предложений, высказанными на общегородском итоговом совещании "Итоги работы Администрации г. Улан-Удэ за 2002 год и задачи на 2004 год", наказов избирателей Мэру г. Улан-Удэ, высказанных в ходе выборов в 2002 году.
Целевые макроэкономические индикаторы Программы ориентированы на достижение темпов экономического развития, заложенных в Программе социально-экономического развития г. Улан-Удэ на 2002-2004 годы (таблица 1).
Мероприятия по достижению целевых макроэкономических индикаторов и реализации Программы определены в Плане действий Администрации г. Улан-Удэ на 2004 год.
Таблица 1
Макроэкономические индикаторы Программы социально-экономического
развития г. Улан-Удэ на 2004 год
Показатели | Ед.изм. | План 2003 г. |
Факт 2003 г. |
2004 год Программа |
Промышленность | ||||
1. Объем производства промышленной продукции по полному кругу предприятий |
млн. руб. |
16660,8 |
17404,2 |
18514,6 |
2. Объем производства промышленной продукции по крупным и средним предприятиям |
млн. руб. |
15591,1 |
16496,5 |
17549,0 |
к соответствующему периоду прошлого года в сопоставимых ценах |
% |
112,4 |
113,0 |
108,0 |
Инвестиции | ||||
3. Объем инвестиций в основной капитал |
млн. руб. |
1886,6 |
1920,0 |
2231,7 |
к соответствующему периоду прошлого года в сопоставимых цепах |
% |
109,2 |
120,0 |
110,0 |
Социальная сфера п уровень жизни населения | ||||
1. Ввод жилья в эксплуатацию | тыс. кв.м. |
73,59 | 76,8 | 66,2 |
к соответствующему периоду прошлого года в сопоставимых ценах |
% |
105 |
105 |
86,2 |
5. Оборот розничной торговли | млн. руб. |
15219,7 | 16802,9 | 20147,1 |
к соответствующему периоду прошлого года в сопоставимых ценах |
% |
107 |
112 |
109,6 |
б. Объем оказанных населению платных услуг |
млн. РУб. |
1907,3 |
2608,3 |
3202,3 |
к соответствующему периоду прошлого года в сопоставимых ценах |
% |
102 |
106,5 |
108,0 |
7. Реальные денежные доходы населения |
% | 105,5 | 107,5 | 105,0 |
8. Уровень младенческой смертности на 1000 родившихся живыми |
чел. |
не более 16 |
11,3 |
не более 15,1 |
9. Охват учащихся обучением в общеобразовательных школах |
% | 99,7 | 99,2 | 99,7, |
Раздел 1. Развитие местного самоуправления
1.1. Взаимодействие органов государственной власти и органон
местного самоуправления
Приоритетными направлениями в области взаимоотношений между органами власти различных уровней на 2004 год являются вопросы разграничения компетенции между Российской Федерацией и местным самоуправлением, Республикой Бурятия и местным самоуправлением, укрепления института государственной и муниципальной власти на основе предложений о внесении изменений и дополнений в Республиканские и Федеральные законы, а также в организацию механизма контроля за их реализацией.
1.2. Кадровая политика
Одним из главных факторов по обеспечению экономического роста являются профессиональная компетентность, ответственность и активность муниципальных служащих. Выбор стратегии на путь устойчивого функционирования экономики повышает ответственность органов местного самоуправления, требует совершенствования системы управления и руководящего состава, обладающего стратегическим мышлением, экономической грамотностью и гражданской ответственностью. Оптимизация системы управления должна привести к исключению дублирования и к более четкому распределению функций различных органов.
С введением системы индикативного управления одной из основных задач для Администрации города является внедрение и продвижение идеологии нового управления, ориентированного на достижение конкретных результатов в рамках договорных отношений между органами власти, организациями, населением.
В 2004 году продолжится работа по приведению нормативно - правовой базы в сфере кадровой политики в соответствие с требованиями времени. Продолжится работа по реализации концепции кадровой политики в системе органов исполнительной власти и местного самоуправления.
Согласно принятого в 2003 году Порядка замещения вакантных должностей муниципальной службы совершенствуется система отбора кадров на муниципальную службу, будет продолжено формирование банка резерва на замещение вакантных должностей.
1.3. Информационная политика
В современных условиях без развития информатизации невозможно качественно управлять экономикой муниципального образования. Информатизация города Улан-Удэ - это процесс создания, развития и массового применения современных информационных и телекоммуникационных средств и технологий для стабильного улучшения условий труда и жизни населения. В настоящей программе информатизация г. Улан-Удэ рассматривается в двух аспектах:
- как средство оперативного доступа горожан к информации о жизнеобеспечении города;
- как средство управления городским хозяйством и социальной сферой.
Основными задачами информационной политики на 2004 год являются:
- дальнейшее развитие и модернизация информационной инфраструктуры;
- дальнейшее развитие системы межведомственного электронного документооборота с охватом территориально удаленных объектов города;
- формирование и широкое использование городских информационных ресурсов, обеспечение свободного доступа к ним органов власти, граждан, хозяйствующих субъектов;
- предоставление любой категории граждан "комплексных услуг и информации в соответствии с их интересами.
Эффективность и качество управления в органах власти во многом зависит от полноты, оперативности и качества используемой информации. В этой связи получит дальнейшее развитие информационно - коммуникационная система, которая интегрирует в себя информационные ресурсы структурных подразделений. Подключение удаленных сегментов сети позволит осуществить интеграцию межведомственных информационных потоков и вплотную подойти к созданию единой технологической информационной среды.
1.4. Сегментированное планирование развития жилой зоны г. Улан-Удэ
Одной из важнейших задач, стоящих перед Администрацией города является повышение эффективности управления городским хозяйством. Для этого необходимо оптимизировать систему выявления, сбора и учета интересов населения, создать единую геоинформационную адресную основу для функционирования автоматизированных систем различных структурных подразделений Администрации г. Улан-Удэ и обмена информацией между ними на основе выявления приоритетных потребностей жителей сегментов жилищного массива г. Улан-Удэ.
Целью сегментного планирования развития жилищного массива города является обеспечение планомерного социально-экономического развития жилой зоны города на основе учета и реализации приоритетных потребностей населения на местах.
Основными задачами сегментного планирования являются:
- информационное обеспечение планирования, управления и контроля результатов деятельности в соответствии с планами, стандартами (контроллинг);
- разработка источников финансирования включая бюджетные ассигнования и инвестиции;
- обеспечение инвестиционной привлекательности территории
1.5. Управление и регулирование экономикой муниципального образования
Разработка к реализация механизма управления и регулирования экономики муниципального образования строится с учетом существующих тенденций и на основе системы индикативного управления.
Продолжается работа по совершенствованию системы прогнозирования и программирования в целях определения структурных сдвигов и реализации стратегии инновационного развития.
Реализация программы социально-экономического развития будет строиться на основе Соглашений о социально-экономическом сотрудничестве между Правительством Республики Бурятия и Администрацией города.
Продолжится совершенствование системы индикаторов на разных уровнях исполнительной власти, муниципальных предприятиях. Составляющей системы индикаторов в городе являются индикаторы для хозяйствующих субъектов, важнейшим из которых является уровень добавленной стоимости. Индикаторы для хозяйствующих субъектов определяются на основе маржинального анализа, а их значения закрепляются в контрактах или соглашениях с руководителями предприятий.
Получит дальнейшее развитие система бюджетирования в отраслях социальной сферы, основанная на системе социальных и финансовых Нормативов.
Для повышения эффективности стратегического управления, целенаправленного воздействия на ключевые направления социально-экономического развития города будут усовершенствованы технологические этапы разработки и реализации муниципальных целевых программ. Программа по своей сути станет бизнес-планом развития отраслевых проблем и основой для разработки программного бюджета.
1.6. Развитие внешнеэкономической деятельности
Основной целью в области внешнеэкономической деятельности является повышение ее эффективности, обеспечение координации и сложения усилий всех заинтересованных сторон в этом направлении, формирование долгосрочных партнерских отношений государственных структур и деловых кругов в обеспечении торгово-экономических интересов, организация работы по созданию имиджа города и продвижению экспортной продукции городских товаропроизводителей за рубежом, развитие сотрудничества с городами Азиатско-Тихоокеанского региона.
В 2004 году будет продолжена регулярная работа по обмену делегациями с городами-побратимами, городами российских регионов, сельскими районами Республики Бурятия.
Кроме этого, планируется сформировать концепцию развития внешнеэкономической деятельности Администрации г. Улан-Удэ на период до 2007 г.
1.7. Ценовая политика
Целью проводимой политики в области ценообразования является обеспечение баланса интересов потребителей и производителей продукции, работ и услуг.
Основными направлениями проводимой ценовой политики является:
- регулирование цен (тарифов) на продукцию (услуги) муниципальных предприятий и организаций;
- проведение экспертизы экономической обоснованности цен и тарифов на услуги, оказываемые муниципальными предприятиями и организациями, с целью выявления и ликвидации нерациональных и необоснованных затрат, включенных в тариф;
- контроль за соблюдением хозяйствующими субъектами норм законодательства при формировании и применении цен и тарифов (количество хозяйствующих субъектов).
Таблица 2
Индикаторы оценки уровня развития ценовой политики
Наименование индикатора |
План 2003 г. |
Факт 2003 г. |
План 2004 г. |
1. Снижение проектируемых тарифов,% |
7,0-8,0 |
7,0 |
7,0-8,0 |
1.8. Укрепление финансово-бюджетной системы
Важнейшей задачей бюджетной политики Администрации города - создать более благоприятные условия для ускорения экономического роста и роста уровня жизни населения.
Бюджетная политика должна способствовать повышению качества и доступности бюджетных услуг, формированию благоприятного предпринимательского климата, повышению конкурентноспособности экономики, обеспечению социальной стабильности. Расходование средств бюджета нужно сделать максимально прозрачным и эффективным. Заработная плата должна быть увязана с конечными результатами деятельности.
Бюджетная политика должна быть ориентирована на перспективу, исходя из реальных возможностей бюджета и приоритетов в расходах.
С целью повышения эффективности бюджетного процесса в городе необходимо усовершенствовать нормативно-правовую базу по следующим направлениям:
- разработка финансовых планов муниципального образования;
- создание правовой основы формирования расходов бюджета на основе социальных норм и финансовых нормативов;
- упорядочение и формализация процесса разработки и исполнения городского бюджета.
Работа над бюджетами 2004 года должна быть проведена максимально качественно на основе методики бюджетирования, реалистичности выстроенных в бюджете плановых показателей.
Увеличение доходной базы
Наиболее важным направлением бюджетной политики в области доходов являются:
1. Повышение уровня собираемости налоговых доходов с 97,4 до 98 %.
2. Увеличение поступлений в городской бюджет от муниципального имущества за счет повышения эффективности его использования.
3. Продолжение работы в части пополнения доходов бюджета неналоговыми источниками.
Задачи бюджетной политики в области расходов.
Расходы бюджета признаны обеспечить выполнение задач и функций муниципального образования. Главным результатом работы станет повышение качества, эффективности и доступности бюджетных услуг населению. Расходы должны быть объективными и прозрачными.
В 2004 г. будет продолжена работа по реструктуризации задолженности с частичным погашением кредиторской задолженности.
Важной задачей является урегулирование кредиторской задолженности перед хозяйствующими субъектами. С целью недопущения образования новой кредиторской задолженности необходим жесткий контроль соблюдения лимитов бюджетных обязательств, ликвидация самой возможности появления несанкционированных расходов бюджета, обеспечение экономного и рационального использования бюджетных средств.
В бюджете необходимо выстроить четкие приоритеты расходования средств. Расходы должны быть увязаны с конкретными результатами от их осуществления.
Задачи в отрасли жилищно-коммунального хозяйства - обеспечить снижение бюджетного финансирования и добиваться повышения качества предоставляемых услуг. Способствовать созданию новых товариществ собственников, жилья и развитию существующих. Тарифы на жилищно-коммунальные услуги должны быть экономически обоснованными, изменяться не чаще одного раза в год.
Формирование расходов бюджета в 2004 г. и на перспективу ориентиров на решение следующих задач:
- сохранение обязательств, требующих необоснованных и малоэффективных бюджетных расходов, приостановление необеспеченных достаточным уровнем финансирования расходных обязательств;
- реструктуризация бюджетной сети, сохранение числа муниципальных предприятий, реорганизация бюджетных учреждений, с целью снижения нагрузки на бюджет;
- повышение качества планирования исполнения бюджета.
Политика в области управления муниципальным долгом
Объем долга следует сделать прогнозируемым, позволяющим своевременно выявлять периоды, на которые приходится пиковые платежи по нему и сглаживать их последствия для бюджета.
Основными задачами 2004 г. являются:
- реструктуризация муниципального долга;
- привлечение среднесрочных и долгосрочных займов;
- минимизация расходов по обслуживанию муниципального долга.
В сфере работы с долговыми обязательствами бюджетная политика должна быть направлена на содействие приведению их объемов в соответствие с требованиями бюджетного законодательства.
Производить заимствования на реструктуризацию долговых обязательств и покрытие дефицита городского бюджета.
Таблица 3
Индикаторы оценки уровня развития финансово-бюджетной системы.
Наименование индикатора | План 2003 г. |
Факт 2003 г. |
План 2004 г. |
1. Исполнение местного бюджета по собственным доходам, в % к первоначально утвержденному бюджету |
100 |
104,9 |
Не менее 90,0 |
2. Уменьшение погрешности при расчете прогноза налогооблагаемой базы, % |
Не более 10,0-15,0 |
4,3 |
Не более 10,0-15,0 |
3. Дефицит бюджета, в % от собственных доходов |
Не более 10,0 |
- |
Не более 10,0 |
4. Уменьшение расходов по обслуживанию долговых обязательств местного бюджета, в % от расходной части. |
15,0 |
2,8 |
Не более 15,0 |
1.9. Развитие муниципального сектора экономики
Целью разработки плана развития муниципального сектора экономики является планирование хозяйственной деятельности муниципальных предприятий, учреждений на очередной год с учетом потребностей рынка и возможностей получения необходимых материальных, трудовых, финансовых ресурсов.
Основной задачей плана развития муниципального сектора является формирование целой системы взаимосвязанных и взаимоувязанных показателей деятельности отраслей, муниципальных предприятий и муниципальных учреждений.
1.9.1. Развитие муниципального сектора экономики
В настоящее время на муниципальных предприятиях и учреждениях вводится система бизнес-планирования и бюджетирования. Постановка процесса бюджетирования на предприятии должна стать инструментом, позволяющим сделать финансово-экономическую деятельность предприятия прозрачной. Внедрение системы бюджетирования позволит предприятию:
- составлять реальные прогнозы финансово-хозяйственной деятельности;
- заранее оценивать финансовую состоятельность отдельных видов деятельности, обеспечивая финансовую устойчивость всего бизнеса;
- вовремя обнаруживать наиболее узкие места в управлении предприятием;
- быстро подсчитать экономические последствия при возможных отклонениях от намеченного плана при помощи финансовых моделей и принять эффективное управленческое решение;
- скоординировать работу структурных подразделений и служб на достижение поставленной цели;
- повысить управляемость организации за счет оперативного отслеживания отклоненного плана и своевременного решения.
В 2004 году планируется перейти от имеющегося формата плана развития к формату, основанному на формах бизнес-плана с установлением контрольных показателей.
1.9.2. Развитие муниципальной статистики
Потребность в формировании системы муниципальной статистики обусловлена происходящими в обществе процессами становления российской государственности, и в первую очередь развития местного самоуправления.
Развитие местного самоуправления, эффективное управление муниципальной собственностью нуждается в достоверной и полной информации.
Недостаток статистической информации ощущается постоянно при решении задач, связанных с управлением города. Данные по уровню жизни населения, движению финансовых потоков, экономике малых предприятий, по использованию различных ресурсов объектами или отсутствуют или неполные. Отсутствие статистической информации приводит к тому, что она собирается на основе переписки между организациями и предприятиями. При такой системе сбора информации невозможно обеспечить ее достоверность и качество. Это приводит к тому, что решения, которые могут затрагивать каждого жителя города, принимаются на основе оценочных субъективных данных.
Отсутствие единого статистического пространства города приводит к тому, что предприятия, организации, учреждения в экономических расчетах используют различные данные.
Для исправления создавшегося положения создан отдел муниципальной статистики при Комитете по экономике Администрации г. Улан-Удэ.
Главной целью становления и развития муниципальной статистики является обеспечение органов местного управления информацией, необходимой для изучения социально-экономических явлений, происходящих на муниципальной территории, анализ состояния и развития муниципального хозяйства, принятия эффективных решений и осуществления управления муниципальным образованием. Центральным звеном содержания муниципальной статистики является разработка соответствующих статистических показателей и индикаторов характеризующие все сферы жизнедеятельности. Система показателей муниципальной статистики должна включать относительно небольшое число показателей, но в то же время оно должно быть достаточным для глубокого изучения муниципальной территории, для проведения сравнительного анализа и управления муниципальным образованием.
1.9.3. Управление муниципальными закупками
Одним из инструментов повышения эффективности расходования бюджетных средств является закупка товаров, работ и услуг для муниципальных нужд на конкурсной основе.
Основные принципы построения системы государственных закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд:
1. Гласность и "прозрачность" расходов бюджета для всей номенклатуры намечаемой к закупке продукции, а не только по укрупненным статьям расхода;
2. Создание конкурентной среды по отношению к поставщикам продукции.
3. Долгосрочное планирование муниципальных нужд в денежном и натуральном выражении. В сочетании с протекционизмом это позволяет предприятиям осуществлять полноценную промышленную политику.
Ведь полный перечень продукции, потребляемой на внутреннем рынке города, позволит произвести структурные сдвиги в экономике и освоить новые виды товаров (работ, услуг).
4. Создание экономического механизма оптимизации и регулирования расходов средств местного бюджета и внебюджетных фондов, направляемых на обеспечение жизнедеятельности города, который позволил бы максимально эффективно использовать средства налогоплательщиков.
1.10. Управление муниципальной собственностью
В управлении муниципальной собственностью в 2004 г. основной акцент будет сделан на вовлечение в арендные отношения земельных участков, стимулирование выкупа земельных участков приватизированными предприятиями и гражданами.
Это потребует разработки нормативно - правовых актов, приведения действующих в соответствие с Федеральным законом "О приватизации государственной и муниципальной собственности". В 2004 г. будут разрабатываться и утверждаться следующие положения:
- "О проведении конкурса на размещение муниципального заказа по формированию земельных участков и техническому описанию объектов недвижимого имущества"
- "О порядке разработки, согласования и утверждения документации (по формированию земельных участков, как объектов недвижимости"
В процессе совершенствования системы управления муниципальными землями приоритетными направлениями деятельности управления имущественных отношений является:
- работа по разграничению собственности на землю;
- внедрение ГИС технологии;
- сдача в аренду и продажа земельных участков под объектами муниципальной недвижимости или находящимися в частной собственности.
В целях увеличения доходов бюджета (налоговых и неналоговых) от использования муниципального имущества будет продолжена работа по выявлению неиспользуемых объектов нежилого фонда и бесхозяйного имущества, взысканию просроченной арендной платы, продажа имущества в рамках выполнения прогнозного плана приватизации муниципальной собственности. Приватизация объектов недвижимости будет производиться в едином комплексе с земельными участками.
Одним из механизмов управления муниципальным имуществом является процесс управления пакетами акций (долями) хозяйственных обществ с долей города с целью увеличения поступлений денежных средств (дивидендов) в бюджет города.
В предстоящем 2004 г. Комитетом планируется работа по приватизации и акционированию муниципальных унитарных предприятий в целях увеличения их инвестиционной привлекательности. Работа проводится в рамках ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21.12.2003 г. N 178. В целях контроля за эффективным использованием муниципального имущества проводится анализ финансового положения муниципальных предприятий и в случае неэффективной деятельности предполагается проведение процедуры реорганизации и ли ликвидации.
Важнейшим механизмом, обеспечивающим сохранность и воспроизводство муниципального имущества, является его страхование. Выбор страховых партнеров из числа страховых компаний должен осуществляться на конкурсной основе с условием привлечения на возмездной основе дополнительных ресурсов страхового капитала для решения городских проблем. В 2004 году продолжится работа по ежегодному проведению конкурса страховых компаний на право страхования муниципального имущества и непосредственно, будет осуществляться страхование муниципального имущества, переданного в аренду при заключении либо пролонгации договоров аренды.
Таблица 4.
Индикаторы оценки уровня развития сферы управления имуществом
Наименование индикатора | План 2003 г. |
Факт 2003 г. |
План 2004 г. |
Арендная плата за пользование нежилыми помещениями, находящимися в муниципальной собственности (аренда помещений), млн.руб. |
30,6 |
59,68 |
61,0 |
Арендная плата за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (аренда земли), млн. руб. |
3,8 |
10,09 |
21,0 |
Раздел 2. Развитие и реформирование социальной сферы
Главной целью развития и реформирования социальной сферы г. Улан-Удэ является последовательное повышение уровня жизни и развитие социальной инфраструктуры и отраслей социальной сферы города для удовлетворения запросов населения.
Для достижения поставленной цели в программе решают следующие задачи:
- укрепление здоровья жителей города на основе доступности для широких слоев населения медицинской помощи и повышения качества лечебных услуг, развития массовой физической культуры и спорта;
- обеспечение минимальных государственных социальных стандартов;
- гарантированная поддержка социально незащищенных слоев населения;
- проведение политики поддержки создания не государственного сектора по всем видам социальных услуг для увеличения их объема и качества;
- развитие культурных ценностей и национальных традиций;
- расширение возможных источников финансирования отраслей социальной сферы, привлечение средств населения и предприятий для финансирования инвестиционных проектов в социальной сфере на взаимовыгодных условиях;
- формирование муниципального заказа на социальные услуги по всем основным видам социальной сферы;
- создание трудоспособному населению экономических условий, позволяющих им за счет собственных доходов обеспечивать растущий уровень социального потребления;
- развитие и поддержка материально-технической базы учреждений социальной сферы.
2.1. Социальная поддержка, трудовые отношения и занятость населения
Политика органов местного самоуправления в области социальной поддержки направлена на оказание поддержки социально уязвимым категориям граждан и создание условий по стимулированию экономической активности трудоспособного населения. Одна из задач - становление и развитие оптимальной системы учреждений социального обслуживания детей, пенсионеров, инвалидов, семей, создание условий для ее эффективного функционирования.
Основной целью политики социальной поддержки населения является повышение эффективности социальных пособий на основе принципа адресности.
Приоритетным направлением в развитии рынка труда является повышение эффективности функционирования рынка труда и создание условий, способствующих повышению реального размера заработной платы до среднероссийского уровня, а также легализации заработной платы, обеспечению действенной защиты трудовых прав работников.
Работа по приоритетным направлениям развития сферы социальной защиты и трудовых отношении будет реализовываться в 2004 году путем решения конкретных задач:
1. В сфере регулирования социально-трудовых отношении - закрепление наметившихся положительных тенденций через развитие системы регулирования заработной платы на основе коллективных договоров и тарифных соглашений в системе социального партнерства.
2. Реализация мероприятий городских программ "Первоочередные меры но оказанию адресной социальной поддержки населению г. Улан-Удэ", "Об организации круглогодичного отдыха, оздоровления занятости детей и подростков" позволит улучшить условия жизни престарелых и инвалидов; обеспечить условия для активного отдыха и занятости детей и подростков.
3. Реализация мероприятий по социальной и профессиональной реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов.
4. Обеспечение и предоставление льгот, согласно федеральных и республиканских законов.
5. Предоставление субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг гражданам, имеющим доходы ниже прожиточного минимума.
6. Разработка стратегии по управлению миграционными потоками и их урегулированию.
Таблица 5
Индикаторы оценки уровня социальной поддержки населения
Наименование индикатора | План 2003 г. |
Факт 2003 г. |
План 2004 г. |
Степень охвата граждан системой льгот и пособий, предусмотренных законодательством, % |
26 |
27,7 |
26 |
2.2. Реформирование и развитие образования
Основным направлением деятельности Администрации г. Улан-Удэ на 2004 год является обеспечение условий для модернизации системы образования, повышения качества образования на основе использования современных информационных технологий и подготовки кадров, развития материально-технической базы.
Реализация основных направлений развития сферы образования основывается на решении следующих задач:
- обеспечение государственных гарантий гражданам на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
- построение единого информационного пространства системы образования;
- участие в федеральном эксперименте по введению единого государственного экзамена;
- развитие инновационной деятельности в образовательной сфере;
- повышение квалификации, переподготовка кадров для системы образования;
- развитие системы в образовательных учреждениях, развитие системы дополнительного образования, поддержка инициатив детей и молодежи;
- реализация мер по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в т.ч. через осуществление мероприятий республиканской программы "Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
- расширение общедоступности дошкольного образования, использование гибких программ подготовки детей;
- капитальный ремонт и модернизация объектов образования;
- обеспечение детей дошкольного возраста местами в детских дошкольных учреждениях.
Таблица 6.
Индикаторы оценки уровня развития образования и науки
Наименование индикатора | План 2003 г. |
Факт 2003 г. |
План 2004 г. |
Охват учащихся обучением в общеобразовательных школах, % |
99,7 | 99,96 | 99,8 |
Обеспеченность педагогическими кадрами с высшим образованием, % |
88,0 | 88,1 | 88,0 |
2.3. Развитие здравоохранения
Приоритетными направлениями развития области здравоохранения является совершенствование службы материнства и детства, профилактика социально-значимых болезней, формирование здорового образа жизни, профилактика и ранняя диагностика заболеваний, улучшение обеспеченности медицинскими кадрами, совершенствование материально-технической базы, развитие и внедрение новых технологий медицинской помощи, реструктуризации больничной помощи на принципах внедрения методов различной интенсивности лечения, дальнейшее развитие службы скорой медицинской помощи.
В 2004 году будет продолжена работа по обеспечению прав граждан на качественную и доступную медицинскую помощь, на развитие принципиально нового направления деятельности отрасли - переход от системы, ориентированной на лечение заболевания, к системе охраны здоровья граждан, основанной на приоритете здорового образа жизни и направленной на профилактику заболеваний, а также на развитие платных услуг с учетом платежеспособного спроса населения, а также по ремонту и модернизации объектов здравоохранения.
Таблица 7
Индикаторы оценки уровня развития здравоохранения
Наименование индикатора | План 2003 г. |
Факт 2004 г. |
План 2004 г. |
Младенческая смертность, на 1000 детей родившихся живыми |
16,0 | 11,3 | 15,1 |
Число посещений амбулаторно- поликлинических учреждений на 1000 населения |
7778,1 |
8976,1 |
8968,6 |
Число койко-дней в круглосуточных стационарах на 1000 населения |
1242,5 | 1537,0 | 1551,5 |
2.4. Развитие культуры и искусства
Основной целью развития культуры и искусства г. Улан-Удэ на 2004 год является сохранение и развитие культурного потенциала и наследия народов республики, поддержка культурных инноваций, создание условий для привлечения в сферу культуры дополнительных ресурсов из негосударственного сектора и усиление социальной направленности деятельности учреждений культуры и искусства, развитие материально-технической базы, повышение эффективности управления в сфере культуры.
Таблица 8
Индикаторы уровня развития культуры и искусства
Наименование индикатора |
План 2003 г. |
Факт 2003 г. |
План 2004 г. |
1.Число проведенных общегородских мероприятий,ед. |
25 |
32 |
25 |
2. Платные услуги, млн. руб. | 4,3 | 4,3 | 6,8 |
2.5. Молодежная политика
Основным направлением развития в области молодежной политики является формирование правовых, социально-экономических и организационных условий для адаптации молодежи к современному обществу, поддержка молодых специалистов через решение жилищных проблем.
Достижение намеченной цели предполагается решением следующих задач:
- обеспечение правовой защиты молодежи, развитие гражданственности и патриотизма; правовое просвещение и повышение электоральной активности молодежи;
- формирование активной социальной позиции молодежи;
- занятость молодежи и молодежное предпринимательство;
- реализация муниципальной целевой программы "Обеспечение жильем молодых специалистов в г. Улан-Удэ на 2002-2004 г.г.".
Таблица 9
Индикаторы оценки уровня реализации молодежной политики
Наименование индикатора | План 2003 г. |
Факт 2003 г. |
План 2004 г. |
1. Охват мероприятиями по развитию гражданственности и патриотизма, по обеспечению правовой защиты молодежи, количество мероприятий / чел. |
60/ |
72/10000 |
12000 |
2. Охват мероприятиями по поддержке одаренной молодежи, количество мероприятий / чел. |
25/ |
28/11000 |
15000 |
3. Охват мероприятиями по профилактике преступности в молодежной среде, количество мероприятий / чел. |
40/ |
50/2500 |
3000 |
прим.: в 2003 г. охват мероприятиями планировался в количестве проведенных мероприятий, в 2004 г. оценивается уровень охвата молодежи мероприятиями.
2.6. Физическая культура и спорт
Основной задачей в 2004 году является расширение возможностей граждан заниматься физической культурой и спортом, независимо от их доходов и места жительства.
Деятельность Администрации города будет направлена на решение следующих задач:
- улучшение качества процесса физического воспитания и образования населения, особенно детей и молодежи;
- поиск и внедрение новых форм организации физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности;
- модернизация программно-методического обеспечения процесса физического воспитания;
- расширение информационно-образовательной и пропагандистской деятельности по формированию здорового образа жизни;
- укрепление и развитие материально - технической базы для физкультурно-оздоровительных мероприятий и спортивных занятий.
Таблица 10
Индикаторы оценки уровня развития физической культуры и спорта
Наименование индикатора | План 2003 г. |
Факт 2003 г. |
План 2004 г. |
1. Охват занимающихся в детских спортивных и юношеских школах, в % от числа детей и подростков в возрасте 6- 15 лет |
6,8 |
55,6 |
56,5 |
2. Доля населения, занимающегося физической культурой и спортом, в % от общего числа жителей республики в возрасте 7-60 лет |
35,0 |
35,08 |
35,7 |
3. Количество проводимых массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий |
85 | 98 | 80 |
Раздел 3. Модернизация экономики
3.1. Развитие промышленности, транспорта, связи
3.1.1. Развитие отраслей промышленности
Наиболее важная задача из 2004 г. в области промышленного регулирования - определение основных направлений поддержки развития промышленности и создание действенного механизма муниципального регулирования деятельности промышленных предприятий.
Основные стратегические цели и задачи промышленного регулирования:
- рост объемов производства промышленной продукции (ожидаемый темп роста в 2004 году-108%);
- повышение численности занятых на производстве;
- повышение объемов платежей в бюджеты всех уровней, в т.ч. в местный;
- инновационное развитие предприятий промышленности.
К первоочередным мерам промышленного регулирования относится решение следующих задач:
- сокращение доли убыточных промышленных предприятий;
- оказание поддержки предприятиям в повышении оборачиваемости собственных средств и сокращении неликвидных активов;
- определение перспективных производств;
- создание условий для привлечения инвестиций, а также условий для инновационного развития предприятий;
- стимулирование использования ресурсо- и энергосберегающих технологий на предприятиях.
В области регулирования промышленности, создания условий для ее развитая в 2004 году определения "Основные направления поддержки развития промышленности г. Улан-Удэ на 2004-2005 годы". Данные направления включают следующие разделы:
1. структурная политика: перепрофилирование и реструктуризация промышленных предприятии (в т.ч. неработающих), развитие внутригородских кооперационных связей;
2. организационно-экономическая поддержка промышленных предприятий с целью расширения производства конкурентноспособных товаров;
3. развитие внешнеэкономических связей: импортозамещения и экспорта готовой продукции;
4. развитие инновационной деятельности;
5. формирование благоприятного инвестиционного климата;
6. укрепление кадрового потенциала;
7. поддержка малого предпринимательства в промышленности;
В 2004 году в рамках "Основных направлений" запланировано:
- в целях развития инновационной деятельности - определить механизм поддержки развития НИО.. на предприятиях промышленности, отработать вопрос создания механизма ... научных достижений
- в целях развития полного и среднего бизнеса на производстве - сформировать перечень используемых производственных площадей неработающих и действующих промышленных предприятий.
- в целях оказания организационно-экономической поддержки промышленным предприятиям - создать Совет товаропроизводителей г. Улан-Удэ, продолжить паспортизацию и ежеквартальный мониторинг промышленных предприятий города в целях оперативного выявления проблем.
- в целях развития кадрового потенциала промышленности - провести анализ потребности в кадрах по предприятиям промышленности в разрезе конкретных специальностей рабочих и специалистов.
- продолжить практику заключения соглашений о социально-экономическом сотрудничестве с промышленными предприятиями, в т. ч. обеспечив со стороны Администрации г. Улан-Удэ и 2004 году:
ЗАО "Завод Теплоприбор-Комплект" - содействие в предоставлении инвестиционного налогового кредита.
ОАО "Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение" - содействие в сбыте продукции предприятия - теплосчетчиков ТС-О6.
ОАО "Народные промыслы Бурятии "Гэсэр" - содействие в поиске необходимого производственного оборудования (кузнечный молот), содействие в создании постоянно действующей выставочной экспозиции предприятия.
ЗАО "Улан-Удэнская тонкосуконная мануфактура" -учитывая сезонный характер производства, предоставить отсрочку по налогу на землю в части местного бюджета.
000 "Улан-Удэнское учебно-реабилитационное предприятие ВОС" - содействие в сбыте продукции на крупных предприятиях промышленности республики. Подразделения НК "ЮКОС" - содействие в развитии оптовой и розничной сетей реализации нефтепродуктов.
ОАО "Заудинский мелькомбинат" - в связи с тяжелым финансовым положением и сезонностью производства, проработать вопрос предоставления отсрочки платежа по налогу на землю в части местного бюджета, сроком на полгода.
ОАО "Молоко" - оказать содействие в развитии розничной торговой сети и продвижении продукции на рынок г. Улан-Удэ.
ОАО "Бурятхлебпром" - оказать содействие в реализации продукции и загрузке производственных мощностей предприятия до 100%.
Со стороны всех предприятий - муниципальный заказ.
В свою очередь предприятия промышленности взяли на себя обязательства по обеспечению экономического роста.
Таблица 11
Индикаторы оценки развития отраслей промышленности
Наименование индикатора (ИФО) |
2002 г. | 2003 г. | 2004 г. |
Электроэнергетика | 102 | 101 | 101 |
машиностроение и металлооб- работка |
127,0 |
158 |
116 |
легкая промышленность | 102,0 | 94 | 95 |
пищевая промышленность | 127,0 | 97,0 | 105,0 |
Рассмотрим развитие промышленности города в разрезе основных отраслей.
Основная цель развития энергетики - обеспечение надежности энерго- и теплоснабжения г. Улан-Удэ
Стратегия развития ТЭК должна быть направлена, с одной стороны на полное и бесперебойное снабжение потребителей тепло- и электроэнергией, с другой стороны, на снижение затрат хозяйствующих субъектов на энергообеспечение.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- обеспечение инвестиционных средств для реализации программы ввода дополнительных мощностей;
- проведение необходимых мероприятий по изысканию внутренних резервов на предприятиях.
Показатели эффективности отрасли энергетика:
1) бесперебойность (надежность) поставок топлива, тепловой, энергетической энергии промышленным и коммунально-бытовым потребителем г. Улан-Удэ;
2) увеличение объемов производства продукции отрасли: тепловой и электрической энергии.
Машиностроение и металлообработка
Главной целью развития машиностроения в среднесрочной перспективе является достижение устойчивых темпов роста производства, повышение конкурентоспособности продукции, увеличение доли высокотехнологичной, наукоемкой и экспортно-ориентированной продукции.
Основными проблемами в машиностроении остаются:
- значительный износ основных производственных фондов;
- низкий уровень загрузки основных фондов и обеспеченности производств заказами;
- низкий уровень кооперации производств;
- недостаток оборотных средств и убыточность многих производств;
- дефицит инновационных разработок и технологии но причине структурных изменений инновационных институтов;
- недостаток квалифицированного промышленно-производственного персонала;
- слаборазвитая система маркетинга, либо отсутствие таковой на предприятиях;
- географическая удаленность от основных поставщиков сырья и потребителей готовой продукции, что приводит к высоким транспортным расходам и длительному времени поставок:
- низкий инвестиционный рейтинг предприятий города.
Для достижения поставленной цели и преодоления указанных проблем отрасли необходимо решение следующих ключевых задач.
1. Модернизация или частичная замена устаревшего технологического оборудования.
2. Осуществление структурных изменений в отрасли, направленных на снижение уровня совокупных издержек производства.
3. Совершенствование технологического уклада производств, направленного на повышение эффективности производства и максимальной загрузки основных фондов.
4. Создание структуры по кооперации технологически взаимосвязанных производств.
5. Создание условий для более полного вовлечения промышленными предприятиями наукоемких технологий, использующих местные природные ресурсы и оказывающих наименьшее отрицательное влияния на экологию.
6. Перепрофилирование предприятий на выпуск востребованной продукции.
7. Совершенствование структуры экспорта и расширение его потенциала.
8. Создание условии для повышения качества производимом продукции на основе мониторинга торгово-оптовой деятельности предприятий и определения факторов производства и продвижения товаров на рынок.
9. Поиск и привлечение прямых инвестиций, в т. ч. иностранных, а также большее участие государства в финансировании инвестиционных проектов. Ориентация деятельности коммерческих .... на инвестирование реального сектора экономики.
10. Формирование и развитие элементов производственной инфраструктуры, включает оказание научно-консультативных, маркетинговых, информационных и иных услуг.
11. Создание институциональных механизмов подготовки, переподготовки и повышение квалификации управленческих кадров и промышленно-производственного персонала.
Легкая промышленность.
Главной целью развития легкой промышленности города в 2004 году является достижение устойчивых темпов роста производства, повышение конкурентоспособности продукции (выпуск #..-ориентированной продукции).
Для достижения положительной цели необходимо решение следующих ключевых задач:
- модернизация или частичная замена устаревшего технологического оборудования;
- развитие собственной сырьевой базы;
- осуществление структурных изменений в отрасли, направленных на снижение уровня совокупных издержек производства;
- совершенствование технологического уклада производства (повышение эффективности);
- создание стимулирующих условий повышение качества производимой продукции через мониторинг # ...производства и продвижение товаров на рынок;
- поиск и привлечение разных инвестиций, в том числе иностранных, а также большее участие государства в спонсировании инвестиционных проектов. #
Ориентация деятельности кредиторских банков на инвестирование реального сектора экономики.
- формирование # ... производственной инфраструктуры, включающей оказания...# факультативных, маркетинговых, информационных и иных услуг.
Пищевая и перерабатывающая промышленность
Пищевая и перерабатывающая промышленность имеют большое социально-стратегическое значение для развития и жизнедеятельности города, развитие данной отрасли промышленности связано с продовольственной безопасностью города.
Основными целями регулирования предприятий отрасли является: выход предприятий перерабатывающей промышленности из кризисного состояния, возобновление роста производства продовольствия, повышение экономической эффективности производства техническое перевооружение предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. Выполнение данных целей и задач конечной целью имеет более полное удовлетворение потребностей населения города в продуктах питания местного производства.
Развитию пищевой и перерабатывающей промышленности придается большое значение как отрасли выступающем посредником между товаропроизводителем и потребителем сельскохозяйственной продукции.
Развитие отрасли необходимо сконцентрировать на наиболее перспективных направлениях выявленных на основе анализа ресурсного потенциала предприятий, их сильных и слабых сторон и прогнозируемых тенденцией на предстоящие годы.
3.1.2. Транспорт
Главной целью развития инфраструктуры транспорта в г. Улан-Удэ является повышение уровня транспортного обеспечение жителей муниципального образования, в том числе за счет стабильной работы пассажирского транспорта общего пользования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- обследование пассажиропотоков;
- диспетчеризация пассажирского движения;
- внесение изменений в существующую схему организации дорожного движения;
- взаимодействие с индивидуальными предприятиями, осуществляющие пассажирские перевозки г. Улан-Удэ;
- обновление подвижного состава муниципальных транспортных предприятий;
- разработка программы постановления и оборудования остановочных площадок. #
В 2004 году планируется проведение обследования пассажиропотоков и степени использования транспорта различными категориями граждан. Данное мероприятие позволит выявить реальную потребность населения в обеспечении пассажирским транспортом, что поможет в дальнейшем оптимизировать транспортную схему движения и маршрутов сеть пассажирского транспорта в г. Улан-Удэ.
Важным направлением работы в области транспорта Администрации г. Улан-Удэ является контроль над ритмом пассажирских услуг. В целях улучшения управляемости пассажирского транспорта, увеличение доходов муниципального транспорта и бюджета города в целом планируется продолжить практику перехода на договорную основу всех частных перевозчиков.
Крайне остро стоит проблема, связанная с износом подвижного состава транспортных предприятий (изношенность на 79%). Ухудшение технического состояния транспорта в целом вызвано сокращением инвестиций, отсутствием эффективной амортизационной политики, сокращением темпов обновления транспортных средств.
Особенно актуальна проблема износа подвижного состава, а также трамвайных путей МУП "Управление трамвая" вследствие систематического недофинансирования предприятия (износ отдельных участков путей в 90 раз превышает нормативные значения). При этом стоит отметить, что трамвай является одним из наиболее значимых видов транспорта в пассажирском комплексе г. Улан-Удэ, обеспечивающим гарантированную перевозку большинства категорий населения.
В соответствии со сроком эксплуатации в 2004 году в МУП "Управление трамвая" подлежит списанию 17 трамвайных вагонов, отработавших свой ресурс. Кроме этого, в аварийном режиме эксплуатируется тяговая подстанция N 4.
Все это ведет к снижению качества обслуживания населения из-за увеличения количества простоев и аварий.
Для улучшения трамвайного обслуживания населения в 2004 году МУП "Управление трамвая" планируется приобретение новых трамвайных вагонов Усть-Катавского вагоностроительного завода, осуществить капитальный ремонт трамвайных вагонов и трамвайных путей.
3.1.3. Связь
Индустрия средств связи, передачи информации, без данных, системных и прикладных программ, информационно-прикладных услуг формирует динамичный рынок, связывающие широкие слои населения, промышленность, науку, образование и административные структуры в единую взаимообусловленную информационную среду.
За последние годы в городе заметно увеличилась пропускная способность телекоммуникационных каналов за счет внедрения оптоволоконных кабелей, выхода в глобальную сеть internet, развитие мобильной связи: сотовая, транковая связь, пейджинговые системы связи за счет рынка информационных услуг, реализована возможность выхода internet для сотрудников и студентов ВУЗов города.
Особая значимость формирования основных направлений развития средств связи и информатики г. Улан-Удэ также определяется его специфическим геополитическим положением. По территории города проходят не только Транссибирская железнодорожная магистраль и автомобильная дорога, соединяющая запад и восток России, но и самая длинная в мире (8000 км.) цифровая радиорелейная линя Москва - Хабаровск с выходом на Японию и Республику Корея.
В этой связи формирование современного комплекса связи является неотъемлемой составной частью программы социально-экономического развития города.
В процессе регулирования отрасли связи должны быть решены следующие задачи:
- улучшение технических и технологических показателей системы связи и информационных сетей;
- совершенствование организационных структур информационного комплекса;
- повышение качества и расширение набора информационных услуг;
- развитие конкуренции и отрасли;
- обеспечение новых горизонтальных потоков информации между государственными и муниципальными структурами, юридическими и физическими лицами, обусловленных децентрализацией управления и развитием прямых хозяйственных связей между субъектами рынка;
- создание эффективного, действующего на основе самофинансирования и самоокупаемости информационного комплекса.
Основным поставщиком услуг на рынке связи города является региональный филиал ОАО "Сибирьтелеком" "Электросвязь РБ".
В рамках решения задач в 2004 году данным предприятием планируется реализация следующих мероприятия:
- дальнейшее увеличение номерной емкости телефонных сетей;
- повышение качества связи за счет постепенного расширения сети цифровой связи, а также развития услуги голосовой телефонии, технологий беспроводного доступа (прежде всего DECT) в сети общего пользования;
- повышение доходности услуг традиционной телефонии за счет расширения спектра предоставляемых услуг в т.ч. дополнительных видов обслуживания (IP-телефония), информационно-справочных услуг, а также активного продвижения услуг дальней связи для населения;
- приведение тарифов к конкурентоспособному уровню, повышение гибкости и совершенствование служб продаж для работы с корпоративными клиентами; внедрения услуг;
- развитие инфракрасной структуры сетей доступа, использование взаимоувязанных магистральных транспортных сетей ОАО "Сибирьтелеком" и широкого применения технологий проводного (ADSL, SHDSL, ISDN) и беспроводного абонентского доступа (Radio-internet);
Администрацией г. Улан-Удэ в 2004 году планируется продолжить реализацию городской социальной программы телефонизации отдаленных поселков молодежной застройки.
В рамках заключенных соглашений о социально-экономическом сотрудничестве с предприятиями и организациями связи будет осуществляться дальнейшее взаимодействие с Администрацией г. Улан-Удэ.
Таблица 12
Индикаторы пробки развития отрасли связь
/------------------------------------------------\
| Наименование индикатора |2004 г.|
|----------------------------------------+-------|
|Количество телефонов, установленных по | |
|социальной программе телефонизации | 10 |
|отдельных поселков малоэтажной застройки| |
|г. Улан-Удэ. | |
\------------------------------------------------/
3.2. Развитие строительного комплекса
Основной целью устойчивого развития строительного комплекса являются максимальное повышение его эффективности, обновления и наращивания основных фондов отрасли на современной инновационной основе.
Реализация поставленной цели позволит решить такие задачи как:
- рост производительности труда:
- снижение стоимости и сокращение сроков строительства;
- обеспечение выпуска эффективных конкурентоспособных материалов и изделий отрасли "Промышленность строительных материалов";
- решение градостроительных вопросов развития и благоустройства населенных пунктов республики на базе генеральных планов, проектов детальной планировки и застройки;
- внедрение разнообразных типов и систем жилищного строительства, для удовлетворения растущих потребностей населения и условий снижения стоимости строительства жилья;
- развитие и совершенствование творческого мастерства проектировщиков, повышение качества проектных и строительных работ, организация действенного контроля за их осуществлением:
- обеспечение качества и организационно-правового порядка строительства зданий и сооружений, а также производства строительных материалов и конструкций.
В целях решения поставленных задач определены следующие основные приоритеты:
- жилищное строительство;
- реконструкция, модернизация и ремонт зданий и сооружений;
- производство новых строительных материалов;
- ресурсо- и энергосбережение в строительстве.
Жилищное строительство - является одним из главных показателей социального развития общества. Обеспеченность жильем населения в городе в настоящее время составляет 16.74 кв. м. общей площади на одного человека при установленной санитарной норме 18 кв. м. Для комплексного решения проблемы развития жилищной сферы необходимого осуществление следующих мероприятий:
- утверждение и реализация муниципальной Целевой программы "Жилище на 2004-2010 г. г.";
- развитие инфраструктуры;
- строительство, реконструкция объектов теплоснабжения;
- продолжение строительства объектов водоснабжения и водоотведения;
- энергоснабжение поселка с индивидуальным жильем.
Реконструкция, модернизация и ремонт зданий и сооружений является также приоритетным направлением, что вызвано значительной долей ветхого жилья и устаревших общественных социальных и производственных зданий.
Кроме этого одним из основных направлений деятельности Администрации города будет:
- концентрация ресурсов на реализацию программ капитального строительства по всем заказчикам-застройщикам и городской инвестиционной программы;
- внедрение новых технических решений, обеспечивающих снижение затрат на создание конкурентоспособной и высококачественной продукции;
- повышение выработки;
- внедрение новых современных инновационных технологий;
- создание корпоративных структур;
- обновление и сохранение материально-технической базы промышленности строительных материалов с ориентацией на выпуск энерго- и ресурсосберегающих, экологически чистых материалов и конструкций для обеспечения строительного и жилищно-коммунального комплексов республики.
Проведение структурной перестройки промышленности строительных материалов, направленной на обеспечение выпуска и освоения эффективных материалов, для создания благоприятной среды жизнедеятельности населения, позволит сократить затраты на энергопотребление, повысить конкурентоспособность отрасли.
Повышение качества и конкурентоспособности строительной продукции будет достигаться по следующим направлениям:
- реализация "Программы по управлению качеством проектных, строительно-монтажных работ и производства строительных материалов, конструкций и изделий в Республике Бурятия на 2001-2003 годы";
- организация контроля за выполнением требований и условий, предусмотренных лицензиями на право осуществления строительной деятельности;
- продолжение на базе лицензирования практики сертификации специалистов в строительном комплексе;
- повышение роли экспертизы и совершенствования механизма взаимодействия органов государственной экспертизы, лицензирования, архитектурно строительного надзора и других органов государственного надзора и контроля в инвестиционном процессе;
- введение практики экспертного сопровождения наиболее важных проектов строительства.
Таблица 13
Индикаторы уровня развития строительного комплекса
Наименование индикатора | 2003 г. | 2004 г. |
1. Темп роста объема подрядных работ, выполненных МУПами (в % к соответствующему периоду прошлого года) |
127,0 |
94,0 |
2.Ввод жилья в эксплуатацию, тыс. кв. м. | 76,8 | 66,2 |
3. Количество проведенных проверок за природоохранным законодательством, ед. |
304 |
300 |
3.3. Развитие архитектуры и градостроительства
Приоритетными направлениями развития архитектуры и градостроительства в г. Улан-Удэ на 2004 год можно назвать:
- создание современных архитектурных ансамблей в застройке городов и поселений;
- совершенствование типологии и внедрение архитектурно-строительных систем с учетом повышения функциональных качеств, требований экологии, ресурсо - энергосбережения, сейсмостойкости, региональной и национальной специфики.
С целью осуществления приоритетных направлений планируются следующие мероприятия:
- разработка проекта Генерального плана г. Улан-Удэ;
- разработка системы градостроительства законодательства города (градостроительный регламент, градостроительный кадастр и др.);
- разработка проектов благоустройства территории города;
- разработка проектов застройки жилых кварталов и архитектурно-художественного оформления территории города.
3.4. Реформирование и развитие жилищно-коммунальной сферы
Основная деятельность Администрации города будет направлена на повышение устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения, улучшение качества жилищно-коммунальных услуг с одновременным снижением нерациональных затрат, адресную социальную защиту населения по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Основными задачами являются:
- финансовое оздоровление жилищно-коммунальных организаций путем доведения тарифов до экономически обоснованного уровня, соблюдение федеральных стандартов оплаты услуг населения, перехода от дотирования организаций и представления льгот к субсидированию малообеспеченных семей, ликвидации перекрестного субсидирования;
- обеспечение государственной поддержки модернизации жилищно-коммунального хозяйства, формирование финансового механизма предоставления государственных и муниципальных гарантий по привлекаемым инвестициям.
Решение основных задач базируется на реализации принятых Правительством Республики Бурятия Программ: "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса", "Реконструкция ветхих инженерных сетей и коммунальных котельных на 2002-2004 годы", "Реконструкция и модернизация объектов водоснабжения и водоотведения в Республике Бурятия на 2002-2004 годы", "Переселение граждан Республики Бурятия из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2001-2005 г. г.".
Будут приняты меры по дальнейшему совершенствованию тарифной политики путем перехода от бюджетного дотирования предприятий жилищно-коммунального комплекса к оплате услуг потребителями по экономически обоснованным тарифам. В этой связи получит система адресной поддержки малообеспеченных семей.
Продолжится работа по повышению доходности коммунальных предприятий, сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, внедрению рыночных отношений в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг.
Из-за недостатка финансовых средств на реконструкцию и модернизацию объектов жилищно-коммунального комплекса планируется внедрение системы предоставления жилищно-коммунальных услуг на конкурсной основе и развитие различных форм общественного самоуправления жилищным фондом.
Таблица 14
Индикаторы уровня развития жилищно-коммунальной сферы
Наименование индикатора | 2003 г. | 2004 г. |
1. Удельная стоимость ЖКУ, руб. на 1 кв. общей площади жилья в месяц |
32,00 |
33,1 |
3.5. Природопользование и охрана окружающей среды
Экологическая политика Администрации города направлена на обеспечение благоприятной окружающей среды для населения города. Основные задачи в области природопользования и охраны окружающей среды на 2004 год определены в программе приоритетных природоохранных мероприятий г. Улан-Удэ на 2002-2005 г. г.:
- Охрана восстановление городских лесов;
- Проведение мероприятий по экологическому образованию и воспитанию населения города;
- Разработка и внедрение механизма организации сбора, удаления и утилизации твердых бытовых отходов от жилых домов частного сектора;
- Очистка берегов рек и пригородных лесов в рамках проведения Дня Байкала и Дней защиты от экологическом опасности.
- Ввод в эксплуатацию мусороперерабатывающего завода;
- Крепление правого берега р. Селенги в районе городских водозаборных сооружений;
- Разработка проектно-сметной документации по подключению поселков Вахтовый, Силикатный, Заречный к городскому коллектору.
Таблица 15
Индикаторы уровня охраны окружающей среды, охраны и восстановления
городских лесов.
Наименование | 2003 г. факт |
2004 г. план |
Лесовосстановление (тыс. га) | 20 | 30 |
В т.ч. посадка лесных культур (тыс. га) |
10 |
10 |
содействие естественному восстановлению (тыс. га) |
10 |
20 |
3.6. Торговля и потребительский рынок
Основными задачами развития потребительского рынка города являются рациональное использование инфраструктуры торговли и общественного питания, повышение качества п культуры обслуживания населения города.
Определены пути решения поставленных задач:
- формирование законодательной базы, определяющей основы взаимодействия органов власти и субъектов потребительского рынка и устанавливающей #... подходы к государственному регулированию отраслевой деятельности;
взаимодействие с производственными и оптовыми центрами по созданию устойчивого регулирования резерва продовольствия;
- мониторинг рыночной среды, маркетинговые исследования товарных рынков;
- развитие сети ресторанного бизнеса в направлении разнообразия предоставляемых услуг;
- развитие материально-технической базы общеобразовательных и оздоровительных учреждений;
- проведение отраслевых конкурсов;
- развитие сельского хозяйства с целью обеспечения городского населения сельхозпродукцией.
3.7. Развитие малого предпринимательства
Основной целью деятельности Администраций г. Улан-Удэ в сфере малого предпринимательства является создание благоприятных условий для эффективного функционирования и развития субъектов малого предпринимательства, увеличение доходной части бюджета, создание новых рабочих мест, развитие сферы производства товаров и услуг.
Достижение основной цели планируется путем реализации Программы поддержки и развития малого предпринимательства г. Улан-Удэ.
3.8. Развитие туризма
Основной целью развития туризма является создание условий для развития индустрии гостеприимства г. Улан-Удэ, превращение туризма в самостоятельное направление экономического развития города, сохранение и возрождение объектов культурного и природного наследия, а также повышение роли туризма в реализации социальных программ.
С учетом исторически сложившейся роли города Улан-Удэ в системе хозяйственных и культурных связей, используемых при организации туризма, в программе выделены четыре основные задачи развития, преследующие цель укрепления позиций города в качестве принимающего туристского центра на туристском рынке.
Основная цель будет решаться путем реализации следующих задач:
1. Развитие городской инфраструктуры и объектов, участвующих в процессе обслуживания туристов за счет развития услуг для туристов, улучшения качества обслуживания.
2. Создание правовых и административных условий, благоприятствующих развитию туристского бизнеса и инвестиций в сферу туризма.
3. Упорядочение туристской деятельности, развитие механизма координации с участием всех заинтересованных организаций, привлечение их к участию в программе.
4. Создание эффективного маркетингового механизма для продвижения города Улан-Удэ и туристских услуг на российском и международном рынках. Проведение маркетинговых исследований, развитие системы туристской информации и рекламы.
Раздел 4. Обеспечение защити территории и безопасности граждан
4.1. Безопасность граждан и охрана общественного порядка
В 2004 году начнется реализация мероприятии городской комплексной "Программы усиления борьбы с преступностью и профилактики правонарушении на 2004 - 2007 годы" - проект Программы разрабатывается комплексных мер противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в республике (постановление Администрации г. Улан-Удэ от 30.11.00 г.), по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (постановление Администрации г. Улан-Удэ от 12.03.02 г. N 93).
Будут осуществляться мероприятия по основным приоритетным направлениям борьбы с преступностью:
- усиление мер по профилактике и борьбе с преступностью;
- улучшение материально-технического обеспечения правоохранительных органов;
- привлечение населения города к обеспечению охраны общественного порядка и организация правового воспитания и образования, развитие правовой культуры.
4.2 Защита территории и населения от чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и военного характера
Главной целью на 2004 год в области защиты территорий и населения от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера является повышение готовности органов управления к выполнению возложенных на них задач: предупреждение и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера.
Достижение главной цели планируется путем создания территориальной автоматизированной информационно-управляющей системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, для этого планируется создание и развитие единой системы на территории г. Улан-Удэ оповещения населения.
В 2004 году продолжится работа по реализации Целевой республиканской программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Бурятия на период до 2005 года", одобренной постановлением Правительства Республики Бурятия N 415 от 20.12.01 г.
Решение задачи будет проводится по следующим направлениям:
- подготовка проектной документации;
- составление сметы расходов на приобретение системы оповещения;
- ремонт и строительство пунктов управления.
Таблица 16
Индикаторы оценки уровня развития ГО и ЧС
Наименование индикатора | 2003 г. | 2004 г. |
1 . Обучение населения по вопросам защиты в чрезвычайных ситуациях, чел. |
11000 | 12100 |
Раздел 5. Ресурсное обеспечение для выполнении Программы
Ресурсное обеспечение для выполнения программы представлено в Плане действий Администрации г. Улан-Удэ на 2004 год. *
Комплекс мероприятии по реализации Программы, увязанный с целевыми макроэкономическими индикаторами социально-экономического развития г. Улан-Удэ представлен в Плане действий Администрации г. Улан-Удэ на 2004 год.
Раздел 6. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы базируется на комплексе организационных, экономических, административных мер, необходимых для достижения поставленных задач и целевых макроэкономических индикаторов.
Администрация г. Улан-Удэ проводит ежеквартальный мониторинг реализации Программы. Эффективность работы структурных подразделений Администрации г. Улан-Удэ оценивается в соответствии с Заказом на управление на 2004 год. Постановлением Администрации устанавливается порядок выполнения Плана действий Администрации г. Улан-Удэ на 2004 год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Улан-Удэнского городского Совета народных депутатов от 1 июля 2004 г. N 55-10 "О Программе социально-экономического развития г. Улан-Удэ на 2004 г."
Текст решения официально опубликован не был
Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 22 октября 2009 г. N 163-12 настоящее Решение признано утратившим силу