Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Цели и задачи Правительства Республики Бурятия на срок
полномочий
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 26 марта 2007 г. N 90 в подраздел 1.1. раздела 1 настоящей Программы внесены изменения
1.1. Итоги выполнения Программы действий Правительства
Республики Бурятия на 1999-2002 гг. "От стратегии преодоления кризиса
к стратегии подъема экономики"
Финансовый и банковский кризис, поразивший в 1998 году всю экономику России, привел к ухудшению социально-экономической ситуации в Республике Бурятия. Ускорился рост неплатежей, значительно сократились поступления от экспорта, обострился бюджетный кризис. Наивысшей точки достиг кризис в социальной сфере. Задержки по заработной плате в бюджетной сфере составляли четыре и более месяцев, в производственной сфере - более года.
Острота ситуации потребовала от Правительства Республики Бурятия, территориальных федеральных органов власти и органов местного самоуправления проведения экстренных антикризисных мер.
Экономическая политика Правительства Республики Бурятия была направлена на решение следующих задач:
- преодоление бюджетного кризиса и нормализация работы банковского сектора;
- аккумулирование и рациональное распределение финансовых ресурсов;
- поддержка реального сектора экономики;
- нормализация условий жизни населения Республики Бурятия: предотвращение угрозы нехватки продовольствия, обеспечение жизненно важными лекарственными средствами, предотвращение аварийных ситуаций и сбоев в системе энерго-, тепло- и водоснабжения.
За последние 4 года Правительством Республики Бурятия сделаны значительные шаги по созданию эффективной бюджетной системы на основе законодательного закрепления механизмов ее функционирования. Приняты нормативные правовые акты, способствующие превращению бюджета в активный инструмент государственной экономической политики, направленной на достижение устойчивого роста, повышение эффективности производства и благосостояния населения.
Постоянный мониторинг за финансовым состоянием организаций в Республике Бурятия, снижение налоговой нагрузки на реальный сектор экономики, реализация Концепции промышленной политики, программы организационно-технических мероприятий по модернизации организаций стройиндустрии, стабилизации производственного и финансового состояния промышленных организаций, созданию условий для пополнения оборотных средств, накопления собственных и привлечению сторонних ресурсов, позволили увеличить финансовый потенциал бюджетной системы Республики Бурятия.
Эффективность комплекса принимаемых мер Правительством Республики Бурятия отражена в положительной динамике промышленного производства. За 1999-2002 год среднегодовой прирост промышленной продукции составил 11%, превысив заданный Программой действий Правительства Республики Бурятия на 1999-2002 гг. двухпроцентный среднегодовой прирост.
Произошли структурные изменения в экономике Республики Бурятия. Увеличилась доля продукции машиностроения и металлообработки, цветной металлургии. Сократилась доля электроэнергетики, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, пищевой, строительной, топливной промышленностей.
Принятые Правительством Республики Бурятия меры позволили организациям реального сектора экономики приступить к реструктуризации накопленной задолженности, реализовать крупные инвестиционные проекты по выпуску новых видов продукции.
Правительством Республики Бурятия предприняты на законодательной основе ряд решений, предотвративших изменение структуры корпоративного капитала, закрытие производств, обострение социальной обстановки и других негативных последствий.
Этому способствовала политика Правительства Республики Бурятия, проводимая по отношению к крупным организациям, имеющим свободное технологическое оборудование и производственные корпуса. Был введен институт территориальных - производственных зон, где сама организация обретала статус базовой, а привлеченные хозяйствующие субъекты - ее внешними участниками. Однако полного эффекта "налоговых ясель" и расширение числа участников достичь не удалось и главная причина - в низкой деловой активности населения и высокие риски, в том числе, связанные с кредитованием инвестиционных проектов.
Избирательность Правительства Республики Бурятия и его ориентация на оказание государственной поддержки, прежде всего конкурентоспособных производств, позволили поднять рейтинг развития промышленного производства Республики Бурятия среди регионов России.
Благодаря деятельности Президента Республики Бурятия в отношениях с федеральными органами государственной власти, вклада его политической ренты в социально-экономическое развитие Республики Бурятия были положительно решены вопросы финансирования, размещения государственных и экспортных заказов, развития корпоративных и кооперационных связей, освоения новых изделий и производств.
За последнее десятилетие, в результате проведенных Правительством Республики Бурятия социально-экономических преобразований, сложилась многоукладная экономика на селе. Существенно расширились права и полномочия сельскохозяйственных товаропроизводителей, произошла смена их организационно-правовых форм.
Возросла доля продукции в структуре валовой продукции сельского хозяйства, производимой личными подсобными хозяйствами.
Вместе с тем, в условиях передела собственности на землю, резкого ограничения государственных поставок сельскохозяйственной техники и агрохимических средств, сельское хозяйство вынуждено было перейти на мелкотоварное и подворное ведение хозяйства.
Это приведет (по оценочным данным) к снижению выпуска валовой продукции сельского хозяйства в 2002 году на уровне 6473,1 млн. рублей или на 3,7% ниже уровня 1998 года в сопоставимых ценах. Программой предусматривался ежегодный рост на уровне 0,6% или за 4 года в пределах 2,4%.
Основное падение производства произошло в сельскохозяйственных организациях: производство зерна к уровню 1998 года сокращено на 60%, картофеля на 38%, овощей на 12%, молока на 38%, яиц на 53,4%, шерсти на 38,8%.
Обвальное сокращение производства валовой продукции компенсировалось ростом в личных подсобных (крестьянских) хозяйствах, которые обеспечили прирост продукции за 2000 год - 3,2%, 2001 году - 6,4%.
Государственная поддержка организаций пищевой и перерабатывающей промышленности привела к приросту продукции в 1999 году на 9,6%, в 2000 году на 7,3%. По итогам 2002 года ожидается производство продукции в сумме 2049,0 млн. рублей или прирост к уровню 2001 года на 14,2%.
Строительными организациями Республики Бурятия в полном объеме обеспечено освоение капитальных вложений на строительно-монтажные работы по всем источникам финансирования.
За счет концентрации финансовых, материальных и трудовых ресурсов в прошедшие годы введены в эксплуатацию:
- объекты социальной сферы Республики Бурятия - 1 пусковой комплекс детской многопрофильной больницы (Диагностический центр на 360 посещений/сутки), пусковые комплексы республиканского противотуберкулезного диспансера; Мухоршибирский ЦРБ на 30 койко/мест; больничный корпус на 50 койко/мест в с. Курумкан;
- общеобразовательные школы на 2392 учебных мест; первая очередь школы-искусств в г. Северобайкальске на 23 классных комнаты;
- строителями Бурятского участка БАМа завершены основные горно-капитальные работы на сооружениях Северомуйского тоннеля и в канун 2001 г. по нему прошел первый электропоезд.
Достигнут рост объемов жилищного строительства, составивший в 2001 году 116% к уровню 1998 года.
Активно реализуется Программа ипотечного жилищного кредитования населения, построено и сдано в эксплуатацию 1752 кв. метра нового жилья, освоено строительно-монтажных работ на сумму 40,7 млн. рублей, выдано ипотечных займов на сумму 5,07 млн. рублей. Наработанный опыт и нормативная база позволили в текущем году создать условия для привлечения внебюджетных средств, в т.ч. до 80 млн. рублей (в 2003 году) средств федерального Агентства ипотечного кредитования через рефинансирование займов.
Вместе с тем, остаются проблемы роста незавершенного строительства, кадров, высокая дебиторская задолженность, высокий износ основных фондов, низкое качество строительства.
Принятые управленческие Решения Правительством Республики Бурятия в области стимулирования производства и деловой активности хозяйствующих субъектов позволили создать более благоприятные условия в Республике Бурятия в привлечении инвестиционных ресурсов.
За четыре прошедших года Правительством Республики Бурятия были использованы различные формы и механизмы привлечения инвестиций в экономику.
Для привлечении внебюджетных средств по реализации инвестиционных проектов был сформирован Бюджет развития Республики Бурятия. Разработан пакет нормативных актов, определяющих порядок инвестиционного проектирования, проведения конкурсного отбора инвестиционных проектов, получения субъектами предпринимательской деятельности государственной поддержки в виде прямого бюджетного кредитования, государственных гарантий, компенсационных выплат учетной ставки коммерческих банков по кредитам, выданным на реализацию инвестиционных проектов.
Получены положительные результаты работы Правительства Республики Бурятия в развитии малого и среднего бизнеса: оказана государственная поддержка градо- и поселкообразующим организациям депрессивных территорий; созданы и получили развитие территориально-промышленные зоны и территориальные агропромышленные зоны свободного предпринимательства.
В целях развития малого бизнеса на селе, Правительством Республики Бурятия внедряется механизм микрофинансирования - создание и развитие сельскохозяйственных кооперативов (на сегодня официально зарегистрировано 15 сельскохозяйственных кооперативов).
Государственные гарантии и компенсационные выплаты внесли весомый вклад в привлечение кредитных ресурсов коммерческих банков в реальный сектор экономики.
Реализация принятых мер Правительством Республики Бурятия позволила улучшить современную ситуацию в инвестиционной сфере Республики Бурятия, которая характеризуется следующими показателями:
- увеличилась доля инвестиций в основной капитал в объеме валового регионального продукта с 15,6% до 16,4%;
- в структуре инвестиций в основной капитал увеличилась доля привлеченных средств;
- наблюдается рост объемов жилищного строительства;
- улучшились показатели финансовой деятельности организаций реального сектора экономики (на 51% выросла балансовая прибыль, в 1,3 раза увеличилась прибыль при быльных организаций, удельный вес убытков в ВРП снизился на 1,4% и составил 2,2%; доля убыточных организаций сократилась до 53,4% или на 6,8%).
В тоже время на активность инвестиционных процессов в Республике Бурятия влияет ряд проблем, характерных для всех регионов России. К ним относятся:
1. Неразвитость фондового рынка. Фондовый рынок в Республике Бурятия не стал в должной мере значимым инструментом привлечения инвестиционных ресурсов в экономику Республики Бурятия. Уровень корпоративного управления в Республике Бурятия остается низким и это создает серьезные трудности для привлечения инвестиций.
2. Практически не задействован механизм финансового лизинга в процессе технического перевооружения организаций. Несмотря на то, что этот инструмент является одним из способов, позволяющих в условиях недостатка и недоступности долгосрочных кредитных ресурсов для обновления основных фондов, многие организации из-за недостаточной информированности, инертности и неподготовленности руководящего состава не используют операции финансового лизинга.
3. Не в полной мере реализованы меры Правительства Республики Бурятия по вовлечению в реальный сектор экономики свободных денежных средств населения. Реальной сферой привлечения средств граждан в хозяйственный оборот Республики Бурятия на сегодня является долгосрочное ипотечное жилищное кредитование, но в настоящее время ипотека не получила должного развития.
4. Слабость банковской системы - существенный тормоз для инвестиций и один из важнейших факторов инвестиционного риска.
На сегодня Республика Бурятия не имеет самостоятельной банковской структуры. Существующие на территории Бурятии банки-нерезиденты зарегистрированы в виде отделений и филиалов ведущих банков г. Москвы, инвестиционная деятельность которых ограничена как ресурсной обеспеченностью, так и самостоятельностью в принятии инвестиционного решения в финансировании крупного проекта.
5. Низкий уровень предпринимательской среды. В сравнении с регионами Западной Сибири и Дальнего Востока структура предпринимательской среды Республики Бурятия существенно отличается.
Сформированная к настоящему времени в Республике Бурятия система рыночных структур в сфере предпринимательства в большей мере состоит из представителей малого и среднего бизнеса, незначительный капитал которых вкладывается, в основном, в лесную и деревообрабатывающую отрасль, сферу торговли и оказания общественных услуг.
6. Низкая активность органов местного самоуправления в части реализации инвестиционной политики Правительства Республики Бурятия в районах. Большинство законодательных решений, принимаемых Народным Хуралом Республики Бурятия так и остаются рекомендательными и не находят практического применения на уровне местного самоуправления.
7. Необходимо признать, в Республике Бурятия отсутствует четкая отработанная система оценки реального эффекта от принимаемых в законодательном порядке решений, предоставленных преференций и льгот, направленных на стимулирование инвестиционной и производственной деятельности.
8. Кроме того, слабо поставлен контроль за целевым использованием средств, предоставляемых хозяйствующим субъектам в виде различных форм государственной поддержки.
В этой связи, Правительство Республики Бурятия продолжит работу по совершенствованию действующего механизма инвестирования проектов в части определения приоритетов вложения инвестиций и критериев оценки эффективности инвестиционных проектов.
Несмотря на положительную динамику макроэкономических показателей, Правительству Республики Бурятия не удалось повлиять на решение проблемы обновления основных фондов и более широкого вовлечения в производство пассивных мощностей, составляющих дополнительный ресурс организаций.
Коэффициент обновления основных фондов в промышленности достиг уровня 4,5%, превышающий в 2 раза коэффициент выбытия, однако перелома в применении современных технологий не произошло. Причина кроется в дефиците финансовых ресурсов и отвлечении амортизационных отчислений на цели, не связанные с обновлением оборудования.
Правительством Республики Бурятия за период 1999-2002 гг. проводилась целенаправленная работа по государственному регулированию потребительского рынка с целью достижения экономического роста в отрасли и более полного удовлетворения потребностей населения в товарах. Сохранена стабильность на потребительском рынке Республики Бурятия и поддерживается насыщенность торговой сети основными группами питания и социально-значимыми непродовольственными товарами.
Возросла емкость рынка по многим товарным группам, в том числе за счет роста объемов производства и увеличения внутреннего совокупного спроса на продукцию местных товаропроизводителей.
Положительные сдвиги произошли в расширении ассортимента продукции, выпускаемой местными организациями пищевой и перерабатывающей промышленности, повышении ее качества и привлекательности для потребителя.
За период 1999-2002 гг. активизировались и расширились связи Республики Бурятия с регионами Российской Федерации. Произошли позитивные сдвиги в улучшении торгового баланса ввоза-вывоза потребительских товаров. Недостающие ресурсы продовольствия формируются за счет ввоза, при этом основные каналы поступления обеспечивают индивидуальные предприниматели.
Объем товарных запасов в течение 1999-2002 гг. оставался на оптимальном для торговли уровне и составлял 45-50 дней.
Правительством Республики Бурятия проводилась большая работа по регулированию производства и оборота алкогольной продукции. Оборот легальной алкогольной продукции вырос в сравнении с 1998 годом в 2 раза. В результате поступление акцизов в консолидированный бюджет увеличилось со 121,8 млн. рублей (1998 г.) до 252,2 млн. рублей (2002 г.).
Начиная с 2000 г., наблюдается устойчивый рост оборота розничной торговли и общественного питания. В структуре формирования оборота розничной торговли увеличивается доля продажи товаров торгующими организациями 60,7% (1998 г.) - 68,4% (2001 г.), соответственно снижается доля продажи на вещевых, смешанных, продовольственных рынках.
Реализация внешнеэкономической политики и международного сотрудничества Республики Бурятия направлена на повышение эффективности и масштабов внешнеэкономической деятельности Республики Бурятия. Внешнеторговый оборот Республики Бурятия (по предварительным данным) в 2002 году в сравнении с 1998 годом увеличится в два раза и составит 231,5 млн. долл. США, при этом экспорт увеличится в 2,7 раза и составит 191,5 млн. долл.
Подписано и реализуется Соглашение об экономическом и приграничном сотрудничестве между Республикой Бурятия и Монголией. Внешнеторговый оборот Бурятии с Монголией (без учета продукции ТЭКа) в 2001 году к уровню 1998 года увеличился в 1,7 раза, при этом экспортные поставки в Монголию возросли в 2,5 раза, расширился их ассортимент (кондитерские и макаронные изделия, мука, молочная продукция, безалкогольные напитки и т.д.).
Подписаны межправительственные Соглашения с Украиной и Республикой Беларусь о торгово-экономическом и научно-техническом и культурном сотрудничестве. Внешнеторговый оборот Республики Бурятия с Украиной в 2001 году увеличился к уровню 1998 года в более чем 3 раза.
Правительство Республики Бурятия проводило активную политику в области содействия занятости населения. За период с 1999 по 2002 гг. произошло увеличение численности занятых в экономике на 23,2 тыс. человек (6,2%) и по оценке баланса трудовых ресурсов за 2002 г. составит 393,5 тыс. человек. При росте ВРП на 7% в год, рост численности занятых в экономике составляет 1,0 - 1,5%.
Ежемесячный мониторинг ситуации по выплате заработной платы и принимаемые меры позволили ликвидировать задолженность по заработной плате в бюджетной сфере Республики Бурятия и выйти на регулярные текущие выплаты. Вместе с тем, сохраняется задолженность по оплате труда на 189 организациях внебюджетного сектора экономики.
За период 1999-2001 гг. темп роста средней заработной платы составил 197,5%, среднедушевых денежных доходов - 165,9%, в то время как инфляции - 145,4%.
С 2000 года рост денежных доходов населения опережает их обесценивание: реальные денежные доходы за 2000-2001 гг. возросли на 8,5%, реальная заработная плата - на 30,8%. В 2002 году по сравнению с 2001 годом среднедушевые денежные доходы населения Республики Бурятия возросли на 36,6%, реальные доходы увеличились на 21,1%. По этому показателю Республика Бурятия занимает 5 место среди регионов Сибирского Федерального округа.
Совершенствуется система социального партнерства. Заключено 26 отраслевых тарифных соглашений и 18 территориальных соглашений, 1383 коллективных договоров (61,0 % от числа крупных и средних организаций).
На изменение структуры и повышение уровня занятости населения направлены мероприятия Генеральной схемы создания и сохранения рабочих мест в Республике Бурятия, рассчитанные на 2001-2004 годы. Их реализация в 2001 году позволила создать 12679 рабочих мест и сохранить 1164, одновременно мероприятиями было охвачено свыше 8 тысяч безработных. За 9 месяцев 2002 году создано 10019 новых рабочих мест и сохранено 1429 рабочих мест.
В целях преодоления негативных тенденций демографического развития, сложившихся в 1990-е годы, Правительством Республики Бурятия принята Концепция демографического развития Республики Бурятия на период до 2010 года и План мероприятий по ее реализации.
Сформирована и развивается система социального обслуживания семей с детьми, ориентированная на профилактику социального неблагополучия, отвечающая потребностям жизнеустройства безнадзорных и беспризорных детей в Республике Бурятия. В рамках республиканской и муниципальных Программ "Семья и дети" получили поддержку 39682 ребенка из социально незащищенных категорий семей. Проведены акции: "Золотое сердце Бурятии", "Эстафета памяти", "Помогите детям собраться в школу!", Республиканский конкурс социальных Проектов "Семья - XXI век" и другие социально значимые мероприятия.
Реформирование жилищно-коммунального хозяйства в 1999-2002 гг. проводилось в соответствии с республиканской программой по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Республики Бурятия.
С целью социальной защиты населения на всей территории Республики Бурятия созданы службы по начислению жилищных субсидий малообеспеченным гражданам. За период 1998-2002 гг. сумма выплаченных субсидий составила 170,5 млн. руб., на конец 2002 г. число семей, получивших субсидии, составило 29,9 тыс. семей.
На объектах социальной сферы внедряется технический учет поставляемых коммунальных услуг, проводятся мероприятия по экономии энергоресурсов. Разработаны и доведены до каждого района предельные нормы потребления жилищно-коммунальных услуг.
В результате исполнения мероприятий по энергоресурсосбережению за период с 1998 по 1 квартал 2002 г. по районам Республики Бурятия сэкономлено более 125 млн. руб.
Проведено разграничение функций между собственниками объектов жилищно-коммунального назначения и хозяйствующими субъектами. Внедряются договорные отношения - между заказчиками услуг, их поставщиками и населением. В городе Улан-Удэ появилась новая форма управления жильем - товарищества собственников жилья (ТСЖ), создана ассоциация товариществ собственников жилья.
Реализуется республиканская Программа сноса ветхого и аварийного жилья. В 2001-2002 гг., ликвидировано 20,8 тыс. кв. метров ветхого и аварийного жилья. Проведен анализ работы муниципального теплоэнергетического хозяйства, после чего были закрыты нерентабельные котельные, отдельные объекты переведены на автономное отопление.
Вместе с тем, за эти годы не удалось внедрить обслуживание жилья на конкурсной основе. В отдельных районах оплата населением за жилищно-коммунальные услуги не достигла установленных стандартов.
Медленными темпами проводится технический учет теплоэнергетических ресурсов в бюджетной сфере и в жилищном фонде. Снизились объемы проведения капитального ремонта жилья. В 8 районах Республики Бурятия капремонт жилья не проводился в течение 5 лет.
В области здравоохранения Правительство Республики Бурятия сосредоточило свои усилия на таких приоритетных направлениях, как охрана материнства и детства, борьба с социально значимыми заболеваниями, профилактика инфекционных болезней. Были приняты республиканские целевые программы, позволяющие решать проблемы основных направлений здравоохранения.
Дорогостоящая стационарная помощь заменялась на стационарозаменяющие технологии, повышена роль амбулаторно-поликлинической службы по профилактике, диагностике и лечении заболеваний. Причем развитие первичной медицинской помощи проводилось на базе старой амбулаторно-поликлинической помощи с изменением механизмов управления и финансирования. Проведена работа поэтапного перехода к организации первичной помощи по принципу врача общей практики (семейного врача).
В целях улучшения медицинского обслуживания сельского населения проведена работа по созданию межрайонных специализированных отделений по оказанию акушерско-гинекологической, хирургической помощи при Мухоршибирской и Хоринской центральных районных больницах.
Начиная с 1999 г. ежегодно принимается республиканская Программа государственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью. Это позволило сократить дефицит финансовых средств для обеспечения гарантированных объемов амбулаторно-поликлинической, стационарной и скорой медицинской помощи с 37% в 1999 г. до 29% в 2001 г.
Реализация республиканской целевой программы "Развитие физической культуры и формирование здорового образа жизни населения Республики Бурятия" (1998-2002 годы), способствовала достижению полученных положительных результатов.
Имеющаяся материально-техническая база физической культуры и спорта является отсталой в техническом отношении, большинство сооружений оснащено старым энергоемким оборудованием и не имеет необходимых площадей для организации работы с населением.
За счет внебюджетных средств методом "народной стройки" развернуто строительство спортивных сооружений в Тункинском, Джидинском, Баргузинском, Мухоршибирском, Закаменском районах.
Основной целью государственного регулирования политики в области туризма является создание в республике современного туристического комплекса, обеспечивающего возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в разнообразных туристических услугах.
Согласовано создание двух рекреационных территорий в Кабанском районе: "Лемасово" и "Байкальский прибой - Култушная". Принято решение о разработке Программы развития туризма в г. Улан-Удэ.
Для активизации развития сельского туризма в Республике Бурятия утверждены положение и правила по добровольной классификации услуг малых средств размещения, которые создадут легальные условия для работы на рынке услуг по размещению, в первую очередь, индивидуальным предпринимателям, а также организациям.
В целях развития материально-технической базы туризма (средств размещения) активизирована инвестиционная деятельность за счет привлечения собственных и заемных средств организаций и частных лиц.
Для реализация государственной молодежной политики Правительством Республики Бурятия были разработаны и приняты республиканские Целевые программы "Молодежь Бурятии (2002-2004 гг.)" и "Обеспечение жильем молодых специалистов Республики Бурятия (2002-2004 гг.)", регулирующие механизмы государственной поддержки молодежи.
Система мероприятий по реализации основных направлений государственной молодежной политики позволила:
- увеличить количество молодежных общественных объединений с 38 в 2001 году до 40 в 2002 году;
- провести 63 мероприятия по профилактике преступности среди молодежи (в 2001 году - 50);
- увеличить количество республиканских социальных центров и служб для молодежи с 5 в 2001 году до 7 в 2002 году;
- снизить уровень молодежной безработицы (с 29,1% в 2001 году до 28,5 в 2002 году) путем обеспечения временной и сезонной занятости молодежи, а также через повышение квалификации и формирование трудовых ресурсов, соответствующих требованиям рынка.
В 2002 году 147 молодых специалиста получили государственную безвозмездную субсидию на приобретение или строительство жилья.
Система образования Бурятии направлена на реализацию конституционных прав граждан на получение современного качественного образования всех уровней. Эффективное использование интеллектуальных ресурсов системы образования позволило республике войти в число лидеров на федеральном уровне.
Последовательно развиваются процессы регионализации системы образования, учитывающей всю культурно - национальную, историческую, социально - экономическую и геополитическую специфику Бурятии.
В 2001-2002 гг. произошло уменьшение численности учащихся в общеобразовательных школах до 158,0 тыс. чел.
29 учреждений образования Республики Бурятия участвует в федеральном эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования.
Отрабатывается механизм устойчивого развития системы образования через обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования, достижение современного качества дошкольного, общего и профессионального образования.
В 2001-2002 гг. практически реализована программа компьютеризации сельских, городских и поселковых школ Республики Бурятия, что позволит довести число учеников, приходящихся на один компьютер с 420 чел. в 2000 году, до 70 чел. - в 2002 г.
Происходит интеграция общего и дополнительного образования, ведущая к повышению уровня качества школьного образования. Принята и реализуется республиканская Целевая программа "Развитие системы дополнительного образования детей на 2002-2005 годы".
В рамках реализации Федеральной программы развития образования Республика Бурятия определена единственным "пилотным" регионом по осуществлению "Проекта материально-технического оснащения сельских школ лабораторным оборудованием для кабинетов естественнонаучных дисциплин" в объеме 25,0 млн. руб. для 210 сельских школ.
Сохраняется проблема кадрового обеспечения системы образования, незначителен приток молодых кадров, не реализуется гарантированное государством жилищно-бытовое обустройство и выплаты льгот молодым специалистам.
Научно-технический потенциал Республики Бурятия представлен в системе академической науки, вузов, научных организаций. Сегодня в вузах и научных организациях Республики Бурятия трудятся свыше 1900 профессоров и преподавателей, в т.ч.: докторов наук, профессоров - 179, кандидатов наук, доцентов - 1010.
Государственная политика Правительства Республики Бурятия в сфере науки базируется на реализации пяти направлений: информационно - телекоммуникационные технологии и электроника, новые материалы и химические технологии, технологии живых систем, энергосберегающие технологии, экология и рациональное природопользование.
Правительство Республики Бурятия на основе заключенных соглашений с Российским фондом фундаментальных исследований, администрацией Иркутской области, Министерством промышленности, науки и технологий РФ, Министерством образования РФ организует конкурсы проектов фундаментальных научных исследований по проблемам озера Байкал и Байкальского региона, региональной научно-технической Программы "Бурятия. Наука. Технологии и инновации", участвует в реализации Федеральной Целевой программы "Интеграция высшего образования и науки", организует конкурс грантов молодых ученых Республики Бурятия.
В целях обеспечения условий для многообразной и полноценной культурной жизни граждан в Республике Бурятия реализуется Программа "Развитие и сохранение культуры и искусства Республики Бурятия".
В течение 1999-2002 гг. проводилась работа по совершенствованию содержания профессионального образования, структурной оптимизации подготовки специалистов в области культуры.
За период 1999 - 2002 гг. на 35,2%. возросли платные услуги населению, предоставляемые учреждениями культуры (с 11,9 млн. руб. до 16,1 млн. руб. соответственно). Только в 2001 году увеличение платных услуг составило 161,3%.
По сравнению с предыдущими годами увеличилось число новых спектаклей различных жанров, на которые приглашаются ведущие солисты из г. Москвы, Самары, Красноярска и др. городов. ГБАТД им. X. Намсараева подготовил два новых спектакля пьесы бурятских авторов, на его сцене успешно прошли дипломные спектакли бурятской актерской студии ВСГАКИ. В театре кукол "Ульгэр" подготовлено 5 новых спектаклей. Государственным цирком Бурятии создана новая программа "Чудесный калейдоскоп". Государственная филармония регулярно проводит концерты симфонического оркестра, детской филармонии, солистов оперы и эстрады.
Реализуя государственную политику в сфере национальных отношений и религий, Правительство Республики Бурятия взаимодействует с 20 общественными национальными и 159 религиозными объединениями. Проведены II съезд народов Бурятии, II Всебурятский съезд, I межрегиональный фестиваль национальных культур Восточной Сибири, конференция семейских, поляков, российских немцев, представителей народов Севера.
В рамках развития международного сотрудничества проведены Международный симпозиум "Традиционная культура коренных народов Байкальского региона: возрождение и развитие" (1999 г.), Международные научно-практические конференции: "Семейская культура Забайкалья: история и современность" (2000 г.), "Проблемы истории и культуры цивилизации Центральной Азии" (2000 г.), "Старообрядчество: история и современность, местная традиция, русские и зарубежные связи" (2001 г.), "Этносоциальные процессы в Сибири: Евразийский аспект" (2001 г.).
Особое внимание Правительство Республики Бурятия уделяет восстановлению традиционных промыслов коренных малых народов Севера, охране их здоровья. При содействии органов государственной власти Республики Бурятия в марте 2000 г. сойоты Окинского района впервые были включены в Единый перечень малочисленных народов России, созданы этнокультурные центры, разработаны словарь и азбука сойотского языка.
В Баунтовском национальном эвенкийском районе действует единственный в Бурятии Музей народов Севера. В Бурятском государственном университете продолжается работа над усовершенствованием процесса образования на эвенкийском отделении факультета бурятской филологии. За десять лет работы было подготовлено 6 выпусков преподавателей эвенкийского языка и литературы. Подписан договор о взаимном сотрудничестве между Баунтовским эвенкийским районом и Эвенкийским хошуном КНР.
Правительство Республики Бурятия оказывает поддержку национально-культурным центрам Республики Бурятия. Оказывается научно-методическая помощь воскресным школам, творческим коллективам центров, проводятся Дни национальных культур.
Правительством республики реализуется Республиканская Целевая программа по усилению борьбы с преступностью на 2001-2003 годы.
Динамика преступности в 2000 году по количеству зарегистрированных преступлений по сравнению с 1999 годом сократилась на 0,3%, в 2001 году увеличение составило 2,2%
За последние 3 года общая раскрываемость преступлений имеет тенденцию к снижению и составила: 1999 г. - 67,8%; 2000 г. - 72,2%; 2001 г. - 64,2%; за 9 месяцев текущего года - 54,8%, что на 11,1% меньше аналогичного периода прошлого года.
Активизирована работа по выявлению преступлений в таких наиболее криминогенных отраслях экономической деятельности, как в агропромышленном комплексе (+8,3%), здравоохранении (+77,8%),
Проводимые профилактические мероприятия "Вымогательство", "Без наркотиков", "Лето", "Группа", "Семья", "Подросток" и т.д. позволили в 2001 году снизить число преступлений, совершенных несовершеннолетними гражданами.
Установленный в Республике Бурятия особый режим хозяйствования накладывает жесткие ограничения на ведение хозяйственной деятельности.
Для восстановления ресурсного потенциала Республики Бурятия и сохранения биологического разнообразия ежегодно проводятся лесовосстановительные посадки на площади до 20 тыс. га, что позволило за четыре года увеличить покрытую лесом площадь на 4%.
В 1999 году сформирован Кадастр особо охраняемых территорий Республики Бурятия. В 2000 году осуществлена инвентаризация и паспортизация памятников природы по районам Республики Бурятия. Ежегодно издается Государственный доклад "Состояние окружающей природной среды и природоохранной деятельности в Республике Бурятия", организовано переиздание Красной книги Республики Бурятия.
В 2001 году Правительством Республики Бурятия принята Стратегия перехода Республики Бурятия к устойчивому развитию на 2002-2010 гг., направленная на достижение устойчивого роста уровня жизни населения путем обеспечения динамичного развития хозяйственного потенциала Бурятии на основе модернизации экономики, повышения эффективности и конкурентоспособности производства с учетом требований экологизации хозяйственной деятельности.
За период 1999-2002 годы деятельность Президента и Правительства Республики Бурятия была направлена на формирование республиканской законодательной базы, регулирующей вопросы разделения полномочий Республики Бурятия и Российской Федерации. Проведена работа по приведению законов Республики Бурятия в соответствие с Федеральным законодательством.
Упорядочены сведения о муниципальных образованиях в Республике Бурятия. Проведена работа по внесению муниципальных образований Республики Бурятия в Федеральный реестр, подготовлен перечень малых сел Республики Бурятия с отрицательными демографическими характеристиками.
В Республике Бурятия явственно прослеживается тенденция поворота к современному пониманию роли общественных институтов. Все более глубоко происходит осознание необходимости диалога и партнерства между властью и гражданским обществом.
В Республике Бурятия появились примеры эффективных механизмов взаимодействия органов государственной власти и общественности, совместного решения социальных проблем. Все активнее действует ряд консультативных советов при Президенте Бурятии по различным направлениям жизнедеятельности республики. Особую роль при этом играют советы, в состав которых входят представители различных общественных организаций: Общественно-политический консультативный Совет, Совет старейшин, Консультативный Совет женщин, Совет по делам национальностей при Президенте Республики Бурятия. Они стали реальными связующими звеньями, каналом обмена информацией власти и общественности, своего рода инструментом общения с властью, дающим возможность конструктивного диалога на равных.
Совершенствуются формы общественного контроля. Представители общественности и власти совместно активно работают в республиканской комиссии по правам человека, в республиканской комиссии по помилованию, созданной в 2002 году.
Взаимодействие власти с общественностью в Республике Бурятия, постепенно поднимаясь на качественно новый уровень, проявляется и в формах участия в мероприятиях на межрегиональном и федеральном политическом пространстве.
Для повышения эффективности принятия управленческих решений, установления взаимоотношений с хозяйствующими субъектами в Республике Бурятия Указом Президента Республики Бурятия с 2000 года введена система индикативного управления. Выстроена стройная система принятия управленческих решений, основанная на принципах прозрачности, нормирования и контроля.
Эффективность выполнения Программы действий Правительства Республики Бурятия на 1998-2002 годы по основным макроэкономическим показателям приведена в Таблице 1
Таблица 1
Итоги выполнения Программы действий Правительства Республики Бурятия
за 1999-2002 гг. по основным макроэкономическим показателям
Показатели | Ед. изм. | 1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. |
1. Валовой региональный продукт по программе фактически |
% % |
100,4 108,0 |
103,7 105,0 |
105,8 108,0 |
107,2 107,0 |
2. Продукция промышлен- ности по программе фактически |
% % |
100,4 112,3 |
101,0 107,5 |
102,6 112,7 |
103,0 113,8 |
3. Продукция сельского хозяйства по программе фактически |
% % |
101,5 99,4 |
100,0 100,5 |
100,2 100,2 |
100,6 100,5 |
4. Инвестиции в основной капитал по программе фактически |
% % |
96,2 124,5 |
95,8 101,5 |
100,9 138,0 |
111,1 86,9 |
5. Розничный товарооборот по программе фактически |
млн. руб. млн. руб. |
6272,0 8617,0 |
7087,0 10968,6 |
7867,0 14546,4 |
8811,0 18101,8 |
6. Платные услуги по программе фактически |
млн. руб. млн. руб. |
1292,0 1189,0 |
1823,0 1724,1 |
2265,0 2500,5 |
2814,0 3278,6 |
7. Денежные доходы населения по программе фактически |
млн. руб. млн. руб. |
10560,0 13216,0 |
11180,0 16909,7 |
11681,0 26938,7 |
12382,0 37649,7 |
8. Среднемесячная заработная плата на 1 работающего по программе фактически |
руб. руб. |
1212,0 1384,6 |
1232,0 1923,7 |
1252,0 2735,0 |
1278,0 3950,0 |
9. Уровень бедности по программе фактически |
% % |
54,0 |
53,0 |
52,0 43,0 |
48,0 42,0 |
10. Зарегистрированная безработица по программе фактически |
% % |
3,7 1,7 |
4,2 1,6 |
3,8 2,2 |
2,9 1,8 |
11. Ввод жилья по программе фактически |
тыс. м2 тыс. м2 |
179,7 171,0 |
193,2 170,3 |
232,0 181,9 |
262,0 183,7 |
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 26 марта 2007 г. N 90 в подраздел 1.2. раздела 1 настоящей Программы внесены изменения
1.2. Основные положения нового курса
Политика экономического роста, проводимая Правительством Республики Бурятия, и основные итоги реализации Программы действий Правительства на 1999-2002 годы создали предпосылки реализации курса по переходу Республики Бурятия к устойчивому развитию.
Особенностью Программы деятельности Правительства Республики Бурятия на срок полномочий является формирование планов деятельности органов исполнительной власти Республики Бурятия на решение ключевых проблем граждан в Республике Бурятия, обеспечивающих равный доступ к государственным услугам и комфортное проживание на территории Республики Бурятия.
Правительство Республики Бурятия будет проводить экономическую политику, направленную на стимулирование экономического роста с удвоением валового продукта к 2010 году.
За период с 1999 по 2002 год рост валового регионального продукта составил 131,0 процент против 118,1 процента по Программе действий Правительства Республики Бурятия на 1999-2002 гг. Среднегодовые темпы прироста составили 7,9 процента.
Задача Правительства Республики Бурятия - обеспечить за ближайшие 5 лет ежегодный прирост ВРП не ниже 7 процентов; реальных денежных доходов населения не менее 6 процентов.
Для достижения поставленных целей будут использованы все формы и методы государственной поддержки реального сектора экономики и социальной сферы. При этом упор будет сделан на ввод новых мощностей и модернизацию действующих.
Модернизация и структурная перестройка экономики будет поддерживаться реформами в налоговой и бюджетной системе, проведением тарифной политики, сдерживающей цены естественных и локальных монополий, мерами по улучшению инвестиционного климата и развитию инновационной деятельности при возрастающей роли малого бизнеса.
Принципы устойчивого развития будут соблюдены путем комплексного подхода к решению экономических, социальных и экологических проблем.
В Программу деятельности изначально закладываются параметры потребления природных ресурсов, изменения состояния и ущерба окружающей среде с более низкими темпами, чем темпы экономического развития. На основе оценки национального богатства, которая будет проводиться с 2003 года, будет реализовываться политика, обеспечивающая баланс потребления природных ресурсов с приростом производственного и человеческого капитала.
Задача Правительства Республики Бурятия - довести за предстоящие пять лет уровень развития социальной инфраструктуры, до параметров, обеспечивающих предоставление государственных услуг в соответствии с федеральными стандартами.
Экономическими целями деятельности Правительства Республики Бурятии на предстоящие 5 лет являются: обеспечение экономического роста на основе модернизации и структурной перестройки экономики, улучшение инвестиционного климата, комплексное развитие инфраструктуры на основе рационального использования территории и природных ресурсов.
Рост производства валового регионального продукта составит 141,6 процента, инвестиций - 110,0 процентов, промышленного производства - 144,8 процента, сельскохозяйственного производства - 115,4 процента, ввод основных фондов в промышленности не менее 5 процентов в год.
В социальной сфере деятельность Правительства Республики Бурятия будет направлена на обеспечение всестороннего развития личности на основе образования, культуры и науки, здорового образа жизни населения, заботу об уровне жизни, условиях труда и семьях, внедрение принципов социальной справедливости и демократизации общества, обеспечение личной безопасности граждан.
При этом будет обеспечен рост реальных доходов населения не менее чем на 35,6 процента, удельный вес расходов на социальную сферу составит не менее 56 процентов, продолжительность жизни возрастет на 4 процента, младенческая смертность снизится не менее чем на 6 процентов, уровень бедности не менее чем на 12 процентов, обеспеченность жильем возрастет до 17,4 кв. метра на человека.
В области экологии приоритетами Правительства Республики Бурятия определена деятельность по охране озера Байкал и его экосистемы, введению экономических и финансовых механизмов рационального природопользования, мониторингу и контролю за состоянием окружающей среды, обеспечению прироста запасов природных ресурсов не ниже уровня их потребления. Количество сохраняемых видов биоразнообразия превысит 2,5 тысяч видов; площадь земель, на которых будут проводиться культурно-технические работы составит 160 тыс. га; повторное использование воды - 63 процента от ее забора; использование рыбных запасов составит 4000 тонн, расчетной лесосеки - 1,9 млн. куб. метров, накопление токсичных отходов составит не более 2 тыс. тонн.
Схема 1. Цели Программы деятельности Правительства Республики
Бурятия на срок полномочий
/--------------------------------------------\ /----------------------------------------------------------\
| Экономические цели | | Параметры |
|- Экономический рост на основе модернизации | |- Рост ВРП 141,6% |
|и структурной перестройки экономики | |- Рост инвестиций 110,0% |
|- Улучшение инвестиционного климата | |- Рост промышленного производства 144,8% |
|- Комплексное развитие инфраструктуры на | ‡‡‡ |- Рост сельскохозяйственного производства 115,4% |
|основе рационального использования | |- Ввод основных фондов в промышленности не менее 5% в год |
|территории и природных ресурсов | |- Темпы прироста розничного товарооборота на 32,1% |
|- Соблюдение пропорций в развитии отраслей | |- Рост числа занятых в малом бизнесе до 8% численности |
|материального производства | |населения |
|- Поддержка предпринимательства | |- Рост внешнеторгового оборота 116,5 % |
\--------------------------------------------/ \----------------------------------------------------------/
/--------------------------------------------\ /----------------------------------------------------------\
| Социальные цели | | Параметры |
|- Обеспечение всестороннего развития | |- Рост реальных доходов населения на 35,6% |
|личности на основе образования, культуры и | |- Рост удельного веса расходов республиканского бюджета на|
|науки, здорового образа жизни населения | |социальную сферу до 56% |
|- Забота об уровне жизни, условиях труда и | ‡‡‡ |- Рост продолжительности жизни не менее 4% |
|семьях | |- Снижение младенческой смертности не менее 6% |
|- Внедрение принципов социальной справедливо| |- Снижение уровня бедности не менее 12% |
|сти и демократизации общества | |- Обеспеченность жильем до 17,4 кв. м. на человека |
|- Обеспечение личной и имущественной | | |
|безопасности граждан | | |
\--------------------------------------------/ \----------------------------------------------------------/
/--------------------------------------------\ /----------------------------------------------------------\
| Экологические цели | | Параметры |
|- Сохранение озера Байкал и его экосистемы | |- Сохранение количества видов биоразнообразия - более |
|- Введение экономических и финансовых | |2,5 тыс. видов |
|механизмов рационального природопользования | |- Площади земель, на которых будут проводиться |
|- Мониторинг и контроль за состоянием | ‡‡‡ |культурно-технические работы - 160 тыс. га |
|окружающей среды | |- Повторное использование воды 63 % от забора воды |
|- Обеспечение прироста запасов природных | |- Использование рыбных запасов 4000 тонн |
|ресурсов не ниже уровня потребления | |- Использование расчетной лесосеки 1,9 млн. куб. м |
| | |- Накопление токсичных отходов - не более 2 тыс. тонн |
\--------------------------------------------/ \----------------------------------------------------------/
Таблица 2
Основные показатели социально-экономического развития
Республики Бурятия на 2001-2007 годы
Показатели |
ед. изм. |
Годы | 2007 в % к 2002 |
||||||
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |||
1.Численность постоянного населения, на начало года темп роста к предыдущему году |
тыс. чел. % |
1026,3 99,7 |
1019,4 99,3 |
1013,9 99,5 |
1009,5 99,6 |
1006,3 99,7 |
1004,3 99,8 |
1003,6 99,9 |
98,6 |
2. Валовой региональный продукт темп роста к предыдущему году индекс - дефлятор |
млн. руб. % % |
31072,3 108,0 137,3 |
41845,6 107,0 125,9 |
51326,8 107,0 114,1 |
61411,2 107,5 111,3 |
72215,3 107,0 109,9 |
84224,7 107,0 109 |
97330,0 107,0 108 |
141,6 |
3. Объем производства промышленной продукции темп роста к предыдущему году индекс - дефлятор |
млн. руб. % % |
16046 112,7 123,1 |
20599,4 113,8 112,8 |
24923,0 109 111 |
28926,5 110 109,6 |
33115 106 108 |
37736,2 106,5 107 |
43123,42 107 106,8 |
144,8 |
4. Объем производства сельскохозяйственной продукции темп роста к предыдущему году индекс - дефлятор |
млн. руб. % % |
5384,3 100,2 116,3 |
6473,1 100,5 119,6 |
6854,4 102,5 103,3 |
7720,0 104 108,3 |
8492,6 103 106,8 |
9227 102,5 106 |
9978,1 102,5 105,5 |
115,4 |
5. Инвестиции в основной капитал темп роста к предыдущему году индекс - дефлятор в том числе без БАМа темп роста к предыдущему году |
млн. руб. % % % |
5282 138,0 128,1 134,0 |
4715,8 86,9 116,5 118,6 |
3797,8 72,2 112,3 72,2 |
4506,8 107,9 110 107,9 |
5226,9 106,9 108,5 106,9 |
6346,6 113,8 107 113,8 |
7795,7 116,1 105,5 116,1 |
110,0 110,0 |
6. Розничный товарооборот темп роста к предыдущему году индекс - дефлятор |
млн. руб. % % |
14546,4 112 119,58 |
18101,8 114,6 109,3 |
19272,3 106,0 108,2 |
22312,9 106,0 107,8 |
25423,3 106,6 105,5 |
28751,3 105,5 105,2 |
32392,6 105,6 105 |
132,1 |
7. Внешнеторговый оборот темп роста к предыдущему году индекс - дефлятор |
млн. доллар. % % |
180,6 135,7 |
231,5 128 |
239,6 103,5 |
244,4 102 |
251,7 103 |
260,5 103,5 |
269,6 103,5 |
116,5 |
8. Численность экономиче- ски активного населения темп роста к предыдущему году |
тыс. чел. % |
478,6 99,6 |
479,3 100,1 |
480,3 100,2 |
480,7 100,1 |
482 100,3 |
482,3 100,1 |
482,7 100,1 |
100,8 |
9. Среднегодовая числен- ность занятых в экономике темп роста к предыдущему году |
тыс. чел. % |
394,3 101,2 |
393,5 99,8 |
402,6 102,3 |
411,4 102,2 |
413,1 100,4 |
415,1 100,5 |
417,2 100,5 |
106,0 |
10. Доля занятых на малых предприятиях в общей численности занятых в экономике |
% | 5,0 | 4,4 | 5,4 | 6,0 | 6,6 | 7,2 | 8,0 | |
11. Платные услуги темп роста к предыдущему году индекс-дефлятор |
млн. руб. % % |
2500,5 110,7 148 |
3278,6 103,6 126,6 |
4137,2 103 122,7 |
5043,2 103,5 117,8 |
5965,2 103,3 114,5 |
7007,5 103,5 113,5 |
8174,5 103,6 112,6 |
118,1 |
12. Среднемесячная заработная плата работающих в экономике |
руб. | 2740,0 | 3950,0 | 4740,0 | 5540,0 | 6380,0 | 7340,0 | 8500,0 | |
13. Денежные доходы на душу населения, в месяц |
руб. | 2188 | 2988 | 3674 | 4284 | 4905 | 5503 | 6050 | |
14. Реальные денежные доходы населения |
% |
104,7 |
121,1 |
106,1 |
106,3 |
106,4 |
106,2 |
106,4 |
135,6 |
15. Сальдированный финансовый результат деятельности предприятий и организаций |
млн. руб. | 1705,0 | 2370,0 | 2812,0 | 3159,0 | 3460,0 | 3700,0 | 3940,0 | |
16. Доля собственных доходов консолидированно- го бюджета в ВРП |
% | 11,7 | 11,8 | 11,3 | 11,2 | 11,2 | 11,1 | 11,1 | |
17. Уровень регистриру- емой безработицы |
в % к экономиче- ски актив- ному насе- лению |
2,2 | 1,8 | 2,2 | 2,5 | 2,4 | 2,3 | 2,2 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.