Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Укрепление основ политической и социальной стабильности
в Республике Бурятия
2.1. Государственное строительство
Эффективность государственного строительства в Республике Бурятия требует решения следующих задач:
- обеспечение органами исполнительной власти Республики Бурятия исполнения Конституции Российской Федерации, Федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Конституции Республики Бурятия, Законов и иных нормативных правовых актов Республики Бурятия;
- подготовка предложений по совершенствованию законодательства Республики Бурятия по вопросам деятельности органов исполнительной власти Республики Бурятия;
- подготовка предложений по совершенствованию законодательства по реализации избирательных прав и права на участие в референдуме гражданам Российской Федерации на территории Республики Бурятия;
- подготовка предложений по обеспечению разделения полномочий между органами государственной власти Республики Бурятия; по обеспечению разделения предметов ведения и полномочий между органами исполнительной власти Республики Бурятия и органами местного самоуправления в Республике Бурятия, по обеспечению наделения органов местного самоуправления в Республике Бурятия отдельными государственными полномочиями;
- подготовка предложений по формированию законодательной базы разграничения полномочий между Федеральными органами государственной власти и органами государственной власти Республики Бурятия;
- подготовка предложений по совершенствованию нормативной базы по развитию местного самоуправления в Республике Бурятия;
- подготовка предложений по участию в разработке и реализации Программ социально-экономического развития муниципальных образований Республики Бурятия;
- подготовка предложений по совершенствованию законодательства по вопросам организации государственного строительства в Республике Бурятия в соответствии с основными направлениями Концепции реформирования государственной службы Российской Федерации;
- подготовка предложений по совершенствованию законодательства по вопросам организации муниципальной службы Республики Бурятия;
- обеспечение государственной поддержки органами исполнительной власти Республики Бурятия органов местного самоуправления;
- координация деятельности органов местного самоуправления в решении вопросов социально-экономического развития муниципальных образований в Республике Бурятия;
2.2. Национальные отношения и религия
Правительство Республики Бурятия в основе своей деятельности в сфере общественно-политических, межнациональных отношений и религиозной деятельности будет руководствоваться Концепциями государственной национальной политики Российской Федерации и Республики Бурятия
Для всех народов и этнических групп особое значение имеет сохранение и развитие родного языка, как основного средства выражения и сохранения культуры и этноса в целом. Получит дальнейшее укрепление статус государственных языков, какими в Республике Бурятия являются русский и бурятский языки, создание необходимых общественно-государственных, правовых, социально-культурных гарантий их функционирования.
Предстоит разработать республиканскую программу национально-культурного развития бурятского народа, научно-обоснованных Программ в области развития бурятского языка, образования, культуры.
Крупной субэтнической общностью в Республике Бурятия являются семейские - потомки старообрядцев, сосланных в Сибирь во второй половине XVIII века, которые являются носителями уникального пласта русской культуры.
Для повышения уровня консолидации представителей семейских Республики Бурятия, возрождения самосознания, культуры и духовности, инициирования процесса возрождения утерянных культурных традиций семейских, развития семейской культуры в процессе становления и развития гражданского общества в Бурятии разработана и будет в дальнейшем реализоваться республиканская Целевая программа "Изучение, сохранение и развитие культуры семейских" (2001-2006 гг.).
Важное внимание Правительство Республики Бурятия будет уделять коренным малочисленным народам Севера, оказывать поддержку восстановлению традиционных промыслов эвенков и сойотов, содействовать развитию традиционной культуры и охране здоровья, созданию дополнительных условий развития исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов, участию в реализации Программ социально-экономического развития и культуры малочисленных народов.
В Республике Бурятия функционируют различные модели национальных школ: бурятской, русской, эвенкийской, школ забайкальского казачества, старообрядцев, работают воскресные школы национально-культурных центров.
Правительством Республики Бурятия продолжится работа с национально-культурными центрами, по оказанию научно-методической помощи воскресным школам, творческим коллективам центров, проведению Дней национальных культур.
В реализации национальной политики в Республике Бурятия особую роль Правительство Республики Бурятия отводит науке. Постоянное изучение этнополитических процессов, прогнозирование событий в межнациональных отношениях даст возможность принимать своевременные и обоснованные решения.
Большое внимание уделяется и религиозным объединениям в Республике Бурятия. Продолжится работа по восстановлению Одигитриевского собора, строительству Буддийского культурного центра "Ринпоче-багша", древнеправославного храма в г. Улан-Удэ. Продолжится обеспечение на территории Республики Бурятия выполнения Федерального закона "О свободе совести и религиозных объединениях".
2.3. Кадровая политика
Правительство Республики Бурятия рассматривает кадровую политику как важнейший управленческий ресурс для обеспечения высокой эффективности функционирования органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в Республике Бурятия, проведения единой политики в их деятельности по подбору, подготовке и рациональному использованию кадров, и в целом, как инструмент динамичного социально-экономического развития Республики Бурятия.
Исходя из этого, и учитывая, что в настоящее время приоритетным направлением государственной политики в области государственного строительства является реформирование системы государственной службы Российской Федерации, приведение ее в соответствие со сложившимися общественными отношениями, новыми экономическими условиями, Правительство Республики Бурятия считает целесообразным и возможным реализацию следующих мер:
- создание эффективных механизмов кадровой политики в органах государственной власти и органах местного самоуправления Республики Бурятия;
- создание, отвечающее современным условиям, нормативно-правовой и научно-методической основы регулирования и обеспечения прохождения государственной и муниципальной службы в Республике Бурятия;
- реформирование, рационализация и повышение эффективности государственного управления на всех уровнях;
- внедрение современных подходов к планированию, организации, финансированию и оценке деятельности, ориентированных на обеспечение высокой эффективности труда государственных и муниципальных служащих;
- привлечение на должности государственной и муниципальной служб квалифицированных специалистов с опытом работы в негосударственном секторе;
- переход к конкурсному замещению должностей государственной и муниципальной служб с периодической аттестацией;
- формирование и развитие современной системы подготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих.
Реализация вышеназванных мер должна будет способствовать повышению эффективности деятельности органов государственной и муниципальной власти в Республике Бурятия.
2.4. Информационная политика
Информатизация и процессы информационного обеспечения в настоящее время стали одним из основных условий эффективного функционирования экономики, развития социальной сферы и бизнеса.
Развитие инфраструктуры информатизации Республики Бурятия началось около 10 лет назад. За этот период внедрение средств вычислительной техники и информационных технологий приняло широкий масштаб. Практически все органы исполнительной власти Республики Бурятия и организации Республики Бурятия используют персональные компьютеры и информационные технологии в своей деятельности.
Накопленный опыт информатизации в Республике Бурятия позволил заложить основу информационного общества в республике, существенно снизить психологические барьеры при внедрении современных технологий в практику управления, общения и производства, обеспечить заинтересованное отношение органов государственной власти Республики Бурятия, граждан и организаций к информатизации.
Однако, их широкое внедрение в практику государственного управления и в повседневную жизнь сдерживалось рядом факторов. Отчасти это вызвано общеэкономическими причинами (длительный кризис в экономике, низкий уровень материального состояния большинства населения). С другой стороны сдерживающими факторами являются:
- наличие разнородного и устаревшего компьютерного парка;
- использование разнообразных инструментальных средств и форматов;
- отсутствие автоматизированного информационного обмена;
- высокий уровень монополизации сетей связи;
- неравномерное развитие и недостаточное использование информационных технологий в области государственного управления и местного самоуправления;
- неготовность органов государственной власти Республики Бурятия к применению эффективных технологий управления и организации взаимодействия с гражданами и хозяйствующими субъектами.
Принятие Федеральной Целевой программы "Электронная Россия на 2002-2010 гг.." придает процессам информатизации новый импульс, определяя приоритеты, механизмы и алгоритмы развития информационных процессов на долгосрочную перспективу.
Основная задача Правительства Республики Бурятия состоит в разумном использовании наработанного опыта с целью достижения максимального эффекта от информатизации в стратегически важных для Бурятии направлениях развития экономики, повышения качества образования и решения социальных вопросов.
Одной из основных компонентов единого информационного пространства является коммуникационная система.
Поэтапное, в течение 2003-2006 гг., формирование современной республиканской коммуникационной системы позволит обеспечить доступ к открытым информационным системам для органов государственной власти в Республике Бурятия, граждан, организаций. На основе эффективных технологий потребителям будут предоставлены самые современные информационные услуги и услуги связи - передача мультимедийной информации, обмен звуковой и видеоинформацией, развитие Интернет - телефонии, доступ в глобальную сеть Интернет.
Другое приоритетное направление информатизации - создание и развитие общереспубликанских информационных ресурсов как интегрированной программно-технологической системы многоцелевого назначения - информационный портал органов государственной власти Республики Бурятия, концентрирующий большие объемы разноплановой информации о Республике Бурятия.
В его составе, уже в 2003 году планируется начать создание республиканского промышленного портала, который будет содержать информацию об организациях Республики Бурятия, выпускаемых товарах и услугах.
Такой ресурс будет способствовать повышению конкурентоспособности республиканского промышленного комплекса, продвижению товаров на рынки страны и мира, поиску деловых партнеров, а в дальнейшем станет хорошей основой для организации электронной торговли.
Создание системы электронной торговли, в том числе для осуществления закупок для республиканских и муниципальных нужд существенно повысит эффективность использования средств республиканского и местных бюджетов и создаст предпосылки для широкого использования информационно-коммутационных технологий в процессе взаимодействия органов государственной власти Республики Бурятия и организаций.
Одна из принципиальных проблем, которые необходимо решить при реализации Программы - выравнивание информационного потенциала по территориям Республики Бурятия, организациям и обеспечение прав граждан на свободный поиск, получение и распространение информации. Внедрение и распространение новых информационных технологий решает многочисленные проблемы информационного взаимодействия в Республике Бурятия: обеспечение конституционного права граждан на достоверную и своевременную информацию, прямой диалог власти и общества, защиту информации.
Создание общественных пунктов свободного доступа к открытым информационным системам позволит организовать информационную "обратную связь" власти и общества и обеспечить права граждан на свободный поиск, получение и распространение информации.
Таким образом, развивающаяся индустрия средств связи, современных коммуникационных систем передачи данных, информационных порталов и информационно-аналитических услуг формирует в Республике Бурятия динамичный многомиллионный рынок, связывающий широкие слои населения, промышленность, науку, образование и административные структуры в единую взаимообусловленную информационную среду.
2.5. Развитие местного самоуправления в Республике Бурятия
В период становления местного самоуправления в Республике Бурятия была использована модель, когда муниципальные образования создавались в административных границах районов и городов. Всего было создано 23 муниципальных образования - на базе 21 сельских районов и двух городов Улан-Удэ и Северобайкальск.
Складывавшаяся десятилетиями районная инфраструктура представляет собой тот уровень системы территориального управления, где объективно сосредоточены основные финансовые, экономические, кадровые и информационные ресурсы публичной власти, где исторически обеспечивалось комплексное развитие территорий. Сохранение районной инфраструктуры обеспечивает прозрачность доходов и расходов органов власти всех уровней. Муниципальные образования обладают бюджетными правами в рамках, определенных Федеральным законодательством. Их финансовые взаимоотношения, а именно объемы предоставляемой им финансовой помощи и нормативы отчислений от регулирующих налогов, определяются Федеральным и республиканским законодательством.
Сегодня, на новых этапах социально-экономического Республики Бурятия и укрепления государственности в целом, необходимо совершенствовать основы организации и функционирования местного самоуправления. Уточнение его места и роли в структуре органов публичной власти - одна из первоочередных задач государственного строительства. Будучи максимально приближенным к населению, местное самоуправление является первичным уровнем организации публичной власти, обеспечивающим в конечном счете устойчивость и демократический характер всей системы институтов власти. Поэтому сбои и проблемы в работе местного самоуправления негативным образом сказываются на состоянии всего общества.
Одна из самых острых проблем - несоответствие объема полномочий органов местного самоуправления имеющимся в их распоряжении материально-финансовым ресурсам. Экономическая и финансовая база большинства муниципальных образований недостаточна для осуществления функций местного самоуправления.
С другой стороны, также слаба правовая база регулирующая нормы организации и функционирования местного самоуправления, таких как определение территории муниципального образования, его основных функций, предметов ведения и полномочий. К тому же имеется несогласованность Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с рядом базовых законов, принятых позднее, таких как Бюджетный и Налоговый кодексы.
Отсутствие четкого разграничения полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления также является тормозом на пути развития местного самоуправления.
Для преодоления перечисленных проблем требуется усилие всех ветвей власти Республики Бурятия.
Органы местного самоуправления должны эффективно решать социальные задачи, такие как обеспечение населения социальным жильем, предоставление основного общего образования, обеспечение первичной медицинской помощи, благоустройство территории, предоставление коммунальных услуг, услуг местного транспорта и связи, создание оптимальных условий для качественного торгового, бытового, культурного обслуживания населения.
В экономической сфере органы местного самоуправления способны мобилизовать все местные ресурсы (финансовые, природные, человеческие, иные). При незначительности таких ресурсов в каждом отдельном случае, в целом они составляют весьма существенную величину и этот резерв экономического роста необходимо использовать в полной мере.
Необходимо строить работу по пути рационализации системы разделения полномочий и предметов ведения между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Она должна заключаться в четком закреплении конечного объема предметов ведения и полномочий органов местного самоуправления, повышении ответственности за исполнение функций, возложенных исключительно на органы местного самоуправления, исключении дублирования. Все это в целом должно позволить определить объемы необходимых финансовых ресурсов.
Структурная модернизация местного самоуправления должна заключаться в выработке синтетического подхода к территориальной организации местного самоуправления, которая позволит соединить преимущества "поселенческого" и "районного" моделей, в результате чего будет обеспечено соответствие республиканской системы организации местного самоуправления Федеральному законодательству.
Усиление контроля за деятельностью органов местного самоуправления и их ответственности перед государством и гражданами должна упростить механизм наступления ответственности органов местного самоуправления, расширить перечень оснований наступления такой ответственности.
Кадровое обеспечение органов местного самоуправления определяется дальнейшим развитием системы муниципальной службы: подготовки, переподготовки и обучения муниципальных служащих; аттестации, применением новых методов и форм работы с резервом, наймом, прохождением муниципальной службы муниципальными служащими.
Таким образом, вышеперечисленные проблемы, их своевременное и должное решение заинтересованными органами власти всех уровней, позволит осуществить дальнейшее развитие местного самоуправления и продвинуться в направлении выстраивания эффективной, соответствующей современным требованиям, системы взаимодействия уровней публичной власти в Республике Бурятия.
2.6. Развитие институтов гражданского общества
Правительство Республики Бурятия осознает необходимость диалога и партнерства между властью и гражданским обществом.
Гражданское общество не может быть сформировано по инициативе представителей власти, по их желанию, и тем более - по их плану. Его вообще невозможно создать по указке.
Гражданское общество должно стать самостоятельным, иметь свою собственную корневую базу, питаться духом свободы и только тогда оно становится действительно гражданским.
В условиях демократии этот процесс формирования гражданского общества является непременным и постоянным, а для Республики Бурятия - он только начинается. Перед Правительством Республики Бурятия стоит задача - формировать максимально благоприятный институт для его развития.
Без действительно партнерских отношений между государством и обществом не может быть ни сильного государства, ни процветающего благополучного общества: здесь нужен диалог на равных.
В этой связи Правительство Республики Бурятия готово пойти на необходимые организационные и, если потребуется, законодательные меры, обеспечить эффективную обратную связь общества с госаппаратом.
Решение этой задачи востребовано временем и должно положительно сказаться на дальнейшей стабилизации общественно-политической обстановки в Республике Бурятия, а также оказать и определенное влияние на успехи в экономике и в социальной сфере.
Институты гражданского общества - серьезные помощники в государственном управлении, в реализации государственной социальной и экономической политики. Они помогают сохранять стабильную общественно-политическую обстановку в обществе, погашать социальную напряженность, разъясняя истинные причины проблем, не дают возникнуть конфликтам в делах, обеспечивают поддержку и выполнение разумных государственных решений. Потому так важно совершенствовать политическую и управленческую практики.
Органы государственного власти в Республике Бурятия должны наращивать усилия по налаживанию конструктивных связей с общественностью и, учитывая важность этой работы, официально придать эти функции своим соответствующим подразделениям.
В Республике Бурятия зарегистрировано около 1000 общественных объединений, отделений общероссийских партий и движений. Они играют особую роль - являются связующим звеном между обществом и властью, поскольку непосредственно участвуют в формировании органов государственной власти и представительства в них. Республике Бурятия, как и всему российскому обществу, предстоит ответственно подойти к формированию обновленной власти России. Будут приняты меры по недопущению политического экстремизма в избирательном процессе, по поддержанию и укреплению политической стабильности. Усилия будут направлены на сохранение согласия, на объединение всего общества перед угрозой прихода во власть любых деструктивных сил. Такое согласие означает консолидацию общества и власти для поддержания в Республике Бурятия политической и экономической стабильности, для более эффективного решения и неотложных социально-экономических задач, и задач в сфере государственной безопасности.
Темпы и степень подъема экономики, а значит и ее устойчивое развитие, зависят не только от "производственных" факторов, но во многом от внутреннего настроя Республики Бурятия, от общественных настроений, социально-психологической атмосферы.
Большую роль в этом должны играть, кроме соответствующих властных структур, гражданские объединения жителей Республики Бурятия, способные взять на себя часть ответственности за сохранение позитивного характера таких отношений, выступающие в качестве важного элемента стабильности в Республике Бурятия. Государство, в лице органов исполнительной власти, должно способствовать созданию условий для наиболее полной реализации этого общественного потенциала. Приоритетной задачей при этом станет реализация государственной поддержки социально полезных общественных инициатив.
Планируется разработать, по примеру других регионов, закон, определяющий основные принципы и формы взаимодействия органов государственной власти Республики Бурятия с негосударственными некоммерческими организациями, в том числе связанными с осуществлением Целевых социальных программ Республики Бурятия. Будет продолжена работа по совершенствованию механизма участия общественности в обсуждении, разработке и поддержке при принятии и реализации принимаемых Правительством Республики Бурятия Решений и Программ.
В целях поддержки формирования институтов гражданского общества Правительство Республики Бурятия продолжит внедрение в практику работы независимые общественные экспертизы и альтернативные разработки, поддержку гражданских инициатив, некоммерческих и политических движений.
Наше время очень динамично и насыщено событиями. Оно требует ответственных действий, требует точных решений, требует притока новых людей, инициатив, кадров и новых технологий.
И потому, Республике Бурятия крайне необходима интеллектуальная мобилизация, нужны работающие эффективные модели сотрудничества государственных и гражданских институтов.
Интернет - технологии дали жизнь принципиально новой системе общественной экспертизы качества и достоверности информации, в том числе касающейся работы органов власти, напрямую оказывают влияние и на принятие управленческих решений.
Взаимодействие деловых сообществ достаточно хорошо организовано и консолидировано, а его структуры представляют общественные и деловые интересы больших групп предпринимательства в лице Союза промышленников и предпринимателей и Торгово-промышленной палаты Республики Бурятия.
В диалоге с государством они поднимают не только производственные или законодательные проблемы, которые тесно связаны друг с другом: это и проблема рабочих мест, и социальной помощи, и образования, и экономической безопасности.
Шаги по дебюрократизации экономики должны стать процессом конструктивного взаимодействия с представителями делового сообщества. Подобное сотрудничество Правительство Республики Бурятия считает крайне важным в вопросах обеспечения прав человека, в контексте национальной и религиозной терпимости.
Об эффективности деятельности Правительства Республики Бурятия будут судить не только по политическим успехам и развитию экономики, но и по уровню личной свободы, по тому, насколько влиятельно в том или ином вопросе само гражданское общество. Полноценная общественная жизнь должна обезопасить государственную машину от застоя.
В Республике Бурятия и на местах сложились очень конструктивные отношения с профсоюзными организациями. Работа с ними строится в рамках трехстороннего Соглашения между Правительством Республики Бурятия и Союзом промышленников и предпринимателей и Советом профсоюзов Республики Бурятия по регулированию социально-трудовых отношений.
Для поддержания начинаний некоммерческих организаций в решении важнейших социальных проблем, будет расширяться система их финансовой поддержки через организацию конкурсов и предоставление грантов.
Правительство Республики Бурятия придает важное значение достижению социальной стабильности в обществе на основе развития социального партнерства и примет следующие меры:
Дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы социального партнерства. Внесение на рассмотрение Народного Хурала Республики Бурятия Проекта Закона Республики Бурятия "О социальном партнерстве в Республике Бурятия", разработанного Объединением организаций профсоюзов Республики Бурятия.
Улучшение содержательной части деятельности республиканской трехсторонней комиссии - переход от формального рассмотрения к практическому осуществлению мер по разрешению социально-трудовых проблем в Республике Бурятия с обязательным рассмотрением социально-значимых проектов нормативных актов на республиканской трехсторонней комиссии.
Создание целостной системы коллективно-договорной кампании в Республике Бурятия. В связи с этим, необходимо поддержать инициативу профсоюзов об организации и проведении единой переговорной кампании с едиными сроками заключения соглашений и коллективных договоров с целью наибольшего, своевременного охвата организаций социальным партнерством независимо от формы собственности.
Определить, как важнейшую задачу системы социального партнерства в Республике Бурятия и его органов: республиканской трехсторонней, отраслевых тарифных, территориальных (районных) комиссий, целенаправленную работу по повышению заработной платы работников, соответственно реальных доходов населения.
Становление и нормальное функционирование создаваемых в соответствии с Федеральным законом "Об объединениях работодателей" объединений работодателей, особенно в районах Республики Бурятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.