Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 5. Экологические аспекты устойчивого роста
5.1. Перевод хозяйственного комплекса Республики Бурятия на
устойчивое развитие
Геоэкономическая специфика Республики Бурятия, определяемая наличием на ее территории уникальной экосистемы оз. Байкал, функционирование экономики в режиме динамичного и поступательного роста настоятельно требуют принятие и реализацию новой экономической политики.
Новый курс Республики Бурятия - последовательный переход Республики Бурятия к экономически, социально и экологически устойчивому развитию.
Основанием для его реализации является участие Республики Бурятия в Федеральной Целевой программе "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2010 года" и принятая Правительством Республики Бурятия "Стратегия перехода Республики Бурятия к устойчивому развитию на 2002-2010 годы". В ней обозначены три главных ориентира-условия устойчивого развития: социальная справедливость, сохранность окружающей среды и экономическое процветание.
Переход экономики Республики Бурятия на устойчивое развитие особенно актуален и специфичен по следующим причинам:
1. Промышленная деятельность и, особенно, освоение природных ресурсов неизбежно приводят к нарушениям окружающей среды, которые для озера Байкал могут стать необратимыми.
2. Хозяйственная деятельность и жизнеобеспечение населения требуют повышенных затрат и специальных мер государственной поддержки.
3. Уникальная экосистема озера Байкал объявлена решением ЮНЕСКО Участком мирового наследия.
В стратегию устойчивого развития заложен принцип, на основе которого могут быть произведены, накоплены, изысканы и вовлечены в хозяйственный оборот дополнительные ресурсы, необходимые для подъема экономики Республики Бурятия, обеспечения благосостояния населения и экологической безопасности.
В качестве такого принципа заложена идея саморазвития региона. Она предполагает обеспечение опоры развития хозяйства Республики Бурятия на основе собственных ресурсных источников, лучшего, более полного использования внутренних возможностей.
Главная цель нового курса - обеспечение динамичного развития хозяйственного потенциала Республики Бурятия для достижения устойчивого роста уровня жизни населения на основе модернизации экономики, повышения эффективности и конкурентоспособности производства с учетом требований экологии.
Достижение главной цели определяет для Правительства Республики Бурятия решение комплекса задач:
1. Обеспечение экономического роста с выходом на траекторию устойчивого развития, позволяющего достичь в долгосрочном периоде (2010 г.) удвоение валового регионального продукта.
2. Проведение структурной перестройки по трем направлениям:
Первое направление - системное реформирование отраслей экономики на основе повышения доли перерабатывающих отраслей, выпускающих конечную продукцию с высокой долей добавленной стоимости, повышение эффективности и конкурентоспособности производства.
Второе направление - перестройка отраслевой структуры экономики на основе сокращения производств, наносящий наибольший ущерб окружающей среде; развитие производств, ориентированных на преимущественное использование возобновляемых ресурсов; развитие информатизации и производств новой экономики; развитие малого предпринимательства, сферы туризма, связанной с использованием рекреационных ресурсов Республики Бурятия.
Третье направление - переход организаций топливно-энергетического, минерально-сырьевого, машиностроительного, лесопромышленного, агропромышленного комплексов на новые экологические стандарты хозяйственной деятельности; переоснащение производства ресурсосберегающими, экологически чистыми и высокими технологиями.
3. Устойчивое функционирование систем жизнеобеспечения Республики Бурятия: бесперебойное обеспечение топливно-энергетическими ресурсами и продовольствием; надежное функционирование организаций транспорта и связи, систем коммуникации, предотвращение различного рода катастроф.
4. Устойчивое развитие социальной сферы, нацеленное на повышение уровня и качества жизни населения, снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности социальных благ.
5. Усиление интеграционных связей с субъектами Российской Федерации, в первую очередь с регионами Сибири, Дальнего Востока и Забайкалья.
Реализация данных задач будет осуществляться в последующем направлении:
На первом этапе экологические проблемы будут решаться преимущественно в рамках создания необходимых организационно-правовых условий для институциональных преобразований, обеспечивающих переход к устойчивому развитию.
На следующем этапе будет реализован комплекс мероприятий по совершенствованию системы управления природопользованием и повышению системы экологического мониторинга и контроля.
5.2. Экологический мониторинг и контроль
Основной задачей Правительства Республики Бурятия в области наблюдения за состоянием окружающей природной среды на территории Республики Бурятия является:
- обеспечение проведения наблюдений за состоянием окружающей природной среды, оценка происходящих в ней изменений и прогнозирование следующих опасных явлений и факторов;
- предупреждение стихийных бедствий, обусловленных погодно-климатическими причинами (наводнения, ураганные ветры, засухи, сели и т.д.);
- выявление антропогенных изменений в состоянии окружающей природной среды, в том числе ее химическое, радиоактивное и тепловое загрязнение, физические, химические и биологические (для водных объектов) процессы.
Для решения задач экологического мониторинга Правительство Республики Бурятия будет:
- развивать единую систему экологического мониторинга на всей территории Республики Бурятия, включая мониторинг биотических и абиотических компонентов природной среды;
- совершенствовать нормативную базу органов исполнительной власти, осуществляющих государственный экологический мониторинг, включая формирование фонда информационных ресурсов;
- содействовать в создании технического и материального обеспечения в деятельности системы экологического мониторинга;
- обеспечивать достоверность и сопоставимость данных экологического мониторинга по отдельным отраслям экономики и районам Республики Бурятия;
- совершенствовать систему учета и контроля радиоактивных веществ и отходов;
- своевременно выявлять зоны экологического бедствия;
- обеспечить открытость информации о состоянии окружающей среды и возможных экологических угрозах;
- содействовать в исследовании биологических систем и их средообразующих функций, в определении пределов устойчивости и экологической емкости природных систем.
5.3. Совершенствование системы управления природопользованием
Переход экономики к устойчивому развитию предполагает постепенную переориентацию экономической политики Республики Бурятия на механизмы со встроенными стимулами экологически обоснованного поведения.
Необходимость государственного управления природопользованием диктуется не только рыночными отношениями, но и особым режимом хозяйственной деятельности и природопользования.
Одной из основных задач для обеспечения динамичного эколого-экономического развития Правительство Республики Бурятия ставит перед собой соблюдение принципов хозяйствования на территории устанавливаемых:
- Федеральным Законом "Об охране озера Байкал";
- Концепцией охраны и рационального использования природных ресурсов Байкальской природной территории;
- комплексной схемой охраны и использования природных ресурсов;
- Федеральной Целевой программой "Экология и природные ресурсы России" Федеральной подпрограммой "Охрана озера Байкал" и Байкальской природной территории".
Механизм осуществления эффективной экологической политики Правительства Республики Бурятия будет содержать два уровня мероприятий:
- макроэкономические мероприятия, направленные на создание благоприятных условий хозяйствования в экономике в целом;
- собственно экологические меры.
К макроэкономическим мерам одновременно являющимися и мерами экологического регулирования, Правительство Республики Бурятия относит структурную и инвестиционную политику, денежно-кредитное регулирование, бюджетную, финансовую и налоговую политику, институциональные преобразования.
Экологические меры будут связаны с реализацией конкретных экологических программ, созданием нормативно-правовой базы, способствующей рациональному использованию природных ресурсов, снижени
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.