Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 3. Социальные приоритеты Правительства Республики Бурятия
3.1. Повышение уровня благосостояния граждан, обеспечение
безопасности и комфортных условий проживания
3.1.1. Демографическая политика
Численность постоянного населения Республики Бурятия на начало текущего года составила 1013,9 тыс. человек и за последние 10 лет сократилась на 37,1 тыс. человек, в том числе за счет естественной убыли - 4,2 и миграционного оттока - 32,9 тыс. человек. При сохранении негативных демографических тенденций миграционного оттока и естественной убыли населения уже в 2007 году численность населения Бурятии по прогнозу Госкомстата составит около 1 млн. человек. При этом количественное снижение населения будет сопровождаться ухудшением его возрастной структуры, сократится доля детей и возрастет доля лиц старше трудоспособного возраста.
Правительством Республики Бурятия в целях повышения эффективности государственного регулирования в сфере социально-демографических процессов принята Концепция демографического развития Республики Бурятия на период до 2010 года. Главной целью реализации мероприятий Концепции на этом этапе является стабилизация численности населения и преодоление тенденций демографического спада 1990-х годов. Выделяется три блока приоритетов:
1. Оптимизация процессов миграции и расселения.
2. Снижение уровня смертности и повышение ожидаемой продолжительности жизни населения.
3. Стимулирование рождаемости и укрепление института семьи.
В сложившихся условиях современной демографической ситуации преодоление негативных тенденций может устанавливаться как долгосрочная перспектива, так как необходимо изменить не только социально-экономические условия, но и уровень демографического сознания населения. В этой связи повышенное внимание Правительством Республики Бурятия уделяется государственной поддержке молодых семей. Определенные результаты должно дать осуществление Республиканских Целевых программ "Обеспечение жильем молодых специалистов", "Обеспечение жильем молодых семей на 2003-2010 годы" и отраслевых Программ "Кадры".
Основным фактором снижения численности населения Республики Бурятия выступает отрицательная миграция. Основная причина выбытия мигрантов в возрасте 16-19 лет связана с учебой (66%). Выбытие молодежи в возрасте 20-29 лет обусловлено личными и семейным обстоятельствами (35%) и поиском работы (30%). Выше процент выбывших в связи с работой в возрастной группе 30-39-летних мигрантов (33%), несколько ниже у 40-49- летних (27% от общего числа выбывших из Республики Бурятия). В старших возрастах доминируют личные и семейные причины. Значительная часть мужчин трудоспособного возраста (29%) покидает Республику Бурятия в поисках работы (у женщин -19%).
На молодежь 16-29 лет приходится до половины всех выбывших (49% в 2001 году), а на трудоспособное население - около 74%. С отъездом молодежи увеличивается доля пожилых лиц в возрасте 65 лет и старше. По состоянию на 1 января 2002 г. удельный вес пожилых людей и стариков в составе населения составил в сельской местности 10 %, в городах и поселках - 7,7%. В целях преодоления отрицательного действия миграционного фактора реализуются: Концепция реформирования заработной платы и доходов населения, Концепция развития персонала на производстве, Генеральная схема создания и сохранения рабочих мест. Необходимо подчеркнуть, что без создания высокооплачиваемых и современных рабочих мест решение миграционной проблемы не представляется возможной.
3.1.2. Денежные доходы населения
Основными целями Правительства Республики Бурятия на период полномочий являются:
- обеспечение поступательного повышения реальных денежных доходов населения Республики Бурятия не менее чем на 6% в год;
- снижение доли населения, имеющего денежные доходы ниже прожиточного минимума в 2003-2007 гг. на 2% в год;
- повышение начисленной среднемесячной заработной платы к 2007 году в 2 раза.
Приоритетным направлением остается развитие и совершенствование системы тарифного регулирования оплаты труда во внебюджетном секторе экономики. В рамках реализации данного направления планируется расширение сферы применения системы социального партнерства, увеличение численности работников, охваченных коллективно-договорным регулированием; последовательное приближение размера минимальной тарифной ставки работника I разряда базовой отрасли (машиностроение и металлообработка), зафиксированной в Региональном соглашении до 100% в 2005-2007 гг.; оказание организациям методической помощи в совершенствовании систем оплаты труда с целью повышения воспроизводственной и стимулирующей функций заработной платы, снижения неоправданной дифференциации в оплате труда; содействие сокращению и ликвидации задолженности по оплате труда.
Реформирование оплаты труда во внебюджетном секторе экономики будет осуществляться через систему соглашений между Правительством Республики Бурятия и отдельными хозяйствующими субъектами в рамках системы индикативного управления.
В сельском хозяйстве обеспечению роста реальных денежных доходов населения будут способствовать принятие и реализация мероприятий Концепции реформирования системы заработной платы и доходов работников, занятых в сельскохозяйственном производстве. Реализация данных концептуальных подходов позволит увеличить к 2005 году номинальную заработную плату сельскохозяйственных работников не менее чем в 2 раза, реальную - до 175 процентов, будет способствовать росту доходов работников, занятых в сельском хозяйстве на 15-20 процентов.
3.1.3. Создание и сохранение рабочих мест, занятость населения
Действия Правительства Республики Бурятия по созданию и сохранению рабочих мест направлены на обеспечение сбалансированного подхода по формированию эффективной структуры занятости населения и роста производительности труда.
Мероприятия, принятой Правительством Республики Бурятия Генеральной схемы создания и сохранения рабочих мест в Республике Бурятия, будут концентрироваться на направлениях, способствующих расширению числа рабочих мест при решении наиболее острых проблем рынка труда применительно к депрессивным населенным пунктам и к отдельным группам неконкурентоспособных незанятых граждан: молодежь, безработные, беженцы и вынужденные переселенцы, инвалиды, осужденные и т.д.
Будет создан межведомственный экспертный Совет по проведению социальной экспертизы программ социально-экономического развития отраслей экономики и территорий. Его деятельность будет направлена на координацию и регулирование рынка труда, обеспечения социально приемлемого уровня безработицы и социальную стабильность общества.
Реализация Генеральной схемы позволит создать 16207 рабочих мест и сохранить 3548 действующих рабочих мест, а также содействовать занятости 21055 безработных граждан. Общие затраты составят 1365 млн. рублей.
3.1.4. Жилищная политика
Жилищная политика в Республике Бурятия в ближайшие 5 лет будет развиваться по следующим основным направлениям:
- формирование устойчивого экономического оборота недвижимости в жилищной сфере, включая арендные отношения;
- обеспечение доступности жилья для различных слоев населения в соответствии с платежеспособным спросом;
- совершенствование управления жилищным фондом и повышение качества услуг;
- социальная защита малообеспеченных граждан.
Формирование жилищной политики будет увязано с вопросами ценообразования. При этом, основной отправной точкой должно стать приведение тарифов на услуги организаций - естественных монополий в сфере обеспечения коммунальных услуг к единому размеру: оплата должна осуществляться по единым тарифам для всех участников рынка жилья - частных домовладельцев, лиц проживающих в частном, муниципальном жилищном фонде.
Стоимость коммунальных услуг для населения будет устанавливаться, исходя из экономически обоснованных затрат снабжающих организаций с учетом рентабельности этих организаций с учетом реального движения доходов населения - выдерживая фактор опережающего роста доходов населения.
Имеющаяся в Республике Бурятия нормативно-законодательная база позволит:
- взимать плату за техническое обслуживание жилья в зависимости от степени благоустройства;
- обеспечить дифференцированный подход по взиманию платы за техническое обслуживание сверхнормативной площади;
- взимать 100% оплату за техническое обслуживание и коммунальные услуги с граждан, имеющих в собственности в одном населенном пункте более одного жилья;
- производить взимание платы за найм жилья и ввести частичную оплату на проведение капитального ремонта жилья.
Федеральные социальные стандарты перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг предусматривают 100% оплату населением этих услуг в 2003 году. Вместе с тем, реальные доходы населения не позволяют к 2003 году перейти на 100% оплату населением жилищно-коммунальных услуг. Во многих районах Республики Бурятия предельный уровень оплаты этих услуг составляет 80%, а максимально - допустимая доля расходов граждан в совокупном доходе семьи на оплату жилищно-коммунальных услуг установлена на уровне 22%, т.е. практически приближена к федеральному стандарту.
В целях улучшения финансового положения организаций, занимающихся эксплуатацией жилищного фонда, и повышения сбора платежей с населения предполагается:
- упорядочить механизм предоставления льгот по оплате за жилищно-коммунальные услуги;
- упорядочить механизм формирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги, с учетом всех его составляющих, выработать эффективный механизм целевого использования на модернизацию и развитие таких составляющих тарифа, как амортизационные отчисления и прибыль;
- перейти на стопроцентную оплату потребителями, в том числе населением, жилищно-коммунальных услуг (через 2-3 года), включая отчисления на капитальный ремонт, с учетом потребности в средствах на предоставление субсидий гражданам, а также роста потребности в дотировании бюджетной сферы;
- дифференцированно в зависимости от экономической обстановки в том или ином районе, подойти к установлению максимально-допустимой доли расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг;
- экономически обосновать максимальный уровень доли доходов семьи на оплату жилищно-коммунальных услуг в конкретном районе или городе.
В настоящее время наравне с проблемой обеспечения жильем, остро стоит вопрос качества жилья. Целостная интегральная система управления качеством жилья представляет собой совокупность взаимосвязанных программ, мероприятий, нормативов, методов и средств управления, направленных на организацию деятельности органов местного самоуправления, организаций строительного и жилищно-коммунального комплекса всех форм собственности по установлению, обеспечению, поддержанию и систематическому повышению уровня качества жилья на всех стадиях его жизненного цикла.
В целях повышения качества управления жилищным фондом будет осуществлен переход на его профессиональное управление по двум направлениям:
- развитие ТСЖ (товариществ собственников жилья);
- создание Управляющих компаний.
Правовая база для этого в республике сформирована.
Приоритетным направлением жилищной политики в Республике Бурятия станет переход от принципа восстановления и ремонта жилья к принципу его сохранения. В Республике Бурятия появится институт собственника жилищного фонда, отвечающего не только за эксплуатацию находящегося в его собственности жилья, но и за застройку и последующее эффективное управление жилищным фондом.
Для дальнейшего развития товариществ собственников жилья необходимо установить порядок финансирования капитального ремонта объектов муниципального жилого фонда, передаваемых в управление товариществам собственников жилья, с долевым участием средств республиканского бюджета. Программа капитального ремонта жилых домов, предназначенных к передаче товариществам собственников жилья станет одной из составляющих программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства в Республике Бурятия в части государственной поддержки сохранности жилищного фонда и его модернизации.
Необходимо, чтобы управление, как существующим, так и вновь создаваемым жилищным фондом осуществлялось специализированными организациями - управляющими компаниями, заинтересованными в получении прибыли от данного вида деятельности. Коммерческий подход к управлению жилищным фондом позволит привести к снижению расходов на содержание и эксплуатацию жилья и стоимости предоставляемых услуг при поддержании достаточного уровня качества предоставляемых населению услуг.
Управление жилищным фондом, не принадлежащим управляющей компании, будет осуществляться на основе договоров доверительного управления между собственником жилья и управляющей компанией.
Текущее обслуживание жилья управляющими компаниями будет осуществляться с использованием принципа "Хозяин дома".
Таким образом, организация профессионального управления жилищным фондом обеспечит в среднесрочной перспективе улучшение состояния жилищного фонда, в долгосрочной - уменьшит стоимость жилищно-коммунальных услуг.
Для обеспечения конкурентоспособности организаций, оказывающих коммунальные услуги, и снижения затрат потребителей будет осуществляться переход на приборный учет потребляемых ресурсов и обеспечение потребителям возможность регулировать объем потребления и оплачивать его по факту. В первую очередь будет устанавливаться приборы учета тепла и воды.
Удовлетворение жилищных потребностей населения будет происходить за счет:
- строительства собственного жилья;
- приобретения собственной квартиры в многоквартирных домах посредством членства в товариществах собственников жилья;
- найма жилья в домах, принадлежащих различным собственникам, в том числе гражданам, юридическим лицам, органам местного самоуправления;
- найма в социально - ориентированном жилье, найм которого субсидируется органами местного самоуправления.
Для формирования сектора строительства частного индивидуального жилья планируется:
- упростить процедуры получения земельных участков под индивидуальное жилищное строительство;
- снизить стоимость основных строительных материалов путем обеспечения наличия на рынке эффективных строительных материалов и технологий для строительства жилья;
- развитие инженерной инфраструктуры в местах индивидуальной застройки;
- обеспечение налоговых льгот для лиц, осуществляющих индивидуальное строительство в течение нормативного срока строительства жилья. Также, если индивидуальный дом строится в установленные сроки, владелец получает право на отсрочку (освобождение) от уплаты процентов за получение финансового кредитного ресурса.
В целях снижения расходов бюджетов всех уровней, устранения перекрестного субсидирования и повышения эффективности использования жилищного фонда всех форм собственности, находящегося в Республике Бурятия, будет обеспечен переход от приватизации квартир в многоквартирных жилых домах к созданию института собственников жилья на условиях социального и коммерческого найма жилья для населения.
Институт найма жилья позволит обеспечить также существование фонда для временного проживания граждан. При этом именно развитие арендного сектора жилья позволит максимально снизить число нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечить наличие на рынке жилья различных потребительских качеств.
В целях создания в Республике Бурятия жилищного фонда социального найма, Правительство Республики Бурятия выйдет с законодательной инициативой в Народный Хурал Республики Бурятия по предоставлению застройщикам данного вида жилья долгосрочных кредитов на льготных условиях за счет средств республиканского бюджета.
3.1.5. Надежность функционирования систем жизнеобеспечения и
предотвращение чрезвычайных ситуаций
Главной задачей Правительства Республики Бурятия на 2003-2007 годы являются:
1. В области гражданской обороны - обеспечение готовности органов государственной власти и органов местного самоуправления и сил гражданской обороны к выполнению возложенных задач при угрозе возникновения войн (вооруженных конфликтов) в условиях применения всех видов современных средств поражения.
2. В области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций - реализация мероприятий, направленных на снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение готовности сил к ликвидации чрезвычайных ситуаций, совершенствование системы мониторинга и прогнозирования инженерной, радиационной, химической и медико-биологической защиты, подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях.
За период полномочий Правительства Республики Бурятия будут решены следующие задачи:
- создание и развитие Бурятской республиканской поисково-спасательной службы;
- разработка нормативно-правовых документов, регулирующих вопросы управления рисками возникновения чрезвычайных ситуаций и определение нормативных показателей рисков природного и техногенного характера с учетом реальных социально-экономических условий;
- разработка концепций управления комплексными рисками на республиканском уровне, в том числе концепции безопасного проживания населения в районах с высоким уровнем риска возникновения чрезвычайных ситуаций;
- дальнейшее развитие нормативной базы декларирования безопасности потенциально-опасных промышленных, энергетических и транспортных объектов, а также раз работка республиканских стандартов мониторинга, прогнозирования и оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций;
- разработка механизмов стимулирования деятельности организаций по снижению рисков возникновения и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций;
- дальнейшее развитие и совершенствование системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций на территории Республики Бурятия и их последствий;
- создание республиканского центра мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
- разработка и внедрение автоматизированных информационно-управляющих систем прогнозирования чрезвычайных ситуаций и систем поддержки решений;
- реконструкция системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях;
- развитие системы управления и связи;
- дооснащение учебно-материальной базы учебно-методического центра по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Бурятия современными техническими средствами обучения, учебно-методической литературой и учебно-наглядными пособиями;
- совершенствование учебных программ и пособий в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций для всех категорий населения, а также для специалистов республиканской подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- подготовка информационных передач на местном телевидении (радио), статей в местной прессе по проблемам снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций;
- разработка изданий и распространение учебно-методических материалов для подготовки специалистов по управлению рисками возникновения чрезвычайных ситуаций, подготовки и переподготовки кадров республиканской подсистемы РСЧС;
- систематизация потенциально - опасных объектов, анализ технического состояния, разработка возможных сценариев чрезвычайных ситуаций;
- развитие научно - методической базы оценки экологических, социальных и экономических последствий чрезвычайных ситуаций и рисков их возникновения для населения;
- разработка системы интегральных показателей оценки рисков возникновения чрезвычайных ситуаций для проведения комплексного анализа и суммирования рисков различного характера и с различными последствиями, внедрение методов комплексного анализа рисков возникновения чрезвычайных ситуаций.
- внедрение системы средств контроля и оценки обстановки при авариях на потенциально опасных объектах, а также приборов поиска и обнаружения пострадавших;
- реализация инженерно технических мероприятий по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций, а так же создание и реконструкция инженерных сооружений;
- разработка и реализация комплекса мер по выводу из производственного процесса изношенного оборудования, а так же по реконструкции жилищного фонда, зданий производственного и общественного назначения в районах, подверженных опасным природным процессам и явлениям;
- обеспечение населения и сил территориальной подсистемы РСЧС средствами индивидуальной защиты, медикаментами и другими средствами защиты.
Основными задачами на 2003-2007 гг. в области обеспечения пожарной безопасности Республики Бурятия, защиты жизни и здоровья населения Республики Бурятия являются:
- реализация мероприятий, направленных на повышение защищенности личности, общества и государства от пожаров;
- приведение в соответствие с Федеральным законодательством законов Республики Бурятия и иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
- сокращение количества гибели людей при пожарах, относительное снижение потерь от пожаров с 5% до 15%, снижение количества пожаров с 2% до 6%;
- модернизация материально-технической базы пожарной охраны Республики Бурятия;
- сохранение и развитие противопожарных формирований, уменьшение радиуса обслуживания и сокращение среднего времени ликвидации пожаров;
- создание единой диспетчерской службы в г. Улан-Удэ и Республике Бурятия в целях эффективного взаимодействия между службами и снижения времени оператив ного реагирования на чрезвычайные ситуации.
3.1.6. Обеспечение личной безопасности граждан, сохранение имущества
Одной из основных задач Правительства Республики Бурятия на предстоящий период продолжает оставаться обеспечение безопасности граждан.
Актуальность этой задачи определяется тем, что уровень преступности в Республики Бурятия продолжает оставаться одним из самых высоких не только по Сибирскому федеральному округу, но и по России. Особую тревогу вызывает высокая доля тяжких и особо тяжких преступных посягательств в общем массиве учтенных преступлений, значительную часть которых составляют преступления корыстной и насильственно-корыстной направленности. Тревожно состояние преступности несовершеннолетних и молодежи.
Вместе с тем, утрачены многие позитивные формы и методы деятельности милиции, наработанные ранее. Прежняя, достаточно эффективная система как общей, так и индивидуальной профилактики практически полностью разрушена.
Штатная численность подразделений, осуществляющих охрану общественного порядка на улицах городов и других населенных пунктов Республики Бурятия, реагирование на заявления и сообщения граждан о преступлениях, значительно отличается от количества, предусмотренного Указом Президента Российской Федерации от 12.02.1993 г. N 209 "О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации". По состоянию на конец 2002 года штатная обеспеченность от норм составляет: дежурных частей ГРОВД - 40,5%, подразделений дознания - 40,6%, ГИБДД - 59,1%, патрульно-постовой службы милиции - 40,1%, подразделений участковых уполномоченных милиции - 97,5%.
Основными задачами по обеспечению безопасности граждан на предстоящий период должны стать:
- поддержание правопорядка на улицах и в других общественных местах;
- совершенствование системы профилактики преступлений и правонарушений;
- обеспечение реализации действенных мер по пресечению и раскрытию преступлений.
Задача обеспечения общественного порядка на улицах и в других общественных местах состоит в сокращении уровня правонарушений в общественных местах, создании условий, объективно препятствующих совершению правонарушений, проведении комплексных мероприятий по профилактическому воздействию на наиболее значимые криминогенные факторы, развитии и повышении доступности различных видов, форм и методов охраны имущества и личности.
Для решения данной задачи предполагается:
- увеличить численность сил, повседневно осуществляющих охрану общественного порядка в населенных пунктах;
- улучшить систему оперативного информирования органов внутренних дел о совершенных преступлениях за счет развития систем технического наблюдения и связи;
- воссоздать эффективную систему профилактики правонарушений;
- мобилизовать усилия на профилактике преступлений со стороны несовершеннолетних;
- осуществлять профилактические мероприятия в отношении лиц, не имеющих жилья, постоянной работы и источников доходов, создать дополнительное количество учреждений социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий.
Задача формирования системы профилактики преступлений и правонарушений предполагает:
- сосредоточение основных усилий на предупреждении правонарушений со стороны лиц, состоящих на профилактических учетах в органах внутренних дел, выявлении преступлений превентивной направленности;
- отношение к проблеме предупреждения преступности несовершеннолетних как к важнейшей, привлечение к этой работе всех органов исполнительной власти Республики Бурятия и общественных организаций;
- осуществление комплекса мер, направленных на укрепление связей органов внутренних дел с населением;
- организация проведения мероприятий, направленных на формирование негативного отношения молодежи к наркотикам, стремление к здоровому образу жизни;
- всемерную поддержку процесса восстановления общественных пунктов охраны порядка, добровольных объединений граждан правоохранительной направленности, широкое привлечение их к профилактической работе по месту жительства.
Реализация задачи осуществления действенных мер по пресечению и раскрытию преступлений включает в себя:
- повышение оперативности реагирования органов внутренних дел на сообщения о преступлениях и происшествиях;
- сосредоточение первоочередного внимания на выявлении, раскрытии и расследовании тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе получивших широкий общественный резонанс или имеющих общественную значимость, экономической направленности и коррупции, террористической направленности, незаконного оборота оружия и наркотиков;
- создание подразделения межведомственного взаимодействия в сфере пресечения незаконного оборота наркотиков на штатной основе.
Решение данных задач невозможно без сохранения и закрепления профессионального кадрового ядра МВД, обеспечения правовых, социальных, материальных и морально-психологических условий и необходимых гарантий для службы и быта сотрудников и членов их семей, повышения социального статуса сотрудников и престижности их работы.
3.2. Развитие и реформирование социальной сферы
3.2.1. Совершенствование системы образования и науки
Процесс модернизации системы образования Правительство Республики Бурятия будет осуществлять с учетом реально складывающейся экономической ситуации и демографических тенденций.
Цели модернизации образования:
- обеспечение современного качества образования;
- создание механизма устойчивого развития системы образования;
Для достижения указанных целей выделены следующие задачи:
- обеспечение доступности и равных возможностей получения полноценного образования;
- повышение качества образования;
- формирование нормативно-правовых и организационно-экономических мер привлечения и использования внебюджетных ресурсов;
- повышение социального статуса и профессионализма педагогических кадров.
Важным показателем качества образования является "самодостаточность" образовательной системы - способность удовлетворить образовательные запросы населения, производственных, коммерческих, культурных, научных, политических, общественных структур и организаций по типам и видам реализуемых образовательных программ.
Изменение отношения органов государственной власти Республики Бурятия и общества к образованию должно выразиться в увеличении объема его финансовой поддержки, особой заботе о работниках образования, создании условий для использования интеллектуального потенциала образованных людей и формировании общественного мнения о ценности образования.
Особое внимание будет сосредоточено на создании единой информационной среды, обеспечении учебным оборудованием, оптимизации сети образовательно-производственных и социально-культурных комплексов; организации полноценного, транспортного обслуживания сельских школ за счет Программы "Школьный автобус"; развитии сети образовательных учреждений интернатного типа; развитии дистанционного образования (включая Интернет - образование) и соответствующей сети центров дистанционного обучения.
Обеспечение школ учебниками нового поколения в условиях модернизации образования превращается в задачу первостепенной важности, от решения которой зависит сохранение доступности и качества образования.
Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. N 1756-р "Об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г." на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего образования.
Правительство окажет поддержку работе инновационных учреждений, получивших статус Федеральной экспериментальной площадки (ФЭП и ФЭП - кандидат) и активное участие общества в образовательной деятельности через создание попечительских советов.
Современная стратегия воспитания в соответствии с Концепцией модернизации российского образования направлена, прежде всего, на:
- необходимость обеспечения соответствия содержания и качества воспитания актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства;
- повышение роли воспитательной деятельности в гуманизации общественно-экономических отношений, формировании новых жизненных установок;
- достижение нового уровня взаимодействия семьи, образовательных учреждений, органов управления образованием, детских молодежных общественных организаций, религиозных конфессий в воспитании и социализации детей и молодежи;
- расширение активных субъектов воспитания, включая все социальные институты, профессионально-педагогическое сообщество, широкую общественность.
Учреждения дополнительного образования детей были и остаются одними из самых определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.
Цель программы - развитие системы дополнительного образования детей в интересах формирования духовно богатой, физически здоровой, социально активной творческой личности ребенка.
Ценностными приоритетами системы дополнительного образования детей являются:
- демократизация образовательного процесса;
- поддержка и развитие детского творчества;
- воспитание культуры здорового образа жизни;
- саморазвитие личности;
- доступность системы дополнительного образования детей;
- создание дополнительных образовательных программ нового поколения;
- научно - методическое обеспечение системы дополнительного образования детей;
- развитие системы дополнительного образования детей на основе информационных технологий.
Доступность качественного образования возможно при обучении на современной учебно-материальной базе с использованием современного оборудования и учебной литературы.
Создание условий обучения и материально-технического оснащения посредством капитальных вложений будет проходить в рамках реализации Программ: "Индустрия образования", "Школьная мебель", "Создание единой информационной образовательной среды".
Повышение профессионализма педагогов, подготовка и формирование педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни - необходимое условие модернизации образования Республики Бурятия.
Для преодоления негативных тенденций в кадровом обеспечении образования, повышения социального статуса, повышения профессионализма педагогических работников, мер их государственной поддержки разработана и будет реализована Программа "Педагогические кадры".
Одним из основных направлений модернизации образования должна стать социальная адресность и сбалансированность социальных интересов: Ценностными приоритетами социальной направленности системы образования являются предупреждение социального сиротства, жизнеустройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, профилактика безнадзорности и беспризорности подростков, организация горячего питания учащихся, организованный подвоз детей в школы из отдаленных местностей.
Решение данных проблем предусматривается реализацией республиканской Программы "Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на 2003-2005 годы", "Социальная защита учащихся учреждений образования", "Школьный автобус" и Законом Республики Бурятия от 18.09.01 г. N 813-II "О размере оплаты труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье".
Для проведения активной инновационной политики Правительству Республики Бурятия необходимо в 2003 году принять Программу развития инновационной деятельности.
Для поддержки научных исследований Правительство Республики Бурятия будет развивать и совершенствовать многоканальную гибкую систему государственного и негосударственного финансирования науки.
Правительство Республики Бурятия будет способствовать созданию центров содействия внедрению инновационных технологий. Это позволит использовать в производстве интеллектуальный и научно-технический потенциал, будет способствовать структурной перестройке экономики и представлению на рынке конкурентоспособной продукции.
Для активизации инновационной деятельности и повышения эффективности использования бюджетных средств будет разработан механизм размещения госзаказа на научную и научно-техническую продукцию и положения о конкурсе НИОКР по 5 приоритетным направлениям развития науки и технологий в Республике Бурятия.
Современная материально-техническая база научных учреждений и недостаточная поддержка системы научного обслуживания не позволяют на должном уровне проводить научные исследования. Развитие сети научных библиотек, оснащение компьютерной техникой также станет задачей Правительства Республики Бурятия на предстоящий период.
Для проведения активной инновационной политики Правительством Республики Бурятия будет предпринят ряд мер, направленных по продвижению работ и услуг, усилению маркетинговой деятельности. Эти меры напрямую связаны с созданием центров содействия внедрению региональных новшеств и инновационных технологий.
Предпринимаемые Правительством Республики Бурятия усилия по разработке Программы экспертного анализа организаций Республики Бурятия позволят определить "точки роста", выработать рекомендации по дальнейшему развитию предприятий и создать банк данных с их полными характеристиками.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 26 марта 2007 г. N 90 в подраздел 3.2.2. раздела 3 настоящей Программы внесены изменения
3.2.2. Развитие здравоохранения и физической культуры
Основной целью деятельности Правительства Республики Бурятия в сфере здравоохранения является развитие системы здравоохранения, обеспечение качества оказания и доступности медицинской помощи населению.
Основными задачами отрасли являются: организация и проведение комплекса медицинских мероприятий в целях снижения общей материнской и младенческой смертности, являющихся интегральными показателями оценки системы охраны здоровья населения; реализация Программы государственных гарантий;. Обеспечение населения бесплатной медицинской помощью.
Предусматривается развитие нового направления деятельности отрасли - переход от системы, ориентированной на лечение заболевания, к системе охраны здоровья граждан, основанной на приоритете здорового образа жизни и направленный на профилактику заболеваний.
Это будет достигнуто следующими мерами:
- укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения;
- комплексная и дифференцированная медико-социальная поддержка инвалидов Великой Отечественной, афганской и чеченской войн, инвалидов труда, быта и детства;
- предоставление пожилым людям широких возможностей для комплексного лечения и расширение для них системы льготного лекарственного обеспечения.
Будет осуществлен переход на подушевой принцип финансирования здравоохранения, который изменит экономические условия деятельности органов управления здравоохранением и создаст предпосылки для ориентации на конечные показатели здоровья населения и на поиск эффективных вариантов использования имеющихся ресурсов.
Будут осуществлены:
- реализация комплексной Программы охраны здоровья населения Республики Бурятия на 2002-2005 годы и ее доработка на последующие годы;
- реформирование здравоохранения на основе повышения показателей его первичного звена - амбулаторно-поликлинической помощи;
- реорганизация стационарной помощи по степени интенсивности лечебно-диагностического процесса;
- развитие стационарозамещающих видов помощи и системы врача общей практики;
- усиление профилактической направленности (профосмотры, диспансеризация, иммунизация) в работе медицинских учреждений и формирование здорового образа жизни;
- совершенствование лицензирования, аккредитации и сертификации медицинской и фармацевтической деятельности с целью контроля качества медицинской помощи.
В Республике Бурятия получит дальнейшее развитие сеть учреждений здравоохранения. Будут строиться новые поликлиники и больницы, улучшаться их техническое и кадровое обеспечение в соответствии с социальными нормативами.
В малозаселенной сельской местности наиболее активно развиваемой формой медицинских услуг станет доврачебная помощь и укрепление ее базы - фельдшерских пунктов.
Острым социальным заболеванием остается туберкулез. Будет завершено строительство второй очереди республиканского противотуберкулезного диспансера. Обеспечение населения Республики Бурятия противотуберкулезными препаратами станет неотъемлемой частью госзаказа на лекарственные средства.
Осознавая, что туберкулез - болезнь социальная, будет осуществляться социальная поддержка больных туберкулезом:
а) оплата проезда больных туберкулезом и инфицированных лиц в круглосуточный и дневной стационары;
б) обеспечение дополнительным продуктовым пайком больных и инфицированных туберкулезом лиц на период лечения.
Серьезная атака будет предпринята на вирусные заболевания, наносящие серьезный ущерб республике, в первую очередь - СПИД и вирусный гепатит. Этот вопрос сложен еще и в силу того, что является следствием социальной проблемы - распространение наркомании.
Жизненно необходимо сбить темп распространения этих заболеваний и максимально защитить население, не относящееся к группе риска. Помимо обязательного обеспечения медицинских учреждений необходимым одноразовым инструментом и оборудованием, важными направлениями в противодействии распространению этих заболеваний будут предоставление всем слоям населения своевременной и доступной информации о наркомании, внедрение в практику эффективных методов психологической защиты, препятствующей попаданию людей в группу риска.
Физическая культура как специфическая деятельность, направленная на формирование двигательных умений и навыков, сохранение и укрепление здоровья, гармоничное развитие личности, является мощным оздоровительным фактором, побуждающим человека вести здоровый образ жизни и отказываться от вредных привычек и пристрастий.
Особое внимание Правительство Республики Бурятия будет уделять проблеме укрепления здоровья детей и учащейся молодежи, налаживанию эффективной оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях, школах, средних специальных учебных заведениях и высших учебных заведениях в Республике Бурятия.
В рамках реализации Программы "Развитие физической культуры, спорта и формирование здорового образа жизни населения Республики Бурятия (2003-2007 годы)" будут решаться следующие задачи:
- обеспечение граждан в Республике Бурятия равных возможностей заниматься физической культурой и спортом независимо от возраста, наличия ограничений жизнедеятельности, места жительства, их доходов и благосостояния;
- формирование у населения, особенно у детей и молодежи, устойчивого интереса и стимулируемой государством потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом, традиций и навыков здорового образа жизни, повышение уровня образованности в области физической культуры, спорта и здорового образа жизни;
- улучшение качества физического воспитания населения и педагогического на блюдения, мониторинг здоровья и медицинское обеспечение занимающихся физической культурой и спортом, особенно детей и молодежи;
- создание научно-обоснованной системы оздоровления и физического воспитания населения, развитие детского и юношеского спорта, координация физкультурно-спортивной работы среди инвалидов и лиц с ослабленным здоровьем;
- участие совместно с заинтересованными организациями в развитии сети учреждений дополнительного образования физкультурно-оздоровительного и спортивного профиля, оказание этим учреждениям организационно-методической помощи;
- обеспечение подготовки, переподготовки и повышение квалификации кадров в области физической культуры и спорта со 150 чел. в 2003 г. до 190 чел. в 2007 г.
- создание целостной нормативно-правовой системы, обеспечивающей приоритетное развитие физической культуры и утверждение в обществе принципов здорового образа жизни;
- расширение информационно-образовательной и пропагандистской деятельности по формированию здорового образа жизни;
- укрепление и развитие материально-технической базы для физкультурно-оздоровительных мероприятий и спортивных занятий.
Реализация Программы будет проходить с участием органов исполнительной власти Республики Бурятия, органов местного самоуправления Республики Бурятия. Механизм реализации Программы предусматривает отработку организационно-финансовых схем обеспечения системы мероприятий и проектов Программы.
Важнейшими результатами реализации программы будут:
- увеличение доли занимающихся физической культурой и спортом, до 8,5% от общего числа жителей Республики Бурятия;
- укрепление здоровья молодежи, снижение роста преступности среди несовершеннолетних, повышение эффективности реабилитации инвалидов, снижение травматизма и повышение работоспособности рабочих и служащих;
- сохранение и укрепление генетического потенциала нации;
- вовлечение в занятия физической культурой и спортом трудоспособного населения и, таким образом, продление активного творческого долголетия людей, что позволит повысить экономический и оборонный потенциал государства;
- увеличение объема спортивного телерадиовещания и повышение роли телевидения в развитии физической культуры и спорта и в формировании здорового образа жизни.
В городских и сельских населенных пунктах Республики Бурятия будет осуществляться укрепление материально-технической базы сферы физической культуры и спорта путем строительства, реконструкции и ремонта аварийных спортсооружений. Планируется строительства республиканского "Дворца спорта", ввод в эксплуатацию 6 спортивных залов.
Также немаловажным аспектом развития физической культуры и спорта является развитие спорта высших достижений. Оно предполагает: подготовку кандидатов в сборную команду России, поддержку выдающихся спортсменов, создание благоприятных условий для подготовки и успешного выступления членов сборной России из Республики Бурятия, премирование спортсменов и тренеров за высокие результаты на соревнованиях.
3.2.3. Развитие культуры и искусства
Сохранение и развитие духовных, исторических и культурных ценностей является приоритетным направлением в деятельности Правительства Республики Бурятия.
За годы экономических реформ произошло сокращение сети муниципальных учреждений культуры: количество клубных учреждений снизилось на 153 ед., количество библиотек на 82 ед. Остается очень низкой заработная плата работников культуры, велик дефицит жилья.
Сохраняется проблема материально-технической базы культуры, которую надо рассматривать в двух аспектах: техническое состояние основных фондов - зданий и сооружений и обеспеченность специальным оборудованием, музыкальными инструментами, автотранспортом, сценическими костюмами.
При сохранности гарантированной поддержки развития культуры республики, в 2003-2007 гг. будет продолжено реформирование организационно-хозяйственного механизма отрасли.
Главной целью преобразований в отрасли будет повышение доступа населения Республики Бурятия к культурным ценностям, формирование условий для полноценного функционирования сферы культуры и искусства.
Приоритетными направлениями развития культуры Республики Бурятия на 2003-2007 гг. являются:
- создание благоприятных условий для полноценной деятельности отрасли, укрепление материально-технической базы учреждений культуры Республики Бурятия;
- изменение механизма финансирования отрасли путем широкого привлечения вне бюджетных средств, внедрение современных управленческих технологий;
- сохранение историко-культурного наследия Республики Бурятия и его использование как фактора социально-экономического развития Республики Бурятия;
- поддержка профессионального искусства, воспроизводство кадрового потенциала.
Реализация основных мероприятий в сфере культуры и искусства позволит:
1. Повысить уровень и качество жизни населения республики (расходы по отрасли "Культура" на одного жителя за этот период возрастут на 61,2%).
2. К 2007 году увеличить в 2 раза долю производства добавленной стоимости в валовом региональном продукте по отрасли "Культура".
3. По общероссийскому рейтингу основных показателей отрасли Республика Бурятия должна выйти:
- на 30 место в Российской Федерации по численности зрителей театров на 1000 населения;
- на 45 место по объему библиотечных фондов библиотек на 1000 населения;
- на 45 место по числу посещений музеев на 1000 населения.
4. В 2 раза увеличить объем платных услуг населению.
5. Увеличить уровень заработной платы работников отрасли в 2,5 раза к концу прогнозируемого периода.
6. Усилить конкурентоспособность отрасли на межрегиональном уровне и закрепить за Республикой Бурятия положительный имидж динамично развивающегося региона в сфере культуры и искусства.
Конечным результатом реализации поставленных целей и задач будет расширение возможностей для приобщения граждан к культурным ценностям и культурным благам, сохранение кадрового потенциала культуры, эффективное сохранение и использование историко-культурного наследия Республики Бурятия.
3.2.4. Социальная реабилитация и поддержка населения
Современная экономическая ситуация диктует необходимость повышения эффективности социальной защиты населения, концентрации усилий на решении наиболее острых социальных проблем, активизации факторов, влияющих на повышение материального благополучия граждан.
Главной целью Правительства Республики Бурятия на период полномочий является улучшение уровня жизни наиболее уязвимых слоев населения, снижение уровня инвалидности и предупреждение ее, преодоление негативных тенденций и стабилизация положения детей.
Реализация мероприятий в области социальной реабилитации и поддержки населения сконцентрированы на решении следующих задач:
- обеспечение государственных гарантий в области социальной защиты пожилых граждан, инвалидов, детей, малоимущих семей;
- совершенствование комплексной системы реабилитации инвалидов;
- профилактика семейного неблагополучия, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Планируется ввести в эксплуатацию дом-интернат для умственно-отсталых детей на 200 мест, открытие геронтологического центра на 50 мест и отделений милосердия при домах-интернатах для престарелых и инвалидов.
Предусматривается дальнейшее укрепление материально-технической базы действующих стационарных учреждений отрасли. Самой распространенной и менее затратной формой нестационарного обслуживания остается социальное обслуживание граждан на дому, в дальнейшем намечается расширение спектра и качества предоставляемых социальных и специализированных услуг.
Расширится система помощи населению в целях повышения психологической устойчивости и формирования психологической культуры граждан, в первую очередь в сферах межличностного, семейного и родительского общения.
Активизация работы по вовлечению населения в накопление собственных пенсионных средств позволит увеличить количество участников негосударственного пенсионного обеспечения к общей численности граждан, занятых в экономике. Такое соотношение в 2007 году будет составлять 4,33%.
Для поддержания уровня жизни малоимущих категорий граждан будут совершенствоваться меры социальной защиты населения посредством предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
Переход на адресное предоставление ежемесячного пособия на ребенка обеспечил своевременность текущих выплат и в дальнейшем предполагается поэтапное сокращение задолженности. С этой целью отрабатываются механизмы по погашению задолженности - от прямого денежного погашения до полноценной замены обязательств на различные социальные услуги.
Создание комплексной системы социальной адаптации инвалидов включает разработку индивидуальных программ, их медицинской, социальной и психологической реабилитации, что позволит вовлечь инвалидов в посильную трудовую деятельность. Планируется увеличение количества разработанных программ (до 50%) от общего числа освидетельствованных. В дальнейшем предполагается разработка программы обеспечения занятости инвалидов и государственной адресной поддержки организаций, использующих труд инвалидов, проведение льготной финансово-кредитной политики.
В настоящее время острой остается проблема беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, требующая принятия незамедлительных мер по ее преодолению.
В 2003-2007 годах планируется открытие 6 учреждений социального обслуживания семьи и детей на 145 мест, что позволит снизить остроту проблемы детской безнадзорности и беспризорности. В дальнейшем планируется довести степень охвата несовершеннолетних социально-реабилитационными учреждениями до 105 на 10 тыс. детей.
Успешно реализуются мероприятия по совершенствованию системы отдыха, оздоровлению и занятости детей и подростков. Планируется ежегодное увеличение оздоровленных детей на 5% от общего числа детей в возрасте от 7 до 17 лет. Основными направлениями на 2003-2007 годы являются совершенствование правовых основ организации отдыха детей, увеличение охвата детей всеми формами оздоровления, расширение сети и укрепление материально-технической базы детских оздоровительных учреждений, что найдет отражение в Концепции отдыха и оздоровления детей на 2003-2007 годы.
3.2.5. Молодежная политика
Основной целью государственной молодежной политики является создание условий для повышения роли молодежи в обществе.
Приоритетные направления государственной молодежной политики на 2003-2007 гг.:
1. Содействие и поддержка развития гражданских инициатив молодежи, стимулирование молодежного самоуправления и активизация деятельности молодежных и детских общественных объединений. К 2007 году количество молодежных общественных объединений увеличится до 54.
2. Определение молодежных проблем как межотраслевых, разработка "молодежных разделов" в целевых и инвестиционных программ всех уровней;
3. Консолидация источников финансирования государственной молодежной политики и усиление роли экономических рычагов в привлечении ресурсов.
4. Создание и перепрофилирование деятельности молодежных центров с учетом современных потребностей и интересов молодежи, разработка новых технологий работы с молодежью, исходя из социальных и возрастных различий. В республике будут функционировать 12 социальных центров и служб для молодежи.
5. Обеспечение жильем молодых специалистов и молодых семей. За данный период будет выделено более восьмисот государственных безвозмездных жилищных субсидий молодым специалистам и предоставлено жилищных беспроцентных возвратных займов более чем двум тысячам молодым семьям.
6. Содействие в решение вопросов занятости молодежи и поддержка молодежного предпринимательства. Поддержка студенческих трудовых отрядов, до 2000 бойцов в год.
7. Организация учебных курсов по профобучению, профориентации для безработной молодежи и проведение ежегодных конкурсов программ и проектов в области молодежного предпринимательства. Реализация основных мероприятий в области решения вопросов занятости молодежи позволит снизить уровень молодежной безработицы.
8. Профилактика преступности, наркомании и алкоголизма в молодежной среде. Проведение и поддержка мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактика ВИЧ инфекций, наркомании, правонарушений. Ежегодно будет проводиться 85 республиканских мероприятий, направленных на профилактику правонарушений в молодежной среде.
9. Формирование ресурсной базы и квалифицированных кадров в сфере государственной молодежной политики. Будет построен Дворец молодежи и спорта, молодежный оздоровительный центр на оз. Байкал и создана республиканская комплексная база данных информационного обеспечения молодежи.
Схема 2. Приоритеты социальной политики
/------------------\ /-------------------------------------------------------------------------\
| | |- улучшение репродуктивного здоровья населения |
| | |- повышение реальной доступности медицинской помощи для населения |
| Здравоохранение | ‡‡‡ |- создание системы медицинской профилактики |
| | |- укрепление материально-технического потенциала лечебно-профилактических|
| | |учреждений |
\------------------/ \-------------------------------------------------------------------------/
/------------------\ /-------------------------------------------------------------------------\
| | |- обеспечение доступности и равных возможностей получения полноценного |
| | |образования, модернизация системы образования |
| Образование | ‡‡‡ |- повышение социального статуса и профессионализма педагогических кадров |
| | |- создание условий обучения и материально-технического оснащения |
| | |образовательной системы |
\------------------/ \-------------------------------------------------------------------------/
/------------------\ /-------------------------------------------------------------------------\
| | |- сохранение историко-культурного наследия |
| | |- поддержка профессионального искусства, воспроизводство кадрового |
| Культура | ‡‡‡ |потенциала |
| | |- создание благоприятных условий для полноценной деятельности отрасли, |
| | |укрепление материально-технической базы учреждений культуры |
\------------------/ \-------------------------------------------------------------------------/
/-----------------\ /-------------------------------------------------------------------------\
| | |- развитие и совершенствование системы тарифного регулирования оплаты |
| | |труда во внебюджетном секторе экономики |
| Труд социальное | |- создание и сохранение рабочих мест |
| обеспечение | ‡‡‡ |- обеспечение государственных гарантий в области соцзащиты пожилых |
| | |граждан, инвалидов, детей и малоимущих семей, профилактики |
| | |безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних |
\-----------------/ \-------------------------------------------------------------------------/
/-----------------\ /-------------------------------------------------------------------------\
| | |- содействие и поддержка развития гражданских инициатив молодежи, |
| | |стимулирование молодежного самоуправления |
| | |- содействие в решение вопросов занятости молодежи и поддержка |
|Туризм молодежная| ‡‡‡ |молодежного предпринимательства, профилактика преступности, наркомании |
| политика спорт | |- сохранение и укрепление здоровья нации, развитие спорта высших |
| | |достижений |
| | |- развитие внутреннего и въездного туризма, повышение качества и |
| | |разнообразия предоставляемых туруслуг, развитие инфраструктуры |
\-----------------/ \-------------------------------------------------------------------------/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.