В соответствии с Постановлением Правительства Республики Бурятия от 6.10.2003 г. N 304 "О Концепции ценовой и тарифной политики Республики Бурятия на период до 2007 года" Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Признать утратившими силу:
1.1. Постановление Правительства Республики Бурятия от 8.08.1995 г. N 281 "О дополнительных мерах по обеспечению населения хлебом".
1.2. Распоряжение Правительства Республики Бурятия от 9.01.2001 г. N 11-р.
1.3. Распоряжение Правительства Республики Бурятия от 23.09.1998 г. N 931-р.
2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент - Председатель
Правительства Республики Бурятия |
Л.В. Потапов |
Послание Президента Республики Бурятия
Народному Хуралу Республики Бурятия "О бюджетной политике в
Республике Бурятия на 2005 год"
В соответствии с пунктом "и" статьи 74 Конституции Республики Бурятия к Народному Хуралу Республики Бурятия с настоящим Бюджетным посланием, содержащим основные направления и ориентиры бюджетной политики в 2005 году.
Раздел I. Основные итоги финансово-экономического развития
Республики Бурятия в 2003 году
Подводя итоги финансово-экономического развития республики в 2003 году, можно отметить, что нам удалось добиться определенных положительных результатов. Рост валового регионального продукта составил 108 процентов, рост промышленного производства - 112 процентов. На 8,5 процентов возросли реальные денежные доходы населения. Завершено становление казначейской системы исполнения республиканского и местного бюджетов республики, сокращена кредиторская задолженность, в том числе по детским пособиям, соблюдаются рамки, разрешенные Бюджетным кодексом РФ, по размерам государственного долга.
Но, несмотря на достигнутые результаты, считаю, что в прошедшем году нам не удалось полностью решить задачи, поставленные в Бюджетном послании на 2003 год.
В бюджетном процессе не решены задачи повышения ответственности органов власти на каждом уровне за сбалансированность бюджета и бюджетную обеспеченность; повышения качества бюджетного планирования; повышения эффективности государственных инвестиций. Не удалось перейти на более объективное и прозрачное распределение финансовой помощи муниципальным образованиям. Не внедрены элементы реального среднесрочного бюджетного планирования. Практически не сокращается количество убыточных предприятий, слабо решаются проблемы безработицы в республике. В результате, в 1 квартале 2004 года замедлились темпы роста реальных доходов населения, и увеличился уровень бедности.
Наступающий период для Правительства республики исключительно важный. За последнее время в Федеральном Законодательстве произошли процессы, которые коренным образом изменят сложившуюся в республике бюджетную систему и ее устройство. Я имею в виду переход на четырехуровневую бюджетную систему и перераспределение полномочий. У нас очень мало времени, чтобы принять все необходимые нормативные правовые акты для организации и стабильного функционирования бюджетной системы в Республике Бурятия. От эффективной и слаженной работы Правительства и Народного Хурала зависит дальнейшее социально-экономическое развитие республики.
Раздел II. Основные задачи бюджетной политики
Главными задачами бюджетной политики остаются повышение благосостояния населения и обеспечение устойчивого роста экономики республики на основе стабильного функционирования бюджетной системы и достижения высокой эффективности государственных расходов.
Основные задачи бюджетной политики, требующие решения в 2005 году, следующие.
Первое. Повышение эффективности социальной политики, обеспечивающей сокращение бедности и обеспечение социальной стабильности. Все элементы социальной помощи должны быть направлены на конкретного гражданина, гарантировать ему качество и доступность бюджетных услуг.
Второе. Повышение эффективности государственных инвестиций. Необходимо выбрать такие формы и направления государственной поддержки, которые оптимально сочетают в себе максимальную отдачу от вложения бюджетных средств при минимальном риске. Финансирование по лимитам капитальных вложений Правительства должно быть направлено на сокращение различий в обеспеченности муниципальных образований социальной инфраструктурой.
Третье. Внедрение реального среднесрочного бюджетного планирования. Необходимо увязать годовой бюджет, финансовый план и среднесрочную программу социально-экономического развития. Максимально использовать в бюджетном процессе все элементы среднесрочного бюджетного планирования.
Четвертое. Реформирование бюджетного процесса путем внедрения бюджетирования, ориентированного на результат. Принятый в первом чтении Проект закона Республики Бурятия "О некоторых вопросах формирования целевых статей республиканского бюджета и условиях предоставления государственных гарантий" необходимо в кратчайшие сроки рассмотреть и принять в целом. Расходы бюджета должны быть нацелены на обоснованный результат, только в этом случае достигается их эффективность.
И пятое. Создание эффективной системы межбюджетных отношений в условиях реформы местного самоуправления. Эта система должна обеспечить, с одной стороны, выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, а с другой, - создать стимулы к их комплексному социально-экономическому развитию.
Раздел III. Основные задачи бюджетной политики в области доходов
С 2005 года вносятся поправки в действующую редакцию Бюджетного и Налогового кодексов, согласно которым устанавливаются единые для соответствующего уровня бюджетной системы нормативы отчислений от федеральных налогов на Долговременной основе. Аналогичное требование по долговременному закреплению нормативов отчислений от региональных налогов в местные бюджеты адресовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Эту задачу необходимо решить. Предусмотрен отказ от практики централизации местных (региональных) налогов в бюджеты более высокого уровня. Таким образом, предпринят существенный шаг к реализации принципа "один налог - один бюджет".
В этой связи, на первый план выходит проведение работы по наращиванию собственной налоговой базы в республике. На данном этапе основной задачей Министерств и ведомств должно стать обеспечение безусловного выполнения задания по увеличению налоговой базы, основанного на уже разработанной системе индикаторов и отраслевых особенностей. Усилия власти должны быть направлены на сокращение оттока капитала из республики и стимулирование внутреннего потребления.
Необходимо систематизировать разработанные Министерствами и ведомствами республики меры по расширению налогового потенциала. На их основе предстоит разработать комплекс общереспубликанских мер по привлечению инвестиций, легализации доходов населения, совершенствованию взаимодействия с корпоративными структурами и т.д.
Современные реалии поставили перед республикой серьезную проблему. Я имею в виду появление на региональном уровне новых, групп интересов крупных корпораций, федеральных холдингов и финансово-промышленных групп. Финансовые и товарные потоки предприятий республики, попадающих в сферу влияния данных групп, преимущественно переориентируются на головную компанию. В результате мы имеем значительное снижение налогового потенциала и, как следствие, снижение доходов бюджетов республики.
Процессы вхождения предприятий республики в состав российских корпораций и дальнейшего развития их в рамках холдингов должны находится под контролем Правительства в целях недопущения обострения социальной напряженности и снижения доходной базы.
Основным инструментом взаимодействия Правительства республики с организациями всех уровней является заключение соглашений о социально-экономическом сотрудничестве. В случае со структурными подразделениями российских корпораций Правительству республики необходимо продолжить практику заключения соглашений непосредственно с управляющими компаниями.
Вкупе с эффективным сотрудничеством региональных органов власти с корпорациями на первый план выходит становление взаимовыгодных отношений со средними и малыми организациями, ориентированными преимущественно на внутренний потребительский рынок.
На долю малого бизнеса приходится около 23 процентов занятых в экономике граждан. Работа именно с сектором малого и среднего бизнеса должна стать устойчивой основой роста собственной доходной базы муниципальных образований и республики в целом, главным рычагом снижения общей безработицы и обеспечить сокращение уровня бедности населения.
Очень важна для пополнения доходной части бюджета работа по совершенствованию процесса управления республиканским имуществом. Среди ключевых направлений, на которых должна быть сосредоточена работа в 2005 году, можно выделить:
- повышение доходов в бюджет от использования государственного имущества и, в особенности, земельных ресурсов за счет увеличения эффективности их использования;
- поэтапное сокращение избыточной части государственного сектора, которая не требуется для выполнения государственных функций;
- совершенствование нормативной правовой базы в области имущественных и земельных отношений.
Раздел IV. Основные задачи бюджетной политики в области расходов
Проводимые реформы федеративных отношений создали основу глубоких преобразований в организации подходов к расходованию бюджетных средств. Федеральными законами четко разграничены полномочия федеральной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Отсутствие такого разграничения являлось причиной и источником множества проблем. Можно много говорить об эффективности и справедливости произведенного распределения, однако сейчас нужно сосредоточиться на правовом обеспечении полномочий, возложенных на республику.
Целью указанного правового регулирования должно стать приведение соответствующей нормативной правовой базы, определяющей расходные обязательства, с одной стороны, к требованиям Федерального Законодательства, а с другой, к возможностям бюджетной системы республики по исполнению соответствующих расходных обязательств. Нужно выстроить нормативную базу таким образом, чтобы все расходные обязательства исполнялись бюджетом в полном объеме. Все, что гарантировано гражданам, должно быть исполнено.
Для достижения указанной цели необходимо провести инвентаризацию всех действующих расходных обязательств и в пределах своих полномочий четко определить те, которые должны остаться и соответственно исполняться в полном объеме, и те, которые должны быть исключены. Главный акцент в ходе указанной работы необходимо сделать на социальной сфере. Должен быть обеспечен взвешенный и продуманный подход к сокращению бедности населения, определению объемов (на основе нормативов, стандартов) и порядка финансирования тех услуг, предоставление которых гарантировано гражданам. Очень важно избежать пустых обещаний и популизма.
Дальнейшее совершенствование должна пройти действующая система нормирования расходов, в направлении повышения ее реалистичности. Необходимо придать максимальную адресность и обусловленность любым формам поддержки наиболее нуждающихся и уязвимых категорий граждан, а также обеспечить качество и доступность бюджетных услуг. В этой работе обязательно должна быть учтена задача по обеспечению сбалансированности бюджета. Заведомо декларативные и неисполнимые обязательства должны уйти в прошлое. Необходимо обеспечить единство бюджетной и правовой системы.
Существующая структура, бюджетного сектора сложилась задолго до начала рыночных преобразований и теперь уже не может в полной мере соответствовать целям и задачам, стоящим перед государством. Решение этой проблемы во многом зависит от формирующейся нормативной базы на федеральном уровне. Однако, ряд мероприятий по формированию предложений и направлений реструктуризации в республике возможно сделать уже сейчас.
Повышение эффективности работы государственного аппарата неразрывно связано с повышением конкурентоспособности государственной службы по сравнению с работой в частном секторе. Решение этой задачи тесно связано с повышением уровня оплаты труда государственных служащих, улучшением их качественного состава, в том числе за счет сокращения численности занятых в результате реструктуризации в секторе Государственного управления. Требует дальнейшего развития система стандартов и норм финансового обеспечения органов государственной власти Республики Бурятия.
Следует ужесточить политику к расходам, не подлежащим нормированию и не связанным с текущим содержанием государственных органов и бюджетных учреждений. Главными критериями при формировании бюджета на 2005 и последующие годы в отношении указанных расходов должны стать эффективность и результативность. Предлагаемые расходы должны быть подтверждены конкретными расчетами эффективности и результативности, в противном случае они не должны приниматься к рассмотрению на предмет их включения в Проект бюджета.
В равной степени, рассмотренные выше вопросы организации бюджетного процесса, должны быть отнесены к государственной поддержке, осуществляемой за счет средств республиканского бюджета.
Расходы, не отнесенные к полномочиям Республики Бурятия, не могут включаться в Проект республиканского бюджета. Это правило должно действовать без каких-либо исключений.
Основным принципом бюджетного планирования должно стать гарантированное обеспечение в полном объеме действующих обязательств в соответствии с целями и ожидаемыми результатами государственной политики.
Выделение ассигнований на новые обязательства может и должно осуществляться только в случае и в пределах превышения прогнозируемых бюджетных ресурсов над расчетным объемом действующих обязательств.
В рамках программно-целевого бюджетирования требуют изменений подходы к предоставлению бюджетных средств на возвратной основе коммерческим организациям. Необходимо осуществить переход от прямой финансовой поддержки коммерческих организаций к субсидированию части процентной ставки за пользование кредитами банков. Правительство не может и не должно принимать риски, от которых отказались кредитные учреждения, учитывая тот факт, что риски распространяются на средства налогоплательщиков, предназначенные для обеспечения основных гарантированных государством бесплатных услуг.
Количество республиканских Целевых программ должно быть существенно сокращено. При этом данный процесс не должен идти по пути включения ликвидируемых программ в качестве подпрограмм в оставшиеся программы. Большинство действующих республиканских Целевых программ и их подпрограмм могут быть преобразованы в ведомственные Целевые программы, имеющие четкие цели, измеримые результаты и систему оценки.
Ведомственные Целевые программы должны выступать как основная форма реализации программно-целевого планирования.
Объем ассигнований, необходимый для реализации действующих республиканских и ведомственных программ, должен быть достаточен для достижения планируемых результатов, а сокращение или прекращение выделения ассигнований должно происходить по формализованной процедуре в соответствии с четкими и прозрачными критериями оценки Целевых программ.
Отбор принимаемых к реализации Целевых программ должен осуществляться на конкурсной основе между республиканскими органами исполнительной власти и на основе формализованной методики оценки экономической и социальной эффективности.
Данные шаги являются первыми в направлении внедрения метода бюджетирования, ориентированного на результат. В 2005 году должно быть закончено правовое оформление начального этапа внедрения данного метода в бюджетный процесс республиканского бюджета.
Государственные капитальные вложения должны быть сосредоточены на узком Перечне приоритетных объектов, состоящих только из объектов непроизводственного назначения некоммерческого характера.
В связи с передачей полномочий по государственной поддержке сельскохозяйственного производства на региональный уровень остро встает вопрос о необходимости формирования собственной нормативной правовой базы, четко определяющей качественно новые подходы к субсидированию агропромышленного комплекса. Итогом должно стать исключение множественности субсидий, повышение их адресности, эффективности и результативности.
Принятие в 2004 году экономически обоснованных тарифов обусловило рост оплаты коммунальных услуг, следствием этого стало снижение платежеспособности населения. Возникает острая необходимость в государственной поддержке граждан. Одна из основных задач социальной политики в этой области - совершенствование механизма предоставления гражданам жилищных субсидий, обеспечение их адресности, создание персонифицированных социальных счетов.
Нужно усилить контроль за принятием обязательств бюджетными учреждениями. До каждого бюджетополучателя в соответствующие сроки должен быть доведен санкционированный объем бюджетных обязательств, за превышение которого необходимо ужесточить меры административной ответственности должностных лиц.
Одним из основных элементов реформирования бюджетного процесса является переход на среднесрочное бюджетное планирование в виде перспективного финансового плана в увязке с целями и приоритетами среднесрочной программы социально-экономического развития республики
В результате бюджет на очередной финансовый год должен стать составной частью ежегодного обновляемого и смещаемого на один год вперед среднесрочного финансового плана, что позволит прорабатывать среднесрочные и текущие вопросы бюджетного планирования, увязывая их друг с другом, вносить по четкой и прозрачной процедуре ежегодные корректировки в соответствии с целями государственной политики и условиями их достижения.
Раздел V. Политика в области межбюджетных отношений
Работа Правительства республики в 2003 году с Федеральными органами исполнительной власти не позволила увеличить размер финансовой помощи из Федерального бюджета на 2004 год. Уменьшение численности населения согласно переписи, изменение методики не в нашу пользу, участие в федеральных Целевых программах дали неутешительные результаты.
При формировании федерального бюджета на 2005 год, Правительству республики необходимо обеспечить учет интересов Республики Бурятия при изменении федеральной методики по расчету финансовой помощи, рассмотреть возможность участия в федеральных программах реформирования региональных и муниципальных финансов.
Основной задачей в сфере межбюджетных отношений внутри республики будет реализация принятых Федеральных законов по реформе федеративных отношений и местного самоуправления. Во исполнение данных Законов Правительству республики следует подготовить ряд законопроектов, целью которых станет создание целостной системы оказания финансовой помощи местным бюджетам. Эта система должна обеспечивать равный доступ граждан вне зависимости от места их проживания к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям при одновременном создании стимулов для проведения на республиканском и местном уровне рациональной и ответственной налогово-бюджетной политики.
Решение поставленной задачи должно проводиться по следующим основным направлениям:
- упорядочение бюджетного устройства республики. В своем нынешнем виде организация местного самоуправления не позволяет провести полноценную, охватывающую все уровни бюджетной системы реформу. Необходимо обеспечить проведение организационных мероприятий по введению двух типов муниципальных образований - муниципальных районов (городских округов) и поселений ограничение полномочий органов государственной власти Республики Бурятия и органов местного самоуправления, то есть прав и обязанностей по трем позициям - определению уровня и структуры расходов, выделению средств и собственно финансированию тех или иных бюджетных услуг. Необходимо полностью ликвидировать республиканские "нефинансируемые мандаты", подрывающие не только бюджетную систему, но и доверие к государству, декларируемой им социальной политике;
- четкое и стабильное распределение доходных источников. Для этого, прежде всего, необходимо закрепить нормативы отчислений в местные бюджеты на долговременной основе Законом, не имеющим ограничений по сроку его действия. При этом доходы местных бюджетов должны быть разделены на минимально гарантированные Федеральным Законодательством и "дополнительные", определяемые на республиканском уровне;
- делегирование полномочий. Передача отдельных государственных полномочий на местный уровень должна осуществляться только вместе с предоставлением соответствующих финансовых средств на исполнение данных полномочий. Для этого будет создан фонд компенсаций. Необходимо четко определиться с Перечнем и финансовой оценкой полномочий, предлагаемых к передаче органам местного самоуправления;
- предоставление финансовой помощи. Необходимо более активно использовать механизм софинансирования на долевой основе социально-значимых расходов местных бюджетов. Это новая форма финансовой помощи. Ее суть - обеспечение на всей территории республики определенного уровня предоставления базовых бюджетных услуг. Инвестиционная поддержка муниципальных образований должна осуществляться посредством формирования фонда муниципального развития. Непосредственное выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципалитетов будет происходить через фонд финансовой поддержки муниципальных образований. В условиях неполной обеспеченности местных бюджетов следует строго отнестись к вопросу нормирования расходов. При этом должны учитываться только текущие расходы и контингент получателей соответствующих средств (численность, социально-демографический состав, уровень жизни, плотность населения, отдаленность и доступ к транспортной сети);
- повышение качества управления муниципальными финансами. Необходимо разработать систему мониторинга кредитоспособности и качества управления муниципальными финансами, одновременно обеспечить соблюдение финансовой дисциплины, вплоть до введения в отношении органов местного самоуправления, не выполняющих свои обязательства перед населением, бюджетополучателями, кредиторами, режима внешнего финансового управления.
Раздел VI. Политика в области управления долговыми обязательствами
Необходимо продолжить совершенствование процесса управления государственным долгом. Все долговые обязательства должны исполняться своевременно и в полном объеме, за республикой следует сохранить статус надежного заемщика.
В сфере долговых обязательств муниципальных образований следует продолжить работу по содействию приведения их объемов в соответствие с требованиями бюджетного Законодательства. Необходимо перейти к поэтапному формированию муниципального долга по принципу планирования объема долговых обязательств в пределах возможного погашения долга исключительно за счет доходов местного бюджета.
Должна быть продолжена работа по погашению кредиторской задолженности, в первую очередь, задолженности перед населением по социальным выплатам. Причем при формировании бюджета Республики Бурятия 2005 год проблему кредиторской задолженности местных бюджетов решать совместно Правительству Республики Бурятия и органам местного самоуправления.
Заключение
Уверен, что мы сможем решить поставленные в этом Послании задачи. Они вполне реальны и должны быть реализованы. Это заложит основу будущих серьезных преобразований всей бюджетной системы, преследующих цель построения эффективного и социального государства, гарантирующего каждому гражданину достойную жизнь.
Президент Республики Бурятия |
Л.В. Потапов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Бурятия от 10 июня 2004 г. N 119 "О признании утратившими силу некоторых нормативных актов Правительства Республики Бурятия"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Бурятия" от 12 июня 2004 г. N 109