Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Правительства Республики Бурятия от 26 декабря 2002 г. N 371 "Об одобрении Программы государственной поддержки страхования сельскохозяйственных рисков в Республике Бурятия на 2003-2007 гг."

2. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия (Бубнов В.В.) обеспечить реализацию настоящей Программы.

3. Министерству финансов Республики Бурятия (Налетов А.Ю.) обеспечить финансирование Программы за счет республиканского бюджета по строке "Страхование урожая сельскохозяйственных культур" в пределах суммы, предусмотренной в республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.

4. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия (Бубнов В.В.) в месячный срок после принятия настоящего Постановления разработать порядок проведения конкурса страховых организаций и порядок государственной поддержки страхования в агропромышленном комплексе Республики Бурятия.

5. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Бурятия по развитию агропромышленного комплекса Турбянова Л.Д.

 

Президент - Председатель

Правительства Республики Бурятия

Л.В. Потапов

 

Программа
государственной поддержки развития страхования
сельскохозяйственных рисков в Республике Бурятия на 2003-2007 гг.
(одобрена Постановлением Правительства Республики Бурятия от 26 декабря 2002 г. N 371)

 

Паспорт Программы

 

Наименование Программа государственной поддержки развития
страхования сельскохозяйственных рисков в
2003-2007 гг.
Государственный
заказчик Программы
Министерство сельского хозяйства и
продовольствия Республики Бурятия
Основные разработчики
Программы
Высший экономический совет при Президенте
Республики Бурятия, Министерство сельского
хозяйства и продовольствия Республики Бурятия
Цели и задачи Создание Запасного фонда в страховых
организациях для возмещения ущерба и
ликвидации последствий страховых случаев, а
также резерва средств для финансирования
мероприятий по предупреждению возникновения
таких случаев (снижение урожайности) и
ликвидация его последствий. Обеспечение
комплексной страховой защиты в сельском
хозяйстве.
Создание эффективной защиты имущественных
интересов предприятий растениеводческой
отрасли
Исполнители Программы Министерство сельского хозяйства
и продовольствия Республики Бурятия
Основные показатели Основными источниками финансирования являются
средства;
федеральный бюджет - 116840,60 тыс. рублей;
республиканский бюджет - 56877,70 тыс. рублей;
за счет сельхозпроизводителей - 56877,90 тыс.
рублей
в 2003 г. - 6320,3 тыс. руб.,
в 2004 г. - 8225,0 тыс. руб. *,
в 2005 г. - 10766,6 тыс. руб. *,
в 2006 г. - 13597,2 тыс. руб. *,
в 2007 г. - 17968,6 тыс. руб. *.
Сроки реализации
Программы
2003-2007 гг.

 

* Средства 2004:2007 гг. указаны по расчетам-прогнозам и подлежат уточнению в соответствии с Законом Республики Бурятия о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.

 

Республиканская Программа "Страхование сельскохозяйственных рисков"
в Республике Бурятия на 2003-2007 гг.

 

 

1. Основные цели и задачи Программы

 

Основной целью Программы являются:

- создание благоприятных финансовых условий для стабильного развития сельского хозяйства Республики Бурятия;

- обеспечение эффективной защиты имущественных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей и защита бюджетных средств, направленных на поддержку аграрного сектора экономики Республики посредством использования страхования;

- расширение объемов страхования путем создания развитой страховой структуры в агропромышленном комплексе Республики Бурятия;

- формирование дополнительного инвестиционного потенциала для развития отрасли, повышение эффективности использования средств республиканского бюджета для защиты имущественных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей (защиты урожаев от потерь в результате стихийных бедствий и действий третьих лиц), использование их на компенсацию страховых взносов;

- привлечение инвестиций в агропромышленный комплекс Республики;

- формирование необходимых механизмов снижения рисков в сфере страхования сельскохозяйственных культур.

Достижение сформулированной цели осуществляется посредством решения государственной поддержки сельхозорганизаций:

- в отношениях в области страхования между страховыми компаниями и производителями товарной сельскохозяйственной продукции;

- обеспечение страхования посевов сельскохозяйственных культур на случай их гибели или повреждения и связанного с этим недобора урожая вследствие стихийных бедствий;

- создание условий, обеспечивающих инвестирование средств страховщиков - участников Программы в экономику Республики Бурятия.

При этом компенсация затрат, связанных со страхованием посевов сельскохозяйственных культур, должна производиться за счет финансовой помощи, оказываемой агропромышленному производству в размере 25 % начисленных к уплате страховых взносов. Конкретные размеры компенсации устанавливает ежегодно Правительство Республики Бурятия.

Все остальные виды страхования осуществляются за счет средств сельхозтоваропроизводителей.

 

2. Основные принципы развития страхования сельскохозяйственных рисков

 

Основными принципами развития страхования сельскохозяйственных рисков в Республике Бурятия, учитывающими интересы и специфику заинтересованных сторон являются:

- добровольность;

- доступность на получение страховых услуг для организаций аграрного комплекса;

- заинтересованность государственных органов исполнительной власти Республики Бурятия в поддержке развития данного вида страхования;

- гарантия возвратности финансовых ресурсов, вложенных кредитными и страховыми организациями в реализацию Программы;

- согласованность Программы с принципами и правилами государственной поддержки страхования сельскохозяйственных рисков на федеральном уровне;

- оптимизация налоговой нагрузки, поскольку на страховые взносы и страховые возмещения не начисляются НДС и другие "объемные" налоги.

 

3. Сдерживающие факторы развития страхования сельскохозяйственных рисков

 

Основными сдерживающими факторами в развитии страхования сельскохозяйственных рисков в Республике Бурятия являются:

- дискредитация самой системы страхования в начале 90-х годов из-за крушения ряда страховых компаний, неисполнения ими своих обязательств перед страхователями, в том числе по государственным программам страхования;

- недостатки общей деловой этики потенциальных страхователей;

- низкая привлекательность страхователя как заемщика для кредитных организаций;

- высокая степень риска по данным видам страхования для климатической зоны Республики Бурятия.

В связи с этим Программа одновременно направлена не только на решение основных задач, но и на устранение этих препятствий.

 

4. Формирование благоприятного климата развития
страхования сельскохозяйственных рисков на территории Республики Бурятия

 

Республика Бурятия располагает рядом объективных и субъективных факторов для активизации развития страхования сельскохозяйственных рисков:

- поиск со стороны государства подходов к решению проблемы создания условий защищенности воспроизводства продукции сельскохозяйственной отрасли, не зависящие в большей степени от климатических условий;

- наличие механизмов государственного регулирования развития рынка страховых услуг и значительный опыт в данной сфере;

- формирование на территории Республики единой политики государственных органов исполнительной власти Республики Бурятия в вопросах регулирования развития страхового рынка региона и т.д.

Принятие настоящей Программы призвано повысить эффективность использования средств, выделяемых из бюджета сельскому хозяйству Республики, поднять ответственность сельхозтоваропроизводителей за результаты хозяйственной деятельности и позволит привлечь в отрасль дополнительные инвестиции. При этом устанавливается, что 50 % средств, полученных от страхования сельскохозяйственных рисков, по согласованию с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики должны инвестироваться страховой компанией в развитие агропромышленного комплекса Республики Бурятия.

При этом к благоприятным условиям развития страхования сельскохозяйственных рисков относятся:

- во-первых, доступность страхования посевов сельскохозяйственных культур для среднего сельскохозяйственного товаропроизводителя;

- во-вторых, привлекательность участия в реализации данной Программы для страховой компании.

Первые складываются из следующих механизмов:

- компенсация части затрат страхователя за счет бюджетных средств;

- льготное кредитование страхователя на сумму страхового взноса;

- финансирование деятельности страхователя по снижению вероятности возникновения страхового случая, уменьшения размеров его последствий;

- предоставление страхователю инвестиционных ресурсов, для реализации проектов развития его деятельности;

- государственного контроля за действиями страховых организаций-участников реализации Программы, обеспечивающего гарантию выполнения страховщиком своих обязательств.

Эти условия формируют круг заинтересованных в получении страховой услуги страхователей, способных ее оплатить, и, тем самым, решают задачу создания привлекательных условий для страховых компаний. Правительство Республики, формируя благоприятные условия для страхователя и создавая к тому правовые условия, с одной стороны, и участники Программы - с другой стороны, концентрируют капитал, участвующий в Программе, и направляют его на повышение преимуществ Программы, создавая для страхователя не просто условия защиты урожая и сохранность имущества, но одновременно и формируя для него доступные инвестиционные ресурсы, средства для финансирования мероприятий, повышающих плодородность земли и снижающих последствия засухи.

Программа учитывает и интересы страховщика, поскольку аграрный сектор экономики Республики в рамках настоящей Программы работает не просто на развитие растениеводческой отрасли, но и на рост этого страхового рынка, на объем страховых сборов и снижение вероятности возникновения страхового случая.

По мере реализации Программы повышается заинтересованность всех участников ее реализации в достижении максимального результата. Такая согласованность интересов участников реализации Программы позволяет создать систему своеобразного резонанса - чем больше страхуются сельские товаропроизводители, тем больше средств они получают для своего развития, что в свою очередь повышает объем страховых платежей и т.д.

 

5. Повышение страховой культуры сельских товаропроизводителей

 

Одной из основных задач настоящей Программы становится задача воспитания квалифицированного пользователя страховой услуги, повышения у него доверия к страхованию.

Решение этой задачи в Программе предусматривается за счет соответствующего информационного сопровождения, которое должно обеспечить:

"прозрачность" движения всех финансовых ресурсов;

обеспечение квалифицированных консультаций по вопросам участия в реализации Программы;

полноценную пропаганду целесообразности участия сельскохозяйственных товаропроизводителей в ее реализации.

Создание организационного механизма такого сопровождения возлагается государственными органами исполнительной власти Республики на страховые организации, отобранные на конкурсной основе.

 

6. Использование страхования как инструмента для повышения инвестиционной
привлекательности

 

В последние годы инвестиции на развитие отраслей сельскохозяйственного производства резко сократились. Большинство хозяйств, в том числе обеспечивающих окупаемость затрат, не в состоянии обновлять основные средства, в первую очередь технику. Из-за дефицита оборотных средств и техники сельскохозяйственные организации вынуждены упрощать технологию производства продукции растениеводства, что ведет к снижению урожайности, исключению из севооборота культур, требующих более сложных методов возделывания. Из-за дисбаланса цен, некомпенсированного выбытия основных средств и потерь от бесхозяйственности, прогрессирующего падения почвенного плодородия большинство сельскохозяйственных организаций имеют низкую степень привлекательности для финансовых структур в качестве реального заемщика кредитных ресурсов. Высокая степень риска вложений в сельскохозяйственную отрасль обусловила в свою очередь невыгодность разного рода бартерных и вексельных схем.

В силу указанных причин ежегодно увеличиваются потребности сельского хозяйства Республики, как в долгосрочных финансовых вложениях, так и в кредитных ресурсах для сезонного пополнения оборотных средств.

Основными нерешенными вопросами привлечения инвестиций в аграрный сектор экономики остаются:

доступность кредитных ресурсов для заемщика (низкая кредитная ставка, упрощенная система получения);

гарантии возвратности вложенных средств для кредитора;

возможность осуществления контроля за целевым расходованием полученных кредитных ресурсов.

Эти нерешенные вопросы обусловили необходимость постановки и обоснования в рамках Программы таких элементов как:

а) создание реального и ликвидного предмета залога у заемщика;

б) формирование достаточно недорогих инвестиционных ресурсов, направляемых на решение стратегически важных задач развития отрасли;

в) создание действенного механизма мониторного целевого использования привлеченных ресурсов.

При этом:

первый элемент создается посредством страхования будущего урожая;

второй формируется из размещенных (по установленным правилам) страховых резервов страховых компаний-участников реализации Программы;

третий обеспечивается установленной Программой системой отчетности всех участников ее реализации, контролем со стороны государственных органов исполнительной власти Республики и финансовых институтов.

 

7. Механизм согласованного управления финансовыми потоками

 

Государственные органы исполнительной власти Республики, направляя бюджетные средства в рамках законодательства Республики о республиканском бюджете на компенсацию расходов по осуществлению страхования будущего урожая сельскохозяйственным товаропроизводителям, заинтересованы в решении следующих задач:

защите имущественных интересов сельскохозяйственного товаропроизводителя и привлечении внебюджетных источников компенсации его потерь при возникновении чрезвычайной ситуации (страхового случая);

повышении инвестиционной привлекательности сельскохозяйственного товаропроизводителя посредством обеспечения его ликвидным имуществом (застрахованный урожай);

при внесении внебюджетных источников финансирования на мероприятия по снижению вероятности возникновения страхового случая, повышению плодородности земель, реализации инвестиционных проектов.

Если в первых двух случаях стоящие перед государственными органами исполнительной власти Республики задачи решаются непосредственно развитием данного вида страхования как такового в любых его формах, то решение последней задачи возможно только через реализацию настоящей республиканской Программы. При этом Программа устанавливает условия:

размещения в рамках действующего законодательства страховых резервов страховщиков - участников Программы;

реализации возможности и условий привлечения средств страховых резервов в качестве инвестиционных ресурсов;

направления и порядка расходования резервов предупредительных мероприятий; определения источников информирования и направлений расходования средств республиканского Запасного фонда;

порядка привлечения к реализации и контроля за деятельностью участников реализации Программы;

порядка привлечения государственных средств для компенсации части расходов сельского товаропроизводителя при осуществлении страхования в соответствии с Программой.

1. Правительство Республики Бурятия выделяет субсидии за счет средств республиканского бюджета (25 %) на компенсацию части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на страхование урожая сельскохозяйственных культур.

2. Предоставление субсидий осуществляется Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия, являющимся главным распределителем выделяемых для этих целей средств республиканского бюджета, в установленном порядке на основании заключенных с ним соглашений в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств и в объемах финансирования.

3. Субсидии предоставляются сельскохозяйственным организациям независимо от организационно-правовой формы в размере 25 % для финансирования страхового взноса по договору страхования, заключенному ими со страховыми организациями, прошедшими конкурсный отбор, имеющим лицензию на проведение страхования урожая сельскохозяйственных культур.

Управление казначейства перечисляет субсидии через Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия на расчетный счет страховой компании - победителю конкурса.

4. Субсидии предоставляются на следующих условиях:

а) урожай сельскохозяйственных культур страхуется на случай гибели (уничтожения) и повреждения культур в результате засухи, заморозок, стихийных бедствий, нападения вредителей растений -по совокупности событий;

б) договор страхования урожая сельскохозяйственных культур заключается до окончания сева (посадки) сельскохозяйственных культур исходя из общей посевной площади;

в) страховая стоимость урожая сельскохозяйственных культур определяется исходя из средней урожайности сельскохозяйственных культур, сложившейся за пять лет, предшествующих году заключения договора страхования и прогнозируемых рыночных цен;

г) страховая сумма по договору страхования определяется в размере 70% страховой стоимости урожая сельскохозяйственных культур;

д) сельскохозяйственные товаропроизводители уплачивают 25% страхового взноса по договору страхования;

е) размер страхового взноса, подлежащего субсидированию, определяется по ставкам для расчета субсидий (Приложение N 2 к Правилам предоставления субсидий).

5. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия:

а) проверяет достоверность сведений, содержащихся в договоре страхования и платежных документах по уплате страхового взноса сельхозтоваропроизводителями, предоставляемые расчеты размера субсидий, сводные справки, составленные на основании представляемых сельхозтоваропроизводителями, копии договоров страхования и платежных документов по уплате ими страхового взноса по договорам страхования урожая сельскохозяйственных культур на 2003 и 2004-2007 гг. со страховой организацией-победителем конкурса;

б) заключает с сельхозтоваропроизводителями договоры о субсидировании части страхового взноса по договору страхования.

6. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия составляет на основании сводных справок реестр, который представляет в Министерство финансов Республики Бурятия.

Предлагаемый Программой механизм движения финансовых потоков представляет собой (схема 1) систему правил размещения денежных средств, компаний, повышающих привлекательность Программы.

 

Схема 1

 

                           /-------------------\
                           | Инвестиционная    |
 /------------------------| Программа         |    /-------------------\
 |                   |----| Правительства РБ  |    |                   |
 | Минсельхозпрод РБ |     \-------------------/    |Сельхозорганизации |
 |                   |     /-----------------------|                   |
 \------------------------|Страховая компания |-----------------------/
                           |победитель конкурса|
                           \-------------------/

 

 

1. Правительство РБ выделяет денежные средства на компенсацию страховых взносов сельхозтоваропроизводителей для создания Запасного фонда страховой организации - победителю конкурса.

2. Страховые организации, прошедшие конкурсный отбор, заключают договоры страхования сельскохозяйственного урожая на основании соглашений с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия.

3. Контроль за использованием денежных средств по Запасному фонду возлагается на Минсельхозпрод РБ.

Подобное движение финансовых потоков обусловлено следующими условиями:

- обязанностью страховщика формировать и расходовать средства фонда резерва предупредительных мероприятий (РПМ);

- предоставлением страховщику возможности разгрузить часть своих финансовых ресурсов, направляемых на агентское вознаграждение и ведение страхового дела.

Программа, учитывая это, позволяет аккумулировать средства страховщика и согласованно направлять их на решение наиболее острой проблемы, тем самым повысить эффективность их использования.

 

8. Условия участия страховых компаний в реализации Программы

 

Учитывая высокую степень риска осуществления данных видов страхования в климатической зоне Республики Бурятия (в среднем по некоторым годам погодные условия оказываются неблагоприятными для выращивания сельскохозяйственных культур), Программа устанавливает требования, обеспечивающие дополнительные гарантии по исполнению страховщиками принятых на себя обязательств. Они включают в себя, в частности:

- страховые организации, прошедшие конкурсный отбор, заключают договоры страхования сельскохозяйственных культур;

- наличие у страховых организаций, прошедших конкурсный отбор, страхового портфеля договоров страхования сельскохозяйственных культур;

- опыт работы страховых организаций в сфере страхования сельскохозяйственных рисков не менее одного года;

- наличие положительных отзывов сельхозорганизаций-страхователей по реализации договоров страхования за предшествующие годы.

 

9. Государственная поддержка развития страхования посевов
сельскохозяйственных культур

 

Мировой опыт развития сельского страхования доказывает необходимость регулирования и стимулирования развития данного процесса со стороны государства. При этом, как правило, одновременно существуют как государственные программы поддержки, так и программы ведущих страховых компаний, конкурирующие с государственными программами с более упрощенными правилами страхования и меньшими страховыми тарифами. Однако, несмотря на высокие страховые тарифы, более усложненные правила страхования, государственные программы имеют существенные преимущества перед программами ведущих страховщиков. В частности, данные преимущества заключаются:

- в более эффективной системе контроля за участниками реализации государственной Программы;

- в предоставлении участникам государственной Программы льгот (преимуществ) компенсации части затрат страхователя (страховщика), возникших в связи с реализацией Программы и т.д.

Учитывая мировой и российский опыт развития страхования посевов сельскохозяйственных культур, сегодняшнее состояние данного сектора рынка страховых услуг характеризуется:

дефицитом свободных денежных средств у страхователя;

отсутствием устоявшихся отношений между основными участниками (страховщик - страхователь);

наличием на рынке достаточно большого количества страховых продуктов, предлагаемых к реализации ведущими страховщиками России;

установленной на федеральном уровне системой государственной поддержки аграрного сектора экономики.

Настоящая Программа устанавливает порядок и определяет формы государственной поддержки развития страхования посевов сельскохозяйственных культур на республиканском уровне.

Устанавливаемая система мер государственной поддержки развития страхования посевов сельскохозяйственных культур базируется и органично вписывается в действующую систему государственной поддержки аграрного комплекса на федеральном уровне, установленную Федеральным законом "О государственном регулировании агропромышленного производства", Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 1998 года N 1399 "О государственном регулировании страхования в сфере агропромышленного производства".

Подобный выбор обусловлен потребностью построения согласованной от федерального до муниципального уровня системы государственного управления развитием указанного сектора страхового рынка, что в свою очередь позволяет создать единую, взаимодополняющую систему государственной поддержки развития страхования посевов сельскохозяйственных культур в стране.

Данная система состоит из:

на федеральном уровне:

- установленного порядка компенсации за счет средств федерального бюджета части затрат страхователя, понесенных им в связи со страхованием посевов сельскохозяйственных культур, в соответствии с Письмом Министерства финансов России от 6 июня 1995 года N 09-02-02 и Министерства, сельского хозяйства и продовольствия России от 7 июня 1995 года N 4-25\461 (Условия страхования посевов сельскохозяйственных культур с компенсацией сельскохозяйственным товаропроизводителям 50% страховых платежей за счет средств федерального бюджета) и Постановлением Правительства Российский Федерации от 1 ноября 2001 года N 758 (О государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства);

предоставления налоговых льгот (в части включения затрат страхователя по страхованию в себестоимость продукции);

на республиканском уровне:

- порядка компенсации части расходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, понесенных ими в связи с участием в реализации Программы;

- порядка формирования и расходования средств, направленных на снижение вероятности возникновения страхового случая, уменьшение ущерба от его возникновения;

- требований к претендентам на льготы (кредиты, гарантии и т.д.), осуществляющим свою производственную деятельность в аграрном секторе экономики, страховать свои риски в соответствии с настоящей Программой;

на муниципальном уровне:

- возможности стимулирования со стороны соответствующего муниципального образования Республики развития данного сектора страхового рынка на своей территории.

При этом устанавливаемая Программой система мер государственной поддержки учитывает специфику регулирования развития страхового рынка, находящегося в исключительном ведении Российской Федерации, и является составной частью установленного Российской Федерацией порядка осуществления данного вида страхования.

На уровне Республики Бурятия создается возможность (посредством компенсации из республиканского бюджета части понесенных страхователем затрат, создания системы льготного кредитования страхователя для осуществления им страхования) регулирования движения финансовых потоков для:

- обеспечения страховой защиты будущего урожая и создания условий минимальных гарантированных доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- формирования достаточно недорогих и долгосрочных инвестиционных ресурсов и направления их на реализацию приоритетных задач развития отрасли;

- сокращения бюджетных затрат по финансированию мероприятий, направленных на снижение вероятности их возникновения.

Кроме этого возможность установления разного размера компенсации для различных культур и районов Республики позволяет государственным органам исполнительной власти Республики регулировать развитие отрасли, стимулировать производство отдельной культуры на той или иной территории.

Муниципальные образования Республики, стимулируя развитие данного вида страхования на своей территории, получают возможность обеспечения гарантированных минимальных доходов для сельскохозяйственных организаций, расположенных на своей территории, и, соответственно, минимального обеспечения доходной части своего бюджета.

Подобное построение обеспечивает создание многоуровневой системы контроля за всеми участниками страхования на каждом этапе реализации Программы, позволяющей не допускать нарушение ими установленных правил и взаимных обязательств, минимизировать возможные потери, произошедшие в связи с возникновением форс-мажорных обстоятельств, эффективно использовать привлеченные ресурсы.

 

10. Состояние дел на рынке страховых услуг

 

В 2002 году было застраховано 37 хозяйств Республики Бурятия, что составило 19 % числа сельскохозяйственных предприятий и 19 % посевных площадей (28 874 га). Страховые взносы - 50 % - составили 3087,0 тыс. рублей. За счет федерального бюджета частичная компенсация страховых взносов по страхованию урожая сельскохозяйственных культур составила 1295700 рублей.

Вместе с тем, ежегодно выделяемые средства республиканского бюджета, предусмотренные для финансовой поддержки сельхозтоваропроизводителей, не используются для компенсации страховых взносов сельхозтоваропроизводителей, хотя это позволило бы привлечь в сельское хозяйство Республики дополнительные ресурсы из федерального бюджета при страховании урожая. Кроме того, созданные страховыми компаниями резервы могут стать значительным инвестиционным потенциалом для развития агропромышленного комплекса Республики Бурятия.

 

Оценка эффективности инвестиционной Программы

 

Основным критерием эффективности настоящей Программы следует считать снижение рисков в сфере страхования сельскохозяйственных культур в растениеводстве в сельскохозяйственных организациях-страхователях. Учитывая сказанное, для оценки эффективности Программы предполагается использовать такие показатели:

- прирост производства и реализации продукции растениеводства в сельскохозяйственных организациях-страхователях;

- прибыль и рентабельность растениеводства в сельскохозяйственных организациях-страхователях;

- затраты на страхование, произведенные сельхозорганизациями;

- страховые платежи в расчете на единицу прироста валовой продукции растениеводства в стоимостном выражении.

Главная цель инвестиционной стратегии предприятия - мобилизация дополнительных средств для создания Запасного фонда, достижения финансовых показателей, характеризующих рентабельность и растущий бизнес, ликвидации угрозы банкротства. Срок окупаемости инвестиционной программы - это период времени от начала его реализации (2002 год) до момента завершения цикла (2007 год).

Оценки эффективности инвестиций приведены в Приложении N 1 на основании расчетов 2003 г. и расчетов-прогнозов на 2004-2007 гг., где отражены следующие технико-экономические показатели:

1. Срок окупаемости инвестиционной программы - 2003-2007 гг.

2. Цель инвестиций - создание Запасного фонда для страхования рисков сельскохозяйственных культур от стихийных бедствий, недобора урожая и неправоправных действий третьих лиц.

3. Охват сельхозтоваропроизводителей по страхованию рисков сельскохозяйственных культур:

3.1. В процентном соотношении к площади сельскохозяйственных культур с 2002 года по факту 19 % довести до 2007 года до 100 %.

3.2. Приведен коэффициент соотношения роста страхования рисков сельскохозяйственных культур с 1,0 (2002 г.) до 7,14 (2007 г.)

3.3. Количество застрахованных хозяйств с 37 до 200 (на период с 2002-2007 гг.).

4. Использование инвестиций на страхование рисков сельскохозяйственных культур из бюджета на период с 2002-2007 гг.:

4.1. Федерального - от 3087,0 тыс. рублей до 116842,4 тыс. рублей.

4.2. Республиканского - 6320,3 тыс. рублей до 56877,7 тыс. рублей.

4.3. Сельхозтоваропроизводителей - 6320,3 тыс. рублей до 56877,7 тыс. рублей.

5. Рост цен на продукцию сельских товаропроизводителей (расчетный с учетом инфляции цен) на период с 2002 по 2007 гг.

 

 /-----------------------------------------------------------\
 |                 |   фактический        |     плановый     |
 |-----------------+----------------------+------------------|
 | а) пшеница      |  280 - 300 руб./ц    |   до 410 руб./ц  |
 |-----------------+----------------------+------------------|
 | б) овес         |  200 - 220 руб./ц    |   до 310 руб./ц  |
 |-----------------+----------------------+------------------|
 | в) яровая рожь  |  240 - 260 руб./ц    |   до 330 руб./ц  |
 |-----------------+----------------------+------------------|
 | г) ячмень       |  240 - 260 руб./ц    |   до 310 руб./ц  |
 |-----------------+----------------------+------------------|
 | д) гречиха      |  500 - 520 руб./ц    |   до 590 руб./ц  |
 |-----------------+----------------------+------------------|
 | е) горох        |  460 - 480 руб./ц    |   до 520 руб./ц  |
 \-----------------------------------------------------------/

 

6. Приведено процентное соотношение роста цен на сельскохозяйственные культуры за соответствующий период к отчетному году:

а) пшеница 2003/2002 = 107,1% по 2007/2002 до 146,4%

б) овес 2003/2002 = 110% по 2007/2002 до 155%

в) яровая рожь 2003/2002 = 108,3% по 2007/2002 137,5%

г) ячмень 2003/2002 = 108,3% по 2007/2002 до 129,2%

д) гречиха 2003/2002 = 104% по 2007/2002 до 118%

e) горох 2003/2002 = 104,3% по 2007/2002 до 115%

7. Оборачиваемость инвестиций от сельхозтоваропроизводителей для создания Запасного фонда, тыс. руб.

2003 г. - 6320,3 тыс. рублей на период по 2007 год - 56877,7 тыс. рублей.

8. Использование денежных средств на возмещение страховых случаев по недобору урожая от стихийных бедствий и неправоправных действий третьих лиц:

в 2002 году - 3087,0 тыс. рублей, на период до 2007 года - 59964,7 тыс. рублей.

Оплата производится на соответствующие периоды в соответствии с правилами договоров страхования рисков сельскохозяйственных культур.

9. Приведены примеры роста посевных площадей по страхованию рисков сельскохозяйственных культур в 2002 г. - 28922,8 га, на период по 2007 г. - 847320,3 га.,

Расшифровка приведена раздельно по сельскохозяйственным культурам.

10. Приведен коэффициент соотношения роста посевных площадей:

в 2002 г. - 1,0 на период по 2007 г. - 7,43

11. Динамика средней урожайности по Республике, ц /га.

На период с 2002 по 2007 гг. (расчет среднестатистический):

а) пшеница с 11,5 до 13,9 ц /га

б) овес с 10,3 до 13,1 ц /га

в) яровая рожь с 9,4 до 12,4 ц /га

г) ячмень с 9 до 11,6 ц /га

д) гречиха с 7,7 до 9,9 ц /га

е) горох с 9,3 до 10,8 ц /га

12. Процент соотношения роста урожайности по Республике за соответствующий период по видам продукции:

а) пшеница 2003/2002 = 104,3 % по 2007/2002 = 120,9%

б) овес 2003/2002 = 106,8 % по 2007/2002 = 127,2%

в) яровая рожь 2003/2002 = 106,4 % по 2007/2002 = 131,9%

г) ячмень 2003/2002 = 106,7 % по 2007/2002 = 128,9%

д) гречиха 2003/2002 = 108,4 по 2007/2002 = 139,4%

е) горох 2003/2002 = 109,4 % по 2007/2002 = 127,1 %

Исходя из вышеизложенных расчетов, создание Запасного фонда для страхования рисков сельскохозяйственных культур является эффективным. Прибыльность инвестиционной программы зависит от финансово-хозяйственной деятельности сельхозтоваропроизводителей, правильности использования денежных средств на повышение урожайности сельскохозяйственных культур.

 

Реестр
сельскохозяйственных организаций, застраховавших сельскохозяйственные
культуры в 2002 году

 

NN
п/п
Наименование
организации
N
дого-
вора
Наименование культур, площадь в гектарах
Яровая
рожь
пшеница гречиха овес ячмень капуста морковь свекла картофель итого
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
  Прибайкальский район                      
1 СПК "Троицкая Нива" 18   100   200   24 7 3   334
2 ПБЮЛ "Серебренников И.В." 12       10           10
  Итого     100   210   24 7 3   344
  Закаменский район                      
3 СПК "Хуртага" 17   444   275           719
4 СПК "Улекчинский" 29   478   150           628
  Итого     922   425           1347
  Иволгинский район                      
5 ПБЮЛ "Пак А.П." 13           5   0,8   5,8
6 СПК "Оронгойский" 37   1000               1000
  Итого     1000       5   0,8   1005,8
  Селенгинский район                      
7 ПБЮЛ "Будаев В.С." 15         30 3 1 1 4 39
  Кижингинский район                      
8 ООО "Весна" 27   481   50 100         631
9 СХПК "Кижига" 19   70     30         100
10 КХ "Сатурн" 23   600   150 250         1000
11 КХ "Эхим" 32   100     75         175
12 КХ "Мустанг" 31       100 75         175
13 СПКХ "Могсохон" 20   430     120         550
14 КХ "Барун-Бэе" 34       150 200         350
15 КХ "Бучес" 33   100     100         200
16 СПК "Улаха Арал" 21   60               60
17 МУП МТС 35   200     200         400
18 СХПК "Этигел" 25   100               100
19 СХПК "Тухалта" 24   70                
20 СХПК "Жабарта" 22   50               50
21 СПК "Чесанский" 36   556   273 400         1229
  Итого   150 2817   723 1550         5240
  Джидинский район                      
22 СПК "Цагатуй" 14   804   232 264         1300
23 СПК "Гэгэтуй" 7   1166 100 369 540         2175
24 СПК "60 лет Октября" 10   1500   300 400         2200
25 СПК "Гэдэн" 16   832   136 330         1298
26 СПК им. Банзарова 8   1000   141 572         1713
27 СПК "Баян" 9   963   315 158         1436
28 СПК "Дырестуй" 11 175 478 73 190 307         1223
29 СПК "Аргэ" 6     100 50           150
  Итого   175 6743 273 1733 2571         11495
  Хоринский район                      
30 КХ "Аса" 4   50               50
31 КХ "Мархюева" 3   50   8 20         78
32 СХПК "Хоринский" 5 150 100   100           350
  Итого   150 200   108 20         478
  Мухоршибирский район                     4000
33 СПК "Колхоз им. Ленина" 28   2415   158550           1300
34 СПК "Сутайский" 30   1250   1635           5300
  Итого     3665                
  Бичурский район                      
35 СПК "Еланский" 26 100 1500 200 700 100         2600
  Еравнинский район                      
36 СПК "Дружба" 1.2.   666   204 154         1024
  Итого   575 17613 473 5788 4425 32 8 4,8 4 28922,8

 

Итого по зерновым культурам - 28874 га

Итого по овощным культурам - 48,8 га

В результате проверки показали, что посевные площади соответствуют данным отчета 24-сх.

 

Приложение N 1
к Программе

 

Расчет
страховой суммы, прогнозируемой возмещению из федерального, республиканского
бюджетов и сельхозорганизациями по страхованию урожая на 2003 год по
Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия

 

NN
п/п

Наименование

пшеница

овес
яровая
рожь

ячмень

гречиха

горох

Всего
1 Общая прогнозируемая
посевная площадь по
Республике Бурятия, га


127100


56730


5368


20398


4724


568


214888
2 Из общей площади стра-
хуется - 5,5%, (в га)

70541

32328

2979

11321

2622

315

120011
3 Средняя урожайность по
Республике, ц/га

12

11

10

9,6

7,7

9,3

X
4 Объем урожая, ц. 846492 355603 29790 108682 20189 2930 1363686
5 Средняя цена, руб./ц 300 220 260 260 520 480 X
6 Страховая стоимость, руб.
100 %

254031460

78232660

7745400

28257320

10498280

1406400

380171520
7 Страховая стоимость, руб.
70 %

180821982

54762862

5421780

19780124

7348796

984480

269120024
8 Тарифная ставка по
урожаю, руб. 9,5%

17178087

5202472

515069

1879112

698136

93526

25566402
9 Страховая сумма к возме-
щению из федерального
бюджета, руб. 50 %


8446537


2601236


257534


939556


349068


46763


12640696
10 Страховая сумма к возме-
щению из республиканского
бюджета, руб. 50%


4223302


1300618


128767


469778


174534


23381


6320380
11 Страховая сумма к возме-
щению сельхозорганиза-
циями, руб. 25 %


4223312


1300618


128767


469778


174534


23382


6320391

 

Приложение N 2
к Программе

 

Расчет
страховой суммы, прогнозируемой возмещению из федерального, республиканского
бюджетов и сельхозорганизациями по страхованию урожая на 2004 год по
Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия

 

NN
п/п

Наименование

пшеница

овес
яровая
рожь

ячмень

гречиха

горох

Всего
1 Общая прогнозируемая
посевная площадь по
Республике Бурятия, га


127100


56730


53768


20398


4724


568


214888
2 Из общей площади стра-
хуется - 65%, (в га)

82615

36875

3489

13259

3071

369

139677
3 Средняя урожайность по
Республике, ц/га за пять
лет

12,6

11,7

11

10,4

8,2

9,5

X
4 Объем урожая, ц 1040949 431432 38381 137890 25179 3507 1677339
5 Средняя цена, руб. /ц 320 230 270 270 520 490 X
6 Страховая стоимость, руб.
100%

333103680

99229280

10362924

37230430

13093038

1718626

494737978
7 Страховая стоимость, руб.
70 %

233172576

69460496

7254047

26061301

9165127

1203038

346316584
8 Тарифная ставка по
урожаю, руб. 9,5%

22151395

6598747

689134

2475824

870687

114289

32900076
9 Страховая сумма к возме-
щению из федерального
бюджета, руб. 50%


11075697


3299374


344567


1237912


435344


57144


16450038
10 Страховая сумма к возме-
щению из республиканского
бюджета, руб. 50%


5537849


1649687


172284


618956


217672


28572


8225019
11 Страховая сумма к возме-
щению сельхозорганиза-
циями, руб. 25%


5537849


1649687


172284


618956


217672


28572


8225019

 

Приложение N 3
к Программе

 

Расчет
страховой суммы, прогнозируемой возмещению из федерального, республиканского
бюджетов и сельхозорганизациями по страхованию урожая на 2005 год по
Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия

 

NN
п/п

Наименование

пшеница

овес
яровая
рожь

ячмень

гречиха

горох

Всего
1 Общая прогнозируемая
посевная площадь по
Республике Бурятия, га


127100


56730


5368


20398


4724


568


214888
2 Из общей площади
страхуется 75 %, (в га)

96325

42548

4026

15299

3543

426

161166
3 Средняя урожайность по
Республике ц/га за пять
лет


13,1


12,4


11,4


10,8


8,7


10


X
4 Объем урожая, ц 1248758 527589 45896 165224 30824 4260 2022551
5 Средняя цена, руб./ц 350 250 290 280 550 500 X
6 Страховая стоимость, руб.
100 %

437065125

131897250

13309956

46262664

16953255

2130000

647618250
7 Страховая стоимость, руб.
70 %

305945588

92328075

9316969

32383865

11867679

1491000

453332775
8 Тарифная ставка по
урожаю, руб. 9,5 %

29064831

8771167

885112

3076467

1127391

141645

43066614
9 Страховая сумма к возме-
щению из федерального
бюджета, руб. 50%


14532415


4385584


442556


1538234


563696


70823


21533307
10 Страховая сумма к возме-
щению из федерального
бюджета, руб. 50 %


7266208


2192792


221278


769117


281848


35411


10766653
11 Страховая сумма к возме-
щению сельхозорганиза-
циями, руб. 25 %


7266208


2192792


221278


769117


281848


35411


10766653

 

Приложение N 4
к Программе

 

Расчет
страховой суммы, прогнозируемой возмещению из федерального, республиканского
бюджетов и сельхозорганизациями по страхованию урожая на 2006 год по
Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия

 

NN
п/п

Наименование

пшеница

овес
яровая
рожь

ячмень

гречиха

горох

Всего
1 Общая прогнозируемая
посевная площадь по
Республике Бурятия, га


127100


56730


5368


20398


4724


568


214888
2 Из общей площади - 85%,
страхуется (в га)

108035

48221

4563

17338

4015

483

182655
3 Средняя урожайность по
Республике, ц/га за пять
лет


13,5


12,7


11,9


11,2


9,2


10,3


X
4 Объем урожая, ц 1458473 612400 54297 194189 36942 4973 2361274
5 Средняя цена, руб./ц 380 270 310 300 560 510 X
6 Страховая стоимость, руб.
100%

554219550

165348094

16832169

58256688

20687341

2536148

817879991
7 Страховая стоимость, руб.
70 %

387953685

115743666

11782518

40779682

14481139

1775304

572515994
8 Тарифная ставка по
урожаю, руб. 9,5 %

36855600

10995648

1119339

3874070

1375708

168654

54389019
9 Страховая сумма к возме-
щению из федерального
бюджета, руб. 50%


18427800


5497824


559670


1937035


687854


84327


27194510
10 Страховая сумма к возме-
щению из республиканского
бюджета, руб. 50%


9213900


2748912


279835


968517


343927


42163


13597255
11 Страховая сумма к возме-
щению сельхозорганиза-
циями, руб. 25%


9213900


2748912


279835


968517


343927


42163


13597255

 

Приложение N 5
к Программе

 

Расчет
страховой суммы, прогнозируемой возмещению из федерального, республиканского
бюджетов и сельхозорганизациями по страхованию урожая на 2007 год по
Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия

 

NN
п/п

Наименование

пшеница

овес
яровая
рожь

ячмень

гречиха

горох

Всего
1 Общая прогнозируемая
посевная площадь по
Республике Бурятия, га


127100


56730


5368


20398


4724


568


214888
2 Из общей площади - 100%,
га

127100

56730

5368

20398

4724

568

214888
3 Средняя урожайность по
Республике, ц/га за пять
лет


13,9


13,1


12,4


11,6


9,9


10,8


X
4 Объем урожая, ц. 1766690 743163 66563 23666617 46768 6134 2865935
5 Средняя цена, руб./ц 410 310 330 310 590 520 X
6 Страховая стоимость, руб.
100%

724342900

230380530

21965856

73351208

27592884

3189888

108082326
7 Страховая стоимость, руб.
70%

507040030

161266371

15376099

51345846

19315019

2232922

756576286
8 Тарифная ставка по
урожаю, руб. 9,5%

48168803

15320305

1460729

4877855

1834927

212128

71874747
9 Страховая сумма к возме-
щению из федерального
бюджета, руб. 50%


24084401


7660153


730365


2438928


917463


106064


35937374
10 Страховая сумма к возме-
щению из республиканского
бюджета, руб. 50%


12042201


3830076


365182


1219464


458732


53032


17968687
11 Страховая сумма к возме-
щению сельхозорганиза-
циями, руб. 25%


12042201


3830076


365182


1219464


458732


53032


17968687

 

Приложение N 6
к Программе

 

Расчет
ожидаемого бюджетного эффекта от реализации Программы государственной
поддержки развития страхования сельскохозяйственных рисков в Республике
Бурятия на 2003-2007 гг.

 

А) В связи с получением роста посевной площади к 2002 году от страхования риска урожая сельскохозяйственных культур:

 

Виды
продукции
Ед.
изм.
Производство во
всех категориях
хозяйств
Доп.
застра-
ховано
пло-
щадей
Соотно-
шение
роста
посевных
площадей
к 2002 г.
Выручка от реа-
лизации Програ-
ммы на возмеще-
ние ущерба
Дополни-
тельная
выручка от
реализации
Программы
(тыс. руб.)
Поступле-
ние доп.
в бюджет,
отчисл.
(тыс.
руб.)
2002 г. 2007 г. 2002 г. 2007 г.
Пшеница га 17613 127100 109487 7,22 1849,2 38283,4 36434,26 7286,85
Овес га 5788 56730 50942 9,8 636,7 11722,0 11085,38 2217,08
Яровая рожь га 575 5368 4793 9,34 62,2 1167,35 1105,15 221,03
Ячмень га 4425 20398 15973 4,61 486,7 4045,63 3427,18 685,44
Гречиха га 473 4724 4251 9,98 52,0 1476,7 1424,7 284,94
Горох га - 2161 2161 1,0 - 182,5 182,0 36,4
Овощные
культуры

га

48,8

48,8
 
1,0

0,5
     
Итого га 28922 214888 187607 7,42 3087,3 56877,7 53790,4 10758,08

 

 

Б) Расчеты дополнительных поступлений во внебюджетные фонды Республики в связи с созданием дополнительных рабочих мест из-за роста от страхования риска урожая сельскохозяйственных культур:

 

  2002 г. 2007 г. Разница
хозяйств
Норма обслуж.
1 работника
на количество
хозяйств
Требуется
дополни-
тельных
рабочих
мест
Их
годовой
фонд
зарплаты,
тыс. руб.
Отчисление
во внебюд-
жетные
фонды 35,6%
Количество
застрахованных
хозяйств


37


200


163


4


22


66,0


23,5

 

 

Таким образом, общий бюджетный эффект от реализации Программы государственной поддержки развития страхования сельскохозяйственных рисков в Республике Бурятия на 2003-2007 гг. составит по нашим расчетам:

10758,08 + 22,3 = 10781,58 тыс. руб.

Составляя потребность бюджетных средств для реализации Программы и ожидаемый эффект, можно выразить, что вложенные инвестиции начнут окупаться с 2003 года и не только возместят расходы бюджета, но и обеспечат стабильный рост поступлений в бюджет и во внебюджетные фонды.

 

Приложение N 7
к Программе

 

Оценка эффективности
инвестиций на страхование рисков сельскохозяйственных культур для
создания Запасного фонда страховой организации-победителя конкурса

 

NN
п/п
Обоснование 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. Примечание
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 Срок окупаемости
инвестиционного
проекта с 2002
по 2007 год
             
2






2.1


2.2








2.3
Охват
сельхозтоваро-
производителей
страхования
риска урожая
сельскохозяйс-
твенных
В % к площади
сельскохозяйс-
твенных культур
Коэффициент
соотношения
страхования риска
урожая сельскохо-
зяйственных
культур за
соответствующий
период к
отчетному
Страхование
хозяйств
а) количество
застрахованных
хозяйств
б) коэффициент
соотношения
роста
застрахованных
хозяйств за
соответствующий
период к
отчетному году







19








1





37






1







50








2,63





80






2,16







65








3,16





110






2,97







75








3,68





140






3,78







85








4,21





160






4,32







100








5,26





20
0





5,4








а) 2003:2002
б) 2004:2002
в) 2005:2002
г) 2006:2002 гг.
д) 2007:2002
3 Использование
инвестиций на
страхование
сельскохозяйс-
твенных культур
из бюджета (тыс.
руб.)
а) федеральный,
факт. выделено
б) республиканс-
кий
в) за счет
сельских товаро-
производителей





3087,0

1295,7





25281,2

12640,6

6320,3

6320,3





32900

16450,0

8225,0

8225,0





43066,4

21533,2

10766,6

10766,6





54388,8

27194,5

13597,2

13597,3





71874,5

35937,3

17968,6

17968,7
Инвестиции с

2002 - 2007 гг.


230597,9

116842,6

56877,7

56877,9
4 Рост цен на про-
дукцию сельских
товаропроизво-
дителей
а) пшеница
б) овес
в) яровая рожь
г) ячмень
д) гречиха
е) горох




280
200
240
240
800
460




300
220
260
260
520
480




320
230
270
270
530
490




350
2,50
290
280
550
500




380
270
310
300
570
510




410
310
330
310
590
520
 
5 Процент
соотношения роста
цен на сельскохо-
зяйственную
продукцию за
соответствующий
период к
отчетному году
а) пшеница
б) овес
в) яровая рожь
г) ячмень
д) гречиха
е) горох








100
100
100
100
100
100








107,1
110,0
108,3
108,3
104,0
104,3








114,3
115,0
112,5
112,5
106,0
106,5








125,0
125,0
120,8
116,7
110,0
108,7








135,7
135,0
129,2
125,0
114,0
110,9








146,4
155.0
137,5
129,9
118,0
115,0
 
6 Оборачиваемость
инвестиций от
сельских товаро-
производителей
(в тыс. руб.) для
создания
страхового фонда
  6320,3 8225,0* 10766,6* 13597,2* 17968,6* Итого с 2003 -
2007. гг.

56877,7
7 Использование
денежных средств

на возмещение
страховых случаев
по недобору
урожая
сельскохозяйс-
твенных культур





3087,0





6320,3





8225,0





10766,6





13397,2





17968,6
Итого с
2002 - 2007 гг.



59964,7
8 Рост посевной
площади
сельскохозяйс-
твенных
культур (в га)
по страхованию
рисков урожая
а) пшеница
б) овес
в) яровая рожь
г) ячмень
д) гречиха
е) горох
ж) овощные
культуры





28922,8

17613
5788
575
4425
473

48,8





120010,5

70541
31485
2979
11321
2622
315





139677

82615
36874
3489
13259
3071
369





161167

95325
42548
4026
15299
3543
426





182655

108035
48221
4563
17338
4015
483





214888

127100
56730
5368
20398
4724
568
Итого с
2002 - 2007 гг.



847320,3

501229
222488,5
21000
82040
18448
2161
48,8
9 Коэффициент
соотношения
роста посевной
площади
сельскохозяйс-
твенных
культур за
соответствую-
щий период к
отчетному году
1 4,15 4,83 5,57 6,32 7,43  
10 Динамика средне-
урожайности по
Республике ц/га
а) пшеница
б) овес
в) яровая рожь
г) ячмень
д) гречиха
е) горох



11,5
10,3
9,4
9,0
7,1
8,5



12
11
10
9,6
7,7
9,3



12,7
11,7
11
10,4
8,2
9,5



13,1
12,4
11,4
10,8
8,7
10



13,5
12,7
11,9
11,2
9,2
10,3



13,9
13,1
12,4
11,6
9,9
10,8
 
11 Процент соотноше-
ния роста
урожайности за
соответствующий
период к
отчетному году
а) пшеница
б) овес
в) яровая рожь
г) ячмень
д) гречиха
е) горох






100
100
100
100
100
100






104,3
106,8
106,4
106,7
108,4
109,4






110,4
113,6
117,0
115,6
115,5
111,8






113,9
120,4
121,3
120,0
122,5
117,6






117,4
123,3
126,6
124,4
129,6
121,2






120,9
127,2
131,9
128,9
139,4
127,1






2003:2002 г.
2004:2002 г.
2005:2002 г.
2006:2002 г.
2007:2002 г.

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Правительства Республики Бурятия от 26 декабря 2002 г. N 371 "Об одобрении Программы государственной поддержки страхования сельскохозяйственных рисков в Республике Бурятия на 2003-2007 гг."


Текст Постановления опубликован в приложении "Официальный вестник" к газете "Бурятия" от 15 января 2003 г. N 2(167), в Собрании Законодательства Республики Бурятия N 13(45), декабрь 2002 г.


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Постановление Правительства Республики Бурятия от 6 февраля 2007 г. N 32