Постановление Администрации г. Улан-Удэ
от 4 апреля 2001 г. N 137
"О Концепции охраны здоровья населения г. Улан-Удэ на период до 2005 года"
Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 16 ноября 2009 г. N 507 настоящее Постановление признано утратившим силу
Рассмотрев на заседании коллегии Администрации города проект Концепции охраны здоровья населения г. Улан-Удэ на период до 2005 года, разработанный Комитетом по социальным вопросам Администрации г. Улан-Удэ совместно с Центром Госсанэпиднадзора в Республике Бурятия, Комитетом природных ресурсов Республики Бурятия, городскими Управлениями здравоохранения, образования и культуры на основе Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года, принятой распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2000 г. N 1202-р, постановляю:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию охраны здоровья населения г. Улан-Удэ на период до 2005 года.
2. Комитетам, управлениям и отделам Администрации г. Улан-Удэ, районным администрациям г. Улан-Удэ, руководствуясь положениями данной Концепции, в срок до 20 апреля 2001 года разработать планы первоочередных мероприятий по охране здоровья жителей г. Улан-Удэ на 2001 год.
3. Комитету по социальным вопросам (Качин Л.А.) представить сводный План первоочередных мероприятий по охране здоровья жителей г. Улан-Удэ на 2001 год на коллегию Администрации г. Улан-Удэ в мае 2001 года.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя мэра по социальной сфере Прокопьева В.Б.
Мэр города Улан-Удэ |
Г.А. Айдаев |
Концепция
охраны здоровья населения г. Улан-Удэ на период до 2005 года
Охрана здоровья населения г. Улан-Удэ является одним из приоритетных направлений социальной политики Администрации города в период реформирования экономики и социальной сферы.
Под охраной здоровья понимается совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-эпидемиологического, экологического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его активной долголетней жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
1. Характеристика состояния здоровья жителей г. Улан-Удэ
За последние годы показатели смертности населения г. Улан-Удэ превышают рождаемость в 1,2 раза, что обуславливает естественную убыль населения города. На протяжении периода с 1991 года численные потери за счет отрицательного естественного прироста и низкой рождаемости составили 3,5%. Всего за последние 10 лет численность населения города уменьшилась на 11840 человек.
Основными причинами смерти являются болезни системы кровообращения, несчастные случаи, отравления и травмы, онкологические заболевания. Крайне неблагоприятным является увеличивающийся уровень преждевременной смертности населения: каждый второй житель города (из числа умерших) умирает в трудоспособном возрасте. За 1994-2000 годы этот показатель вырос в 1,4 раза (с 5,2 до 7,6).
Смертность мужчин значительно выше смертности женщин, в том числе от ишемической болезни сердца в 1,3 раза, от несчастных случаев и травм в 3 раза, от суицидных состояний в 4 раза.
Остается высоким и не снижается уровень материнской смертности: 73,2 на 100 тыс. родившихся - в 1,6 раза выше, чем в Российской Федерации.
Низкий уровень репродуктивного здоровья женщин является основной причиной детской смертности.
Низкая рождаемость и высокий уровень преждевременной смертности дает на перспективу высокий процент старения населения. Сегодня каждый пятый житель города является пенсионером.
Вклад заболеваемости населения в г. Улан-Удэ в заболеваемость всего населения республики составляет 45%. В течение последнего десятилетия в г. Улан-Удэ отмечается выраженная тенденция роста показателей заболеваемости почти по всем классам болезней: злокачественные новообразования - в 1,3 раза, болезни органов кровообращения - в 2 раза, психических расстройств - в 4 раза, болезней органов пищеварения - в 4 раза, болезней эндокринной системы - в 8,5 раз, инфекционные заболевания - в 3,6 раза и т.д.
Серьезной проблемой стали социально обусловленные болезни - алкоголизм, наркомания, туберкулез, ВИЧ-инфекция, заболевания, передающиеся половым путем.
Среди причин, негативно влияющих на состояние здоровья населения города, необходимо отметить снижение качества жизни значительной части горожан, чрезмерные стрессовые нагрузки, снижение общего уровня культуры, в том числе санитарно-гигиенической, что способствует распространению вредных привычек и нездорового образа жизни.
Остро стоит проблема курения. За последние годы количество курящих мужчин в возрасте до 40 лет возросло с 45 до 70 процентов. Увеличивается удельный вес курящих подростков.
Показатель потребления населением города алкогольных напитков очень высок и продолжается его рост. Так, если в 1994 году он был равен 7,16 л. абсолютного алкоголя в год на душу населения, то по итогам 1999 года он составил 20 литров (в РФ-14 л.). За последние 5 лет заболеваемость алкогольными психозами в г. Улан-Удэ выросла в 1,7 раза и составила в 1999 году 88,0 на 100 тыс. населения (в РФ - 52,9). В 1996 году в г. Улан-Удэ впервые зарегистрирован случай детского хронического алкоголизма, с тех пор заболеваемость растет: в 1999 году - уже 17 случаев.
Распространение злоупотребления наркотиками приобрело характер эпидемии. За последние 5 лет заболеваемость наркоманией возросла в 2,7 раза и составила 80,3 на 100 тыс. населения (в РФ - 35,4). Число диагностированных наркоманией подростков возросло за тот же период в 11 раз.
Улан-Удэ относится к наиболее экологически загрязненным городам России. В зависимости от плотности населения и особенностей пространственного распределения примесей загрязняющих веществ в атмосфере на территории города наиболее высокому риску подвержены жители Октябрьского района - в 1,5 раза выше, чем в Советском и в 1,3 раза выше, чем в Железнодорожном районах. На территории каждого района также можно выделить микрорайоны с высоким риском для здоровья: это п. Лазо, п. Кирзавода, микрорайон, прилегающий к ТСК, пп. мелькомбината и мясокомбината, 40-е кварталы, микрорайон ЛВРЗ, центр Железнодорожного района.
Из всех стационарных источников, загрязняющих атмосферу города, в формировании риска для здоровья населения от воздействия основных примесей, ведущая роль принадлежит 11 предприятиям. Это ТЭЦ-1 (вклад в суммарный риск составляет 53 - 58%), завод ЛВРЗ (15 - 16%), з-д "Электромашина" (2,8 - 4,9%), "Полистройдеталь" (2,9 - 3,9%), "Бурятмясопром" (1,9 - 3,4%) и др.
Анализ численности населения показывает, что 1/3 населения города (105 тыс. чел.) проживает в условиях наиболее высокого риска заболеваемости и смертности от воздействия загрязненного атмосферного воздуха, и около 46% (146 тыс. чел.) - в условиях повышенного риска.
Учитывая, что здоровье человека более чем на 50 процентов определяется образом жизни, то есть поведением и отношением его к собственному здоровью и здоровью окружающих, из всего комплекса мер, направленных на охрану здоровья населения, настоящая Концепция предусматривает в качестве одного из основных приоритетных направлений деятельности в сложившихся условиях формирование у населения навыков здорового образа жизни, повышение уровня санитарно-гигиенической культуры, что не требует значительных финансовых затрат, но может дать ощутимый социально-экономический эффект.
Хорошо организованная пропаганда медицинских и гигиенических знаний среди населения способствует снижению заболеваемости и смертности, помогает воспитывать здоровье, физически крепкое поколение. Мировой опыт свидетельствует, что эффективность этой профилактической деятельности среди населения исключительно высока.
Следует отметить, что в городе уже принят ряд правовых актов в области охраны здоровья его жителей. К ним относятся:
- Постановление Администрации г. Улан-Удэ от 30.10.2000 г. N 468 "Неотложные меры по борьбе с туберкулезом";
- Постановление Администрации г. Улан-Удэ от 28.03.97 г. N 74 "Неотложные меры по борьбе с венерическими заболеваниями";
- Постановление Администрации г. Улан-Удэ от 27.10.97 г. N 457 "Антиспид";
- Постановление Администрации г. Улан-Удэ от 18.04.2000 г. N 186 "Профилактика вирусных гепатитов";
Кроме того, в городе проводятся комплексные мероприятия по выполнению федеральных и республиканских целевых программ по снижению заболеваемости сахарным диабетом, по безопасному материнству, по обеспечению детей раннего возраста продуктами питания и другим направлениям сохранения и укрепления здоровья, профилактики заболеваний населения г. Улан-Удэ.
Настоящая концепция является основой для разработки комплекса мероприятий в области охраны здоровья населения, предусматривающих объединение усилий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан.
2. Цель и задачи Концепции
Целью настоящей Концепции является стабилизация показателей здоровья населения города Улан-Удэ путем реализации мероприятий, направленных на минимизацию факторов окружающей среды и, в том числе, образа жизни, негативно влияющих на здоровье.
Основными задачами в области охраны здоровья являются улучшение качества и обеспечение доступности медицинской помощи, реализация Федеральных, Республиканских и муниципальных целевых программ, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, создание экономических и социальных условий, способствующих снижению распространенности негативных факторов риска и уменьшению их влияния на человека. Для их реализации первоочередными мерами являются:
- обеспечение межведомственного и многоуровнего подходов в вопросах повышения качества жизни, улучшения условий труда, быта и отдыха населения, формирования здорового образа жизни;
- создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы, направленной на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний;
- создание условий и вовлечение различных групп населения в активные занятия физической культурой и спортом;
- обеспечение населения качественной бесплатной медицинской помощью в рамках программы государственных гарантий;
- создание при Администрации г. Улан-Удэ системы социально-гигиенического мониторинга - государственной системы наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека - как основного инструмента формирования эффективной системы управления вопросами охраны здоровья населения.
3. Основные принципы реализации Концепции
В целях успешной реализации Концепции необходимо руководствоваться следующими принципами:
- сочетание общих мероприятий по профилактике заболеваний и коррекции факторов риска среди всего населения с конкретными целенаправленными мероприятиями в группах населения высокого риска, прежде всего среди детей и женщин детородного возраста;
- консолидация действий органов исполнительной власти, организаций и граждан по формированию и реализации комплексных программ сохранения и укрепления здоровья, профилактики заболеваний;
- многоуровневый подход к организации профилактических мероприятий с учетом как общих потребностей населения города, так и специфических отдельных социальных, профессиональных и возрастных групп;
- использование результатов научных исследований и опыта работы специалистов различных направлений при разработке и реализации программ укрепления здоровья и профилактики заболеваний с учетом необходимости выявления и устранения основных факторов риска, оказывающих негативное воздействие на здоровье населения города и отдельных его групп;
- использование опыта международного и межрегионального сотрудничества с целью выработки оптимальных подходов к решению проблем сохранения и укрепления здоровья населения города, профилактики заболеваний, повышения качества физкультурно-оздоровительной работы.
При этом наиболее актуальными являются меры, направленные на коррекцию факторов риска, связанных с образом жизни, которые обусловливают высокую смертность от сердечно-сосудистых заболеваний, внешних причин (несчастные случаи, отравления, травмы), а также от инфекций.
Для этого необходимо:
- уменьшение уровня психо-социального стресса, повышение качества жизни семьи;
- улучшение структуры и качества питания населения;
- значительное снижение распространенности потребления табачных изделий;
- повышение доступности физической культуры, туризма и спорта для большинства населения;
- значительное снижение потребления алкоголя;
- профилактика употребления наркотиков и наркотических средств;
- снижение распространенности социально обусловленных заболеваний (туберкулеза, ВИЧ-инфекции и других заболеваний, в том числе передающихся половым путем);
- улучшение качества окружающей среды, прежде всего атмосферного воздуха;
- совершенствование системы медицинского и социального страхования;
- обеспечение гарантированного права граждан на получение необходимой медицинской, в том числе лекарственной помощи;
- обеспечение иммунизации населения;
- обеспечение безопасных условий труда.
4. Основные направления деятельности в области охраны здоровья населения
Политика в области охраны здоровья населения должна предусматривать прежде всего воздействие на индивидуальные привычки людей и осуществляться по трем направлениям:
1. формирование понимания у людей необходимости позитивных изменений в образе жизни и поддержка их стремления к таким изменениям, в том числе путем повышения их медико-гигиенических знаний;
2. создание соответствующих мотиваций в отношении к своему здоровью, выработка умения и навыков здорового образа жизни;
3. создание условий, способствующих улучшению качества жизни и укреплению здоровья жителей города.
Основными направлениями в реализации этой политики являются совершенствование нормативной базы и определение приоритетов профилактической деятельности. Расходы на здравоохранение и физическую культуру должны постепенно увеличиваться.
В нормативных актах органов местного самоуправления должно также предусматриваться создание благоприятных экономических условий для организаций, реализующих программы укрепления здоровья и профилактики заболеваний среди работников, а также для инвесторов, направляющих свои средства на улучшение социальных условий и состояния окружающей среды, способствующих здоровому образу жизни.
Необходимо совершенствование нормативной базы в области охраны труда, окружающей среды, создания условий для занятий физкультурой и повышения физической активности, регулирования рекламы и продажи табачных изделий.
Должны найти отражение в законодательной базе вопросы защиты семьи, и прежде всего женщин и детей, а также людей преклонного возраста.
Необходимо проводить мероприятия по защите населения от вредного воздействия факторов среды обитания в г. Улан-Удэ (озеленение и очистка городских улиц, снижение выбросов в атмосферу предприятиями, котельными и автотранспортом и другие).
Назрела необходимость организационных преобразований в системе здравоохранения и изменении функций ряда медицинских служб с целью уделить больше внимания проведению предупредительных мероприятий, направленных на охрану здоровья населения и профилактику заболеваний.
В сложившихся социально-экономических условиях произошли негативные изменения в состоянии здоровья работающего населения. Ухудшились условия труда и отдыха.
С учетом этого необходимо осуществить следующие мероприятия:
- проведение мониторинга условий труда и состояния здоровья работающих, создание на этой основе базы данных профессиональных заболеваний, выделение групп повышенного риска;
- уточнение критериев оценки риска нарушения здоровья работников вследствие воздействия факторов производственной среды в целях осуществления мероприятий по улучшению условий труда, снижению профессиональной и производственно обусловленной заболеваемости;
- совершенствование системы медико-социальной и трудовой реабилитации с целью рационального решения вопросов трудоспособности.
Крайне актуальным является улучшение жизни семьи и повышение ее роли в сохранении здоровья.
Проблема улучшения качества жизни семьи должна быть одной из приоритетных в деятельности органов местного самоуправления, она должна решаться прежде всего в рамках реализации программ формирования здорового образа жизни с привлечением общественных организаций.
5. Механизм реализации Концепции охраны здоровья населения
В формировании здорового образа жизни приоритетной должна стать роль образовательных и межведомственных программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей подростков и молодежи, формирование у каждого из них активной мотивации заботы о собственном здоровье и здоровье окружающих.
В реализации комплексных мер, направленных на охрану здоровья населения, особую роль должны играть средства массовой информации.
Обучение населения здоровому образу жизни должно осуществляться с помощью информационных программ, специально адаптированных к различным возрастным и социальным группам населения города Улан-Удэ.
Многие проблемы, связанные с охраной здоровья населения, следует решать такими доступными средствами, как:
- проведение оздоровительных мероприятий и занятий по самообследованию и самопомощи в условиях оздоровительных центров;
- проведение разъяснительной работы среди подростков и молодежи о вреде курения, употребления спиртных напитков, наркотических средств;
- при учреждениях культуры, образования, на предприятиях организация семинаров и других форм работы по ознакомлению населения города с национальными традициями народов, населяющих город и Республику Бурятия, в вопросах полового воспитания молодежи, сохранения окружающей среды, норм поведения в быту и общественных местах;
- введение в воспитательные и образовательные программы основ безопасности жизнедеятельности, профилактики заболеваний, а также совершенствование методик по проведению занятий физической культурой и спортом в ДОУ, школах, средних специальных и высших учебных заведениях;
- обучение водителей транспортных средств и сотрудников инспекций приемам оказания первой доврачебной помощи.
Эта стратегия требует изменения структуры учреждений здравоохранения, образования, культуры и развития сети специализированных учреждений по вопросам формирования здорового образа жизни, включая подготовку соответствующих специалистов.
Амбулаторное звено здравоохранения должно играть ведущую роль в выявлении лиц с высоким риском развития заболеваний.
Большое значение в решении вопросов сохранения и укрепления здоровья, профилактики имеет качество профессиональной подготовки участвующих в этой работе специалистов медицинского и немедицинского профиля.
Важным условием реализации Концепции является совершенствование информационной системы в сфере охраны здоровья населения города.
Информацию о состоянии здоровья населения необходимо использовать для его просвещения и санитарной пропаганды с целью повышения мотивации к здоровому образу жизни и охране окружающей среды. Следует развивать систему социально-гигиенического мониторинга для определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека.
При составлении программы охраны здоровья необходимо шире использовать достижения науки. При обосновании групп риска среди населения, выбора приоритетных профилактических мероприятий и оценки их экономической эффективности, использовать уже существующую стандартную международную методологию оценки риска.
Одним из приоритетных направлений при финансировании мероприятий по охране здоровья населения должна стать профилактика заболеваний, с постепенным увеличением доли расходов на профилактические мероприятия в бюджете города.
Финансовые затраты на осуществление профилактических программ несравненно ниже затрат на совершенствование лечебной помощи и лекарственного обеспечения, социальную поддержку лиц, утративших трудоспособность и инвалидов.
Источниками финансирования профилактических мероприятий являются средства бюджетов всех уровней, медицинского и социального страхования, предприятий, учреждений и организаций, личные средства граждан и иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия.
Целесообразно предусмотреть возможность использования части средств, получаемых от налогообложения производства и продажи табака и алкоголя, а также от взимания штрафов за нарушение законодательства об охране здоровья населения, для финансирования мероприятий по вопросам охраны здоровья населения, прежде всего направленных на профилактику курения, алкоголизма, наркомании.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.