Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 6. Республиканское инвестиционная программа
6.1. Основные положения обоснования необходимости
разработки программы
Республиканская инвестиционная Программа является составной частью и ресурсным обеспечением Программы социально - экономического развития Республики Бурятия на 2002 - 2004 годы и служит инструментом реализации экономической и социальной стратегии развития, способом концентрации инвестиционных ресурсов на приоритетных направлениях развития отраслей экономики и производственных комплексов.
Инвестиционная политика Правительства Республики Бурятия на ближайшие годы направлена на повышение конкурентоспособности республики.
Реализация инвестиционной политики будет осуществляться не только за счет прямого участия в инвестициях, но и за счет создания условий, стимулирующих инвестиционную деятельность в регионе.
При этом обеспечивается единство и согласованность не только внутри разделов Программы, но и в части ее взаимодействия с федеральными и муниципальными программами, коммерческими инвестиционными проектами, реализуемыми на территории республики. Программы капитальных вложений из бюджета республики формируются только из числа мероприятий, включенных в состав республиканской программы.
В целях повышения обоснованности бюджетных расходов и эффективности использования инвестиций, в том числе государственных, предусматривается ежегодная разработка целевых инвестиционных программ по всем отраслям хозяйственной и социальной сферы. Реализация республиканской инвестиционной программы обеспечит решение наиболее приоритетных и неотложных задач социально - экономического развития.
6.2. Анализ инвестиционных процессов за 1997 - 2001 годы
За период 1999 - 2000 годы в республике отмечается увеличение поступления инвестиций в реальный сектор экономики. В 1999 году объем инвестиций по отношению к 1998 году увеличился на 26 процентов, в том числе в промышленности на 23,3%, сельском хозяйстве - на 60,4%, транспорте - 32,2%, строительстве - 5,1%.
Общей тенденцией динамики структуры источников инвестиций является уменьшение бюджетной составляющей при увеличении их внебюджетной части. За 1997 - 2000 годы доля бюджетных инвестиций сократилась с 21,6% до 18,6%, т.е., более чем в 1,2 раза, в то время как доля внебюджетных источников возросла всего в 1,1 раза.
Из общего объема инвестирования в 3117,8 млн. руб. в 2000 году 83,8% (2612,1 млн. руб.) направлено на строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение объектов производственного назначения, и 16,2% (505,7 млн. руб.) - на развитие непроизводственной сферы.
Из 560,9 млн. рублей государственных инвестиций, средства республиканского бюджета составили 336,4 млн. рублей или 60,0%, федерального бюджета - 224,5 млн. рублей (40,0%).
Внебюджетные инвестиции в экономику республики составили в 2000 году 82,0% от общего инвестиций или 2556,9 млн. рублей. Основным их источником являются собственные средства предприятий, которые составляют 90% или 2314,9 млн. рублей.
Удельный вес кредитов коммерческих банков и средств, привлеченных вторичными эмиссиями корпоративных ценных бумаг в общем объеме инвестиций относительно невелик - 15,0%. Доля привлеченных средств населения также незначительна - 5,9% и эти вложения ориентированы в основном на индивидуальное жилищное строительство.
Согласно оценке 2001 года, объем инвестиций за счет всех источников финансирования составит в сумме 4376,9 млн. рублей, в том числе без БАМа 2876,9 млн. рублей. Рост объема инвестиций по отношению к прошлому периоду составит 119,0%, при этом в промышленности - 119,7%, в сельском хозяйстве - 174,8%; в транспорте - 113,1%.
Бюджетные инвестиции в 2001 году составят 813,6 млн. рублей или 18,7%, в том числе: федеральный бюджет - 389,7 млн. рублей, республиканский бюджет - 423,9 млн. рублей. Вся сумма бюджетных средств направлена на реализацию высокоэффективных инвестиционных проектов Федеральной Программы социально - экономического развития Республики Бурятия на 1996 - 2005 годы, на реформирование экономики и развитие депрессивных населенных пунктов республики.
Внебюджетные инвестиции в экономику республики составят в текущем году 3531,4 млн. рублей (81,3% общего объема инвестиций). Основным их источником являются собственные средства предприятий - 2782 млн. рублей (64,0%).
За период 1999 - 2000 годы в республике отмечается увеличение поступления инвестиций на реализацию инвестиционных проектов хозяйствующих субъектов, включенных в Федеральную Программу социально - экономического развития Республики Бурятия на 1996 - 2005 годы. Принятые управленческие решения, направленные на улучшение инвестиционной деятельности, на эффективное использование государственных средств позволили привлечь в 2000 году инвестиционных ресурсов в объеме 338,2 млн. рублей, что выше уровня 1999 г. в 4,7 раза (или 71,4 млн. рублей).
Положительным моментом в финансировании инвестиционных проектов является рост инвестиций за счет привлеченных внебюджетных средств, доля которых в общем объеме инвестиций в 2000 году составила 80,9% (в 1999 г. - 49,9%). Государственные средства составили 19,1% (или 64,6 млн. рублей, в том числе: федеральный бюджет - 36,8 млн. рублей, республиканский бюджет - 27,8 млн. рублей).
Позитивная роль в улучшении состояния инвестиционной деятельности принадлежит Бюджету развития.
Инвестиционная политика Правительства Республики Бурятия в текущем году строилась на эффективности использования бюджетных средств, стимулировании привлечения финансовых ресурсов коммерческих банков на основе предоставления предприятиям и организациям гарантий Правительства и компенсационных выплат части платы за пользование кредитами коммерческих банков. (Привлечены 83,2 млн. руб.).
В результате привлечения финансовых ресурсов на выполнение Федеральной программы СЭР РБ были реализованы основные социально - значимые инвестиционные проекты и научно - исследовательские работы.
Всего за 1996 - 2000 годы на реализацию инвестиционных проектов Федеральной Программы социально - экономического развития направлено 1464,767 млн. рублей, из них средства внебюджетных источников - 1293,016 млн. рублей (88,3%), средства федерального бюджета - 103,077 млн. рублей (7%) и республиканского бюджета - 68,674 млн. рублей (4,7%).
Динамика и структура иностранных инвестиций. Привлечение иностранных инвестиций в республике осуществляется в виде прямых иностранных инвестиций (создание предприятий с иностранными инвестициями и филиалов) и иностранных кредитов, удельный вес которых составляет 0,5% от общего объема инвестиций.
На территории республики зарегистрировано 148 предприятий с иностранными инвестициями с общей суммой уставного капитала 27,4 млн. долларов, в том числе, накопленный объем иностранных инвестиций составил 15,04 млн. долларов или 55%. Из общего числа предприятий с иностранными инвестициями 37 - предприятия со 100% иностранным капиталом.
Наибольшая сумма иностранных инвестиций приходится на Китай - 5,04 млн. долл, Ирландию - 3,0 млн. долл, Австрию - 2,8 млн. долл., Республику Корея - 1,3 млн. долл.
12 предприятий созданы с участием капитала стран СНГ: Украина, Узбекистан, Таджикистан, Казахстан и Белоруссия.
Приоритетными отраслями вложения иностранных инвестиций является производство товаров народного потребления - 54,2% от общего объема инвестиций, лесная деревообрабатывающая промышленность - 24,2%, общепит и торговля - 14,5%.
Несмотря на то, что ресурсо-сырьевой, интеллектуальный потенциал, законодательный фон делают Республику Бурятия привлекательной для иностранных инвесторов, сохраняется тенденция сокращения количества предприятий с иностранными инвестициями и в целом притока иностранных инвестиций вследствие слабого производственного потенциала, недостаточно развитой инфраструктуры и низких потребительских возможностей.
Наиболее крупные инвестиционные проекты с привлечением иностранных инвестиций реализовываются на ОАО "Бурятзолото", ОАО "Макбур", ОАО "Электросвязь".
Рынок ценных бумаг
Инвестиционная активность, связанная с функционированием рынка ценных бумаг, обусловлена эмиссионной деятельностью и уровнем использования эмиссии на инвестиционные цели. По данным Бурятской республиканской комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку в 2000 году осуществлено 14 выпусков ценных бумаг промышленных предприятий на сумму 14,73 млн. рублей. Практически в большинстве своем акционерные общества не производили дополнительную эмиссию, исключения составляют следующие предприятия: ОАО "Улан-Удэнская мануфактура" - 2,4 млн. руб., ОАО "Мобилтелеком" - 9,9 млн. руб., ОАО "Улан-Удэнский стекольный завод" - 2,86 млн. руб.
За 1997 - 1999 годы осуществлены 104 выпуска ценных бумаг на общую сумму 1204,3 млн. рублей, из них 38 дополнительных выпусков на сумму 203,7 млн. руб. В 1997 году осуществлен выпуск корпоративных облигаций акционерным обществом "Электросвязь" на сумму 2,2 млн. рублей.
Несмотря на ряд удачных эмиссий ценных бумаг, их проведение носит нерегулярный характер, инвестиционная активность большинства акционерных обществ ограничивается направлением средств, полученных от эмиссии на погашение долгов перед бюджетом и по заработной плате.
Следует отметить, что на сегодня республиканские эмитенты не представлены как на российском, так и на международном фондовом рынке. Исключением является ОАО "Бурятзолото", которое провело размещение акций в 1999 г. среди иностранного инвестора.
Важным фактором в оживлении рынка корпоративных ценных бумаг является наличие институциональной структуры фондового рынка. Сегодня фондовый рынок республики представляют более 700 эмитентов акционерных обществ различного типа, коммерческие банки с инструментами брокерских, дилерских и депозитарных услуг, специализированные регистраторы, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды.
Рынок ценных бумаг к настоящему времени достиг определенного уровня своего становления и сформированы все предпосылки для развития инвестиционного климата в Бурятии:
- создана нормативно - правовая база, регламентирующая отношения на фондовом рынке;
- заложены механизмы по привлечению инвестиций (РГО, корпоративные облигации);
- сформирована публичная информационная база данных об эмитентах и профессиональных участниках рынка ценных бумаг для достижения прозрачности и открытости фондового рынка;
- разрешается проблема "качества", обращающихся на рынке корпоративных ценных бумаг.
6.3. Цели и задачи инвестиционной политики
Инвестиционная политика Правительства Республики Бурятия на период 2002 - 2004 годы будет направлена на обеспечение устойчивых темпов экономического роста, обусловленного повышением конкурентоспособности, прогрессивными тенденциями в структуре экономики.
Главной целью инвестиционной политики на предстоящий период станет содействие повышению эффективности и конкурентоспособности реального сектора экономики на базе инновационной, технологической модернизации и развития производственного комплекса республики. Для достижения данной цели необходимо увеличить масштабы финансирования реального сектора экономики, изменить качество инвестиций за счет усиления инновационной направленности инвестиционной деятельности и повышения эффективности вложения инвестиций.
Основным условием социально - экономического развития республики на этот период должно стать улучшение инвестиционного и предпринимательского климата без решения которой не возможен экономический рост.
Качественное развитие инвестиционного процесса в 2002 - 2004 годах будет осуществляться по трем основным направлениям:
- формирование благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата;
- расширение инвестиционного потенциала республики;
- создание и развитие институциональных структур в инвестиционной сфере.
При этом Правительство Бурятии сохранит функции прямого инвестора для некоммерческих проектов социальной сферы, жизнеобеспечивающей инфраструктуры, будет оказывать государственную поддержку капиталоемким инвестиционным проектам с длительным сроком окупаемости.
Приоритетными направлениями вложения инвестиций на предстоящий период будут:
- инновационные технологии и научно - технические разработки (альтернативная энергетика, энергосбережение, биотехнологии и фармацевтика, информационные технологии и коммуникации);
- адресная поддержка депрессивных территорий, градо- и поселкообразующих предприятий;
- экспорто-ориентированные и импортозамещающие инвестиционные проекты.
6.4. Формирование благоприятного инвестиционного и
предпринимательского климата в республике
Основным фактором активизации инвестиционной деятельности является улучшение инвестиционного климата, стабильность условий хозяйственной деятельности инвесторов, восстановление их доверия и мотиваций к вложению капитала в реальный сектор экономики.
В целях оживления инвестиционной деятельности, эффективности вложений инвестиций, Правительство Республики Бурятия будет осуществлять меры:
а) развитие и совершенствование правого обеспечения инвестиционной деятельности
В данном направлении будет проводиться работа по совершенствованию и стабилизации нормативно - правовой базы, регулирующей привлечение инвестиций и предпринимательскую деятельность предприятий и организаций всех форм собственности, направленной на создание стимулирующих условий для осуществления инвестиций в республику, формирование благоприятного делового климата, создание эффективной системы гарантий, защиты и страхования инвестиций, развитие залоговых операций.
б) в области защиты прав собственности инвестора:
Основные меры по защите прав собственности:
- обеспечение защиты прав акционеров при совершении сделок на фондовом рынке, при реорганизации акционерных обществ;
- ограничение возможностей "размывания" акционерного капитала;
- обеспечение защиты прав кредиторов в рамках существующих способов защиты имущественных прав, корпоративного права, деятельности судебной системы и исполнительного производства, процедур банкротства.
в) обеспечение равных условий конкуренции
Конкурентная политика Правительства Бурятии будет направлена на создание среды для равной добросовестной конкуренции, способствующей эффективному размещению ресурсов и устойчивому экономическому развитию на основе:
- обеспечения прозрачности информации о принимаемых Правительством республики решениях по распределению финансовых ресурсов;
- обеспечения режима конкуренции на получение государственной поддержки на основе механизма конкурсного отбора проектов и размещения госзаказа.
г) развитие фондового рынка и инвестиционных институтов
Необходимым условием активизации инвестиционной деятельности в республике является дальнейшее развитие фондового рынка, который призван мобилизовать и предоставить экономике инвестиционные ресурсы.
Политика Правительства республики на фондовом рынке будет направлена на развитие рынка ценных бумаг, отвечающего региональным интересам, интегрированного в общероссийский фондовый рынок и обеспечивающего привлечение инвестиций в экономику Бурятии.
Для реализации данной цели требуется решение ряда принципиально важных задач:
- обеспечение условий для развития всех форм коллективных инвестиций (инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний);
- эффективное управление государственным портфельным фондом:
использование акций, находящихся в государственной собственности в качестве обеспечения инвестиций (кредитов), направляемых на реализацию инвестиционных проектов;
- привлечение эффективных собственников, приобретающих акции в процессе приватизации с условием инвестирования в предприятие;
- приобретение акций государством в результате капитализации просроченной задолженности перед бюджетом предприятий;
- создание условий для эффективного портфельного инвестирования на рынке ценных бумаг республики с соблюдением интересов всех его участников (эмитентов, инвесторов, профессиональных участников).
д) развитие лизинговой деятельности
Лизинг представляет собой эффективный и доступный финансовый механизм модернизации и реструктуризации основных фондов хозяйствующих субъектов.
В настоящих финансовых условиях лизинг может способствовать техническому наполнению современным оборудованием предприятий, не располагающих первоначальными значительными финансовыми средствами, выстраивая тем самым ряд передовых технически оснащенных и конкурентоспособных местных товаропроизводителей.
В предстоящие годы будет продолжена работа по развитию лизинговой деятельности в республике, расширению объемов лизинговых операций, позволяющих решить не только проблему финансирования технического перевооружения производства, но и осуществлять ее на принципиально новой прогрессивной технологии.
Для более широкого использования преимуществ лизинга в оживлении инвестиционной активности предусматривается:
- создание системы государственных гарантий по частным инвестициям, направленным на техническое перевооружение хозяйствующих субъектов на условиях финансового лизинга;
- развитие вторичного рынка имущества, составляющего объект финансового лизинга;
- осуществление государственной поддержки субъектов финансового лизинга.
е) инновационная и научно - техническая политика
Важной составной частью региональной инвестиционной политики должна стать инновационная политика.
Быстрое сокращение производственного потенциала и уменьшение затрат на его обновление привели за последние пять лет к коренным изменениям в состоянии производственного аппарата. В большей части он физически изношен и морально устарел. В отраслях промышленности происходит снижение объемов производства наукоемких видов продукции, определяющих технический и технологический уровень.
Главными и острейшими проблемами в настоящее время являются повышение эффективности использования научных разработок и внедрение результатов фундаментальных и прикладных исследований в производство.
Формирование и реализация инновационной политики Правительства республики будет основываться на создании такой системы, которая позволит использовать в производстве интеллектуальный и научно - технический потенциал республики.
Инновационная политика в Республике Бурятия в предстоящие годы будет формироваться по следующим основным направлениям:
- создание благоприятной административно - правовой среды для развития инновационной деятельности;
- ориентирование научно - технического и образовательного потенциала республики на удовлетворение потребностей рынка;
- осуществление государственной поддержки проектов, имеющих инновационную направленность.
ж) повышение инвестиционной активности связано со значительным улучшением финансового положения реального сектора экономики.
Потенциал роста инвестиций за счет собственных средств предприятий в значительной мере связан наличием высокого уровня накопленной кредиторской задолженности предприятий, в том числе по налоговым платежам необходимостью погашения заработной платы.
В целях финансового оздоровления предприятий реального сектора экономики необходимо продолжить реструктуризацию кредиторской задолженности промышленных предприятий перед республиканским бюджетом, ускорение процесса санации проблемных и банкротства нежизнеспособных предприятий.
Финансовое оздоровление производства будет способствовать восстановлению и расширению собственного инвестиционного потенциала предприятий, и в сочетании с налоговым стимулированием вложения собственных средств предприятий позволит усилить мотивацию к инвестированию.
з) ориентация деятельности банков на инвестирование реального сектора экономики
В целях привлечения финансовых ресурсов банков Правительство Республики Бурятия будет применять организационно - экономические рычаги, налоговое стимулирование.
6.4.1. Развитие и поддержка малого предпринимательства
Анализ ситуации
В первые годы формирования малого бизнеса в республике преобладали предприятия коллективных форм собственности. Затем наблюдается постепенный рост и значительное преобладание в малом бизнесе частных фирм. Сложившаяся налоговая система в настоящее время стимулирует процесс более интенсивного создания новых "физических лиц" - индивидуальных предпринимателей и довольно активную приостановку деятельности предприятий - юридических лиц с нулевым балансом или их ликвидацию.
По состоянию на 1 января 2001 года на территории Республики Бурятия действует 4152 малых предприятий. По сравнению с 1999 годом их число сократилась на 3%. Кроме того, на территории находится 2776 крестьянских (фермерских) хозяйств. В 2000 году на 1000 человек постоянного населения приходилось в среднем 4 малых предприятия.
Предприятиями частной собственности производится 95% общего объема продукции и услуг малых предприятий.
Доля частной формы собственности по отраслям в % (1999 год):
Промышленность - 86,9%
Сельское хозяйство - 93,8%
Транспорт и связь - 46,6/100%
Строительство - 87,2%
Торговля и общественное питание - 91,6%
За 2000 год малыми предприятиями произведено товаров и услуг по всем видам деятельности на 1605,4 млн. руб. (13,96% республиканского объема продукции).
На долю предприятий торговли и общественного питания приходится 39,8% объема товаров и услуг малых предприятий, 20,3% - на объем строительных работ, 28,9% - на объем производства промышленной продукции.
В 2000 году малыми предприятиями вложено инвестиций в основной капитал 180,1 млн. рублей, 8,96% инвестиций освоено строительными предприятиями, 80,7% - предприятиями торговли и общественного питания.
Малыми предприятиями получено прибыли в 2000 году на 141,6 млн. руб., основная ее часть (108,2%) принадлежит предприятиям торговли и общественного питания.
На малых предприятиях в 2000 году работало на постоянной основе 22089 человек (8,1% занятых на предприятиях всех отраслей экономики республики).
Постоянно работали в промышленности и строительстве 44,9%, в торговле и общественном питании 33,5%.
По сравнению с 1999 годом численность работников списочного состава малых предприятий уменьшилась на 17,96%, уменьшилось число работников, привлеченных на условиях совместительства на 15,39%.
В 2000 году на малых предприятиях привлечено на условиях вторичной занятости 2232 человека, что составляет 10,2% штатного состава.
Предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в 2000 году занималось 23620 человек. Стремительное развитие розничной торговли в последние годы привело к росту числа физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Цели и задачи
Основными направлениями политики Правительства Республики Бурятия в развитии малого предпринимательства на период 2002 - 2004 гг. станут:
- совершенствование нормативно - правовой базы, в т.ч. путем инициирования внесения изменений в региональное и федеральное законодательство, направленных на формирование внешней среды, благоприятной для развития предпринимательства;
- дальнейшее повышение уровня обеспечения потребностей предпринимательства учебно-консультационной и финансовой инфраструктурой;
- активное взаимодействие и партнерство с предпринимательской общественностью, союзами и объединениями предпринимателей, делегирование им отдельных функций, находящихся в ведении Правительства республики.
Осуществление политики поддержки малого предпринимательства призвано обеспечить расширенное воспроизводство малых предприятий на собственной экономической основе, усилить роль малого сектора в социально - экономическом развитии республики.
Целями развития предпринимательства на среднесрочную перспективу являются:
- Обеспечение занятости, в т.ч. молодежи и незащищенных слоев общества, за счет создания рабочих мест на действующих и вновь создаваемых малых предприятиях, а также расширения самозанятости населения.
- Насыщение рынка качественными и доступными по цене товарами и услугами через развитие рыночных отношений и создание конкурентной среды.
- Оптимизация деятельности и реструктуризация крупных предприятий республики за счет развития субконтрактных и иных кооперационных связей с малыми предприятиями.
- Снижение затрат на содержание и обслуживание коммунального хозяйства за счет привлечения в эту сферу малого предпринимательства.
- Сохранение традиций и культурного наследия через развитие ремесел и высокохудожественных производств.
- Укрепление семьи через поддержку семейных форм организации предпринимательской деятельности.
- Увеличение отдачи от использования муниципальной и республиканской собственности за счет передачи ее эффективным собственникам в сфере малого предпринимательства.
- Гармонизация общественных отношений через развитие социального партнерства между властью, предпринимателями и наемными работниками.
Достижение основных целей требует решения следующих задач:
- расширение правового поля государственной поддержки малого предпринимательства;
- максимальная легализация деятельности субъектов малого предпринимательства, предотвращение ухода в "теневую экономику" путем совершенствования налоговой системы, устранения административных барьеров;
- стимулирование предпринимательской и инновационной деятельности;
- совершенствование информационного, образовательного, консультативного, правового обеспечения развития предпринимательства;
- ускорение освоения новых кредитно - инвестиционных механизмов;
- формирование эффективного собственника и реструктуризация неэффективно работающих предприятий;
- укрепление социального статуса, повышение престижа и обеспечение безопасности предпринимателей.
Приоритеты по поддержке предпринимательства
1. Поддержка начинающих предпринимателей, особенно молодежи и социально незащищенных групп населения.
2. Поддержка всех видов инновационного бизнеса в высокотехнологичных и интеллектуальных отраслях.
3. Поддержка предприятий по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.
4. Поддержка проектов, направленных на импортозамещение.
5. Подготовка кадров для предпринимательских структур.
6. Поддержка высокорезультативных проектов, имеющих высокую бюджетную эффективность.
7. Поддержка проектов, направленных на выпуск продукции товаров народного потребления и создающих конкурентную среду на потребительском рынке.
8. Поддержка проектов сферы туризма.
Оценка эффективности Программы
Реализация мероприятий программы позволит:
- обеспечить условия для сохранения действующих и создания новых субъектов малого предпринимательства, привлечь слабо защищенные категории граждан, в т.ч. женщин, молодежь, уволенных в запас военнослужащих в малый бизнес, увеличить долю занятых в малом предпринимательстве до 12 - 15%;
- объем продукции (товаров, услуг), производимой субъектами предпринимательства в общем объеме производства республики увеличить до 10 - 12% с учетом реализации задач общего роста производства товаров и услуг 2002 - 2004 г.;
- повысить степень участия малого предпринимательства в налоговых доходах. Предполагается, что при изменении структуры налоговых поступлений и уменьшении налоговой нагрузки на субъекты малого предпринимательства, удельный вес собранных налогов и сборов составит 7 - 8%.
Таблица 6.4.1
Индикаторы уровня развития малого предпринимательства
на 2002 - 2004 годы
Наименование | Пороговое значение индикатора | ||
2002 | 2003 | 2004 | |
Создание новых рабочих мест, ед Увеличение налоговых поступлений, млн. руб. Объем продукции (товаров, услуг), млн. руб. |
1066 54,5 1669 |
1066 54,5 1736 |
1188 60,8 1805 |
6.5. Перспективы привлечения иностранных инвестиций
В 2002 - 2004 годы привлечение иностранных инвестиций в экономику Бурятии будет обусловлен уровнем доверия иностранных инвесторов к России, ее имиджем на мировых рынках капитала, состоянием инвестиционного климата, стимулированием иностранных инвесторов, отсутствием барьеров на пути иностранных инвестиций и соблюдением общепризнанных стандартов в отношении иностранных инвесторов.
Перспективы привлечения иностранных инвестиций в Республику Бурятия определяются, прежде всего, политикой Правительства Российской Федерации в сфере иностранных инвестиций, в создании устойчивой законодательной базы для развития инвестиционной деятельности.
В Республике Бурятия будет продолжаться процесс активизации привлечения иностранных инвестиций, устанавливаться международные и региональные связи, формироваться региональная инфраструктура привлечения инвестиций, стимулироваться деятельность иностранных инвесторов.
Перспективы международного инвестиционного сотрудничества Республики Бурятия видятся в рамках реализации заключенных межправительственных соглашений, в сотрудничестве со странами АТР посредством Межрегиональной Ассоциацией "Дальний Восток и Забайкалье" и другими международными организациями.
Основными перспективными направлениями инвестиционного сотрудничество будут следующие:
- реализация крупных проектов в минерально-сырьевом комплексе;
- внедрение и развитие информационных технологий и коммуникаций;
- биотехнологии, восточная медицина;
- альтернативная энергетика;
- развитие инфраструктуры туризма;
- создание совместных производств в легкой промышленности, перерабатывающих отраслях АПК, по производству ювелирных изделий.
6.6. Амортизационная политика
Существенный спад инвестиционной активности, происходивший в течение 90-х годов, оказал негативное влияние на процесс обновления основных фондов.
Сохраняется тенденция замедления темпов обновления основных фондов, происходит снижение относительных показателей их ввода и ликвидации, увеличивается степень износа.
Степень износа основных фондов по отраслям, производящим товары, в среднем составляет 50 - 70%.
В связи с сокращением объема инвестиций, финансируемых за счет бюджетных средств, основными инвесторами являются сами предприятия, доля которых увеличилась с 66,6% всего объема инвестиций в основной капитал в 2000 году до 74,2%.
Несмотря на некоторые положительные тенденции в инвестиционной сфере, финансовые ресурсы, аккумулируемые предприятиями для осуществления инвестиций, не покрывают сумму износа и выбытия основных фондов. При этом нецелевое использование амортизации носит, по-прежнему, всеобщий характер.
Фонд амортизации как фонд воспроизводства капитала утратил свою функцию, практически всеми крупными предприятиями в настоящее время фонд амортизации не формируется. В условиях дефицита финансовых средств амортизационные отчисления используются в основном на пополнение оборотных средств - оплату сырья, топлива, энергии.
Вопросы амортизационной политики, включая нормы амортизационных отчислений, способы начисления амортизации, использование механизма ускоренной амортизации, переоценку основных фондов, бухгалтерский учет основных средств и прочие вопросы, регулируются федеральным законодательством, которое на сегодняшний день не предусматривает норм, обязывающих или стимулирующих хозяйствующие субъекты к целевому использованию амортизационных отчислений. В настоящий момент налоговые органы контролируют лишь правильность начисления амортизационных отчислений, не отслеживая их целевое использование.
Уменьшая налогооблагаемую прибыль на величину амортизации и индексируя основные средства, государство вправе рассчитывать на то, что амортизационные отчисления используются на развитие производства, а не на потребление.
В существующих условиях, когда органы государственной власти не могут вмешиваться в финансово - хозяйственную деятельность юридических лиц и напрямую требовать направлять амортизацию на инвестиции, частичное решение проблемы видится в договорных отношениях Правительства республики с предприятиями.
В частности, требование целевого использования амортизационных отчислений может быть закреплено как обязательство со стороны предприятий при заключении Правительством Республики Бурятия с хозяйствующими субъектами целевых Соглашений, предусматривающих предоставление со стороны Правительства Республики Бурятия различных форм государственной поддержки по обеспечению экономического роста, по реализации проектов реформирования предприятий, по стабилизации социально - экономического положения и выводу из депрессивного состояния градообразующих поселков.
6.7. Потребность в инвестиционных ресурсах
Инвестиционная деятельность в условиях дефицита финансовых ресурсов не может осуществляться без системного представления о сложившейся ситуации в ведущих отраслях, целях и задачах, способствующих стабилизации социально-экономического положения в республике.
Требуется осознанное взаимодействие участников инвестиционной деятельности, согласованное использование инвестиционных, материальных и трудовых ресурсов.
Инвестиционная политика прежде всего будет направлена на укрепление материальной базы социальной сферы.
При этом государственное регулирование инвестиционной деятельности акционерных обществ будет осуществляться через систему экономических мер государственной поддержки определенных приоритетных направлений и ряда инвестиционных проектов, имеющих высокую эффективность и значимость для республики.
Потребность в инвестициях на социально-экономическое развитие на среднесрочный период 2002 - 2004 годы составляет 17321,3 млн. рублей (в действующих ценах), в том числе 2002 г. - 5572,90 млн. руб., 2003 г. - 5037,90 млн. руб., 2004 г. - 6710,50 млн. руб.
Первостепенная роль в источниках финансирования инвестиционной программы принадлежит негосударственным инвестициям (собственным средствам предприятий и привлеченным средствам). Удельный вес негосударственных инвестиций в общем объеме инвестиций составит в 2002 г. - 63,84%, в 2003 г. - 66,54%, в 2004 г. - 66,3%.
За счет собственных средств предприятий (основные составляющие - прибыль и амортизация) будет обеспечено в 2002 - 2004 гг. порядка 17,9 процентов всех капиталовложений.
Объем привлекаемых средств за счет банковских кредитов, заемных средств и средств внебюджетных фондов составит в 2002 г. - 44,39%, в 2003 г. - 50,96%, в 2004 г. - 47,88%.
Доля государственных инвестиций в общих источниках финансирования составит в 2002 г. - 36,16%, в 2003 г. - 33,46%, в 2004 г. - 33,7%.
Объем средств из федерального бюджета прогнозируется в 2002 г. на уровне 12,17%, в 2003 г. - 11,51%, в 2004 г. - 12,72%; из средств республиканского бюджета соответственно 23,99%, 21,96%, 20,98%.
В предстоящие годы на объекты производственные необходимо вложить 10678,65 млн. руб., в том числе в 2002 г. - 3177,69 млн. руб., в 2003 г. - 3404,18 млн. руб., в 2004 г. - 4096,78 млн. руб.
Социальная сфера
В прогнозных оценках инвестиционной программы на 2002 - 2004 годы прослеживается тенденция увеличения в структуре капитальных вложений удельного веса затрат на развитие социальной сферы.
Государственные инвестиции, направляемые на социальную сферу, будут способствовать обеспечению развития материально - технической базы отраслей социальной сферы. На предстоящий период особое внимание должно быть уделено внедрению новых достижений в области современных технологий в здравоохранении, образовании, культуры.
Инвестиции будут направляться адресно на завершение строительства объектов, имеющих высокую строительную готовность, на выполнение наиболее значимых социальных программ. Объем государственных капитальных вложений, направляемых на развитие социального комплекса на 2002 - 2004 годы составит 4341,58 млн. рублей, в том числе федеральный бюджет - 782,68 млн. рублей, республиканский бюджет - 1736,92 млн. рублей.
Здравоохранение. В рамках реализации инвестиционной программы будут достигнуты нормативы материально - технического обеспечения и оснащения учреждений здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации; создание условий повышения качества и доступности медицинской помощи взрослому и детскому населению.
Финансовое обеспечение мероприятий Программы будет осуществляться по двум основным направлениям:
- эффективности использование государственных средств;
- изыскание дополнительных внебюджетных финансовых средств.
Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться из средств республиканских и местных бюджетов (в том числе направленных на реализацию республиканских целевых программ) и средств обязательного медицинского страхования.
Предполагаемое финансирование основных мероприятий Программы составляет в сумме 423,05 млн. руб., в том числе по годам:
2002 г. - 147,05 млн. руб.
2003 г. - 145,0 млн. руб.
2004 г. - 131,0 млн. руб.
За счет средств федерального бюджета - 10,6 млн. руб. будет продолжено строительство II очереди республиканского противотуберкулезного диспансера.
Средства федерального и республиканского бюджетов в объеме 327,0 млн. руб. будут направлены на финансирование строительства хирургического центра республиканской больницы и детской республиканской больницы.
Продолжится строительство районных больниц в с. Кырен, п. Нижнеангарск, п. Сосновоозерск.
Образование и наука. Основной целью развития отрасли ставится повышение качества образования на основе привлечения инвестиций в новые образовательные технологии и укрепление материально - технической базы учреждений образования; содействие разработке и внедрению наукоемких технологий для экологически устойчивого развития экономики республики.
В целях сохранения и развития сферы образования и науки наиболее актуальным является реализация республиканских целевых программ "Ремонт аварийных школ", "Индустрия образования", "Компьютеризация школ", "Создание корпоративной сети", "Развитие подсобных хозяйств", которые позволят укрепить материально - техническую базу учреждений образования.
В повышении эффективности системы образования в республике главенствующая роль отводится науке и научно - методическому обеспечению государственной стратегии развития образования, национально - регионального компонента государственного стандарта.
В рамках данной государственной стратегии образования будут реализованы республиканские программы: "Семья и дети Бурятии", "Одаренные дети", "Государственная программа сохранения и развития языков народов Республики Бурятия", "Социальная защита учащихся образовательных учреждений", "Концепция и комплексная программа реформы профессионального образования в Республике Бурятия" и др.
Финансовое обеспечение системы образования и мероприятий Программы будет осуществляться по двум основным направлениям:
- обеспечение постепенного увеличения расходов на образование и существенное повышение их эффективности,
- изыскание дополнительных внебюджетных финансовых средств.
И на этой основе - обеспечение высокого качества и возможности широкого выбора образовательных программ, услуг, в условиях хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений, переход на подушевое нормативное финансирование.
На выполнение мероприятий Программы будет направлено инвестиций в сумме 216,4 млн. руб., в том числе: федеральный бюджет - 92,4 млн. руб., республиканский бюджет - 112,0 млн. руб., внебюджетные средства - 12,0 млн. руб.
В рамках мероприятий данной программы планируется финансирование федеральных экспериментальных площадок в республике в сумме 50 млн. руб. из федерального бюджета и 6 федеральных целевых подпрограмм: "Дети - сироты", "Дети - инвалиды" (соучредители с Минсоцзащиты Республики Бурятия), "Одаренные дети", "Дети Севера", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (соучредители с МВД Республики Бурятия), "Летний отдых детей".
Культура. В качестве основных задач отрасли ставится создание условий для полноценной деятельности в сфере культуры и искусства; сохранение архивов, памятников истории и культуры; возрождение художественных промыслов культуры народов исторически, проживающих на территории Бурятии.
На реализацию программных мероприятий на среднесрочный период 2002 - 2004 годы необходимо вложить 224,0 млн. рублей, в том числе из средств республиканского бюджета 33,57 млн. рублей. Федеральные средства в объеме 37,81 млн. руб. будут направлены на строительство Русского драматического театра. Продолжится реконструкция Бурятского государственного театра оперы и балета за счет средств федерального и республиканского бюджетов в сумме 186,19 млн. рублей.
Программой предусматривается финансирование основных мероприятий по следующим основным направлениям:
- развитие материально - технической базы и техническое перевооружение отрасли;
- поддержка и развитие профессионального художественного творчества;
- сохранение культурного наследия;
- поддержка международного, межрегионального и межтерриториального культурного обмена;
- сохранение и развитие национальных культур народов Республики Бурятия;
- модернизация библиотечного дела и сохранение библиотечных фондов - поддержка и развитие библиотек;
- оснащение хранилищ редких и ценных книжных фондов современным оборудованием и внедрение новых технологий в процессы реставрации и консервации фондов;
- поддержка и развитие киноискусства - стимулирование народного творчества.
Труд. Социальная защита. Основным источником ресурсного обеспечения Программы являются средства федерального бюджета.
В Программе предусматривается выплата пособий по безработице за счет средств федерального бюджета в соответствии с числом зарегистрированных безработных. Финансирование мероприятий содействия занятости населения будет осуществляться на принципах софинансирования из средств федерального и республиканского бюджетов в соответствии заключенным соглашением между Правительством Республики Бурятия и Министерством труда и социального развития Российской Федерации.
Средства федерального и республиканского бюджетов будут направлены на реализацию мероприятий активной политики занятости, включая профессиональное обучение, профессиональную ориентацию, организацию общественных работ, организацию трудоустройства нетрудоспособных граждан, особо нуждающихся в социальной защите, поддержку предпринимательства, организацию трудоустройства несовершеннолетних граждан.
На обеспечение программных мероприятий в области труда и социальной защиты населения, направленных на повышение уровня жизни и обеспечение населения минимальными социальными гарантиями планируется привлечь финансовые ресурсы в объеме 132,11 млн. рублей, в том числе: из федерального бюджета - 72,44 млн. руб., из республиканского бюджета - 59,67 млн. руб.
Затраты финансовых средств по годам распределяются следующим образом:
2002 г. - 44,85 млн. рублей;
2003 г. - 48,21 млн. рублей;
2004 г. - 39,05 млн. рублей.
Жилье и жилищно-коммунальное хозяйство. Инвестиционной программой предусматривается реализация программы реконструкции ветхих инженерных сетей и коммунальных котельных, реконструкция и модернизация объектов водоснабжения и водоотведения, реализация программы технического обеспечения энергоснабжения, проведение капитального ремонта жилищного фонда.
На обеспечение повышения эффективности работы жилищно-коммунальных предприятий на базе коренного реформирования системы управления и улучшения качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг потребителям, Программой предусматривается привлечь финансовые ресурсы в сумме 2928,35 млн. рублей из следующих источников:
федеральный бюджет - 252,16 млн. рублей;
республиканский бюджет - 1002,68 млн. рублей;
местный бюджет - 866,85 млн. рублей;
внебюджетные средства - 806,66 млн. рублей.
В среднесрочной перспективе предусмотрена замена 226 км тепловых сетей, 163 км водопровода, реконструкция и модернизация 17 котельных.
Будут реализованы Программы по техническому обеспечению энергосбережения в отрасли, реконструкции и модернизации объектов водоснабжения и водоотведения, а также программные мероприятия, направленные на улучшение природоохранной зоны озера Байкал.
Минерально-сырьевой комплекс. В инвестиционной программе минерально-сырьевому комплексу Бурятии отводится одно из приоритетных направлений, поскольку эффективное освоение недр относится к числу важнейших предпосылок социально - экономического развития республики, укрепления интеграции с экономикой России и увеличения на этой основе вклада республики в решение общефедеральных проблем.
Программой предусматривается освоение и развитие стратегических месторождений россыпного и рудного золота (Окинский, Муйский, Баунтовский, Северо-Байкальский, Закаменский районы), полиметаллов (Озерное месторождение полиметаллов), кварцевого сырья (Гоуджекитское месторождение), радиоактивного сырья (Хиагдинское урановое месторождение).
На развитие минерально-сырьевого комплекса планируется направление средств в объеме 376,78 млн. руб., в том числе на золотодобывающую промышленность 161,3 млн. руб., Хиагдинское месторождение урана - 92,0 млн. рублей, развитие Гоуджекитского месторождения кварца - 10,0 млн. рублей, Эгитинское флюоритовое месторождение - 14,0 млн. руб.
Топливно-энергетический комплекс
Электро- и теплоэнергетика. Потребность в капиталовложениях на осуществление намеченных Программой инвестиционных проектов на среднесрочный период оценивается в 3180,47 млн. рублей, в том числе федеральный бюджет - 157,49 млн. руб., республиканский бюджет - 18,5 млн. рублей, собственные средства предприятий - 920,3 млн. руб., кредиты банков - 156,5 млн. руб., привлеченные средства - 1927,6 млн. руб.
Учитывая капиталоемкость и длительность строительства энергетических объектов, замещения энергетических мощностей, среднесрочный период 2002 - 2004 гг. в реализации Программы будет являться первым (подготовительным) этапом в реализации мероприятий в электрической и тепловой энергетике:
- Реконструкция ТЭЦ-1 (380,34 млн. руб.). 2002 год установка парового котла N 6. 2003 - 2004 гг. реконструкция котлоагрегата N 6.
- Продолжение строительства ТЭЦ-2 (1807,3 млн. руб.). 2002 год - ввод в эксплуатации турбины N 1 мощность 20 МВт, 2003 - 2004 гг. - ввод турбины N 2, строительство энергоблока 400 МВт.
- Продолжение строительства I очереди ГО ГРЭС (116,0 млн. руб.). 2002 - 2004 гг., перевод котлов с жидкого шлакоудаления на сухое с целью увеличения мощности до номинальной.
Финансирование проектов в области нетрадиционной энергетики предполагается осуществлять за счет средств республиканского бюджета (Программа энергосбережения), средств экологического фонда, собственных средств предприятий и привлеченных средств.
Угольная промышленность. Топливно-энергетический комплекс Бурятии основывается на угле и в перспективе уголь остается главным энергоносителем экономики республики.
Ввиду наличия ресурсного потенциала существует реальная возможность для дальнейшего развития угольного бассейна.
Для сокращения дефицита потребности угля и повышения конкурентоспособности отрасли Программой предусматривается финансирование проектов:
ввод новых мощностей ОАО "Разрез Тугнуйский" в сумме 576,3 млн. руб., из них: 61,1 млн. руб. госкапвложения федерального бюджета.
Для выполнения мероприятий по обеспечению ввода дополнительной мощности ОАО "Разрез Тугнуйский" необходим следующий объем финансирования:
Ед. изм. | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | ||
1. | Необходимые финансовые ресурсы, в т.ч. |
млн. р. | 247,3 | 86,0 | 248,6 | 241,7 |
Строительство | млн. р. | 161,2 | ||||
Приобретение и монтаж оборудования |
млн. р. | 86,1 |
Источники финансирования: собственная прибыль, амортизация и госкапвложения.
Потребность в госкапвложениях по данным
ОАО "Востсибуголь", млн. руб.
200 | 2002 | 2003 | 2004 | Всего |
142 | 18,5 | 98,5 | 98,4 | 357,4 |
Ввод мощностей ОАО "Разрез Тугнуйский" намечается по следующему графику - 2001 г. - 500 тыс. т, 2002 г. - 200 тыс. т, с 2003 по 2005 гг. - 500 тыс. т.
Транспорт, связь и информатика
Транспортный комплекс Бурятии, несмотря на сокращение объемов перевозок в период проведения реформ, является одной из важнейших отраслей специализации, от состояния и развития которой зависит социально - экономическое положение республики и развитие внешне, торговых и международных связей со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Важную роль в развитии транспортных перевозок в республике в предстоящие годы будет играть авиационный транспорт. В рамках мероприятий, намеченных программой, основное внимание предполагается уделить реализации проекта "Аэропорт Улан-Удэ. Реконструкция аэродрома". Стоимость проекта составляет 111,75 млн. руб.
Для обеспечения бесперебойной работы пассажирского автотранспорта общего пользования в Республике Бурятия предполагается обновление автобусных парков АТП республики, для чего планируется приобретение автобусов марки ПАЗ - 3205 стоимостью 270,0 тыс. рублей в количестве 76 штук, на общую сумму 23 млн. руб., в т.ч. ОАО "Бурятавтотранс" - 7020 тыс. руб. (2002 г.) и ГУП "ПАП-2" - 16000 тыс. руб. (2002 - 2006 гг.).
Этапы финансирования, годы |
Всего финансовых средств |
Федеральный бюджет безвозвратная основа |
Средства Российского банка развития |
Бюджет региона |
Муниципальные бюджеты |
Собственные средства предприятия |
2002 | 336,54 | 43,32 | - | 1,0 | - | 145,0 |
2003 | 345,2 | - | - | 1,0 | - | 142,0 |
2004 | 579,26 | - | - | 1,0 | - | 146,0 |
Связь и информатика. На развитие данного направления инвестиционной программой предполагается направить 52,0 млн. руб.
Уровень развития связи в республике не позволяет рассчитывать на быстрый прогресс информатизации и скорое формирование соответствующей современным требованиям региональной информационной системы, сопряженной федеральными и международными сетями. По основным показателям развития связи республика отстает от среднероссийских показателей. По объему и качеству предоставляемых услуг отрасль связи не в состоянии удовлетворить возрастающие потребности основных производственных и непроизводственных отраслей, а также населения в информационном обслуживании.
Связь является одной из отраслей, которая в период реформ развивается в основном за счет собственных, а также привлеченных средств.
Большинство вводимых станций построено на современном цифровом оборудовании производства иностранных ведущих фирм.
Инвестиционной программой в части развития связи и информатики предусматривается реализация мероприятий и инвестиционных проектов на основе следующих концептуальных подходов:
- интеграция создаваемых сетей связи и информатики в соответствии с общепринятыми стандартами, с существующими сетями при максимальном использовании имеющихся в республике связных ресурсов и технических средств;
- использование для построения проектируемых сетей ограниченного набора технических средств, апробированных в условиях реальной эксплуатации и производимых российскими или известными зарубежными фирмами.
Инвестиции по срокам и источникам финансирования
Связь | 2002 г млн. руб. |
2003 г млн. руб. |
2004 г млн. руб. |
Всего | 15,92 | 20,69 | 15,39 |
Гос. инвестиции, из них: | |||
Федер. бюджет | |||
Респуб. бюджет | 9,9 | 5,78 | 5,33 |
Собст. средства | 0,31 | 0,29 | 0,24 |
Заемные средства, из них: | |||
Банков | 0,71 | 0,82 | 0,82 |
Другие источники | 5,0 | 13,8 | 9,0 |
В целях сохранения единого информационного пространства в республике будет осуществляться реализация программы "Перевод проводного радиовещания на беспроводное эфирное УКВ-ЧМ вещание" в Баргузинском, Баунтовском, Джидинском, Еравнинском, Заиграевском, Закаменском, Северо-Байкальском и Тункинском районах республики.
Развитие перерабатывающих производств на базе
возобновляемых ресурсов
Лесопромышленный комплекс. Инвестиционные ресурсы в объеме 814,89 млн. руб. будут направлены на решение основной задачи в лесопромышленном комплексе, а именно, на изменение структуры производственных мощностей и качеству выпускаемой продукции за счет обновления и реконструкции действующих предприятий по глубокой переработке древесины и строительства современных малых перерабатывающих производств, использующих экологичные и безотходные технологии.
Объемы и источники финансирования по программе
Итого: | 2002 | 2003 | 2004 | |
Финансовые средства по программе, | ||||
Всего: | 814,89 | 323,0 | 231,39 | 260,5 |
Собственные средства участников | 109,91 | 34,76 | 36,15 | 39,0 |
Средства федерального бюджета (на безвозвратной основе) |
44,88 | 15,07 | 19,81 | 10,0 |
Бюджет региона | 26,48 | 18,77 | 7,21 | 0,5 |
Кредиты коммерческих банков | 631,12 | 253,4 | 166,72 | 211,0 |
Другие источники | 2,5 | 1,0 | 1,5 | 0,0 |
Приоритеты финансирования Программы будут направлены на:
- выделение средств на реализацию особо значимых и крупных инвестиционных проектов развития лесной промышленности;
- НИОКР;
- выделение ссуд на создание межсезонных запасов древесины.
Развитие машиностроительного комплекса
Развитие машиностроительного комплекса будет осуществляться в основном на базе действующих предприятий. Приоритетными проектами комплекса в предстоящем периоде являются производство новых средних вертолетов фирмы "Камов" на ОАО "Улан-Удэнский авиационный завод", производство бытовой электронной техники, организация производства металлоконструкций высоковольтных опор, внедрение новых лазерных и компьютерных технологий.
Главной целью развития данного комплекса является достижение устойчивых темпов экономического роста, обусловленного повышением конкурентоспособности, увеличением доли высокотехнологичной, наукоемкой и экспортно-ориентированной продукции (услуг).
На финансирование отрасли предусматривается направить инвестиции в объеме 1782,08 млн. руб.
Сроки и источники финансирования
Этапы финансирования, годы |
Всего финансовых средств |
Федеральный бюджет безвозвратная основа |
Средства Российского банка развития |
Бюджет региона |
Муниципальные бюджеты |
Собственные средства предприятия |
2002 | 417,9 | 17,5 | - | 10,0 | 0,7 | 1,6 |
2003 | 548,67 | 30,0 | - | 11,4 | 1,8 | 85,25 |
2004 | 815,51 | 55,0 | - | 2,6 | 1,7 | 403,29 |
Основными источниками финансовых ресурсов в период исполнения программы остаются привлеченные и собственные средства предприятий. Прежде всего это связано с реализацией крупного долгосрочного проекта ОАО "Улан-Удэнский авиационный завод" "Постановка на производство семейства новых средних вертолетов фирмы "Камов" стоимостью 2,5 млрд. руб. (на период программы - 1,3 млрд. руб.), проекта ГУП "ЛВРЗ ВСЖД" "Перевод предприятия с генераторного газа на пропан - бутан" стоимостью 410 млн. руб. (на период программы - 334,37 млн. руб.), проекта ЗАО "Улан-Удэстальмост" "Внедрение новых лазерных и компьютерных технологий, замена и модернизация оборудования при изготовлении мостовых конструкций" стоимостью 135 млн. руб.
Культура и спорт. Молодежная политика. Развитие туризма
Реализация программных мероприятий в области молодежной политики направлена на формирование, развитие и укрепление правовых, социально - экономических и организационных условий для гражданского становления и эффективной социализации молодых граждан в условиях рыночной экономики, для самореализации личности молодого человека как активного участника преобразований современного российского общества.
Оказание поддержки из республиканского бюджета органам местного самоуправления республики планируется осуществлять только при наличии утвержденных проектов и программ и выделении из соответствующих бюджетов средств на их реализацию.
Одним из важнейших направлений развития туризма станет обновление и расширение его материальной базы. На реализацию инвестиционных проектов данной отрасли будет вложено инвестиций в сумме 127,64 млн. рублей.
Для обслуживания потока туристов в различных районах республики будут реконструированы и построены объекты курортной зоны Горячинск. Предусматривается дальнейшее строительство туристических комплексов на берегу озера Байкал в Баргузинском и Кабанском районах.
Планируется строительство рекреационных объектов в необжитых, но посещаемых местностях республики, освоение новых термальных и минеральных источников в Кабанском и Курумканском районах.
Строительный комплекс
Целью Инвестиционной программы на 2002 - 2004 годы является создание условий по увеличению объемов выпуска и повышению конкурентоспособности продукции, финансовому оздоровлению и экономической стабилизации предприятий отрасли.
Главной задачей строительного комплекса ставится развитие промышленности строительных материалов, обеспечение потребностей строительных организаций в современной и экономичной продукции; внедрение новых технологий, обеспечивающих выпуск эффективных материалов, увеличение объемов выпуска, расширение номенклатуры и конкурентоспособности продукции, снижение затрат и расширение рынков сбыта.
На реализацию программных мероприятий строительного комплекса потребуется инвестиций в размере 445,67 млн. рублей, в том числе федеральный бюджет - 108,6 млн. рублей, республиканский бюджет - 80,95 млн. рублей, собственные средства предприятий - 12,0 млн. рублей, средства муниципальных бюджетов - 2,0 млн. рублей, привлеченные средства 242,12 млн. рублей.
Реализация программы строительного комплекса осуществляется за счет капитальных расходов федерального, республиканского бюджетов по лимитам Правительства Республики Бурятия, капитальных расходов отраслевых министерств, финансируемых из бюджета Российской Федерации и их инвестиционных фондов, бюджетов МСУ, средств предприятий и населения.
Организационный механизм предусматривает:
реализацию мероприятий Программы социально - экономического развития Республики Бурятия на 2002 - 2004 годы, в т.ч. - инвестиционную программу отрасли "Промышленность строительных материалов";
мероприятий программы ипотечного жилищного кредитования в Республике Бурятия на среднесрочный период 2002 - 2004 гг;
Федеральный целевой программы "Сейсмобезопасность Республики Бурятия на 1999 - 2000 г и на период до 2010 г";
программных мероприятий по управлению качеством, проектных, строительно-монтажных работ и производства строительных материалов на 2001 - 2003 гг.
По разработке градостроительной документации и проектов на 2002 - 2004 гг. планируется финансирование из республиканского бюджета в размере 4,0 млн. руб.
По программе ипотечного кредитования жилья на 2002 - 2004 гг. предусматривается получить из республиканского бюджета заемные средства на сумму - 42 млн. руб., вовлечь средства населения в объеме 90,26 млн. руб. и средств акционеров 13,0 млн. руб, выдать ипотечного займа населению на сумму 45 млн. руб.
Реализация программы капитальных вложений из федерального, республиканского и местных бюджетов позволит ввести в 2002 - 2004 годах: школ на 5420 ученических мест, больниц на 50 койко/мест, 554,1 тыс. кв. метров жилья. Реализация программы ипотечного жилищного кредитования даст населению под долгосрочные кредиты возможность получить 14,6 тыс. кв. метров жилья, добиться экономии энергоресурсов в объеме 7 тыс. тонн условного топлива.
Развитие отраслей АПК и легкой промышле
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.