Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Основные цели, задачи и приоритеты Программы
2.1. Миссия Правительства Республики Бурятия
Республика Бурятия, располагая значительным интеллектуальным капиталом, богатыми природными ресурсами, основными элементами производственной и коммуникационной инфраструктуры, накопленными финансовыми сбережениями, имеет реальные шансы для дальнейшего динамичного развития.
Республика имеет существенные преимущества, способные оказать воздействие на улучшение экономического положения. От эффективности использования имеющегося потенциала и устранения существующих ограничений зависят темпы социально-экономического развития республики и ее экономическое процветание.
Главная задача заключается в том, чтобы ускорить этот процесс. В среднесрочной перспективе необходимо предотвратить дальнейшее увеличение разрыва в социально-экономическом развитии между Республикой Бурятия и другими регионами России.
Большинство граждан республики верят, что республика станет процветающей. Демонстрируют желание переломить существующие тенденции и не желают откладывать далее решение накопившихся проблем.
Миссия Правительства Республики Бурятия - выявить и показать все конкурентные преимущества республики, развеять миф о ее депрессивности. Это потребует изменения политики взаимоотношений Правительства Республики Бурятия с Федеральным центром, основанной на позиции совместного участия в перспективных проектах развития России и Республики Бурятия.
Для того чтобы воспользоваться "окном возможностей", необходимо определить, какой путь ведет к реализации потенциала и сбалансированному развитию. Реально это возможно при выборе сценария развития, основанного на сочетании разумной либерализации экономики и повышения роли государственных органов власти Республики Бурятия в обеспечении благоприятных условий хозяйствования, включая финансовую и социальную стабильность.
Согласно этому сценарию к основным функциям государственных органов власти Республики Бурятия относятся:
- поддержание макроэкономического и структурного равновесия в той части, в которой рыночный механизм оказывается не в состоянии это сделать;
- выработка стратегии развития, формирование благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, а также благоприятных социальных условий функционирования экономики, включая обеспечение социальной поддержки целей и средств реализации стратегии развития;
- поддержка и координация деятельности бизнеса с целью поддержания и роста конкурентоспособности республиканской экономики в условиях динамичного развития российской экономики;
- обеспечение экономической безопасности, противодействие внешним и внутренним угрозам и факторам нестабильности.
2.2. Основные цели, задачи и приоритеты Программы
Достижение стратегической цели социально - экономического развития Республики Бурятия - повышение благосостояния населения республики до уровня современных международных жизненных стандартов на основе удвоения валового регионального продукта при позитивных сдвигах в структуре экономики, охватывает продолжительный период, выходящий за срок действия настоящей Программы.
Соответственно цели и задачи Программы определяются, исходя из необходимости решения долгосрочных проблем социально-экономического развития Республики Бурятия с постановкой задач, реально выполнимых в 2002 - 2004 годах.
Основными целями на среднесрочный период социально-экономического развития Республики Бурятия являются:
1. Обеспечение поступательного повышения реальных денежных доходов граждан республики не менее чем на 5% в год.
2. Резкое снижение масштабов бедности, с уменьшением вдвое численности населения с доходами ниже прожиточного минимума.
3. Увеличение расходов из бюджетов всех уровней с 42% до 46% на поддержку и развитие социальных институтов, определяющих качество "человеческого капитала": образования, здравоохранения, культуры.
4. Обеспечение к 2004 году темпов прироста валового регионального продукта на уровне 7-8% в год.
5. Осуществление прогрессивных структурных сдвигов в экономике республики на основе кластерного подхода.
6. Достижение устойчивых темпов роста инвестиций на уровне 8-10% в год, необходимых для развития экономики и структурных преобразований.
Для достижения поставленных целей в среднесрочной перспективе необходимо решить следующие задачи:
Первая задача - повышение уровня жизни населения республики на основе соответствующего роста ВРП и эффективности производства, создание благоприятных условий для расширенного внутреннего спроса, что в первую очередь требует снижение масштабов бедности и сокращения дифференциации доходов населения за счет усиления адресности социальной поддержки населения; стимулирования роста оплаты труда; обеспечения эффективного уровня занятости трудоспособного населения.
Вторая задача - создание условий для достижения роста преимущественно на основе модернизации экономики и повышения ее эффективности.
Третья задача - нормализация функционирования и воспроизводства производственно - технологического аппарата.
Четвертая задача - стимулирование инвестиционной деятельности, обеспечение притока капитала в реальный сектор экономики.
Пятая задача - неукоснительное выполнение Правительством республики своих финансовых обязательств и превращение бюджета в активный инструмент государственной экономической помощи.
Шестая задача - укрепление экономических основ местного самоуправления Республики Бурятия.
Основные приоритеты социально-экономического развития республики на 2002 - 2004 годы:
1. Проведение на новой основе социальной политики, направленной на рост инвестиций в человеческий капитал (прежде всего в образование и здравоохранение), повышение эффективности предоставления государственной социальной помощи нуждающимся на основе внедрения адресных принципов социальной поддержки, проведение пенсионной реформы и реформы трудовых отношений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Обеспечение энергетической, продовольственной и экологической безопасности - важнейших составляющих экономической безопасности.
3. Улучшение благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата.
4. Поддержание среднесрочной финансовой стабильности и стимулирование структурных изменений в реальном секторе экономики, стимулирование повышение эффективности хозяйственной деятельности на уровне предприятия.
5. Повышение устойчивости и эффективности системы финансового посредничества в экономике.
6. Качественное усиление роли структурной политики, направленной на обеспечение экономического роста.
Настоящая Программа исходит из системы ценностей и основных направлений, заложенных в основу социально-экономической политики Правительства России на долгосрочную перспективу и Программу социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу (до 2004 года).
Рис 3. Иерархия целей и задач Программы социально-экономического
развития Республики Бурятия на 2002 - 2004 годы
2.3. Целевые индикаторы социально-экономического развития Республики
Бурятия на 2002 - 2004 годы
Основой расчета целевых индикаторов социально-экономического развития Республики Бурятия является прогноз социально-экономического развития республики на 2002 - 2004 годы.
При этом, во внимание принимались как благоприятные, так и ограничивающие факторы.
В качестве благоприятных факторов учитывались:
- положительная динамика совокупного спроса, рост бюджетных возможностей, повышение денежных доходов населения, сохранение благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, при этом было учтено падение инвестиционного спроса в 2001 году, связанного с завершением строительных работ на БАМе;
- улучшение хозяйственного и инвестиционного климата, сокращение оттока капитала;
- улучшение финансового состояния предприятий;
- рост денежной массы в реальном секторе экономики, повышение инвестиционной активности банков;
- рост доверия населения к государству и рост сбережений;
- кардинальная реформа системы налогообложения, создающей предпосылки для сокращения теневого сектора экономики;
- появление корпоративного духа и мышления среди руководителей предприятий, создающего предпосылки для формирования горизонтально и вертикально интегрированных структур;
- повышение эффективности принимаемых управленческих решений как на уровне государственной власти и местного самоуправления, так и на уровне предприятий, организаций;
- осознание необходимости установления партнерских взаимоотношений между властью и бизнесом и понимание своей миссии в достижении поставленных целей.
Ограничивающими факторами были признаны:
- сокращение возможности достижения некапиталоемкого роста за счет высокого уровня морального и физического износа основного капитала;
- накопление кредиторской задолженности бюджетных учреждений и необходимость крупных финансовых вложений в инженерную инфраструктуру ЖКХ;
- исчерпание фактора девальвации как стимулятора роста;
- усиление конкуренции на внутреннем и внешних рынках;
- ужесточение экологических ограничений с принятием Закона о Байкале.
Поставленные в Программе цели и задачи предъявляют высокие требования к динамике социально-экономического развития республики и параметрам ее эффективности.
Для повышения качества и благосостояния населения республики, занятия достойного места Республики Бурятия в экономике России необходимо достичь значений целевых макроэкономических индикаторов социально-экономического развития на 2002 - 2004 годы, приведенных в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Целевые макроэкономические индикаторы социально-экономического
развития Республики Бурятия на 2002 - 2004 годы
Индикаторы | Ед. изм. |
2000 | 2001 | 2002 год | 200365 год | 2004 год | 2002 0 2004 | + - | ||||
Отчет | Оценка | Прогноз | Программа | Прогноз | Программа | Прогноз | Программа | Прогноз | Программа | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
1. Численность населения |
тыс. чел |
1033,6 | 1030,5 | 1027,4 | 1027,4 | 1024,0 | 1024,0 | 1021,2 | 1021,2 | - | - | |
темп роста к предыдущему году |
% | 99,7 | 99,7 | 99,7 | 99,7 | 99,7 | 99,7 | 99,7 | 99,7 | 99,7 | 0,0 | |
2. Производство ВРП (в дейст. ценах) |
млн. руб. |
23873,0 | 29571,7 | 35694,6 | 35709,7 | 42362,5 | 43224,8 | 47746,8 | 51345,7 | 125803,9 | 130280,2 | +4476 |
темп роста к предыдущему году |
% | 105,8 | 105,9 | 1106,2 | 107,0 -108,0 |
105,4 | 107,0 - 108,0 |
102,0 | 107,0 - 108,0 |
114,2 | 122,5 - 126,0 |
8,3 |
справочно: среднероссийский темп роста ВВП к предыдущему году |
% | 108,3 | 104,0 | 103,5 | 102,6 | 104,0 | 114,8 | |||||
индекс - дефлятор | % | 123,0 | 116,1 | 113,7 | 113,7 | 112,6 | 112,6 | 110,5 | 110,5 | 141,5 | 141,5 | 0,0 |
Объем ВРП на душу населения |
тыс. руб |
23,1 | 28,7 | 34,7 | 34,8 | 41,4 | 42,2 | 46,8 | 50,3 | 40,9 | 42,4 | +1,5 |
3. Продукция промышленности (в действ. Ценах) |
млн. руб. |
11456,9 | 14957,4 | 18661,2 | 18298,0 | 23354,3 | 23634,6 | 26370,2 | 28779,8 | 68385,7 | 70712,4 | +2327 |
темп роста к предыдущему году |
% | 107,3 | 105,7 | 107,0 | 108,5 | 105,7 | 109,0 | 102,0 | 110,0 | 115,4 | 130,1 | 14,7 |
индекс - дефлятор | % | 123,4 | 123 | 116,6 | 114,8 | 118,4 | 118,4 | 110,7 | 110,7 | 150,4 | 150,4 | - |
в том числе по отраслям: |
||||||||||||
3.1. Электроэнергетика |
млн. руб |
2903,1 | 4255,6 | 5719,5 | 5719,5 | 7467,3 | 7540,6 | 9596,9 | 9976,2 | 22783,7 | 23236,3 | +454,6 |
темп роста к предыдущему году. |
% | 98,5 | 107,0 | 105,0 | 105,0 | 102,0 | 103,0 | 102,0 | 105,0 | 109,2 | 113,6 | +4,4 |
индекс - дефлятор | % | 141,0 | 137,0 | 128,0 | 128,0 | 128,0 | 128,0 | 126,0 | 126,0 | 206,4 | 206,4 | - |
энергоемкость промышленной продукции |
кВт. ч./ руб. |
0,095 | 0,077 | 0,065 | 0,065 | 0,054 | 0,053 | 0,048 | 0,045 | 0,055 | 0,053 | -0,002 |
3.2. Топливная промышленность |
Млн. руб. |
652,4 | 677,7 | 827,5 | 829,7 | 955,2 | 976,2 | 1092,8 | 1159,7 | 2875,5 | 2965,6 | -90,1 |
темп роста к предыдущему году |
% | 106,8 | 98,0 | 111,0 | 111,3 | 104,0 | 106,0 | 104,0 | 108,0 | 120,1 | 127,1 | +6,3 |
индекс - дефлятор | % | 172,0 | 106,0 | 110,0 | 110,0 | 110,0 | 110,0 | 110,0 | 110,0 | 134,0 | 134,0 | - |
3.3. Черная металлургия |
Млн. руб. |
37,9 | 45,1 | 49,2 | 49,2 | 54,6 | 54,6 | 59,5 | 59,5 | 163,3 | 163,3 | - |
темп роста к предыдущему году |
% | 124,6 | 110,2 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | - |
индекс - дефлятор | % | 120,0 | 108,0 | 109,0 | 109,0 | 111,0 | 111,0 | 109,0 | 109,0 | 131,9 | 131,9 | - |
3.4. Цветная металлургия |
млн. руб. |
1577,8 | 1809,9 | 1989,7 | 2153,1 | 2290,3 | 2567,5 | 2524,1 | 2953,3 | 6804,1 | 7673,9 | +870 |
темп роста к предыдущему году |
% | 125,8 | 110,3 | 104,7 | 113,3 | 105,3 | 109,4 | 103,0 | 107,5 | 113,9 | 133,3 | +19,4 |
индекс - дефлятор | % | 121,8 | 104,0 | 105,0 | 105,0 | 109,0 | 109,0 | 107,0 | 107,0 | 122,5 | 122,5 | - |
3.5. Машиностроение и металлообработка |
млн. руб. |
2381,3 | 3129,0 | 3770,8 | 3917,2 | 4505,3 | 4862,0 | 5104,6 | 5776,1 | 13380,7 | 14555,3 | +1174 |
темп роста к предыдущему году |
% | 144,8 | 109,5 | 103,0 | 107,0 | 103,0 | 107,0 | 103,0 | 108,0 | 109,3 | 123,6 | +14,3 |
индекс - дефлятор | % | 136,0 | 120,0 | 117,0 | 117,0 | 116,0 | 116,0 | 110,0 | 110,0 | 149,3 | 149,3 | - |
3.6. Промышленность строительных материалов |
млн. руб. |
295,6 | 405,0 | 513,2 | 514,1 | 624,4 | 625,5 | 733,8 | 735,1 | 1871,4 | 1874,7 | +3,3 |
темп роста к предыдущему году |
% | 106,5 | 104,6 | 103,0 | 103,2 | 104,0 | 104,0 | 104,0 | 104,0 | 111,4 | 111,6 | +0,2 |
индекс - дефлятор | % | 134,0 | 131,0 | 123,0 | 123,0 | 117,0 | 117,0 | 113,0 | 113,0 | 126,6 | 162,6 | - |
3.7. Лесная, деревообрабатыва- ющая и целлюлозно - бумажная промышленность |
млн. руб. |
971,4 | 1164,0 | 1375,9 | 1381,1 | 1616,9 | 1646,5 | 1850,6 | 1920,3 | 4843,4 | 4947,9 | +104,5 |
темп роста к предыдущему году |
% | 106,5 | 104,2 | 104,6 | 105,0 | 104,0 | 105,5 | 105,0 | 107,0 | 114,2 | 118,5 | 4,5 |
индекс - дефлятор | % | 130,0 | 115,0 | 113,0 | 113,0 | 113,0 | 113,0 | 109,0 | 109,0 | 139,2 | 139,2 | - |
3.8. Легкая промышленность |
млн. руб. |
337,2 | 389,0 | 518,7 | 518,7 | 688,0 | 688,0 | 787,5 | 847,6 | 1994,2 | 2054,3 | +60,1 |
темп роста к |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.