Постановление Правительства Республики Бурятия
от 24 апреля 2002 г. N 126
"О Программе содействия занятости населения Республики Бурятия на
2002-2005 годы"
(с изменениями от 1 августа 2003 г., 7 апреля 2004 г.)
Правительство Республики Бурятия отмечает, что реализация Программы содействия занятости населения Республики Бурятия на 1999-2001 годы позволила стабилизировать ситуацию на контролируемом рынке труда.
Однако состояние занятости населения республики характеризуется еще высокой численностью незанятых в экономике (23% от экономически активного населения), продолжающимися процессами высвобождения работников, значительной внутриреспубликанской дифференциацией по уровню безработицы. Остается высоким уровень безработицы в депрессивных населенных пунктах с моноструктурной экономикой.
На финансирование Программы содействия занятости населения в 2001 году предусматривалось выделение 59415,7 тыс. рублей из федерального бюджета и 999,0 тыс. рублей из республиканского бюджета.
Фактические затраты на реализацию мероприятий содействия занятости населения республики в 2001 году составили 63579,9 тыс. рублей, из них средства федерального бюджета - 59373,1 тыс. рублей, средства республиканского бюджета - 182,2 тыс. рублей, средства местных бюджетов - 1290,0 тыс. рублей, средства работодателей - 2734,6 тыс. рублей.
В результате принятых мер выполнены в основном контрольные показатели, предусмотренные Программой содействия занятости населения Республики Бурятия на 2001 год. В службу занятости населения обратились по вопросам трудоустройства, за оказанием информационно-консультационных услуг 85938 граждан. Из 25553 человек, обратившихся в поиске работы, трудоустроены 11067 человек, признаны безработными 17075 человек. Уровень регистрируемой безработицы составил 2,2 процента.
В целях обеспечения реализации государственной политики занятости населения Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу содействия занятости населения Республики Бурятия на 2002-2005 годы*.
2. Установить, что объемы бюджетных средств, предусмотренных на выполнение Программы содействия занятости населения Республики Бурятия на 2002-2005 годы, уточняются ежегодно после принятия соответ ствующих бюджетов на очередной год.
3. Предложить Департаменту федеральной государственной службы занятости населения по Республике Бурятия (Пытин И.М.) обеспечить выполнение мероприятий, предусмотренных Программой, ежегодно информировать Правительство Республики Бурятия о ходе ее реализации.
4. Министерству финансов Республики Бурятия (Налетов А.Ю.) при формировании проекта республиканского бюджета на соответствующий год предусматривать объемы финансирования на реализацию мероприятий содействия занятости населения республики.
5. Рекомендовать главам муниципальных образований республики утвердить по согласованию с центрами занятости населения приведенные в соответствие с показателями республиканской Программы содействия занятости населения районные и городские программы, ежегодно предусматривать средства из местных бюджетов для выполнения программ занятости населения районов и городов.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 1 августа 2003 г. N 245 пункт 6 настоящего Постановления изложен в новой редакции
6. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Контрольное управление Президента Республики Бурятия (Белоколодов Н.М.)
Президент - Председатель
Правительства Республики Бурятия |
Л.В. Потапов |
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 1 августа 2003 г. N 245 в Программу к настоящему Постановлению внесены изменения
Программа
cодейсвия занятости населения Республики Бурятия на
2002-2005 годы
(утв. постановлением Правительства Республики Бурятия от 24.04.2002 N 126)
(с изменениями от 1 августа 2003 г., 7 апреля 2004 г.)
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 7 апреля 2004 г. N 76 в Паспорт к настоящей Программе внесены изменения
Паспорт Программы содействия занятости населения Республики Бурятия на
2002-2005 гг.
Перечень характеристик | Содержание |
Наименование Программы | Программа содействия занятости населения Республики Бурятия на 2002-2005 годы |
Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения |
Распоряжение Правительства Республики Бурятия от 23.11.2001 года N 1123-р |
Государственный заказчик Программы |
Правительство Республики Бурятия |
Основные разработчики Программы |
Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Республике Бурятия, Министерство экономики и внешних связей Республики Бурятия, Министерство финансов Республики Бурятия, Министерство труда и социального развития Республики Бурятия, Министерство образования и науки Республики Бурятия, Государственный комитет Республики Бурятия по статистике, Государственный комитет Республики Бурятия по делам молодежи, туризму, физической культуре и спорту, Объединение организаций профсоюзов Республики Бурятия, органы местного самоуправления районные (городские) центры занятости населения |
Цель Программы | Создание условий для развития рынка труда, оперативно обеспечивающего работодателей необходимой рабочей силой, а граждан, ищущих работу, соответствующей работой |
Задачи Программы | Усиление государственного регулирования ситуации в сфере занятости в городах и районах; совершенствование работы по профилактике безработицы; улучшение информационного обеспечения политики занятости; развитие и повышение качества системы профессионального обучения и профессиональной ориентации без работных граждан и незанятого населения; повышение эффективности мероприятий содействия занятости населения |
Сроки и этапы реализации Программы |
В течение 2002-2005 годов, в 2 этапа: - 1 этап - 2002-2003 гг., - 2 этап - 2004-2005 гг. |
Основные направления Программы |
Развитие качества рабочей силы, социальное партнерство на рынке труда регулирование трудовой миграции, улучшение функционирования рынка труда, социальная поддержка безработных граждан |
Исполнители основных мероприятий |
Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Республике Бурятия, Министерство труда и социального развития Республики Бурятия, Министерство экономики и внешних связей Республики Бурятия, Министерство финансов Республики Бурятия, Министерство образования и науки Республики Бурятия, Государственный комитет по статистике Республики Бурятия, органы местного самоуправления, районные (городские) центры занятости населения |
Объемы и источники финансирования, направления расходов |
Объемы финансирования Программы в 2002-2005 годах составят 513,766 млн. рублей, в том числе в 2003 году - 107,180 млн. рублей, факт - 106,286 млн. рублей, в 2004 г. - 117,771 млн. рублей. По источникам финансирования: - федеральный бюджет - 502,925 млн. рублей, в том числе в 2003 году - 104,021 млн. рублей, факт 2003 г. - 104,036 млн. рублей, в 2004 г. - 115,402 млн. рублей; - республиканский бюджет - 5,620 млн. рублей, в том числе в 2003 году - 1,824 млн. рублей, факт - 1,125 млн. рублей, в 2004 г. - 1,083 млн. рублей; - из местных бюджетов - 5,221 млн. рублей, в том числе в 2003 году - 1,335 млн. рублей, факт - 1,125 млн. рублей. |
Ожидаемые конечные результат реализации Программы |
Реализация мероприятий Программы в течение 2002-2005 годов позволит: - сохранить в 2004 г. уровень официальной безработицы - 2,5%, общей безработицы - 14,2%; - повысить сбалансированность спроса и предложения рабочей силы на рынке труда путем заполнения 56600 вакансий, в том числе в 2004 году - 25000 вакансий; - обеспечить трудоустройство 57225 чел., в том числе в 2004 году - 39400 чел.; - предоставить возможность прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки 8290 безработным гражданам, в том числе в 2004 году - 2770 чел.; - провести профориентационную работу с 59300 гражданами, в том числе в 2004 году - 22115 чел.; - оказать социальную поддержку 97600 безработным гражданам, в том числе в 2004 году - 29600 чел.; - обеспечить реализацию мероприятий по содействию трудоустройству населения - 42070 чел., в том числе в 2004 году - 18501 чел., из них: - обеспечить трудоустройство на общественные работы - 14930 чел., в том числе в 2004 году - 6858 чел.; - оказать содействие в трудоустройстве 980 гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, в том числе в 2004 году - 327 чел.; - оказать содействие в самозанятости 420 безработным гражданам, в том числе в 2004 году - 84 чел.; - принять участие в программах социальной адаптации 1920 безработным гражданам, в том числе в 2004 году - 950 чел.; - организовать временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в 2003-2005 годы - 20380 чел., в том числе в 2004 году - 10560 чел.; - организовать 280 ед. ярмарок вакансий и учебных рабочих мест и других специализированных мероприятий по взаимодействию с работодателями, в том числе в 2004 году - 74 ед.; - оказать консультационные услуги по вопросам трудоустройства 220754 чел., в том числе в 2004 году - 63000 чел. |
Орган, осуществляющий контроль за реализацией Программы |
Общий контроль за реализацией Программы осуществляет Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Республике Бурятия совместно с Правительством Республики Бурятия |
Введение
Программа содействия занятости населения Республики Бурятия на 2002-2005 годы представляет комплекс экономических, организационно-хозяйственных, законодательных и других мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных на проведение мероприятий по содействию занятости населения и социальную поддержку безработных граждан.
Сохраняющаяся в настоящее время и прогнозируемая на 2002-2005 годы ситуация в районах (городах) и отраслях свидетельствует о необходимости разработки и реализации мер государственного регулирования рынка труда, усиления влияния на состояние рынка труда действий органов исполнительной власти и местного самоуправления, заинтересованных министерств и ведомств.
Программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", распоряжением Правительства Республики Бурятия от 23.11.2001 г. N 1123-р. Подготовка Программы осуществлялась с учетом Программы социально-экономического развития Республики Бурятия на 2002-2004 годы, предложений республиканских органов исполнительной власти, в компетенцию которых входят различные направления деятельности трудовой сферы.
Программа определяет основные направления и приоритеты государственной политики занятости на 2002-2005 годы. Реализация положений Программы будет осуществляться путем разработки и выполнения районных и городских программ содействия занятости населения.
I. Анализ и прогноз ситуации в сфере занятости и на рынке труда
Республики Бурятия
1.1. Анализ ситуации в сфере занятости и на рынке труда Республики
Бурятия
Позитивные изменения в экономике республики в 1999-2001 годах оказали благоприятное влияние на положение в сфере занятости и на рынке труда.
В республике отмечается увеличение численности экономически активного населения (на основе данных выборочного обследования населения по проблемам занятости Государственного комитета Республики Бурятия по статистике (таблица 1).
Экономическая активность и занятость
Таблица 1
NN п/п |
Показатели | Годы | ||
1999 | 2000 | 2001 | ||
1. | Экономически активное население, тыс. чел. В т.ч. занятые в экономике |
478,6 395,8 |
489,3 395,5 |
494,5 381,9 |
2. | Уровень занятости населения к численности экономически активного населения % |
82,6 | 80,8 | 77,2 |
В 1999-2001 годах на 15,9 тыс. человек произошло увеличение численности экономически активного населения в республике, которое составило на 01.01.2002 г. 494,5 тыс. человек, что привело к увеличению спроса на рынке труда. Предлагая свои услуги на рынке труда, экономически активное население затрудняется реализовать свой спрос на рабочие места и обеспечить занятость.
По состоянию на 01.01.2002 г. численность занятых в экономике составила 381,9 тыс. человек. За эти годы произошло увеличение занятых в промышленности, сельском и лесном хозяйстве, строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве, науке и научном обслуживании.
С 1999 года в республике отмечается превышение численности принятых на работу по сравнению с выбывшими с предприятий и организаций. В 1999 году было принято на работу 56162 человек, в т.ч. на дополнительно введенные рабочие места 2810 человек (5,0%), выбыло же 55228 человек, в т.ч. в связи с сокращением 3106 человек или 5,6%, по собственному желанию 41094 человек (74,4%). В 2001 году было принято на работу на крупные и средние предприятия республики 72876 человек, а выбыло по различным причинам 72636 человек, в т.ч. в связи с сокращением 3338 человек (4,5%), что больше по сравнению с 1999 годом, по собственному желанию - 53006 человек (72,9%), что превышает уровень 1999 года.
Улучшилось использование рабочей силы на предприятиях и в организациях, о чем свидетельствует существенное сокращение размеров вынужденной неполной занятости. С 1999 года численность работающих неполное рабочее время по инициативе администрации снизилась с 8281 до 4511 человек в 2001 году, а численность находящихся в отпусках по инициативе администрации соответственно с 35496 до 13094 человек.
За рассматриваемые годы увеличилась численность работников на условиях вторичной занятости. В 1999 году по договорам гражданско-правового характера работали - 4926 человек, в 2001 году - 5911человек.
Продолжилось перераспределение работающих по формам собственности в сторону уменьшения доли занятых в государственном секторе экономики. В 1999 году в государственном секторе экономики было занято 48,0% от численности занятых граждан по республике, в 2001 году - 43,0%.
Несмотря на позитивные сдвиги в экономике республики, процент общей безработицы продолжает оставаться большим. Численность лиц, не имеющих работы или доходного занятия, составила на 01.01.2002 г. 94,0 тыс. человек, численность регистрируемых безработных соответственно 10,9 тыс. человек (таблица 2).
Показатели, характеризующие общие масштабы безработицы
Таблица 2
NN п/п |
Показатели | Годы | ||
1999 | 2000 | 2001 | ||
1. | Общая численность безработных, тыс. человек |
81,4 | 85,0 | 94,0 |
2. | Уровень общей безработицы, % |
17,0 | 17,3 | 19,0 |
3. | Численность зарегистрированных безработных, тыс. человек |
8,4 | 7,8 | 10,9 |
4. | Уровень регистрируемой безработицы, % |
1,9 | 1,6 | 2,2 |
С начала 2001 года уровень общей безработицы увеличился с 17,3% до 19,0%, а уровень регистрируемой безработицы с 1,6% до 2,2%.
Увеличение численности безработных граждан и уровня регистрируемой безработицы сопровождалось уменьшением средней продолжительности безработицы по республике с 5,9 мес. на 01.01.2001 г. до 4,6 мес. на 01.01.2002 г.
В течение 2001 года численность зарегистрированных безработных увеличилась на 3122 человека. Увеличение численности безработных произошло практически во всех районах республики, за исключением Бичурского, Кабанского, Хоринского и г. Северобайкальска. Значительное сокращение рабочих мест произошло в Кяхтинском, Еравнинском, Баргузинском районах. Это связано, прежде всего, с продолжающимся процессом закрытия, ликвидации, структурной модернизации нерентабельных и убыточных предприятий и организаций и рядом других факторов.
Таблица 3
Состав зарегистрированных безработных по полу
(в процентах)
Показатели | Женщины | Мужчины | ||||
1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | 1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | |
Состав безработных (на конец года) - по причинам незанятости уволившиеся по собственному желанию |
72 |
71,9 |
70,4 |
28 |
28,1 |
29,6 |
Высвобожденные: - выпускники общеобразовательных школ и профессиональных учебных заведений |
82 77,5 |
73,6 72,8 |
62,4 76,2 |
18 22,5 |
26,4 27,2 |
37,6 23,8 |
- по уровню образования с высшим и средним специальным образованием |
81,7 |
78,2 |
75,1 |
18,3 |
21,8 |
24,9 |
- не имеющие полного среднего образования |
66,4 |
63,4 |
61,5 |
33,6 |
36,6 |
38,5 |
- по возрасту молодежь 16-29 лет |
74,5 |
72,1 |
69,1 |
25,5 |
27,9 |
30,9 |
лица среднего возраста 30-49 лет |
75,4 |
72,3 |
67,9 |
24,6 |
27,7 |
32,1 |
лица предпенсионного возраста |
66,9 |
77,1 |
69,8 |
33,1 |
22,9 |
30,2 |
Отдельные категории безработных: не приступившие к трудовой деятельности и не имеющие профессии, |
71,6 |
71,5 |
72,6 |
28,4 |
28,5 |
27,4 |
- специальности имеющие длительный (более года) перерыв в работе |
73,1 |
77,3 |
73,8 |
26,9 |
22,7 |
26,2 |
Доля среди зарегистрированных безработных по состоянию на конец года (периода) |
74,6 |
72,6 |
68,3 |
25,4 |
27,4 |
31,7 |
Продолжительность безработицы средняя продолжительность, месяцев |
8,9 |
6,2 |
5,7 |
6,4 |
4,7 |
5,3 |
доля временной безработицы (до 8 мес.) |
53,0 |
63,3 |
71,3 |
59,7 |
78,3 |
76,6 |
доля хронической безработицы (более 8 мес.) |
47,0 |
36,7 |
28,7 |
40,3 |
21,7 |
23,4 |
Произошло уменьшение доли женщин, высвобожденных с предприятий и организаций, с 82% в 1999 году до 62,4% в 2001 году при одновременном увеличении доли мужчин, уволенных по причине высвобождения, с 18% в 1999 году до 37,6% в 2001 году.
В целом по республике удельный вес среди безработных женщин устойчиво высокий и в среднем в динамике рассматриваемых лет составил 72%.
Таблица 4
Распределение зарегистрированных безработных по возрасту
1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | ||||
тыс. чел. |
% | тыс. чел. |
% | тыс. чел. |
% | |
Численность зарегистрированных безработных - всего (на конец года) |
8385 |
100 |
7760 |
100 |
10882 |
100,0 |
в том числе: в возрасте 16-29 лет |
2489 |
29,7 |
2120 |
27,3 |
3148 |
28,9 |
предпенсионного возраста |
515 | 6,1 | 526 | 6,8 | 745 | 6,8 |
других возрастов |
5381 | 64,2 | 5114 | 65,9 | 6989 | 64,3 |
За 1999-2001 годы на 26,5% увеличилась численность молодежи в возрасте 16-29 лет, зарегистрированной в органах службы занятости республики. Одновременно произошло увеличение лиц предпенсионного возраста (до 6,8%).
Таблица 5
Состав регистрируемых безработных по уровню образования
1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | ||||
тыс. чел. |
% | тыс. чел. |
% | тыс. чел. |
% | |
Численность зарегистрированных безработных - всего (на конец года) |
8385 |
100 |
7760 |
100 |
10882 |
100,0 |
В том числе имеющих: высшее профессиональное образование |
984 |
11,7 |
988 |
12,7 |
1525 |
14,0 |
неполное высшее профессиональное образование |
134 |
1,6 |
121 |
1,5 |
436 |
4,0 |
среднее профессиональное образование |
2151 |
25,7 |
1803 |
23,2 |
2413 |
22,2 |
начальное профессиональное образование |
431 |
5,1 |
625 |
8,1 |
242 |
2,2 |
среднее общее образование |
3667 | 43,7 | 3283 | 42,3 | 4841 | 44,5 |
неполное среднее образование |
1018 |
12,2 |
940 |
12,1 |
1425 |
13,1 |
Из приведенных данных видно, что среди безработных, состоящих на учете в службе занятости населения на конец 2001 года, в сравнении с 1999 годом значительно повысилась категория граждан, имеющих высшее профессиональное обра зование (на 54,9%), неполное высшее профессиональное образование (в 3,3 раза), среднее профессиональное образование (на 12,1%), среднее обшее образование (на 32%), неполное среднее образование (39,9%).
Увеличению численности безработных граждан в определенной мере способствуют возросшие требования работодателей к претендентам на вакантные рабочие места, неудовлетворительные условия оплаты труда, несоответствие предлагаемых вакансий имеющемуся предложению рабочей силы.
Таким образом, в республике наблюдаются:
- увеличение уровня регистрируемой безработицы;
- изменение состава безработных в сторону увеличения доли женщин, молодежи, лиц предпенсионного возраста, а также граждан, не имеющих опыта работы;
- рост безработицы в сельской местности. Значительная дифференциация районов по уровню безработицы. Высокий уровень регистрируемой безработицы характерен для следующих городов и районов республики: г. Гусиноозерска - 4,6%, Северобайкальского - 4,4%, Курумканского - 4,1%, Заиграевского - 3,6%, г. Северобайкальска - 3,3%.
1.2. Прогноз развития ситуации на рынке труда
1.2.1. Прогноз предложения рабочей силы
В течение 2002-2005 гг. ожидается увеличение предложения рабочей силы за счет влияния демографических факторов, реструктуризации экономики и других факторов. Востребование ее будет зависеть от уровня жизни населения, динамики выплат заработной платы, пенсий, пособий и других социальных выплат.
Общее количество лиц, не имеющих работы и классифицирующихся как безработные, рассчитанное на основе прогноза социально-экономического развития республики и прогноза рынка труда, составит в 2002 году - 94,0 тыс. человек и уменьшится в 2005 году до 71,6 тыс. человек. Ожидается, что на фоне несущественного сокращения общей численности безработных численность зарегистрированных в органах службы занятости населения возрастет.
По прогнозным оценкам рост обращений в органы службы занятости населения продолжится, что будет обусловлено:
- структурной модернизацией организаций, сопровождаемой высвобождением кадров;
- наличием вынужденной неполной занятости;
- увеличением предложения рабочей силы;
- недостаточным объемом инвестиций на создание новых рабочих мест.
Среди факторов, влияющих на увеличение предлагаемой рабочей силы в 2002 году, по-прежнему будет доминировать увольнение граждан из организаций по собственному желанию (17,0% к общему объему предложения рабочей силы). В результате высвобождения работников за счет ликвидации убыточных производств, осуществления мероприятий по сокращению численности или штата предприятия, на рынок труда будут ежегодно попадать свыше 5 тыс. человек. Наибольшее высвобождение прогнозируется в г. Улан-Удэ (2 тыс. человек), в Селенгинском районе республики (ОАО "ГО ГРЭС", ликвидация разреза "Холбольджинский" - свыше 1,7 тыс. человек), в связи с окончанием строительства Северомуйского тоннеля на БАМе, прогнозируется высвобождение рабочей силы до 700 человек. Рынок труда могут пополнить уволенные из Вооруженных Сил (1,9 тыс. человек), выпускники общеобразовательных школ и профессиональных учебных заведений всех уровней до 20 тыс. человек ежегодно.
В целом предложение рабочей силы в республике будет составлять 158450 человек в 2002 году и уменьшится до 140880 человек в 2005 году (приложение 2).
1.2.2. Прогноз спроса на рабочую силу
Ожидаемое увеличение спроса на рабочую силу (в 2002 году - 33480 человек, в 2005 году - 34200 человек) в условиях сохраняющейся вынужденной неполной занятости окажется недостаточным для реализации имеющегося предложения рабочей силы.
Вакансии будут составлять в 2002 году 1,3 тыс. единиц, в 2005 году - 1,4 тыс. единиц. Потребность в работниках на ожидаемых новых рабочих местах составит в 2002 году 4,0 тыс. мест, в 2005 году - 3,8 тыс. мест, а на замену выбывающих по собственному желанию и другим причинам, не связанным с сокращением численности персонала до - 28,0-29,0 тыс. мест ежегодно.
Реализация спроса рабочей силы на рынке труда республики и обеспечение занятости зависят от развития экономики, позитивные изменения в которой обеспечат определенный рост занятости населения. Численность занятых в экономике к 2005 году возрастет и достигнет 430,9 тыс. человек.
Численность занятых в промышленности увеличится с 76,5 тыс. человек в 2002 году до 81,6 тыс. человек в 2005 году (приложение 3).
Ожидаются позитивные сдвиги в сельском и лесном хозяйстве. Численность занятых увеличится и составит 64,6 тыс. человек.
Количество занятых к 2005 году увеличится и в других отраслях материального производства: в строительстве - до 37,2 тыс. человек, на транспорте - до 28,0 тыс. человек и в связи - до 5,6 тыс. человек, торговле и общественном питании - до 56,6 тыс. человек.
Прогнозируется устойчивый спрос на категории работников рыночной инфраструктуры, бытового и сервисного обслуживания населения, науки и научного обслуживания.
В целом динамика численности занятых по отраслям будет отражать не реальные структурные сдвиги в экономике, а особенности восстановления снизившегося в период кризиса спроса на рабочую силу.
Позитивная динамика численности занятых в экономике в 2002-2005 годах приведет к расширению спроса на квалифицированную рабочую силу по большинству профессиональных групп. Поскольку экономический рост будет базироваться в основном на старой технологической основе и носить преимущественно восстановительный характер, увеличение численности занятых не будет сопровождаться существенными сдвигами в их профессионально-квалификационной структуре.
В целом степень сбалансированности спроса и предложения рабочей силы улучшится. Неудовлетворенный спрос на рабочую силу составит в 2002 году 124970 человек и несколько улучшится до 106680 человек в 2005 году.
1.2.3. Ключевые проблемы на рынке труда
К числу ключевых проблем развития сферы занятости, решение которых должно составлять содержание и направленность политики занятости, а, следовательно, и республиканской Программы содействия занятости, относятся следующие:
- несбалансированность спроса и предложения рабочей силы, которая формировалась в условиях снижения эффективности труда и отсутствия реальных структурных сдвигов в экономике. Несмотря на начавшиеся положительные тенденции в динамике роста основных макроэкономических показателей, остаются довольно значительными размеры вынужденной неполной занятости, а также дифференциация сельских и городских рынков труда по уровню занятости, уровню безработицы и составу безработных граждан;
- ухудшение качественных характеристик структуры рабочих мест. В течение 90-х годов рабочие места практически не обновлялись, что, с одной стороны, ограничивало возможности роста эффективности труда, а, с другой, возможности трудоустройства населения;
- недостаточная адаптированность системы профессионального образования республики к новым условиям хозяйствования, особенно в части перспектив спроса на рабочую силу в профессиональном разрезе, гибкого сочетания первичной подготовки с различными формами вторичного обучения и повышения качества подготовки квалифицированных кадров;
- усугубление ситуации с организацией трудоустройства ряда социально-демографических групп (молодежи без практического опыта работы, женщин, инвалидов, демобилизованных военнослужащих и др.) даже в условиях начавшегося экономического роста;
- прогнозируемое высвобождение работающих в связи со структурными преобразованиями в ряде отраслей экономики может обострить положение рабочей силы на рынке труда и обусловить необходимость повышения трудовой мобильности граждан.
II. Основные цели и задачи Программы
Целью Программы является создание условий для развития рынка труда, оперативно обеспечивающего граждан, ищущих работу, соответствующей работой, а работодателей необходимой рабочей силой.
Для достижения цели Программа предусматривает:
- расширение доступа безработных и незанятых граждан к активным мероприятиям содействия занятости населения на основе повышения их мотивации к трудовой деятельности;
- усиление регулирования ситуации в сфере занятости в отраслях и районах (городах);
- совершенствование работы по профилактике безработицы;
- повышение эффективности предоставляемых услуг безработным гражданами сокращение длительной безработицы;
- улучшение информационного обеспечения политики занятости;
- развитие и повышение качества систем профессионального обучения и профессиональной ориентации безработных граждан и незанятого населения.
III. Направления программных мероприятий
Система программных мероприятий определена исходя из целевых установок и задач Программы, сложившейся и прогнозируемой ситуации на рынке труда республики. Система программных мероприятий представлена следующими направлениями:
- развитие качества рабочей силы, включающее профессиональное обучение безработных граждан с учетом потребностей работодателей и прогнозов развития рынка труда, профессиональную ориентацию и психологическую поддержку безработных граждан;
- социальное партнерство на рынке труда, включающее взаимодействие органов службы занятости населения с объединениями профсоюзов и работодателей, Правительством Республики Бурятия с целью повышения занятости населения;
- регулирование трудовой миграции, включающее расширение и повышение качества информационно-справочных работ о степени напряженности на рынке труда и реальных возможностях трудоустройства;
- улучшение функционирования рынка труда, включающее информирование населения и работодателей о положении на рынке труда, содействие в трудоустройстве, обеспечение занятости путем реализации мероприятий по содействию трудоустройства населения;
- социальная поддержка доходов безработных граждан, включающая выплату пособий по безработице, оказание материальной помощи, оформление граждан на досрочную пенсию и выплату стипендий.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Реализация Программы содействия занятости населения осуществляется на условиях софинансирования за счет средств федерального бюджета, республиканского и местных бюджетов.
Порядок финансирования мероприятий Программы определяется Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Основными источниками ресурсного обеспечения Программы являются средства федерального, республиканского и местного бюджетов. В 2002-2005 годах общий объем финансовых затрат из федерального бюджета планируется в размере 502,925 млн. руб., в том числе в 2003 году - 104,021 млн. рублей.
Предусмотренные Программой мероприятия по социальной поддержке безработных граждан (выплата пособий по безработице, досрочных пенсий и стипендий, оказание материальной помощи) финансируются за счет средств федерального бюджета. Объем затрат на эти цели в 2002-2005 годах составит 456,256 млн. руб., в том числе в 2003 году - 93,916 млн. рублей.
Финансирование мероприятий содействия занятости населения осуществляется за счет средств федерального, республиканского и местного бюджетов в соответствии с Соглашением о намерениях, заключенным между Правительством Республики Бурятия и Министерством труда и социального развития Российской Федерации на 2002-2005 годы, а также соглашениями о намерениях, заключенными между органами местного самоуправления и государственными учреждениями районными, городскими центрами занятости населения на 2002-2005 годы.
Из федерального бюджета на финансирование мероприятий по профессиональной ориентации, профессиональному обучению безработных граждан и реализацию мероприятий по содействию трудоустройству населения в 2002-2005 годах Программой предусматриваются затраты в размере 46,669 млн. руб., в том числе в 2003 году - 10,105 млн. рублей. Из республиканского бюджета на эти цели планируется направить в 2002-2005 годах - 5,620 млн. руб., в том числе в 2003 году - 1,824 млн. рублей, из местных бюджетов в 2002-2005 годах - 5,221 млн. руб., в том числе в 2003 году - 1,335 млн. рублей.
Общий объем финансовых затрат на реализацию Программы из федерального, республиканского и местных бюджетов на 2002-2005 годы составит 513,766 млн. рублей, в том числе в 2003 году - 107,180 млн. рублей.
Программа предусматривает ежегодное уточнение финансовых затрат исходя из возможностей бюджетов всех уровней.
V. Механизм реализации Программы
Программа реализуется через районные (городские) программы содействия занятости населения.
В соответствии с Соглашением, заключенным между Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Правительством Республики Бурятии, которое подтвердило свое намерение участвовать в софинансировании мероприятий Программы содействия занятости населения Республики Бурятия, предусматривается выделение в 2002-2005 годах из республиканского бюджета 5,620 млн. руб., в том числе в 2003 году -1,824 млн. рублей, на основании соглашений о намерениях, заключенных между органами местного самоуправления и государственными учреждениями районными, городскими центрами занятости населения на 2002-2005 годы, из местных бюджетов предусматривается выделение в 2002-2005 годах 5,221 млн. руб., в 2003 году - 1,335 млн. руб.
VI. Организация управления Программой и контроль за ходом ее
реализации
Основным исполнителем Программы является Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Республике Бурятия, осуществляющий координацию деятельности районных и городских программ содействия занятости населения.
Департамент подготавливает:
- предложения по корректировке целевых показателей программы, исполнителям, срокам программных мероприятий;
- предложения по финансированию программных мероприятий из средств федерального и республиканского бюджетов;
- итоги реализации Программы за соответствующий год.
Механизм контроля за реализацией Программы включает рассмотрение хода выполнения мероприятий Программы содействия занятости населения на заседаниях Правительства Республики Бурятия на основании подготовленных Департаментом федеральной государственной службы занятости населения по Республике Бурятия отчетов о ходе выполнения системы программных мероприятий и расходовании средств на эти цели.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 7 апреля 2004 г. N 76 раздел VII к настоящей Программе изложен в новой редакции
VII. Оценка ожидаемой эффективности реализации Программы
Реализация Программы в 2002-2005 годах позволит:
- сохранить в 2004 г. уровень официальной безработицы - 2,5%, общей безработицы - 14,2%;
- повысить сбалансированность спроса и предложения рабочей силы на рынке труда путем заполнения 56600 вакансий, в том числе в 2004 году - 25000 вакансий;
- обеспечить трудоустройство 57225 чел., в том числе в 2004 году - 39400 чел.;
- принять участие в профессиональной подготовке 8290 безработным гражданам, в том числе в 2004 году - 2770 чел.;
- провести профориентационную работу с 59300 гражданами, в том числе в 2004 году-22115 чел.;
- оказать социальную поддержку в период поиска работы 97600 безработным гражданам, в том числе в 2004 году - 29600 чел.;
- обеспечить реализацию мероприятий по содействию трудоустройству населения 42070 чел., в том числе в 2004 году - 18501 чел.;
- обеспечить трудоустройство на общественные работы 14930 чел., в том числе в 2004 году - 6580 чел.; - оказать содействие в самозанятости 420 безработным гражданам, в том числе в 2004 году - 84 чел.;
- оказать содействие в трудоустройстве 980 гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, в том числе в 2004 году - 327 чел.;
- принять участие в программе социальной адаптации 1920 безработным гражданам, в том числе в 2004 году - 950 чел.;
- оказать содействие во временном трудоустройстве несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет в 2003-2005 годах - 20380 чел., в том числе в 2004 году - 10560 чел.;
- организовать и провести 280 ед. ярмарок вакансий и учебных рабочих мест и других специализированных мероприятий по взаимодействию с работодателями, в том числе в 2004 году - 74 ед.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Бурятия от 24 апреля 2002 г. N 126 "О Программе содействия занятости населения Республики Бурятия на 2002-2005 годы"
Текст Постановления опубликован в Собрании законодательства Республики Бурятия N 8(65), август 2008 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Бурятия от 7 апреля 2004 г. N 76
Постановление Правительства Республики Бурятия от 1 августа 2003 г. N 245