Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1.
Обоснование необходимости разработки программы социально-экономического
развития Республики Бурятия на 2002 - 2004 годы
1.1. Характеристика Республики Бурятия
Республика Бурятия расположена в центре Азиатского континента, в Восточной Сибири. Ее территорию, площадь которой составляет 351,4 тыс. кв. км, обрамляет озеро Байкал по его юго-восточному побережью. 3/4 береговой линии этого великого озера приходятся на Бурятию. С западной стороны Байкала находится Иркутская область. На юге республики проходит государственная граница с Монголией. На востоке республика граничит с Читинской областью, на крайнем западе на сравнительно коротком расстоянии пролегает граница Бурятии с Республикой Тыва.
Коренное население - буряты, эвенки и сойеты. Удельный вес русских в национальном составе населения республики на протяжении многих десятилетий доминирует над численностью коренного населения. Представители других национальностей также представлены в этническом портрете республики, при этом наблюдается некоторое повышение в последние годы численности украинцев, татар, белорусов, проживающих в республике.
Плотность населения в настоящее время составляет немногим более 3 человек на 1 кв. км. Наиболее заселены южные районы республики. Почти 60% всего населения проживает в 4 городах республики, причем 1/3 всего населения проживает в столице республики - г. Улан-Удэ.
Президент Республики Бурятия осуществляет верховную законодательную власть, являясь одновременно Председателем Правительства Республики Бурятия - исполнительного органа власти.
Законодательная власть осуществляется парламентом республики - Народным Хуралом.
В Республике Бурятия - 6 городов, 21 административный район, 29 поселков городского типа и 614 сельских населенных пунктов.
Города: Гусиноозерск, Закаменск, Кяхта, Северобайкальск, Бабушкин и Улан-Удэ.
Административные районы: Баргузинский, Баунтовский, Бичурский, Джидинский, Еравнинский, Заиграевский, Закаменский, Иволгинский, Кабанский, Кижингинский, Курумканский, Кяхтинский, Муйский, Мухоршибирский, Окинский, Прибайкальский, Северобайкальский, Селенгинский, Тарбагатайский, Тункинский, Хоринский.
Природные ресурсы Бурятии уникальны как по своим запасам, так и по их разнообразию. Густые хвойные леса, высокие горные хребты, широкие степи, горные долины с разноцветьем трав, обилие орехов и ягод представляют благоприятные условия для обитателей богатого животного мира Бурятии. Здесь немало уникальных и редких видов, занесенных в Красную книгу. Всемирно известны баргузинский соболь, бурый сибирский медведь, горный козел, дикий северный олень. Изюбр, лось, белка, рысь, росомаха, косуля, кабарга, кабан, байкальская нерпа, омуль, а также многочисленные виды пернатых - вот неполный, но представительный перечень многообразного животного мира Бурятии.
Озеро Байкал является природным резервуаром пятой части мировых запасов пресной воды высочайшего качества. Озеру более 20 миллионов лет; длина озера равна 636 киллометрам, ширина - 80 километров, глубина - 1637 метров; 2500 различных видов животных и рыб, 250 из которых эндемичны, населяют Байкал и окружающую его территорию.
Республика богата минерально-сырьевыми ресурсами. Земельный фонд республики составляет 35114,3 тыс. га. Почвенный покров отмечается большим разнообразием. Относительно плодородны и имеют наибольшее производственное значение каштановые, серые лесные и черноземные почвы. Они занимают 56,4% площади всех сельскохозяйственных угодий и 76,5% площади пахотных земель.
Природное богатство республики - лес. Общая площадь лесного фонда Республики Бурятия составляет 27,2 млн. га, из них покрытая лесом - 20,3 млн. га. Общий запас древесины составляет 1850 млн. куб. м.
Природно-климатические условия. Климатические условия резко континентальные: зима холодная и малоснежная, лето умеренно теплое, засушливая его первая и влажная вторая половина.
1.2. Анализ социально-экономического развития
Республики Бурятия за 1994 - 2000 годы
Несмотря на все трудности прошедших лет, Республика Бурятия сохранила позитивные тенденции в своем социально-экономическом развитии. Республика живет в условиях социально-политической стабильности и межнационального согласия.
Как показывает анализ динамики развития экономики, глубина падения ВРП за 1990 - 1997 годы составила 30%. Начиная с 1997 года, в республике начался экономический рост. Однако августовский кризис 1998 г привел к спаду валового регионального продукта к уровню 1990 года еще на 16%.
За последние четыре года в экономике республики наметился устойчивый рост, в среднем на 8%. В 2000 году рост производства в промышленности по сравнению с 1994 годом составил 11,3 процента.
С развитием импортозамещающих производств, снижением издержек производства, с 1999 года укрепилась тенденция роста выпуска промышленной продукции. Улучшилось финансовое состояние предприятий.
После длительного периода спада, в 1999 году, получен рост вложений в основной капитал. В то же время, сложившийся уровень инвестиций не обеспечивает простого воспроизводства основного капитала. В 2000 году объем инвестиций составил 67 процентов от уровня 1994 года. Долгосрочные инвестиции продолжают сдерживаться экономическими и политическими рисками и высокой стоимостью кредитных ресурсов.
Отмечена положительная тенденция изменений технологической структуры инвестиций в основной капитал в сторону увеличения активной части капитальных вложений. Так, в 1999 году 18 процентов всех капвложений направлено на приобретение машин и оборудования (на 10 процентов превышая уровень 1998 года).
На 40 процентов больше, чем в 1999 году направлено средств на капитальный ремонт основных фондов. При сохранении такой тенденции в республике появится реальная возможность обновления активной части основных фондов и снижения их износа.
С 1999 г. увеличился рост инвестиций, направленных индивидуальными застройщиками на строительство собственного жилья. Продолжается работа по организации ипотечного кредитования жилищного строительства в республике.
По-прежнему основным источником финансирования остаются собственные средства предприятий, доля которых составляет 65 процентов.
За последние 5 лет размер консолидированного бюджета Республики Бурятия существенно возрос. Общая сумма его составила в 2000 году 4272,0 млн. рублей (по сравнению с 1996 годом увеличение произошло в 2,5 раза, а без учета инфляционных факторов в 2 раза). Доля его в ВРП составляет около 19% и имеет с 1997 года тенденцию сокращения.
Значительные изменения произошли в структуре доходов бюджета. Доля собственных доходных источников республики снизилась на 12,5%.
К 2000 году уровень взаимозачетов снизился до 26% и имеет тенденцию к дальнейшему снижению.
Существенно возросла доля поступлений средств в Республику Бурятия из федерального бюджета с 32% до 45%.
В условиях нестабильности в экономике республики бюджетные средства направляются в основном на решение социальных проблем.
Внешнеторговый оборот Республики Бурятия за 2000 год составил 128,8 млн. долл. США. Год завершен с положительным сальдо торгового баланса 88,1 млн. долл. США, которое полностью сложилось за счет торговли со странами дальнего зарубежья.
Несмотря на значительный прирост объемов экспорта в 1999 - 2000 гг., имеющийся в республике экспортный потенциал используется не более чем наполовину. По сравнению с 1994 годом экспорт товаров увеличился на 42 процента, импорт уменьшился более чем в 3 раза.
Положение с реальными денежными доходами населения за последние годы стабилизировалось. Правительству республики удалось отрегулировать своевременную выплату пенсий и сократить задолженность по выплатам заработной платы. Рост денежных доходов начал опережать уровень инфляции.
Был сделан значительный шаг вперед в совершенствовании системы социального обслуживания населения. Внедрена система выплаты ежемесячных пособий на детей на основе адресно-заявительного подхода.
В последние годы на потребительском рынке республики произошли значительные преобразования. Изменилась инфраструктура сферы потребительского рынка. С проведением приватизации предприятия получили полную правовую и хозяйственную самостоятельность. В объеме оборота большую часть занимает оборот предприятий негосударственной формы собственности. Оборот предприятий частной формы собственности увеличился на 22 процента.
Существенно возрос уровень фактической платности услуг здравоохранения и образования, что сделало многие из этих услуг недоступными для малообеспеченных слоев населения.
Здравоохранение республики с начала рыночных реформ, осуществило переход от государственно-бюджетной системы к бюджетно-страховой. Средняя продолжительность жизни жителей республики (64,4 лет) на 0,6 лет стало выше по сравнению с регионами Восточной Сибири, но на 2 года ниже, чем по стране и на 5-10 лет, чем в развитых странах.
С 1994 года увеличилась численность экономически активного населения на 12 тыс. человек, а занятых в экономике уменьшилась на 25 тыс. человек. Негативное влияние на социально-экономическое развитие республики оказывают миграционные процессы. Особенно высокий отток населения за пределы республики наблюдался в 1995 году. Это было связано, главным образом, с выездом после распада СССР в страны Ближнего Зарубежья людей, прибывших на строительство БАМа. Суммарный отток населения с 1994 года составил 19,6 тыс. чел.
За последние два года в республике произошло снижение уровня регистрируемой безработицы, с 1,9% в 1999 году до 1,6% в 2000 году.
В целях повышения эффективности регулирования социально-экономическими процессами на территории Республики Бурятия, Указом Президента Республики Бурятия с 2000 года, введена система индикативного управления.
В то же время, по многим параметрам республика еще не достигла уровня 1994 года. В структуре экономики все еще преобладает производство товаров с низкой добавленной стоимостью.
Продукция местных производителей все еще неконкурентоспособна и проигрывает нерезидентам за счет высокой стоимости электро- и теплоэнергии, высоких транспортных расходов из-за отдаленности от промышленных центров, высокой стоимости сырья и вспомогательных материалов.
Проблемой аграрного и промышленного секторов экономики остаются устаревшие технологии, недостаток инвестиций, нехватка оборотных средств, разрушение хозяйственных связей.
1.3. Новый этап социально-экономического развития
Республики Бурятия
В настоящее время перед экономикой республики стоит реальная угроза остаться в среднесрочной перспективе в числе отстающих регионов России.
Кроме того, уже в среднесрочной перспективе мы столкнемся с преодолением внешних и внутренних угроз, которые могут затормозить или остановить продвижение республики к экономическому благополучию и процветанию (рис. 1).
Основными причинами, которые не дают возможности реализовать имеющейся потенциал, являются:
- неэффективная структура экономики, в которой преобладает производство товаров с низкой долей добавленной стоимости и нерыночных услуг;
- продолжающийся рост тарифов в отраслях естественных монополий;
- накопление долгов по оплате за энергоресурсы;
- низкое качество управления, техническая и технологическая отсталость и высокая степень физического износа основных фондов хозяйствующих субъектов;
- высокая затратность экономики, касающаяся практически всех факторов производства: труда, капитала, материалов, энергии;
- существование в экономике значительного числа нежизнеспособных предприятий и предприятий "содержанок";
- достижение критического возраста производственной инфраструктуры: дорог, электросетей, объектов ЖКХ;
- значительная доля теневого сектора экономики;
- отставание в приросте разведанных запасов минерально-сырьевых ресурсов от темпов их добычи, а также формировании инфраструктуры для первичной переработки и транспортировки добытых природных ресурсов;
- высокая дифференциация населения по уровню доходов, фактическое отсутствие среднего класса, значительная доля населения с доходами ниже прожиточного минимума;
- несоответствие между структурой спроса на рабочую силу и ее предложением.
Обеспечение экономической безопасности входит в состав важнейших функций государственных органов власти Республики Бурятия. Проблема экономической безопасности является производной от задач экономического роста в среднесрочной перспективе (рис. 2).
Рис. 1. Угрозы безопасности
"Рис. 1. Угрозы безопасности"
Рис. 2. Критерии оценки основных составляющих экономической безопасности
Республики Бурятия на 2002 - 2004 гг.
"Рис. 2. Критерии оценки основных составляющих экономической безопасности Республики Бурятия на 2002 - 2004 гг."
При всех исключительных трудностях, которые переживает экономика Республики Бурятия, в ней происходят качественные изменения.
Наблюдается промышленный рост, рост налоговых поступлений, снижение бюджетного дефицита, повышение реальных денежных доходов населения.
Исходя из этого, можно говорить о переходе к следующему этапу развития экономики, к ее подъему, без которого невозможно решение нарастающих социальных проблем.
В настоящий момент в республике создалась возможность успешного проведения модернизации экономики с минимальными социальными издержками. Ее специфика состоит в модернизации экономики, страдающей глубокими деформациями и низкой конкурентоспособностью производств.
Модернизация экономики - длительный процесс, который займет не менее 10 - 15 лет.
Для широкомасштабной модернизации экономики в долгосрочном периоде необходимо в течение 2002 - 2004 годы создать благоприятный инвестиционный и предпринимательский климат, осуществить структурную перестройку экономики.
Вместе с тем, структурная перестройка, сроки начала и темп экономического роста будет зависеть от ряда факторов, из которых важнейшими являются следующие:
- обеспечение высокого уровня накоплений и трансформации их в инвестиции, повышение эффективности инвестиций, в т.ч. за счет улучшения их структуры;
- сосредоточение инвестиций на обновлении основных фондов хозяйствующих субъектов;
- обеспечение стабильности, открытости и справедливости финансовых взаимоотношений государственных органов власти и хозяйствующих субъектов;
- преодоление горизонтальной и вертикальной несбалансированности бюджетной системы;
- создание предпосылок для активизации модернизации экономики, прежде всего за счет поддержки "новых" производств, инновационных и информационных секторов, стимулирование реструктуризации и реформирования предприятий, естественных монополий, диверсификации экспорта с постепенным увеличением продукции обрабатывающих отраслей, особенно высокотехнологичной;
- осуществление институциональных преобразований, необходимых для формирования эффективной рыночной экономики, снимающих барьеры на пути роста.
Республика Бурятия имеет существенные конкурентные преимущества, способные оказать воздействие на улучшение экономического положения. От эффективности использования имеющегося позитивного потенциала и устранения существующих ограничений зависят темпы социально - экономического развития Республики Бурятия в среднесрочной перспективе. Единственным способом сократить образовавшийся разрыв между республикой и наиболее развитыми регионами страны, создать базу для повышения уровня жизни граждан является экономический рост, опережающий рост российской экономики.
При этом первостепенную значимость приобретают качественные характеристики экономической динамики. Достижение просто "высоких темпов роста" не может рассматриваться как стратегическая цель развития. Тем более, если эти темпы достигаются за счет "производства ради производства".
Темпы роста должны быть результатом достижения конкретных, значимых для населения ориентиров благосостояния, успешного решения действительно актуальных задач структурно-технологической модернизации, дополнительных конкурентных преимуществ республики.
Основные этапы реформирования экономики Республики Бурятия представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Основные этапы реформирования экономики Республики Бурятия
/--------------------------------------------------------------------------------------------------------------\
| 1990-1993 | 1994-1997 | 1998-2001 | 2002 - 2004 | До 2010 |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 1. Название программы характеристика, срок действия |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|Годовые планы и |Федеральная |Программа |Программа |Программа устойчивого |
|прогнозы |программа |действия |социально- |развития Республики |
| |социально- |Правительства |экономического |Бурятия до 2010 года |
| |экономического |Республики Бурятия на |развития Республики | |
| |развития Республики |1998-2002 годы |Бурятия на 2002 - 2004 | |
| |Бурятия на 1996-2005 | |годы | |
| |годы | | | |
| | | | | |
| | | | | |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 2. Ситуация, предшествовавшая разработке программы: |
| важнейшие проблемы населения, реального сектора, финансовой сферы |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|- Распад |- Государство строит |- Финансовый кризис во|- Положительная |- Угроза замедления |
|СССР, развал |финансовую пирамиду |второй половине 1998 |динамика в отраслях |темпов развития из-за |
|хозяйственных |(ГКО), переток |г. |реального сектора, |инвестиционных |
|связей, утрата |финансовых ресурсов из|- Рост тарифов на |начало структурных |ограничений |
|контроля над |реального сектора |услуги естественных |сдвигов в экономике - |- Усиление |
|производством и |экономики в |монополий |сокращение доли ТЭК |конкурентной борьбы |
|распределением |государственные |- Начало роста в |- Активизация |на рынках Бурятии и |
|- Инфляция, |ценные бумаги. |экспортоорие- |инвестиционной |России |
|обесценивание |Платежный кризис |нтированных |деятельности, |- Структурные |
|сбережений |- Сокращение |производствах (лесная,|недостаток оборотного |деформации с |
|населения и |госинвестиций |легкая, |капитала у |повышением доли |
|потеря оборотного |- Остановка |машиностроение), |предприятий |добывающих |
|капитал |производств и резкий |золотодобыче, |- Рост реальных |производств |
|предприятиями |спад в инвестиционном |преимущественно за |доходов занятости и |- Ужесточение |
|вследствие |секторе и |счет фактора |населения |экологических |
|проведения центром|потребительском |девальвации. |- Сохранение |требований |
|монетаристской |комплексе |- Сокращение импорта |значительного теневого|и ограничений |
|политики |- Структурная |потребительских |сектора родолжающий |- Сохранение |
|- Резкое падение |деформация экономики, |товаров и начало роста|рост тарифов в |рисков в сельском |
|реальных доходов |рост доли ТЭК в |в пищевой и легкой |отраслях естественных |хозяйстве от |
|населения |промышленном |промышленности |монополий |климатических |
|- Спад |производстве |- Рост денежной массы |- Наличие предпосылок |колебаний, |
|производства в |- Рост числа |в реальном секторе |для формирования |ограничений и |
|реальном секторе |безработных |экономики |корпоративных |деградации кадрового |
|- Появление |- Невыплаты и задержки|- Снижение неплатежей,|структур, инноваций, |потенциала |
|безработных |зарплаты в |бартера |модернизации |- Необходимость |
|- Всеобщий |производственной и |- Реструктуризация |производств |проведения новой |
|дефицит |бюджетной сфере |долгов предприятий |- Рост потребности |жилищной политики, |
|потребительских |- Ужесточение |перед бюджетами |в консалтинговых |позволяющей |
|товаров |налогового |- Погашение |услугах, менеджерах |значительно снизить |
|- Начало |администрирования, |задолженности |высокого класса |эксплуатационные |
|экономической |уход бизнеса в |по пенсиям, в |- Завершение |затраты и повысить |
|реформы: |теневой сектор |бюджетной сфере, |строительства |качество |
|приватизация, |- Недоступность |начало роста |С Муйского тоннеля, |предоставляемых |
|либерализация цен |кредитов |реальных доходов |проблемы занятости и |коммунальных услуг |
|и внешнеэко- |- Расцвет и крах |населения и как |сокращение бюджетных |- Инфраструктурные и |
|эномической |финансовых пирамид |следствие, повышение |возможностей для |кадровые ограничения |
|деятельности | - Закрытие |потребительского |поддержания северных |для рационального |
|- Реорганизация |Гусиноозерской шахты, |спроса |территорий |размещения |
|совхозов и |Джидакомбината, |- Рост |- Закрытие |и развития |
|колхозов, передача|Хоронхойского рудника,|налогооблагаемой |Холбольджинского |производительных сил |
|земельных паев и |Ново-Кижингинского |базы и доходов |угольного разреза, |по территории |
|скот населению |рудника |бюджетов |разработка и |республики и |
|- Появление |- Резкое сокращение |- Введение механизмов |реализация программы |выравнивания |
|кооперативов, |поголовья скота |государственного |создания новых |экономического |
|малых предприятий |- Сужение налоговой |стимулирования |производств и рабочих |потенциала районов |
|- Трудность |базы бюджетов |экономического |мест в | |
|прогнозирования |республики |роста |Гусиноозерском | |
|ситуации даже на |- К концу периода | |промузле | |
|краткосрочный |стабилизация объемов | |- Обострение | |
|период |промышленного | |финансовых проблем | |
| |производства | |ЖКХ | |
| | | |- Создание | |
| | | |республиканской | |
| | | |угольной компании | |
| | | |"Бурятуголь" | |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 3. Цели, задачи, приоритеты в области: |
| 3.1. Государственного регулирования экономики |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|- Переходный этап |- Введение |- Введение системы |- Введение системы |- Достижение |
|от системы |государственных |взаимовыгодных |индикативного |сбалансированного и |
|директивных |годовых, |отношений между |управления |устойчивого |
|государственных |среднесрочных |Правительством и |- Установление |экономического и |
|планов к |прогнозов и |хозяйствующими |"правил игры" для |социального развития |
|регулированию |программ социально- |субъектами на основе |хозяйствующих |- Увеличение вклада |
|экономики на |экономического |Соглашений Преодоление|субъектов с |республики в |
|основе годовых |развития |последствий |определением |экономику России |
|прогнозов |- Разработка |финансового кризиса, |основных индикаторов |- Достижение |
|Мониторинг |концепций и целевых |стабилизация |социально- |сбалансированного |
|деятельности |программ |и переход к этапу |экономического |развития районов и |
|предприятий, |- Введение в |роста, |развития |городов республики |
|отраслей, районов |1996-1997 гг. |реструктуризация |- Снятие | |
|и городов с |особого режима |задолженности |административных | |
|принятием |управления |в бюджеты, бюджетных |барьеров для | |
|соответствующих |экономикой и |организаций |бизнеса | |
|решений |социальной сферой | |- Максимизация | |
|Правительства | | |экономического роста | |
| | | |- Повышение уровня | |
| | | |жизни населения | |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 3.2. Разграничения полномочий между уровнями власти |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|- Разделение |- Урегулирование |- Повышение |- Разграничение |- Урегулирование |
|полномочий |вопросов в сфере |самостоятельности |полномочий между |полномочий в сфере |
|- новые |совместного |в сфере налоговых и |органами |управления и |
|Конституции РФ, |ведения - |бюджетных отношений |исполнительской власти|пользования природными|
|РБ, Федеративный |подписание Договора |- Усиление вертикали |и местного |ресурсами |
|договор, законы |с РФ и отдельных |государственной |самоуправления в | |
|РФ и РБ о |соглашений с |власти |области учета и | |
|местном |органами |- Приведение |отчетности, | |
|самоуправлении |исполнительной |региональных |государственного и | |
| |власти РФ |законодательных |муниципального | |
| | |нормативных актов в |заказов, в | |
| | |соответствие с |части предоставления | |
| | |федеральными |социальных льгот, | |
| | |- Создание |выплат и др. | |
| | |федеральных округов |- Внесение дополнений | |
| | | |и изменений в закон | |
| | | |РБ "Об общих | |
| | | |принципах организации | |
| | | |местного | |
| | | |самоуправления в | |
| | | |Республике Бурятия" | |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 3.3. Управления собственностью |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|- Демонополизация |- Демонополизация и |- Финансовое |- Оптимизация |- Создание устойчивых |
|и приватизация |приватизации в |оздоровление |структуры |конкурентоспособных |
|в торговле и |промышленности, |предприятий и |госсобственности на |производств. |
|сфере услуг |транспорте, связи. |банкротство |основе формирования |Формирование |
|- Отказ от |Чековая приватизация |неэффективно |единого реестра |корпоративных структур|
|государственной | |работающих. Окончание | | |
|монополии на | |массовой приватизации.| | |
|производство | | | | |
|ликероводочной | | | | |
|продукции | | | | |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 3.4. Регулирования цен |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|- Либерализация |- Либерализация |- Регулирование цен |- Регулирование цен |- Тарифная политика |
|ценообразования, |ценообразования, |естественных |естественных |и тарифное |
|создание |госрегулирование |монополий, |монополий, |регулирование услуг |
|конкурентной |цен на |социальнозначимых |социальнозначимых |естественных |
|среды |социальнозначимые |услуг и товаров |услуг и товаров |монополий |
| |услуги и товары | | | |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 3.5. Налоговой и бюджетной политики |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|- Становление |- Повышение |- Стимулирование |- Снижение налоговой |- Переход к |
|налоговой и |собственных |инвестиций, сокращение|нагрузки на реальный |четырехуровневой |
|бюджетной |доходов бюджетов |госдолга, дефицита |сектор экономики |бюджетной системы |
|системы |республики |бюджетов, погашение |- Стимулирование |- Жесткое |
| |- Снижение размеров |задолженности по |экономического |распределение налогов |
| |дефицита бюджета |зарплате |роста, инноваций, |за уровнями бюджетов |
| |- Стимулирование |- Расширение |легализации доходов |- Превращение |
| |инвестиций через |налоговой базы |- Сокращение |бюджетной политики в |
| |предоставление |- Урегулирование |расходов на |инструмент повышения |
| |налоговых |бюджетной |обслуживание |государственного |
| |льгот |задолженности |госдолга |проса |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 3.6. Структурной политики |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|- Конверсия |- Поддержка |- Приоритетное |- Отход от отраслевых |- Расширение |
|оборонных |объектов |развитие |приоритетов |кооперированных и |
|предприятий |жизнеобеспечения |перерабатывающих |- Формирование |интеграционных связей,|
| - Создание |пассажирского |отраслей, в т.ч. |кластеров - |создание крупных |
|многосекторной |транспорта, |пищевой |межотраслевых |производственных |
|экономики |теплоснабжения, |промышленности. |корпоративных |комплексов |
| |коммунального |- Поддержка |структур в пищевой |- Развитие местной |
| |хозяйства (передача |экспортоори- |легкой, лесной |(районной) экономики |
| |соц. сферы) |ентированных |промышленности, |- Формирование |
| | |производств |строительном |сбалансированной |
| | | |комплексе, туризме и |структуры |
| | | |услугах, |республиканской |
| | | |нетрадиционной |экономики, |
| | | |медицине на базе |оптимизация темпов и |
| | | |инноваций |межотраслевых |
| | | |- Структурное |пропорций в экономике |
| | | |обновление | |
| | | |промышленности с | |
| | | |учетом региональных | |
| | | |преимуществ | |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 3.7. Инвестиционной деятельности |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|- Привлечение |- Формирование |- Господдержка |- Развитие системы |- Повышение имиджа |
|внешних |рынка |быстроокупаемых |страхования рисков |республики как |
|инвестиций, |инвестиционных |инвестиционных |- Внедрение системы |надежного партнера и |
|создание |проектов |проектов |венчурного |гаранта сохранности |
|совместных |- Привлечение |- Продвижение |финансирования |инвестиций |
|предприятий |инвестиций в |крупных проектов для |инновационных |- Повышение доверия |
| |золотодобычу, связь |финансирования под |проектов |инвесторов |
| | |гарантии |- Поддержка |- Стимулирование |
| | |Федерального бюджета |корпоративных |инвестиций на |
| | |- Становление |структур, в т.ч. с |модернизацию |
| | |лизинга в сельском |участием государства |действующих |
| | |хозяйстве |- Формирование рынка |и организацию новых |
| | |- Становление |инвестиционных |производств |
| | |ипотеки |ресурсов |- Трансформация |
| | |- Привлечение |- Активизация |сбережений в |
| | |инвестиций |банковского капитала |инвестиционный ресурс |
| | |в макаронное |в модернизацию |через легализацию |
| | |производство, |экономики |капитала |
| | |целлюлозно-бумажную | | |
| | |промышленность | | |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 3.8. Социальной политики |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|- Социальная |- Переход к адресной |- Адресная поддержка |- Переход к 100% |- Развитие системы |
|защита населения |поддержке наименее |населения |оплате услуг ЖКХ с |страхования в медицине|
|в период |обеспеченного |- Господдержка |выплатой субсидий |- Создание стимулов к |
|обесценивания |населения |депрессивных |малообеспеченным |производительной |
|денег и дефицита |- Индексация |территорий |гражданам |работе с внедрением |
|продуктов и |зарплаты в бюджетной |- Повышение оплаты |- Значительное |персонифицированного |
|предметов первой |сфере, пенсий, |труда пенсий, |повышение зарплаты |учета для расчета |
|необходимости |стипендий |пособий |в социальной сфере |пенсий |
| | |- Переход к |- Повышение |- Реформирование |
| | |финансированию на |финансовой |образования |
| | |основе финансовых |самостоятельности | |
| | |социальных |объектов образования, | |
| | |нормативов |культуры, | |
| | |- Ликвидация |здравоохранения - | |
| | |задолженностей по |Реформирование | |
| | |социальным выплатам |пенсионной системы | |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 4. Результаты (последствия переходного периода) и целевые установки |
| о 2010 года |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|- Адаптация |- Падение |- Адаптация к |- Оживление экономики,|- Модернизация |
|экономики к |эффективности, |структурным |стабилизация темпов |экономики на принципах|
|условиям рыночной |обострение |диспропорциям, |роста ВРП и ВДС |устойчивого развития, |
|либерализации. |структурных |восполнение недостатка|- Укрепление системы |повышение |
|Восстановление |диспропорций: |ресурсов за счет |государственной |эффективности и |
|текущего |между |"проедания" основного |власти; создание |конкурентоспособности |
|равновесия |производством и |капитала, |институциональных |- Поддержание роста в |
|происходило за |потреблением; |привлечения внешних |предпосылок |условиях ужесточения |
|счет спада |производственным |заимствований. |экономического роста; |ресурсных и |
|производства и |потенциалом и |Увеличение |формирование |экологических |
|изменения ценовых |выпуском; налоговой |возможностей |финансовой базы |ограничений. |
|соотношений. |базой и финансовыми |импортозамещения и |расширенного | |
| |обязательствами |экспорта в результате |воспроизводства; | |
| |государства и др. |девальвации рубля. |повышение | |
| | | |сбалансированности | |
| | | |бюджетов. | |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 4.1. Экономика в целом (ВРП) |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|Падение ВРП за |Падение ВРП за |Рост ВРП за четыре |Рост ВРП за три |Рост ВРП за шесть |
|четыре года: - на |четыре года: - 21,5% |года: - 7,7% |года: 22-26% |лет: 70% |
|31,5% В среднем |В среднем за |(оценка 2001 - 5,5%) |В среднем за год |В среднем за год |
|за год падение: |год падение: - 5,4% |Падение ВРП в 1998: - |рост ВРП: 7-8% |рост ВРП: - 10% |
|- 7,9% | |5,9% | | |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 4.2. Промышленность |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|Падение за |Падение за |Рост за |Рост за три |Ежегодные темпы |
|четыре |четыре |четыре года: 22,6% |года: 30% В среднем за|роста: 8 - 10% |
|года: - 25% |года: - 5,9% |В среднем за год: |год: 8 - 10% | |
|В среднем |В среднем за: - 1,5% |- 5,7% | | |
|за год: - 6,3% | | | | |
| | | | | |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 4.3. Сельское хозяйство |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|Падение за четыре |Падение за четыре |Стабилизация |Рост за три |Ежегодные темпы роста:|
|года: - 29% |года: - 14% В |объемов. В последние |года: 8% В среднем за |3- |
|В среднем за |среднем за |два года - рост |год: 2-3% | |
|год: - 7,2% |год: - 3,5% |2,5% | | |
| | | | | |
| | | | | |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 4.4. Торговля |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| |Падение за четыре |Падение за четыре |Рост за три года: |Ежегодные темпы роста:|
| |года: - 14,6% |года: - 23,4% |16-18% В среднем за |8-10% |
| |В среднем за |В среднем за |год: 5-6% | |
| |год: - 3,7% |год: - 5,9% | | |
| | | | | |
| | | | | |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 4.5. Инвестиции |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|Падение за четыре |Рост за четыре |Падение за четыре |Без БАМа: |Ежегодные темпы роста:|
|года: в 6 раз |года: 48% В среднем |года: - 87% В среднем |За три года |10-12% |
| |за год: 12% |за год: - 22% |рост - 58% | |
| | | |В среднем за | |
| | | |год: 13-22% | |
| | | | | |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 4.6. Численность занятых в экономике |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|1990 год: 489 тыс.|1995 год - 420,4 |1998 год - 370 тыс. |2002 год - 410 тыс. |Полная занятость |
|чел. |тыс. чел |чел. |чел. | |
| |1997 год - |1999 год - 396 тыс. |2003 год - 420 тыс. | |
| |400,5 тыс. чел |чел. |чел. | |
| | |2001 год - 404,6 тыс. |2004 год - 429 тыс. | |
| | |чел |чел. | |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 4.7. Реальные доходы населения |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| |Падение за |Падение в |Рост в 2002 |Ежегодные |
| |1995 и 1996 |1998 году: |году - 4% |темпы |
| |годы: - 26% |- 30% |2003 году - |роста: |
| |Рост в 1997 |Рост в 2000 |5% |10 - 12% |
| |году: 30% |году - 2,3% |2004 году - 6% | |
| | |2001 году - 3,3% | | |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 4.8. Продолжительность жизни |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|1990 год - 67,6 |1995 год - 63,4 года |1998 год - 65,3 года |2004 год - 66 лет |2010 год - 68 лет |
|лет |1996 год - 65,9 лет |1999 год - 63,2 года | | |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Удалось (возможности для успеха) |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|- Избежать |- Сформировать |- Остановить спад |- Выявить потенциал |- Появилось |
|социального |нормативно-правовую |в экономике и войти |экономического роста |долгосрочное |
|взрыва |базу реформ |в режим роста |и приоритеты развития |видение и понимание |
|- |- Сохранить |- Постепенно |- Выстроить новую |необходимости |
|Обеспечить более |социальную |поднимать уровень |доктрину управления |выработки долгосрочной|
|низкие темпы |стабильность |жизни населения | |стратегии и |
|падения |в обществе |- Выстроить систему | |уверенность в |
| |- Не допустить |программно-целевых | |потенциальных |
| |массовой |методов управления | |возможностях |
| |безработицы и | | |республики и |
| |банкротств | | |населения |
| |предприятий и | | | |
| |организаций | | | |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Не удалось (угрозы невыполнения программных мер) |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|- Защитить |- Остановить |- Обеспечить |- Преодолеть |- обеспечить полную |
|местного |спад в экономике |ощутимый приток |отставание в |сбалансированность |
|производителя от |- Поддержать уровень |внешних инвестиций |проведении |экономических, |
|давления импортных|жизни |- Снизить размеры |институциональных |социальных, |
|товаров | |госдолга |реформ |экологических целей с |
|- Сохранить | |- Поддержать градо-, |и обеспечить кадровое |финансовым |
|межрегиональные | |поселкообразующие |сопровождение будущих |обеспечением |
|хозяйственные | |предприятия |реформ |и кадровым |
|связи | |- Развить фондовый |- Удовлетворить | |
| | |рынок |инвестиционный | |
| | | |спрос | |
| | | |- Достичь | |
| | | |среднероссийского | |
| | | |уровня | |
| | | |макроэкономических | |
| | | |показателей | |
\--------------------------------------------------------------------------------------------------------------/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.