Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 3. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий представляет совокупность институциональных и правовых преобразований, конкретных инвестиционных проектов и некоммерческих (социальных, экологических, других) мероприятий, выполнение которых обеспечивает осуществление Программы в целом.
В соответствии с целями и задачами Программы мероприятия сгруппированы в два блока:
1) социально-экономический;
2) нормативный правовой и организационный.
Первый блок включает мероприятия по развитию:
минерально-сырьевого комплекса;
промышленности;
транспорта, связи и информационных технологий;
агропромышленного комплекса;
строительства и жилищно-коммунального хозяйства;
туристско-рекреационного комплекса;
торговли и сферы услуг;
охраны окружающей среды;
социальной сферы.
Второй блок содержит мероприятия по:
созданию благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата;
развитию малого предпринимательства;
развитию внешнеэкономического и межрегионального сотрудничества;
совершенствованию нормативной правовой базы, обеспечивающей реализацию Программы.
3.1. Мероприятия социально-экономического характера
3.1.1. Минерально-сырьевой комплекс
Масштабное освоение значительной части минерально-сырьевой базы является приоритетной задачей Программы и создает предпосылки для эффективного функционирования экономики республики в долгосрочной перспективе.
Первоочередными задачами в добыче полиметаллов, кварца и уранового сырья являются:
поэтапное освоение Хиагдинского месторождения и доведение доли республики в общероссийском производстве металла до 25%;
освоение Озерного и Холодненского месторождений;
освоение Чулбонского месторождения гранулированного кварца.
Планируются завершение работ по технико-экономическому обоснованию строительства горнодобывающего предприятия на базе Хиагдинскотского уранового месторождения, выполнение технического проекта. К 2007 году предусматривается освоение мощностей по производству 110 тонн урана в год:
По Озерному и Холодненскому месторождениям ввод в эксплуатацию горнорудного предприятия планируется осуществить в течение 5 лет со дня регистрации лицензии недропользователя победителями аукционов.
В золотодобыче - внедрение новой технологии и оборудования по наиболее полному извлечению металла, а также совершенствование существующих технологий по переработке рудного золота, разработка и внедрение новых технологий по извлечению тонкого мелкого золота.
Реализация мероприятий позволит создать 463 рабочих места, увеличить налоговые поступления в республиканский и федеральный бюджеты на 45100,0 тыс. руб.
3.1.2. Развитие промышленности
Основными целями промышленной политики в Республике Бурятия являются: создание предпосылок для роста производства, повышения его производительности, конкурентоспособного на внутреннем и внешнем рынках.
Первоочередными задачами Программы станут: содействие техническому перевооружению, модернизации действующих производств, стимулирование новых видов продукции, увеличение доли продаж продукции местных товаропроизводителей на внутреннем рынке. Задачи направлены на рост промышленного производства ежегодно в среднем на 3-5%, создание дополнительных рабочих мест, повышение уровня средней заработной платы на 20%, обновление основных фондов в пределах 2-5%;
содействие развитию инфраструктуры для дальнейшего развития промышленного производства;
проведение активной государственной политики в топливно-энергетическом, минерально-сырьевом комплексах, а также в области энергосбережения. Необходимо добиться ежегодной экономии топливно-экономических ресурсов на 2-5%, увеличения разведанных запасов золота в объеме не менее погашенных, введения новых мощностей.
В рамках реализации Программы в энергетике будет проводится работа по следующим направлениям:
создание условий для формирования регионального оптового энергетического рынка;
оптимизация потребления энергоресурсов для бюджетных нужд;
содействие в привлечении инвестиций для осуществления капитального строительства и ввода нового оборудования;
развитие малой энергетики.
Предусматриваются реконструкция Улан-Удэнской ТЭЦ-1, сооружение второго энергоблока Улан-Удэнской ТЭЦ-2, строительство четырех малых ГЭС в районах республики, строительство электросетей по побережью озера Байкал, а также реализация ряда мероприятий, направленных на повышение энергоэффективности на промышленных предприятиях.
Главными задачами развития добывающих производств являются:
обеспечение потребителей республики топливом местного производства;
формирование конкурентной среды в угледобыче;
расширение ее экспортного потенциала.
Будут реализовываться мероприятия:
в угледобыче - увеличение проектной мощности разреза "Тугнуйский";
увеличение объемов производства и марочного состава углей ООО "Бурятуголь";
возобновление добычи угля на разрезе "Холбольджинский";
освоение новых месторождений угля.
На ООО "Бурятуголь" намечается увеличение добычи угля путем реконструкции действующих и строительства новых перспективных угольных разрезов. На первом этапе будет проведена реконструкция разреза "Пласт Верхний ИГ, реконструкция разреза "Окино-Ключи"; на втором этапе - реконструкция разреза "Дабан-Горхон", строительство разреза "Ахалинский", строительство разреза "Урсинский".
В области лесозаготовок основные мероприятия будут направлены на:
обеспечение рационального и экологически обоснованного пользования лесами;
ведение экологобезопасных лесозаготовительных работ ОАО "Байкальская лесная компания";
увеличение объемов переработки лесопродукции.
Основными задачами развития перерабатывающих производств в среднесрочной перспективе являются:
в машиностроении и металлообработке - модернизация и техническое перевооружение производств, сохранение и расширение предложения продукции машиностроения за счет повышения ее качества, надежности ценовых преимуществ, на авиационном рынке, рынке услуг по ремонту подвижного состава, рынке мостовых металлических конструкций;
увеличение доли конкурентоспособной продукции в общепромышленном выпуске за счет разработки новых видов продукции, технологий, материалов, использования имеющегося научно-технического задела и результатов прикладных исследований;
модернизация текстильного производства, оптимизация структуры управления.
Эти направления будут поддерживаться мерами, связанными с модернизацией производственных мощностей и внедрением новых технологий на ОАО "Улан-Удэстальмост", ОАО "Улан-Удэнский авиазавод", реконструкцией технологического оборудования сапоговаляльной фабрики ОАО "Наран".
Важным направлением повышения экономической эффективности отраслей экономики является активная энергосберегающая политика.
Для реализации потенциала энергосбережения предусматривается организация мониторинга энергопотребления (энергетические обследования, внедрение приборов учета), формирование энергосберегающего поведения населения на производстве и в быту, оптимизация систем тепло- и электроснабжения населенных пунктов, рациональное использование энергетических и водных ресурсов, внедрение энергоэффективного оборудования и технологий.
Реализация указанных мероприятий позволит:
повысить конкурентоспособность продукции за счет снижения к 2008 году удельного потребления энергии на единицу выпускаемой продукции на 7-10%;
снизить дотационные выплаты из бюджета за пользование тепло-энергоресурсами до 5%;
создать и внедрить в производство новые эффективные виды продукции;
повысить энергетический КПД действующих энергетических установок;
снизить потери энергоносителей в инженерных сетях на 10-12%;
повысить теплозащиту зданий, конструкций, сооружений и сетей;
повысить энергетическую безопасность Республики Бурятия, снизить зависимость от объемов, сроков и качества поступающих в регион энергетических ресурсов;
совершенствовать механизм эффективного использования энергоресурсов и преодоления их хищений.
Реализация Программ энергосбережения муниципальных образований республики сократит потребление тепловой энергии до 2008 года на 20-30%, потребление воды на 15-20%.
3.1.3. Развитие транспорта, связи и информационных технологий
Основными задачами развития транспортной инфраструктуры на среднесрочную перспективу являются:
создание условий для функционирования и развития местных и международных транспортных маршрутов;
совершенствование транспортной инфраструктуры;
оптимизация тарифов на грузовые и пассажирские перевозки всеми видами транспорта;
создание рациональной схемы дорожной сети республики, обеспечивающей оптимизацию грузопотоков в межрайонных и межрегиональных автотранспортных связях;
формирование благоприятных условий для эффективного развития добывающей и лесной отраслей северо-восточных территорий республики.
Будет осуществляться модернизация всего комплекса международного аэропорта г. Улан-Удэ для повышения его конкурентоспособности, создание на его базе грузового терминала на маршруте Азия - Европа (как альтернативный "Великий шелковый путь").
Основным объектом реконструкции является взлетно-посадочная полоса. Будут проводиться работы по обновлению парка воздушных судов, в том числе по их получению в лизинг.
На среднесрочный период предусмотрено произвести работы по реконструкции пограничной станции Наушки, по развитию сортировочной станции Тальцы, строительству нового вокзала на станции Заудинский, выделению из состава дирекции по пригородным перевозкам Восточно-Сибирская железная дорога - ОАО "Российские железные дороги" и созданию пригородной пассажирской компании в г. Улан-Удэ.
Будет осуществляться замена устаревшего парка автотранспортных средств с целью увеличения грузовых и пассажирских перевозок в республике.
Основной целью развития связи является удовлетворение потребности потребителей в услугах электрической и почтовой связи, а также телерадиовещания.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
перевод проводного радиовещания в сельских районах республики на беспроводное эфирное УКВ - ЧМ вещание;
реализация проекта развития региональной сети телерадиовещания и передачи данных с использованием спутниковых систем;
расширение и модернизация телекоммуникационных сетей в сельской местности.
В 2005 году будет осуществлен перевод проводного радиовещания в сельских районах республики на беспроводное эфирное УКВ - ЧМ вещание. В результате реализации данного мероприятия будет осуществляться 100% охват радиовещанием населения сельских районов.
Для развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры села в рамках реализации республиканской целевой программы "Социальное развитие села на 2003-2006 годы и до 2010 года" будет осуществляться реконструкция и модернизация телефонных сетей общего пользования на селе.
Основной целью развития телевидения является создание единой сети телерадиовещания.
Для реализации поставленной цели необходимо организовать альтернативный, канал подачи ТВ сигнала для трансляции регионального телевидения на территории республики при закрытии радиорелейных линий и в дальнейшем увеличить существующую зону охвата.
В 2005-2006 годах начнется реализация проекта создания единой сети телерадиовещания и передачи данных в рамках программы реконструкции и модернизации сети телерадиовещания Республики Бурятия для обеспечения населения республики программой регионального телевидения, двумя программами радиовещания и сетью передачи данных с возможностью доступа в Интернет, цифровыми каналами спутниковой телефонной связи. Планируется начать строительство новой радиотелевизионной передающей станции в г. Улан-Удэ.
В 2005-2007 годы предполагается сосредоточить имеющиеся ресурсы на решении следующих задач развития информационных технологий:
совершенствование нормативной правовой и методической базы, соответствующей современному уровню развития инфо-коммуникационных технологий;
развитие инфраструктуры доступа к компьютерным сетям для органов государственной власти, организаций и населения;
развитие инфраструктуры электронной торговли;
дальнейшее развитие и широкое использование информационных технологий в сфере образования;
активное внедрение сетевых телекоммуникационных технологий в здравоохранении и создании единого" медицинского информационного пространства Республики Бурятия.
Продолжится работа по выполнению программных мероприятий Федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)", проекта по внедрению единой системы электронного документооборота и делопроизводства в органах государственной власти.
3.1.4. Развитие агропромышленного комплекса
Основной целью развития АПК на 2005-2007 годы является увеличение объемов производства продукции сельского хозяйства для наиболее полного удовлетворения населения республики собственными продуктами питания и организаций пищевой и перерабатывающей промышленности сырьем, рост жизненного уровня сельского населения.
Планируется увеличить процент обеспеченности собственными продуктами питания в 2007 году к уровню 2004 года по продовольственному зерну - на 49,2%, овощам - на 3,6%, мясу - на 3,2%, молоку - на 4,9%. Уровень среднемесячной заработной платы работников сельского хозяйства возрастет в 1,3 раза, в пищевой и перерабатывающей промышленности - на 10%.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
финансовое оздоровление сельскохозяйственных организаций (снижение количества убыточных сельскохозяйственных организаций со 108 до 77 или на 28,7%, реструктуризация до 40% задолженности сельхозорганизаций);
сохранение плодородия земель сельскохозяйственного назначения (увеличение производства кормовых с 1 га пашни, на которой проведены мероприятия по окультуриванию земель с 7,5 ц.к.ед. в 2003 году до 8,9 ц.к.ед. в 2007 году);
техническое перевооружение сельскохозяйственных организаций и предприятий пищевой промышленности (ежегодное обновление не менее 5%, что позволит увеличить выручку от реализации продукции сельхозорганизаций к 2007 году на 10%, по пищевой и перерабатывающей отрасли - на 20%);
повышение эффективности государственной поддержки организаций агропромышленного комплекса (рост платежей в бюджет и внебюджетные фонды к 2007 году на 10% (2004 год - в расчете на 1 руб. государственной поддержки 2,25 руб.);
рост занятости и доходов сельского населения (реальные доходы сельского населения возрастут к 2007 году в 1,5 раза);
повышение уровня развития сельской социальной и инженерной инфраструктуры (ежегодный ввод жилья для более 100 семей и газификация 200 домов).
Приоритетным направлением в агропромышленном комплексе Республики Бурятия на долгосрочную перспективу останется животноводство с развитым зерно- и кормопроизводством.
В животноводстве особое внимание будет уделяться развитию племенного дела, искусственному осеменению животных, улучшению воспроизводства стада.
Реализация мероприятий, предусмотренных программой "Развитие животноводства Республики Бурятия до 2010 года" позволит в 2007 году увеличить объемы производства молока на 7,9-10,4%, мяса на 3,9-11,7%, шерсти - на 1,2%, яиц - на 2,7-4,2% к уровню 2004 года.
Производство растениеводческой продукции будет направлено главным образом, на обеспечение животноводства высококачественными и полнорационными кормами.
В производстве кормов будут увеличены площади однолетних культур, кормовых корнеплодов и посевов донника; посевные площади кормовых культур с применением новых технологий (сенаж в упаковке, силосные комбайны); объемы внесения органических удобрений возрастут почти вдвое к уровню 2004 года. Планируется внедрение малозатратных технологий с использованием лугопастбищных угодий.
В зернопроизводстве предусмотрено активное внедрение биологической системы земледелия с применением занятых и сидеральных донниковых паров, увеличение внесения минеральных и органических удобрений, качественная подготовка паров, строгое соблюдение технологической дисциплины при выращивании зерновых культур, оптимизация государственной поддержки.
В рамках развития пищевой и перерабатывающей промышленности Республики Бурятия до 2007 года планируется:
создать интегрированные структуры по производству и переработке мяса, молока и зерна в республике;
привлечь средства для реализации инвестиционных проектов для приобретения предприятиями пищевой и перерабатывающей отраслей нового оборудования с целью повышения качества и конкурентоспособности продукции на ОАО "Улан-Удэнская макаронная фабрика", ЗАО "Амта", ОАО "Бурятмясопром", ОАО "Молоко", ОАО "Заудинский мелькомбинат";
продолжить работы по расширению производства на ликероводочном предприятии ООО "Коммерсант", вводу в действие мощностей ООО "Байкал-Алко".
Будет продолжена работа по развитию малого предпринимательства на селе, предусматривающему развитие закупочно-сбытовой системы, несельскохозяйственных отраслей, обеспечение занятости в личных подсобных хозяйствах, развитие потребительской и кредитной кооперации.
Объем производства продукции сельского хозяйства, производимый малыми предприятиями, планируется увеличить к 2007 году на 11-17% к уровню 2004 года.
Будет продолжена работа по созданию условий для рационального функционирования земельного рынка, формирования полноценного рынка земли.
Задача повышения уровня доходов сельского населения будет решаться за счет увеличения производства сельскохозяйственной продукции, ее товарности на основе совместной деятельности сельскохозяйственных организаций и глав личных подсобных хозяйств на основе соглашений, а также реализации концепции реформирования системы заработной платы и доходов работников, занятых в сельскохозяйственном производстве, в результате чего будут созданы условия для повышения доли оплаты труда в структуре их доходов.
3.1.5 Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство
Приоритетными направлениями деятельности будут:
создание условий для развития производства конкурентоспособных строительных материалов;
внедрение современных строительных технологий;
создание кластера "Жилье",
Жилищные условия населения во многом определяют качество жизни и соответственно привлекательность региона как места проживания и работы. На начало 2004 года обеспеченность жильем в Республике Бурятия составляла 17,6 кв.м. общей площади на человека при общероссийском нормативе 18 кв. м, в очереди на улучшение жилищных условий состоит 24 501 семья.
Усилия органов власти и предпринимательских структур, направленные на удовлетворение существующих потребностей в жилье, должны послужить импульсом развития кластера "Жилье". В настоящее время в республике уже существует необходимая база формирования кластера "Жилье".
В строительном комплексе функционирует 431 строительная организация с общей стоимостью основных фондов в размере 2 200 000,0 тыс. руб., 44 проектные организации, предоставляющие полный перечень проектно-изыскательских услуг. Среди них можно выделить ОАО "Бурятгражданпроект", ОАО "Бурятпромстройпроект", ОАО "Бурятагропромпро-ект" и ООО "ПМ Улан-Удэархпроект".
Также имеется определенный потенциал у организаций, предоставляющих специализированные услуги транспорта и механизмов в строительстве. В течение 2003 года данными организациями было оказано услуг на общую сумму 90 млн. рублей.
Подготовку кадров для организаций строительного комплекса осуществляют ряд высших и средних учебных заведений республики (ежегодный выпуск специалистов порядка 100-150 человек).
Темпы инвестиций в основной капитал в строительстве формируют самый высокий коэффициент обновления основных фондов среди отраслей экономики порядка - 35% при относительно незначительной величине степени их износа около 35,9%.
В республике имеется необходимая сырьевая база для производства строительных материалов. Промышленность строительных материалов, также входящая в строительный комплекс, является основным поставщиком материальных ресурсов для капитального строительства и представлена широким спектром выпускаемой продукции: шифер цемент, сборные железобетонные конструкции, стеновые материалы, кирпич строительный и др. По многим позициям существует значительный резерв увеличения объемов выпуска.
В ближайшее время развитие кластера "Жилье" будет осуществляться с участием организаций, предоставляющих ипотечные займы. Для развития данного направления сформирован комплекс мероприятий, отраженных в республиканской целевой программе "Жилище". Программой предусматривается ежегодный ввод жилья в объеме 180-200 тыс. кв. м. жилья, что позволит повысить обеспеченность жильем до 18 кв. м. жилья на человека.
Будут реализованы мероприятия по созданию производства каркасного домостроения, производства блоков ячеистого бетона, светопрозрачных ограждающих конструкций, сухих строительных смесей, окрашенных асбестоцементных фасадных плиток. Строительство жилых домов, в том числе микрорайона "Экогород" в г. Улан-Удэ, с использованием экологосберегающих технологий и материалов.
В целях модернизации инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса республик сформированы соответствующие технические мероприятия, предусматривающие:
ремонт ветхих и аварийных тепловых сетей, реконструкцию и модернизацию внутренних систем теплоснабжения;
ремонт, реконструкцию существующих теплоисточников или при необходимости строительство новых котельных вместо котельных, полностью выработавших свой ресурс;
реконструкцию и модернизацию водоотведения;
ликвидацию потерь теплоносителя, оптимизацию и накладку режимов работы теплосети, сокращение потерь тепла при транспортировке, защиту тепловых сетей от коррозии, накладку и реконструкцию внутренних систем теплопотребления.
Внедрение различных средств технического обеспечения энергоресурсосбережения.
Развитие жилищно-коммунального комплекса напрямую зависит от результатов реализации республиканских целевых программ, действующих в отрасли: "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия", "Жилище Республики Бурятия".
3.1.6. Туристско-рекреационный комплекс
Основными задачами развития туризма в Республике Бурятия являются:
привлечение в Бурятию российских и иностранных туристов путем популяризации и продвижения туристского продукта республики на российском и международном рынках с увеличением туристического потока к 2007 году до 180 тыс. чел. Темп роста туристских прибытий составит в среднем 6,2% за год (за три года прирост составит 16-20%);
развитие инфраструктуры туризма на основе совершенствования материальной базы и упорядочения туристской деятельности. Выполнение мероприятий по развитию материальной базы туризма позволит обеспечить прирост объемов платных туристских услуг в среднем на 7,2% в год, или 16,5-23% за три года. Отчисления в бюджеты разных уровней в туристской сфере в 2003 году составили 50 000,0 тыс. руб. В перспективе на 2007 год налоговые отчисления возрастут в 2 раза;
Структура кластера "Жилье" в Республике Бурятия
"Структура кластера "Жилье" в Республике Бурятия"
повышение качества обслуживания в сфере туризма на основе создания современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. В результате данной работы планируется организовать подготовку и повышение квалификации 80 специалистов в сфере туризма.
В соответствии с Концепцией развития туризма в Республике Бурятия на период до 2010 года предусматривается:
участие в российских и зарубежных туристских ярмарках, выставках и биржах, проведение республиканской ярмарки туристских путевок, издание рекламно-информационной печатной продукции, поддержка официального туристского Интернет-сайта;
развитие экологического, культурно-познавательного, делового и лечебно-оздоровительного видов туризма;
предусматривается разработка программ развития конгрессного и событийного туризма. Включение в объекты туристского показа шоу-программ праздников "Сагаалган", Ледовой феерии на Байкале и других позволит расширить рамки сезонного характера туризма в Бурятии до мультисезонного и создать благоприятные условия для организации зимних туров;
продвижение международных и межрегиональных туристских маршрутов "Чайный путь", "Байкало-Монгольская Азия", "Байкал - Хубсугул" в рамках межрегиональных ассоциаций "Сибирское соглашение" и "Дальний Восток и Забайкалье", российско-монгольского и российско-китайского сотрудничества;
работа по экспертной оценке минеральных источников и лечебных грязей и их использованию в лечебно-оздоровительных местностях и курортах. Бурятии, а также ведению реестра санаторно-курортных организаций и лечебно-оздоровительных местностей республики;
оказание консультационно-методической помощи администрациям районов в создании визитно-информационных центров, разработке территориальных программ развития туризма;
формирование Генеральной схемы размещения объектов и инфраструктуры туризма с последующей разработкой Генерального плана развития туризма в Республике Бурятия, куда будут включены меры по обеспечению условий для реализации действующих и перспективных инвестиционных проектов и предложений по развитию туристской, производственной и транспортной инфраструктуры.
Строительство и благоустройство гостиничных предприятий является важной частью формирования условий для принятия платежеспособных туристов из Западной Европы и Юго-Восточной Азии.
С целью повышения качества обслуживания в сфере туризма планируется провести работу по организации бизнес-инкубатора и кадрового агентства, активизировать деятельность по разработке программ и планов обучения, организации курсов и учебных семинаров по подготовке и повышению квалификации кадров.
3.1.7. Развитие торговли и сферы услуг
Предусматривается реализация следующих основных задач:
развитие инфраструктуры торговли и общественного питания путем создания условий размещения
объектов на конкурсной основе в соответствии с градостроительными планами. Формирование и развитие системы товародвижения, направленной на сокращение звенности и создание современной инфраструктуры оптовой торговли. К 2007 году объем оптового оборота достигнет 28 000 000,0 - 30 000 000,0 тыс. руб. с ежегодным приростом на 5 - 8%;
доведение уровня обеспеченности торговыми площадями на 1000 жителей до 210 - 230 кв. м.;
развитие сетевых принципов организации торговли и логистики, повышение степени концентрации торговли на основе ускоренного развития розничных сетевых структур. Мероприятия позволят увеличить долю организованного рынка до 83 - 85 % к 2007 году;
создание условий для развития конкуренции в сфере организации школьного питания, обновление материально-технической базы, внедрение современных технологий приготовления пищи и форм обслуживания. Реализация мер позволит достичь к 2007 году увеличения числа учащихся школ, обеспеченных горячим питанием, до 75%;
повышение качества обслуживания населения в сфере торговли и общественного питания путем создания системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. В результате реализации мероприятий повысят квалификацию и пройдут переподготовку 1,6 - 2,0 тыс. чел., занятых в сфере торговли и общественного питания.
Оборот розничной торговли к 2007 году составит 42 000 000,0 - 45 000 000,0 тыс. руб. с ежегодным приростом физических объемов на 8 - 10%. Оборот общественного питания - на 1 600 000,0 - 1 700 000,0 тыс. руб. с ростом 5 - 6% в год.
3.1.8. Охрана окружающей среды и природопользование
Природоохранные мероприятия на среднесрочную перспективу будут сконцентрированы по следующим основным направлениям:
снижение негативного воздействия на окружающую природную среду;
ликвидация или перепрофилирование экологически опасных хозяйственных объектов;
предотвращение деградации биологического разнообразия.
Программой предлагается к рассмотрению перечень инвестиционных проектов и мероприятий по следующим направлениям:
1) инвестиционные проекты, направленные на реконструкцию и модернизацию действующих производств;
2) инвестиционные проекты, предполагающие использование передовых технологий, в частности предусматривается строительство золотоперерабатывающего комплекса, мусороперерабатывающего завода, полигона для захоронения токсичных промышленных отходов;
3) инвестиционные проекты, направленные на охрану и восстановление природных ресурсов, сохранение биологического разнообразия, которые включены в третью группу. Данные проекты направлены на развитие производств экологически чистой продукции, внедрению ресурсосберегающих технологий и развитию экологически безопасных производств.
3.1.9. Развитие социальной сферы
Формирование благоприятного социального климата для жизнедеятельности населения предполагает, прежде всего, реализацию принципов "равенства возможностей" и требует решения таких первоочередных задач как обеспечение доступности качественного образования и медицинских услуг.
Кроме того, должна быть повышена эффективность социальной помощи посредством определения групп наиболее социально уязвимых, малообеспеченных граждан и внедрения программ адресного содействия.
Основной целью развития здравоохранения является повышение доступности и качества медицинской помощи, направленной на сохранение и укрепление здоровья населения.
Улучшению здоровья населения будет способствовать реализация территориальной программы государственных гарантий и целевых программ "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера" (подпрограммы: "Сахарный диабет", "Профилактика и лечение артериальной гипертонии и ее последствий", "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Бурятии", "О мерах по предупреждению дальнейшего распространения заболеваний, передающихся половым путем", "О мерах по развитию онкологической помощи населению Республики Бурятия", "Неотложные меры по предупреждению распространения в Республике Бурятия заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (Анти ВИЧ/СПИД)", "Профилактика вирусных гепатитов", "Профилактика инфекций, передающихся клещами", "Профилактика йододефицитных состояний", "Комплексные меры по формированию здорового образа жизни"), "Семья и дети Республики Бурятия" (подпрограммы "Здоровый ребенок", "Дети-инвалиды"), целевой программы "Мать и дитя", софинансируемой из средств федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Программой предусматривается строительство детской многопрофильной больницы, акушерско-педиатрического корпуса Курумканской центральной районной больницы, хирургического корпуса Гусиноозерской центральной районной больницы, реконструкция республиканской клинической больницы им. Семашко, участковой больницы в с. Байкало-Кудара, приобретение медицинского оборудования и аппаратуры в учреждения здравоохранения, подготовка кадров и создание условий для закрепления их в сельской местности.
В системе образования определены приоритеты, которые должны обеспечить достижение трех главных целей - доступности образования, повышения качества и эффективности.
Основными задачами на среднесрочный период являются:
структурная перестройка системы образования, направленная на совершенствование содержания образования, включая начальное, среднее и высшее профессиональное, его организационных форм, методов, технологий;
обеспечение учреждений образования высококвалифицированными специалистами в соответствии с потребностью учреждений образования;
профессиональная подготовка и переподготовка;
развитие материально-технической базы образовательных учреждений.
Программой предусматривается продолжение строительства более 20 школ в городах и районах республики, специальное профессиональное техническое училище в г. Улан-Удэ, комплектование учреждений образования оборудованием и учебной мебелью.
Приоритетной целью развития культуры и искусства является сохранение и развитие культурного потенциала и наследия народов, проживающих на территории республики. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
модернизация материально-технической базы учреждений культуры, пополнение библиотечных и музейных фондов;
расширение практики государственного заказа через систему грантового и проектного финансирования социально значимых проектов культуры;
активное позиционирование профессионального искусства и народного творчества республики на межрегиональном и международном уровне;
создание условий для выявления и поддержки одаренных детей, включая материально-техническое, методическое, кадровое обеспечение.
Решение поставленных задач будет осуществляться в соответствии с Президентской программой "Сохранение и развитие культуры и искусства Республики Бурятия на 2004-2007 годы", предусматривающей реализацию мероприятий по пяти приоритетным направлениям, взаимосвязанным и скоординированным по времени, ресурсам и исполнителям.
Политика в области повышения доходов населения, проводимая на федеральном уровне, и реализация комплекса роста мероприятий по стимулированию роста заработной платы и доходов населения на основе системы социального партнерства будет способствовать повышению размера среднемесячной заработной платы в 1,6 раза к уровню 2004 года, росту реальных денежных доходов населения на 26-29% и снижению уровня бедности до 26-22%.
Реализация мероприятий по созданию и сохранению рабочих мест обеспечит снижение уровня общей безработицы до 8% против 15,2% в 2004 году.
В рамках реализации мероприятий по подготовке персонала на производстве предстоит восполнить дефицит в высококвалифицированных кадрах рабочих профессий с охватом 23,5 тысячи человек.
Для обеспечения адресной социальной поддержки населения будет внедрен механизм предоставления субсидий через персонифицированные социальные счета граждан на всей территории республики.
Создание единого республиканского информационного банка данных получателей социальных выплат и льгот позволит оптимизировать механизм реализации социальных гарантий.
Профилактика семейного неблагополучия, безнадзорности несовершеннолетних будет способствовать открытие четырех учреждений социального обслуживания с увеличением количества мест на 115.
Продолжение развития системы круглогодичного отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков позволит охватить мероприятия по круглогодичному оздоровлению не менее 80% детей в возрасте от 3 до 17 лет.
В стационарных учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов требуется создание более комфортных условий проживания, оказания качественной медико-социальной помощи и реабилитации.
При установленном на федеральном уровне нормативе 30 мест на 10 тысяч жителей данный показатель по республике возрастет с 19,3 до 22 при увеличении количества на 240 мест.
Основной целью в сфере содействия занятости населения является обеспечение защиты от безработицы и содействие в трудоустройстве.
Для достижения цели предусматривается решение следующих задач:
социальная поддержка безработных граждан через выплату пособий по безработице, выплату стипендий безработным гражданам, направленных службой занятости на переподготовку, оформление выхода на досрочные пенсии, материальную поддержку безработным на период профессионального обучения;
трудоустройство граждан, ищущих работу. Данная задача реализуется через информирование населения и работодателей о положении на рынке труда, профориентацию, психологическую поддержку и социальную адаптацию, профессиональное обучение безработных граждан, временное трудоустройство граждан, ищущих работу;
временное трудоустройство молодежи через организацию стажировок, безработных в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, и их социальную адаптацию на первом рабочем месте, обеспечение временной занятости подростков в возрасте от 14 до 18 лет;
трудоустройство граждан в сельской местности путем создания рабочих мест в сельской местности. Данная задача направлена на организацию переселения граждан и членов их семей в сельскую местность для работы на предприятиях и в организациях агропромышленного комплекса.
Основной целью реализации молодежной политики на 2005-2007 годы является создание условий для повышения уровня социальной активности молодежи.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
увеличение количества молодых специалистов, получивших безвозмездную государственную жилищную субсидию, до 170 к 2007 году;
увеличение количества молодых семей, получивших беспроцентный возвратный заем для приобретения жилья, до 75 к 2007 году;
совершенствование ипотечного кредитования для молодых семей.
Для приведения системы социальной защиты населения в соответствие с разграничением полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления принят Закон Республики Бурятия от 7 декабря 2004 года N 899-III "Об отдельных полномочиях органов государственной власти Республики Бурятия по реализации Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Проведена большая разъяснительная работа среди населения через средства массовой информации, на встречах руководителей республики, специалистов, организованы приемы граждан.
Совместно с Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Бурятия проведена работа по формированию федерального регистра лиц, имеющих право на льготы.
В Республике Бурятия численность населения составляет 974,3 тыс. человек, из них численность ветеранов труда, тружеников тыла, реабилитированных и приравненных к ним лиц - 149,5 тыс. человек и детей, имеющих право на получение пособий - 198,6 тыс. Вышеуказанным категориям лиц Законом Республики Бурятия "О республиканском бюджете на 2005 год" предусмотрены расходы на финансирование мер социальной поддержки на 2005 год в сумме 1 856 200,0 тыс. рублей, в том числе:
на социальную поддержку ветеранов труда в Республике Бурятия - 340 100,0 тыс. рублей;
на социальную поддержку тружеников тыла в Республике Бурятия - 232 300,0 тыс. рублей;
на социальную поддержку реабилитированных лиц и лиц, подвергшихся политическим репрессиям, - 50 000,0 тыс. рублей;
на выплату пособий гражданам, имеющим детей, - 356 300,0 тыс. рублей;
субсидии на предоставление гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг - 876 400,0 тыс. рублей;
на меры по реабилитации граждан, проживающих на территории Республики Бурятия и принимавших участие в вооруженных конфликтах, - 1 100,0 тыс. рублей.
Социальная помощь указанным категориям включает в себя ежемесячные денежные выплаты: ветеранам труда - 200 рублей, труженикам тыла - 300 рублей, реабилитированным лицам - 500 рублей, лицам, пострадавшим от политических репрессий, - 300 рублей, ежемесячные пособия на детей - 100 рублей с начислением районного коэффициента, одиноким матерям - 150 руб., пособие на третьего и последующего ребенка дополнительно - 30 рублей в месяц с начислением районного коэффициента.
Сохранены натуральные льготы по оплате жилья и коммунальных услуг ветеранам труда, реабилитированным лицам и лицам, подвергшимся политическим репрессиям, а также предусмотрены данные льготы труженикам тыла, не имеющим звание "Ветеран труда". Предусмотрены расходы на протезирование тружеников тыла (кроме зубопротезирования), на погребение реабилитированных лиц, на установку телефона реабилитированным лицам, на компенсацию расходов по обеспечению реабилитированных лиц из числа инвалидов транспортными средствами.
3.2. Мероприятия нормативного правового и организационного характера
3.2.1. Создание благоприятного инвестиционного и
предпринимательского климата
Главной целью инвестиционной политики является создание максимально благоприятных условий, способствующих активному притоку инвестиционных ресурсов в экономику республики.
Приоритетными направлениями деятельности Правительства Республики Бурятия в среднесрочной перспективе станут:
улучшение инвестиционного климата, предполагающее стабильность условий хозяйственной деятельности инвесторов, поддержку формирующихся межотраслевых кластеров и мотивацию к вложению капитала в регион;
создание среды для равной добросовестной конкуренции, способствующей эффективному размещению бюджетных ресурсов, обеспечение прозрачности и оперативности решений, принимаемых Правительством Республики Бурятия на инвестиционном и финансовом рынках;
создание условий для привлечения инвестиций в освоение крупных месторождений, развитие транспортной и инженерной инфраструктуры;
создание условий для привлечения и эффективного использования сбережений населения для реализации проектов реформирования ЖКХ, связанных с тепло- и энергосбережением, приобретение товаров длительного пользования местных товаропроизводителей;
концентрация государственных финансовых ресурсов на завершение вводных объектов социальной сферы.
Основные мероприятия Правительства Республики Бурятия по повышению инвестиционной привлекательности республики будут направлены на:
расширение форм государственной поддержки субъектов республиканского инвестиционного рынка (муниципальный заказ, выпуск государственных облигационных займов и гарантированных целевых займов, развитие финансового лизинга);
развитие республиканской инвестиционно-заемной системы, включающей в себя разработку эффективной политики заимствований под реализацию долгосрочных инвестиционных проектов, создание региональных систем гарантий и сотрудничества по обеспечению возвратности заемных средств, формирование системы страхования инвестиционных рисков и др.;
институциональное обеспечение процесса управления инвестиционной привлекательностью региона, создание и развитие новых организационных форм регулирования инвестиционного процесса;
повышение "прозрачности" деятельности субъектов регионального инвестиционного рынка путем организации банка кредитных историй предприятий республики.
3.2.2. Развитие малого предпринимательства
В области развития малого предпринимательства основной целью является создание условий для эффективного функционирования субъектов малого бизнеса.
В среднесрочной перспективе основными задачами станут:
разграничение полномочий и компетенции органов государственной власти и муниципального управления, ответственных за реализацию политики поддержки и содействия развитию малого предпринимательства;
создание благоприятных условий в сельской местности и снижение территориальной диспропорции для развития малого бизнеса;
упрощение доступа малых предприятий к инвестиционным ресурсам из различных источников, развитие системы микрофинансирования;
предоставление субъектам малого бизнеса комплекса услуг по всем аспектам ведения предпринимательской деятельности на основе дальнейшего развития инфраструктуры поддержки малого бизнеса;
создание условий для более активного развития малого предпринимательства в системе жилищно-коммунального хозяйства, бытовых услуг, ремесленничества, туризма, производственной и инновационной сферах с целью создания новых рабочих мест.
Мероприятия по реализации настоящей Программы будут осуществлены в следующих направлениях:
совершенствование финансово-кредитной и имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства;
развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства, в том числе информационной, в районах республики;
совершенствование нормативно-правовой базы в области малого предпринимательства;
смягчение административных барьеров, создание благоприятных условий для развития малого предпринимательства в производственной и инновационной сфере.
Реализация Программы поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Бурятия будет способствовать увеличению к 2007 году доли работающих в малом предпринимательстве до 28,4%, в том числе численности работающих на малых предприятиях до 7,1%, увеличению доли налоговых поступлений в консолидированный бюджет от субъектов малого предпринимательства, ежегодному на 40-50% приросту выпуска продукции, товаров и услуг субъектами малого бизнеса.
3.2.3. Развитие межрегиональных и внешнеэкономических связей
В области международного и межрегионального сотрудничества основной целью на 2005-2007 годы является поиск и привлечение в республику дополнительных финансовых средств, содействие в привлечении новых технологий, научных разработок, расширение рынков сбыта для продукции, производимой на территории республики, интенсификация межрегиональной кооперации. Внешнеторговый оборот Республики Бурятия к 2007 году достигнет уровня 390-400 млн долл. с ежегодным темпом роста 106-107%.
Для достижения названной цели необходима реализация следующих задач:
укрепление позиций республики в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Страны Азиатско-Тихоокеанского региона и Северо-Восточной Азии в силу геополитических и других причин является основным объектом международной региональной стратегии Бурятии. Участие республики в деятельности международных региональных организаций;
наряду с сотрудничеством в рамках международных региональных организаций важной формой укрепления позиций Бурятии является двустороннее сотрудничество со странами АТР, в том числе реализация Соглашения между Правительством Республики Бурятия и Правительством Автономного Района Внутренней Монголии Китайской Народной Республики о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве. В результате реализации которого, объем внешнеторгового оборота с КНР увеличится к 2007 году до 82-85 млн долл. с ростом на 28-32% к уровню 2003 года;
развитие приграничного сотрудничества Республики Бурятия с Монголией, которая является главным страновым приоритетом республики в международной деятельности. Выход на качественно более высокий уровень контактов с регионами - аймаками Монголии. Данное сотрудничество имеет развитую договорно-правовую базу межгосударственного и регионального уровня и относится к приоритетам, признанным на федеральном уровне;
реализация Программы сотрудничества с Монголией на 2004-2007 годы, результатом которой будет увеличение товарооборота с Монголией к 2007 году до 53-55 млн долл., т.е. на 18-22% к уровню 2003 года. Решение вопросов с Федеральным центром по ускорению строительства и обустройства пунктов пропуска на бурятском участке российско-монгольской границы;
создание, развитие, распространение и поддержание имиджа Республики Бурятия как региона благоприятного и способного к приему и размещению иностранных инвестиций, к ведению международной деятельности в сферах экологии и охраны окружающей среды, социальных сферах, в области науки и образования, туризма. Реализация мероприятий среднесрочной Концепции маркетинговой стратегии Республики Бурятия;
формирование благоприятных экономических, организационных, правовых и иных условий развития внешнеэкономической деятельности, в том числе предоставление государственной, информационно-консультационной, маркетинговой и других видов помощи участникам внешнеэкономической деятельности республики, оказание содействия экспортерам в освоении новых рынков сбыта продукции;
подготовка экономики республики к присоединению России ко Всемирной торговой организации.
3.2.4. Совершенствование нормативной правовой базы
Совершенствование нормативной правовой базы Республики Бурятия в среднесрочной перспективе будет направлено:
1) в сфере создания благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата на:
создание прозрачных и стабильных правил осуществления экономической деятельности, стимулирующих развитие предпринимательской инициативы;
упорядочение регулирующих, контрольно-ревизионных функций, сокращение административного вмешательства в предпринимательскую деятельность;
защиту прав кредиторов, собственности, в том числе интеллектуальной; развитие института банкротства;
выравнивание условий конкуренции;
повышение эффективности управления государственной собственностью, свободный оборот земли;
упрощение процедуры регистрации и лицензирования; создание благоприятных условий для развития малых и средних предприятий;
регулирование отношений, возникающих в процессе инновационной деятельности;
государственное регулирование цен и тарифов по регулируемому перечню продукции (товаров, услуг);
увязку ценовой и тарифной политики с бюджетным процессом через разработку тарифных планов на очередной финансовый год;
снижение кредитных рисков, сокращение высоких трансакционных издержек, повышение привлекательности ипотечного кредитования для кредитных организаций и формирование системы страхования в ипотечном жилищном кредитовании;
повышение реальных доходов сельского населения и среднемесячной заработной платы работников сельскохозяйственных организаций;
развитие инфраструктуры потребительского рынка в соответствии с градостроительной нормативной базой;
развитие инфраструктуры и объектов туризма;
2) в сфере формирования благоприятного социального климата и здорового образа жизни населения на:
создание и сохранение рабочих мест и снижение уровня бедности населения республики;
обеспечение доступности и качества медицинской помощи через реализацию программ государственных гарантий бесплатной медицинской помощи населению и повышения структурной эффективности системы здравоохранения, создание специализированных центров;
обеспечение доступности образования;
сохранение традиций и развитие культуры;
государственную поддержку молодежных и детских общественных объединений;
государственную поддержку молодых семей в жилищной сфере;
3) в сфере разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Республики Бурятия и органами местного самоуправления на:
обеспечение разделения предметов ведения и полномочий между органами исполнительной власти Республики Бурятия и органами местного самоуправления в Республике Бурятия, наделение органов местного самоуправления в Республике Бурятия отдельными государственными полномочиями;
обеспечение проведения административной реформы;
регулирование отношений, возникающих при совместном использовании объектов социальной сферы;
4) в сфере природопользования и охраны окружающей среды на:
определение права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых;
охрану, защиту и воспроизводство лесов, расположенных на землях городских поселений;
регулирование отношений в области охраны, воспроизводства и использования биоресурсов;
развитие системы государственных природных заказчиков и памятников природы регионального значения;
развитие малого предпринимательства в сфере рециклинга отходов;
обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды на территории Республики Бурятия;
участие в организации и проведении государственного мониторинга атмосферного воздуха, а также регулирования деятельности предприятий в период неблагоприятных метеорологических условий;
разработку межмуниципальных программ по охране окружающей среды и по защите населения при чрезвычайных ситуациях, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей в области обращения отходов и загрязнения атмосферного воздуха;
повышение ответственности в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.