Законом Республики Бурятия от 26 ноября 2002 г. N 141-III в настоящий Закон внесены изменения
Закон Республики Бурятия
от 27 ноября 1996 г. N 418-I
"О науке и научно-технической политике Республики Бурятия"
(с изменениями от 26 ноября 2002 г.)
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти и участниками научной и научно-технической деятельности; взаимоотношения участников научной и научно-технической деятельности между собой, с заказчиками и потребителями научной продукции, работ и услуг; формирование и реализацию республиканской научной и научно-технической политики.
Закон закрепляет правовые, экономические и социальные условия и гарантии, обеспечивающие эффективное функционирование науки, развитие фундаментальных и прикладных научных исследований, внедрение новых разработок в производство, защиту прав ученых, научных работников и научных учреждений.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
Основные понятия, используемые в настоящем Законе:
1. Наука - сфера интеллектуальной деятельности, содержанием которой является познание свойств и закономерностей развития природы, общества, человека. Наука включает в себя деятельность познающих субъектов, отношения, возникающие в процессе получения и использования научного знания, сами научные знания (научную информацию).
2. Республиканская научная и научно-техническая политика (региональная научная и научно-техническая политика Республики Бурятия) - деятельность органов государственной власти Республики Бурятия по созданию экономических, социальных, правовых и организационных условий для эффективного развития науки и научно-технического потенциала Республики Бурятия.
3. Научная деятельность - интеллектуальная, творческая деятельность, направленная на получение, применение и распространение новых знаний, включающая:
а) научно-исследовательскую деятельность, в том числе:
- фундаментальные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях природы, общества, человека;
- прикладные исследования, направленные преимущественно на применения новых задач для достижения пратических целей и решения конкретных задач;
б) информационно-аналитическую и прогнозную деятельность.
4. Научно-техническая деятельность - деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.
5. Экспериментальные разработки - деятельность, которая основана на знаниях, приобретенных в результате проведения научных исследований или на основе практического опыта, и направлена на сохранение жизни и здоровья человека, создание новых материалов, продуктов, процессов, устройств, услуг, систем или методов и их дальнейшее совершенствование.
6. Инновационная деятельность - практическое использование научных, научно-технических и технологических результатов во всех сферах человеческой деятельности.
7. Научный потенциал - накопленные научные знания (информация), научные кадры, опытно-экспериментальная база, материально-технические ресурсы науки и ее организационная структура.
8. Научный результат - результат научной деятельности, содержащий новое знание, зафиксированное на любом информационном носителе.
9. Научно-технический результат - результат проектно-конструкторской и технической деятельности, зафиксированной в патентах, проектно-технической документации, опытных образцах научно-технической продукции, пригодной для серийного производства и практического применения.
10. Гранты - денежные и иные средства, выделяемые безвозмездно и безвозвратно отечественными или зарубежными юридическими и (или) физическими лицами, а также международными организациями на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.
11. Исключен
См. текст пункта 11 статьи 1
12. Исключен
См. текст пункта 12 статьи 1
13. Исключен
См. текст пункта 13 статьи 1
Статья 2. Основные цели настоящего Закона
Основными целями настоящего Закона являются:
- закрепление существующих и создание дополнительных правовых норм, гарантий и стимулов осуществления научной и научно-технической деятельности и эффективного использования ее результатов в производственно-экономической, социальной и научной сферах жизни республики;
- определение основных и перспективных направлений развития науки, положений регионального научно-технического прогресса;
- создание организационных форм, механизмов управления и финансирования научной и научно-технической деятельности;
- определение прав, обязанностей и ответственности субъектов научно-технической политики, научной и научно-технической деятельности.
Статья 3. Законодательство Республики Бурятия о научной и научно-технической деятельности и государственной научно-технической политике
Законодательство о научной и научно-технической деятельности и государственной научно-технической политике основывается на Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Бурятия, законах Российской Федерации, Указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, настоящем Законе и других нормативных правовых актах, принимаемых в Республике Бурятия.
Статья 4. Принципы научной и научно-технической деятельности и региональной научно-технической политики
1. Научная и научно-техническая деятельность в Республике Бурятия основывается на принципах:
- творческой свободы научных и научно-технических работников и коллективов;
- свободы объединений и обмена информацией;
лике Бурятия основывается на принципах:
- творческой свободы научных и научно-технических работников и коллективов;
- свободы объединений и обмена информацией;
- отчетности, гласности и открытости о результатах научной и научно-технической деятельности, состязательности в получении результатов научной деятельности;
- интеграции научной и научно-технической деятельности и образования;
- непрерывности образования, подготовки и переподготовки научных кадров;
- независимой экспертизы проектов, заявок и результатов научной и научно-технической деятельности, программ;
- ответственности научных работников за результаты своей деятельности, за ее социальные и экологические последствия;
- содействия государственным органам управления в решении научных задач.
2. Региональная научная и научно-техническая политика в Республике Бурятия основывается на следующих принципах:
- определение приоритетов научной и научно-технической деятельности в Республике Бурятия;
- привлечение научной общественности к решению проблем управления научной и научно-технической деятельностью;
- бюджетное финансирование научной и научно-технической деятельности, направленной на удовлетворение экономических, экологических, социальных интересов Республики Бурятия;
- распределение средств республиканского бюджета, местных бюджетов, средств государственных фондов, выделяемых республике на целевые программы и проекты на основе открытых конкурсов;
- стимулирование научной и научно-технической деятельности через систему налоговых, кредитных, амортизационных и других экономических льгот;
- разделение функций по принятию решений, их исполнению, экспертизе и контролю за их выполнением.
- поддержка конкуренции и предпринимательской деятельности в области науки и техники;
- гласность и использование различных форм общественных обсуждений при выборе приоритетных направлений развития науки и техники.
Статья 7. Приоритетные направления научной и научно-технической деятельности
Приоритетные направления научной и научно-технической деятельности в Республике Бурятия определяются в соответствии с федеральными и региональными программами социально-экономического и научно-технического развития Республики Бурятия.
Глава II. Субъекты научной и (или) научно-технической деятельности в
Республике Бурятия
Статья 8. Общее положение о субъектах научной и (или) научно-технической деятельности в Республике Бурятия
Научная и научно-техническая деятельность в Республике Бурятия осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия физическими и юридическими лицами при условии, если научная и научно-техническая деятельность предусмотрена их учредительными документами.
Статья 10. Временные научные коллективы
1. Временным научным коллективом является группа научных работников и специалистов, объединившихся на основе заключения договора о совместной деятельности для получения научного результата на срок, необходимый для решения поставленной научной задачи.
2. Взаимоотношения участников временного научного коллектива с заказчиками и потребителями научной продукции регулируются договором в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.
3. Временные научные коллективы могут быть созданы в связи с получением грантов от российских и зарубежных физических и юридических лиц, а также международных организаций. Получатели гранта используют денежные и иные средства на условиях, предусмотренных грантодателем.
Статья 11. Научная организация
1. Научные организации, осуществляющие бесприбыльную научную деятельность, могут создаваться в форме некоммерческих научных организаций - научных учреждений, научно-исследовательских институтов, научных центров, лабораторий. Некоммерческие научные организации вправе осуществлять коммерческую деятельность, необходимую для достижения своих уставных целей.
Организации в области науки могут создаваться в форме хозяйственных обществ и товариществ, предприятий и производственных кооперативов, целью которых может являться научно-техническая, инновационная, информационная и иная деятельность в сфере науки, осуществляемая на коммерческой основе.
2. Государственные научные организации Республики Бурятия создаются (учреждаются), реорганизуются Правительством Республики Бурятия.
Аккредитация научных организаций производится в случаях, установленных федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия.
3. Исключен
См. текст пункта 3 статьи 11
4. Научные организации действуют на основании положений, уставов и (или) учредительных документов, утверждаемых учредителями.
5. Условия и порядок присвоения действующим научным организациям статуса "государственного научного центра", "академгородка", "технополиса", "технопарка" и других специализированных организаций определяются федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия. Сертификация и лицензирование научных организаций производится в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.
Статья 12. Научно-исследовательская деятельность в учреждениях профессионального образования
1. Наряду с основной деятельностью, связанной с учебным процессом, преподаватели и студенты учреждений профессионального образования могут участвовать в научно-исследовательской деятельности в различных формах. Научные работы выполняются:
- профессорско-педагогическим составом;
- научными, инженерно-техническими работниками, специалистами научных организаций системы профессионального образования;
- студентами в ходе выполнения курсовых, дипломных проектов, других исследовательских работ;
- докторами, аспирантами, стажерами-исследователями, преподавателями-стажерами.
2. Правовой статус научных работников, научных подразделений высших учебных заведений, научных организаций в системе высшего образования, порядок создания и осуществления научной деятельности определяются законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия, а также настоящим Законом.
Статья 13. Научно-исследовательская деятельность организаций производственной сферы
1. Научно-исследовательская, научно-техническая и инновационная деятельность осуществляется научными, научно-техническими, инновационными организациями, научно-исследовательскими подразделениями организаций, основанных на любой форме собственности.
2. Правовой статус указанных организаций и подразделений производственной сферы, а также система налоговых, кредитных, амортизационных, таможенных и других экономических льгот, предоставляемых государством, определяются законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия, а также настоящим Законом.
Статья 16. Интеграция научной и научно-технической деятельности и образования
1. Интеграция научной и научно-технической деятельности и образования осуществляется:
- путем поощрения различных форм участия преподавателей и студентов, учащейся молодежи в научной и научно-технической деятельности и привлечения высококвалифицированных научных работников к преподавательской деятельности, в том числе на контрактной основе;
- через систему организации учебного процесса, поиска, отбора и государственной поддержки молодежи и ее целенаправленной подготовки к научной деятельности;
- путем создания сети учебно-научных и учебно-производственных комплексов на базе вузов, научно-исследовательских институтов, предприятий, центров и учреждений дополнительного образования.
2. Приоритетной сферой применения научных результатов являются передача новых знаний молодежи путем использования их в преподавании; привлечение студентов, учащейся молодежи и молодых научных работников к участию в олимпиадах и конкурсах, выставках и конференциях, издание учебников на основе новых методик.
3. В республиканских научно-технических программах должно предусматриваться не менее 10 процентов выделяемых средств на финансирование работ, выполняемых студентами, аспирантами и молодыми научными работниками.
4. Правительство Республики Бурятия учреждает именные стипендии для студентов и аспирантов, имеющих успехи в учебе, в научных исследованиях и творческой деятельности, определяет порядок и условия их назначения.
5. Органы местного самоуправления Республики Бурятия вправе в пределах собственных бюджетов учреждать именные стипендии для поощрения студентов и аспирантов, работы которых имеют значение для социально-экономического развития соответствующих территорий.
Глава III. Права и обязанности субъектов научной и
научно-технической деятельности
См. текст Главы III
Глава IV. Управление в системе науки
Статья 20. Компетенция Народного Хурала Республики Бурятия
Народный Хурал Республики Бурятия:
- рассматривает и утверждает основные положения региональной научной и научно-технической политики и приоритетные направления научной деятельности в Республике Бурятия;
- совместно с Правительством Республики Бурятия осуществляет законодательное и правовое обеспечение региональной научной и научно-технической политики;
- утверждает республиканский бюджет в части средств, направляемых на реализацию научной и научно-технической политики Республики Бурятия;
- устанавливает налоговые и иные льготы субъектам научной, научно-технической и инновационной деятельности и порядок их предоставления;
Статья 21. Компетенция Правительства Республики Бурятия
Правительство Республики Бурятия:
- определяет орган исполнительной власти Республики Бурятия, ответственный за науку и научно-техническую политику;
- разрабатывает совместно с научной общественностью и представляет в Народный Хурал Республики Бурятия основные положения региональной научной и научно-технической политики и приоритетные направления научной деятельности в Республике Бурятия;
- обеспечивает эффективное использование и развитие научного и научно-технического потенциала республики;
- разрабатывает и реализует экономический механизм региональной научной и научно-технической политики;
- обеспечивает формирование, финансирование и экспертизу региональных научных и научно-технических программ, проектов;
- совместно с научной общественностью создает научно-технический совет;
- поддерживает информационную систему в сфере науки;
- разрабатывает предложения по установлению налоговых или иных льгот субъектам научной и научно-технической деятельности, порядок их предоставления и выходит с соответствующей законодательной инициативой в Народный Хурал Республики Бурятия;
Статья 22. Научно-технический совет
Научно-технический совет создается при Правительстве Республики Бурятия.
Положение о научно-техническом совете разрабатывается и утверждается Правительством Республики Бурятия.
Экспертиза, как главный инструмент координационной деятельности, осуществляется научно-техническим советом по заданию Правительства Республики Бурятия на всех этапах региональной научной и научно-технической политики республики.
Статья 23. Региональные научно-технические программы
Региональные научно-технические программы являются важнейшим средством реализации региональной научной и научно-технической политики. Они формируются в рамках приоритетных направлений науки и научно-технической политики с учетом задач социально-экономического, экологического и культурного развития республики.
Статья 24. Содействие фундаментальным исследованиям
Органы государственной власти и местного самоуправления республики содействуют развитию фундаментальных исследований основного источника новых знаний.
Статья 25. Информационное обеспечение
Правительство Республики Бурятия содействует созданию информационных систем обеспечения научной деятельности.
Ограничения на получение информации в научных целях и на ее свободный обмен устанавливаются законодательством Российской Федерации о государственной тайне или иной охраняемой законом тайне.
Глава V. Финансирование научной и научно-технической
деятельности
Статья 26. Организация финансирования научной и научно-технической деятельности
1. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации финансирование научной и научно-технической деятельности осуществляется совместно за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета и местных бюджетов, а также за счет внебюджетных источников (собственных средств организаций, банков и других хозяйствующих субъектов и их объединений, а также средств заказчиков работ).
Средства для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок выделяются из республиканского бюджета в размере не менее двух процентов от расходной части бюджета.
2. Инновационная деятельность может осуществляться через научно-инвестиционные фонды или научно-технический совет при Правительстве Республики Бурятия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия.
3. Финансирование региональных экологических, медицинских, социальных, культурных, профессионально-общеобразовательных (воспитательных) и научно-технических программ, касающихся социально-экономического развития Республики Бурятия, осуществляется преимущественно за счет средств республиканского бюджета отраслевыми министерствами и ведомствами Республики Бурятия при условии привлечения средств из федерального бюджета через целевые федеральные программы.
Статья 28. Фонды поддержки научной и научно-технической деятельности
1. Органами государственной власти Республики Бурятия, физическими и юридическими лицами в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия, могут быть созданы фонды поддержки научной и (или) научно-технической деятельности, функционирование которых финансируется за счет источников, не запрещенных федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия.
2. Средства фонда направляются на:
- финансирование фундаментальных, поисковых (рисковых) и прикладных научных исследований, координируемых научно-техническим советом и органом управления наукой Республики Бурятия;
- реализацию федеральных и республиканских целевых научно-технических программ и проектов;
- создание и освоение наукоемких, высокотехнологичных и экологически чистых производств;
- реализацию программ подготовки научных кадров по перспективным и новым направлениям науки и техники, включая подготовку и переподготовку за рубежом.
Глава VI. Международное научно-техническое сотрудничество
Статья 29. Научно-техническая кооперация
1. В целях укрепления и расширения сотрудничества в научной, научно-технической и инновационной деятельности Правительство Республики Бурятия оказывает финансовую поддержку в порядке и на условиях, определенных законом Республики Бурятия о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год:
- научным коллективам для участия в международных выставках, презентациях, конференциях, симпозиумах, ярмарках и других мероприятиях, рекламирующих имеющиеся в Республике Бурятия научные и научно-технические достижения;
- научным организациям в международной лицензионно-патентной деятельности, обеспечивающей закрепление прав их интеллектуальной собственности на международном уровне.
2. Ограничение форм и методов международного сотрудничества допускается только в порядке, предусмотренном федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия или международными договорами и соглашениями.
Глава VII. Вступление в силу настоящего
закона Республики Бурятия
Статья 30. Вступление в силу настоящего Закона Республики Бурятия
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Республики Бурятия |
Л.В. Потапов |
г. Улан-Удэ,
27 ноября 1996 г.
N 418-I
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Республики Бурятия от 27 ноября 1996 г. N 418-I "О науке и научно-технической деятельности в Республике Бурятия"
Настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования
Текст Закона опубликован в газете "Бурятия" от 18 декабря 1996 г. N 241
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Республики Бурятия от 6 марта 2023 г. N 2557-VI
Изменения вступают в силу с 7 марта 2023 г.
Закон Республики Бурятия от 30 апреля 2021 г. N 1512-VI
Изменения вступают в силу с 16 мая 2021 г.
Закон Республики Бурятия от 7 марта 2018 г. N 2866-V
Изменения вступают в силу с 18 марта 2018 г.
Закон Республики Бурятия от 2 октября 2015 г. N 1423-V
Изменения вступают в силу после дня официального опубликования названного Закона, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 января 2017 г.
Закон Республики Бурятия от 7 марта 2014 г. N 307-V
Изменения вступают в силу после дня официального опубликования названного Закона
Закон Республики Бурятия от 14 ноября 2013 г. N 171-V
Изменения вступают в силу через десять дней после дня официального опубликования названного Закона
Закон Республики Бурятия от 9 июля 2012 г. N 2786-IV
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Республики Бурятия от 10 ноября 2010 г. N 1749-IV
Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.
Закон Республики Бурятия от 14 марта 2008 г. N 146-IV
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Республики Бурятия от 14 мая 2007 г. N 2244-III
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Республики Бурятия от 6 мая 2006 г. N 1654-III
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Республики Бурятия от 6 марта 2006 г. N 1540-III
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Республики Бурятия от 30 декабря 2005 г. N 1492-III
Действие абзаца второго пункта 1 статьи 26 названного Закона было приостановлено на 2006 г.
Закон Республики Бурятия от 5 июля 2005 г. N 1236-III
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Республики Бурятия от 8 января 2004 г. N 592-III
Действие абзаца второго пункта 1 статьи 26 названного Закона было приостановлено на 2004 г.
Закон Республики Бурятия от 26 ноября 2002 г. N 141-III
Изменения вступают в силу с 1 января 2003 г.