Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Администрации г. Улан-Удэ от 2 апреля 2007 г. N 156 "Об утверждении Концепции развития потребительского рынка г. Улан-Удэ на 2007-2012 г.г."

2. Рассматривать Концепцию развития потребительского рынка города Улан-Удэ на 2007-2012 годы в качестве комплексной основы развития рынка товаров и услуг в системе стратегических направлений развития города.

3. Приступить к разработке муниципальных целевых программ, направленных на решение поставленных Концепцией задач в системе кластеров Стратегии развития г. Улан-Удэ.

4. Управлению по связям с общественностью и информационной политике (Интогарова С.В.) опубликовать Концепцию развития потребительского рынка г. Улан-Удэ на 2007 - 2012 г.г. в средствах массовой информации.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя мэра по промышленности и предпринимательству Козлова А.Н.

 

Мэр г. Улан-Удэ

Г.А. Айдаев

 

Комитет производственных технологий и предпринимательства
Управление потребительского рынка

 

Концепция
развития потребительского рынка
города Улан-Удэ на 2007 - 2012 годы

 

Введение

 

Настоящая Концепция развития потребительского рынка города Улан-Удэ на 2007 - 2012 годы (далее - Концепция) основана на результатах реализации основных направлений развития торговли, общественного питания и услуг в городе Улан-Удэ до 2007 года, отражает современное состояние сферы потребительского рынка, определяет стратегию его развития на период 2007 - 2012 годов.

Концепция разработана в рамках перспективы стратегического развития города Улан-Удэ, как города, благоприятного для развития бизнеса на основе корпоративно-демократических соглашений между различными субъектами, обеспечивающего качественную и комфортную среду проживания для горожан.

Главной задачей Концепции является определение целевого вектора развития потребительского рынка, создание условий для эффективного развития его инфраструктуры с целью наиболее полного удовлетворения спроса населения г. Улан-Удэ на товары и услуги в широком ассортименте по доступным ценам, при обеспечении гарантий качества и безопасности и в пределах территориальной доступности. Концепция ориентирована на изменение предпринимательской активности с товаропроводящих на услугопроизводящие виды деятельности.

Концепция учитывает перспективу создания в Республике Бурятия особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на основе федеральной целевой программы в рамках Стратегии развития региона, где город Улан-Удэ предполагается рассматривать как транспортно-логистический центр, объединяющий магистрали континентального значения, как центр "приема и переработки" туристского потока, ориентированного на Байкал, и, в конечном итоге, как "точку роста" для устойчивого развития республики.

Концепция определяет цели, задачи и приоритеты в области развития и совершенствования потребительского рынка на долгосрочный период.

Концепция включает мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности предпринимательства сферы потребительского рынка города, усиление его влияния в региональном и межрегиональном пространствах, формирование конструктивного механизма взаимодействия муниципальной власти, предпринимательских структур и потребителей, достижение прогнозных показателей социально-экономического развития г. Улан-Удэ в области потребительского рынка.

Концепция рассматривает сферы потребительского рынка: розничную и оптовую торговлю, общественное питание, бытовое обслуживание и производство потребительских товаров в контексте с условиями их продвижения на рынке.

В рамках стратегического планирования Концепция рассматривается как основа для перехода к этапам разработки муниципальных целевых программ.

 

1. Анализ состояния и проблемы потребительского
рынка г. Улан-Удэ

 

Состояние потребительского рынка является наиболее показательным фактором реального социально-экономического положения города. В настоящее время на долю потребительских расходов приходится около 86% денежных доходов населения, при этом 68% из них расходуется на покупку товаров.

Потребительский рынок г. Улан-Удэ характеризуется стабильностью, относительно высокой предпринимательской и инвестиционной активностью, положительной динамикой развития. К позитивным тенденциям относятся: строительство и ввод крупных предприятий нового формата с комплексом предлагаемых услуг, рост числа предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, интенсивный рост сетей, расширение ассортимента товаров и услуг.

Более 50% всех городских предприятий относятся к сфере потребительского рынка, что определяет его одним из главных источников занятости в городском хозяйстве, обеспечивающим рабочими местами более 40% трудовых ресурсов города. Общее количество предприятий сферы потребительского рынка по учтенным данным составляет 3058.

 

Табл. 1.

 

Предприятия Количество
Пищевые и перерабатывающие предприятия 106
Магазины, всего 1104
в том числе:  
продовольственные 487
Непродовольственные 579
смешанные 38
Торговые Центры, Торговые комплексы 21
Рынки 3
Торговые площадки 11
Павильоны 158
Киоски 386
Передвижные объекты быстрого питания 20
Предприятия общественного питания 615
в том числе общедоступная сеть 320
Предприятия бытового обслуживания 634
Итого: 3058

 

Соответственно, внимание к сфере потребительского рынка - это забота о наличии рабочих мест, об удовлетворении потребностей населения, а также о поступлении налоговых платежей.

По данным налоговой службы, за 2006 год от отрасли "Розничная торговля, общественное питание и бытовые услуги" в бюджет города поступило 340,9 млн.руб., что составляет 21% от общего поступления налогов в бюджет города (в 2005 г. доля составляла 20,5%).

В последние годы потребительский рынок оказывает определяющее влияние на поддержание общеэкономической динамики на высоком уровне.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия(далее - Бурятстат), за 2006 год оборот розничной торговли по сравнению с 2000 годом увеличился в 3,7 раза и составил 30,5 миллиардов рублей. Объем розничного оборота на душу населения составляет 81,0 тыс.руб. Доля оборота розничной торговли города составляет 72,9% в общем объеме продаж по Республики.

Оборот общественного питания по сравнению с 2000 годом увеличился в 5,9 раза и составил 1,3 миллиарда рублей. Оборот общественного питания на душу населения в Улан-Удэ составил 3,5 тысячи рублей в год.

 

Табл. 2.

 

Оборот розничной торговли и общественного питания за 2000-2006 годы

 

Год Оборот розничной торговли Доля рынков Общественное питание
всего, млн.
руб.
на душу
населения в
год (руб.)
в % к предыдущему
году в сопост. ценах
в обороте
розничной
торговли, %
всего,
млн. руб
на душу
населения в
год, (руб)
в % к предыдущему
году в сопост.
ценах
2000 8283 21745 105 43 221,1 560 116
2001 11206 28450 115 34 333,7 847 124
2002 13595 34654 122 28 477,2 1215 117
2003 16802,9 43452 112 24 585,2 1513 100,5
2004 20300,2 52851 108 21 727,1 1893 109
2005 26011,4 68289 114 17 955,2 2508 106
2006 30541,0 81011 109,3 18 1306,3 3465 121

 

В сфере производства потребительских товаров, в первую очередь продуктов питания, наблюдается спад: индекс физического объема производства в 2006 году в сравнении с 2001 годом по данным Улан-Удэстата составил 89%. Причиной этому стал целый ряд проблем производственной сферы, лежащих в одной плоскости с тенденциями развития потребительского рынка в целом.

 

1.1. Торговля

 

За период реализации Основных направлений развития торговли, общественного питания и услуг в городе Улан-Удэ до 2007 года торговая сеть увеличилась на 346 предприятий, прирост торговых площадей составил 79 тысяч кв. м. Обеспеченность населения торговыми площадями выросла на 92% и составила в среднем по городу 459,5 кв.м на 1000 жителей.

 

Табл. 3.

 

Обеспеченность торговыми площадями за период с 2000 по 2006 год

 


Годы
Вид
Количество
объектов
Темп
роста,
%
Торговая
площадь,
тыс. кв.м
Обеспеченность
на 1000 жителей
(кв.м.)
2000 год 1326 104,2 94527,6 239,5
продовольств. 978 107,1 50241,7 127,3
непродовольств. 282 103,0 33370,7 84,5
смешанные 66 102,3 10915,2 27,7
2001 год 1356 102,3 97112,0 246,4
продовольств. 985 100,7 50888,5 129,1
непродовольств. 304 107,8 35262,2 89,5
смешанные 67 101,5 10961,3 27,8
2002 год 1381 101,8 101314,1 258,0
продовольств. 953 97,0 46577,39 118,6
непродовольств. 366 121,1 42954,26 109,4
смешанные 62 93,0 11782,45 30,0
2003 год 1448 104,9 133779,65 346,0
продовольств. 955 100,2 47240,67 122,2
непродовольств. 442 120,8 56799,98 146,9
смешанные 51 82,3 29739,0 76,9
2004 год 1549 107,0 145335,84 378,4
продовольств. 990 104,2 49263,63 128,3
непродовольств. 509 115,2 74832,01 194,8
смешанные 50 98,0 21240,2 55,3
2005 год 1606 103,7 155827,41 409,1
продовольств. 992 100,2 42708,23 112,1
непродовольств. 568 115,6 72526,28 190,4
смешанные 46 92,0 40592,9 106,6
2006 год 1672 104,1 173219,81 459,5
продовольств. 1035 104,3 48281,3 128,1
непродовольств. 592 104,2 84464,41 224,0
смешанные 45 98 40474,1 107,4

 

Получили развитие современные предприятия крупноформатной торговли, площади которых позволяют наряду с торговлей широким ассортиментом товаров организовать собственное производство продуктов питания, современные технологии продаж, предоставление дополнительных услуг, в т.ч. бытового и развлекательного характера. Стабильное и определяющее дальнейшее развитие городской розничной торговли положение заняли торговые сети продовольственных компаний, обеспечивающие устойчивость цен на социально-значимые товары.

Вместе с тем типологическая структура розничной сети балансируется закрытием ранее действовавших объектов. Только за 2006 год прекратили деятельность 32 розничных предприятия, большая часть из которых расположена на окраинах и в спальных районах города. Дефицит объектов торговли в отдаленных микрорайонах города сохраняется, показатели обеспеченности характеризуются неравномерностью и колеблются от 105,7 до 4862,7 кв.м на 1000 жителей.

Проблемой остается торговля в не установленных для этого местах.

Развитие оптовой торговли обусловлено тем, что в городе Улан-Удэ складывается региональный центр оптовой торговли как источник бесперебойного снабжения потребительскими товарами районов республики.

Основная тенденция развития оптовой торговли состоит в ее укрупнении, трансформации и интеграции в сетевые розничные структуры.

В качестве проблемы в развитии оптовой торговли на сегодняшний день следует рассматривать низкий уровень логистики, а также большое число посредников, негативно влияющих на ценовую ситуацию, складывающуюся на потребительском рынке в целом.

 

1.2. Общественное питание

 

Наряду с розничной торговлей динамично развивается ресторанный бизнес. За пятилетний период сеть общедоступных предприятий общественного питания увеличилась на 105 объектов, в том числе за счет баров и кафе на 61. На сегодняшний день в городе насчитывается всего 615 предприятий общественного питания, из них 320 - общедоступного формата.

 

Табл. 4.

 

Наименование типа Количество
Рестораны 12
Кафе 113
Бары 51
Закусочные 126
Столовые 14
Прочие 4

 

Обеспеченность населения посадочными местами в предприятиях общественного питания общедоступной сети составляет 37,7 места на 1000 жителей при действующем в среднем по России индикаторе 40.

Развиваются новые форматы быстрого питания, представленные стационарными и передвижными объектами. За последнее время появились закусочные типа "чайная", обеспечивающие доступность цен для такой категории потребителей, как студенты, "кофейни", представляющие услугу потребления кофе культового характера, кафе и рестораны концептуального типа с "высокой" кухней.

Сохранилась тенденция развития предприятий общественного питания специализированной кухни, сегодня на территории города функционирует более 60 предприятий национальной кухни, среди которых лидирующее место занимает бурятская (около 30).

Наряду с позитивными факторами в отрасли остро стоят вопросы культуры обслуживания, формирования безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями, неэффективного с точки зрения рентабельности бизнеса и потребительских предпочтений размещения сети, развития сети социально-ориентированных предприятий общественного питания, в первую очередь по месту работы и учебы горожан.

 

1.3. Бытовое обслуживание

 

Динамика развития сферы бытовых услуг в городе носит объективно положительный характер. За период с 2002 года количество предприятий бытового обслуживания увеличилось на 74 объекта, и на сегодня их число составляет 634 объектов. Объем бытовых услуг населению возрос в 1,7 раза, и тенденция роста рынка услуг такова, что в ближайшей перспективе он еще увеличится в 1,5-2 раза. Лидирующее положение в общем количестве предприятий занимают парикмахерские: их в городе насчитывается уже более 180. В качестве положительного фактора развития отрасли выступает показатель развития высокотехнологичных производств, таких, как "еврохимчистки", увеличения числа приемных пунктов, которые начинают приобретать комплексный характер, организации пунктов оказания бытовых услуг в торговых центрах и комплексах.

 

Табл.5.

 

виды услуг Годы
2002 г 2003 г 2004 2005 г. 2006 г.
Кол-во Уд.
вес, %
Кол-во Уд.
вес, %
Кол-во Уд. вес,
%
Кол-во Уд. вес
,%
Кол-во Уд. вес,
%
Всего 560 100 584 100 611 100 622 100 634 100
услуги парикмахерских 131 23,3 150 25,6 165 27,0 172 27,6 180 28,3
ремонт и техобслуживание
автотранспорта
119 21,2 123 21,1 123 20,1 123 19,7 123 19,4
ремонт и пошив обуви 95 16,9 96 16,4 99 16,2 99 15,9 99 15,6
ремонт и пошив одежды 40 7,1 41 7,0 42 6,8 44 7,0 49 7,7
прочие бытовые услуги 175 31,2 174 2,9 180 29,4 183 29,4 183 28,8

 

Несмотря на позитивную динамику развития именно в сфере оказания бытовых услуг имеет место относительно низкий уровень качества и культуры обслуживания. Это вызвано, прежде всего, слабой материальной базой действующих предприятий, отсутствием у предпринимателей этой сферы деятельности собственных помещений, отсутствием необходимого уровня конкуренции, что вызвано довольно низким показателем предпринимательской активности в отрасли, прежде всего, из-за сложившегося стереотипа о непривлекательности инвестиционных проектов в данной сфере. Следствием вышесказанного является актуальность проблемы территориальной доступности для горожан предприятий бытового обслуживания социального характера (парикмахерские, мастерские мелкого срочного ремонта), в первую очередь, в отдаленных микрорайонах. Обеспеченность рабочими местами в предприятиях бытового обслуживания в среднем по городу составляет всего 4,3 рабочих места на 1000 жителей и характеризуется большим интервалом неравномерности как в территориальном, так и инфраструктурном разрезе, с нижней границей показателя, равной 0.

 

1.4. Производство потребительских товаров

 

На сегодняшний день производство потребительских товаров и, в первую очередь, продуктов питания, в г. Улан-Удэ необходимо рассматривать как составляющую сферы потребительского рынка. Это объясняется тем, что основным и, для большинства товаропроизводителей, единственным рынком сбыта произведенной продукции является местный рынок, который определяет ассортиментную и ценовую политику производства, являясь основным индикатором конкурентоспособности предприятий. Производство продуктов питания местными товаропроизводителями является основой продовольственной безопасности территории и важным социально-экономическим параметром ее устойчивого развития Производством продуктов питания занимается 106 предприятий, 8 из которых являются крупными бюджетообразующими, остальные 92% от общего числа это мелкие и средние производственные цеха.

Уровень самообеспеченности города собственным продовольствием составляет 43%, что дает основания полагать о наличии потенциала для развития производства, основанного на неудовлетворенном спросе, как для нужд собственного рынка так и в направлении межрегиональной интеграции.

 

Табл. 6.

 

Баланс производства и потребления
основных продовольственных товаров за 2006 г.

 

Наименование Потребность,
тонн/год
Производство в
г. Улан-Удэ,
тонн/год
Уровень
самообеспеченности, %
Мука * (потребительская
потребность)
6956,6

35360,0
45,6
Мука * (производственная
потребность)
70629,4
Хлеб* 51710,8 52656,0 101,8
Макаронные изделия * 2035,1 17945,0 881,8
Крупы 2210,9 31,0 1,4
Картофель 41184,2 9105,0 22,1
Овощи 35076,9 19706,0 56,2
Фрукты свежие 7916,5 0,0 0,0
Сахар 7554,8 0,0 0,0
Кондитерские изделия * 697,8 6378,0 914,0
Мясопродукты 11310,2 10275,8 90,9
Рыбопродукты 5002,7 645,0 12,9
Молоко и молокопродукты 78101,8 7575,0 9,7
Яйца, тыс. штук
(тонн)
59083,7
(2363,3)
36438,0
(1458)
61,7
Масло растительное, маргарин и
другие жиры
4780,8 0,0 0,0
Соль 1275,2 0,0 0,0
Чай 182,3 0,0 0,0
Специи
Итого (тонн)
280,4
25864
0,0
11096,1
0,0
42,6

 

* Итоговая сумма по столбцу "производство" рассчитана с учетом того, что по данным показателям объем производства превышает нормы потребления, т.е. показатели учтены по значению потребностей.

Индекс физического объема производства по данным Бурятстата в динамике с 2001 по 2006 годы свидетельствует о имеющей место тенденции к сокращению объемов производства пищевых продуктов крупными промышленными предприятиями.

 

Табл. 7.

 

  2001 2002 г в %
к 2001 г
2003 г в % к
2002 г
2004 г в % к
2003 г
2005 г. в % к
2004 г.
2006 г. в %
к 2005 г.
Индекс
физического
объема
производства
пищевых
продуктов,
включая
напитки
  126 97 92 90 88
2001 2002 г в %
к 2001 г
2003 г в %
к 2001 г
2004 г в % к
2001 г
2005 г. в % к
2001 г.
2006 г. в %
к 2001 г.
100 126 122,22 112,442 101,198 89,1

 

Основной проблемой местных товаропроизводителей является их относительно низкая конкурентоспособность, в основе которой лежат и производственные, и экономические, и климатические особенности, с вытекающими из этого потребностями в поддержке со стороны государственной и муниципальной власти.

Местное самоуправление несет практически полную ответственность за предоставление социальных услуг населению. В условиях насыщенного рынка основными факторами, лимитирующими уровень потребления населением продуктов питания и материальных благ, выступают платежеспособный спрос и ценовая доступность товаров и услуг. Одной их проблем, требующих решения в рассматриваемой перспективе, является обеспечение ценовой доступности товаров и услуг для всех социальных групп населения. Поскольку механизмы рыночного саморегулирования эффективны лишь для покрытия спроса и удовлетворения потребностей социальных групп населения с высоким и средним уровнем доходов, в отношении малообеспеченных категорий граждан должны быть реализованы меры по их поддержке, а также мероприятия по приоритетному развитию социально ориентированной сети торгового и бытового обслуживания.

Отсутствие инфраструктурных стандартов развития потребительского рынка диктует необходимость диагностики конкретной ситуации и поиск путей выравнивания существующих отклонений.

Целый ряд существующих на потребительском рынке проблем носит общий межотраслевой характер, это:

-сложная, с элементами дублирования система контроля качества и безопасности товаров и услуг, даже при росте ее активности не способствующая коренным изменениям в вопросах обеспечения их безопасности и качества;

-факты теневого оборота и, как следствие, теневой заработной платы;

-острая нехватка квалифицированных кадров, обусловленная демографической ситуацией и недиверсифицированностью рынка труда;

-высокая себестоимость товаров и услуг, обусловленная территориально-климатическими особенностями региона;

-недостаток информации, связанный с несовершенством форм статучета и рядом других причин;

-недостаток рынка недвижимости;

-относительно низкая платежеспособность населения и др.

Проведенное комплексное исследование внешних и внутренних факторов развития потребительского рынка на основе SWOT-анализа позволило выявить и оценить те из них, которые определяют конкурентные преимущества потребительского рынка города и способствуют его развитию и которые снижают его конкурентоспособность и препятствуют привлечению инвестиций, а также выяснить, что надо изменить, чтобы повысить его привлекательность для инвесторов и обеспечить конкурентоспособность как на внутреннем, региональном и межрегиональном уровне.

 

1.5. Анализ основных конкурентных возможностей
потребительского рынка г. Улан-Удэ.

 

Табл. 8.

 

Сильные стороны Слабые стороны Возможности Угрозы
I. В области инфраструктуры
- высокий уровень
обеспеченности
услугами торговли и
общественного питания
- фактор,
характеризующий
потребительский рынок
города как
региональный центр
оптовой торговли.
- прогрессивное
развитие
отдельных отраслей
пищевой
промышленности.
- низкий уровень
обеспеченности
бытовыми услугами, в
том числе с точки
зрения ассортимента
предлагаемых услуг.
- неразвитая
территориально-
социальная
инфраструктура и
неравномерность
обеспеченности
услугами.
- неразвитая
инфраструктура по
предоставлению услуг
досуга и
развлекательного
характера на базе
объектов
потребительского рынка.
- увеличение объемов
предоставляемых
услуг, рост
товарооборота.
- развитие
логистически-
распределительных
центров оптового
звена.
- развитие сферы
услуг
развлекательного и
досугового характера.
 
II. В области социальной сферы
-развитие
потребительского
кредитования
- развитая учебная
база ВУЗов, ССУЗов,
профессионального
образования по
специальностям сферы
потребительского
рынка.
- недостаточный
качественный уровень
культуры обслуживания в
сфере потребительского
рынка.
- низкий уровень
потребительских
притязаний.
-низкая
платежеспособность
населения.
- несоответствие
качества образования
реальным требованиям.
- непривлекательность
рынка труда из-за
низкой заработной
платы, теневого ее
характера.
- улучшение качества
образования по
профессиям сферы
потребительского
рынка.
- решение социальных
проблем
потребительского
рынка на основе
муниципально-
частного партнерства.
- создание
некоммерческих
организаций
(партнерств,
ассоциаций,
объединений и т. д.).
- повышение качества
предоставляемых
услуг.
- неуправляемость
процессами в сфере
развития
инфраструктуры
потребительского
рынка,
дестабилизация
ситуации.
- отсутствие
стимулов для
повышения качества
предоставляемых
услуг со стороны
предпринимателей.
III. В области нормативно-правового комплекса
  - отсутствие рычагов
государственного
регулирования.
  - прекращение
взаимодействия в
интересах жителей
города между ОМСУ и
предпринимательскими
структурами
IV. В области экономики
  - низкий уровень
рентабельности
отдельных отраслей
производства
потребительских товаров
из-за территориально-
климатических условий,
высокого уровня
энергозатрат, и, как
следствие, низкая
инвестиционная
привлекательность в
сфере производства.
- низкая
конкурентоспособность
отдельных отраслей
производства
потребительских товаров
из-за дисбаланса в
соотношении "цена-
качество".
- присутствие на
потребительском рынке
стихийной торговли.
- большое число
посредников в оптовом
звене.
- высокая степень
износа
производственного и
имущественного фонда.
- незаинтересованность
предпринимателей,
выступающих
арендаторами, во
вложении средств в
качественное содержание
арендованного
имущества (зданий,
помещений, земельных
участков), в том числе
муниципального.
- перспектива
инвестиционной
привлекательности в
рамках
стратегического
развития региона как
особой экономической
зоны туристско-
рекреационного типа.
- выход на
межрегиональные
рынки.
- создание реальных
стимулов для
инвесторов в сфере
потребительского
рынка.
- усиление
конкурентных
преимуществ у
ближайших городов-
реальных конкурентов
в макрорегиональном
пространстве.
- сокращение числа
трудоспособного
квалифицированного
персонала сферы
потребительского
рынка из-за оттока
молодых специалистов,
ухода на пенсию
квалифицированной
рабочей силы.
- сокращение объемов
производственной
деятельности.
- падение спроса на
продукцию местных
товаропроизводителей

 

Таким образом, очевидно, что в сфере потребительского рынка, обеспечивающего конечное потребление населением товаров и услуг, находят свое отражение социальные и экономические проблемы г. Улан-Удэ.

 

2. Задачи и приоритеты развития потребительского
рынка г. Улан-Удэ

 

Период 2007 - 2012 годов следует рассматривать как этап качественных и структурных преобразований на потребительском рынке г. Улан-Удэ.

Для достижения основной цели Концепции необходимо рассматривать ее как комплекс взаимосвязанных социально-экономических и организационных проектов и программ в разбивке по срокам и сферам реализации, направленный на решение следующих задач:

- создание системы мониторинга потребительского рынка г. Улан-Удэ и механизмов его реализации;

-формирование механизмов, стимулирующих оптимизацию структуры потребительского рынка;

-обеспечение прогрессивных структурных сдвигов в инфраструктуре потребительского рынка города (развитие сетевых структур, прямых каналов сбыта товаров, крупных объектов торгового предпринимательства, производства потребительских товаров, индустрии сервиса и т.д.);

-формирование социально ориентированной системы обслуживания, обеспечивающей ценовую доступность товаров и услуг для всех социальных групп населения;

-совершенствование системы товародвижения, создающей благоприятные условия для повышения эффективности функционирования потребительского рынка города;

-организация обслуживания населения города на основе инфраструктурного стандарта с учетом обеспечения пешеходной доступности потребительских товаров и услуг;

-создание условий для нового строительства, реконструкции, модернизации, повышение технического уровня предприятий потребительского рынка в соответствии с градостроительными планами и инфраструктурными стандартами;

-совершенствование архитектурно-художественного оформления благоустройства и освещения объектов инфраструктуры потребительского рынка, направленное на создание единого архитектурного ансамбля (стиля) и световой среды города;

-обеспечение в сфере потребительского рынка баланса интересов потребителей, предпринимателей, муниципальной власти на основе совершенствования правового регулирования, форм координации и контроля, методов управления;

-создание благоприятных условий для развития малого предпринимательства в сфере потребительского рынка, в том числе на основе муниципального частного - партнерства;

-повышение качества предоставляемых населению и гостям города услуг и ведения предпринимательской деятельности;

-планирование развития потребительского рынка с учетом взаимосвязей между отдельными его сегментами и другими отраслями городского хозяйства;

-установление прозрачности финансовых потоков в сфере потребительского рынка на основе ограничения возможностей для теневого оборота;

-развитие региональных, межрегиональных и интеграционных связей организаций оптовой, розничной торговли, производственного комплекса и финансовой сферы, направленных на реализацию совместных проектов, способствующих развитию потребительского рынка города;

-создание условий для насыщения потребительского рынка качественными товарами посредством укрепления прямых связей с товаропроизводителями республики, совершенствования механизма пресечения поступления на рынок некачественной, контрафактной и фальсифицированной продукции;

-развитие системы подготовки и переподготовки кадров, активизация проведения научных исследований в сфере потребительского рынка.

Для реализации указанных задач, создания системы мероприятий и повышения эффективности решения проблем развития потребительского рынка Концепция определяет основные приоритеты на 2007 - 2012 годы.

В области развития инфраструктуры потребительского рынка:

-разработка инфраструктурного стандарта в сфере потребительского рынка, включающего в себя оптимизацию размещения сети, основанную на городской социальной и градостроительной политике, с учетом территориальную доступности товаров и услуг во всех районах г. Улан-Удэ;

-поддержка местного производства как гаранта экономической и социальной устойчивости территории, увеличение в структуре предложения продовольственного рынка, в т.ч. сельскохозяйственного, доли продукции местного производства и переработки, развитие прямых каналов распределения потребительских товаров;

В области усиления социальной политики на потребительском рынке города:

-развитие сети предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, ориентированных на реализацию товаров и предоставление услуг для различных социальных групп населения с учетом его национального состава, в т.ч. для малообеспеченных категорий граждан и людей с ограниченными физическими возможностями;

-создание условий для реализации населением города излишков сельскохозяйственной продукции, выращенной на приусадебных и садово-огородных участках;

-наполнение рынка высококачественными потребительскими товарами и услугами широкого ассортимента в условиях совершенствования системы защиты прав потребителей;

В области управления и регулирования потребительского рынка:

- развитие нормативно-правового регулирования потребительского рынка на основе системы мониторинга, при обеспечении гарантий защиты прав и поддержки предпринимательства в условиях повышения эффективности муниципально-частных партнерских взаимоотношений;

- обеспечение развития современного информационно-коммуникационного комплекса потребительского рынка города;

- повышение квалификации и подготовки кадров для сферы потребительского рынка.

 

3. Концептуальные основы развития
потребительского рынка г. Улан-Удэ

 

Концептуальные основы развития потребительского рынка в рамках стратегического планирования следует рассматривать как ряд целевых установок в системе стратегических направлений развития города, который, в свою очередь, предполагает разработку и реализацию комплексных стратегических муниципальных целевых программ, определяющих пошаговую последовательность действий, направленную на достижение поставленных целей и задач и охватывающую решение основных проблем в сфере потребительского рынка.

В основу Концепции развития потребительского рынка положен постулат развития инфраструктуры потребительского рынка на основе городской социально-экономической политики

В качестве концептуальных основ развития потребительского рынка на основе городской социально-экономической политики предлагается принять три направления:

1. Высокое качество торгового обслуживания, доступное для горожан и гостей города.

2. Обеспечение продовольственной безопасности города.

2.1. Производство потребительских товаров и оптовая торговля.

2.2. Поддержка садоводческого комплекса города.

З. Высокое качество услуг - новый уровень обслуживания.

3.1. Новое качество бытовых услуг.

3.2. Кухня - на любой вкус.

 

                          /------------------\
                          | Концептуальные   |
                          | основы развития  |
                          | потребительского |
                          | рынка на основе  |
                          |    городской     |
                          |    социально-    |
        /-----------------|  экономической   |-------------------\
        |               /-|     политике     |                   |
        |               | \------------------/                   |
        |               |                                        |
        |               |                                        |
        |               |                                        |
/----------------\    /-------------------\             /-------------------\
|   Высокое      |    | Обеспечение       |             |      Высокое      |
|   качество     |    | продовольственной |             | качество услуг -  |
|  торгового     |    |  безопасности     |             |  новый уровень    |
| обслуживания,  |    |  г. Улан-Удэ      |             |   обслуживания    |
| доступное для  |    \-------------------/             \-------------------/
|   горожан и    |             |                                        |
| гостей города  |             |                                        |
\----------------/ /-----------------------\                  /-------------------\
                   |                       |                  |                   |
       /-------------------\       /----------------\  /------------\       /----------------\
       |    Производство   |       |   Поддержка    |  |  Кухня на  |       | Новое качество |
       |  потребительских  |       | садоводческого |  | любой вкус |       | бытовых услуг  |
       |     товаров и     |       |   комплекса    |  \------------/       \----------------/
       | оптовая торговля  |       \----------------/
       \-------------------/

 

Концептуальный подход заключается в том, что ни одно и направлений развития потребительского рынка нельзя рассматривать в отрыве друг от друга, и только системный подход к решению поставленных задач позволит достичь ожидаемого эффекта.

Инфраструктура, в целом, представляет собой комплекс вспомогательных отраслей, обслуживающих и обеспечивающих нормальную деятельность социально-экономической системы города. Инфраструктурная обустроенность территории, организация обслуживания непосредственно воздействуют на рынок размещения производительных сил, расселение, миграцию населения, структуру использования ресурсов территории, на состояние и развитие потребительского рынка.

Инфраструктура потребительского рынка подразделяется на 3 основных комплекса, (схема)

 

/------------------\
|  Инфраструктура  |
| потребительского |------\
|      рынка       |      |
\------------------/      |
   |                      |      /------------------\
   |                      |      | 1. Информационно |
   |                      |------| коммуникабельный |
   |                      |      |     комплекс     |
   |                      |      \------------------/
   |                      |
   |                      |      /--------------------\
   |                      |      | 2. Организационный |
   |                      \------|     комплекс       |
   |                 /-----------------------------------------------------\
   |                 |                          |                          |
   |                 |                          |                          |
   |    /-------------------------\  /-----------------------\  /-----------------------\
   |    |     Предприятия -       |  |     Предприятия       |  | Предприятия бытового  |
   |    |     производители       |  | общественного питания |  |    обслуживания       |
   |    | потребительских товаров |  \-----------------------/  \-----------------------/
   |    \-------------------------/
   |             |
   |       /-----------\
   |       | Торговля  |
   |       \-----------/
   |          |    |        /-----------\
   |          |    |        | Розничная |
   \----------+----+--------| торговля  |
              |    |        \-----------/
              |    \---------------|
              |                    |    /--------------\
              |                    |----| Стационарная |
              |                    |    \--------------/
              |                    |
              |                    |    /----------------\
              |                    |----| Мелкорозничная |
              |                    |    \----------------/
              |                    |
              |                    |    /------------\
              |                    |----|  Рыночная  |
              |                    |    \------------/
              |                    |
              |                    |    /-----------------\
        /------------\             |    | Внемагазинная - |
        |  Оптовая   |             |----| нетрадиционная  |
        |  торговля  |             |    \-----------------/
        \------------/             |
                                   |    /-------------------\
                                   |    |   Нормативно -    |
                                   \----| правовой комплекс |
                                        \-------------------/

 

Для развития информационно-коммуникационного комплекса Концепция исходит из того, что формирование системы информационного обеспечения потребительского рынка должно опираться как на государственную статистику, так и на существующие локальные системы и базы данных, и предполагает решение следующих задач:

- совершенствование системы государственного статистического учета для полной и доступной характеристики состояния товарных рынков и инфраструктуры потребительского рынка;

- развитие информационного обеспечения на основе единого информационного пространства и создание общедоступной системы обеспечения товаропроизводителей и торговых посредников оперативной информацией о состоянии товарных рынков, включающей следующие элементы:

1. определение емкости рынка;

2. характеристику рыночной ситуации;

3. изучение возможности выхода на межрегиональный рынок;

4. определение текущих и перспективных потребностей;

5. определение потребительских характеристик, конкурентоспособности товаров разных производителей;

6. изучение мотивации покупок и закономерностей поведения покупателей на рынке;

7. изучение рынка товаров и возможностей его реализации;

8. разработку предложений по обновлению и усовершенствованию выпускаемой продукции с учетом требований покупателей;

-создание условий для качественного и эффективного удовлетворения информационных потребностей органов государственной власти, местного самоуправления, хозяйствующих субъектов;

-оснащение торгово-посреднических предприятий и организаций современными средствами передачи и обработки коммерческой информации.

2. Организационный комплекс является материальной основой формирования инфраструктуры потребительского рынка.

Розничная торговля замыкает деятельность производящих отраслей экономики и, являясь ведущим звеном системы торгового обслуживания, непосредственно затрагивает интересы населения. Организационно розничную торговлю можно подразделить на 4 формы:

     1. стационарная розничная торговля;
     2. мелкорозничная торговля;
     3. рыночная торговля;
     4. внемагазинная нетрадиционная торговля.

Для развития стационарной розничной торговой сети на основе городской социально-экономической политики Концепция предусматривает решение следующих задач:

- социальная ориентация объектов торговли, активизация их участия в реализации социальной политики г. Улан-Удэ;

- оптимизация сети и качественное улучшение ее типологической структуры за счет роста числа крупных современных торговых объектов (гипермаркетов, супермаркетов, торговых центров и т.д.);

- создание эффективной конкурентной среды как фактора сдерживания роста цен и предотвращения монополизации отдельных сегментов рынка;

- развитие сетевого принципа организации торговли, привлечение в город крупных компаний, занимающихся созданием и эксплуатацией торговых сетей;

- обеспечение условий для создания в жилых кварталах, в том числе субъектами малого предпринимательства, магазинов пешеходной доступности для населения;

- обеспечение доступности объектов инфраструктуры розничной торговли города для инвалидов и других маломобильных групп населения путем оснащения предприятий специальным оборудованием (пандусы, лифты и т.д.);

- создание совместных с коммерческими и некоммерческими организациями проектов, ориентированных на обслуживание малообеспеченных категорий граждан;

- развитие специализированной торговли, позволяющей наиболее полно учитывать реальные потребности покупателей благодаря ориентации на конкретные целевые сегменты потребителей;

- развитие магазинов доступных цен, включающих в себя 3 группы магазинов:

1. магазины, высокой ценовой категории на предлагаемые товары, оказывающие широкий круг услуг на высоком уровне;

2. магазины, умеренной ценовой категории, оказывающие разнообразные услуги;

3. магазины, низкой ценовой категории, оказывающие минимальный набор услуг;

- развитие магазинов совместного владения, представленных следующими типами:

- корпоративная сеть, представляющая собой совокупность нескольких розничных предприятий, принадлежащих одному владельцу, который осуществляет единую политику в области закупок и сбыта товаров;

- розничные конгломераты, включающие несколько предприятий розничной торговли, находящихся в едином владении;

- разработка индикаторных показателей обеспеченности торговыми площадями в расчете на 1 тысячу жителей по разным уровням обслуживания в разрезе по микрорайонам города и внесение в установленном порядке предложений о размещении сети заинтересованным структурным подразделениям городской Администрации;

- разработка и внесение предложений заинтересованным структурным подразделениям об использовании первых этажей во вновь строящихся многоэтажных жилых домах, зданиях и внутриквартальных территориях под размещение объектов розничной торговли в зоне пешеходной доступности;

- разработка и утверждение адресной программы размещения крупных объектов потребительского рынка на 2007 - 2012 годы,

- повышение качества и культуры обслуживания потребителей.

Для упорядочения мелкорозничной торговли Концепция предусматривает решение следующих задач:

- перевод хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговлю в объектах и комплексах (зонах) мелкорозничной торговли некапитального характера, в многопрофильные торговые комплексы (центры);

- разработка схем торгового обслуживания в зонах отдыха , в т.ч. в сезонном режиме;

- разработка схем и организация торгового обслуживания праздничных мероприятий;

- разработка схем размещения узкоспециализированной мелкорозничной торговой сети в составе остановочных комплексов;

- упорядочение размещения специализированной мелкорозничной торговой сети с соблюдением архитектурных и санитарных требований в соответствии с нормативными документами в местах с недостаточно развитой стационарной торговой сетью, включая районы массовой жилой застройки;

- развитие сети торговых автоматов по реализации различных видов фасованных товаров;

- сокращение числа объектов мелкорозничной сети, не соответствующих нормативным требованиям.

Для развития рынков Концепция предполагает решение следующих задач:

- сохранение продовольственных рынков в инфраструктуре торговой сети;

- модернизация городских продовольственных рынков, объектов и комплексов (зон) мелкорозничной торговли, мелкорозничной торговой сети;

- проведение ярмарок выходного дня по реализации сельхозпродукции, произведенной пригородными хозяйствами, фермерами, садоводами-огородниками;

- увеличение социально значимого сектора занятых в системе рынков и рыночных объектов инфраструктуры;

- обеспечение сбалансированного развития рынков;

- повышение качества и безопасности продукции, реализуемой на рынках города;

- обеспечение качественного уровня обслуживания потребителей на рынках;

- формирование адресных перечней земельных участков для размещения продовольственных, в т.ч. сельскохозяйственных, рынков(за исключением рынков, расположенных в зданиях капитального характера, и зон мелкорозничной торговли, используемых для размещения на этих земельных участках крупных объектов стационарной розничной торговли (торговых комплексов и центров);

- развитие продовольственных, в т.ч. сельскохозяйственных, рынков в качестве современных предприятий торговли комплексного типа с широким спектром предлагаемых услуг (реализация сопутствующих непродовольственных товаров, прием предварительных заказов, доставка по указанному адресу, услуги питания, связи, бытового характера, справочно-информационная служба и т.д.).

Для развития внемагазинных форм розничной торговли Концепция предусматривает решение задачи расширения деятельности в таких направлениях, как торговля через интернет, посылочная, продажа товаров через торговые автоматы и т.д.

Оптовой торговле отводится важная роль в развитии сферы обращения потребительских товаров как посреднику между промышленностью и розничным звеном, определяющему структуру и направление товарных потоков, способствующему гармонизации единого потребительского рынка.

Основной задачей развития оптовой торговли г. Улан-Удэ Концепция устанавливает формирование развитой системы товародвижения, создающей благоприятные условия для повышения эффективности функционирования потребительского рынка, вовлечения дополнительных ресурсов в денежный оборот и обеспечения продовольственной безопасности, что предполагает:

- организацию планомерного и ритмичного завоза товаров из районов производства;

- создание системы оптовых продовольственных рынков, включающей межрегиональные рынки, в том числе специализированные, что позволит привлечь в город финансовые средства покупателей товаров и услуг из других регионов, оздоровит конкурентную среду и позитивно повлияет на инфляционные процессы, снижение доли теневого оборота, создаст барьеры для поступления на потребительский рынок некачественной и контрафактной продукции;

- формирование и хранение товарных запасов с учетом потребности и возможного изменения спроса;

- формирование эффективной системы товародвижения, сокращение звенности товародвижения за счет совмещения ряда функций оптовой торговли;

- усиление конкурентных преимуществ предприятий оптовой торговли города, преодоление монополизма и сокращение недобросовестной конкуренции;

- стимулирование сбыта продукции за счет эффективного ценообразования, рекламной деятельности, кредитования розничной торговли;

- формирование системы логистического обслуживания, предусматривающей развитие сети организаций, оказывающих логистические услуги, что позволит решить проблему сокращения путей перемещения грузового автотранспорта по центральной части города и оптимизацию грузопотоков.

- стимулирование деятельности оптового звена по внедрению активных форм продвижения на рынке отечественных товаров;

- развитие производственно-сбытовой деятельности, предполагающей хранение, доработку, фасовку, упаковку товаров;

- организацию каналов сбыта посредством активизации ярмарочной торговли;

- развитие современных объектов оптовой торговли (распределительных центров, оптовых продовольственных рынков и комплексов, магазинов-складов) на территориях имущественных комплексов организаций продовольственного комплекса.

Одним из приоритетных направлений развития потребительского рынка города является дальнейшее расширение сети, совершенствование организации и усиление социальной направленности общественного питания.

В области развития общественного питания Концепция предусматривает решение следующих задач:

- оптимизация сети предприятий общественного питания, предполагающая:

- рациональное и равномерное размещение предприятий общественного питания на территории города с позиций их доступности и повышения уровня обеспеченности населения местами в сети предприятий общественного питания;

- создание новых и дальнейшее развитие действующих сетей предприятий общественного питания;

- развитие на территории города предприятий типа "столовые", обеспечивающих население полноценным горячим питанием по доступным ценам, в т.ч. по месту работы и учебы;

- создание сети предприятий диетического питания;

- увеличение числа предприятий быстрого питания, в том числе специализирующихся на национальной кухне и на обслуживании определенного контингента потребителей (детское кафе, молодежное кафе, кафе-мороженое и др.);

- обеспечение приоритетного размещения стационарных объектов быстрого питания различных классов и типов в местах массового пребывания населения: вдоль основных транспортных магистралей, вблизи крупных транспортных развязок, в крупных торговых, торгово-деловых, развлекательных и культурных центрах, рынках, парках, зонах отдыха и др.

- развитие типологического разнообразия структуры объектов ресторанного сервиса на основе территориального инфраструктурного стандарта;

- обеспечение соответствия структуры, объема и качества услуг платежеспособному спросу населения, что предполагает развитие сети общественного питания социальной направленности, позволяющей пользоваться услугами предприятий питания малообеспеченным гражданам (пенсионерам, инвалидам, членам многодетных семей и группам населения с низким уровнем доходов), то есть обеспечивать ценовую доступность услуг общественного питания;

- развитие сети предприятий питания социальной направленности на основе муниципально-частного партнерства;

- совершенствование организаций действующей системы общественного питания для учащихся и студентов в общеобразовательных учреждениях и учреждениях высшего, среднего профессионального образования;

- обеспечение прав на безопасность и качество предоставляемых услуг на основе системы добровольной сертификации услуг;

- использование возможностей предприятий общественного питания как производственной отрасли, в т.ч. расширение сети цехов полуфабрикатов, по изготовлению кулинарной продукции высокой степени готовности, кондитерских цехов;

- развитие новых форм обслуживания населения и гостей города;

- качественное повышение культуры обслуживания потребителей.

- обеспечения широкого разнообразия предлагаемых развлекательных программ как одной из основных составляющих ресторанного сервиса.

Основной задачей в сфере бытового обслуживания г. Улан-Удэ Концепция предполагает обеспечение ускоренного развития отрасли в 2007 - 2012 годах. Кроме того перед отраслью ставятся следующие задачи:

- обеспечение территориальной доступности услуг объектов бытового обслуживания для населения города;

- повышение уровня обслуживания и качества предоставляемых услуг;

- обеспечение доступности объектов инфраструктуры бытового обслуживания для инвалидов и других маломобильных групп населения путем оснащения предприятий специальным оборудованием (пандусы, лифты и т.д.);

- создание условий для развития деятельности по добровольной сертификации услуг бытового обслуживания.

- расширение видов оказываемых услуг и внедрение новых технологий, в т.ч.

- развитие услуг по стирке белья методом самообслуживания;

- развитие услуг по приему заказов на обслуживание по телефону и в сети Интернет;

- развитие клининговых услуг;

- развитие сферы услуг, предоставляемых на дому;

- развитие сети предприятий бытового обслуживания комплексного типа (мини-дома быта), оказывающих услуги повседневного спроса;

- развитие сети приемных пунктов, в первую очередь, комплексного характера, на базе торговых центров и комплексов;

- обеспечение населения высококачественными бытовыми услугами широкого ассортимента на основе муниципально-частного партнерства;

- создание и модернизация небольших объектов бытового обслуживания, размещенных в торговых зонах, в районах массового проживания населения и интенсивных пассажиропотоков;

- определение условий в договоре на строительство крупных торговых объектов на стадии их проектирования обязательного выделения части площадей под предприятия бытовых услуг;

- создание механизмов предоставления площадей в строящихся крупных торговых центрах под объекты бытового обслуживания.

В сфере развития производства потребительских товаров Концепция определяет решение следующих задач:

- поддержка местных товаропроизводителей в рамках действующего антимонопольного законодательства на конкурентной основе;

- повышение конкурентоспособности местных товаропроизводителей на основе равной конкурентной среды;

- расширение собственных каналов сбыта, позволяющих производителю самостоятельно продавать изготовленные товары непосредственно потребителю (покупателю) через:

- собственные сбытовые филиалы;

- склады готовой продукции у оптовых потребителей;

- фирменную розничную сеть;

- внемагазинную торговлю;

- развитие производства в направлении его модернизации, расширения и оптимизации ассортиментного ряда с учетом местных потребностей;

- разработка прогноза спроса и предложения продовольствия;

- формирование баланса производства и потребления, обеспечивающего продовольственную безопасность территории на основе программно-целевого метода формирования товарных ресурсов в целях поддержания стабильности на продовольственном рынке;

- развитие межрегиональных связей на основе интеграции;

- принятие управленческих решений на основе мониторинга формирования и поддержания продовольственных ресурсов;

- повышение роли саморегулируемых, отраслевых и иных некоммерческих организаций в вопросах обеспечения продовольственной безопасности;

- развитие интеграции оптового продовольственного комплекса с местными производителями продовольствия;

- развитие взаимодействия розничных сетевых структур с местными производителями продовольствия;

- развитие производственных мини-цехов различной ассортиментной направленности, в т.ч. на основе розничных сетевых структур;

- развитие интеграции и взаимодействия аграрного комплекса республики с производственной и рыночной инфраструктурой города;

- развитие частного садоводческого движения.

3. Нормативно-правовой комплекс, являясь механизмом управления и регулирования всех сфер потребительского рынка, в рамках Концепции направлен на решение следующих задач:

3.1. В области организационного регулирования:

- формирование достаточной конкурентной среды при равных условиях для всех участников потребительского рынка;

- защита внутреннего рынка на основе поддержки местного товаропроизводителя;

- обоснование отраслевых особенностей налогообложения, лицензирования, квотирования, кредитования;

- стимулирование обновления технологии процессов производства и обслуживания потребителей субъектами предпринимательской деятельности;

- поддержание требуемых товаропотоков для обеспечения нужд местного населения;

- поддержка развития предпринимательства и предпринимательской активности;

- контроль за организацией деятельности участников потребительского рынка;

- координация действий субъектов потребительского рынка с органами муниципальной власти, органами контроля и надзора за качеством и безопасностью услуг и товаров, органами контроля и надзора за организацией деятельности субъектов потребительского рынка;

- обеспечение взаимодействия на основе муниципально-частного партнерства;

- создание механизмов обеспечения социальных интересов городского потребительского рынка.

3.2. В области нормативно-правового регулирования:

- разработка нормативов инфраструктурного стандарта;

- разработка и принятие правовых актов в области регулирования потребительского рынка;

- разработка нормативов постоянной или временной регламентации деятельности субъектов потребительского рынка, конкретизирующих применение на территории г. Улан-Удэ общефедеральных и республиканских норм и правил;

3.3. В области программирования и прогнозирования на макроуровне:

- проведение мониторинга потребительского рынка;

- разработка целевых программ по приоритетным направлениям Концепции развития потребительского рынка г. Улан-Удэ на 2007-2012 годы.

3.4. В области социального регулирования:

- развитие социально ориентированной системы обслуживания г. Улан-Удэ;

- создание условий для развития предпринимательства, в т.ч. таких его частных форм, как садоводство и огородничество, с последующим предоставлением возможности реализации излишков сельскохозяйственной продукции для населения;

- повышение стимулирующей роли заработной платы работников субъектов потребительского рынка и ее легализация;

- принятие мер по усилению социальной защищенности работников массовых профессий.

3.5. В области регулирования кадровой политики:

- проведение мониторинга рынка труда и рынка образовательных услуг в области подготовки кадров для сферы потребительского рынка;

- обеспечение поддержки развития системы непрерывного профессионального образования и подготовки кадров для сферы потребительского рынка города;

- содействие в разработке типовых образовательных программ обучения специалистов для организаций потребительского рынка с учетом современных требований, предъявляемых к квалификации отраслевых кадров;

- содействие внедрению прогрессивных методов подготовки и повышения квалификации кадров;

- проведение городских конкурсов профессионального мастерства, чемпионатов, мастер-классов, семинаров, конференций для повышения профессионального уровня кадров;

- взаимодействие с учебными заведениями как в части подготовки квалифицированных кадров, так и в части разработки новых программ подготовки специалистов;

- содействие в налаживании прямых связей между субъектами потребительского рынка и учебными заведениями с целью определения точек взаимного интереса.

 

Заключение

 

В результате реализации основных задач и мероприятий Концепции будет создана основа для перехода в долгосрочной перспективе к международным стандартам в области потребительского рынка. Произойдет существенное улучшение социально-экономических показателей во всех сферах потребительского рынка. Потребительский рынок станет фактором формирования высокого качества жизни горожан и индустрии гостеприимства, залогом обеспечения продовольственной устойчивости территории.

За 2007 - 2012 годы количество объектов стационарной розничной торговой сети, общественного питания и бытового обслуживания увеличится на 300 единиц. Оборот розничной торговли, общественного питания и объем бытовых услуг возрастет в 1,5 раза. Налоговые поступления в бюджет города Улан-Удэ увеличатся не менее чем в 1,5 раза. Обеспеченность на 1000 жителей торговыми площадями возрастет до 600 кв.м, посадочными местами в общедоступной сети общественного питания - до 45, рабочими местами в предприятиях бытового обслуживания - до 10. Объем производства потребительских товаров увеличится на 10%. Число занятых в сфере потребительского рынка увеличится в 2 раза.

 

Основные показатели развития рынка товаров и услуг

 

Табл. 9.

 

N
п\п
Наименование показателя Фактическое состояние Прогноз
2000 г. 2003 г. 2006 г. 2007 г. 2010 г. 2012 г.
1. Количество розничных предприятий
торговли
730 941 1104 1134 1214 1250
  - продовольственных 386 459 487 493 529 540
  - непродовольственных 280 434 579 599 634 655
  - смешанных 64 48 38 42 51 55
2. Количество торговых центров,
торговых комплексов
2 13 21 25 28 30
3. Оборот розничной торговли на душу
населения (руб.)
21745 43452 81011 96600 117000 132000
4. Обеспеченность населения торговой
площадью (кв.м.) на 1000 жителей
239,5 346,0 459,5 500,0 550,0 600,0
5. Количество предприятий общественного
питания общедоступной сети
215 280 320 340 360 400
6. Оборот предприятий общественного
питания на душу населения (руб.)
560 1513 3465 4160 6000 8400
7. Обеспеченность населения посадочными
местами, на 1000 жителей
19 26 37,7 38 40 45
8. Количество предприятий бытового
обслуживания
500 584 634 649 749 850
9. Обеспеченность рабочими мессами в
предприятиях бытового обслуживания,
на 1000 жителей.
3,1 3,7 4,3 4,5 7,5 10,0

 

Список использованной литературы и материалов

 

Литература:

 

     1. Государственное управление: основы теории и организации/ под ред.
        В.А. Козбаненко. М: Статус, 2000.
     2. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения. Учеб. - М.: Дело,
        2001.
     3. Местное самоуправление в современной России: Учеб. пособие/  В.Г.
        Игнатов, В.В. Рудой - Ростов-на-Дону, 2001.
     4. Модернизация российской экономики: отв. ред. Е.Г. Ясин. Кн.  2  -
        М., 2002.
     5. О Салливан А. Экономика города. - 4-е изд./ пер. с англ.  -  М..,
        2002.
     6. Парсаданов     Г.А.     Прогнозирование     и     планирование
        социально-экономической системы страны. - М.: Юнити - Дана, 2001.
     7. Прогнозирование и планирование в условиях рынка.  -  М.:  Статус,
        2000.
     8. Рабочая книга по прогнозированию. - М.: Мысль, 1982.
     9. Радченко   А.И.   Основы   государственного   и   муниципального
        управления: системный подход. - 2-е изд. - Ростов н/Д, 2001.
    10. Смирнов Э.А. Разработка  управленческих  решений.  Учеб.  -  М.:
        Юнити - Дана, 2001.

 

Материалы:

 

     1. Закон  города  Москвы  от  12.07.06  N  39  "О  продовольственной
        безопасности города Москвы".
     2. Концепция  социально-экономического  развития  г.  Новосибирск  в
        первые десятилетия 21 века. - Новосибирск. 2000.
     3. Концепция развития потребительского рынка  города  Красноярск  на
        2006-2010 годы. - Постановление Главы города от 25.09.2006 N 793.
     4. Постановление Правительства РБ от 03.07.01  N  244  "О  концепции
        развития торговли и общественного питания РБ на 2002-2010 годы".
     5. Распоряжение Администрации г. Улан-Удэ от 01.10.04 N  1219-р  "Об
        утверждении методических рекомендаций по разработке муниципальных
        целевых программ".
     6. Стратегический план Екатеринбурга.  -  МО  "Город  Екатеринбург",
        Программный Совет, стратегического развития Екатеринбурга, 2003.
     7. Стратегия развития города Улан-Удэ "Материалы научно-практической
        концепции по стратегии г. Улан-Удэ" Часть I. - Улан-Удэ.
        Издательство БНЦ СО РАН, 2005.
     8. Стратегия перехода Республики Бурятия к устойчивому  развитию  на
        2002-2010 годы и период до 2015 года. - Постановление
        Правительства РБ от 24.07.06 N 221.
     9. "Социально-экономическое положение г. Улан-Удэ". -
        Территориальный орган ФС госстатистики по РБ. - Бюллетень  N
        01.10.02. 2001-2006 годы.
    10. "Территориальный   комплексный   анализ   Республики   Бурятия"
        материалы совещания "Стратегия социально-экономического развития
        Республики Бурятия". - Улан-Удэ, 23 ноября 2006 г.
    11. Указ президента  РБ  от  13.10.06  N  512  "Об  интенсификации
        экономического развития Республики Бурятия".

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Администрации г. Улан-Удэ от 2 апреля 2007 г. N 156 "Об утверждении Концепции развития потребительского рынка г. Улан-Удэ на 2007-2012 г.г."


Текст Постановления официально опубликован не был