Указ Президента Республики Бурятия
от 21 июня 1999 г. N 140
"О мерах по совершенствованию действующей системы оплаты
труда во внебюджетной сфере экономики Республики Бурятия"
Указом Президента Республики Бурятия от 23 сентября 2008 г. N 279 настоящий Указ признан утратившим силу
В целях повышения значимости заработной платы в обеспечении экономического роста, снижения необоснованной дифференциации в уровнях оплаты труда работников общеотраслевых профессий между отраслями экономики, предприятиями и организациями в соответствии со статьей 2 КЗОТ Российской Федерации и статьями 4, 13, 21 Закона "О коллективных договорах и соглашениях", постановляю:
1. Ввести в республике межотраслевое и внутриотраслевое регулирование оплаты труда, в том числе по сквозным (общеотраслевым) профессиям, используя для этой цели возможности социального партнерства.
2. Одобрить предложенные республиканской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений Рекомендации по тарифному регулированию оплаты труда на всех уровнях социального партнерства (прилагаются).
3. Рекомендовать руководителям министерств и ведомств, предприятий и организаций всех организационно-правовых форм и видов собственности, Главам органов местного самоуправления районов и городов, профсоюзным органам при заключении отраслевых, территориальных (тарифных) соглашений и коллективных договоров руководствоваться настоящим Указом.
Использовать процесс заключения соглашений и коллективных договоров как эффективное средство совершенствования оплаты труда и регулирования трудовых отношений, исправления допущенных необоснованных диспропорций в оплате труда в различных отраслях и профессиональных группах.
4. Министерству социальной защиты населения и труда Республики Бурятия (Ефимов С.Г.):
4.1. Совместно с министерствами и ведомствами проводить мониторинг действующих систем оплаты труда во внебюджетном секторе экономики и представлять материалы в республиканскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений для рассмотрения и разработки мероприятий по их дальнейшему совершенствованию.
4.2. Совместно с Государственным комитетом Республики Бурятия по статистике (Мунаев Л.А.), Государственной налоговой инспекцией по Республике Бурятия (Цыреторов С.Ц.), Государственной инспекцией труда по Республике Бурятия (Титов А.В.), Территориальным органом ФСДН (Игнатьев М.С.) продолжить работу по выполнению Указа Президента Республики Бурятия от 16.09.97 N 221 "О мерах по сокращению задолженности по заработной плате работникам предприятий и организаций сферы материального производства".
5. Государственной налоговой инспекции по Республике Бурятия (Цыреторов С.Ц) представить в ноябре 1999 г. информацию в Министерство социальной защиты населения и труда Республики Бурятия о нарушениях законодательства о налогах и сборах, мерах ответственности предприятий и организаций различных форм собственности за эти нарушения.
6. Министерству социальной защиты населения и труда Республики Бурятия (Ефимов С.Г.) оказывать необходимую методическую и консультационную помощь министерствам, ведомствам, предприятиям, организациям при выполнении вышеперечисленных мероприятий.
7. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Бурятия Ханхалаева Е.К.
8. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент Республики Бурятия |
Л.В. Потапов |
Прилагаются
к Указу Президента
Республики Бурятия
от 21 июня 1999 г. N 140
Рекомендации
по тарифному регулированию оплаты труда на всех
уровнях социального партнерства
1. Общие положения
1.1. Законом Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях" (ст. 21) предусмотрено, что содержание соглашения между представителями работодателя, наемных работников и соответствующих органов исполнительной власти определяется сторонами (участниками), их заключающими. Настоящие рекомендации об основных принципах и условиях тарифного регулирования заработной платы предусматривают идентификацию подходов к решению этих вопросов.
1.2. Рекомендации предназначены для использования в переговорном процессе по регулированию социально-трудовых отношений в части оплаты труда работников наемного труда во всех отраслях экономики независимо от форм собственности и сферы экономической деятельности организации и призваны определить содержательную сторону переговорного процесса, обеспечивающую оптимальное сочетание интересов государства, работодателей и работников.
1.3. Настоящие рекомендации определяют минимально необходимый круг вопросов по оплате труда, составляющих содержание соглашений, заключенных на разных уровнях партнерства.
2. Основные понятия
В рекомендациях используются следующие основные понятия:
Заработная плата - сумма денежных средств, получаемых наемными работниками за свой труд в соответствии с его количеством и качеством.
Тарифное регулирование заработной платы - дифференциация оплаты труда на основе установления различных тарифных ставок (окладов) в зависимости от тарифных разрядов (разрядов оплаты труда) работ (работников), определенных по результатам тарификации работ (работников).
Тарифная ставка (оклад) - размер оплаты труда работника, выраженный в денежной форме, за выполнение нормы труда (трудовых обязанностей), конкретного тарифного разряда работ (разряда оплаты труда) в единицу времени (час, день, месяц).
Минимальная тарифная ставка (оклад) - наименьший уровень оплаты труда неквалифицированного работника за выполнение нормы труда (трудовых обязанностей), соответствующий 1 тарифному разряду работ (рабочих) в нормальных условиях. Минимальная тарифная ставка (оклад), применяемая в организациях при условии полной занятости, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного в Российской Федерации.
Тарифная сетка - шкала, определяющая соотношение размеров тарифных ставок в зависимости от квалификации работника (сложности труда).
Тарифный коэффициент - отношение тарифной ставки (оклада) 2 тарифного и последующих тарифных разрядов тарифной сетки к тарифной ставке (окладу) 1 тарифного разряда. Тарифный коэффициент 1 тарифного разряда равен единице.
Доля тарифа в заработной плате - отношение фонда заработной платы, начисленной по тарифным ставкам (окладам) и сдельным расценкам, к общему фонду оплаты труда на предприятии.
3. Общие принципы и условия тарифного регулирования
оплаты труда
3.1. Регулирование оплаты труда осуществляется путем согласованных действий участников социального партнерства посредством заключения и выполнения регионального, отраслевых тарифных, территориальных соглашений и коллективных договоров.
3.2. В региональном соглашении рекомендуется предусматривать меры, направленные на совершенствование организации оплаты, тарификации и нормирования труда работников с учетом величины прожиточного минимума трудоспособного населения в республике.
3.3. В региональном соглашении следует определять:
- межотраслевые соотношения минимальных месячных тарифных ставок (окладов) работников основных профессий (приложение 1);
- размеры тарифной ставки первого разряда основной профессии базовой отрасли, за которую принимать машиностроение и металлообработку;
- единую межотраслевую тарифную сетку (ЕМТС) рабочих сквозных профессий (приложение 2);
- порядок индексации тарифных ставок и окладов работников с учетом роста цен на потребительские товары в республике.
Единая межотраслевая тарифная сетка (ЕМТС) разработана и рекомендована НИИ труда России и предусматривает дифференциацию оплаты труда по 8 разрядам рабочих сквозных профессий в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками по общеотраслевым профессиям рабочих.
В этих условиях минимальные размеры месячных тарифных ставок рабочих сквозных профессий могут устанавливаться на основе тарифных коэффициентов Единой межотраслевой тарифной сетки (приложение 2) и размера тарифной ставки 1 разряда в отрасли (приложение 1).
Предлагаемый механизм регулирования оплаты труда позволит поднять уровень мотивации по оплате труда квалифицированных рабочих при условии выполнения количественных и качественных показателей и социальной значимости отрасли.
3.4. В целях сближения минимального размера заработной платы и бюджета прожиточного минимума, а также повышения социальной защищенности работающих во всех отраслях экономики с учетом заимствованного опыта других областей и на основе эмпирических данных ведущих экономистов страны в региональном соглашении устанавливается единая минимальная месячная ставка 1 разряда основной профессии базовой отрасли с учетом установленного законодательством Российской Федерации минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума, сложившегося на территории Республики Бурятия на момент заключения соглашения.
Размер единой минимальной месячной ставки базовой отрасли не должен превышать 60% бюджета прожиточного минимума трудоспособного населения по республике.
Конкретный размер единой минимальной месячной ставки базовой отрасли определяют стороны соглашения. При этом тарифная часть заработной платы с учетом надбавок и доплат должна быть не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения республики.
3.5. В территориальное тарифное соглашение рекомендуется включать пункты, касающиеся условий оплаты труда, социальных гарантий и льгот, связанных с территориальными особенностями города, района, иного административно-территориального образования с учетом отраслевых тарифных соглашений, принимаемых в республике.
3.6. В отраслевое тарифное соглашение, принимаемое в республике, рекомендуется включать те же показатели и нормы, которые предусматриваются в отраслевом тарифном соглашении, принимаемом по данной отрасли на федеральном уровне. При этом следует учитывать показатели и нормы, предусмотренные в региональном соглашении.
Отраслевые тарифные соглашения определяют:
- величину минимальной месячной тарифной ставки работника 1-го разряда согласно приложению 1;
- единую отраслевую сетку (ЕТС) рабочих сквозных профессий согласно приложению 2;
- меры, направленные на совершенствование организации оплаты, тарификации и нормирования труда работников;
- ответственность работодателей за нарушение условий соглашения по размерам и срокам выплаты заработной платы.
4. Основные условия тарифного регулирования оплаты труда, устанавливаемые в коллективном договоре
4.1. Коллективный договор заключается на основе соответствующего отраслевого тарифного соглашения, по которому условия оплаты труда являются минимальными гарантиями для соблюдения прав работников в организации. С учетом экономических возможностей организации могут устанавливать более льготные условия оплаты труда по сравнению с нормами и положениями, устанавливаемыми соглашениями, действие которых распространяется на организацию.
4.2. В коллективный договор рекомендуется включать:
- систему тарифного регулирования оплаты труда;
- минимальную месячную тарифную ставку работника 1-го разряда с учетом отраслевого тарифного соглашения, экономических возможностей организации и необходимости приближения минимальной ставки к прожиточному минимуму трудоспособного населения в республике;
- коэффициенты, используемые при дифференциации тарифной ставки 1 разряда по группам видов производств и работ;
- нормативные материалы по тарификации и нормированию труда (в т.ч. положение о нормировании труда);
- виды работ, по которым предусматривается введение новых и замена действующих норм;
- категории персонала, для которых вводятся пониженные нормы и размеры их снижения;
- нормы труда в период освоения производства, размеры понижающих коэффициентов и сроки их введения;
- нижнюю границу доли тарифной оплаты труда в структуре заработной платы.
4.3. К коллективному договору рекомендуется прилагать положения о премировании, установлении надбавок, иных поощрительных выплат, доплат компенсационного характера за особые условия труда, а также другие вопросы регулирования заработной платы.
4.4. Предприятия и организации вправе повышать размер минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда за счет прибыли, остающейся в их распоряжении. При этом дополнительный фонд оплаты труда на эти цели не включается в себестоимость продукции (работ, услуг).
5. Отраслевые, территориальные соглашения и коллективные договоры в 7-дневный срок после подписания должны пройти уведомительную регистрацию в органах по труду Республики Бурятия.
6. Условия и нормы тарифного регулирования заработной платы, установленные в коллективном договоре, являются гарантиями оплаты труда в организациях и учитываются при заключении трудовых договоров (контрактов) с работниками.
Приложение 1
Межотраслевые соотношения минимальных месячных тарифных
ставок (должностных окладов) работников основных профессий
Наименование отрасли | Коэффициент |
Машиностроение и металлообработка Угольная промышленность Горные работы Черная металлургия Цветная металлургия Электроэнергетическая промышленность Лесная промышленность, лесное хозяйство Целлюлозно - бумажная промышленность Деревообрабатывающая промышленность Промышленность строительных материалов Стекольная и фаянсовая промышленность Легкая промышленность Сельскохозяйственные организации, пищевая и перерабатывающая промышленность Полиграфическая промышленность Водное хозяйство Железнодорожный транспорт Речной транспорт Автомобильный транспорт Дорожные организации Жилищно-коммунальное хозяйство Гражданская авиация Связь и союзпечать Строительство Геологоразведка, топогеодезия Торговля Бытовое обслуживание |
1,0 1,6 1,1 1,05 1,05 1,5 0,94 0,94 0,94 0,93 1,0 0,89 0,98 0,82 0,89 1,4 0,89 0,97 0,90 0,95 1,2 0,97 1,1 0,97 0,7 0,7 |
Приложение 2
Единая межотраслевая тарифная сетка (ЕМТС)
рабочих сквозных профессий
Разряды оплаты труда | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Тарифные коэффициенты |
1,00 | 1,20 | 1,44 | 1,73 | 2,07 | 2,49 | 2,99 | 3,58 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указ Президента Республики Бурятия от 21 июня 1999 г. N 140 "О мерах по совершенствованию действующей системы оплаты труда во внебюджетной сфере экономики Республики Бурятия"
Текст Указа опубликован в приложении "Официальный вестник" к газете "Бурятия" от 7 июля 1999 г. N 15(47)
Указом Президента Республики Бурятия от 23 сентября 2008 г. N 279 настоящий Указ признан утратившим силу