Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу
Министерства финансов
Республики Бурятия
от 27 сентября 2007 г. N 154
Методические рекомендации
по организации финансового контроля
республиканскими органами исполнительной власти
I. Общие положения
1. Настоящие рекомендации определяют осуществление последующего финансового контроля республиканскими органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в соответствии с требованиями бюджетного законодательства.
2. Последующий финансовый контроль осуществляется путем проведения ревизий и тематических проверок.
3. Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности, совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций проверяемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами возложена ответственность за их осуществление.
Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организации.
4. Цель ревизии, (проверки) - проверка законности и обоснованности составления и эффективности использования средств республиканского бюджета и бюджетов муниципальных образований, рациональности использования средств республиканского бюджета, выделяемых бюджетам муниципальных образований; осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации, Республики Бурятия при осуществлении главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств (далее - организации) хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.
5. Основной задачей ревизии является проверка финансово-хозяйственной деятельности по следующим направлениям:
- соблюдение бюджетного законодательства Российской Федерации, Республики Бурятия, органов местного самоуправления;
- соответствие деятельности, осуществляемой организацией, учредительным документам;
- обоснованность расчетов сметных назначений;
- исполнение смет расходов;
- использование бюджетных средств по назначению;
- обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;
- поступление и расходование средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
- соблюдение финансовой дисциплины и правильность ведения бухгалтерского учета и отчетности;
- обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных и кредитных операций;
- полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;
- операции с основными средствами и нематериальными активами;
- операции, связанные с инвестициями;
- расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами, правильность установления должностных окладов, надбавок, доплат;
- обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью, и затрат капитального характера;
- формирование финансовых результатов и их распределение.
6. Основной задачей тематической проверки является проведение проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности получателей бюджетных средств, постановки бухгалтерского учета, а также целевого использования средств, выделенных из бюджета.
7. Органами, осуществляющими финансовый контроль, являются Министерство финансов Республики Бурятия, главные распорядители, распорядители республиканских бюджетных средств и органы местного самоуправления.
8. Министерство финансов Республики Бурятия проводит ревизии и проверки главных распорядителей, распорядителей и получателей республиканских бюджетных средств, государственных унитарных предприятий, других участников бюджетного процесса, проводит проверки местных Бюджетов, получателей межбюджетных трансфертов и субвенций из республиканского бюджета на выполнение отдельных государственных полномочий.
9. Главные распорядители проводят ревизии и проверки распорядителей бюджетных средств, бюджетных учреждений, других получателей бюджетных средств, государственных унитарных предприятий.
10. Распорядители бюджетных средств проводят ревизии и проверки подведомственных получателей бюджетных средств.
11. Главные распорядители, распорядители бюджетных средств, имеющие органы финансового контроля, обеспечивают проведение полных ревизий финансово-хозяйственной деятельности подведомственных учреждений; не имеющие органов финансового контроля, - проводят тематические проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности подведомственных учреждения и постановки бухгалтерского учета.
II. Организация и проведение ревизии, тематической проверки
12. Ревизии и тематические проверки проводятся на основании годовых и квартальных планов контрольной работы органа, уполномоченного осуществлять последующий финансовый контроль.
13. Сроки проведения ревизии (проверки), состав ревизионной группы и ее руководитель определяются руководителем контролирующего органа (заместителем) с учетом объема предстоящих работ, вытекающих из конкретных задач ревизии (проверки) и особенностей ревизуемой организации. Сроки проведения ревизии не могут превышать 45 рабочих дней.
Продление первоначально установленного срока ревизии осуществляется руководителем контролирующего органа по мотивированному представлению руководителя ревизионной группы. Предельный срок продления ревизии (проверки) не может превышать 30 рабочих дней.
14. Конкретные вопросы ревизии (проверки) определяются программой основных вопросов, утверждаемой руководителем органа, осуществляющего финансовый контроль, либо его заместителем. Программа ревизии в ходе ее проведения с учетом изучения необходимых документов, отчетных и статистических данных, других материалов, характеризующих ревизуемую организацию, может быть изменена и дополнена руководителем ревизионной группы.
15. На проведение каждой проверки проверяющему или руководителю ревизионной группы выдается специальное удостоверение, подписанное руководителем органа, назначившего ревизию (проверку).
16. Перед началом ревизии, проверки руководитель ревизионной группы, проверяющий предъявляет удостоверение на проведение ревизии, проверки руководителю ревизуемого учреждения, организации и совместно с руководителем проверяемого объекта решает организационно-технические вопросы проведения ревизии, проверки.
17. Отказ или уклонение должностных лиц ревизуемых учреждений, организаций от своевременного и полного представления необходимой информации и документов для организации и проведения ревизии, проверки влечет за собой ответственность в соответствии с действующим законодательством.
18. При отсутствии или ненадлежащем ведении бухгалтерского учета в проверяемой организации составляется соответствующий акт. В адрес проверяемого объекта направляется письменное предписание о восстановлении бухгалтерского учета. Ревизия, проверка проводится после восстановления бухгалтерского учета в организации.
19. Проверка проводится на основании плановых, отчетных, бухгалтерских и других документов для установления достоверности отражения и соответствия совершенных операций данным первичных документов и законности и правильности этих операций.
При необходимости проводятся встречные проверки в организациях, от которых получены или которым переданы денежные средства, материальные ценности и документы. Встречная проверка проводится по письменному представлению руководителя ревизионной группы.
20. Руководитель ревизуемой организации обязан создавать надлежащие условия для проведения участниками ревизионной группы ревизии - предоставить необходимое помещение, оргтехнику, услуги связи, канцелярские принадлежности и т.п.
III. Оформление результатов ревизии (проверки)
21. Результаты ревизии оформляются актом, который подписывается руководителем ревизионной группы, руководителем и главным бухгалтером проверяемой организации. Один экземпляр оформленного и подписанного акта ревизии вручается руководителю ревизуемой организации или лицу, им уполномоченному, под расписку с указанием даты получения.
По просьбе руководителя и (или) главного бухгалтера ревизуемой организации по согласованию с руководителем ревизионной группы для ознакомления с актом ревизии и его подписанием может быть установлен срок до 5 рабочих дней.
При наличии разногласий по акту ревизии, подписывающие его должностные лица, делают об этом оговорку перед своей подписью и представляют их руководителю ревизионной группы одновременно с подписанным актом ревизии.
Руководитель ревизионной группы в срок до 30 рабочих дней со дня получения письменных возражений по акту ревизии, акту встречной проверки рассматривает обоснованность этих возражений и дает по ним письменное заключение, которое после рассмотрения и утверждения руководителем органа, осуществляющего финансовый контроль, направляется в ревизуемую организацию и приобщается к материалам ревизии.
При отказе должностных лиц ревизуемой организации подписать или получить акт ревизии руководитель ревизионной группы в конце акта производит запись об их ознакомлении с актом и отказе от подписи или в получении акта В таких случаях акт ревизии в адрес организации направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.
При выявлении нарушения или злоупотребления, которое может быть скрыто или требует принятия срочных мер по выявленным фактам или привлечения к ответственности лиц, виновных в злоупотреблениях, в ходе ревизии составляется промежуточный акт и от должностных лиц запрашиваются необходимые объяснения по выявленным фактам.
Промежуточный акт подписывается участником ревизионной группы, ответственным за проверку конкретного вопроса программы ревизии, соответствующими должностными и материально-ответственными лицами ревизуемой организации. Факты, изложенные в промежуточном акте, включаются в акт ревизии.
Результаты тематической проверки оформляются справкой, с соблюдением требований, предъявляемых, к акту ревизии.
IV. Требования к оформлению акта (справки) ревизии, проверки
22. Акт ревизии состоит из вводной, описательной и заключительный частей.
Вводная часть акта ревизии должна содержать:
- информацию о том, кем и на каком основании проведена ревизия;
- наименование темы ревизии, дату и место составления акта;
- проверяемый период и сроки проведения ревизии;
- полное наименование и реквизиты организации, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
- организационно-правовую форму проверяемого объекта (кем и когда утверждены учредительные документы);
- ведомственную принадлежность и наименование вышестоящей организации;
- сведения об учредителях;
- основные цели и виды деятельности организации;
- имеющиеся у организации лицензии на право осуществления отдельных видов деятельности;
- перечень и реквизиты всех счетов в кредитных учреждениях;
- кто в проверяемый период имел право первой подписи в организации, кто являлся главным бухгалтером;
- кем и когда проводилась предыдущая ревизия, что сделано организацией за прошедший период по устранению выявленных нарушений;
- иную информацию, относящуюся к предмету ревизии.
Описательная часть акта ревизии (проверки) должна содержать описание проведенной работы и выявленных нарушений по каждому вопросу программы ревизии (проверки).
Заключительная часть акта ревизии (проверки) должна содержать обобщенную информацию о результатах ревизии (проверки), в том числе выявленных нарушениях, сгруппированных по видам, с указанием по каждому виду финансовых нарушений общей суммы, на которую они выявлены. Суммы выявленного нецелевого использования бюджетных средств указываются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
23. В акте ревизии, ревизующие должны соблюдать объективность и обоснованность, четкость, лаконичность, доступность и системность изложения.
Результаты ревизии излагаются в акте на основе проверенных данных и фактов, подтвержденных имеющимися в ревизуемых и других организациях документами, результатами произведенных встречных проверок и процедур фактического контроля, других ревизионных действий, заключений специалистов и экспертов, письменных объяснений должностных и материально-ответственных лиц.
Не допускается включение в акт ревизии различного рода выводов, предложений и фактов, не подтвержденных документами или результатами проверок.
Не должна даваться правовая и морально-этическая оценка действий должностных и материально-ответственных лиц ревизуемой организации, квалифицироваться их поступки, намерения и цели.
24. Результаты ревизии (проверки), излагаемые в акте ревизии (проверки) должны подтверждаться документами (копиями документов), результатами контрольных действий и встречных проверок, объяснениями должностных, материально ответственных и иных лиц проверенной организации, другими материалами.
Указанные документы (копии) и материалы прилагаются к акту ревизии (проверки). Копии документов, подтверждающие выявленные в ходе ревизии (проверки) финансовые нарушения, заверяются подписью руководителя проверенной организации или должностного лица, уполномоченного руководителем проверенной организации, допустившее нарушение.
25. Материалы ревизии (проверки) в делопроизводстве органа, назначившего проверку, должны составлять отдельное дело с соответствующим индексом, номером, наименованием и количеством томов этого дела.
26. Материалы каждой ревизии (проверки) принимаются должностным лицом органа, назначившего проверку, в срок не позднее 5 рабочих дней после подписания его в ревизуемой организации.
V. Реализация материалов ревизий и тематических проверок
27. По результатам ревизий, проверок руководителем ревизионной группы, проверяющим в срок до 10 рабочих дней с момента подписания акта (справки) вносятся руководителю органа, назначившего ревизию, проверку предложения и указания по устранению выявленных нарушений, которые оформляются в виде представления и направляются в адрес проверенной организации. Представлением назначается срок представления информации об устранении выявленных нарушений.
28. На основании материалов ревизии, проверки, предписания по устранению нарушений руководитель проверенной организации издает Приказ по ее результатам с указанием должностных лиц, привлеченных к ответственности за выявленные недостатки в работе, а также разрабатывает мероприятия, направленные на устранение нарушений, на возмещение причиненного ущерба, предотвращение злоупотреблений и устранение причин неудовлетворительной работы организации.
29. Руководитель обязан предъявить иск к лицам, виновным в причинении материального ущерба, установленного в ходе ревизий и проверок, в соответствии с требованиями гражданского и гражданско-процессуального законодательства Российской Федерации.
30. Информация по устранению выявленных в ходе ревизии нарушений финансово-хозяйственной деятельности представляется в орган, осуществляющий финансовый контроль, не позднее одного месяца с момента подписания акта ревизии, если не оговорены другие сроки ее представления.
31. В случаях выявления в ходе ревизий и проверок нарушения законодательства, фактов хищений денежных средств и материальных ценностей, а также злоупотреблений со стороны должностных лиц, органом, осуществляющим последующий финансовый контроль:
ставится вопрос о привлечении к ответственности или об отстранении от работы должностных лиц, виновных в этих нарушениях;
материалы проверок передаются в правоохранительные органы.
32. Передача материалов ревизии правоохранительным органам производится с Приложением:
письма, в котором четко изложена суть злоупотреблений, какие законодательные акты нарушены, размер причиненного ущерба, указаны лица, допустившие нарушения;
акта ревизии,
подлинных документов или их копий, подтверждающих факты выявленных злоупотреблений или нарушений;
объяснений должностных и других лиц, имеющих значение для проверки обстоятельств совершения злоупотребления.
33. Органы, проводившие ревизию, проверку, обеспечивают контроль полноты реализации материалов ревизии и проверки и при необходимости принимают другие меры, предусмотренные действующим законодательством, для устранения выявленных нарушений и возмещения причиненного ущерба.
VI. Порядок рассмотрения результатов ревизий и проверок
34. Результаты проверок местных бюджетов рассматриваются на расширенных совещаниях с участием руководителей органов местного самоуправления. В случае установления значительных нарушений бюджетного законодательства результаты проверок местных бюджетов рассматриваются на коллегии министерства финансов республики с принятием соответствующих мер по их устранению.
35. Результаты проверок получателей средств республиканского бюджета направляются для рассмотрения и принятия соответствующих мер заместителям Председателя Правительства, руководителям республиканских органов исполнительной власти, реализующим государственные полномочия в соответствующей сфере согласно распределению обязанностей.
Информация о результатах проверок исполнения бюджетов муниципальных образований республики учитывается при формировании республиканского бюджета следующего года и исполнении бюджета текущего года.
36. Главные распорядители, распорядители бюджетных средств реализуют материалы ревизий (проверок) в пределах полномочий, предусмотренных трудовым и гражданским законодательством, если не требуется применение мер принуждения в соответствии с бюджетным законодательством (сокращение лимитов бюджетных средств, наложение штрафа, и т.д.).
Материалы ревизий (проверок), которые требуют применения мер принуждения в соответствии с требованиями бюджетного законодательства, в десятидневный срок передаются для их реализации:
органами исполнительной власти в Министерство финансов республики Бурятия;
органами местного самоуправления в финансовый орган муниципального образования.
37. В случае возникновения ситуаций, не регламентированных настоящими рекомендациями, работники, осуществляющие ревизионную работу, обязаны руководствоваться законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия, а также иными нормативными правовыми актами.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства финансов Республики Бурятия от 27 сентября 2007 г. N 154 "Об утверждении методических рекомендаций... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.