Закон Верховного Совета Советской Социалистической Республики Бурятия
от 26 апреля 1991 г. N 111-XII
"О лесе"
Настоящий Закон определяет правовые, экономические, социальные принципы существования, функционирования и развития лесного комплекса республики и направлен на рациональное использование лесов при непременном условии сохранения их экологического потенциала.
Раздел I. Общие положения
Статья 1. Лесное законодательство Бурятской ССР
Лесные отношения в Бурятской ССР регулируются настоящим Законом, другими актами лесного законодательства, издаваемыми в соответствии, с этим законом в порядке детализации некоторых его статей, а также лесным законодательством РСФСР и СССР в части вопросов, делегированных настоящим Законом в их компетенцию.
Статья 2. Леса - народное достояние
Леса Бурятской ССР, включающие в себя древесную, кустарниковую, травянистую и другую растительность, лесные почвы, животный мир являются неотъемлемым достоянием народов республики. Условия и порядок предоставления лесов во владение и пользование определяются настоящим Законом.
Статья 3. Лесной фонд
Все леса и земельные площади на территории Бурятской ССР, предназначенные для выращивания лесной древесной и кустарниковой растительности, а также для нужд лесного хозяйства, отграниченные в установленном порядке от земель иного назначения, образуют лесной фонд Бурятской ССР.
Лесной фонд Бурятской ССР включает в себя:
- лесные земли, подразделяющиеся на покрытые лесом и не покрытые лесом;
- нелесные земли.
Лесной фонд Бурятской ССР подразделяется на:
- государственный лесной фонд;
- колхозно-совхозные леса.
В лесной фонд не входят:
- деревья, группы деревьев и кустарники площадью менее 1 га на землях сельскохозяйственного пользования;
- защитные насаждения на полях севооборота, полосах отвода железных, автомобильных дорог и каналов;
- деревья, группы деревьев, а также озеленительные насаждения в городах, других населенных пунктах и курортных зонах;
- деревья, группы деревьев, кустарники на приусадебных дачных и садовых участках.
Статья 4. Владение лесным фондом
Предоставление лесов во владение в пределах границ республики осуществляется по поручению Верховного Совета Бурятской ССР Советом Министров республики по согласованию с районными Советами народных депутатов.
Во владение государственный лесной фонд предоставляется только государственным лесхозам, национальным паркам и заповедникам, колхозные и совхозные леса - колхозам и совхозам.
Статья 5. Пользование лесными ресурсами
Лесной фонд может предоставляться для осуществления лесных пользовании, предусмотренных статьей 24 настоящего Закона, гражданам СССР, государственным, кооперативным, колхозным, общественным организациям, совместным предприятиям, международным объединениям и организациям с участием советских юридических лиц.
Предоставление лесов в долгосрочное пользование осуществляется лесхозами национальными парками, заповедниками по согласованию с районными Советами народных депутатов, органами лесного хозяйства Бурятской ССР и утверждается Советом Министров Бурятской ССР (за исключением побочного пользования), а при краткосрочном пользовании (до двух лет) -лесхозами, национальными парками, заповедниками по согласованию с местными Советами народных депутатов.
Пользование лесными ресурсами предоставляечся частным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям, перечисленным в данной статье настоящего Закона, преимущественно на основе договорных отношений.
Колхозные и совхозные леса предназначены преимущественно для удовлетворения потребностей колхоза и совхоза-владельца конкретного участка лесного фонда В срочное возмездное пользование согласно договору лесной фонд может быть передан для осуществления лесных пользовании, предусмотренных настоящим Законом. Виды пользовании и порядок их осуществления определяются настоящим Законом, а также соответствующими нормативными документами, регламентирующими хозяйственную деятельность, которые прилагаются к настоящему Закону.
Условия договорных отношений определяются по соглашению сторон и закрепляются в договоре. Пользователь, надлежащим образом выполняющий обязанности, возложенные на него договором, имеет преимущественное право на продление договора по истечении срока его действия.
Отношения по договорному пользованию лесным фондом регулируются настоящим Законом и положением о договорном пользовании лесными ресурсами Бурятской ССР.
Статья 6. Прекращение права владения лесным фондом
Право владения лесным фондом прекращается по поручению Верховного Совета Бурятской ССР Советом Министров Бурятской ССР в случаях:
- добровольного отказа от владения лесным фондом;
- прекращения деятельности предприятия, организации, колхоза, совхоза, во владении которых находится лесной фонд: в этом случае леса колхозов и совхозов передаются гослесфонду,
- передачи в установленном данным Законом или прилагающимися к нему нормативно-техническими документами порядке земель лесного фонда для других нужд.
Право владения лесным фондом может быть также прекращено при неправильном ведении лесовладельцем лесного хозяйства, обусловившим ухудшение состояния и качества лесов, снижение их средообразующей роли, неудовлетворительном осуществлении их охраны, воспроизводства и организации использования лесосырьевых ресурсов.
Статья 7. Прекращение права пользования лесные ресурсы
Право пользования лесными ресурсами прекращается в случаях:
- добровольного отказа от осуществления леченых пользовании;
- истечения срока, на который был предоставлен участок лесного фонда для осуществления лесных пользовании;
- прекращения деятельности субъекта, осуществляющего лесные - пользования;
- использования лесного фонда не по целевому назначению, для которого он предоставлен в пользование;
- осуществления лесных пользовании с грубым нарушением установленного законодательством порядка;
- изъятия из лесного фонда земель в установленном порядке.
- если пользователь в течение установленного в разрешительном документе срока не приступил к пользованию участками лесного фонда в предусмотренных объемах.
Статья 8. Общая направленность лесного хозяйства на территории Бурятской ССР
Лесное хозяйство ведется в интересах настоящего и будущего поколений народов, проживающих на территории республики с учетом потребностей Бурятской ССР, РСФСР, СССР и мирового сообщества.
Ведение лесного хозяйства и осуществление лесных пользовании должны обеспечивать:
- сохранение и усиление водоохранных, водорегулирующих, почвозащитных, климаторегулирующих и иных полезных природных функций лесных экосистем в интересах защиты и сохранения здоровья людей, оптимизации окружающей среды, социально-экономического развития региона:
- сбережение лесов, охрану их от пожаров, защиту от вредителей и болезней, охрану животного мира;
- непрерывное рациональное пользование лесом для удовлетворения потребностей в древесине и другой лесной продукции;
- расширенное воспроизводство, улучшение породного состава к качества лесов, повышение их продуктивности;
- рациональное использование земель лесного фонда;
- повышение эффективности лесохозяйственного производства на основе новейших достижений науки и техники.
Лесохозяйственные мероприятия и лесные пользования должны осуществляться способами, не наносящими вреда человеку и природной среде.
Советы народных депутатов Бурятской ССР всех уровней обеспечивают осуществление мероприятий по охране и защите лесов, привлекая для этих целей в необходимых случаях граждан республики, рабочую силу и материально-технические средства государственных и кооперативных предприятий, учреждений и организаций.
Руководители государственных и кооперативных предприятий, учреждений и организаций несут личную ответственность (уголовную, административную, материальную) в случае ненадлежащего выполнения возложенных на них обязанностей в части предотвращения и тушения лесных пожаров.
Запрещается использование в пожароопасный период лесной охраны и авиацнонного охраны и защиты леса на работы, не связанные с выполнением функций по охране лесов от пожаров.
Статья 9. Компетенция Союза ССР в области регулирования и осуществления лесных отношений
Союз ССР в области регулирования лесных отношений на территории Бурятской ССР решает вопросы, которые добровольно ему передаются Российской Федерацией в соответствии с Союзным договором.
Статья 10. Компетенция РСФСР в области регулирования и осуществления лесных отношений
Ведению законодательных органов РСФСР в области регулирования лесных отношений на территории Бурятской ССР подлежат:
- совместная разработка и утверждение по согласованию с Бурятской ССР основных положений регулирования лесных отношений в РСФСР;
- установление принципов и порядка отнесения лесов к группам лесов и категориям защитности;
- учреждение по согласованию с Бурятской ССР национальных парков и заповедников, установление их границ.
Ведению исполнительных органов РСФСР в части реализации лесных отношений на территории Бурятской ССР подлежат:
- совместная разработка и утверждение, по согласованию с Бурятской ССР, общероссийских программ по рациональному использованию лесов, сохранению и усилению их средообразующей роли, повышению продуктивности, воспроизводству, охране и защите.
- координация работ научно-исследовательских организаций, направленных на научное обоснование лесного хозяйства, региона, контроль за внедрением в практику лесного хозяйства научных разработок, разработка и внедрение региональной системы мониторинга,
- осуществление совместно с Советом Министров Бурятской ССР государственного учета лесов, государственного лесного кадастра и проведение лесоустройства.
Статья 11. Компетенция Бурятской ССР в области регулирования и осуществления лесных отношений
Статья 11. Компетенция Республики Бурятия в области регулирования и осуществления лесных отношений
Ведению законодательных органов Бурятской ССР в области регулирования лесных отношений подлежат:
- разработка и утверждение лесного законодательства Бурятской ССР;
- отнесение лесов к группам и категориям защитности, перевод лесов из одной группы в другую.
Ведению Совета Министров Бурятской ССР подлежат:
- установление нормативов лесных пользовании, правил рубки леса, воспроизводства, охраны и защиты лесов;
- утверждение расчетной лесосеки по согласованию с Министерством лесного хозяйства РСФСР;
- утверждение размера лесосечного фонда;
- установление платы за лесные пользования, такс на древесину, отпускаемую на корню, установление льгот по оплате лесных пользовании;
- предоставление по согласованию с райоными Советами народных депутатов лесного фонда во владение лесхозам, национальным паркам, заповедникам,
- утверждение программ развития лесного хозяйства и рационального осуществления лесных пользовании в республике;
- учреждение по согласованию с районными Советами народных депутатов территорий проживания малочисленных народов, установление их границ, разработка и утверждение особого правового режима, режима ведения лесного хозяйства для этих территорий;
- решение вопросов об использовании лесного фонда республики для общесоюзных нужд, нужд РСФСР и Бурятской ССР.
Ведению Министерства лесного хозяйства Бурятской ССР подлежат:
- организация и ведение государственного учета лесов и государственного лесного кадастра;
- заключение совместно с лесхозами и национальными парками договоров с пользователями лесными ресурсами;
- государственный контроль за использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесного фонда;
- разработка и организация выполнения программ и планов функционирования и развития лесного хозяйства;
- внедрение в практику лесного хозяйства передовых методов его ведения, экологически и экономически обоснованной техники и технологии лесохозяйственных работ.
Ведению государственного комитета по экологии и природопользованию Бурятской ССР подлежит государственный контроль за деятельностью владельцев лесов и пользователей лесными ресурсами.
Статья 12. Компетенция районных Советов народных депутатов в области регулирования и осуществления лесных отношений
Ведению районных Советов народных депутатов в области регулирования лесных отношений подлежат:
- распределение лесных ресурсов в краткосрочное пользование субъектам, перечисленным в статье 5 настоящего Закона;
- регистрация права владения лесным фондом и права долгосрочного пользования лесными ресурсами;
- контроль за исполнением лесного законодательства владельцами лесного фонда и пользователями лесными ресурсами;
- использование лесов по согласованию с государственным республиканским органом лесного хозяйства Бурятской ССР в культурнооздоровительных целях;
- приостановка деятельности владельцев лесного фонда, пользователей лесными ресурсами, а также предприятий, оказывающих отрицательное воздействие на леса.
Статья 13. Компетенция сельских и поселковых Советов народных депутатов в области регулирования и осуществления лесных отношений
Ведению сельских и поселковых Советов народных депутатов, на территории которых имеется лесной фонд, подлежат:
- регистрация права пользования всеми лесными ресурсами;
- регулирование побочного пользования на территории лесхозов, с учетом первоочередного удовлетворения потребностей владельцев лесного фонда и пользователей лесными ресурсами, находящихся с лесхозами в договорных отношениях.
Статья 14. Компетенция лесхозов, национальных парков и заповедников в области регулирования и осуществления лесных отношений
Ведению лесхозов, национальных парков и заповедников в пределах переданного им во владение государственного лесного фонда подлежат:
- ведение государственного учета лесов и государственного лесного кадастра;
- заключение по согласованию с Министерством лесного хозяйства Бурятской ССР договоров с пользователями лесных ресурсов;
- государственный контроль за использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесного фонда;
- разработка планов лесохозяйственных мероприятий и выполнение этих планов;
- взыскание штрафов за нарушение правил пользования лесным фондом и сумм возмещения ущерба, нанесенного лесному хозяйству нарушителями лесного законодательства.
Лесхозы, национальные парки и заповедники, являющиеся владельцами лесного фонда, не могут выступать в качестве леспользователей, за исключением случаев получения и дальнейшей реализации лесной продукции при проведении лесохозяйственных мероприятий.
Раздел II. Права и обязанности владельцев и пользователей лесами
Статья 15. Права и обязанности владельцев лесного фонда
В пределах предоставленного им во владение лесного фонда владельцы имеют право:
- самостоятельно вести лесное хозяйство,
- осуществлять лесохозяйственные мероприятия на землях лесного фонда;
- осуществлять строительство дорог, лесных складов, противопожарных сооружений; жилых и хозяйственных построек и иных объектов, необходимых для ведения лесного хозяйства;
- предоставлять право осуществления лесных пользовании и иной хозяйственной деятельности субъектам, перечисленным в статье 5 настоящего Закона,
- собственности на продукцию, заготовленную при проведении лесохозяйственных мероприятий и на полученный при этом доход.
Владельцы лесного фонда обязаны:
- обеспечивать воспроизводство, охрану, защиту, улучшение санитарного состояния лесов, уход за ними, повышение продуктивоности лесных угодий, учет лесов, выполнять другие обязанности по ведению лесного хозяйства;
- проводить лесохозяйственные мероприятия способами, обеспечивающими сохранение средообразующих и защитных функций леса, выполнять требования по рациональному использованию, воспроизводству, охране и защите лесов, предусмотренные настоящим Законом;
- осуществлять контроль за пользователями лесным фондом и промысловой фауной в части выполнения договоров, положений данного Закона, нормативных документов и правил.
Статья 16. Права и обязанности пользователей лесными ресурсами
Пользователи имеют право:
- получать в натуре участки лесного фонда для заготовки древесины, живицы, второстепенных лесных материалов, осуществления сенокошений, пастьбы скота, промысловой и спортивной охоты, рекреационных мероприятий и других лесных пользовании.
- прокладывать дороги, содержать склады для продукции, получаемой в лесном фонде, возводить производственные и хозяйственные постройки, устанавливать оборудование и приспособления для переработки лесной продукции, создавать другие объекты для нужд пользования лесным фондом, не наносящие необратимого или долговременного ущерба экологическому потенциалу лесных экосистем.
Пользователи обязаны:
- рационально и полно использовать переданные им для пользования лесной ресурс;
- вести работы способами, не допускающими необратимое отрицательное воздействие лесных пользовании на состояние и воспроизводство лесов, состояние водоемов и других объектов лесных ресурсов;
- приводить за свой счет земельные участки, нарушенные в результате лесных, пользовании, в состояние, пригодное для использования их по назначению,
- соблюдать пожарную безопасность, осуществлять в местах проведения работ противопожарные мероприятия, а в случае возникновения лесных пожаров осуществлять их тушение,
- выполнять другие требования, установленные нормативными документами, регламентирующими пользование лесными ресурсами.
Статья 17. Защита прав владельцев лесными ресурсами и пользователей лесным фондом
Вмешательство со стороны государственных и общественных организаций и органов в деятельность владельцев лесними ресурсами и пользователей лесными ресурсами не разрешается, за исключением случаев нарушения последними законодательства, порядка и правил ведения лесного хозяйства и осуществления лесных пользовании.
Права владельцев лесных ресурсов и пользователей лесных ресурсов могут быть ограничены только в случаях, предусмотренных законодательством Бурятской ССР, а также Российской Федерации в части прав, делегированных им Республикой Бурятия.
Нарушенные права подлежат восстановлению в порядке, предусмотренном действующим законодательством Бурятской ССР. Убытки, причиненные нарушением прав владельцев лесных ресурсов и пользователей лесных ресурсов, подлежат возмещению в полном объеме, в установленном Законом порядке.
Раздел III. Организация хозяйства в лесном фонде
Организация лесного хозяйства должна обеспечивать правовую и техническую регламентацию рационального его ведения и осуществления лесных пользовании, дифференцированных в зависимости от основного целевого назначения лесов и выполняемых ими функций, их местоположения, природных и экономических условий, а также биологических особенностей произрастания древесных пород.
Статья 18. Деление лесов на группы и категории защитности
В соответствии с народнохозяйственным значением лесов, их местоположением и выполняемыми экологическими, социальными и сырьевыми функциями устанавливается деление лесов на группы и категории защитности. Леса Бурятской ССР разделяются на первую, вторую и третью группы.
К первой группе относятся леса, выполняющие преимущественно функции:
- водоохранные (прибрежная защитная полоса вокруг озера Байкал, запретные полосы по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов, включая запретные полосы лесов, защищающих нерестилища ценных промысловых рыб);
- защитные (леса противоэрозионные, защитные полосы вдоль железных дорог, автомобильных дорог общегосударственного и республиканского значения, леса в пустынных, полупустынных, степных, лесостепных и малолесных районах);
- санитарно-гигиенические и оздоровительные (городские леса, леса зеленых зон вокруг городов, других населенных пунктов и промышленных предприятий, леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения и леса округов санитарной охраны курортов).
К первой группе относятся также леса особо охраняемых территорий (заповедников и заповедных лесных участков национальных парков, особо ценные лесные массивы, леса, имеющие научное, историческое значение, включая генетические резерваты и природные памятники), леса орехопромысловых зон, лесоплодовые насаждения, притундровые и субальпийские леса, леса по водоразделам.
Ко второй группе относятся леса, имеющие защитное и ограниченное эксплуатационное значение, а также леса с ограниченными лесосырьевыми ресурсами, для сохранения защитных функций которых, непрерывности и неистощимости пользования ими требуется строгий режим пользования.
К третьей группе относятся леса, имеющие преимущественно эксплуатационное значение и предназначенные для непрерывного удовлетворения потребностей народного хозяйства в древесине без ущерба для защитных свойств этих лесов.
Леса третьей группы подразделяются на освоенные и резервные.
Резервными признаются леса, которые не вовлечены в эксплуатацию и не намечаются к освоению в ближайшее десятилетие вследствие их удаленности от транспортных путей и по другим экономическим и техническим причинам.
В бассейне озера Байкал третья группа лесов не выделяется.
В лесах всех групп могут быть выделены особо защитные участки с ограниченным режимом пользования.
Статья 19. Порядок установления возрастов и оборотов рубок
Возрасты и обороты рубок определяются, исходя из основного целевого назначения лесов и выполняемых ими экологических, экономических и социальных функций, продуктивности насаждений и биологический особенностей произрастающих древесных пород, а также сроков восстановления леса на вырубках.
Обоснование возрастов и оборотов рубок леса производится при лесоустройстве или специальных научных исследованиях.
Утверждение возрастов и оборотов рубок производится Советом Министров Бурятской ССР.
Статья 20. Перевод лесных земель в нелесные
Перевод лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществления лесных пользовании, производится по решению Совета Министров Бурятской ССР при обязательном согласии местных Советов народных депутатов (районных, сельских, поселковых).
Для возведения производственных объектов, связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесных пользовании лесные земли переводятся в нелесные Министерством лесного хозяйства Бурятской ССР.
Статья 21. Размещение, проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов.
При размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, сооружений и других объектов, а также при внедрении новых технологических процессов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов, должны предусматриваться и осуществляться мероприятия, обеспечивающие охрану лесов от отрицательного воздействия на них сточных вод, химических веществ, промышленных и коммунально-бытовых выбросов, отходов и отбросов.
Проекты строительства предприятий и сооружений и других объектов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов, должны проходить государственную экологическую экспертизу, согласовываться с местными Советами народных депутатов, государственными органами лесного хозяйства и другими заинтересованными органами в соответствии с законодательством СССР, РСФСР и Бурятской ССР.
Запрещается ввод в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, цехов, агрегатов, транспортных путей, коммунальных и других объектов, не обеспеченных устройствами, предотвращающими вредное воздействие на состояние и воспроизводство лесов.
Статья 22. Порядок производства в лесах работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесных пользовании
Строительные и взрывные работы, добыча полезных ископаемых, прокладка кабеля, трубопроводов и иных коммуникаций, буровые и другие работы в лесах, а также на землях лесного фонда, не покрытых лесом, не связанные с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесных пользовании, производится по согласованию с местными Советами народных депутатов и государственными органами лесного хозяйства в соответствии с земельным законодательством РСФСР и Бурятской ССР.
Указанные работы должны осуществляться способами, не вызывающими ухудшения противопожарного и санитарного состояния лесов и условий их воспроизводства.
Раздел IV. Порядок осуществления лесных пользований
Статья 23. Основные принципы лесных пользовании
Основными принципами лесных пользовании являются:
- непрерывность, комплексность, рациональность пользования для удовлетворения
- потребностей народного хозяйства и населения в древесине, недревесной лесной продукции и полезных природных свойствах лесов;
- платность лесных пользовании
Лесные пользования осуществляются в соответствии с положениями статей 8 и 15 настоящего Закона.
Статья 24. Виды и сроки пользований
В лесном фонде Бурятской ССР могут, при соблюдении предусмотренных законодательством требований и условий, осуществляться следующие виды лесных пользовании:
- заготовка древесины;
- заготовка живицы;
- заготовка второстепенных лесных материалов и технического сырья;
- заготовка древесных соков;
- заготовка и сбор дикорастущих пищевых продуктов;
- заготовка и сбор лекарственных растений;
- пользование для нужд промыслового охотничьего хозяйства и спортивной охоты;
- пользование для нужд пчеловодства;
- сенокошение и пастьба скота;
- пользование в оздоровительных целях;
- пользование в рекреационных целях;
- пользование в научно-исследовательских целях;
- пользование в оборонных целях;
- проектно-изыскательские работы.
Все виды пользовании лесными ресурсами осуществляются с учетом интересов лесного хозяйства.
Сроки лесных пользовании, если они не определены соответствующими нормативно-техническими документами, устанавливаются районными Советами народных депутатов по представлению лесхозов национальных парков, заповедников.
Статья 25. Предоставление права на осуществление лесных пользовании
Право на осуществление лесных пользовании предоставляют владельцы лесного фонда преимущественно на основании договора.
Основанием для осуществления лесных пользовании является лесорубочный билет, ордер, билет на побочное пользование в зависимости от вида и установленного порядка пользования Перечисленные документы дают право на тот вид пользования, на который они выданы.
Владельцы лесного фонда при осуществлении лесохозяйственных мероприятий, в результате которых получается лесная продукция, обязаны оформлять право на проведение этих работ на общих основаниях но без взимания платы
Статья 26. Порядок заготовки древесины
Основной объем заготовки древесины в лесах третьей и второй группы осуществляется в порядке рубок главного пользования, а в лесах первой группы, за исключением категорий защитности, в которых запрещено главное пользование в порядке лесовосстановительных рубок.
Рубки главного пользования и лесовосстановительные рубки проводятся в спелых и перестойных насаждениях.
В лесах всех групп древесина заготавливается также при проведении рубок промежуточного пользования и прочих рубок.
При проектировании и проведении рубок промежуточного пользования в прибрежной защитной полосе озера Байкал обязательными являются условия:
- применение на лесосечных работах щадящей, экологически обоснованной техники и технологии;
- вовлечение в эксплуатацию перестойных насаждений, в которых допустимы рубки по экологическим соображениям;
Порядок заготовки древесины, способы и технология определяются:
- правилами отпуска древесины на корню в лесах Бурятской ССР;
- правилами рубок главного пользования и лесовосстановительных рубок в лесах бассейна озера Байкал;
- наставлением по рубкам ухода в лесах бассейна озера Байкал,
- правилами рубок главного пользования в лесах Восточной Сибири,
- наставлением по рубкам ухода в лесах Восточной Сибири.
Статья 27. Определение размера заготовки древесины и лесосечный фонд
Планирование и проведение заготовки древесины в порядке рубок главного пользования и лесовосстановительных рубок осуществляется в пределах расчетной лесосеки по каждому лесничеству по группам лесов и хозяйствам и утверждается Советом Министров Бурятской ССР.
Рубки главного пользования и лесовосстановительные рубки в размерах, превышающих расчетную полосу, не допускаются.
Размер ежегодно выделяемого лесосечного фонда определяется раздельно по группам лесов, с выделением объемов по хвойному хозяйству.
Порядок планирования, отвода и передачи лесосечного фонда лесопользователем устанавливается Правилами отпуска древесины на корню в лесах Бурятской ССР.
Размер заготовки древесины при осуществлении промежуточного пользования лесом определяется исходя из рекомендаций лесоустройства, а также практических возможностей проведения этих рубок владельцами лесного фонда и пользователями лесными ресурсами.
Статья 28. Порядок заготовки живицы
Заготовка живицы производится в спелых и перестойных насаждениях, которые после окончания сроков подсочки планируются в рубку.
Не допускается передача насаждений в подсочку без утвержденных в установленном порядке планов рубок леса и подсочки насаждений.
Проведение рубок главного пользования и лесовосстановительных рубок в насаждениях, которые предназначены для заготовки живицы запрещается до окончания сроков подсочки.
В зоне обязательной подсочки суммарная площадь находящихся и вышедших из подсочки древостоев не должна превышать более трех расчетных лесосек по сосновому хозяйству.
Заготовка живицы производится в соответствии с Правилами подсочки, смолоподсочки и заготовки лесохимического сырья.
Статья 29. Порядок заготовки других материалов
Порядок заготовки второстепенных лесных материалов и сырья утверждения такс на них или освобождения от платы за их заготовку устанавливается законодательством Бурятской ССР.
Статья 30. Порядок осуществления побочных лесных пользований
Осуществление побочных лесных пользований на участках, где это может причинить вред лесу, запрещается.
Запрещается также пользование всеми видами растительного и животного мира, занесенными в Красную книгу.
Сенокосы и пастбища, находящиеся в лесах, не используемые для нужд лесного хозяйства, лесозаготовительных предприятий и других пользователей, находящихся с владельцами лесфонда в договорных отношениях, предоставляются колхозам, совхозам и другим предприятиям, организациям и гражданам, во временное пользование по решению местных Советов народных депутатов, если такое пользование совместимо с интересами лесного и охотничьего хозяйства.
Заготовка лекарственного сырья на территории лесного фонда регламентируется Министерством лесного хозяйства Бурятской ССР и лесхозами по согласованию с районными, сельскими, поселковыми Советами народных депутатов.
Порядок и условия осуществления пользования недревесными лесными ресурсами устанавливаются законодательством Бурятской ССР.
Статья 31. Пользование лесом в культурно-оздоровительных целях
В целях организации отдыха населения местные Советы народных депутатов, предприятия, государственных органов лесного хозяйства, а также по согласованию с ними, иные предприятия, организации и учреждения в лесах зеленых зон и других лесах, используемых для отдыха населения, проводят мероприятия по благоустройству лесных участков и культурно-бытовому обслуживанию населения.
Порядок пользования лесом в культурно-оздоповительных целях устанавливается законодательством Бурятской ССР.
Статья 32. Пользование лесом в научно-исследовательских целях
Для проведения научно-исследовательских работ соответствующим предприятиям, организациям и учреждениям могут выделяться леса или специальные участки, в которых могут быть ограничены или полностью запрещены лесные пользования, если это несовместимо с целями проведения научно-изыскательских работ.
Порядок пользования лесом в научно-исследовательских целях устанавливается законодательством Союза ССР по согласованию с законодательными органами РСФСР и Бурятской ССР
Статья 33. Пользование лесом для нужд охотничьего хозяйства
Леса и земли лесного фонда, не покрытые лесом, могут использоваться для нужд охотничьего хозяйства.
Лесные пользования и лесохозяйственные мероприятия в лесах должны осуществляться с учетом необходимости сохранения благоприятных условий для обитания диких животных.
Численность животных в лесах регулируется в пределах допустимой для лесных угодий плотности с тем, чтобы животные не наносили ущерба лесному хозяйству.
Порядок пользования лесом для нужд охотничьего хозяйства устанавливается законодательством Бурятской ССР.
Статья 34. Пребывание граждан в лесах
Граждане имеют право свободно пребывать в лесах.
Граждане пользуются лесами для целей рекреации, сбора дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод и других пищевых ресурсов леса бесплатно, за исключением случаев, когда эти пользования предоставляют на улучшенных или искусственно созданных угодиях, семенных участках, площадях, переданных пользователям лесным фондом по договору или в специально оборудованных местах отдыха.
Граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, не допускать поломок и порубок деревьев и кустарников, повреждений лесных культур, засорения лесов, повреждения муравейников, гнездовий птиц и т. д., вести сбор дикорастущих пищевых ресурсов леса способами, не наносящими ущерба их воспроизводству.
Пребывание граждан в лесах, сбор дикорастущих плодов, орехов, грибов и т. п. могут быть ограничены Исполнительными органами в интересах пожарной безопасности, ведения орехопромыслового, лесоплодового, лесосеменного хозяйства, а в лесах заповедников в связи с установленным в них специальным порядком пользования.
Статья 35. Лесные пользования в лесах заповедников, национальных парков, заказников, памятников природы
В лесах заповедников, национальных парков, заказников, памятников-природы запрещаются лесные пользования, не совместимые с назначением этих лесов.
Порядок пользования в лесах заповедников, национальных парков, заказников, памятников природы определяется законодательством об охране нрироды на территории бурятской ССР и РСФСР.
Статья 36. Лесные пользования в районах проживания малочисленных народов и этнических групп
В районах проживания малочисленных народов и этнических групп устанавливается особый порядок пользования лесным фондом, обеспечивающий сохранение и поддержание необходимых условий для жизни и традиционной хозяйственной деятельности этих народов.
Порядок и условия осуществления лесных пользовании в районах проживания малочисленных народов и этнических групп определяются законодательством Бурятской ССР и РСФСР.
Статья 37. Особенности пользования колхозными и совхозными лесами
Лесные пользования в колхозных и совхозных лесах осуществляются прежде всего колхозами и совхозами. Заготовка древесины производится только колхозом и совхозом, являющимся владельцем лесного фонда. После удовлетворения потребностей общественного хозяйства колхоза и совхоза и нужд их работников в иной лесной продукции колхоз или совхоз в пределах установленных нормативов может допускать к осуществлению лесных пользовании других пользователей.
Лесное пользование в колхозных и совхозных лесах производится в соответствии с положением о ведении хозяйства в колхозных и совхозных лесах, утвержденном Верховным Советом Бурятской ССР.
Статья 38. Особенности пользования лесом в пограничной зоне
Пользование лесами в пограничной зоне осуществляется в порядке, установленном законодательством РСФСР по согласованию с Бурятской ССР.
Раздел V. Финансовые стороны лесных отношений
Статья 39. Платность владения лесным фондом
Владельцы лесного фонда освобождаются от платы за владение лесным фондом.
Статья 40. Платность лесных пользовании
Лесные пользования осуществляются за плату. Порядок оплаты лесных пользовании и ее размер устанавливаются Советом Министров Бурятской ССР. Размер попенной платы может изменяться Советом Министров Бурятской ССР в зависимости от спроса на древесину.
Плата за древесину, отпускаемую на корню, штрафы, пени, неустойки, за нарушение лесного законодательства, за исключением сумм, зачисляемых органам лесного хозяйства, поступают в государственный бюджет бурятской ССР.
От платы за пользование лесными ресурсами освобождаются:
- лесхозы, при осуществлении пользовании в лесфонде, владельцами которого они являются;
- научные, учебные и проектно-изыскательские организации при осуществлении в лесном фонде, закрепленном за ними по договору, научно-исследовательских и проектно-изыскательских работ;
- граждане, предприятия и организации Бурятской ССР, пострадавшие от стихийных бедствий, за пользование древесиной в размерах, у необходимых для восстановления объектов, уничтоженных или поврежденных в результате стихийных бедствий.
Статья 41. Финансирование лесного хозяйства и доход владельцев лесного фонда
Финансирование владельцев государственного лесного фонда проводится из государственного бюджета Бурятской ССР.
Сумма возмещения ущерба, причиненного лесному хозяйству, пользователями лесным фондом, а также другими гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями в результате нарушения лесного законодательства, суммы штрафов, пени, неустоек, налагаемых на нарушителей лесного законодательства, в определенной доле, устанавливаемой Верховным Советом Бурятской ССР, поступают владельцам лесного фонда.
Кроме указанных поступлений в доход владельцев лесного фонда зачисляется прибыль от реализации лесной продукции, полученной в результате проведения лесохозяйственных мероприятий.
В средства, выделяемые для финансирования лесохозяйственных программ, включаются также целевые бюджетные ассигнования.
Финансирование лесного хозяйства в колхозных и совхозных лесах осуществляется в соответствии с Положением о ведении хозяйства в колхозных и совхозных лесах, утверждаемом Советом Министров Бурятской ССР.
Статья 42. Доход пользователей лесным фондом
Пользователи лесным фондом имеют право собственности на все виды лесной продукции, полученной согласно договора, лесорубочного билета, ордера или билета на побочное пользование.
Продукция, полученная пользователем на переданном ему участке лесного фонда сверх того количества, которое предусмотрено в договоре, лесорубочном билете, ордере или билете на побочное пользование, дополнительной оплате не подлежит и зачисляется в доход пользователя.
Раздел VI. Функции и структура государственных органов лесного хозяйства Бурятской ССР
Статья 43. Функции государственных органов лесного хозяйства
В соответствии с целями и задачами лесного хозяйства, изложенными в статье 8 настоящего Закона, государственные органы лесного хозяйства выполняют:
- охрану лесов от пожаров, включая противопожарное обустройство лесного фонда, предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований пожарной безопасности в лесах, предупреждение, обнаружение и тушение лесных и других пожаров на землях лесного фонда;
- охрану лесов от незаконных порубок, необоснованных изъятий земель лесного фонда, уничтожения полезной для леса охотничье-промысловой фауны, различных видов загрязнения лесов, нарушения установленного порядка лесных пользовании, использование земель лесного фонда не по назначению, повреждения и уничтожения отграничительных, лесоустроительных и лесохозяйственных знаков;
- защиту лесов от вредителей и болезней;
- осуществление различных мер ухода за лесом, включая рубки ухода за лесом, уход за кронами в молодняках и другие мероприятия;
- проведение комплекса работ по лесовосстановлению, включая посадку лесных культур и посев леса на непокрытых лесом площадях, содействие естественному возобновлению основных лесообразующих пород, реконструкцию малоценных насаждений;
- лесоустроительное обустройство территории, приведение в надлежащее состояние границ и граничных знаков.
Порядок ведения лесного хозяйства в колхозных и совхозных лесах определяется законодательством Бурятской ССР.
Порядок проведения перечисленных и других лесохозяйственных мероприятий определяется положением о ведении лесного хозяйства на территории Бурятской ССР, утверждаемом Советом Министров Бурятской ССР.
Предупреждение, обнаружение, тушение лесных и других растительных пожаров на территории лесного фонда Бурятской ССР осуществляется также службой авиационной охраны и защиты лесов на основе договорных отношений совладельцами лесного фонда.
Деятельность авиационной охраны и защиты лесов регламентируется нормативно-техническими документами, утверждаемыми законодательными органами РСФСР" по согласованию с Верховным Советом Бурятской ССР.
Статья 44. Структура государственных органов лесного хозяйства
Руководство лесным хозяйством на территории Бурятской ССР осуществляет республиканский государственный орган-Министерство лесного хозяйства Бурятской ССР.
Непосредственное осуществление охраны и защиты лесов, проведение лесохозяйственных мероприятий возлагается на лесхозы, национальные парки и заповедники.
Заповедники могут иметь иную, кроме Министерства лесного хозяйства Бурятской ССР, подчиненность.
В лесхозах, национальных парках и заповедниках мероприятия по охране и защите лесов осуществляются службой лесной охраны и охотничьего надзора.
Государственная лесная охрана и служба охотничьего надзора являются основным звеном системы государственного контроля состояния и использования лесного фонда республики.
Государственная лесная охрана и охотничий надзор наделяются правами по предупреждению и пресечению нарушений данного Закона, нормативных документов, определяющих порядок ведения хозяйства в лесном фонде и Закона РСФСР об охране и использовании животного мира.
Статус и регламентация, деятельности государственной лесной охраны и охотничьего надзора устанавливаются законодательством РСФСР и Бурятской ССР.
В колхозных и совхозных лесах ведение лесного хозяйства возлагается на межколхозные лесхозы, входящие в состав республиканского объединения межколхозлесхозов.
Охрана колхозных и совхозных лесов осуществляется штатом лесной охраны межколхозлесхозов. Деятельность межколхозных лесхозов определяется Положением, утверждаемым Советом Министров Бурятской ССР.
Раздел VII. Ответственность за нарушения лесного законодательства
Статья 45. Нарушения лесного законодательства
Нарушителями лесного законодательства признаются граждане Союза ССР, иностранные граждане, различные предприятия, учреждения, организации и органы исполнительной власти, осуществившие действия, несовместимые с лесным законодательством Союза ССР, РСФСР и бурятской ССР.
Нарушителями могут быть признаны и владельцы лесного фонда как за совершенные нарушения лесного законодательства, так и за невыполнение возложенных на них обязанностей, повлекшие за собой лесонарушения со стороны других лиц, предприятий, организаций.
Статья 46. Ответственность за лесонарушения
Нарушение лесного законодательства, включая нарушения законов Союза ССР, РСФСР, настоящего Закона, правил и других нормативно-технических документов, определяющих порядок ведения хозяйства в лесном фонде, влечет за собой уголовную, административную и материальную ответственность в соответствии с законодательством Союза ССР, РСФСР и Бурятской ССР.
Председатель Верховного
Совета Бурятской ССР |
С.И. Булдаев |
г. Улан-Удэ,
Дом Советов
26 апреля 1991 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Республики Бурятия от 26 апреля 1991 г. N 111-XII "О лесе"
Текст Закона официально опубликован не был
Законом Республики Бурятия от 7 декабря 2004 г. N 899-III настоящий Закон признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Республики Бурятия от 25 августа 1999 г. N 260-II (в ред. от 7 мая 2001 г., 25 февраля 2004 г.)
Закон Республики Бурятия от 22 ноября 1993 г. N 383-XII