Постановление Правительства Республики Бурятия от 29 мая 2007 г. N 179
"О Концепции государственной национальной политики в Республике Бурятия"
5 марта 2012 г., 4 июня 2015 г.
В целях всестороннего учета интересов народов, проживающих в Республике Бурятия, и обеспечения взаимодействия органов государственной власти Республики Бурятия, федеральных органов государственной власти, органов самоуправления, институтов гражданского общества по реализации государственной национальной политики в республике Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию государственной национальной политики в Республике Бурятия.
2. Исполнительным органам государственной власти Республики Бурятия руководствоваться Концепцией государственной национальной политики в Республике Бурятия при решении конкретных задач в сфере национальных отношений, а также при разработке программ этнокультурного развития и межнационального сотрудничества, реализации государственной политики в области культуры, образования, здравоохранения и информации, разработке проектов законов и иных нормативно-правовых актов, затрагивающих вопросы межнациональных отношений.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления в Республике Бурятия учитывать положения Концепции государственной национальной политики в Республике Бурятия при принятии решений в сфере национальных отношений, при разработке программ этнокультурного развития и межнационального сотрудничества, реализации политики в области культуры, образования, здравоохранения и информации.
4. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Бурятия от 28.09.1997 г. N 336 "О Концепции государственной национальной политики Республики Бурятия".
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент, |
Л.В. Потапов |
Концепция
государственной национальной политики в Республике Бурятия
(утв. постановлением Правительства Республики Бурятия от 29 мая 2007 г. N 179)
5 марта 2012 г., 4 июня 2015 г.
Государственная национальная политика в Республике Бурятия выражает интересы граждан, проживающих в Республике Бурятия и относящих себя к определенным народам и этническим общностям, направлена на сохранение их самобытности, культуры и языка.
Концепция государственной национальной политики в Республике Бурятия (далее - Концепция) представляет собой систему современных научно обоснованных теоретических положений, принципов и приоритетов государственной политики в сфере межнациональных отношений.
Концепция призвана стать ориентиром для органов государственной власти и органов местного самоуправления в Республике Бурятия в решении задач этнокультурного развития народов и этнических общностей в Республике Бурятия и регулирования межнациональных отношений, обеспечения конституционных прав граждан.
Концепция определяет цель, задачи и направления государственной политики в Республике Бурятия в сфере межнациональных отношений, в создании условий удовлетворения гражданами своих социокультурных потребностей, в формировании культуры межнационального общения.
Концепция предусматривает объединение усилий органов государственной власти Республики Бурятия, органов местного самоуправления в Республике Бурятия в развитии диалога с общественными объединениями и гармонизации межнациональных отношений.
Объектом государственной политики является сфера межнациональных отношений и этнокультурного развития Республики Бурятия.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 5 марта 2012 г. N 109 в раздел I настоящей Концепции внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления
I. Современное состояние межнациональных отношений
Республика Бурятия - полиэтничный субъект Российской Федерации. На территории Республики Бурятия проживают представители 111 национальностей (по данным Всероссийской переписи 2002 года), принадлежащие к различным языковым группам и исповедующие христианство, буддизм, шаманизм, ислам, иудаизм. Наиболее многочисленными из них являются русские и буряты, составляющие 95,6 % всего населения. Также на территории республики проживают коренные малочисленные народы Севера Сибири - эвенки и сойоты, представители татарской, украинской, армянской, азербайджанской, немецкой, польской и других этнических общностей.
Республика Бурятия обладает историческим опытом позитивного межэтнического и межрелигиозного взаимодействия.
Многонациональный состав населения Республики Бурятия, своеобразие подходов и устремлений к устройству жизни, укладов и обычаев ее народов требует исключительной взвешенности и ответственности в проведении единой национальной политики, направленной на обеспечение добрососедства и согласия в регионе.
Начало 90-х годов в республике было отмечено ростом национального самосознания бурятского народа, формированием и активизацией деятельности его национальных общественных объединений, выступивших под лозунгами "возрождения национальной культуры и родного языка". Одновременно были созданы общественные объединения, выражающие этнокультурные интересы русской части населения, и ими были выдвинуты соответствующие требования. Органами государственной власти при взаимодействии с общественностью на основе переговоров, поиска компромиссов, взаимных уступок был найден конструктивный путь решения назревших этнокультурных проблем бурятского и русского народов и других этнических общностей республики. Также были предприняты политические, правовые и организационные меры по созданию необходимых условий для свободного удовлетворения этническими общностями своих культурных потребностей и укреплению межэтнического согласия в республике.
Главой, Правительством и Народным Хуралом Республики Бурятия на основе Концепции государственной национальной политики Российской Федерации была выработана согласованная государственная национальная политика Республики Бурятия, направленная на учет этнических интересов граждан и удовлетворение их этнокультурных запросов. Органы власти поддержали проведение общебурятских съездов, съезда семейских, съезда народов Бурятии. Была оказана государственная поддержка инициативам этнических общностей по созданию общественных объединений, национально-культурных центров. Для обеспечения диалога власти и этнических общностей при Главе республики были сформированы Совет по делам национальностей, Совет по взаимодействию с религиозными объединениями, из представителей этнокультурных объединений создана Ассамблея народов Бурятии.
Такая взвешенная политика органов государственной власти республики дала свои положительные результаты. В общественном сознании населения утвердилось позитивное восприятие проблем бурятского народа и необходимости усиления внимания вопросам развития бурятской культуры и языка. В региональной национальной политике были учтены этнокультурные интересы русского народа, являющегося большинством в республике, и этнокультурные интересы других этнических общностей Бурятии.
Таким образом, в 90-е и последующие годы в республике удалось сохранить взаимное понимание между основными этническими общностями и группами населения и толерантность в межнациональных отношениях. В настоящее время этнополитическая ситуация в Бурятии отличается стабильностью и устойчивостью, характеризуется благоприятным климатом и отсутствием серьезных противоречий и проявлений экстремизма.
Вместе с тем, учитывая сложность этнического фактора, его зависимость от воздействия внешней и внутренней среды, невозможно однозначно утверждать о неизменности существующей этнополитической ситуации.
В Российской Федерации ситуация в сфере межнациональных отношений, по сравнению с началом 90-х годов, заметно изменилась в худшую сторону. В центральных регионах России участились факты проявления бытовой ксенофобии и преступлений, совершенных по мотивам национальной неприязни. Односторонняя информация о них через СМИ и Интернет стремительно распространяется по всей территории страны. Республика Бурятия, находясь в едином информационном пространстве страны, объективно подвергается деструктивному влиянию негативной информации.
Приходится констатировать, что по своей результативности негативная информация, транслируемая по телевидению, публикуемая в печатных СМИ и Интернете, оказывается действеннее формализованной воспитательной и профилактической работы, проводимой в организациях и учебных заведениях республики. Тем самым она способствует созданию условий для распространения в молодежной среде идей ксенофобии, национализма, экстремизма и фашизма.
К числу факторов, влияющих на состояние межэтнических отношений в республике, относится миграция. Миграция населения и территориальная мобильность населения является необходимым условием нормального социально-экономического развития любой территории. Республике Бурятия, численность населения которой продолжает снижаться, приток трудовых ресурсов за счет мигрантов крайне необходим для обеспечения экономического роста. Неблагоприятные демографические тенденции и сокращение численности населения республики свидетельствуют о том, что в ближайшие годы острая потребность в людях будет сохраняться. В то же время увеличение миграционного притока из ближнего и дальнего зарубежья, при сохраняющемся высоком уровне безработицы, способствует росту социальной напряженности на рынке труда, влечет за собой изменение этнического состава населения республики и, безусловно, влияет на межэтнические отношения. В настоящее время среди местного населения уже отмечены факты антимигрантских настроений.
Из внешних факторов, влияющих на межэтнические отношения, нельзя не учитывать фактор приграничного положения республики и развитие внешнеэкономических и культурных связей с сопредельными странами - Китаем и Монголией.
К факторам внутренней среды, влияющим на межэтнические отношения, следует отнести имеющиеся различия в этнокультурной активности этнических общностей, проживающих в республике.
Этнокультурное "возрождение" 90-х годов способствовало разрешению многих этнических проблем в республике, накопившихся в предыдущие десятилетия. Вместе с тем до настоящего времени в обществе нет внятных и обоснованных целей этнокультурного возрождения. Отсутствие их четкого видения и неопределенность в этом вопросе может привести к усилению этнизации сознания населения, особенно молодежи, к укреплению культурных границ, к изоляции этнических общностей друг от друга и к культурной замкнутости.
Недостаточно активное воспитание культуры межэтнических отношений и нарушение баланса интересов различных этнических общностей, проживающих на одной территории, может привести к росту взаимной подозрительности и напряженности в межэтнических отношениях.
В этой связи перед органами государственного и муниципального управления стоит задача сохранения баланса интересов этнических общностей в этнокультурном развитии, и на основе этого формирования высокой и устойчивой культуры межэтнического взаимодействия и общероссийской идентичности у граждан - представителей этнических общностей Республики Бурятия.
Необходимо дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы, создающий условия для удовлетворения гражданами своих образовательных, культурных, языковых и этнических интересов.
Регулирование межнациональных процессов требует гибкости в осуществлении государственной национальной политики, выработки новых технологий в формировании представлений о совместном проживании народов. Постоянное изучение этнополитических процессов, прогнозирование событий в межнациональных отношениях дает возможность принимать своевременные и обоснованные решения.
Важным инструментом в повышении эффективности реализации государственной национальной политики в Республике Бурятия является разработка и осуществление различных программ, направленных на национально-культурное развитие народов Бурятии, укрепление межнационального согласия в республике.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 4 июня 2015 г. N 283 в раздел II настоящей Концепции внесены изменения
II. Принципы государственной национальной политики
Принципы государственной национальной политики в Республике Бурятия основываются на положениях Конституции Российской Федерации, признанных Россией нормах международного права, положениях Конституции Республики Бурятия, а также принципах, заложенных в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Они определяют основы жизнедеятельности личности в обществе и государстве независимо от принадлежности к той или иной национальности, национально-государственные интересы России.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 4 июня 2015 г. N 283 раздел III настоящей Концепции изложен в новой редакции
III. Цели, приоритетные направления и задачи государственной национальной политики в Республике Бурятия
Целями государственной национальной политики в Республике Бурятия являются:
а) упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации);
б) сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России в Республике Бурятия;
в) гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений;
г) обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств;
д) успешная социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов.
Настоящие цели достигаются совместными действиями общества и государства на основе конституционных принципов демократии и федерализма, принципов единства, патриотизма и социальной справедливости, стабильного и суверенного развития России, уважения национального достоинства ее граждан и являются основой для решения долгосрочных задач государственного строительства, успешного развития страны в экономической, социально-культурной и внешнеполитической сферах, обеспечения национальной безопасности.
Приоритетными направлениями государственной национальной политики в Республике Бурятия являются:
а) совершенствование государственного управления в сфере государственной национальной политики в Республике Бурятия;
б) обеспечение межнационального мира и согласия, гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений;
в) обеспечение равноправия граждан, реализации конституционных прав граждан в сфере государственной национальной политики в Республике Бурятия;
г) создание условий для социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов;
д) обеспечение социально-экономических условий для эффективной реализации государственной национальной политики в Республике Бурятия;
е) укрепление единства и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации) в Республике Бурятия;
ж) сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России в Республике Бурятия;
з) создание условий для обеспечения прав народов России в социально-культурной сфере;
и) развитие системы образования, гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения;
к) обеспечение оптимальных условий для сохранения и развития языков народов России, использования русского языка как государственного языка Российской Федерации;
л) информационное обеспечение реализации государственной национальной политики в Республике Бурятия;
м) совершенствование взаимодействия государственных и муниципальных органов с институтами гражданского общества;
н) развитие международного сотрудничества в сфере государственной национальной политики Российской Федерации.
Задачи в сфере государственной национальной политики в Республике Бурятия:
а) задачи по совершенствованию государственного управления в сфере государственной национальной политики в Республике Бурятия:
объединение усилий государственных и муниципальных органов и институтов гражданского общества Республики Бурятия для укрепления единства российского народа, достижения межнационального мира и согласия;
обеспечение правовых, организационных и материальных условий, способствующих максимальному учету в системе государственного управления национально-культурных интересов народов России и их удовлетворению;
создание условий для участия коренных малочисленных народов в решении вопросов, затрагивающих их права и интересы;
обеспечение учета и реализации задач государственной национальной политики в Республике Бурятия в федеральных и региональных документах государственного стратегического планирования;
совершенствование системы управления и координации государственных и муниципальных органов при реализации государственной национальной политики в Республике Бурятия;
совершенствование организации местного самоуправления с учетом возможности использования форм традиционной территориальной самоорганизации народов России в целях создания условий для проявления инициативы и самодеятельности всех групп населения, а также учет их интересов и потребностей в деятельности органов местного самоуправления;
разработка и реализация государственных программ Республики Бурятия, направленных на укрепление единства многонационального народа России (российской нации), обеспечение гражданского и межнационального согласия, этнокультурного развития народов России;
обеспечение подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих по утвержденным в установленном порядке типовым учебным программам по вопросам реализации государственной национальной политики в Республике Бурятия;
б) задачи по обеспечению равноправия граждан, реализации их конституционных прав в сфере государственной национальной политики в Республике Бурятия:
обеспечение реализации принципа равноправия граждан независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств при приеме на работу, при замещении должностей государственной и муниципальной службы, должностей в правоохранительных органах и в судебной системе, при формировании кадрового резерва на федеральном и региональном уровнях;
создание условий для свободного определения гражданами своей национальной принадлежности;
принятие мер по недопущению проявлений дискриминации в отношении граждан различной национальной принадлежности при осуществлении государственными и муниципальными органами и организациями своей деятельности;
в) задачи по обеспечению межнационального мира и согласия, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений:
определение в качестве приоритетных задач в сфере государственной национальной политики в Республике Бурятия для государственных и муниципальных органов и их должностных лиц вопросов, связанных с поддержанием межнационального мира и согласия, гармонизацией межнациональных отношений, профилактикой возникновения конфликтных ситуаций, содействием диалогу между представителями различных этнических общностей;
установление ответственности должностных лиц государственных и муниципальных органов за состояние межнациональных отношений на соответствующих территориях, а также мер стимулирования указанных лиц;
формирование в обществе обстановки нетерпимости к пропаганде и распространению идей экстремизма, ксенофобии, национальной исключительности, направленных на подрыв общественно-политической стабильности, национального мира и согласия;
совершенствование правовых основ научного и экспертного обеспечения раннего предупреждения межнациональных конфликтов, проявлений агрессивного национализма и связанных с ними криминальных проявлений, массовых беспорядков, проявлений экстремизма и терроризма;
принятие правовых и организационных мер по предотвращению и пресечению деятельности, направленной на возрождение националистической идеологии, воспроизводящей идеи нацизма, на обеление этих идей;
вовлечение этнокультурных и общественных объединений, религиозных организаций в деятельность по развитию межнационального и межконфессионального диалога, возрождению семейных ценностей, противодействию экстремизму, национальной и религиозной нетерпимости;
организация с участием институтов гражданского общества и интернет-провайдеров противодействия пропаганде идей экстремизма в социальных сетях;
предупреждение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, разжигание расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;
определение полномочий и ответственности руководителей и иных должностных лиц государственных и муниципальных органов в сфере профилактики и пресечения межнациональной (межэтнической) и межконфессиональной напряженности и конфликтов;
создание региональной и муниципальной систем мониторинга состояния межэтнических отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций; эти системы должны базироваться на диверсификации источников информации и обеспечивать возможность оперативного реагирования на возникновение конфликтных и предконфликтных ситуаций на территории Республики Бурятия;
реализация мер правового и информационного характера по профилактике недобросовестного использования этнического фактора в избирательном процессе и в партийных программах;
г) задачи по обеспечению социально-экономических условий для эффективной реализации государственной национальной политики в Республике Бурятия:
содействие развитию народных промыслов и ремесел в целях увеличения занятости населения, в том числе на селе, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;
повышение уровня адаптированности традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов к современным экономическим условиям с учетом обеспечения защиты их исконной среды обитания и традиционного образа жизни;
обеспечение доступа граждан к социальным, медицинским и иным видам услуг по месту фактического проживания, в том числе в отдаленных местах традиционного проживания;
д) задачи по содействию национально-культурному развитию в Республике Бурятия:
обеспечение сохранения и приумножения духовного и культурного потенциала многонационального народа Российской Федерации на основе идей единства и дружбы народов, межнационального (межэтнического) согласия, российского патриотизма;
распространение знаний об истории и культуре народов Российской Федерации;
формирование культуры межнационального (межэтнического) общения в соответствии с нормами морали и традициями народов Российской Федерации;
развитие межнациональных (межэтнических) и межрегиональных культурных связей, распространение традиционных и современных произведений литературы и искусства народов России и бывшего СССР, организация художественных выставок, гастролей творческих коллективов;
развитие этнографического и культурно-познавательного туризма, оздоровительных и рекреационных зон, расширение государственной поддержки национальных видов спорта;
содействие в посещении молодежью городов - героев и городов воинской славы, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
обеспечение сохранения и приумножения культурного наследия народов Российской Федерации путем:
- формирования в обществе атмосферы уважения к историческому наследию и культурным ценностям народов России;
- расширения возможностей доступа к отечественным культурным ценностям, материальному и нематериальному историческому наследию народов России;
- развития волонтерского (добровольческого) движения в сфере сохранения культурного наследия, включая реставрацию культурных ценностей;
совершенствование системы подготовки национальных кадров в сфере культуры;
разработка дополнительных мер государственной поддержки научных исследований, научно-популярных публикаций, создания произведений литературы, искусства, кино и телевидения, интернет-продукции, освещающих значимые исторические события, пропагандирующих общие достижения народов России;
е) задачи государственной национальной политики в Республике Бурятия в сфере образования, патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения заключаются в формировании у детей и молодежи общероссийского гражданского самосознания, чувства патриотизма, гражданской ответственности, гордости за историю нашей страны, в воспитании культуры межнационального общения, основанной на толерантности, уважении чести и национального достоинства граждан, духовных и нравственных ценностей народов России, на всех этапах образовательного процесса путем:
повышения роли гуманитарного направления в процессе образования, разработки учебных программ по изучению многовекового опыта взаимодействия народов Республики Бурятия посредством ознакомления с историческими документами о знаковых событиях, раскрывающих истоки общероссийского единства и солидарности;
совершенствования системы обучения в общеобразовательных учреждениях в целях сохранения и развития культур и языков народов Бурятии наряду с воспитанием уважения к общероссийской истории и культуре, мировым культурным ценностям;
использования в системе образования двуязычия и многоязычия как эффективного пути сохранения и развития этнокультурного и языкового многообразия российского общества;
создания в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования структур студенческого самоуправления (клубов, советов и других) на интернациональной основе, а также условий для координации их деятельности;
поддержки общественных инициатив, направленных на патриотическое воспитание граждан;
совершенствования учебной литературы и программ обучения в целях более эффективного формирования у подрастающего поколения общероссийского гражданского самосознания, воспитания культуры межнационального общения;
подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров;
ж) задачи по поддержке русского языка и бурятского языка как государственных языков Республики Бурятия и других языков народов России:
создание оптимальных условий для сохранения и развития бурятского языка, языков народов России, использования русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения и одного из официальных языков международных организаций;
включение в государственную программу мер по поддержке бурятского языка, языков народов России и защите языкового многообразия;
обеспечение полноценных условий для изучения и использования гражданами Российской Федерации русского языка как государственного языка Российской Федерации;
обеспечение полноценных условий для изучения и использования бурятского языка как государственного языка Республики Бурятия;
обеспечение прав граждан на изучение родного языка;
недопустимость ущемления прав граждан на свободный выбор языка общения, образования, воспитания и творчества;
обмен теле- и радиопрограммами, аудио- и видеоматериалами, печатной продукцией на национальных языках между субъектами Российской Федерации;
возрождение и поддержка практики перевода произведений отечественной литературы на языки народов России;
содействие соотечественникам, их детям, проживающим за рубежом, в сохранении и развитии русского и других языков народов России;
з) задачи по формированию системы социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов:
создание экономических и социальных условий для добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также для переселения граждан Российской Федерации в другие регионы в целях их освоения;
решение при реализации Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года социально-экономических и демографических задач с учетом интересов и этнокультурных традиций народов Российской Федерации;
содействие в процессе социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов (при их готовности) развитию речевого взаимодействия, межкультурному общению в целях повышения уровня доверия между гражданами и искоренения национальной и расовой нетерпимости;
противодействие формированию замкнутых анклавов мигрантов по этническому признаку;
обеспечение взаимодействия государственных и муниципальных органов с общественными объединениями, способствующими социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов;
совершенствование системы мер, обеспечивающих уважительное отношение мигрантов к культуре и традициям принимающего сообщества;
укрепление роли национальных общественных объединений, национально-культурных автономий в социальной и культурной адаптации мигрантов на основе использования инфраструктуры культурных и учебных центров;
обеспечение на основе государственно-частного партнерства участия общественных объединений и религиозных организаций в деятельности Дома Дружбы народов Республики Бурятия, в которых мигранты получают юридические и бытовые услуги, обучаются русскому языку, знакомятся с российской культурой, историей и основами законодательства Российской Федерации;
и) задачи по информационному обеспечению реализации государственной национальной политики в Республике Бурятия:
формирование и совершенствование мер стимулирования государственных, муниципальных и негосударственных теле- и радиокомпаний, печатных средств массовой информации, журналистов, освещающих вопросы реализации государственной национальной политики в Республике Бурятия, включая поддержку проектов, направленных на реализацию целей и задач настоящей Концепции;
распространение рекламной и промышленной продукции, производство и размещение в теле- и радиоэфире роликов социальной рекламы и иной видеопродукции, поддержка создания тематических радио- и телепередач, газетных и журнальных рубрик, интернет-проектов, направленных на реализацию целей и задач государственной национальной политики в Республике Бурятия;
организация и проведение конкурсов на лучшее освещение в средствах массовой информации вопросов межнационального (межэтнического), межконфессионального и межкультурного взаимодействия;
выступление в средствах массовой информации руководителей государственных и муниципальных органов, представителей институтов гражданского общества, общественных объединений и религиозных организаций по актуальным вопросам, связанным с реализацией государственной национальной политики в Республике Бурятия;
осуществление органами государственной власти и органами местного самоуправления с участием институтов гражданского общества и журналистского сообщества мониторинга публикаций печатных и электронных средств массовой информации по вопросам реализации государственной национальной политики в Республике Бурятия, а также проведение регулярных семинаров для журналистов по повышению их квалификации в этой сфере;
использование мер общественного контроля в целях недопущения публикаций, направленных на разжигание межнациональной (межэтнической) или межконфессиональной ненависти либо вражды;
к) задачи по совершенствованию взаимодействия государственных и муниципальных органов с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики в Республике Бурятия:
участие Общественной палаты Республики Бурятия в подготовке управленческих решений в сфере государственной национальной политики в Республике Бурятия;
усиление роли общественных советов при государственных и муниципальных органах в деятельности по повышению общероссийского гражданского самосознания, гармонизации межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений, обеспечению социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов;
поддержка деятельности межнациональных общественных объединений, ассоциаций, фондов, национально-культурных автономий как важного средства выявления и удовлетворения этнокультурных запросов граждан, достижения стабильности межнациональных отношений, предупреждения конфликтов на национальной почве, обеспечения реализации настоящей Концепции;
усиление общественного контроля деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по реализации государственной национальной политики в Республике Бурятия;
обеспечение открытости и публичности рассмотрения ситуаций, связанных с конфликтами в сфере межнациональных (межэтнических) отношений, их непредвзятого и ответственного освещения в средствах массовой информации;
вовлечение институтов гражданского общества, в том числе молодежных и детских общественных объединений, в проведение мероприятий по профилактике проявлений межнациональной (межэтнической) нетерпимости либо вражды в детской и молодежной среде;
развитие этнокультурной инфраструктуры Дома Дружбы народов, иных государственных и муниципальных учреждений, деятельность которых направлена на решение задач государственной национальной политики в Республике Бурятия;
использование потенциала институтов гражданского общества, в том числе национальных и многонациональных общественных объединений граждан, национально-культурных автономий, в целях гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений, совместного противодействия росту межнациональной напряженности, экстремизму, разжиганию этнической и религиозной ненависти либо вражды;
л) задачи в области международного сотрудничества при реализации государственной национальной политики в Республике Бурятия:
участие в формировании положительного имиджа Российской Федерации за рубежом как демократического государства, гарантирующего удовлетворение этнокультурных потребностей граждан на основе многовековых российских традиций гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений;
обеспечение изучения, популяризации и распространения за рубежом русского языка и культуры народов России, составляющих уникальный вклад в культурное многообразие современного мира и в партнерство цивилизаций, способствующих формированию позитивного имиджа Республики Бурятия за рубежом;
проведение мониторинга международных событий и деятельности международных организаций, способных повлиять на состояние межнациональных (межэтнических) отношений в Республике Бурятия;
содействие консолидации деятельности объединений соотечественников, проживающих за рубежом, по обеспечению своих прав в странах проживания, сохранению связей с исторической Родиной;
оказание поддержки соотечественникам, проживающим за рубежом, их национальным диаспорам в удовлетворении национально-культурных потребностей посредством расширения связей с национально-культурными общественными объединениями в России;
использование механизмов приграничного сотрудничества в целях этнокультурного развития, социально-экономического сотрудничества, создания условий для свободного общения семей разделенных народов;
создание в рамках межгосударственных контактов и договоренностей условий российским гражданам и соотечественникам, проживающим за рубежом, для гарантированного осуществления их гуманитарных контактов и свободы передвижения;
участие в реализации мер, направленных на противодействие проявлениям неонацизма, современных форм расизма, расовой и национальной дискриминации, ксенофобии, а также попыткам фальсификации истории в целях нагнетания конфронтации и реваншизма в мировой политике, ревизии характера и итогов Второй мировой войны, умаления подвига советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов;
использование ресурса общественной дипломатии путем вовлечения институтов гражданского общества в решение задач международного культурного и гуманитарного сотрудничества как средства налаживания межцивилизационного диалога, обеспечения взаимопонимания между народами;
участие в укреплении международного сотрудничества в сфере регулирования миграционных процессов, обеспечения прав трудовых мигрантов.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 4 июня 2015 г. N 283 в раздел IV настоящей Концепции внесены изменения
IV. Механизмы и основные направления реализации Концепции государственной национальной политики в Республике Бурятия
В целях реализации национальной политики принята Государственная программа Республики Бурятия "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России в Республике Бурятия", предусматривающая, в соответствии с федеральным и республиканским законодательством, реализацию комплекса мер по обеспечению укрепления гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений в Республике Бурятия; содействие этнокультурному многообразию народов России.
Координация деятельности по реализации государственной национальной политики обеспечивается уполномоченным республиканским органом исполнительной власти. В решении государственных задач по осуществлению национальной политики важная роль отводится институтам гражданского общества.
Для реализации государственной национальной политики необходимо проведение следующих мер:
1) в сфере реализации положений федерального и республиканского законодательства в области межнациональных отношений:
- разработка правовых актов Республики Бурятия, направленных на реализацию федерального и республиканского законодательства в области межнациональных отношений, противодействия экстремизму и предупреждения конфликтов на национальной почве;
2) в сфере реализации социально-экономических программ:
- при принятии управленческих решений по социально-экономическому развитию Республики Бурятия учет особенностей межнациональных отношений в Республике Бурятия в интересах создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека независимо от национальной принадлежности;
- включение в государственные программы Республики Бурятия мер, направленных на национально-культурное развитие народов, удовлетворение их культурных, образовательных потребностей, учет традиционного образа жизни и сохранение среды обитания коренных малочисленных народов, укрепление мира и межнационального сотрудничества, улучшение экономического положения народов;
- оказание, в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия, поддержки общественным объединениям, деятельность которых направлена на развитие национального самосознания народа как составляющей российского патриотического гражданского сознания;
3) в сфере информационного обеспечения реализации государственной национальной политики:
- осуществление мер по формированию и развитию информационного пространства с учетом многонационального состава населения, использование возможностей всех средств информации и в первую очередь государственных для демонстрации достижений культур и традиций народов, проживающих в Республике Бурятия;
- разработка и реализация программ, направленных на распространение в СМИ идей толерантности и патриотизма, пропаганду позитивного опыта межэтнического сотрудничества в республике;
- разработка и обеспечение выпуска регулярных программ на языках народов, проживающих в Республике Бурятия, по каналам теле- и радиовещания;
- развитие книгоиздания, периодической печати, телевидения на языках народов, проживающих в Республике Бурятия;
4) научное обеспечение национальной политики:
- осуществление постоянного мониторинга межнациональных отношений, религиозной ситуации, в том числе демографического и экономического положения населяющих Республику Бурятия народов и иных этнических групп, в том числе состояния языков народов Республики Бурятия;
- оказание поддержки научным структурам, ведущим исследования в области реализации национальной политики и по проблемам межнациональных отношений;
- прогнозирование развития межнациональных отношений и этнокультурных процессов на территории Республики Бурятия с учетом развития их на территории всей России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Государственная национальная политика в Республике Бурятия выражает интересы граждан, проживающих в Республике Бурятия и относящих себя к определенным народам и этническим общностям, направлена на сохранение их самобытности, культуры и языка.
Концепция государственной национальной политики в Республике Бурятия представляет собой систему современных научно обоснованных теоретических положений, принципов и приоритетов государственной политики в сфере межнациональных отношений.
Концепция призвана стать ориентиром для органов государственной власти и органов местного самоуправления в Республике Бурятия в решении задач этнокультурного развития народов и этнических общностей в Республике Бурятия и регулирования межнациональных отношений, обеспечения конституционных прав граждан.
Концепция определяет цель, задачи и направления государственной политики в Республике Бурятия в сфере межнациональных отношений, в создании условий для удовлетворения гражданами своих социокультурных потребностей, в формировании культуры межнационального общения.
Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Постановление Правительства Республики Бурятия от 29 мая 2007 г. N 179 "О Концепции государственной национальной политики в Республике Бурятия"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в приложении "Официальный вестник" к газете "Бурятия" от 2 июня 2007 г. N 45(487)
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Бурятия от 4 июня 2015 г. N 283
Постановление Правительства Республики Бурятия от 5 марта 2012 г. N 109
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления