Решение Верховного суда Республики Бурятия
от 31 января 2005 г. N 3-4-05
Именем Российской федерации Верховный суд Республики Бурятия рассмотрев в открытом судебном заседании 28 февраля 2005 г. дело по заявлению прокурора Республики Бурятия о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению отдельных положений Закона Республики Бурятия N 824 от 02.12.2004 г. "О внесении изменений в Закон Республики Бурятия "О статусе депутата Народного Хурала Республики Бурятия", установил:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Закона Республики Бурятия N 824 от 02.12.2004 г. следует читать как "N 824-III"
Народным Хуралом Республики Бурятия 02 декабря 2004 г. принят Закон Республики Бурятия "О внесении изменений в Закон Республики Бурятия от 19 апреля 1995 г. N 113-I "О статусе депутата Народного Хурала Республики Бурятия".
Прокурор Республики Бурятия обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления закона в силу пункта 2 статьи 1, абзацев 2 - 6 подпункта "в" пункта 3 статьи 1, подпункта "а" пункта 4 статьи 1 в части исключения слов "работавший в Народном Хурале на профессиональной постоянной (оплачиваемой) основе", пункта 5 статьи 1 в части отсутствия в пункте 2 новой редакции статьи 30 Закона Республики Бурятия "О статусе депутата Народного Хурала Республики Бурятия" указания на депутата, работавшего в Народном Хурале на профессиональной (оплачиваемой) основе и в части отсутствия указания на право получения депутатом одной из ежемесячных доплат к трудовой пенсии, пункта 5 статьи 1 в части пункта 4 новой редакции статьи 30 Закона Республики Бурятия "О статусе депутата Народного Хурала Республики Бурятия", пункта 5 статьи 1 в части указания в пункте 5 новой редакции статьи 30 Закона Республики Бурятия "О статусе депутата Народного Хурала Республики Бурятия" на депутатов, не работавших на профессиональной постоянной (оплачиваемой) основе, пункта 6 статьи 1 в части пункта 1 новой статьи 30.1 Закона Республики Бурятия "О статусе депутата Народного Хурала Республики Бурятия" приведенного Закона Республики Бурятия (далее по тексту - Закона Республики Бурятия).
- В обоснование своих требований прокурор привел следующие доводы.
Пункт 2 статьи 1 Закона Республики Бурятия, с принятием которого срок рассмотрения депутатского запроса сокращен с 30 до 15 дней, противоречит пунктам 9, 10 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан" (в редакции Указа ПВС СССР от 04.02.80 с изменениями от 02.02.88 г.)., а также возлагает обязанность рассмотрения депутатского запроса в указанный срок и на территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, правоохранительные органы, которые в своей деятельности руководствуются федеральным законодательством.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Указа ПВС СССР от 04.02.80 следует читать как "от 04.03.80"
Абзацы 2-5 подпункта "в" пункта 3 статьи 1 Закона Республики Бурятия, которыми установлено различное денежное содержание депутатов Народного Хурала, осуществляющих деятельность на постоянной основе, - Председателю Народного Хурала Республики Бурятия и его заместителям, председателям комитетов Народного Хурала Республики Бурятия и их заместителям, противоречат требованиям статьи 2 и части 2 статьи 129 Трудового кодекса РФ, поскольку Депутаты Народного Хурала Республики Бурятия, работающие на профессиональной постоянной (оплачиваемой) основе, выполняют труд равной ценности на равных условиях, за исключением Председателя Народного Хурала Республики Бурятия. Кроме того, данными положениями Закона нарушен принцип единства функционирования системы государственной власти, который закреплен подпунктом "г" статьи 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N 184-ФЗ).
Установление абзацем 6 подпункта "в" пункта 3 статьи 1 Закона Республики Бурятия выплаты депутатам Народного Хурала, работающим в Народном Хурале на профессиональной постоянной (оплачиваемой) основе, районного коэффициента и процентных надбавок к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации, дополнительно к денежному содержанию, денежному поощрению и иным надбавкам противоречит части 1 статьи 316 и части 1 статьи 317 Трудового кодекса РФ, части 1 статьи 10 и части 1 статьи 11 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". Республиканский законодатель вышел за пределы своей компетенции, а также установил указанные выплаты депутатам Народного Хурала Республики Бурятия, осуществлявшим свою деятельность в г.Улан-Удэ, который не относится к районам Крайнего Севера или приравненным к ним местностям.
Подпунктом "а" пункта 4, пунктом 5 статьи 1 Закона Республики Бурятия внесены изменения в Закон Республики Бурятия "О статусе депутата Народного Хурала Республики Бурятия", в соответствии с которыми депутат Народного Хурала, не работавший на постоянной профессиональной (оплачиваемой) основе, имеет право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии.
Указанные положения Закона Республики Бурятия противоречат понятию трудовой пенсии как компенсации утраченного заработка в связи с выходом на пенсию, предусмотренному абзацем 2 статьи 2 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Пунктом 6 статьи 1 Закона Республики Бурятия в части пункта 1 новой статьи 30.1 Закона Республики Бурятия "О статусе депутата Народного Хурала Республики Бурятия" для Председателя Народного Хурала Республики Бурятия не установлен срок продолжительности работы в Народном Хурале для приобретения права на ежемесячную доплату к трудовой пенсии, а также установлен иной размер ежемесячной доплаты по сравнению с другими депутатами, работавшими в Народном Хурале на постоянной (оплачиваемой) основе.
Данные положения Закона противоречат вышеупомянутому принципу единства системы государственной власти, поскольку устанавливают для председателя законодательного органа субъекта Российской Федерации социальные гарантии, отличные от социальных гарантий, установленных пунктами 2, 3 статьи 29 Федерального закона от 08 мая 1994 г. N 3-ФЗ для председателя законодательного органа федерального уровня.
Также в заявлении прокурор указал на то, что из формулировки статей 27 и 30.1 Закона Республики Бурятия "О статусе депутата Народного Хурала Республики Бурятия" в редакции оспариваемого Закона усматривается, что депутат может получать более одной доплаты к трудовой пенсии в случае, если он на протяжении одного или более созывов Народного Хурала Республики Бурятия исполнял полномочия депутата на постоянной (оплачиваемой) основе, а также исполнял полномочия Председателя Народного Хурала. Однако получение двух и более доплат может привести к тому, что сумма трудовой пенсии и всех доплат превысит размер денежного вознаграждения депутата, работающего в Народном Хурале на постоянной основе. Тем самым будет нарушен принцип назначения трудовой пенсии как компенсации утраченного заработка, предусмотренный статьей 2 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Поэтому отсутствие в Законе указания на то, что депутат Народного Хурала Республики Бурятия, работавший в Народном Хурале на постоянной (оплачиваемой) основе, в том числе Председатель Народного Хурала Республики Бурятия, имеет право на получение одной из перечисленных доплат, противоречит приведенной норме Федерального закона.
В судебном заседании представители прокурора Республики Бурятия Ковалева Г.Н. и Григорьева Н.Н. заявление поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении прокурора.
Представители Президента Республики Бурятия Магомедова М.А. и Будацыренов А.П. с заявлением прокурора согласились
Представители Народного Хурала Республики Бурятия Дампилова М.В., Козлов М.А., Прусиков В.Л. возражали против удовлетворения заявления прокурора, поддержав доводы, изложенные в письменном отзыве Народного Хурала Республики Бурятия на заявление прокурора, а также в письменных объяснениях представителя Народного Хурала Республики Бурятия Козлова М.А. по некоторым пунктам заявления прокурора. Считают, что оспариваемые прокурором нормы Закона Республики Бурятия приняты Народным Хуралом Республики Бурятия в пределах его полномочий и нормам федерального законодательства не противоречат.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Оспариваемые прокурором Республики Бурятия положения Закона Республики Бурятия от 02.12.2004 г. N 824-III "О внесении изменений в Закон Республики Бурятия "О статусе депутата Народного Хурала Республики Бурятия" регулируют отдельные вопросы статуса депутата Народного Хурала Республики Бурятия.
Согласно пункту "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено установление общих принципов организации системы органов государственной в власти и местного самоуправления, в том числе и тех принципов, которые относятся к установлению статуса депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, включая права и гарантии депутатской деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы 11 принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" статус депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации регулируется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, Конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона Республики Бурятия в статью 11 Закона Республики Бурятия "О статусе депутата Народного Хурала Республики Бурятия" внесены изменения и срок рассмотрения депутатского запроса сокращен с 30 до 15 дней.
Нормами Федерального закона N 184-ФЗ, а также другими федеральными законами вопрос о сроке рассмотрения депутатского запроса не урегулирован. Но сроки рассмотрения обращения граждан в государственные и общественные органы с предложениями, заявлениями, жалобами установлены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан" (в редакции Указа ПВС СССР от 04.02.80 г. с изменениями от 02.02.88 г.). В соответствии с пунктами 9, 10 Указа заявления и жалобы граждан разрешаются в срок до одного месяца со дня поступления в государственный орган, на предприятие или организацию, а не требующие дополнительного изучения и проверки - безотлагательно, но не позднее 15 дней. Укороченные сроки (15 и 7 дней) установлены для рассмотрения заявлений и жалоб военнослужащих и членов их семей Поскольку при этом для рассмотрения обращений депутатов исключения в сроках не предусмотрены, суд находит обоснованными доводы прокурора о несоответствии положений пункта 2 статьи 1 Закона Республики Бурятия требованиям приведенных норм Указа.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Указа ПВС СССР от 04.02.80 следует читать как "от 04.03.80"
Довод представителей Народного Хурала Республики Бурятия о том, что депутатский запрос отличается от предложений, заявлений и жалоб граждан и поэтому не может рассматриваться в сроки, установленные вышеприведенным Указом, несостоятелен поскольку депутатский запрос по существу также является обращением депутата как гражданина Российской Федерации в государственные и общественные органы дать официальное разъяснение или изложить позицию по интересующей проблеме и кругу вопросов, входящих в их компетенцию, на который указанные органы обязаны дать ответ в установленный срок.
Ссылка в отзыве Народного Хурала Республики Бурятия на нормы законов других субъектов Российской Федерации, содержащие сокращенные сроки рассмотрения депутатского запроса, не может быть принята во внимание как не имеющая правового значения для решения вопроса о соответствии федеральному законодательству оспаривармых прокурором положений Закона Республики Бурятия.
Кроме того, как видно из содержания статьи 11 Закона Республики Бурятия "О статусе депутата Народного Хурала Республики Бурятия", рассматривать запросы депутатов Народного Хурала в сокращенные сроки будут обязаны и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, правоохранительные органы, которые в своей деятельности при рассмотрении заявлений, обращений и запросов руководствуются федеральным законодательством. Так, например, органы прокуратуры в соответствии со статьей 10 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" поступающие к ним заявления, жалобы, иные обращения рассматривают в порядке и сроки, установленные федеральным законодательством. Следовательно, обжалуемые прокурором положения Закона Республики Бурятия в вышеизложенной части противоречат также приведенной норме Федерального закона.
Довод представителей Народного Хурала Республики Бурятия о том, что действие оспариваемой прокурором нормы не распространяется на правоохранительные органы и на территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не основан на положениях статьи 11 Закона Республики Бурятия "О статусе депутата Народного Хурала Республики Бурятия".
В соответствии с абзацем 6 подпункта "в" пункта 3 статьи 1 Закона Республики Бурятия депутатам Народного Хурала Республики Бурятия на постоянной основе дополнительно к денежному содержанию, денежному поощрению и иным надбавкам установлена выплата районного коэффициента и процентных надбавок к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу требований части 1 статьи 316 и части 1 статьи 317 Трудового кодекса РФ, а также части 1 статьи 10 и статьи 11 Закона РФ "О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" порядок применения районного коэффициента для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также порядок выплаты процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях, устанавливается Правительством РФ.
Следовательно, в нарушение приведенных норм закона, Народный Хурал Республики Бурятия, включив в Закон Республики Бурятия вышеуказанную норму, тем самым вышел за пределы своей компетенции.
Кроме того, согласно статье 1 названного Закона РФ "О государственных гарантиях..." его действие распространяется на лиц, работающих в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В соответствии со статьей 2 этого же Закона РФ перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для целей предоставления гарантий и компенсаций устанавливается Правительством Российской Федерации. В данный Перечень, который установлен постановлением Правительства СССР от 03.01.1983 г., город Улан-Удэ, где расположен Народный Хурал, в котором свою деятельность осуществляют его депутаты, не включен. Поэтому суд считает, что указание в обжалуемых прокурором положениях Закона Республики Бурятия на выплату депутатам районного коэффициента и процентной надбавки к денежному содержанию за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям противоречит также и указанным нормам федерального законодательства.
Довод представителей Народного Хурала Республики Бурятия о том, что г.Улан-Удэ относится к южным районам Восточной Сибири и поэтому положения обжалуемой прокурором нормы о выплате депутатам Народного Хурала районного коэффициента и процентных надбавок за работу в указанных районах федеральному законодательству не противоречат, не может быть принят во внимание. Как пояснили представители Президента Республики Бурятия, размер денежного содержания депутатов Народного Хурала в соответствии с абзацами 2-5 подпункта "в" пункта 3 статьи 1 Закона определен уже с учетом надбавки, выплачиваемой в г.Улан-Удэ за работу в южных районах Восточной Сибири. Представители Народного Хурала Республики Бурятия не сослались на доказательства, опровергающие данное объяснение.
В соответствии с положениями подпункта "а" пункта 4, пункта 5 статьи 1 Закона Республики Бурятия Народного Хурала депутат Народного Хурала, не работавший на профессиональной постоянной (оплачиваемой) основе, имеет право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии.
Принимая во внимание само название доплаты, включение положений о ней в статью 30 Закона Республики Бурятия "О статусе депутата Народного Хурала Республики Бурятия" "Медицинское, санаторно-курортное, пенсионное обеспечение депутата Народного Хурала", а также то, что законодателем Республики Бурятия право на получение указанной доплаты связано с освобождением депутата от должности и достижением депутатом пенсионного возраста, суд находит обоснованными доводы прокурора о том, что доплата к трудовой пенсии депутатам Народного Хурала Республики Бурятия как гарантия депутатской деятельности является одновременно дополнительным видом пенсионного обеспечения депутата.
Согласно пункту 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальное обеспечение, то есть и пенсионное обеспечение, отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
С учетом изложенного, а также требований статьи 76 Конституции Российской Федерации суд приходит к выводу, что нормативные правовые акты, принятые законодательным органом Республики Бурятия в соответствии с приведенной нормой вышеназванного Федерального закона, не могут противоречить федеральным законам по вопросам пенсионного обеспечения, в том числе и по вопросу о его принципах.
Принципы пенсионного обеспечения в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Один из таких принципов - назначение пенсионного обеспечения в целях компенсации гражданам утраченного заработка в связи с установлением им трудовой пенсии.
Данный принцип закреплен в абзаце 2 статьи 2 вышеназванного Федерального закона, в соответствии с которым трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением трудовой пенсии.
Поэтому, по мнению суда, доплата к пенсии может быть назначена депутату, работавшему в Народном Хурале на постоянной основе, получавшему денежное вознаграждение за указанную работу, утратившему это вознаграждение в связи с выходом на пенсию и, соответственно, имеющему право на его компенсацию в виде непосредственно трудовой пенсии, а также доплаты к ней, исчисляемой в процентном отношении от утраченного денежного содержания.
Установление же оспариваемыми прокурором положениями Закона Республики Бурятия доплаты к трудовой пенсии депутатам Народного Хурала, не работавшим на постоянной профессиональной (оплачиваемой) основе, не получавшим соответствующего денежного содержания и, следовательно, не утратившими его с выходом на пенсию, противоречит установленному законодательством принципу назначения трудовой пенсии как компенсации утраченного заработка.
При таких обстоятельствах довод представителей Народного Хурала Республики Бурятия о том, что право на доплату к пенсии депутатам Народного Хурала возникает из самого факта исполнения полномочий депутата Народного Хурала и не должно основываться на принципе компенсации утраченного заработка, не может быть признан состоятельным.
Таким образом, суд находит противоречащими федеральному законодательству пункт 2 статьи 1, абзац 6 подпункта "в" пункта 3 статьи 1, а также положения подпункта "а" пункта 4 статьи 1, пункта 5 статьи 1 Закона Республики Бурятия о выплате депутатам Народного Хурала, не работавшим на профессиональной постоянной (оплачиваемой) основе, доплаты к трудовой пенсии, и приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора об оспаривании приведенных норм Закона Республики Бурятия.
В остальной части требования прокурора удовлетворению не подлежат. В соответствии с подпунктом "в" пункта 3 статьи 1 оспариваемого прокурором Закона Республики Бурятия предусмотрено:
"Ежемесячное денежное содержание Председателя Народного Хурала устанавливается на пять процентов ниже денежного вознаграждения (содержания), предусмотренного для Президента - Председателя Правительства Республики Бурятия.
Ежемесячное денежное содержание заместителям Председателя Народного Хурала устанавливается на пять процентов ниже денежного содержания заместителей Председателя Народного Хурала.
Ежемесячное денежное содержание председателям комитетов Народного Хурала устанавливается на пять процентов ниже денежного содержания заместителей Председателя Народного Хурала.
Ежемесячное денежное содержание заместителям председателей комитетов Народного Хурала устанавливается на пять процентов ниже денежного содержания председателей комитетов Народного Хурала".
Оценивая доводы заявления прокурора о противоречии изложенных положений Закона Республики Бурятия требованиям части 2 статьи 129, статьи 22 Трудового кодекса РФ, суд не находит оснований согласиться с данными доводами.
В соответствии с частью 2 статьи 129 Трудового кодекса РФ заработная плата - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера. В соответствии с частью 2 статьи 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности.
Денежное содержание депутата, работающего в Народном Хурале на профессиональной постоянной (оплачиваемой) основе, действительно является его заработной платой.
Но, как видно из нормативных актов Республики Бурятия, регулирующих полномочия Председателя Народного Хурала, его заместителей, председателей комитетов Народного Хурала и их заместителей, перечисленные депутаты Народного Хурала на профессиональной (оплачиваемой) основе выполняют функциональные обязанности, не равные по сложности и объему.
Так, в соответствии с требованиями части 1 статьи 78 Конституции Республики Бурятия во всех случаях, когда Президент Республики Бурятия не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Народного Хурала Республики Бурятия.
Компетенция Председателя Народного Хурала определена также статьей 8 Закона Республики Бурятия от 19 апреля 1995 г. N 111-I "О Народном Хурале Республики Бурятия".
Согласно статье 10 указанного закона Председатель Народного Хурала имеет двух заместителей. Функции заместителей Председателя Народного Хурала определяются положением о заместителях Председателя Народного Хурала, утверждаемым Народным Хуралом.
В соответствии со статьей 16 этого же закона Народный Хурал из своего состава избирает председателей комитетов.
Положением о комитетах Народного Хурала Республики Бурятия, утвержденным постановлением Народного Хурала от 17 августа 2000 г. N 481-II, установлена компетенция председателей комитетов и заместителей председателей комитетов Народного Хурала.
С учетом изложенного, по мнению суда, установление перечисленным лицам денежного содержания в различных размерах, а также отличного от размера денежного содержания других депутатов Народного Хурала на постоянной основе, вышеуказанным нормам Трудового кодекса РФ не противоречит.
Суд не находит оснований согласиться также с доводами заявления прокурора о том, что исходя из принципа единства функционирования системы государственной власти, предусмотренного подпунктом "г" пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Народный Хурал Республики Бурятия при установлении денежного содержания депутатам на постоянной основе и при установлении им гарантий должен был исходить из принципов, установленных пунктом 1 статьи 27 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и установить депутатам Народного Хурала на постоянной основе денежное содержание в одинаковом размере, равным денежному вознаграждению республиканского министра.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 77 Конституции Российской Федерации система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными Федеральным законом.
В силу требований подпункта "г" пункта 1 статьи 1 Федерального закона N 184-ФЗ одним из общих принципов деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации является также самостоятельное осуществление указанными органами принадлежащих им полномочий.
Согласно требованиям статьи 172 Трудового кодекса РФ гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, устанавливаются законами, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц.
В силу требований пункта 1 статьи 13 Федерального закона N 184-ФЗ гарантии депутатской деятельности устанавливаются Конституцией и законом субъекта Российской Федерации.
С учетом требований приведенных норм законов и Конституции Российской Федерации суд приходит к выводу, что оспариваемые прокурором изложенные положения Закона Республики Бурятия, регулирующие размер денежного содержания депутатов Народного Хурала, приняты законодательным органом Республики Бурятия в пределах его полномочий и поэтому не могут быть признаны противоречащими принципу единства системы государственной власти, установленному подпунктом "г" пункта 1 статьи 1 Федерального закона N 184-ФЗ
Тем более, установление более высокого уровня трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленными в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, которые обеспечиваются за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации, допустимо с учетом правил части 2 статьи 6 Трудового кодекса РФ. Как предусмотрено абзацем 8 подпункта "в" пункта 3 статьи 1 обжалуемого Закона Республики Бурятия, все расходы, связанные с исполнением положений статьи 23 Закона Республики Бурятия "О статусе депутата Народного Хурала Республики Бурятия", осуществляются за счет средств республиканского бюджета.
В соответствии с пунктом 6 статьи 1 в части пункта 1 новой статьи 30.1 Закона Республики Бурятия "О статусе депутета Народного Хурала Республики Бурятия" Председатель Народного Хурала, прекративший исполнение своих полномочий, в случае достижения им пенсионного возраста, имеет право.
В соответствии с пунктом 6 статьи 1 в части пункта 1 новой статьи 30.1 Закона Республики Бурятия "О статусе депутата Народного Хурала Республики Бурятия" Председатель Народного Хурала, прекративший исполнение своих полномочий в случае достижения им пенсионного возраста имеет право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии, назначеннои в соответствии с федеральными законами и законами Республики Бурятия Сумма трудовой пенсии и доплаты к ней должна составлять 80 процентов от месячного денежного вознаграждения действующего Председателя Народного Хурале.
Поскольку вопрос о предоставлении Председателю Народного Хурала указанной социальной гарантии также разрешен законодательным органом в пределах его полномочий и с исполнением расхо дов по предоставлению гарантии за счет средств республики, суд не находит оснований для признания данной нормы противоречащей нормам федеральных законов, на которые ссылается прокурор.
Не имеется оснований такхе для удовлетворения требований прокурора об оспаривании пункта 5 статьи 1 Закона в части отсутствия в пункте 2 новой редакции статьи 30 Закона Республики Бурятия "О статусе депутата Народного Хурала Республики Бурятия" указания на право получения депутатом на постоянной основе одной из ежемесячных доплат к трудовой пенсии Доводы прокурора в обоснование требований в этой части о том, что получение двух и более доплат, в том числе и Председателем Народного Хурала, может привести к нарушению установленного статьей 2 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" принципа назначения трудовой пенсии, основаны на предположениях Кроме того, в отзыве Народного Хурала РБ на заявление прокурора верно указано на то, что правовая позиция заявителя фактически сводится к требованию об истолковании норм Закона и о внесении в него соответствующих дополнений Между тем восполнение пробелов в правовом регулировании и уточнение тех или иных формулировок содержащихся в законах Республики Бурятия, является прерогативой его законодательного органа.
Руководствуясь ст.ст. 194, 198, 253 ГПК РФ, Верховный суд Республики Бурятия решил:
Заявление прокурора Республики Бурятия удовлетворить частично
Признать пункт 2 статьи 1, абзац 6 подпункта "в" пункта 3 статьи 1, подпункт "а" пункта 4 статьи 1 в части исключения слов "работавший в Народном Хурале на профессиональной постоянной (оплачиваемой) основе", пункт 5 статьи 1 в части отсутствия в пункте 2 новой редакции статьи 30 Закона Республики Бурятия "О статусе депутата Народного Хурала Республики Бурятия" указания на депутата, работавшего в Народном Хурале на постоянной профессиональной (оплачиваемой) основе, пункт 5 статьи 1 в части пункта 4 новой редакции статьи 30 Закона Республики Бурятия "О статусе депутата Народного Хурала Республики Бурятия", пункт 5 статьи 1 в части указания в пункте 5 новой редакции статьи 30 Закона Республики Бурятия "О статусе депутата Народного Хурала Республики Бурятия" на депутатов, не работавших на профессиональной постоянной (оплачиваемой) основе Закона Республики Бурятия N 824-III от 02.12.2004 г. "О внесении изменений в Закон Республики Бурятия "О статусе депутата Народного Хурала Республики Бурятия" противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня опубликования закона.
Сообщение о принятом решении в изложенной части подлежит опубликованию в газете "Бурятия" после вступления решения в законную силу.
В удовлетворении требований в остальной части прокурору Республики Бурятия отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации в течение 10 дней с момента принятия решения в окончательной форме через Верховный суд Республики Бурятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Бурятия от 31 января 2005 г. N 3-4-05
Текст Решения опубликован в газете "Бурятия" от 8 сентября 2005 г. N 165(3559)