Закон Бурятской Советской Социалистической Республики
от 25 ноября 1991 г. N 140-XII
"О референдуме Бурятской ССР"
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Понятие референдума Бурятской ССР
Референдум Бурятской ССР - всенародное голосование по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни республики. Решения, принятые референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории Бурятии.
На референдум Бурятской ССР могут выноситься вопросы, отнесенные в соответствии с Конституцией Бурятской ССР к компетенции республики.
По вопросам, касающимся интересов отдельных групп населения республики или некоторых ее территорий, проводятся местные референдумы, порядок назначения и проведения которых регулируются отдельным законодательством.
Статья 2. Право граждан Бурятской ССР на участке в референдуме
В референдуме имеют право участвовать граждане Бурятской ССР, достигшие 18 лет. В референдуме не участвуют психически больные граждане, признанные судом недееспособными, а также лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Какие-либо прямые или косвенные ограничения прав граждан на участие в референдуме в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных взглядов, времени проживания в данной местности, рода и характера занятий запрещаются.
Статья 3. Общие принципы проведения референдума
Граждане участвуют в референдуме непосредственно и лично. Участие в референдуме является свободным.
Голосование на референдуме осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается.
Граждане Бурятской ССР участвуют в референдуме на равных основаниях по месту своего проживания. Каждый гражданин имеет один голос.
Статья 4. Законодательство о референдуме и контроль за его соблюдением
В соответствии с Конституцией Бурятской ССР вопросы подготовки и проведения референдума регулируются настоящим законом, иными законодательными актами Бурятской ССР.
Контроль за соблюдением законодательства о референдуме осуществляют государственные органы и организации, на которые он возложен Конституцией Бурятской ССР, настоящим законом и иными законодательными актами Бурятской ССР. В осуществлении контроля за соблюдением законодательства о референдуме имеют право участвовать представители трудовых коллективов, средств массовой информации, политических партий, профсоюзов, иных общественных организаций и массовых движений.
Статья 5. Агитация по поводу референдума
Бурятская ССР гарантирует политическим партиям, профсоюзам, другим общественным организациям и массовым движениям, трудовым коллективам и гражданам РСФСР право беспрепятственной агитировать "за" или "против" предложения об объявлении референдума, "за" и "против" проекта закона или решения, выносимого на референдум.
Для ведения агитации указанные лица и организации могут пользовать собственные средства.
В день голосования агитация запрещается.
Статья 6. Гласность при подготовке и проведении референдов
Деятельность государственных и общественных органов, участвующих в организации и проведении референдума, осуществляется открыто и гласно.
Все решения, касающиеся референдума, а также проекты за или иных решений, выносимых на референдум, подлежат опубликованию средствами массовой информации в течение семи дней с их принятия соответствующими органами.
Средства массовой информации освещают ход подготовки и ведения референдума, их представителям гарантируется беспрекосновенный доступ на вес собрания и заседания, связанные с референдумом, я получение соответствующей информации.
Комиссии референдума своевременно информируют население о своем составе, месте нахождения и времени работы, об образовании участков для голосования и списках граждан, имеющих право участвовать в референдуме.
На заседании комиссий референдума, а также во время голосования и при подсчете голосов на участках для голосования, при определении результатов референдума вправе присутствовать председатели политических и иных общественных организаций и массовых движений, трудовых коллективов, собраний граждан, а также средств массовой информации. Лица, присутствующие на заседаниях комиссии или на участках для голосования, должны иметь заверенную из протокола собрания направившей их организации или иной момент, удостоверяющий их полномочия. Представительное уведомленых комиссий референдума о предполагаемом присутствии указанных представителей не требуется.
Статья 7. Язык референдума
Все решения государственных органов, касающиеся проведения референдума: текст проекта закона или иного решения, вынесены на референдум, бюллетени для голосования, протоколы и данные результатах референдума, а также принятое по ним решение публикуются на русском и бурятском языках. Вся переписка с Центральной Комиссией референдума ведется на русском языке.
Статья 8. Материальное обеспечение референдума
Расходы, связанные с подготовкой и проведением референдума с момента принятия решения о его назначении, производятся за счет бюджета Бурятской ССР.
Предприятия, учреждения и организации, государственные и общественные органы представляют в распоряжение комиссий референдума помещения и оборудование, необходимое для подготовки и проведения референдума. Аренда помещений и оборудования оплачивается комиссиями референдума.
Глава 2. Объявление референдума Бурятская ССР
Статья 9. Право назначения референдума
Право принятия решения о референдуме Бурятской ССР принадлежит Верховному Совету Бурятской ССР.
Решение о проведении референдума принимается Верховным Советом Бурятской ССР по собственной инициативе, а также по требованию лиц, указанных в статье 10 настоящего Закона.
Статья 10. Обязательное проведение референдума Бурятской ССР
Верховный Совет Бурятской ССР обязан назначить референдум по требованию:
не менее чем пятидесяти тысяч граждан Бурятской ССР , имеющих право на участие в референдуме;
не менее одной трети от общего числа народных депутатов Бурятской ССР.
Инициатива проведения референдума может исходить от государственных и общественных органов, коллективов предприятий, учреждений и организаций, а также отдельных граждан Республики Бурятия. В этом случае она может быть реализована через органы, которые обладают правом назначения референдума, и лиц, обладающих правом требования референдума.
Статья 11. Реализация права требования референдума народными депутатами Бурятской ССР
Решение о проведении референдума по требованию не менее одной трети от общего числа народных депутатов Республики Бурятия может быть принято путем поименного голосования на сессии Верховного Совета Бурятской ССР. Подписи народных депутатов Бурятской ССР под требованием о проведении референдума удостоверяются Президиумом Верховного Совета Бурятской ССР.
Статья 12. Реализация права требования референдума гражданами Бурятской ССР
Право инициативы в сборе подписей под требованием о проведении референдума принадлежит каждому гражданину Бурятской ССР или группе граждан, имеющих право на участие в референдуме. Граждане Бурятской ССР реализуют свое право на сбор подписей добровольно и самостоятельно.
Сбор подписей организуют и осуществляют инициативные группы референдума, образуемые из граждан Бурятской ССР соответствии с требованием настоящего Закона.
Статья 13. Образование инициативной группы референдума
В целях решения вопроса о необходимости проведения референдума по инициативе граждан проводятся собрания граждан Бурятской ССР.
Инициаторы проведения собрания обязаны не позднее чем за 10 дней уведомить Совет народных депутатов о месте и времени проведения собрания.
Собрание правомочно, если на нем присутствуют не менее 200 граждан Бурятской ССР, имеющих право участвовать в референдуме. Его правомочность устанавливается местным Советом.
Перед собранием проводится регистрация его участников. Собрание избирает президиум собрания, обсуждает необходимость проведения референдума, а также текст проекта решения, предлагаемого на референдум.
В случае принятия решения о необходимости проведения референдума и утверждения текста, выносимого на референдум, собрание открытым или тайным голосованием избирает инициативную группу референдума в составе не менее 10 человек и поручает ей организацию сбора подписей.
Статья 14. Регистрация инициативной группы
Надлежащее оформленный протокол собрания с данными о регистрации его участников и списком избранной инициативной группы передается для регистрации инициативной группы в президиум или исполнительный комитет районного или городского Совета народных депутатов по месту проведения собрания. К протоколу прилагается текст проекта решения, предлагаемого для вынесения на референдум, письменное обязательство членов инициативной группы соблюдать законодательство о референдуме и нести ответственность за правильность сбора подписей.
Решение президиума или исполнительного комитета о регистрация должно быть вынесено не позднее двух недель с момента получения им протокола собрания и соответствующих приложений к нему.
Отказ в регистрации инициативной группы не допускается, если собрание было проведено с соблюдением требований настоящего Закона.
Президиум или исполнительный комитет после проверки правильности проведения собрания выдает представителям инициативной группы свидетельство о регистрации группы и соответствующие удостоверения ее членам. Свидетельство и удостоверения выдаются президиумом или исполнительным комитетом в течение трех дней с момента вынесения решения о регистрации инициативной группы.
При отсутствии решения президиума или исполнительного комитета по вопросу о регистрации инициативной группы по истечении двух недель с момента представления материалов об избрании инициативной группы она считается зарегистрированной. В этом случае регистрационное свидетельство и удостоверения членам инициативной группы оформляются и выдаются государственным нотариусом на основании копий документов, направленных в исполнительный комитет. Государственная пошлина за выдачу свидетельств и удостоверений взимается с исполнительного комитета.
Отказ в регистрации может быть обжалован заинтересованными лицами в районный (городской) народный суд по месту нахождения местного Совета народных депутатов, отказавшего в регистрации.
При регистрации инициативных групп им должны быть присвоены порядковые номера и наименования, соответствующие наименованиям исполнительных комитетов по месту образования инициативной группы. Эти данные в обязательном порядке указываются на каждом листе, предназначенном для сбора подписей по референдуму, а также на других документах, исходящих от инициативных групп.
Общее количество создаваемых инициативных групп по каждому референдуму не ограничивается. По решению трех и более инициативных групп допускается создание координационной инициативной группы референдума.
Данные о зарегистрированных инициативных группах передаются в Президиум Верховного Совета Бурятской ССР президиумами Советов или исполнительными комитетами по месту образования инициативных групп.
Статья 15. Порядок и сроки сбора подписей инициативными группами референдума
С момента получения свидетельства о регистрации инициативная группа референдума вправе организовывать и осуществлять беспрепятственный сбор подписей на подписных листах с требованием о проведении референдума. Общий период сбора подписей по вопросу о данном референдуме не должен превышать трех месяцев со дня выдачи свидетельства о регистрации первой из созданных по данному референдуму инициативных групп.
В случае, если в течение этого срока не было собрано необходимого количества подписей граждан Бурятской ССР, дальнейший сбор подписей прекращается. С требованием о проведении референдума по тому же вопросу разрешается выступать не ранее, чем по истечении одного года.
Статья 16. Подписной лист референдума
Листы для сбора подписей граждан Бурятской ССР под требованием о проведении референдума (подписные листы) должны содержать формулировку вопросов, предлагаемых на референдум, или изложение существа предлагаемого проекта закона, или иного решения (при условии обеспечения возможности ознакомления с полным текстом проекта закона или иного решения), а также полное наименование соответствующей инициативной группы.
Гражданин Бурятской ССР, поддерживающий требование о проведении референдума, подписывает подписной лист указывая при этом: фамилию, имя, отчество, дату рождения, место жительства, номер и серию своего паспорта или заменяющего его документа и дату подписания.
Подписные листы должны быть заверены председателем и одним из членов инициативной группы.
На каждом подписном листе наряду с заверяющими подписями председателя и одного из членов инициативной группы референдума производится запись об общем числе заверенных подписей.
Статья 17. Оформление права требования референдума
По окончании сбора подписей инициативная группа составляет итоговый протокол, в котором указывается дата регистрации инициативной группы, дата окончания сбора подписей, количество собранных подписей и наименование Советов народных депутатов, которым переданы на хранение подписные листы. Итоговый протокол вместе с требованием о проведении референдума направляется в Президиум Верховного Совета Бурятской ССР.
Подписные листы по акту передаются на хранение Совету народных депутатов, зарегистрировавшему инициативную группу, и хранятся в течение двух месяцев после опубликования решения референдума.
Требование о проведении референдума адресуется Верховному Совету Бурятской ССР и должно содержать обоснование необходимости референдума, четкую формулировку вопросов, либо проект закона или иного решения, предлагаемых на референдум.
Президиум Верховного Совета Бурятской ССР обеспечивает регистрацию полученных материалов и обобщение содержащихся в них сведений.
При необходимости Президиум Верховного Совета Бурятской ССР может поручить выборочную или полную проверку достоверности полученных документов соответствующим Советам народных депутатов. Данная проверка должна быть проведена в течение двух недель. При этом вызов лиц. подписавших требование о проведении референдума, не допускается. Результаты проверки, оформленные надлежащим образом, в трехдневный срок передаются в Президиум Верховного Совета Бурятской ССР.
При обнаружении в подписных листах двух или более подписей одного гражданина его подписи не учитываются.
Президиум Верховного Совета Бурятской ССР. может направить поступившие по вопросу проведения референдума материалы для заключения комитетам Верховного Совета Бурятской ССР.
Заключение Комитета передается в Президиум Верховного Совета Бурятской ССР, который обеспечивает включение вопроса о назначении референдума в повестку дня текущей или ближайшей сессии Верховного Совета Республики Бурятия.
Надлежаще заверенные копии заключения, а также информация о времени рассмотрения Верховным Советом Бурятской ССР вопроса о назначении референдума незамедлительно направляются инициативным группам референдума.
Статья 18. Принятие решения по требованию о проведении референдума
Верховный Совет Бурятской ССР по требованию о проведении референдума вправе принять одно из следующих решений:
а) о назначении референдума, дате его проведения и мерах по его обеспечению;
б) об отклонении требований о назначении референдума в случае нарушения настоящего Закона инициаторами референдума;
в) о принятии закона или иного решения, предлагаемого в требованиях о проведении референдума, без последующего проведения референдума.
Верховный Совет Бурятской ССР рассматривает представленные материалы и принимает по ним решение.
Принятое решение в трехдневный срок публикуется в средствах массовой информации. Не позднее десяти дней после обнародования постановления о назначении референдума публикуется проект выносимого на референдум закона или иного решения.
Статья 19. Срок проведения референдума
Референдум не может проводиться ранее одного месяца и позднее четырех месяцев со дня принятия постановления о его проведении.
Этот срок может быть продлен назначившим референдум органом, если в течение ближайших двух месяцев предусмотрено проведение другого референдума или выборов народных депутатов.
Глава 3. Подготовка к референдуму
Статья 20. Комиссии по проведению референдума Бурятской ССР
Для подготовки и проведения референдума Бурятской ССР образуются следующие комиссии:
а) Центральная комиссия референдума;
б) Окружные комиссии референдума;
в) Участковые комиссии референдума.
Полномочия комиссий референдума возникают с момента их образования и прекращаются по истечении одного месяца с момента опубликования результатов референдума.
Статья 21. Образование комиссий референдума
Центральная комиссия референдума образуется Верховным Советом Бурятской ССР одновременно с принятием решения о назначении референдума. При этом учитываются предложения президиумов районных и городских Советов народных депутатов, республиканских органов общественных организаций, а также инициативных групп референдума.
Окружные комиссии референдума образуются районными, городскими и районными в городах Советами народных депутатов или их президиумами по представлению расположенных в округах общественных организаций, трудовых коллективов, инициативных групп референдума. Окружные комиссии должны быть образованы в течение недели со дня опубликования постановления о назначении референдума.
Участковые комиссии референдума образуются районными, городскими и районными в городах Советами народных депутатов или их президиумами в течение трех недель со дня опубликования постановления о назначении референдума с учетом предложений расположенных на их территории общественных организаций, трудовых коллективов, инициативных групп референдума, а также собраний граждан численностью не менее 50 человек.
Центральные и окружные комиссии референдума обеспечивают своевременное информирование населения через средства массовой информации и иными способами о составе комиссий референдума, месте и времени их работы, телефонах, расположении участков для голосования и других обстоятельствах, имеющих значение для надлежащей подготовки и проведения референдума.
Статья 22. Полномочия Центральной комиссии референдума Республики Бурятия
Центральная комиссия референдума:
обеспечивает на всей территории Бурятской ССР строгое соблюдение настоящего Закона, обращается к Верховному Совету Бурятской ССР с представлениями о необходимости его толкования;
образует округа референдума;
организует деятельность окружных комиссий референдума;
распределяет денежные средства по окружным комиссиям референдума;
контролирует обеспечение комиссий референдума помещениями, транспортом, связью и рассматривает другие вопросы материально-технического обеспечения референдума;
устанавливает формы бюллетеней референдума, списков участников референдума, протоколов заседаний комиссий референдума, других документов референдума, образцы ящиков для голосования и печатей комиссий референдума, порядок хранения документации референдума;
заслушивает сообщения министерств и ведомств Бурятской ССР, других государственных и общественных органов по вопросам подготовки и проведения референдума;
подводит итоги проведения референдума в целом по Бурятской ССР;
устанавливает результаты референдума, публикует в печати, по телевидению, радио и другими способами сообщения о своей работе и о результатах референдума;
рассматривает заявления и жалобы на решения и действия комиссий референдума;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и другими законами Бурятской ССР.
Статья 23. Полномочия окружной комиссии референдума
Окружная комиссия референдума:
организует деятельность участковых комиссий референдума;
заслушивает сообщения исполнительных и распорядительных органов местных Советов народных депутатов, руководителей предприятий, учреждений и организаций по вопросам подготовки и проведения референдума;
контролирует своевременность и правильность составления списков участников референдума и представления их для всеобщего ознакомления;
обеспечивает своевременное издание материалов референдума;
содействует организации встреч, лекций и .других мероприятий, направленных на разъяснение сути проекта закона или иного решения, вынесенного на референдум;
обеспечивает изготовление бюллетеней и снабжение ими участковых комиссий референдума.
устанавливает результаты референдума в округе, передает их в Центральную комиссию референдума, публикует результаты референдума в печати,
рассматривает заявления и жалобы на решения и действия участковых комиссий референдума и принимает по ним решения,
обеспечивает строгое соблюдение настоящего Закона на территории округа,
осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Законом
Статья 24. Полномочия участковой комиссии референдума
Участковая комиссия референдума:
составляет списки участников референдума по участку;
проводит ознакомление граждан со списками участников референдума, принимает и рассматривает заявления о неточностях в списках и решает вопрос в внесении в них соответствующих изменений, оповещает население о дне проведения референдума;
обеспечивает подготовку помещений для голосования и их надлежащее оборудование;
организует на участке голосование в день проведения референдума;
производит подсчет голосов и определяет результаты голосования;
рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки и проведения референдума и принимает по ним необходимые решения;
осуществляет другие полномочия, предусмотренные настоящим Законом.
Статья 25. Округа и участки референдума
Территория каждого района, города и района в городе составляет отдельный округ референдума.
Территория округа делится на участки. Участки референдума образуются районными, городскими (кроме городов районного подчинения), районными в городах Советами народных депутатов или их президиумами по согласованию с окружными комиссиями референдума.
Территории участков референдума могут совпадать с территориями избирательных участков, сформированных для выборов народных депутатов Бурятской ССР действующего созыва.
В больницах, санаториях и домах отдыха, в воинских частях и труднодоступных районах могут создаваться участки референдума, которые входят в округа референдума в соответствии с местом их расположения.
Каждый участок для референдума должен иметь помещение, где в момент опечатывания ящиков для голосования, вскрытия ящиков для голосования и подсчета голосов должны свободно размещаться члены участковой комиссии, представители политических и иных общественных организаций и массовых движений, трудовых коллективов, собраний граждан, а также средств массовой информации. Помещение должно быть оборудовано сейфом для хранения документации, мебелью, стендами со списками граждан, голосующих на данном участке, и другой информацией по референдуму, кабинами и ящиками для тайного голосования.
Вход и выход из помещения для голосования должны быть отдельными и расположены таким образом, чтобы каждый голосующий проходил только через кабину тайного голосования.
Кабины тайного голосования оснащаются столиками, щитами с текстом проекта решения, вынесенного на референдуме, а также авторучками. Применение карандашей не допускается.
Статья 26. Организация работы комиссий референдума
Комиссии референдума должны провести свои первые заседания не позднее чем в течение трех дней с момента их образования. Заседания комиссий референдума являются правомочными, если в них принимают участие не менее двух третей состава комиссий. Решения комиссий принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа членов комиссии. Члены комиссии, не согласные с ее решением, вправе выразить особое мнение, которое в письменной форме прилагается к протоколу заседания комиссии. Надлежащее заверенные копии указанных документов выдаются по первому требованию заинтересованных лиц.
Решения комиссии, принятые в пределах ее полномочий, обязательны для исполнения всеми государственными и общественными органами, организациями и должностными лицами.
Решения и действия участковой или окружной комиссии могут быть обжалованы в вышестоящую комиссию референдума или, по выбору заинтересованного лица, в народный суд по месту нахождения соответствующей комиссии, который принимает решение в течение недели с момента поступления жалобы.
Член комиссии референдума, включая председателя, заместителя председателя, секретаря, по ее решению может освобождаться в период подготовки и проведения референдума от выполнения производственных или служебных обязанностей с сохранением средней заработной платы за счет средств, выделяемых на проведение референдума.
Государственные и общественные органы и организации, должностные лица обязаны содействовать комиссиям референдума в осуществлении ими своих, полномочий, предоставлять необходимые для их работы сведения и материалы. Комиссии референдума вправе обращаться по вопросам, связанным с подготовкой и проведением референдума, в государственные органы и организации, к должностным лицам, которые обязаны рассмотреть поставленный вопрос и дать комиссии ответ не позднее чем в трехдневный срок.
Председатель, заместитель председателя, секретарь или член комиссии референдума может быть освобожден от своих обязанностей в комиссии образовавшим ее органом по личному заявлению либо по представлению общественной организации, трудового коллектива, инициативной группы референдума, органа общественной самодеятельности, собрания граждан по месту жительства и военнослужащих по воинским частям. Выдвижение и утверждение нового представителя в состав комиссии референдума производится в порядке, установленном настоящим Законом.
Статья 27. Списки граждан, имеющих право участвовать в референдуме
Списки граждан, имеющих право участвовать в референдуме, составляются по каждому участку референдума участковой комиссией референдума и подписываются ее председателем и секретарем
Списки составляются на основе данных, представляемых исполкомом соответствующего местного Совета народных депутатов. Список по участку референдума, образованному в воинской части, составляется на основе данных, представляемых командиром воинской части.
В списки включаются все граждане, имеющие право участвовать в референдуме, на момент составления списков постоянно или временно проживающие на территории данного участка. Военнослужащие, проживающие вне воинских частей, включаются в списки по месту жительства на общих основаниях. Гражданин, имеющий право участвовать в референдуме, может быть включен не более чем в один список.
Списки вывешиваются для всеобщего ознакомления в помещении участковой комиссии референдума не позднее чем за 15 дней до референдума, а также доводятся до сведения граждан другими способами.
Каждый гражданин вправе обжаловать не включение, неправильное включение в список или исключение из списков, а также допущенные в списках неточности. Заявление о неправильностях в списке рассматривается участковой комиссией референдума, которая обязана не позднее чем в двухдневный срок, а накануне и в день референдума - немедленно рассмотреть заявление, внести необходимые исправления. либо выдать заявителю копию мотивированного решения об отклонении его заявления. Это решение может быть обжаловано в районный (городской) народный суд не позднее чем за пять дней до референдума, который обязан рассмотреть жалобу в трехдневный срок. Решение районного (городского) народного суда окончательно. Исправление в списке в соответствии с решением суда производится участковой комиссией референдума немедленно.
Статья 28. Бюллетень для голосования
В бюллетене для голосования воспроизводится текст поставленного на референдум вопроса или проекта решения и варианты волеизъявления голосующего: "за" и против".
В случае постановки на референдум нескольких альтернативных проектов решений все они включаются в один бюллетень, последовательно нумеруются, отделяются друг от Друга горизонтальными линиями и голосуются отдельно.
В случае проведения референдума по проектам различных решений, а также в случаях проведения референдума Бурятской ССР в один день с референдумом СССР и РСФСР все проекты предложенных на референдумы решений печатаются на различных по цвету бюллетенях, голосуются отдельно и независимо друг от друга.
Форма и текст бюллетеней для голосования утверждаются Центральной комиссией референдума не позднее чем за 30 дней до дня референдума.
Окружные комиссии обеспечивают бюллетенями для голосования участковые комиссии не позднее чем за 15 дней до дня референдума.
Глава IV. Проведение референдума
Статья 29. Время проведения референдума
На всех участках для голосования голосование проводится с 7 до 20 часов по местному времени. О времени и месте голосования участковая комиссия оповещает граждан не позднее чем за 15 дней до дня референдума.
Статья 30. Досрочное голосование
В случае, если менее чем за 15 дней до дня референдума гражданин, включенный в списки имеющих право участвовать в референдуме, узнает, что не будет иметь возможности принять участие в референдуме в связи с убытием за пределы Бурятской ССР, он вправе получить в участковой комиссии референдума бюллетень для голосования. При получении бюллетеня гражданин расписывается в списке лиц, имеющих право участвовать в референдуме.
После заполнения бюллетеня гражданин вкладывает его в конверт, который, для обеспечения тайны голосования, заклеивается, скрепляется печатью комиссии. Данный конверт хранится в невскрытом состоянии до дня референдума.
Статья 31. Открепительное удостоверение
В случае, если менее чем за 30 дней гражданин, включенный в списки имеющих право участвовать в референдуме, узнает, что не будет иметь возможности прибыть в день референдума в помещение участка для голосования, на котором включен в списки для голосования, он вправе получить в участковой комиссии референдума открепительное удостоверение, о чем делается соответствующая отметка в списках для голосования. Получение открепительного удостоверения подтверждается подписью гражданина.
Гражданин Бурятской ССР по предъявлению открепительного удостоверения должен быть внесен в дополнительный список для голосования на любом участке на территории Республики Бурятия.
Статья 32. Голосование в день референдума
В день проведения референдума председатель участковой комиссии за полчаса до начала голосования в присутствии членов комиссии, представителей политических и иных общественных организаций и массовых движений, трудовых коллективов, собраний граждан, а также средств массовой информации, проверяет, освобождены ли ящики для голосования от каких-либо вложений, а затем опечатывает их.
Бюллетени для голосования выдаются гражданам по спискам участников референдума по предъявлению паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина. При получении бюллетеня гражданин расписывается против своей фамилии в списке.
В тех случаях, когда граждане, имеющие право участвовать в референдуме, не могут по уважительным причинам прибыть на участок для голосования, участковая комиссия организует голосование по месту нахождения этих граждан.
Граждане самостоятельно заполняют бюллетени в кабине для тайного голосования. Гражданин, который не может это сделать сам. вправе по своему выбору пригласить в кабину другое лицо, не являющееся членом участковой комиссии или общественным наблюдателем.
Бюллетени для голосования, заполненные досрочно проголосовавшими гражданами и хранящиеся на участке, опускаются в ящик для голосования в день проведения референдума председателем участковой комиссии в присутствии других ее членов и общественных наблюдателей перед началом общего голосования. При этом проверяется целостность конверта, наличие на нем печати комиссии и соответствие количества конвертов отметкам в списках для голосования.
Участник референдума, изъявляя свою волю по поводу вынесенного на голосование вопроса, вычеркивает один из записанных в бюллетене ответов - "за" или "против".
Если одновременно проводятся несколько референдумов, голосующие заполняют бюллетень по каждому из них.
Статья 33. Подсчет голосов
После заявления председателя об окончании голосования участковая комиссия вскрывает ящики для голосования. Перед вскрытием ящиков для голосования участковая комиссия подсчитывает и погашает все неиспользованные бюллетени, о чем составляется протокол.
На основании списков для голосования, в том числе дополнительных, с учетом поданных заявлений граждан о досрочном голосовании и голосовании на дому, комиссия подсчитывает общее число получивших бюллетени. Подсчет бюллетеней, находящихся в переписных ящиках для голосования, производится отдельно.
По числу находящихся в ящиках для голосования бюллетеней комиссия устанавливает:
число граждан, принявших участие в голосовании;
число голосов, поданных "за" вынесенный на референдум проект решения;
число голосов, поданных "против";
число бюллетеней, признанных недействительными. Недействительными признаются бюллетени, в которых не вычеркнут ни один из вариантов ответа, либо вычеркнуты оба, а также бюллетени неутвержденного образца. В случае сомнений в действительности бюллетеня решение принимает участковая комиссия, фиксируя количество таких случаев в протоколе.
Результаты голосования подсчитываются на каждом участке для голосования. Если на голосование выносилось одновременно несколько вопросов, либо проводилось более одного референдума, подсчет голосов по каждому из них осуществляется отдельно.
Статья 34. Протокол по итогам голосования
Итоги подсчета голосов проверяются, обсуждаются на заседании участковой комиссии и заносятся в протокол, составленный в двух экземплярах.
Протоколы заполняются чернилами или шариковыми ручками, подписываются всеми членами участковой комиссии и заверяются печатью. Если проводилось несколько референдумов, по каждому из них составляется отдельно протокол.
Первый экземпляр протокола доставляется в окружную комиссию, второй остается на хранении в участковой комиссии.
Окружная комиссия на основании протоколов участковых комиссии суммирует полученные данные, проверяет их и после обсуждения составляет и подписывает итоговый протокол в двух экземплярах, заверенный печатью, первый из которых немедленно отсылается или передается другим способом в Центральную комиссию референдума.
Окружные и участковые комиссии референдума после подсчета голосов сдают копии протоколов и бюллетени в опечатанном виде, в том числе и погашенные, в соответствующие Советы народных депутатов, где они хранятся в течение двух месяцев, а затем уничтожаются, если за это время результаты референдума не были опротестованы.
Глава V. Установление результатов референдума
Статья 35. Подведение итогов референдума
Центральная комиссия референдума на основании протоколов окружных комиссий референдума определяет:
число граждан, имевших право участвовать в референдуме;
число граждан, получивших бюллетени;
число граждан, принявших участие в голосовании;
число голосов, поданных за вынесенный на референдум решения;
число голосов, поданных против;
число бюллетеней, признанных недействительными.
Референдум признается несостоявшимся, если в голосовании приняло участие менее половины граждан Бурятской ССР, имеющих право на участие в референдуме. В этом случае референдум по тому же вопросу может быть проведен не ранее чем через два года.
Решения по вынесенным на референдум вопросам считаются принятыми, если за них проголосовало более половины граждан, принявших участие в референдуме.
При проведении референдума по вопросам принятия, изменения и дополнения Конституции Бурятской ССР решения считаются принятыми, если за них проголосовало более половины граждан Бурятской ССР, внесенных в списки для участия в референдуме.
Если на референдум выносились альтернативные варианты решения и ни один из них не получил необходимого количества голосов, то все варианты считаются отклоненными и их повторное вынесенные на референдум может состояться не ранее чем через год.
Результаты референдума могут быть признаны недействительными из-за допущенных в ходе референдума или при подсчете голосования рушении настоящего Закона, повлиявших на результаты голосования В случае обнаружения таких нарушений, результаты референдума могут быть обжалованы в Верховный суд Бурятской ССР в течении месяца.
Статья 36. Опубликование и вступление в силу решении, принятого на референдуме
Итоги референдума доводятся до сведения населения Бурятской ССР через средства массовой информации Центральной комиссией референдума не позднее десяти дней со дня окончания голосования.
В случае признания результатов голосования по какому-либо округу или участку недействительными, Центральная комиссия референдума вправе поручить соответствующей комиссии референдума ввести в течение двух недель в данном округе или на участке повторного голосование. Решения Центральной комиссии референдума могут быть обжалованы в Верховный суд Бурятской ССР в течение недели со дня их принятия.
Принятое на референдуме решение публикуется не позднее семи дней с даты последнего голосования по вопросу, вынесенному на референдум, и вступает в силу в день опубликования, если в самом решении референдума не предусмотрен иной срок.
Статья 37. Изменение и отмена решения, принятого референдумом
Изменение либо отмена решения, принятого референдумом, производится только референдумом.
Глава VI. Ответственность за нарушение законодательства о референдуме
Статья 38. Ответственность за нарушение законодательства о референдуме
Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз или подкупа свободному осуществлению гражданином Республики Бурятия или группой граждан Республики Бурятия их права участвовать в референдуме, вести агитацию, а также члены инициативных групп и комиссий референдума, должностные лица государственных или общественных органов, организаций, совершившие подлог документов референдума, фиктивные записи в подписных листах, заведомо неправильный подсчет голосов, нарушившие тайну голосования, привлекаются к уголовной или административной ответственности в соответствии с законодательством РСФСР.
Председатель Верховного Совета
Республики Бурятия |
Л.В. Потапов |
г. Улан-Удэ
25 ноября 1991 г.
139-ХII
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Бурятской Советской Социалистической Республики от 25 ноября 1991 г. N 140-XII "О референдуме Республики Бурятия"
Текст Закона опубликован в газете "Бурятия" от 13 декабря 1991 г. N 173
Законом Республики Бурятия от 2 декабря 2003 г. N 490-III настоящий Закон признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Республики Бурятия от 6 июня 2002 г. N 1048-II
Закон Республики Бурятия от 22 ноября 1993 г. N 379-XII