Настоящий Закон определяет основные права, обязанности и ответственность депутата представительного органа местного самоуправления (далее Совет), предусматривает основные правовые и социальные гарантии при осуществлении им депутатской деятельности.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Депутат представительного органа местного самоуправления
1. Депутатом Совета (далее депутат) является гражданин Республики Бурятия, избранный в Совет в соответствии с Законом Республики Бурятия "О выборах органов местного самоуправления".
2. Депутат выражает волю и защищает интересы населения, проживающего на территории муниципального образования.
3. Депутат ответствен перед избирателями и им подотчетен.
4. В своей деятельности депутат руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Бурятия и законами Республики Бурятия, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Бурятия, органов местного самоуправления.
Статья 2. Законодательство о статусе депутата
Статус депутата определяется Федеральным законом.
Статья 3. Срок полномочий депутата
1. Срок полномочий депутата начинается со дня его избрания и прекращается с момента начала работы Совета нового созыва, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.
2. Полномочия депутата прекращаются досрочно в случаях:
а) письменного заявления депутата о сложении своих полномочий;
б) утраты депутатом гражданства Российской Федерации и Республики Бурятия;
в) выезда депутата на постоянное жительство за пределы муниципального образования;
г) избрания или назначения депутата на должность, занятие которой несовместимо с выполнением депутатских полномочий;
д) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося депутатом;
е) признания гражданина, являющегося депутатом, недееспособным, безвестно отсутствующим или умершим решением суда, вступившим в законную силу;
ж) смерти депутата;
з) отзыва депутата избирателями;
и) досрочного прекращения полномочий Совета;
к) признания выборов недействительными по решению суда.
3. Решение о досрочном прекращении полномочий депутата принимается Советом на основании действующего законодательства.
Статья 4. Полномочия депутата
1. В целях осуществления своих полномочий депутат имеет право:
а) участвовать в пределах своей компетенции при рассмотрении в органах местного самоуправления любых вопросов, затрагивающих интересы избирателей;
б) участвовать в организации контроля исполнения действующего законодательства, нормативных правовых актов Республики Бурятия и актов органов местного самоуправления;
в) проверять в пределах своей компетенции с привлечением представителей соответствующих органов, общественных объединений сведения о нарушениях законов, прав, свобод и законных интересов граждан, предприятий, организаций, учреждений;
г) осуществлять в пределах своей компетенции контроль за рассмотрением направляемых им предложений, заявлений и жалоб в государственные органы и исполнительные органы местного самоуправления, и предприятия, организации, учреждения, принимать личное участие в их рассмотрении;
д) участвовать в собраниях (сходах), конференциях граждан, проводить встречи с избирателями округа, трудовыми коллективами и общественными объединениями.
2. Должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, предприятия, организации, учреждения обязаны оказывать депутату содействие в его деятельности.
Статья 5. Условия осуществления депутатской деятельности
1. Депутат реализует свои полномочия, как правило, не прекращая производственной или служебной деятельности.
2. По решению Совета депутат может осуществлять свои полномочия на постоянной основе. Количество депутатов, работающих на постоянной основе, размер их заработной платы, порядок перехода и деятельности на постоянной основе в Совете устанавливаются решением Совета в соответствии с действующим законодательством.
3. Депутат, работающий на постоянной основе, не вправе совмещать свою депутатскую деятельность с любой другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской или иной творческой деятельности.
Статья 6. Формы депутатской деятельности
1. Формами депутатской деятельности являются:
а) участие в сессии Совета;
б) работа в постоянных комиссиях (комитетах) Совета;
в) участие в работе депутатских объединений;
г) выполнение поручений Совета и его органов;
д) депутатский запрос;
е) обращение с вопросами и предложениями к руководителям и должностным лицам органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций;
ж) работа с избирателями в избирательном округе;
з) выступление в средствах массовой информации;
и) участие в подготовке плана законопроектных работ;
к) участие с правом совещательного голоса в заседаниях исполнительных органов местного самоуправления;
л) взаимодействие с органами территориального общественного самоуправления.
2. Депутатская деятельность может осуществляться и в иных формах, нормативными предусмотренных правовыми актами Совета.
Статья 7. Депутатская этика
Депутат обязан соблюдать правила депутатской этики. Нормы этики депутатов и ответственность за их нарушение устанавливаются нормативными правовыми актами Совета.
Статья 8. Удостоверение и нагрудный знак депутата
1. Депутат имеет депутатской удостоверение, являющееся его основным документом, подтверждающим личность и полномочия депутата, а также нагрудный знак, которыми он пользуется в течение срока своих полномочий.
2. Положение об удостоверении и нагрудном знаке депутата утверждается Народным Хуралом Республики Бурятия.
Глава II. Работа депутата в совете и его органах
Статья 9. Участие депутата в работе Совета и его органов
1. Депутат обязан участвовать в сессиях Совета и в работе его органов, членом которых он является. При невозможности присутствовать на сессиях Совета или заседаниях его комиссий (комитетов) депутат заблаговременно информирует об этом должностных лиц Совета.
2. Депутат в сроки, предусмотренные Регламентом Совета, информируется о времени созыва, месте проведения сессии Совета и заседаний его органов, о вопросах повестки дня, вносимых на рассмотрение, а также получает все необходимые материалы.
3. Депутат обязан выполнять поручения Совета и его органов, данные в пределах их компетенции.
Совет, депутатская комиссия (комитет) вправе заслушать сообщение депутата о выполнении им поручений Совета, соблюдении Регламента его работы и статуса депутата.
4. Депутат принимает участие в работе комиссии (комитета), членом которой он является, вносит предложения, участвует в обсуждении рассматриваемых вопросов и принятии решений.
5. Депутат может принимать участие в работе комиссий (комитетов), членом которых он не является, вносить предложения, участвовать в обсуждении вопросов и проектов решений с правом совещательного голоса.
6. В случае несогласия с решением комиссии (комитета) по проекту нормативного правового акта, рассматриваемого Советом, депутат имеет право внести свое предложение в письменной форме в качестве самостоятельной поправки к проекту соответствующего правового акта. Поправки, внесенные депутатом в установленном порядке, подлежат обязательному рассмотрению Советом, и по ним проводится голосование.
7. Ответственность депутата за неоднократное отсутствие без уважительных причин в работе Совета или его органов, за недобросовестное выполнение поручений и заданий устанавливается Советом.
Статья 10. Права депутата в Совете и его органах
1. Депутат пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Советом, а также комиссиями (комитетами), членом которых он является.
2. Депутат имеет право:
а) избирать и быть избранным в комиссии (комитеты) Совета;
б) высказывать мнение по персональному составу создаваемых Советом органов и кандидатурам лиц, избираемых или назначаемых Советом;
в) вносить проекты правовых актов на рассмотрение на сессиях Совета;
г) вносить предложения и замечания по повестке дня, по порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов, поправки к проектам решений, другим актам Совета;
д) вносить предложения о заслушивании на сессиях Совета отчета или информации органа или должностного лица, подотчетного Совету;
е) участвовать в прениях, обращаться с запросами, задавать вопросы докладчикам и председательствующему на сессии, требовать ответа, выступать с обоснованием своих предложений, давать справки;
ж) оглашать на сессиях Совета обращения граждан;
з) требовать включения в протокол сессии Совета текста выступления, переданного председательствующему и не оглашенного в связи с окончанием прений.
3. Порядок реализации прав, указанных в настоящей статье, устанавливается Регламентом Совета.
Статья 11. Депутатский запрос
1. Запрос - заявляемое депутатом или группой депутатов на сессии Совета в письменной форме требование к должностным лицам дать официальное разъяснение или изложить позицию по вопросам, имеющим общественное значение.
2. Депутат или группа депутатов имеют право обращаться с запросом соответственно к главе местного самоуправления, его заместителям, руководителям структурных подразделений органов местного самоуправления, а также к руководителям расположенных на территории муниципального образования государственных и иных органов и предприятий, организаций, учреждений.
3. По требованию депутата (группы депутатов) запрос может быть включен в повестку дня текущей либо следующей сессии.
4. Соответствующий орган либо должностное лицо, которому обращен запрос, обязаны дать на него письменный или устный ответ в сроки и в порядке, установленные Советом.
5. Запрос, ответ на него и принятое Советом по результатам рассмотрения решение оглашаются на сессии Совета.
6. По вопросам, отнесенным к компетенции местного самоуправления, Совет вправе обязать соответствующий орган или должностное лицо представить к установленному сроку отчет о выполнении решения по запросу депутата. По иным вопросам Совет вправе обратиться в органы или к должностному лицу, в чьей компетенции находится принятие решения по запросу.
Глава III. Работа депутата в избирательном округе
Статья 12. Взаимодействие депутата с избирателями
1. Депутат поддерживает связь с избирателями своего округа. Избиратель, группа или собрание избирателей могут вносить предложения депутату по совершенствованию местного самоуправления и иным вопросам. Соответствующий орган местного самоуправления рассматривает и учитывает их при разработке и принятии программ социально-экономического развития территории.
2. Депутат принимает меры по обеспечению прав, свобод и законных интересов своих избирателей: рассматривает поступившие от них заявления, жалобы, способствует, в пределах своих полномочий, правильному и своевременному решению содержащихся в них вопросов, ведет прием граждан, изучает общественное мнение и, при необходимости, вносит предложения в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения.
3. Депутат информирует избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации.
4. С учетом местных условий возможны и иные формы взаимодействия депутата с избирателями.
Статья 13. Права и обязанности депутата в связи с работой в избирательном округе
1. В своем избирательном округе депутат имеет право:
а) организовывать собрания и встречи с трудовыми коллективами и группами граждан;
б) осуществлять в пределах своей компетенции проверку фактов нарушения прав и свобод граждан, законов и иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления;
в) предъявлять требования по устранению нарушений федерального и республиканского законодательства в области прав и свобод граждан, нормативных актов органов местного самоуправления;
г) обращаться в любые инстанции по вопросам своей депутатской деятельности.
2. В своем избирательном округе депутат обязан:
а) регулярно отчитываться перед избирателями;
б) информировать население о работе Совета о выполнении решений Совета и его органов, а также своих предвыборных программ;
в) участвовать в организации и контроле за исполнением решений Совета и его органов, затрагивающих интересы избирателей округа;
г) изучать общественное мнение, нужды и запросы населения, общественных объединений, информировать о них Совет и его органы, вносить предложения и принимать иные предусмотренные законом меры для их удовлетворения;
д) способствовать развертыванию различных форм самоуправления, социальной активности граждан, вовлечению их в управление государственными, местными и общественными делами.
3. Вмешательство депутата в хозяйственную деятельность предприятий, организаций, учреждений в процессуальную деятельность органов дознания и следствия, судов по находящимся в их производстве делам не допускается.
Статья 14. Отчет депутата перед избирателями
Депутат обязан регулярно отчитываться перед избирателями округа о своей работе, о ходе выполнения предвыборной программы в сроки, установленные Советом.
По требованию избирателей может быть проведен внеочередной отчет депутата.
Статья 15. Содействие депутату в проведении отчетов и встреч с избирателями
Депутату обеспечиваются необходимые условия для проведения отчетов и встреч с избирателями округа. По его просьбе соответствующие органы местного самоуправления, администрации государственных и муниципальных организаций безвозмездно выделяют помещения, извещают граждан о времени и месте проведения отчетов депутатов, его встреч с избирателями, направляют по приглашению депутата для участия во встречах своих представителей, оказывают другую помощь.
Статья 16. Отзыв депутата
Депутат может быть отозван избирателями в случаях и в порядке, предусмотренных Законом Республики Бурятия "О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления".
Глава IV. Взаимодействие депутата с государственными органами,
и местного самоуправления и должностными лицами
Статья 17. Право депутата на безотлагательный прием должностными лицами
По вопросам, отнесенным к компетенции Совета и связанным с депутатской деятельностью, депутат пользуется правом на безотлагательный прием руководителями и другими должностными лицами органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, организаций, учреждений, общественных объединений, находящихся на территории муниципального образования, при предъявлении депутатского удостоверения.
Статья 18. Обязанности должностных лиц по рассмотрению обращений депутата
1. Органы государственной власти республики, органы местного самоуправления, общественные объединения, а также предприятия, организации, учреждения, должностные лица, к которым обратился депутат по вопросам, связанным с его депутатской деятельностью, обязаны дать депутату ответ на его обращение или предоставить запрашиваемые им документы и сведения в согласованные сроки.
2. При необходимости проведения в связи с обращением депутата дополнительной проверки или дополнительного изучения каких-либо вопросов руководители органов и должностные лица, указанные в части первой настоящей статьи, обязаны проинформировать об этом депутата в трехдневный срок со дня получения обращения депутата.
Депутат вправе потребовать письменное подтверждение об окончательных сроках рассмотрения обращения.
3. Депутат имеет право принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных им в обращении вопросов. О дне рассмотрения депутат должен быть извещен заблаговременно, но не позднее чем за три дня.
Статья 19. Право депутата на получение и распространение информации
1. Депутат имеет право на обеспечение в установленном порядке документами, принятыми органами местного самоуправления, а также на ознакомление с документами, другими информационными и справочными материалами, официально распространяемыми органами государственной власти и общественными объединениями республики.
2. При обращении депутата в органы государственной власти и местного самоуправления, на предприятия, организации, учреждения, общественные объединения, находящиеся на территории муниципального образования, соответствующие должностные лица обеспечивают депутата консультациями специалистов, по вопросам, связанным с его депутатской деятельностью, представляют ему необходимую информацию и документацию. Доступ к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.
3. Депутат имеет преимущественное право выступать по вопросам своей депутатской деятельности в местных средствах массовой информации. Редактирование представленных депутатом материалов без его согласия не допускается.
Глава V. Основные гарантии депутатской деятельности
Статья 20. Освобождение депутата от выполнения производственных или служебных обязанностей на время осуществления депутатской деятельности
1. На время сессии Совета, заседаний его органов и в других случаях на основании извещения Совета депутат освобождается от выполнения производственных или служебных обязанностей с выплатой ему заработной платы по месту работы за счет средств местного бюджета.
2. Размер и порядок возмещения заработной платы устанавливается Советом.
3. О возможном отсутствии на работе депутат обязан поставить в известность администрацию предприятий, учреждений и организаций не позднее, чем за три дня.
Статья 21. Гарантии трудовых прав депутата
1. Депутат не может быть уволен с работы, отчислен из учебного заведения по инициативе администрации предприятий, учреждений, организаций без согласия соответствующего Совета.
2. Депутат Совета, избранный в его органы на постоянной основе, подлежит увольнению с прежнего места работы (службы) в порядке, установленном федеральным законодательством.
3. Время работы депутата в Совете на постоянной основе засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж работы по специальности, стаж работы, дающий право на установление процентных надбавок к заработной плате и получение единовременного вознаграждения за выслугу лет (за стаж работы по специальности на данном предприятии), процентной надбавки за выслугу лет, выплату вознаграждения по итогам работы предприятия за год, а также стаж работы, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, если депутат был избран с должности или профессии, предусматривающей данную льготу. При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии поступления на работу в течение трех месяцев после прекращения депутатских полномочий.
4. Депутату, работающему на постоянной основе, по окончании срока его полномочий, предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту работы (службы) или с его согласия на другом организации.
5. На депутата, работающего в Совете на постоянной основе, распространяются социальные гарантии в соответствии с Законом Республики Бурятия "О муниципальной службе в Республике Бурятия".
Статья 22. Обеспечение материально-финансовых условий осуществления депутатом его полномочий
1. Совет своим нормативным актом устанавливает порядок и размеры денежной компенсации расходов, а по возможности также затрат личного времени, использованного в связи с осуществлением депутатом своих полномочий, за счет средств местного бюджета.
2. Депутату, перешедшему в Совет на работу на постоянной основе, за время работы из местного бюджета выплачивается заработная плата в соответствии с действующим законодательством.
3. Депутат на территории муниципального образования пользуется правом внеочередного приобретения билетов и бесплатного проезда на всех видах пассажирского транспорта (за исключением такси) с компенсацией расходов транспортному предприятию или непосредственно депутату за счет местного бюджета. Проезд осуществляется по удостоверению депутата.
4. Депутат Совета при исполнении своих депутатских полномочий по предъявлению удостоверения имеет право пользоваться телефонной и иной связью, которой располагают государственные и муниципальные организации на соответствующей территории.
5. Расходы органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, связанные с материальным обеспечением деятельности депутата, оплачиваются за счет средств местного бюджета в порядке, предусмотренном правовыми актами Совета.
Статья 23. Компенсация депутату за причиненное увечье или иное повреждение здоровья, повлекшее стойкую утрату трудоспособности
1. В случае причинения депутату, в связи с исполнением им депутатских полномочий, увечья или иного повреждения здоровья, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, по решению Совета за период нетрудоспособности ему из местного бюджета может быть выплачена компенсация в размере, установленном Советом.
2. В связи со смертью или признанием судом лица, являющегося депутатом, умершим в период исполнения им депутатских полномочий, Совет может принять решение о выплате семье депутата единовременной
Статья 24. Освобождение депутата от призыва на военную службу и на военные сборы
Депутат освобождается на срок своих полномочий от призыва на военную службу и на военные сборы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 25. Неприкосновенность депутата
Депутат на территории муниципального образования не может быть задержан (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнут обыску по месту жительства или работы, арестован, привлечен к уголовной ответственности без согласия Прокурора Республики Бурятия.
Глава VI. Ответственность за нарушение настоящего закона
Статья 26. Ответственность за нарушение неприкосновенности депутата, за невыполнение его законных требований, воспрепятствование в выполнении депутатских полномочий
Нарушение должностными лицами и другими лицами государственных и иных органов, предприятий, учреждений и организаций положений настоящего Закона, регулирующих вопросы депутатской неприкосновенности, невыполнение ими законных требований депутата, воспрепятствование выполнению депутатских полномочий, несоблюдение установленных настоящим Законом сроков представления информации или представления ими заведомо ложной информации влекут ответственность, предусмотренную действующим законодательством.
Статья 27. Ответственность за посягательство на честь и достоинство депутата
Неправомерное воздействие на депутата, членов его семьи, родственников с целью воспрепятствовать исполнению депутатских обязанностей, публичное оскорбление депутата, а также его личное оскорбление при исполнении им своих должностных полномочий, а равно клевета в отношении депутата, либо распространение информации о его депутатской деятельности в искаженном виде влекут ответственность, установленную действующим законодательством.
Статья 28. Ответственность за нарушение гарантий трудовых прав депутата
Нарушение должностными лицами предприятий, учреждений, организаций установленных настоящим Законом гарантий трудовых прав депутата влечет ответственность, предусмотренную действующим законодательством.
Глава VII. Заключительные положения
Статья 29. Приведение правовых актов в соответствие с настоящим Законом
1. Предложить Президенту Республики Бурятия, Правительству Республики Бурятия, органам местного самоуправления привести нормативные правовые акты в соответствии с настоящим Законом.
2. С момента вступления в силу настоящего Закона признается утратившим силу:
- Закон Бурятской ССР "О статусе народных депутатов местных Советов народных депутатов Бурятской ССР" от 16 октября 1990 года.
Статья 30. Порядок вступления в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Республики Бурятия |
Л.В. Потапов |
г. Улан-Удэ
19 июня 1996 г.
N 313-I
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Республики Бурятия от 19 июня 1996 г. N 313-I "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Республике Бурятия"
Настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования
Текст Закона опубликован в Ведомостях Народного Хурала Республики Бурятия N 13, 1996, газете "Бурятия" от 18 июля 1996 г. N 133
Законом Республики Бурятия от 7 декабря 2004 г. N 896-III настоящий Закон будет признан утратившим силу с 1 января 2009 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Республики Бурятия от 2 июля 2007 г. N 2346-III
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Республики Бурятия от 22 ноября 2006 г. N 1965-III
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного Закона
Закон Республики Бурятия от 22 декабря 2005 г. N 1487-III
Изменения вступают в силу с 20 июля 2005 года
Закон Республики Бурятия от 24 ноября 2003 г. N 485-III
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Республики Бурятия от 28 февраля 2002 г. N 953-II
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Республики Бурятия от 23 апреля 2001 г. N 686-II
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона