Статья 1
В связи с вступлением в силу Лесного кодекса Российской Федерации, внести в Закон Республики Бурятия "О лесе" от 26.04.91 (Ведомости Верховного Совета Республики Бурятия, 1992, N 3) изменения и дополнения, изложив его в следующей редакции:
Закон Республики Бурятия
от 26 апреля 1991 г. N 111-XII
"О лесе"
Настоящий Закон регулирует лесные отношения по осуществлению полномочий Республики Бурятия, определенных Лесным кодексом Российской Федерации, по вопросам владения, пользования и распоряжения лесным фондом на территории Республики Бурятия, а также другие положения, не урегулированные федеральным законодательством.
Статья 1. Общие понятия
В настоящем Законе используются следующие понятия:
участок лесного фонда - участки леса, а также участки лесных земель, не покрытые лесной растительностью, участки нелесных земель;
группа лесов - классификационная категория лесов, устанавливаемая для их дифференциации по основному социально-экономическому и экологическому назначению, местоположению, выполняемым функциям и определением в них соответствующего режима ведения лесного хозяйства и лесопользования;
категория защитности лесов - классификационная категория, устанавливаемая для дифференциации лесов первой группы, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно - гигиенических, оздоровительных и иных функций, а также лесов особо охраняемых природных территорий. Природоохранные функции леса подразделяются на водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и другие, которые могут усиливаться или ослабляться в зависимости от состояния леса;
особо защитный участок леса - участки лесов с охраняемым режимом лесопользования, где может быть запрещено применение рубок главного пользования;
лесные ресурсы - запасы древесины, технического и лекарственного сырья, а также иные лесные ресурсы;
лесопользование - заготовка древесины, живицы, второстепенных лесных ресурсов, осуществление побочных лесопользований, а также для нужд охотничьего хозяйства, научно-исследовательских, культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей;
главное пользование - пользование лесным фондом, осуществляемое в порядке проведения рубок главного пользования, которые могут быть сплошными, постепенными и выборочными;
промежуточное пользование - пользование древесиной, осуществляемое при проведении рубок промежуточного пользования, к которым относятся рубки ухода, выборочные санитарные рубки, рубки реконструкции;
пользование второстепенными лесными ресурсами - заготовка второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты, пихтовой, сосновой, еловой лапки, новогодних елок и др.);
побочное лесопользование - пользование лесным фондом для сенокошения и пастьбы скота, размещения ульев, пасек и др., заготовки и сбора пищевой и другой недревесной лесной продукции;
дикоросы - дикорастущие плоды, ягоды, грибы, орехи и другие пищевые лесные ресурсы, а также лекарственное и техническое сырье;
промысловая заготовка продукции побочного лесопользования - организованная заготовка (сбор) продуктов побочного пользования, а также закуп их юридическими и физическими лицами в районах произрастания указанных продуктов для реализации в натуральном или переработанном виде;
древостой - совокупность деревьев, являющихся основным компонентом насаждений;
лесосека - участок леса, отведенный для рубок главного пользования, рубок ухода за лесом, санитарных и иных рубок, отграниченный визирами и закрепленный лесосечными, деляночными столбами;
освидетельствование - проверка в установленном порядке соблюдения требований мест рубок, правил отпуска древесины на корню, а также правил лесопользования и разработки лесосек;
возобновление леса - образование нового поколения леса на лесных землях;
лесные культуры - создаваемые искусственным путем насаждения (посадкой или посевом) древесных и кустарниковых пород. К лесным культурам относятся также лесные земли, на которых посажены или посеяны древесные и кустарниковые породы, до перевода их в покрытые лесом земли;
охрана леса - область деятельности, направленная на предотвращение, обнаружение, ограничение распространения и ликвидацию лесных пожаров, выявление и пресечение нарушений лесного законодательства и законодательства об охране и использовании животного мира, привлечение нарушителей к установленной законодательством ответственности;
защита леса - комплекс правил, методов и технологий, используемых для повышения устойчивости и защиты лесов, лесных питомников, плантаций и лесных культур, прочих объектов лесного хозяйства и лесной продукции от вредителей, болезней и природных явлений;
собственные нужды - потребность гражданина или юридического лица в древесине и других лесных ресурсах для обеспечения нужд собственного хозяйства;
сельскохозяйственная организация - физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50 процентов общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной продукции и объем вылова водных биоресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70 процентов общего объема производимой продукции.
Статья 2. Полномочия Народного Хурала Республики Бурятия в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов
К полномочиям Народного Хурала Республики Бурятия в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов относятся:
1) разработка и принятие законов Республики Бурятия;
2) утверждение территориальных государственных программ использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов;
3) утверждение расходов, направляемых из средств бюджета Республики Бурятия на финансирование воспроизводства лесов;
4) отнесение лесов к ленточным борам, защитным полосам вдоль железнодорожных магистралей, автомобильных дорог федерального, республиканского значения, запретным полосам лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов, к лесам на пустынных, полупустынных, степных, лесостепных и малолесных горных территориях, имеющих важное значение для охраны окружающей природной среды, если это отнесение не связано с переводом лесов из одной группы лесов в другую;
5) запрещение побочных лесопользований в районах, загрязненных тяжелыми металлами и радионуклидами;
6) установление границ участков лесного фонда с особым режимом ведения лесного хозяйства и лесопользования на территории традиционного проживания коренных малочисленных народов и этнических общностей.
Статья 3. Полномочия Правительства Республики Бурятия в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов
К полномочиям Правительства Республики Бурятия в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов относятся:
1) участие в осуществлении прав владения, пользования и распоряжения лесным фондом на территории Республики Бурятия:
2) разработка и реализация территориальных государственных программ использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов;
3) принятие решений о предоставлении участков лесного фонда в аренду, безвозмездное пользование, а также в краткосрочное пользование для удовлетворения местных потребностей;
4) осуществление государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов;
5) приостановление, ограничение и прекращение работ, представляющих опасность для состояния и воспроизводства лесов;
6) установление порядка привлечения граждан и юридических лиц к тушению лесных пожаров;
7) организация выполнения мероприятий по охране лесов от пожаров и защите лесов от вредителей и болезней леса;
8) организация воспитания, образования и просвещения населения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов;
9) обеспечение населения необходимой информацией по вопросам использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов;
10) перевод лесных земель в нелесные земли в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и (или) изъятие земель лесного фонда в лесах второй и третьей групп, установление размеров платы, взимаемой с граждан и юридических лиц, в интересах которых осуществлен указанный перевод и (или) изъятие земель;
11) утверждение нормативов лесопользования для удовлетворения собственных нужд граждан, имеющих право на льготы по платежам за пользование лесным фондом;
12) согласование правил подсочки древостоев, а также зоны обязательной подсочки;
13) утверждение нормативов пользования древесиной и другими лесными ресурсами для удовлетворения собственных потребностей граждан и юридических лиц при передаче участков лесного фонда в безвозмездное пользование;
14) утверждение правил пользования лесным фондом для заготовки второстепенных лесных ресурсов и осуществления побочных лесопользований;
15) установление порядка пользования участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства, научно-исследовательских, культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей;
16) согласование мест строительства объектов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов, после проведения государственной экологической экспертизы;
17) участие в утверждении расчетных лесосек;
18) установление режима ведения лесного хозяйства и лесопользования в лесах, находящихся в границах особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения:
19) утверждение параметров особо защитных участков лесов и принятие решений о запрещении в них рубок главного пользования;
20) утверждение составов конкурсных комиссий по передаче участков лесного фонда в аренду, а также аукционных комиссий по проведению лесных аукционов;
21) расширение перечня видов второстепенных лесных ресурсов и побочных лесопользований по согласованию с территориальный орган Федерального органа управления лесным хозяйством;
22) выставление участков лесного фонда на лесные конкурсы и лесных ресурсов на лесные аукционы;
23) ограничение пребывания граждан в лесах в целях пожарной безопасности, а также сбора дикоросов в интересах ведения орехопромыслового, лесоплодового или лесосеменного хозяйства;
24) утверждение перечня услуг, оказываемых территориальный орган Федерального органа управления лесным хозяйством гражданам и юридическим лицам;
25) установление порядка ведения лесного хозяйства, а также использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях городских поселений;
26) установление ставок лесных податей и ставок арендной платы (за исключением минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню), а также платы за перевод лесных земель в нелесные земли по согласованию с территориальный орган Федерального органа управления лесным хозяйством.
Статья 4. Полномочия органов местного самоуправления районов и городов в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов
Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями Республики Бурятия в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов законами Республики Бурятия.
К полномочиям органов местного самоуправления районов и городов относится:
1) распределение лесосечного фонда, предоставляемого в краткосрочное пользование для удовлетворения потребностей в древесине организаций, учреждений, финансируемых за счет бюджета, сельскохозяйственных организаций и населения соответственно располагающихся и проживающего на данной территории;
2) участие в работе комиссий по проведению конкурсов на предоставление участков лесного фонда в аренду;
3) участие в работе комиссий по проведению лесных аукционов для предоставления лесных участков в краткосрочное пользование;
4) регулярное бесплатное получение от территориальный орган Федерального органа управления лесным хозяйством информации о состоянии лесного фонда на соответствующей территории;
5) участие вместе с территориальный орган Федерального органа управления лесным хозяйством в регулировании площадей в пределах лесного фонда, на которых разрешается сенокошение и пастьба скота;
6) участие в организации и проведении противопожарных мероприятий.
Статья 5. Содержание права собственности на лесной фонд и права собственности на леса, не входящие в лесной фонд
Содержание права собственности на лесной фонд и права собственности на леса, не входящие в лесной фонд определяются Лесным кодексом, гражданским законодательством и земельным законодательством Российской Федерации.
Статья 6. Аренда участков лесного фонда
Аренда участков лесного фонда регулируется Лесным кодексом Российской Федерации, гражданским законодательством и Положением об аренде участков лесного фонда, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Статья 7. Лесные конкурсы
Для проведения лесного конкурса создается комиссия, состав которой утверждается Правительством Республики Бурятия.
Участок лесного фонда, по которому конкурс не состоялся из-за участия одного претендента, может быть передан этому претенденту на основании решения Правительства Республики Бурятия по рекомендации конкурсной комиссии.
Статья 8. Установление границ участков лесного фонда с особым режимом ведения лесного хозяйства и лесопользования на территориях традиционного проживания коренных малочисленных народов и этнических общностей
На территориях традиционного проживания коренных малочисленных народов и этнических общностей законодательством Российской Федерации устанавливается особый режим ведения лесного хозяйства и лесопользования, обеспечивающий сохранение условий для традиционной хозяйственной деятельности указанных народов и общностей. Границы указанных территорий устанавливаются Народным Хуралом Республики Бурятия по предложениям субъектов права законодательной инициативы Республики Бурятия.
Статья 9. Утверждение параметров особо защитных участков лесов
Перечень особо защитных участков лесов с ограниченным режимом пользования устанавливается федеральным органом управления лесным хозяйством.
Параметры особо защитных участков лесов утверждаются Правительством Республики Бурятия по представлению территориального органа федерального органа управления лесным хозяйством и Управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных, Государственного комитета Республики Бурятия по экологии и природопользованию на основании материалов лесоустройства, охотустройства или специальных обследований.
Предложения по параметрам особо защитных участков лесов подготавливаются при лесоустройстве, охотустройстве и утверждаются до разработки проектов. Такие участки лесов в соответствии с утвержденными параметрами отграничиваются на планово-картографических материалах.
В периоды между лесоустройством, охотустройством параметры особо защитных участков лесов уточняются или устанавливаются поданным натурных обследований специалистов лесхозов федерального органа управления лесным хозяйством и других организаций, которые готовят необходимые обоснования по установлению параметров особо защитных участков лесов.
На особо защитных участках лесов может быть запрещено применение сплошных рубок главного пользования, а также других способов рубок Правительством Республики Бурятия по предложению территориальный орган Федерального органа управления лесным хозяйством, Управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Республики Бурятия, Государственного комитета Республики Бурятия по экологии и природопользованию.
Статья 10. Ограничение права пребывания граждан в лесах
Лесным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что граждане имеют право свободно находиться на территории лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, собирать для собственных нужд дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы и другие пищевые лесные ресурсы, лекарственные растения и техническое сырье в порядке, установленном правилами побочных лесопользований, а также участвовать в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях, охотиться, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, не допускать поломку, порубку деревьев и кустарников, повреждение муравейников и гнезд птиц, а также соблюдать другие требования законодательства Российской Федерации и настоящего Закона. Пребывание граждан в лесах, сбор дикоросов для собственных нужд могут быть ограничены в интересах пожарной безопасности лесов и ведения орехопромыслового, лесоплодового, лесосеменного хозяйства. Решения об ограничении пребывания граждан в лесах принимаются Правительством Республики Бурятия в период высокой пожарной опасности в лесах по представлениям территориального органа федерального органа управления лесным хозяйством и (или) органами муниципальных образований по представлению лесхоза территориального органа федерального органа управления лесным хозяйством.
В решении указываются сроки и территория лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, в которых ограничено (запрещено) пребывание граждан в лесах.
Решения об ограничении пребывания граждан в лесах в интересах ведения орехопромыслового, лесоплодового или лесосеменного хозяйства принимаются Правительством Республики Бурятия по предложениям территориальный орган Федерального органа управления лесным хозяйством. В решении указываются сроки и участки лесного фонда, где ограничено пребывание граждан в лесах или запрещен сбор дикоросов.
В государственных природных заповедниках, национальных парках, природных парках и других особо охраняемых природных территориях ограничение пребывания граждан в лесах регламентируется установленным в них режимом лесопользования.
Статья 11. Финансирование расходов на государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и ведения лесного хозяйства
Источниками финансирования расходов на государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и ведения лесного хозяйства являются:
средства федерального бюджета;
собственные средства органов лесного хозяйства, которые образуются за счет:
1) выручки от реализации лесопродукции, полученной при проведении рубок промежуточного пользования (древесины, новогодних елок, хвойного лапника, метел и других материалов), реализации семян и посадочного материала;
2) лесных податей и арендной платы в размере разницы между фактическими платежами и платежами по минимальным ставкам, направляемым в бюджеты разных уровней;
3) платы за оказанные услуги юридическим и физическим лицам;
4) сумм неустоек и штрафных санкций за нарушение правил лесопользования и лесного законодательства;
5) компенсационных выплат за ущерб, связанный с отчуждением и порчей земель лесного фонда;
6) прибыли, полученной от переработки и утилизации низкосортной и мелкотоварной древесины, от рубок ухода за лесом и реализации продукции побочного пользования лесом при условии использования этой прибыли на ведение лесного хозяйства;
7) благотворительных взносов и пожертвований юридических и физических лиц;
8) других поступлений, не противоречащих законодательствам Российской Федерации и Республики Бурятия.
Эти средства приравниваются к бюджетным и направляются на ведение лесного хозяйства и развитие социальной сферы.
Статья 12. Финансирование расходов на воспроизводство лесов
В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации расходы на воспроизводство лесов финансируются за счет средств бюджета Республики Бурятия.
Финансирование должно обеспечивать проведение мероприятий по воспроизводству лесов в объемах, предусмотренных федеральными и республиканскими государственными программами использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов.
При отсутствии указанных программ финансирование должно обеспечивать выполнение объемов указанных мероприятий, определенных проектами лесоустройства по видам и срокам их проведения. Затраты на проведение работ по воспроизводству лесов определяются в соответствии с нормативами, установленными федеральным органом управления лесным хозяйством, и представляются территориальным органом федерального органа управления лесным хозяйством Правительству Республики Бурятия для включения их в бюджет.
Статья 13. Республиканские программы использования, охраны, защиты и воспроизводства лесного фонда, а также лесов, не входящих в лесной фонд
Республиканские программы использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов разрабатываются территориальный орган Федерального органа управления лесным хозяйством с привлечением научно-исследовательских учреждений и участием республиканских органов в области охраны окружающей природной среды, других заинтересованных организаций и утверждаются Народным Хуралом Республики Бурятия.
Реализация республиканских программ использования, охраны и защиты лесного фонда и воспроизводства лесов осуществляется территориальный орган Федерального органа управления лесным хозяйством, в городских лесах - органами местного самоуправления.
Финансирование разработки указанных программ и их реализация осуществляются из бюджета Республики Бурятия.
Статья 14. Распределение платежей, поступающих за пользование лесным фондом
Часть лесных податей и арендной платы в размере минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, поступает в федеральный бюджет и бюджет Республики Бурятия в следующем соотношении:
федеральный бюджет - сорок процентов;
бюджет Республики Бурятия - шестьдесят процентов.
Часть лесных податей и арендной платы за древесину, отпускаемую на корню, от средств, поступивших в бюджет Республики Бурятия, направляется соответствующему территориальный орган Федерального органа управления лесным хозяйством на финансирование расходов на воспроизводство лесов в соответствии с нормативами, определяемыми федеральным органом управления лесным хозяйством.
Арендная плата, превышающая размер минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, а также платежи за заготовку живицы, пользование второстепенными лесными ресурсами, побочные лесопользования, пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства, культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей и других видов пользования лесным фондом поступают лесхозам территориальный орган Федерального органа управления лесным хозяйством, приравниваются к бюджетным средствам и используются для нужд лесного хозяйства.
Суммы неустоек за нарушения Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, а также штрафы за нарушения лесного законодательства и суммы ущерба, нанесенного лесному хозяйству, суммы, полученные от реализации изъятых и поступивших в распоряжение лесхозов древесины, живицы и других брошенных в лесу имущественных ценностей поступают в размере 50 процентов в бюджет органов местного самоуправления районов и городов и оставшиеся 50 процентов направляются на специальные счета лесхозов в целях возмещения ущерба, нанесенного лесному хозяйству в качестве дополнительного источника финансирования работ по воспроизводству и охране лесов, развития социальной сферы.
Контроль за использованием средств на воспроизводство лесов осуществляется Счетной палатой Республики Бурятия, федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией и финансовыми органами республики.
Президент Республики Бурятия |
Л.В. Потапов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Республики Бурятия от 25 августа 1999 г. N 260-II "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Бурятия "О лесе" (принят Народным Хуралом 25 августа 1999 г.)
Текст Закона опубликован в газете "Бурятия" от 14 января 1992 г. N 8, от 17 декабря 1993 г. N 242, от 11 сентября 1999 г. N 171
Законом Республики Бурятия от 7 декабря 2004 г. N 899-III настоящий Закон признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Республики Бурятия от 25 февраля 2004 г. N 653-III
Закон Республики Бурятия от 7 мая 2001 г. N 740-II