Постановление Правительства Республики Бурятия
от 9 декабря 2003 г. N 365
"О Программе развития агропромышленного комплекса Республики Бурятия на
2004-2007 годы"
(с изменениями от 3 августа, 26 сентября 2005 г., 21 августа, 2 октября 2006 г.)
В соответствии с Указом Президента Республики Бурятия от 24.03.2003 г. N 84 "О республиканских целевых программах" Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу "Развитие агропромышленного комплекса Республики Бурятия на 2004-2007 годы" (далее - Программа).
2. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия (Бубнов В.В.) после окончания срока реализации республиканских программ, принятых до 1 июля 2003 года, вновь разработанные программы включать в Программу в виде подпрограмм.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления при разработке нормативных документов, направленных на развитие сельского хозяйства, учитывать положения Программы.
4. Министерству финансов Республики Бурятия (Налетов А.Ю.) при формировании проектов республиканского бюджета на 2004-2007 годы включить Программу в Перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета, и уточнять ежегодно объемы выделяемых на ее реализацию ассигнований.
5. Признать утратившим силу Постановление Правительства Республики Бурятия от 24.04.2000 г. N 126 "О республиканской среднесрочной Программе развития агропромышленного комплекса Республики Бурятия до 2005 года".
6. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Контрольное управление Президента Республики Бурятия (Белоколодов Н.М.).
Президент - Председатель
Правительства Республики Бурятия |
Л.В. Потапов |
Республиканская целевая программа
"Развитие агропромышленного комплекса Республики Бурятия
на 2004-2007 годы"
(утв. Постановлением Правительства Республики Бурятия от 9 декабря 2003 г. N 365)
(с изменениями от 3 августа, 26 сентября 2005 г., 21 августа, 2 октября 2006 г.)
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 2 октября 2006 г. N 307 в паспорт настоящей программы внесены изменения
Паспорт программы
"Развитие агропромышленного комплекса Республики Бурятия
на 2004-2007 годы"
Наименование программы |
Программа Развития АПК РБ на 2004-2007 годы |
Основание для разработки Программы |
- Закон Республики Бурятия N 766-II от 6 июля 2001 года "О программе социально- экономического развития Республики Бурятия на 2002-2004 годы"; - Указ Президента Республики Бурятия N 84 от 24 марта 2003 года "О республиканских целевых программах"; - Программа деятельности Правительства Республики Бурятия на срок полномочий "От подъема экономики - к устойчивому развитию", утвержденная постановлением Правительства Республики Бурятия от 10 февраля 2003 года N 42 |
Государственный заказчик программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия Управление ветеринарии Республики Бурятия (по подпрограмме "Кадры АПК Республики Бурятия до 2007 года), государственным заказчиком-координатором является Министерство сельского хозяйства и продовольствия |
Основные разработчики программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия, Государственное унитарное предприятие Информационно-консультационный центр сельских товаропроизводителей Республики Бурятия |
Цель и задачи | Основной целью является развитие АПК и улучшение социально-экономических условий на селе, в том числе: - развитие аграрного производства; - формирование новых экономических отношений на селе; - повышение качества жизни сельского населения, улучшение социально- экономических условий; - определение основных направлений стабилизации и обеспечения эффективного функционирования пищевой и перерабатывающей промышленности Республики Бурятия; - увеличение объемов производства и сокращение импорта продовольствия на территорию республики; - расширение рынков сбыта. Для достижения поставленных целей предполагается решение следующих задач: - увеличение объема производства сельско - хозяйственной продукции для более полного удовлетворения потребностей населения в продуктах питания и потребностей организаций перерабатывающей промышленности в сырье; - повышение эффективности сельскохозяйственного производства; - осуществление мер государственной поддержки организаций АПК; - обновление основных фондов сельскохозяйственных организаций и организаций пищевой и перерабатывающей промышленности; - повышение уровня занятости на селе; - повышение уровня доходов сельского населения; - развитие сельской социальной и инженерной инфраструктуры; - создание единой системы доведения до сельскохозяйственных товаропроизводителей научно-технических достижений и передового производственного опыта, дальнейшее развитие информационно- консультационного обеспечения сельских товаропроизводителей |
Сроки и этапы реализации Программы |
Программные мероприятия охватывают период с 2004 по 2007 годы |
Исполнители Программы | Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия, органы исполнительной власти Республики Бурятия, органы местного самоуправления Республики Бурятия (по согласованию), сельско-хозяйственные и перерабатывающие организации (по согласованию) |
Объемы и источники финансирования, млн. рублей |
Всего: средства республиканского бюджета - 3243,4 млн. рублей |
Перечень подпрограмм | В настоящую программу включены следующие подпрограммы: 1. "Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности Республики Бурятия до 2007 года" (приложение N 1); 2. "Развитие малого предпринимательства на селе на 2004 - 2007 годы в Республике Бурятия" (приложение N 2); 3. "Кадры АПК Республики Бурятия до 2007 года" (приложение N 3) 4. Подпрограмма "Зерно" 5. Подпрограмма "Плодородие" |
Ожидаемые результаты реализации программы |
Рост валовой продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах в 2007 году составит 12,0%, пищевой и перерабатывающей промышленности - 20%. Производство молока увеличится на 5%, мяса - 9,4%, яйца - 11,8%, шерсти - 6,9%, рыбы - 3%, зерна - 68,8%, картофеля - 7,3%, овощей - на 1%, кормов - на 40%, цельномолочной продукции - на 16,3%, продукции мясной отрасли - на 21%, спирта - 23,8%. Мероприятия, предусмотренные настоящей программой, позволят увеличить уровень реальных доходов сельского населения в 2007 году в 1,5 раза, обеспечить рост заработной платы рабочих, занятых в сельскохозяйственном производстве, в 2,4 раза. |
Система организации контроля за ходом реализации Программы |
Контроль за ходом реализации программы осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Республики Бурятия от 29.04.2003 N 161 "О регламенте разработки и реализации республиканских целевых программ". Общий контроль за ходом реализации Программы возлагается на Контрольное управление Президента Республики Бурятия. |
1. Обоснование проблемы, анализ ее исходного состояния
1.1. Состояние Агропромышленного комплекса
В агропромышленном комплексе Республики Бурятия функционирует 241 сельскохозяйственная организация, 2562 крестьянских (фермерских) хозяйства, 155 тысяч хозяйств населения, 11 организаций молочной, 16 пищевой, 5 мясной, 4 мукомольной, 8 хлебопекарной отраслей.
В сельском хозяйстве работает 55,5 тыс. человек или 14,1% от общей численности занятых в экономике Республики Бурятия.
Республика Бурятия располагает 6,2% площади пашни, имеющейся в целом по России, или 11% от площадей Восточной Сибири.
В ходе аграрной реформы, проводимой с 1992 года, были созданы основы многоукладной экономики и рыночных отношений на селе, произошла реорганизация колхозов и совхозов, значительно возрос удельный вес продукции, производимой в личных подсобных хозяйствах республики.
В области земельных правоотношений в республике насчитывается 68968 собственников земельных долей. Были выданы свидетельства на право собственности на земельную долю 64551 человеку или 93,5%. Из них распорядились земельными долями 41620 человек (64,4% от получивших свидетельства). 71,1% распорядившихся земельными долями передали в аренду сельскохозяйственным организациям или 29595 собственникам. Получили земельную долю для образования крестьянского (фермерского) хозяйства - 2798 человек (6,7%). Для ведения личного подсобного хозяйства 2359 человек (5,7%) выделили земельную долю в натуре. 6868 собственников передали право пользования в Уставной капитал сельскохозяйственных организаций или 16,5%.
Анализируемый период характеризовался для агропромышленного комплекса спадом уровня производства, ухудшением финансового положения отрасли. Производство продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в период с 1996 по 2001 год в сопоставимых ценах снизилось на 9,1%.
Таблица 1
Объем и динамика производства сельскохозяйственной
продукции в 1996-2002 гг. в хозяйствах всех категорий
N | Показатели | Един. измер. |
1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 |
1 | Производство продукции сельского хозяйства в фактически действующих ценах |
млн. руб. |
2662,2 | 2633,6 | 2584,4 | 4019,5 | 4677,2 | 5384,3 | 6473,1 |
2 | Валовая продукция сельского хозяйства в сопоставимых ценах 1994 года |
млн. руб. |
294,7 | 303,4 | 272,6 | 259,5 | 266,2 | 266,7 | 268,0 |
3 | Индексы физического объема производства продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах в % к предыдущему году |
% | 102,6 | 104,5 | 99,3 | 99,4 | 98,9 | 100,2 | 100,5 |
Начиная с 2001 года впервые за последние годы приостановлены темпы спада производства продукции сельского хозяйства, наметились точки экономического роста и созданы предпосылки для его развития.
Приоритетной отраслью сельского хозяйства является животноводство.
Поголовье КРС в хозяйствах всех категорий на 1 января 2002 года составило 336,6 тыс. голов или 85,7% к уровню 1996 года, в том числе коров 135,20 тыс. голов (к уровню 1996 года 83,3%), свиней 99,3 тыс. голов (67,4%), овец и коз 203,5 тыс. голов (44,7%). Ежегодный спад поголовья коров в среднем составляет 2-3%, свиней 3-5%, овец 8-10%.
Рост поголовья крупного рогатого скота в личных подсобных хозяйствах населения за период с 1996 по 2002 гг. составил 16,1%. Причем прирост наблюдался во всех районах Республики Бурятия. В сельскохозяйственных организациях, напротив, - произошло снижение поголовья с 148,4 до 57,2 тыс. голов или на 61,4%, что привело к падению численности скота во всех категориях хозяйств на 56,1 тыс. голов или на 14,3%. Аналогичная ситуация сложилась за эти годы и по другим видам скота. Основные причины сокращения поголовья в сельскохозяйственных организациях - это нарушение баланса развития отрасли сельскохозяйственного производства, вызванного, прежде всего, диспаритетом цен на сельскохозяйственную и промышленную продукции, резким ростом цен на энергоносители.
Таблица 2
Динамика численности основных видов скота и их
продуктивности в хозяйствах всех категорий
Показатели | Ед. изм. |
1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2002 в % к 1996 |
Поголовье КРС (по состоянию на 1 января) |
тыс. гол. |
392,7 | 372,9 | 347,6 | 326,7 | 334,7 | 331,1 | 336,6 | 85,7 |
В т.ч. коровы | тыс. гол. |
162,3 | 155,0 | 146,4 | 143,4 | 141,8 | 138,1 | 135,2 | 83,3 |
Свиньи | тыс. гол. |
147,2 | 135,3 | 120,6 | 121,0 | 143,6 | 99,0 | 99,3 | 67,4 |
овцы, козы | тыс. гол. |
455,1 | 358,3 | 290,7 | 224,3 | 224,0 | 204,1 | 203,5 | 44,7 |
Средний годовой удой молока от 1 коровы в сельхоз- организациях |
кг | 1072 | 1174 | 1403 "*" |
1380 "*" |
1344 | 1324 | 1517 | 141,5 |
Средний годовой настриг шерсти с 1 овцы в сельхоз- организациях |
кг | 2,1 | 2,4 | 2,7 | 2,6 | 2,8 | 2,5 | 2,6 | 123,8 |
"*" Данные по крупным и средним сельхозорганизациям
Наблюдается снижение удельного веса поголовья скота в коллективных сельскохозяйственных организациях: КРС с 37,7% в 1996 г. до 16,9% в 2002 г.; свиней с 28,7% - 28,3%; овец с 76,2% - 56,5%. Вместе с тем возрастает доля поголовья скота, содержащегося на индивидуальных подворьях.
Повысились показатели продуктивности животноводства в сельскохозяйственных организациях. Надоено молока на 1 корову 1517 килограммов, рост к уровню 1996 года составил 41,5%.
С 1996 по 2002 гг. произошло снижение объемов производства мяса на 16,8 тыс. тонн, молока на 78,3 тыс. тонн, шерсти в 2,3 раза, яйца в 1,9 раза, что связано со снижением поголовья скота и его продуктивности в сельскохозяйственных организациях. В 2001 - 2002 году наметилась стабилизация объемов производства мяса всех видов и молока, ежегодные темпы спада производства животноводческой продукции в последние годы значительно снизились: по мясу с 4,1% в 1997 году до прироста на 0,9% в 2002 году; молоку: с 1,1% в 1997 году до прироста 1,1% в 2002 году; по шерсти с 27,2% в 1997 году до 7,8% в 2002 году; по яйцу с 13,9% в 1997 году до 9,1% в 2002 году.
Таблица 3
Производство основных видов продукции животноводства в
хозяйствах всех категорий
Показатели | Ед. измер. |
1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 |
Мясо, скот и птица на убой (в живом весе) |
Тыс. тонн |
74,4 | 71,4 | 67,2 | 62,4 | 58,5 | 57,1 | 57,6 |
Молоко | Тыс. тонн |
159,8 | 161,7 | 160,0 | 159,7 | 231,3 | 235,5 | 238,1 |
Шерсть | Тонн ф. в. |
1174 | 855 | 780 | 624 | 596 | 548 | 505 |
Яйцо | Млн. шт. |
109,7 | 94,4 | 85,2 | 75,7 | 68,3 | 63,1 | 57,2 |
В настоящее время производится в хозяйствах населения: мяса - 83,7%, молока - 86,4%, яйца - 45,0%.
За период с 1994 - 2002 годы хозяйствами республики приобретено 2425 голов племенного молодняка КРС, 5040 голов овец, 263 головы лошадей и 1572 головы свиней. С 1994 года по 1998 год покупка племенного скота хозяйствами осуществлялась за счет собственных средств, за период 1999 - 2002 годы из республиканского бюджета на эти цели было выделено 16,5 млн. рублей.
Развитие растениеводства в республике в значительной степени зависит от природных условий.
Сумма активных температур, в зависимости от зон, колеблется от 1400 градусов до 1800, а средняя продолжительность безморозного периода - от 95 до 120 дней.
В настоящее время площадь пашни составляет 845,7 тыс. га, из которых используется 77%. Эрозией как водной, так и ветровой охвачено до 70% площадей сельскохозяйственных угодий.
Нагрузка на одного работника, занятого в сельскохозяйственном производстве в Республике Бурятия, составляет 35 га пашни.
Таблица 4
Посевные площади сельскохозяйственных культур в
хозяйствах всех категорий
Показатели | Ед. изм. |
1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2002 в % к 1996 |
Посевные площади всего |
тыс. га |
521,7 | 482,1 | 428,8 | 411,7 | 361,6 | 337,9 | 327,9 | 62,8 |
в т.ч. зерно | тыс. га |
321,2 | 324,2 | 306,3 | 298,8 | 252,9 | 236 | 215 | 66,9 |
Картофель | тыс. га |
20,4 | 19,7 | 20,1 | 19,0 | 20,5 | 19,7 | 19,8 | 97,0 |
Овощи | тыс. га |
3,5 | 4,2 | 4,0 | 4,2 | 4,4 | 4,2 | 4,4 | 125,7 |
Кормовые | тыс. га |
175,4 | 132,4 | 97,8 | 89,1 | 82,7 | 77,3 | 88,2 | 50,2 |
Наблюдается снижение посевных площадей зерновых культур - на 37,2% к уровню 1996 года, кормовых культур - на 49,8%, картофеля на 3%. Вместе с тем, увеличиваются посевные площади овощных культур на 25,7%, что вызвано увеличением посевных площадей в личных подсобных и крестьянских фермерских хозяйствах. Общее снижение посевной площади сельскохозяйственных культур к уровню 1996 года составило 193,8 тыс. га, или 37,2%, что связано с недостатком ГСМ, удобрений, семян, большим износом техники.
Таблица 5
Урожайность сельскохозяйственных культур в хозяйствах
всех категорий (ц/га)
Показатели | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2002 к 1996 в % |
Зерно | 7,9 | 9,0 | 10,7 | 6,6 | 7,1 | 5,3 | 6,1 | 77,2 |
Картофель | 66 | 92 | 79 | 88,1 | 82,1 | 88 | 81,5 | 123,5 |
Овощи | 114 | 123 | 106 | 134 | 176,9 | 188,2 | 177,5 | 155,7 |
В целом урожайность сельскохозяйственных культур в течение последних семи лет остается стабильной и наблюдается ее рост. Наиболее благоприятным годом для выращивания зерновых культур был 1998 год, (максимальная урожайность 10,7 ц/га), для овощей - 2001 год (188,2 ц/га) для производства картофеля - 1997 год (92 ц/га).
Таблица 6
Производство основных видов продукции растениеводства в
хозяйствах всех категорий (тыс. тонн)
Показатели | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2002 в % к 1996 |
Зерно (в весе после доработки) |
231,4 | 267,1 | 326,6 | 197,2 | 179,1 | 123,9 | 131,9 | 57,0 |
Картофель | 134,4 | 180,2 | 159,3 | 167,2 | 167,9 | 173,7 | 161,2 | 119,9 |
Овощи | 40,1 | 53,8 | 43,3 | 56,3 | 78,3 | 78,8 | 79,1 | 197,2 |
Посевные площади зерновых снизились с 321,3 тыс. га в 1996 году до 215 тыс. га в 2002 году. Наибольший урожай зерновых за последние 7 лет был собран в 1998 году - 326,6 тыс. тонн.
На протяжении ряда рассматриваемых лет безубыточным остается производство растениеводческой продукции. В последние годы наблюдается увеличение объемов производства картофеля (19,9%) и производства овощей (97,2%). В таких районах республики, как в Мухоршибирском, Джидинском, Закаменском, Кабанском достигнута относительно высокая рентабельность производства зерна, картофеля, овощей - от 15 до 35%.
В 2002 году рост объемов производства по организациям пищевой и перерабатывающей промышленности к уровню 1996 года в сопоставимых ценах составил 3,9%, в том числе в мясной отрасли - 5%, спиртовой - 35%, ликеро-водочной - 45,5%. Наряду с этим наблюдается снижение объемов производства в молочной отрасли на 10%, хлебопекарной на 18%, плодоовощной, мукомольно-крупяной и комбикормовой - в 2 раза.
Таблица 7
Объем и динамика производства продукции пищевой и
перерабатывающей промышленности (млн. руб.)
Показатели | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 |
Объем товарной продукции в оптовых ценах каждого года без НДС и акциза (без мукомольно- крупяной и комбикормовой) |
549 | 576 | 478 | 943 | 1169,8 | 1446,8 | 1881,8 |
Индекс физического объема к предыдущему году, в процентах |
83 | 84,1 | 86,5 | 109,6 | 107,3 | 85,2 | 120,8 |
В 2002 году начался процесс стабилизации в организациях пищевой и перерабатывающей промышленности, индекс физического объема составил 120,8% к уровню 2001 года.
Обеспеченность сельскохозяйственных товаропроизводителей техникой составляет: по тракторам - 59%, по зерноуборочным комбайнам - 50%, кормоуборочным комбайнам - 28%, по плугам - 78%, по сеялкам - 57%, по культиваторам - 100%.
Фактический износ имеющейся техники находится на грани полной выработки нормативного ресурса по основным видам техники. Износ по тракторам составляет 92%, по зерноуборочным комбайнам 86%, по посевным и почвообрабатывающим машинам 82 - 88%. Критическое состояние техники усугубляется крайне малой покупкой новых машин за последние годы.
Согласно данным годового отчета за 2002 г., процент выбытия техники намного превышает ее обновление, сельскохозяйственными товаропроизводителями республики приобретено новых 42 трактора, 9 сеялок, 10 сенокосилок, 4 комбайна, 2 автомобиля, в то же время списано 267 тракторов, 231 сеялка, 51 сенокосилка, 113 комбайнов, 92 автомобиля.
За анализируемый период финансовое состояние сельского хозяйства претерпело значительные изменения. Сказалось влияние постоянно меняющегося механизма финансово-кредитной и налоговой политики государства в отношении сельского хозяйства.
Начиная с 1996 года по 2002 год сельскохозяйственные организации Республики Бурятия были в основном убыточными. Общая кредиторская задолженность за 2002 год увеличилась с 998,1 млн. руб. до 1111,5 млн. руб., или на 11,3%.
С 1996 года наблюдается рост дебиторской задолженности сельскохозяйственных организаций (с 75,9 млн. рублей в 1996 году до 165,8 млн. рублей в 2002 году) на 89,9 млн. руб. и кредиторской задолженности на 638 млн. рублей, или в 2,3 раза. Рост дебиторской задолженности приводит к замораживанию финансовых ресурсов, необходимых для пополнения оборотных средства и погашения задолженности.
Количество прибыльных хозяйств возросло до 153 (против 107 в 2001 году). Сумма прибыли составила 80 млн. руб. Количество убыточных сельскохозяйственных организаций 93, сумма убытка составила 97 млн. руб. (против 106 в 2001 году). По итогам 2002 года общий убыток по сельхозпредприятиям составил 17 млн. руб.
Объем капитальных вложений по сельскохозяйственным организациям в 2002 году составил с учетом республиканского бюджета и собственных средств - 150,8 млн. рублей, что выше уровня прошлого года на 41%.
Объем государственной поддержки в виде субсидий, дотаций и компенсаций, предоставленных сельскохозяйственным товаропроизводителям из бюджетов всех уровней, за последние 3 года составил 678,2 млн. рублей, в том числе из республиканского бюджета - 507,5 млн. руб., что составило 74,8% (справочно: из федерального бюджета предоставлено 47,9 млн. руб. - 7,1%, из местных бюджетов предоставлено 123 млн. руб. - 18,1%).
Сельское хозяйство Республики Бурятия, несмотря на стабилизацию некоторых показателей его деятельности, развивается в крайне сложных условиях. Сельскохозяйственные товаропроизводители испытывают острый недостаток финансовых ресурсов для осуществления текущей деятельности.
Программа "Развитие агропромышленного комплекса (АПК) Республики Бурятия на 2004-2007 годы" разработана во исполнение Закона Республики Бурятия от 06.07.2001 N 766-II "О программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2002-2004 годы", Указа Президента Республики Бурятия от 24.03.2003 N 84 "О республиканских целевых программах", Программы деятельности Правительства Республики Бурятия на срок полномочий "От подъема экономики - к устойчивому развитию", утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 10.02.2003 N 42.
Разработка программы обусловлена:
- социально-политической остротой проблемы, ее общереспубликанским значением, определяемым широким спектром выполняемых селом функций;
- межотраслевым, межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению органов законодательной и исполнительной власти на республиканском уровне, органов местного самоуправления, профсоюзных организаций АПК, общественных объединений сельских жителей;
- необходимостью приоритетной государственной финансовой поддержки развития социальной сферы и инженерного обустройства села.
В основу Программы заложены принципы дальнейшего совершенствования экономического функционирования АПК, системы государственной поддержки, инвестиционных механизмов, использования внутренних возможностей сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Исходя из этого предлагается решение поставленных проблем программными методами.
2. Цель, задачи программы и сроки ее реализации.
Основные направления по решению задач программы
Целью Программы является увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции для более полного удовлетворения потребностей населения Республики Бурятия в продуктах питания и организаций предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности в сырье, что должно привести к повышению качества жизни сельского населения и формированию новых экономических отношений на селе.
Основными задачами являются:
- рост эффективности сельскохозяйственного производства;
- повышение эффективности государственной поддержки организаций агропромышленного комплекса;
- обновление основных фондов сельскохозяйственных организаций и организаций пищевой и перерабатывающей промышленности;
- повышение уровня занятости на селе;
- повышение уровня доходов сельского населения;
- повышение уровня развития сельской социальной и инженерной инфраструктуры;
- развитие аграрного производства и улучшение социально-экономических условий на селе посредством создания единой и стройной системы доведения до сельскохозяйственных товаропроизводителей научно-технических достижений и передового производственного опыта, дальнейшее развитие системы информационно-консультационного обслуживания сельских товаропроизводителей.
Срок реализации Программы - с 2004 года по 2007 год.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 3 августа 2005 г. N 249 в раздел 2.1 настоящей программы внесены изменения
2.1. Развитие растениеводства Республики Бурятия до 2007 года
В целях повышения плодородия земель, оптимального использования имеющихся ресурсов в течение 2004-2007 гг. будут реализованы мероприятия Федеральной целевой программы "Повышение плодородия почв", утвержденные постановлением Правительства РФ от 10.11.2002 N 1757/22, и мероприятия, предусмотренные данной Программой.
Дальнейшее развитие земледелия в республике будет направлено на достижение в 2004-2007 годах объемов производства продукции растениеводства, достаточных для полного (в зависимости от вида продукции) обеспечения продуктами питания населения Республики Бурятия, сырьем перерабатывающих организаций и кормами животноводства республики. При этом сохраняются почвенное плодородие и экологическая ситуация в бассейне озера Байкал. Земледелие Республики Бурятия в перспективе должно быть научно обоснованным, эффективным, направленным на повышение рентабельности сельскохозяйственного производства и на максимальное обеспечение продовольственной безопасности Бурятии, вестись, прежде всего, на более плодородных и окультуренных землях, не подверженных сильному действию ветровой и водной эрозии согласно специализации, сложившейся по почвенно-климатическим зонам, районам и товаропроизводителям.
Развитие зернового производства предусмотрено Республиканской программой "Зерно" на 2002-2005 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 01.03.2002 N 59.
Мероприятия по сохранению и воспроизводству почвенного плодородия сельскохозяйственных угодий предусмотрены Республиканской программой "Плодородие" на 2002-2005 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 05.03.2002 N 65.
Кормопроизводство отражено в программе "Развитие животноводства в Республике Бурятия до 2010 года", утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия N 264 от 03.10.2002.
Мероприятия по развитию зернового производства и сохранению и воспроизводству почвенного плодородия сельскохозяйственных угодий на 2006 - 2007 годы предусмотрены приложениями N 5 и N 6 данной Программы.
2.1.1. Картофелеводство, овощеводство и садоводство
Основные направления развития картофелеводства, овощеводства и садоводства:
1. Увеличение объемов производства картофеля - до 177, овощей - до 81,5 тыс. тонн в год (с учетом личных подсобных хозяйств граждан, дачных и огороднических кооперативов) с целью использования 15 - 20% урожая для промышленной переработки и последующего вывоза ее продуктов за пределы Республики Бурятия.
Таблица 8
Объемы производства картофеля в Республике Бурятия в
2002-2007 гг. (тыс. тонн)
Продукция | 2002 г. факт |
2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. |
Картофель | 169 | 170 | 172 | 174 | 177 | 177 |
Овощи | 79,1 | 79,7 | 80,3 | 80,9 | 81,5 | 81,5 |
2. Расширение ассортимента выращиваемых овощных культур за счет увеличения площади посевов и посадок ранней салатной капусты, поздней капусты для длительного хранения, лука репчатого и чеснока.
3. Увеличение объемов применения химических средств защиты растений для борьбы с сорняками, вредителями и болезнями картофеля и овощных культур высокоэффективными препаратами.
4. Создание в пригородной зоне г. Улан-Удэ машинно-технологической станции (МТС) для обслуживания производственных кооперативов, крестьянских и фермерских хозяйств при выращивании сортов и гибридных овощей российской и голландской селекции механизированным способом.
5. Реконструкция существующих и строительство новых эффективных и дешевых оросительных систем для выращивания картофеля, овощных и плодово-ягодных культур.
6. Значительное улучшение механизации работ по выращиванию картофеля и овощных культур на мини-участках площадью до 1 га за счет внедрения малогабаритной техники и орудий (мотоблоки, ручные сеялки и т.д.).
7. Улучшение обеспечения высококачественными семенами овощных культур в ассортименте всех товаропроизводителей, включая и индивидуальный сектор.
8. Государственная поддержка организаций садоводства, которые будут заниматься развитием производства плодово-ягодных культур (обеспечение районированными высокоурожайными саженцами, решениями вопросов технологии выращивания).
9. Государственная поддержка, направленная на обеспечение сельских товаропроизводителей всех категорий качественными элитными семенами картофеля районированных сортов местной и инорайонной селекции.
Для полного перехода на сортовые посадки картофеля требуется производить ежегодно по 120-130 тонн суперэлиты и 360 тонн элиты при средней урожайности не ниже 130 ц/га.
2.2. Развитие животноводства Республики Бурятия до 2007 года
Развитие животноводства Республики Бурятия в целом предусмотрено в программе "Развитие животноводства Республики Бурятия до 2010 года", утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 3 октября 2002 года N 264.
2.3. Организация материально-технического снабжения
агропромышленного производства
Основной задачей в сложившихся экономических условиях хозяйствования является обновление сельскохозяйственной техники, машинно-тракторного парка сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также содействие личным подсобным хозяйствам в приобретении малой сельскохозяйственной техники. Ее реализация возможна путем совершенствования лизинговой системы поставок сельскохозяйственной техники, которая является одной из форм государственной поддержки товаропроизводителя. В целях дальнейшего развития этой системы требуется ежегодное выделение средств из республиканского бюджета на приобретение сельскохозяйственной техники на условиях лизинга в размере 80-100 млн. рублей.
Подпрограммой предусматривается дальнейшее совершенствование лизинга сельскохозяйственной техники в интересах сельских товаропроизводителей, также будут реализованы мероприятия, предусмотренные программой "Приобретение сельскохозяйственной техники для технического перевооружения агропромышленного комплекса Республики Бурятия на 2001-2005 годы":
- поставка техники на льготных условиях, процент за пользование бюджетными средствами должен составлять 3% годовых;
- создание вторичного рынка восстановленной техники, сервисного центра по обслуживанию сельскохозяйственных товаропроизводителей: ремонт и восстановление техники, поставка техники, запасных частей и т.д.
Потребность в сельскохозяйственной технике для заготовки кормов на период с 2004 по 2007 год составляет:
Посевных агрегатов АПР-2,6 - 60 шт.
Косилка навесная КСФ-2,1 - 110 шт.
Косилка роторная навесная КРН-2,1 - 13 шт.
Грабли-ворошилки двухроторные ГВДР-6,0 - 17 шт.
Грабли-валкообразователи колесно-пальцевые ГВК-6,0 - 32 шт.
Пресс-подборщик рулонный ПРП-1,6 - 50 шт.
Погрузчик фронтальный ПФ-0,5Б - 16 шт.
Подборщик-копнитель ПК-1,6 - 22 шт.
Копновоз КУН-10 - 15 шт.
Многооперационный кормозаготовительный комплекс "Полесье" КГ-6 - 50 шт.
Комплекс машин для заготовки сенажа в упаковке:
Косилка-плющилка BRC-225/90 - 150 шт.
Грабли-валкообразователи GR-385-R3 - 84 шт.
Пресс-подборщик R-12 - 60 шт.
Упаковщик рулонов FW 10/2000 - 60 шт.
Захват рулонов ПМТ-01 - 60 шт.
Потребность в сельскохозяйственной технике для проведения сева и уборки зерновых культур в 2004-2007 гг. составляет:
Тракторы - 190 шт. в том числе:
ВТ-100 - 140 шт.
К-744 Р 2 - 50 шт.
Плуги оборотные ПНО-4-35 - 160 шт.
Посевной комплекс "Кузбасс" - 50 шт.
Опрыскиватели ОП-2001 - 35 шт.
Машины для внесения удобрений РОУ-6М - 80 шт.
Жатка валковая ВН-6Б - 76 шт.
Зерноуборочный комбайн "Енисей-1200"- 300 шт.
Комбайн "Сампо" СР-2035 - 3 шт.
Зерноочистительная машина ОВС-25 - 105 шт.
Зерноочистительная машина СМ 4 - 140 шт.
Зернометатель ЗМ 60 А - 120 шт.
Протравливатель семян - ПС-10а - 36 шт.
Общая потребность средств составляет 1934698 тыс. руб.
2.4. Формирование многоукладности в сельском хозяйстве
Аграрная реформа, проводимая в Республике Бурятия последние годы, предусматривает развитие сельского хозяйства с учетом многообразия форм собственности на землю и средства производства, выступает за многоукладность сельского хозяйства, за формальное и неформальное равенство всех форм собственности и организаций производства, за равные возможности развития всех хозяйствующих субъектов от владельца небольшого личного подсобного или фермерского хозяйства до крупных агрофирм и агрохолдингов, развитие кооперации и интеграции.
В настоящее время в общем количестве сельскохозяйственных организаций функционирует: сельскохозяйственных производственных кооперативов - 68,9%, товариществ на вере - 7%, обществ с ограниченной ответственностью - 10%, колхозов - 5,1%, объединений крестьянских хозяйств - 0,7%, сельхозартелей - 0,3%, акционерных обществ - 4,8%, подсобных хозяйств - 1,1%, муниципальных унитарных предприятий, государственных унитарных предприятий - 2,1%.
Важнейшими направлениями аграрной политики в отношении коллективных сельскохозяйственных организаций являются:
- содействие формированию конкурентоспособных сельскохозяйственных организаций и предпосылок для разумной концентрации средств производства у наиболее эффективных собственников;
- стимулирование вертикальной интеграции в агропромышленном секторе;
- финансовое оздоровление и реформирование неплатежеспособных хозяйств, в том числе с участием инвесторов;
- совершенствование механизмов взаимодействия крупного сельскохозяйственного бизнеса и малых форм сельского предпринимательства;
- компенсация затрат сельскохозяйственных организаций на содержание социальных объектов.
Особой поддержки требует развитие вертикально-интегрированных агропромышленных формирований независимо от их организационно-правовых форм, отраслевого направления, механизма взаимодействия их участников.
В складывающейся новой структуре АПК, наряду с крупными интегрированными коммерческими организациями, важную роль играют такие представители малого сельского бизнеса, как крестьянские (фермерские) хозяйства (далее по тексту - К(Ф)Х) и личные подсобные хозяйства граждан (далее по тексту - ЛПХ). Основными направлениями государственной поддержки малого предпринимательства в АПК должны стать: поддержка К(Ф)Х и ЛПХ, содействие развитию рыночной интеграции, обеспечению более широкого доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам: информационных, материально-технических ресурсов, продовольствия и сельскохозяйственного сырья.
Актуальными направлениями государственной поддержки развития К(Ф)Х являются:
- стимулирование развития хозяйственных связей между К(Ф)Х, ЛПХ, сельскохозяйственными организациями и инвесторами, потребителями сельскохозяйственной продукции;
- создание опытно-показательных (демонстрационных) животноводческих ферм.
Созданию условий для устойчивого развития и повышения товарности личных подсобных хозяйств могут способствовать следующие факторы:
- государственная поддержка при оформлении земельных участков в счет земельных долей;
- развитие земельных отношений, увеличение используемых земель сельскохозяйственного назначения в счет земельных долей при обязательном соблюдении условия целевого использования земли, стимулирование арендных отношений;
- содействие ЛПХ в доступе к рынкам материально-технических ресурсов, услуг, продовольствия и сельскохозяйственного сырья; развитие интеграционных связей ЛПХ с сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, перерабатывающими, агросервисными и торговыми организациями, организациями потребительской кооперации и предпринимателями без образования юридического лица для решения вопросов поставки сельскохозяйственного сырья организациям пищевой и перерабатывающей промышленности, переработки, снабжения и сбыта продукции;
- объединение сельскохозяйственных товаропроизводителей в сельскохозяйственные потребительские кооперативы, повышению квалификации, проведение обучающих семинаров, лекций и других учебных мероприятий, информационно-консультационное обслуживание.
Не менее важным фактором развития этого сектора является его взаимодействие с крупными организациями-потребителями сельскохозяйственной продукции, организациями пищевой и перерабатывающей промышленности, в том числе развитие поставок по договорам контрактации и поставок для государственных нужд.
Не менее актуальным является развитие предпринимательской деятельности, не связанной с сельскохозяйственным производством:
- хранение, переработка и сбыт сельскохозяйственной продукции;
- заготовка древесины и деревообработка, производство строительных материалов и строительство;
- народные промыслы и ремесла;
- бытовое обслуживание населения;
- сбор и переработка дикорастущих плодов и ягод, лекарственных растений и другого природного сырья;
- сельский туризм;
- торговля.
2.5. Развитие кооперации на селе
Основная цель кооперации - содействие эффективному хозяйствованию на основе оказания услуг членам производственных кооперативов по производству, переработке, сбыту сельскохозяйственной продукции.
Основные направления развития кооперации на селе рассмотрены в Подпрограмме "Развитие малого предпринимательства на селе 2004-2007 годы в Республике Бурятия".
Ставится задача формирования системы кооперации как экономической базы развития местного самоуправления, обеспечивающей рост объемов производства сельхозпродукции, повышение эффективности использования земельных, трудовых, финансовых, производственных ресурсов.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 21 августа 2006 г. N 267 в раздел 2.6. настоящей Программы внесены изменения
2.6. Государственное регулирование агропромышленного комплекса
Развитие государственной поддержки в рамках данной программы должно осуществляться по следующим направлениям:
- поддержка племенного дела, первичного элитного семеноводства, ветеринарного обслуживания;
- содействие в подготовке и повышении квалификации кадров АПК, закреплении руководителей и специалистов в сельскохозяйственных организациях;
- поддержка создания интегрированных корпоративных структур по типу агрофирм в целях финансового оздоровления сельскохозяйственных организаций;
- укрепление материально-технической базы сферы переработки, хранения и реализации сельскохозяйственной продукции;
- стимулирование участия сельхозтоваропроизводителей в поставках продовольствия для государственных и муниципальных нужд;
- стимулирование наращивания объемов производства эффективными сельскохозяйственными организациями на основе применения новых технологий производства сельскохозяйственной продукции;
- создание условий привлечения инвестиций для технического перевооружения агропромышленного комплекса с целью производства конкурентоспособной продукции, строительства и реконструкции животноводческих ферм и зернотоков, повышения плодородия почв; введения в оборот неиспользуемой пашни;
- развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации;
- создание резервного фонда зерна и продовольствия;
- страхование урожая сельскохозяйственных культур, племенного скота, техники, приобретаемой на условиях лизинга;
- развитие социальной сферы на селе;
- финансирование мероприятий по повышению уровня оплаты труда руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций;
- передача доли имущества в республиканскую собственность, соответственно сумме финансовых средств, выделенных сельскохозяйственным организациям на безвозвратной основе, для осуществления капитальных вложений;
- поддержка птицеводческих и свиноводческих хозяйств путем оказания помощи сельскохозяйственным организациям, обеспечивающим поставку кормов для этих хозяйств.
По-видимому, в тексте настоящего постановления допущена опечатка в нумерации пунктов
2.6. Экологическое обеспечение
Наибольшую хозяйственную нагрузку испытывают земли сельскохозяйственного назначения. Основная часть сельхозугодий расположена на землях легкого механического состава с низкой продуктивностью. Сельское хозяйство функционирует в зоне рискованного земледелия, и из-за малоблагоприятных (экстремальных) климатических условий для возделывания большинства сельскохозяйственных культур требуется значительно больше материальных и иных затрат, чем в других регионах. При обработке полей необходимы строгое соблюдение агротехники, применение противоэрозионной техники, особых технологий внесения удобрений и пр.
Необходимо:
- предотвратить возможное загрязнение, деградацию природных комплексов, обеспечив эффективную их охрану;
- обосновать стратегию долговременного социально-экономического развития региона, обеспечив оптимальное решение экологических, социальных, экономических и организационных задач в ходе хозяйственного освоения бассейна оз. Байкал;
- улучшить условия жизнедеятельности населения, создать оптимальную производственную инфраструктуру, обеспечивающую максимально возможное сохранение окружающей среды и здоровья населения;
- реконструировать и технически перевооружить производство путем внедрения ресурсосберегающих и безотходных технологий;
- нацелить инвестиционную политику на максимальную эколого-экономическую эффективность;
- повысить эффективность переработки первичного сырья и утилизации отходов;
- постоянно совершенствовать экологический мониторинг территориального управления;
- сократить площадь эродированных земель, сбалансировав производство кормов и животноводства;
- свести к минимуму антропогенные воздействия;
- стремиться к обеспечению гармонии экономического и социального развития региона с экологическим состоянием Байкала;
- стабилизировать уровень озера на расчетных отметках (для уменьшения ущерба прибрежным природным и антропогенным объектам);
- способствовать строительству в организациях г. Улан-Удэ очистных сооружений (предотвращающих попадание опасных промышленных стоков на городской коллектор, рассчитанный на приемку хозбытовых стоков);
- выводить из оборота эродированные земли,
- развивать номадную форму животноводства;
- проводить мероприятия по предупреждению лесных пожаров (сократить объемы рубок в верховьях рек и особенно лесов, произрастающих на мерзлотных почвах, и смещение рубок в южные и центральные районы на основе лесовосстановительных работ).
3. Формирование инвестиционной деятельности в АПК
Республики Бурятия на 2004-2007 годы
В агропромышленном комплексе Республики Бурятия, являющемся основной отраслью, обеспечивающей население продуктами питания, наметилась тенденция стабилизации и роста объемов производства сельскохозяйственной продукции.
Поэтому в настоящее время основной проблемой является развитие пищевой и перерабатывающей промышленности, которая должна эти объемы переработать и довести до потребителя. Устаревшее оборудование и технология большинства организаций не позволяют в полном объеме использовать сельскохозяйственную продукцию, произведенную в хозяйствах всех категорий. Техническое перевооружение организаций пищевой и перерабатывающей отрасли является основной задачей на ближайшую перспективу, пути решения этой задачи нашли отражение в подпрограмме "Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности Республики Бурятия до 2007 года".
Ресурсный потенциал сельскохозяйственной техники, находящейся на балансах сельскохозяйственных организаций, исчерпан полностью, износ ее превышает 80%, в связи с чем следует уделить большое внимание развитию и совершенствованию системы лизинговых поставок техники. Сумма средств, необходимых для приобретения техники, по расчетам специалистов Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия составляет 350 - 400 миллионов рублей ежегодно.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 3 августа 2005 г. N 249 в раздел 4 настоящей программы внесены изменения
4. Ресурсное обеспечение программы
Реализация Программы будет осуществляться за счет средств республиканского бюджета. Общая потребность средств на 2004-2007 годы составляет 3243,4 млн. рублей (приложение N 4).
Справочно: предполагаемая доля собственных средств организаций в общей потребности составит 33,1%.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 3 августа 2005 г. N 249 в раздел 5 настоящей программы внесены изменения
5. Механизм реализации Программы
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия является основным исполнителем данной программы.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия несет ответственность за реализацию Программы в целом, обеспечивает согласованные действия по подготовке и реализации мероприятий Программы развития АПК на 2004-2007 годы (приложение N 4), а также следующих подпрограмм, являющихся составными частями настоящей программы:
1. "Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности Республики Бурятия до 2007 года" (приложение N 1);
2. "Развитие малого предпринимательства на селе на 2004-2007 годы в Республике Бурятия" (приложение N 2);
3. "Кадры АПК Республики Бурятия до 2007 года" (приложение N 3);
4. Подпрограмма "Зерно";
5. Подпрограмма "Плодородие".
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием средств республиканского бюджета, составляет и в установленном порядке представляет бюджетную заявку на ассигнования из республиканского бюджета для финансирования Программы на очередной финансовый год, подготавливает информационные справки и аналитические доклады о ходе ее реализации.
Контроль за ходом реализации программы осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Республики Бурятия от 29.04.2003 N 161 "О регламенте разработки и реализации республиканских целевых программ".
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия с участием заинтересованных органов исполнительной власти Республики Бурятия подготавливает и до 1 апреля каждого года представляет в Правительство Республики Бурятия, Министерство экономического развития и внешних связей Республики Бурятия доклад о ходе реализации программы за прошедший год.
Ввиду того, что Программа имеет межведомственный характер, а создание условий для устойчивого развития сельских территорий является одной из задач социально-экономической политики Правительства Республики Бурятия, общий контроль за ходом реализации Программы возлагается на Контрольное управление Президента Республики Бурятия.
6. Оценка эффективности реализации Программы
Реализация Программы позволит обеспечить следующие показатели:
1. Рост валовой продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах в 2007 году к уровню 2002 года составит 12%, в пищевой и перерабатывающей промышленности - 20%, это позволит дополнительно произвести продукции на сумму 1,9 млрд. рублей.
2. Рост объемов производства продукции в 2007 году к 2002 году составит:
по мясу - 9,4%, молоку - 5,0%, яйцу - 11,8%, шерсти - 6,9%, рыбе - 3%, зерну - 68,3%, картофелю - 7,3%, кормам - 40%, цельномолочной продукции - 16,3%, мясу и субпродуктам - 21,0%, спирту - 23,8%.
3. Рост объемов реализации продукции, производимой организациями АПК, приведет к увеличению ежегодной суммы платежей в бюджеты всех уровней начиная с 2008 года на 140 - 170 млн. руб.
4. Создание 1,5 тыс. дополнительных рабочих мест.
5. Процент обеспеченности населения Республики Бурятия собственными продуктами питания (исходя из медицинских норм потребления) составит: по мясу - на 2,9%, молоку - 0,5%, яйцу - 3,1%, картофелю - 7%, хлебу - на 7%.
6. Уровень реальных доходов сельского населения в 2007 году возрастет в 1,5 раза, заработная плата рабочих, занятых в сельскохозяйственном производстве, повысится в 2,4 раза.
Приложение N 6
к Республиканской целевой программе
"Развитие агропромышленного комплекса
Республики Бурятия на 2004 - 2007 годы"
Подпрограмма "Плодородие" на 2006 - 2007 годы
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Бурятия от 9 декабря 2003 г. N 365 "О Программе развития агропромышленного комплекса Республики Бурятия на 2004-2007 годы"
Текст Постановления опубликован в приложении "Официальный вестник" к газете "Бурятия" от 17 декабря 2003 г. N 61(226)
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 21 января 2014 г. N 15 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Бурятия от 6 июля 2007 г. N 236
Постановление Правительства Республики Бурятия от 19 июня 2007 г. N 192
Постановление Правительства Республики Бурятия от 6 февраля 2007 г. N 32
Постановление Правительства Республики Бурятия от 23 ноября 2006 г. N 375
Постановление Правительства Республики Бурятия от 2 октября 2006 г. N 307
Постановление Правительства Республики Бурятия от 21 августа 2006 г. N 267
Постановление Правительства Республики Бурятия от 3 августа 2005 г. N 249 (в ред. Постановления Правительства Республики Бурятия от 26 сентября 2005 г. N 312)