Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
к РЦП
"Жилище" Республики Бурятия
на 2003 - 2010 годы
(корректировка 2005 г.)
Паспорт
подпрограммы "Ипотечное жилищное кредитование в Республике Бурятия"
Республиканской целевой программы "Жилище"
Республики Бурятия на 2003-2010 годы
1. | Основание для корректировки подпрограммы |
Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ, Постановление Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 N 675 "О Федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 - 2010 годы" |
2. | Основные разработчики |
- Министерство строительства, архитектуры и жилищно- коммунального хозяйства Республики Бурятия; - открытое акционерное общество "Ипотечная корпорация Республики Бурятия" |
3. | Цель и задачи подпрограммы |
Цель - создание организационной, правовой и финансовой базы для развития в республике системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования и развитие жилищного строительства. Для реализации этой цели необходимо решить следующие основные задачи: - создание первичного и содействие развитию вторичного рынка ипотечных займов (кредитов); - привлечение в сферу жилищного строительства денежных средств из бюджетных и внебюджетных источников через механизмы ипотечного жилищного кредитования; - внедрение накопительных схем жилищного строительства и приобретения жилья; - повышение доступности приобретения жилья гражданами с различным уровнем доходов путем развития системы субсидирования части стоимости жилья, приобретаемого по Программе ипотечного жилищного кредитования. |
4. | Система программных мероприятий |
1. Обеспечение доступности ипотечных займов (кредитов) для населения Республики Бурятия путем государственной поддержки системы ипотечного жилищного кредитования. 2. Мероприятия по внедрению и развитию механизмов рефинансирования ипотечных займов (кредитов), в том числе эмиссия ценных бумаг. 3. Мероприятия по внедрению накопительной схемы жилищного строительства и приобретения жилья. 4. Предоставление жителям республики долгосрочных ипотечных займов (кредитов) на приобретение и строительство жилья. 5. Строительство и финансирование строительства нового жилья с применением механизмов ипотечного жилищного кредитования. |
5. | Сроки реализации подпрограммы |
2003 - 2010 годы 1-й этап - 2003 - 2004 годы 2-й этап - 2005 - 2007 годы 3-й этап - 2008 - 2010 годы |
6. | Исполнители мероприятий подпрограммы |
- Министерство строительства, архитектуры и жилищно- коммунального хозяйства Республики Бурятия; - Министерство экономического развития и внешних связей Республики Бурятия; - Министерство финансов Республики Бурятия; - ОАО "Ипотечная корпорация РБ" |
7. | Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы |
Количество ипотечных кредитов (займов) на 10000 среднестатистических семей на: 2007 год - 17,9 2010 год - 23,3 Объем ввода жилья по ипотечным кредитам в: 2007 год - 10,0 тыс. м2 2010 год - 14,5 тыс. м2 |
8. | Объемы и источники финансирования подпрограммы |
Источники финансирования на 2005 - 2010 гг: Республиканский бюджет: - субсидии на компенсацию части процентной ставки по коммерческим кредитам и займам, привлекаемым для финансирования жилищного строительства, - 90,8 млн. руб. - целевые субсидии для компенсации части стоимости жилья, приобретаемого гражданами по программе ипотечного жилищного кредитования, - 450,0 млн. руб. - формирование целевого фонда для привлечения иностранных инвестиций - 155,0 млн. руб. Предоставление государственных гарантий Республики Бурятия по обязательствам регионального оператора в сумме 1406,0 млн. руб., а также государственных гарантий для привлечения иностранных инвестиций в сумме 155,0 млн. руб. Справочно: Местный бюджет "*" - 80,1 млн. рублей |
Система программных мероприятий
На втором этапе реализации подпрограммы (2005 - 2007 годы) будут осуществлены мероприятия по развитию в Республике Бурятия системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования.
На третьем этапе (2008 - 2010 годы) реализации подпрограммы будут осуществлены мероприятия по совершенствованию финансовых и организационных механизмов реализации программы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования.
К основным мероприятиям по реализации подпрограммы относятся:
1. Государственная поддержка системы ипотечного жилищного кредитования, позволяющей формировать рынок жилья в Республике Бурятия и являющейся в настоящее время одним из приоритетных направлений государственной политики, путем предоставления:
- государственной гарантии по обязательствам регионального оператора;
- денежных средств из республиканского бюджета на компенсацию процентной ставки по кредитам и займам, привлеченным региональным оператором программы ипотечного жилищного кредитования;
- денежных средств из республиканского бюджета на компенсацию части стоимости жилья гражданам, приобретающим жилье по программе ипотечного жилищного кредитования.
2. Мероприятия по внедрению и развитию механизмов рефинансирования ипотечных займов (кредитов), в том числе эмиссия ценных бумаг.
3. Мероприятия по внедрению накопительной схемы жилищного строительства и приобретения жилья.
4. Предоставление жителям республики долгосрочных ипотечных займов (кредитов) на приобретение и строительство жилья.
5. Строительство и финансирование строительства нового жилья с применением механизмов ипотечного жилищного кредитования.
Механизм реализации подпрограммы
Реализация подпрограммы осуществляется региональным оператором подпрограммы, органами исполнительной власти Республики Бурятия и органами местного самоуправления.
Механизм реализации подпрограммы включает:
1. Механизм долгосрочного ипотечного жилищного кредитования - предоставление гражданам долгосрочных жилищных займов (кредитов) под залог недвижимого имущества.
Основная цель деятельности регионального оператора - создание условий для развития массового кредитования населения на приобретение жилья через механизм привлечения финансовых ресурсов в жилищную сферу.
Региональный оператор поставляет операторам вторичного рынка ипотечных займов ипотечные пулы и уступает им права требования по займам (закладные). Оператор вторичного рынка ипотечных займов рефинансирует поставленные ипотечные займы путем объединения закладных в пулы и размещения ценных бумаг под залог пулов на фондовом рынке.
На втором этапе реализации подпрограммы (2005 - 2007 годы) предполагается дальнейшее развитие механизма рефинансирования в рамках двухуровневой системы ипотечного жилищного кредитования. Выдача ипотечных кредитов (займов) будет осуществляться первичными кредиторами (кредитными и иными организациями); в задачи регионального оператора входит рефинансирование ипотечных займов (кредитов), выданных самостоятельно, а также выкупленных у первичных кредиторов.
Механизм рефинансирования предоставляет региональному оператору возможность вернуть денежные средства, выданные в виде ипотечных займов на длительные сроки, и выдавать и выкупать за счет рефинансированных ресурсов новые ипотечные (кредиты) займы. Реализация механизма рефинансирования ипотечных займов и развитие рынка ипотечных ценных бумаг позволит в значительной степени расширить возможности по привлечению внебюджетных денежных средств и снизить нагрузку на бюджет.
2. Механизм субсидирования части стоимости жилья при приобретении жилья по Программе ипотечного жилищного кредитования путем предоставления целевых субсидий для компенсации части стоимости жилья, приобретаемого гражданами по программе ипотечного кредитования. Реализация механизма субсидирования части стоимости жилья позволяет расширить круг участников системы программы ипотечного жилищного кредитования и повысить доступность жилья.
3. Механизм строительства нового жилья в рамках программы ипотечного жилищного кредитования, включающий в комплексе:
- аккумулирование региональным оператором денежных средств из различных источников (собственные средства, бюджетные и внебюджетные средства, в том числе коммерческие кредиты и средства населения) и финансирование строительства жилья в качестве Заказчика и/или Инвестора;
- реализацию построенного жилья с предоставлением ипотечного займа. Механизм реализации нового жилья предполагает предоставление покупателям нового жилья возможностей рассрочки первоначального взноса на период строительства, "зачета старого жилья" по рыночной стоимости, а также получения долгосрочных ипотечных займов, которые выдаются при оформлении жилья в собственность;
- аккумулирование денежных средств по различным целевым жилищным программам для повышения эффективности использования бюджетных средств и предоставления жилья по социальным нормам.
Применение механизма долевого финансирования строительства жилья становится особенно эффективным при совмещении с механизмами ипотечного кредитования. В этом случае клиенту предоставляется право оплатить инвестору до завершения строительства только часть стоимости жилья. Оставшуюся долю он сможет оплатить за счет долгосрочного ипотечного кредита, полученного после завершения строительством объекта, сдачи его в эксплуатацию и оформления ипотеки.
В процессе разработки и реализации подпрограммы могут быть разработаны и внедрены иные механизмы реализации подпрограммы, позволяющие достичь поставленных перед подпрограммой целей и задач.
Ресурсное обеспечение подпрограммы
Общий объем финансирования подпрограммы из республиканского бюджета в 2005 - 2010 гг. составляет 695,8 млн. руб. В том числе в форме субсидий на компенсацию части процентной ставки по коммерческим кредитам и займам, привлекаемым для финансирования жилищного строительства, в сумме 90,8 млн. руб. и целевых субсидий для компенсации части стоимости жилья, приобретаемого гражданами по программе ипотечного жилищного кредитования, в сумме 450,0 млн. руб. Кроме того, подпрограммой предусматривается предоставление государственных гарантий Республики Бурятия по обязательствам регионального оператора в сумме 1406,0 млн. руб., а также государственных гарантий для привлечения иностранных инвестиций в сумме 155,0 млн. руб.
Реализация подпрограммы потребует привлечения дополнительных внебюджетных источников финансирования. Это будет обеспечено за счет использования механизмов рефинансирования ипотечных займов (кредитов), а также путем привлечения средств населения, коммерческих банков и небанковских организаций, иностранных инвестиций.
Объемы государственной поддержки, необходимой для реализации подпрограммы ипотечного жилищного кредитования Республики Бурятия в 2005 - 2010 гг. представлены в таблице.
Таблица
Объемы финансирования подпрограммы "Ипотечное жилищное кредитование
в Республике Бурятия" в 2005 - 2010 гг. (в ценах 2004 г.) за счет
средств республиканского бюджета
млн. руб.
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
Субсидии на компенсацию части процентной ставки по коммерческим кредитам и займам, привлекаемым на строительство жилых домов |
- | 11,1 | 14,1 | 17,6 | 21,7 | 26,3 |
Целевые субсидии для компенсации части стоимости жилья, приобретаемого по программе ИЖК |
- | 80,0 | 85,0 | 90,0 | 95,0 | 100,0 |
Государственные гарантии Республики Бурятия по обязательствам регионального ипотечного оператора |
77,0 | 209,0 | 233,0 | 262,0 | 294,0 | 331,0 |
Формирование целевого фонда для привлечения иностранных инвестиций |
- | 45,0 | 40,0 | 35,0 | 25,0 | 10,0 |
Государственные гарантии для привлечения иностранных инвестиций |
- | 45,0 | 40,0 | 35,0 | 25,0 | 10,0 |
Объемы финансирования подпрограммы "Ипотечное жилищное кредитование
в Республике Бурятия" в 2005 - 2010 гг. (в ценах 2004 г.)
за счет средств местных бюджетов "*"
млн. руб.
Финансирование приобретения жилья для создания маневренного фонда |
8,8 | 10,4 | 13,0 | 15,9 | 16,0 | 16,0 |
"*" Указанные объемы финансирования из местных бюджетов являются рекомендуемыми для полной реализации программы ипотечного жилищного кредитования в муниципальных образованиях Республики Бурятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.