Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Постановлению
Правительства Республики Бурятия
от 31 марта 2005 г. N 101
Республиканская целевая программа
"Жилище" Республики Бурятия на 2003-2010 годы
(Корректировка 2005 года)
Паспорт
республиканской целевой программы "Жилище"
Республики Бурятия на 2003 - 2010 годы (далее Программа)
(Корректировка 2005 года)
1. | Основание для корректировки Программы: |
Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. N 188-ФЗ |
2. | Государственный заказчик Программы: | Правительство Республики Бурятия |
3. | Основные разработчики: | - Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РБ; - Министерство образования и науки РБ; - ОАО "Ипотечная корпорация "Республики Бурятия" |
4. | Цель и задачи Программы Важнейшие целевые показатели |
Цель республиканской программы "Жилище" - комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для широкого круга граждан, безопасные и комфортные условия проживания. Для реализации цели необходимо решить следующие основные задачи: - развитие эффективного рынка жилья и финансовых механизмов, обеспечивающих доступность приобретения жилья для граждан, поддержка малоимущих граждан в улучшении жилищных условий в пределaх установленных социальных стандартов; - создание системы поддержки индивидуального жилищного строительства; - обеспечение градостроительной документацией территорий городов и поселений; - приведение типологии структуры и технических характеристик жилья в соответствие со спросом и потребностями населения, - обеспечение устойчивого и эффективного функционирования и развития строительного и жилищно- коммунального комплексов Республики Бурятия; - обеспечение роста темпов жилищного строительства; Целевые показатели: - достижение к 2007 году социального стандарта по жилищной обеспеченности 18 м2 общей площади жилья на человека и к 2010 году - 19,0 м2/чел; - увеличение объемов ввода жилья в 2007 г. - 240 тыс.м2, в 2010 г. - 380 тыс.м2. |
5. | Перечень подпрограмм, и основных мероприятий |
- Градостроительное развитие территорий поселений Республики Бурятия; - Ипотечное жилищное кредитование в Республике Бурятия; - Переселение граждан из ветхого и аварийного жилого фонда Республики Бурятия; - Обеспечение жильем молодых семей, - Обеспечение жильем молодых специалистов, - Поддержка индивидуального жилищного строительства Республики Бурятия; - Реформирование и техническое перевооружение предприятий стройиндустрии и промышленности строительных материалов Республики Бурятия - Перечень основных мероприятий по реализации РЦП "Жилище" РБ на 2003-2010 годы |
6. | Сроки и этапы реализации Программы | 2003 - 2010 годы 1-й этап - 2003 - 2004 годы 2-й этап - 2005 - 2007 годы 3-й этап - 2008 - 2010 годы |
7. | Исполнители Программы |
- Минстройархжилкомхоз РБ; - Минэкономразвития и внешних связей РБ; - Минфин РБ; - Минтрудсоцразвития РБ; - Министерство образования и науки РБ; - ОАО "Ипотечная корпорация РБ" |
8. | Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Реализация Программы должна обеспечить улучшение жилищных условий населения республики, - доступность приобретения жилья, при которой средняя стоимость стандартной квартиры размером 54 м2 будет равна среднему совокупному денежному доходу семьи из трех человек за 4 года; - объем ввода жилья 0,38 м2/чел. в 2010 году сокращение к 2010 г. времени ожидания малоимущих граждан в очереди на получение жилья до 7 лет; - создание системы кредитных механизмов обеспечивающих долгосрочное кредитование жилищного строительства; - формирование рынка доступного жилья |
9. | Система организации и контроля за исполнением Программы |
- Управление реализацией Программы осуществляет Координационный совет по реализации РЦП "Жилище" на 2003-2010 годы (распоряжение Правительства РБ от 23.12.2004 г. N 999-р); Исполнители Программы представляют координатору ежеквартальный и годовой отчеты о ходе реализации Программы; Координатор Программы информирует Координационный совет по жилищному строительству по итогам года |
10. | Объемы и источники финансирования Программы |
Источники финансирования 2 и 3 этапов реализации Программы: Республиканский бюджет - 1670,95 млн.руб., в том числе: - капитальные вложения - 967,75 млн.руб. - поддержка индивидуального жилищного строительства - 145,7 млн.руб. - ипотечное жилищное кредитование - 695,8 млн.руб. - градостроительство - 6,45 млн.руб. - НИОКР - 7,4 млн.руб. - реформирование предприятий стройиндустрии - 21,9 млн.руб. Справочно: Федеральный бюджет - 529,8 млн.руб. Местный бюджет - 1307,0 млн.руб. Внебюджетные источники - 20119,11 млн.руб. |
Введение
Обеспечение доступности жилья для граждан, строительство и реконструкцию жилища, сооружений и элементов инженерной и социальной инфраструктуры, управление жилищным фондом, его содержание и ремонт является доминирующим объектом социально-экономической политики органов государственной власти Республики Бурятия, направленной на реализацию конституционного права граждан на жилище. В соответствии с установленными Правительством Российской Федерации и Республики Бурятия новыми подходами к жилищной политике в создании условий, обеспечивающих для граждан возможность приобретения доступного жилья, ввод в эксплуатацию жилищных объектов в Республике Бурятия должен возрасти в два раза, со 190 тыс.м2 в 2004 году, до 380 тыс.м2 в 2010 году.
С целью ускорения перехода на рыночные механизмы формирования рынка жилья, доступного для широких слоев населения, Государственной Думой Российской Федерации в
2004 году принят пакет законов, направленных на создание условий для существенного увеличения объемов жилищного строительства, повышение платежеспособного спроса населения, снижения процентных ставок по ипотечным кредитам, увеличение предложения на рынке жилья, снижение издержек по сделкам, защиту прав собственности на жилье и прав граждан, вкладывающих собственные средства в строительство жилья.
В пакете федеральных законов базовыми являются Градостроительный и Жилищный кодексы Российской Федерации, которыми установлены следующие категории жилищного фонда:
- жилищный фонд социального использования (государственный и муниципальный жилищный фонд);
- специализированный жилищный фонд;
- жилищный фонд коммерческого использования (аренда);
- индивидуальный жилищный фонд - собственное жилье граждан.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
1.1. Состояние в жилищной сфере Республики Бурятия
Общий объем жилищного фонда в 2004 году составил 17107 тыс. кв. метров, в т.ч. сельский жилищный фонд - 6500 тыс. кв. м. Обеспеченность жильем на одного человека составила в 2004 году 17,6 м2.
Обеспеченность жильем в Республике Бурятия
Районы, города Республики Бурятия |
Численность населения на 01.01.04 г. тыc.чел. |
Общий жилой фонд, тыс. кв.м |
Обеспечен- ность, кв.м/ чел. |
Жилые дома с инженерным обеспеч. |
Окинский | 4,8 | 60 | 12,6 | |
Еравнинский | 18,7 | 259 | 13,9 | - |
Баргузинский | 25,8 | 398 | 15,4 | 9,1 |
Курумканский | 15,9 | 256 | 16,1 | 5,2 |
Кяхтинский | 40,4 | 656 | 16,2 | 26,0 |
Джидинский | 31,8 | 524 | 16,5 | 17,6 |
Кижингинский | 18,2 | 303 | 16,7 | 12,5 |
Тункинский | 23,7 | 401 | 16,9 | 9,6 |
Иволгинский | 27,5 | 468 | 17,0 | 20,0 |
Тарбагатайский | 16,4 | 283 | 17,2 | 8,8 |
Мухоршибирский | 28,4 | 491 | 17,3 | 30,5 |
Прибайкальский | 28,6 | 495 | 17,3 | 38,8 |
Бичурский | 26,9 | 471 | 17,5 | 6,7 |
Закаменский | 30,3 | 532 | 17,6 | 35,8 |
Хоринский | 19,2 | 343 | 17,9 | 8,7 |
г. Улан-Удэ | 384,1 | 6662 | 17,3 | 78,9 |
Баунтовский | 10,8 | 212 | 19,7 | 1,9 |
г. Северобайкальск | 25,7 | 484 | 18,8 | 94,8 |
Заиграевский | 50,0 | 959 | 19,2 | 37,1 |
Кабанский | 65,1 | 1264 | 19,4 | 43,5 |
Муйский | 16,5 | 333 | 20,2 | 87,2 |
Северо-Байкальский | 16,0 | 370 | 23,1 | 46,8 |
По республике | 974,3 | 17107 | 17,6 | 50,4 |
При этом возросла доля жилья с износом более 60%. Неотложному ремонту подлежат около 2 млн. кв. метров жилья. Пятиэтажные жилые здания первых массовых серий 1-335АС, 1-306С, эксплуатируемые в течение 25 - 40 лет, в настоящее время не соответствуют требованиям, предъявляемым к теплозащитным и сейсмобезопасным характеристикам зданий и требуется проведение их капитального ремонта.
Продолжается интенсивное выбытие жилищного фонда. В 2003 году выбыло 43,1 тыс.м2, при этом необходимо отметить, что ветхого и аварийного жилья выбыло 12,7 тыс.м2, в результате стихийных бедствий - 2,5 тыс.м2, а в связи с переводом жилого фонда в нежилой 27,9 тыс.м2.
Учитывая возрастающее с каждым годом ежегодное выбытие жилого фонда, минимально необходимый ежегодный объем строительства жилья к 2010 году должен составлять не менее 250 тыс.м2
В 2004 г. суммарная площадь ветхого и аварийного жилищного фонда Республики Бурятия составляет 1200,0 тыс. кв. м или 7% от общего объема жилья.
Ветхий и аварийный жилищный фонд по Республике Бурятия
Общая площадь (тыс. кв.м.) |
Удельный вес во всем жилищном фонде, процентов |
|||
ветхий жилфонд |
аварийный жилфонд |
ветхого жилфонда |
аварийно- го жилфонда |
|
Всего по республике | 968,8 | 230,7 | 5,7 | 1,3 |
в том числе по районам: |
||||
Баргузинский | 5,7 | 1,8 | 1,4 | 0,5 |
Баунтовский | 14,3 | 12,5 | 6,7 | 5,9 |
Бичурский | 4,2 | 4,6 | 0,9 | 1,0 |
Джидинский | 9,3 | 5,2 | 1,8 | 1,0 |
Еравнинский | 19,2 | - | 7,4 | - |
Заиграевский | 52,0 | 32,2 | 5,4 | 3,4 |
Закаменский | 2,8 | 1,6 | 0,5 | 0,3 |
Иволгинский | 36,2 | 5,2 | 7,7 | 1,1 |
Кабанский | 40,6 | 23,2 | 3,2 | 1,8 |
Кижингинский | - | 1,4 | - | 0,5 |
Курумканский | 10,9 | 1,1 | 4,3 | 0,4 |
Кяхтинекий | 22,2 | 0,6 | 3,4 | 0,1 |
Муйский | 154,7 | - | 46,4 | - |
Мухоршибирский | 1,1 | - | 0,2 | |
Окинский | 0,4 | 1,4 | 0,7 | 2,3 |
Прибайкальский | 5,5 | 8,5 | 1,1 | 1,7 |
Северо-Байкальский | 102,2 | 32,7 | 27,6 | 8,8 |
Селенгинский | 33,2 | 8,7 | 3,8 | 1,0 |
Тарбагатайский | 2,6 | 0,7 | 0,9 | 0,2 |
Тункинский | 4,8 | 1,7 | 1,2 | 0,4 |
Хоринский | 3,2 | 6,9 | 0,9 | 2,0 |
г.Улан-Удэ | 299,3 | 11,2 | 4,5 | 0,2 |
г.Северобайкальск | 144,4 | 69,5 | 29,8 | 14,4 |
Наибольшую долю ветхого и аварийного жилищного фонда составляет малоэтажное жилье, занимаемое на условиях найма и являющееся муниципальной собственностью, 44% этого фонда - ветхое и аварийное жилье Бурятского участка БАМа.
По состоянию на 2004 год в республике состоит на очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий 24551 семья. Федеральным законодательством определены 20 категорий граждан обязательства, по обеспечению жильем которых взяло на себя государство.
Число граждан, состоящих на учете для получения социального
жилья по данным на конец 2004 года
Администрации муниципальных образований |
всего | В том числе семей: | ||||||
Инвалиды, участники ВОВ |
Ветераны Афганистана |
Военнослуж. уволенные, увольняемые с военной службы |
Многоде- тные семьи |
Молодые семьи |
Ликвида- торы ЧАЭС |
Беженцы вынужден. пересе- ленцы |
||
Всего по республике | 24551 | 1679 | 200 | 441 | 2149 | 1399 | 29 | 102 |
в т.ч. по района | ||||||||
Баргузинский | 110 | 5 | 4 | 7 | ||||
Баунтовский | 418 | 1 | 37 | |||||
Бичурский | 297 | 1 | 1 | 14 | 41 | |||
Джидинский | 1059 | 4 | 59 | 79 | 108 | |||
Еравнинский | 42 | 2 | 3 | 1 | ||||
Заиграевский | 1276 | 16 | 17 | 9 | 6 | |||
Закаменский | 111 | 14 | 2 | 2 | 18 | 4 | 1 | |
Иволгинский | 90 | 14 | 3 | 46 | 27 | |||
Кабанский | 1242 | 89 | 14 | 12 | 39 | 89 | 5 | 6 |
Кижингинский | 01 | 2 | 16 | 15 | ||||
Курумканский | 60 | 1 | 5 | |||||
Кяхтинский | 903 | 101 | 2 | 12 | 174 | 39 | 4 | 5 |
Муйский | 728 | 5 | 9 | 21 | 136 | 1 | ||
Мухорщибирский | 184 | 12 | 1 | 1 | 6 | 44 | 1 | |
Окинский | 101 | 1 | 42 | 56 | 2 | |||
Прибайкальский | 319 | 12 | 3 | 54 | т | |||
Северо-Байкальский | 378 | 31 | 2 | 3 | 14 | 42 | 2 | 4 |
Селенгинский | 324 | 22 | 1 | 1 | 22 | 5 | 10 | |
Тарбагатайский | 50 | 6 | ||||||
Тункинский | 215 | 10 | 42 | |||||
Хоринский | 88 | |||||||
г. Улан-Удэ | 15897 | 1291 | 154 | 328 | 1574 | 249 | 10 | 70 |
г. Северобайкальск | 608 | 60 | 6 | 3 | 2 | 361 | 7 | 2 |
Практика подтвердила, что наиболее эффективной формой реализации государственных обязательств по обеспечению граждан жильем является предоставление бюджетных субсидий на приобретение жилья через механизм государственных жилищных сертификатов. В наиболее последовательном виде этот подход реализован в федеральной целевой подпрограмме "Государственные жилищные сертификаты" на 2004-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2003 года N 700, входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.
Динамика выделения государственных жилищных сертификатов
Республике Бурятии по годам
шт./тыс.руб.
1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | |
Выделено ГЖС по постановлен. Правит. РФ |
8/ 1182,72 |
18/ 3481,8 |
27/ 54448,6 |
22/ 5554,0 |
28/ 9492,0 |
36/ 13866,3 |
14/ 7827,0 |
Итого выделено Правительством РФ |
153/46852,42 | ||||||
Выдано гражданам участникам программы Правительством РБ |
8/ 1181,44 |
18/ 3322,2 |
27/ 5223,84 |
22/ 5515,534 |
27/ 9494,28 |
32/ 13760,4 |
14 7728,0 |
Итого выдано Правительством РБ |
148/46225,694 | ||||||
Реализовано участниками пр. |
8/ 1181,44 |
18/ 3322,2 |
26/ 4953,84* |
22/ 5515,534 |
27/ 9494,28 |
31/ 13206,0* |
10/ 5796** |
Итого реализовано | 142/43469,294 |
* - один сертификат не реализован.
** - реализовано на 31.12.2004 г.
Через реализацию федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты" решаются вопросы обеспечения постоянным жильем граждан, уволенных или увольняемых с военной службы, со службы из органов внутренних дел Российской Федерации.
Продолжается реализация Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" N 125-ФЗ от 25 октября 2002 года. Правительство Республики Бурятия выполняет государственные обязательства, в зависимости от объема выделенных федеральных средств, в полном объеме.
1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г | 2003 г. | 2004 г | |
Всего по программе (млн.руб.) в т.ч. |
25,5 | 19,58 | 11,3 | 17,4 | 18,55 | 9,783 |
- выезжающие | 18,7 | 13,3 | 7,8 | 12,0 | 17,0 | 9,093 |
- выехавшие | 0,2 | 1,68 | 0,9 | 1,5 | 1,55 | 0,690 |
Строительство (приобретение) жилья взамен ветхого в зоне БАМ |
6,6 | 4,6 | 2,6 | 3,9 | - | - |
Обязательства государства по льготным категориям граждан реализуются за счет средств федерального бюджета через покупку жилья на вторичном рынке.
1.2. Анализ хода реализации Программы за 2003-2004 годы
Объемы ввода жилья, установленные программой социально-экономического развития Республики Бурятия на 2002-2004 годы и РЦП "Жилище" за 2003-2004 годы, выполнены в 2003-2004 годах введено жилья общей площадью 374,6 тыс. м2. За счет всех источников финансирования введено в эксплуатацию 4401 квартира. Структура введенного жилья по формам собственности инвесторов характеризуется следующим образом:
(кв метров общей площади)
Наименование | Введено за | 2004 г. к 2003 г., в % |
Справочно: 2003 г. к 2002 г., в % |
|
2003 г. | 2004 г. | |||
Жилые дома и общежития - всего |
184000 | 190599 | 104 | 99,5 |
в том числе по формам собственности: |
||||
Государственная | 17328 | 13173 | 76 | 117 |
Муниципальная | 10942 | 5195 | 49 | 154 |
Частная | 153644 | 171368 | 112 | 97 |
-индивидуальные застройщики |
149623 | 131489 | 88 | 99,9 |
По результатам работы 2004 года проявилась тенденция роста вложений частных инвестиций в строительство жилья. Рост строительства жилья в целом по республике за счет частных инвестиций увеличился в 7 раз. Между тем в 2004 году снизился ввод жилья за счет средств муниципальных бюджетов на 51% и за счет средств федерального и республиканского бюджетов на 24%.
Ввод жилых домов в разрезе районов республики
(кв. метров общей площади)
Введено в январе-декабре |
Январь- декабрь 2004 г. к январю- декабрю 2003 г. в % |
В т.ч. введено индивидуальными застройщиками в январе-декабре |
Январь -декабрь 2004 г. к январю декабрю 2003 г. в % |
|||
2003 г. | 2004 г | 2003 г. | 2004 г. | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Всего по республике | 184000 | 190599 | 104 | 149623 | 131489 | 88 |
Бичурский | 2962 | 1294 | 44 | 2962 | 1294 | 44 |
Джидинский | 7137 | 8088 | 113 | 7137 | 8086 | 113 |
Еравнинский | 839 | 657 | 78 | 839 | 657 | 78 |
Заиграевский | 6685 | 6108 | 91 | 6542 | 6108 | 93 |
Закаменский | 6004 | 6005 | 100,0 | 6004 | 6005 | 100,0 |
Иволгинский | 11030 | 11364 | 103 | 11030 | 11364 | 103 |
Кабанский | 10560 | 10558 | 100,0 | 10560 | 10558 | 100,0 |
Кижингинский | 4294 | 3247 | 76 | 3620 | 3247 | 90 |
Кяхтинский | 4119 | 4049 | 98 | 4047 | 4049 | 100,0 |
Мухоршибирский | 2968 | 2789 | 94 | 2715 | 2593 | 96 |
Прибайкальский | 4510 | 3112 | 69 | 4510 | 2632 | 58 |
Селенгинский | 11188 | 8604 | 77 | 10134 | 7982 | 79 |
Тарбагатайский | 3506 | 3508 | 100,1 | 3506 | 3508 | 100,1 |
Тункинский | 5419 | 5887 | 109 | 5419 | 5887 | 109 |
Хоринский | 3816 | 2830 | 74 | 3816 | 2830 | 74 |
г. Улан-Удэ | 75631 | 89210 | 119 | 53556 | 39499 | 74 |
по районам Крайнего Севера |
23932 | 23289 | 97 | 13226 | 15188 | 115 |
Баргузинский | 5012 | 5109 | 102 | 5012 | 5109 | 102 |
Баунтовский | 950 | 925 | 97 | 484 | 775 | 160 |
Курумканский | 2059 | 2069 | 100,5 | 2059 | 2069 | 100,5 |
Муйский | 4913 | 6118 | 125 | 774 | 97 | 13 |
Окинский | 2421 | 2715 | 112 | 2077 | 2715 | 131 |
Северобайкальский | 3337 | 1023 | 31 | 1301 | 1023 | 79 |
г. Северобайкальск | 5240 | 5330 | 102 | 1519 | 3400 | в 2,2 p. |
Доля введенного индивидуального жилья в 2003 году составила 81%, в 2004 году - 69%. Реализация РЦП "Жилище" проводилась через выполнение семи подпрограмм.
Подпрограмма "Ипотечное жилищное кредитование"
В 2003-2004 годах ОАО "Ипотечная корпорация Республики Бурятия" выдало 526 долгосрочных ипотечных займов на сумму 151132,1 тыс.руб. и введено жилья 9,2 тыс.м2. Минимальная сумма займа по рефинансированным займам составила 100,0 тыс.руб., максимальная - 1775,0 тыс.руб. Максимальный срок предоставления займа составил 27 лет. За 2003-2004 годы выданы целевые субсидии на компенсацию части стоимости жилья, приобретаемого по программе ипотечного жилищного кредитования, на сумму 7946,7 тыс.руб. Сложилась следующая структура заемщиков по социальным категориям:
- работники бюджетной сферы - 54,1%;
- служащие коммерческих организаций - 29,7%;
- рабочие - 6,9%;
- индивидуальные предприниматели - 7,2%
- прочие - 2,1%.
Кроме того, в кредитовании жилищного строительства начали принимать участие Бурятский банк-Сбербанка РФ, ВСЖД, Улан-Удэнский ЛВРЗ.
Подпрограмма "Поддержка индивидуального жилищного строительства"
Доля сооружения индивидуального жилья за счет средств граждан продолжает доминировать в общем объеме жилищного строительства в республике. Поэтому всемерная поддержка индивидуального жилищного строительства становится в настоящее время одной из самых актуальных задач, а для обеспечения роста индивидуального жилищного строительства в первую очередь необходима инженерная подготовка территорий поселений, обеспечение и соответствующими коммуникациями.
Поддержка индивидуального жилищного строительства велась в двух направлениях: предоставление займов на строительство и завершение строительства жилья и строительство внешних инженерных сетей. Выдачу займов осуществляет ОАО "Ипотечная корпорация Республики Бурятия". За 2003 год выдано займов на сумму 4,2 млн.руб., в 2004 году -4,9 млн.руб.
Для поддержки индивидуального строительства из республиканского бюджета в 2003 году на строительство инженерных коммуникаций (электролиний) выделено 10,603 млн.руб., в 2004 году - 9,8 млн.руб. Строительство осуществлялось по принципу софинансирования из республиканского и местного бюджетов.
В результате выделенных средств в 2003 году введено 16,1 км линий электропередач и смонтировано 12 подстанций, мощностью 2653 кВт.
Подпрограмма "Переселение граждан из ветхого
и аварийного жилого фонда"
Реализация подпрограммы осуществляется по трем направлениям:
- достройка жилых домов высокой степени готовности;
- приобретение жилья на вторичном рынке;
- реконструкция пустующего и брошенного жилья.
В 2003-2004 годах за счет привлечения средств из бюджетов всех уровней предусматривалось 573,3 млн.руб. Фактически профинансировано 157,57 млн.руб., в том числе из федерального бюджета 34,1 млн.руб., из республиканского бюджета 16,41 млн.руб., из местного бюджета 4,82 млн.руб и внебюджетных источников 70,1 млн.руб. За счет этих средств переселено 1116 человек, ликвидировано 16,8 тыс.м2 ветхого и аварийного жилья. За этот период введено 5,6 тыс.м2 нового, реконструировано 4,0 тыс.м2 брошенного жилья, приобретено 6,6 тыс.2 жилья на вторичном рынке.
Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых специалистов"
Безвозмездные субсидии в 2003-2004 годах получили 319 человек, при планируемых 230. Безвозмездные субсидии составляют 80% от стоимости приобретаемой квартиры (дома), остальные 20% оплачиваются получателями субсидий.
Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей"
В 2003-2004 годах возвратные беспроцентные займы (80% от стоимости жилья) получили 145 семей, при плане 114. Для погашения предоставляемых субсидий молодые семьи пользуются услугами ипотечного жилищного кредитования, которые являются наиболее доступным механизмом расчета с кредиторами.
Подпрограмма "Реформирование и техническое перевооружение
предприятий стройиндустрии и промышленности строительных материалов"
По данной подпрограмме наметились принципиально новые тенденции, нацеленные на переориентацию промышленности строительных материалов на развитие производства новых, конкурентоспособных строительных материалов.
На эти цели в 2003 году использовано инвестиций в сумме 53,1 млн.руб. или 122% к 2002 году, в т.ч. государственная поддержка составила 7,84 млн.руб. В 2004 году - 61,8. млн.руб. или 116% к 2003 году.
Это позволило запустить первую очередь производства по выпуску теплоизоляционного материала на основе базальта (ООО " Базальт"), осуществить первый этап реконструкции предприятия по выпуску керамического кирпича (ООО "Загорскстройматериалы"), организовать производство окрашенных асбестоцементных кровельных листов (ОАО Тимлюйский завод АЦИ"). За счет собственных и привлеченных средств организовано производство безобжигового кирпича (МУП "Янтарь"), пенобетона (ООО "СЭЛС"), пеноизола ("ОАО "Базалит", ИП "Гаевская"), сухих строительных смесей (ООО "Байкалит").
Подпрограмма "Градостроительное развитие территорий"
В 2003 году разработан проект районной планировки Кижингинского района, находится в разработке проект районной планировки Кабанского района, входящий в зону байкальской природной территории (БПТ).
В цел.ях корректировки генерального плана г.Улан-Удэ разработаны "Правила землепользования и застройки г.Улан-Удэ", подготовлены исходные данные. В 2003 году разработан генеральный план курортного села Аршан, где решены вопросы планировочной организации с учетом регламентов курортной зоны и территории Тункинского национального парка. С 2003 года ведутся работы по корректировке генерального плана исторического г.Кяхта. Разработаны генеральный план с.Нижние Тальцы Заиграевского района, генеральный план п.Энхалук и схемы генеральных планов рекреационных местностей Култушная и "Байкальский прибой" Кабанского района. В 2003 году проектно-планировочные работы, профинансированы из республиканского бюджета в сумме 237,0 тыс.руб. В 2004 году финансирование из республиканского бюджета не осуществлялось. Администрации районов не ведут работы по корректировке градостроительной документации, что является одним из сдерживающих факторов развития жилищного строительства и рост самовольного строительства жилья.
Вместе с тем, наряду с положительными результатами, ряд задач Программы не реализован в полном объеме. Около 70% домохозяйств республики имеют среднедушевой размер общей площади жилья меньше федерального стандарта (18 м2 общей площади на человека), т.е. являются потенциально нуждающимися в улучшении жилищных условий, 36% населения республики имеют денежные доходы ниже величины прожиточного минимума и, следовательно, не могут самостоятельно решить проблему обеспечения жильем.
Высокая стоимость, недостаток доступных квартир на первичном рынке сохраняют рост стоимости вторичного жилья с низкими потребительскими качествами. Коэффициент доступности жилья на первичном рынке составляет 5,8, на вторичном 4,3.
Высокий уровень инфляции сохраняет высокие процентные ставки по банковским кредитам, что служит серьезным препятствием, ограничивающим возможности большинства населения в использовании кредитов для решения своих жилищных проблем.
Не реализована в полном объеме бюджетная поддержка по выдаче целевых субсидий для компенсации части стоимости жилья, приобретаемого по программе "Ипотечное жилищное кредитование". В 2003 году на эти цели из республиканского бюджета планировалось 9,8 млн.руб., фактически выделено 5,9 млн.руб. В бюджете 2004 года предусмотрено 2,7 млн.руб., что для увеличения доступности ипотечных кредитов явно не достаточно.
Недостаточное выделение ссуд на индивидуальное жилищное строительство, и невыполнение муниципальными образованиями своих обязательств по инженерному обеспечению и подготовке площадок жилищного строительства, отсутствие открытых торгов земельных участков сдерживают увеличение объемов жилищного строительства. Не разработаны механизмы, упрощающие сложную процедуру предоставления земельных участков.
Кроме того связи с изменениями в федеральном законодательстве по вопросам жилищной политики необходимо принять ряд нормативно-правовых актов для реализации Программы.
2. Цель и задачи Программы, ожидаемые результаты ее реализации
Основной целью Программы является комплексное решение проблемы развитие рынка доступного жилья для населения республики, обеспечивающее реализацию прав граждан на жилище, безопасные и комфортные условия проживания.
Для достижения этой цели в рамках Программы решаются следующие задачи:
- развитие эффективного рынка жилья и финансовых механизмов, обеспечивающих доступность жилья;
- поддержка малоимущих граждан в улучшении жилищных условий в пределах установленных социальных стандартов;
- строительство жилья социального использования;
- создание условий роста темпов жилищного строительства и реконструкции жилья, приведение его структуры и технических характеристик в соответствие со спросом и потребностями населения, повышение качества и эффективности жилищного строительства;
- обеспечение жильем в наиболее эффективной форме за счет средств бюджетов всех уровней отдельных категорий граждан, определенных законодательством.
Реализация Программы позволит достигнуть следующих результатов:
- довести уровень обеспеченности общей площадью на человека до 18 м2 к 2007 году и 19 м2 к 2010 году;
- обеспечить доступность приобретения жилья при которой средняя стоимость стандартной квартиры размером 54 м2 будет равна среднему совокупному денежному доходу семьи из трех человек за 4 года;
- сократить к 2010 году время ожидания малоимущих граждан в очереди на получение жилья до 7 лет;
- создать систему кредитных механизмов, обеспечивающую долгосрочное кредитование жилищного строительства;
- создать жилой фонд социального использования для обеспечения жильем малоимущих граждан;
- увеличить объем ввода жилья в 2007 году до 240 тыс.м2, в 2010 году - 380 тыс.м2.
Объемы ввода жилья по категориям застройщиков
Годы строительс- тва |
Объемы строительства, тыс.м2 | Всего | ||
Юридические лица |
Государствен- ные и муниципальные застройщики |
Индивидуаль- ные застройщики |
||
Первый этап (2003-2004 гг.) | ||||
2003 (факт) | 5,8 | 28,6 | 149,6 | 184,0 |
2004 (факт) | 39,0 | 19,2 | 131,5 | 190,5 |
Второй этап (2005-2007 гг.) | ||||
2005 | 48,0 | 19,5 | 132,5 | 200,0 |
2006 | 50,0 | 23,0 | 142,0 | 215,0 |
2007 | 63,0 | 26,0 | 151,0 | 240,0 |
Третий этап (2008-2010 гг.) | ||||
2008 | 84,0 | 30,0 | 166,0 | 280,0 |
2009 | 123,0 | 35,0 | 172,0 | 330,0 |
2010 | 155,0 | 45,0 | 180,0 | 380,0 |
Итого | 568,7 | 226,4 | 1224,6 | 2019,5 |
3. Сроки и этапы реализации Программы
Программа разработана на период 2003 -2010 годы.
На первом этапе (2003 - 2004 годы) реализованы основные программные мероприятия, обеспечен ввод жилья в объеме, предусмотренном программой Социально-экономического развития Республики Бурятия на 2002-2004 годы Выполнены основные индикаторы оценки реализации Программы.
На втором этапе (2005 - 2007 годы) намечается:
- совершенствование нормативно-правового обеспечения жилищной сферы;
- развитие эффективного рынка жилья и финансовых механизмов, обеспечивающих доступность приобретения жилья, поддержка малоимущих граждан в улучшении жилищных условий в пределах установленных социальных стандартов;
- создание государственного и муниципального жилого фонда социального использования для обеспечения жильем малоимущих граждан;
- развитие системы внебюджетного финансирования строительства и реконструкции жилья;
- создание качественно нового архитектурно-пространственного облика городов и населенных пунктов с сохранением сложившейся исторической среды и архитектуры;
- развитие системы поддержки индивидуального жилищного строительства;
- обеспечение роста темпов жилищного строительства, опережающая разработка градостроительной документации и инженерная подготовка территорий жилой застройки.
На третьем этапе (2008 - 2010 годы) намечается:
- совершенствование и развитие правовой базы, созданной на втором этапе;
- дальнейшее развитие эффективного рынка жилья и финансовых механизмов, обеспечивающих доступность приобретения жилья и поддержка малоимущих граждан в улучшении жилищных условий и усиление адресной социальной поддержки;
- обеспечение роста темпов жилищного строительства, опережающая разработка градостроительной документации и инженерной подготовки территорий жилой застройки;
- приведение типологии структуры и технических характеристик жилья в соответствие со спросом и потребностями населения, повышение качества и эффективности жилищного строительства;
- развитие эффективных финансово-экономических механизмов притока частных инвестиций в жилищное строительство;
- дальнейшее развитие, системы поддержки индивидуального жилищного строительства.
4. Система программных мероприятий
Программа реализуется через систему программных мероприятий и следующих семи подпрограмм:
1. Градостроительное развитие территорий поселений.
2. Ипотечное жилищное кредитование.
3. Переселение граждан из ветхого и аварийного жилого фонда.
4. Обеспечение жильем молодых семей.
5. Обеспечение жильем молодых специалистов.
6. Поддержка индивидуального жилищного строительства.
7. Реформирование и техническое перевооружение предприятий строй индустрии и промышленности строительных материалов.
Цели, задачи, исполнители, результаты выполнения, объемы финансировании и механизмы реализации подпрограмм указаны в Приложениях 3-9.
Система программных мероприятий направлена на реализацию задач по каждой из подпрограмм и основных мероприятий по реализации РЦП "Жилище" Республики Бурятия на 2003-2010 годы (Приложение 10).
Правительство Республики Бурятия реализует в рамках программы:
- подготовку проектов законодательных и нормативно-правовых актов;
- государственную поддержку системы ипотечного кредитования;
- меры государственной поддержки индивидуального жилищного строительства;
- содействие и государственные гарантии по формированию жилищных накопительных ко оперативов, института строительных сберегательных касс.
Органы местного самоуправления реализуют в рамках программы:
- разработку градостроительной документации с формированием площадок первоочередного жилищного строительства с решением вопросов по инженерному обеспечению:
- развитие рынка сформированных земельных участков для жилищного строительства с техническими условиями по подключению к инженерным сетям;
- привлечение инвестиций (бюджетных, внебюджетных и средств населения) в жилищное строительство;
- формирование финансовых структур по накоплению средств граждан для жилищного строительства, гарантии по ссудам и долгосрочным кредитам граждан для жилищного строительства;
- упрощение процедуры, сокращение сроков и снижение стоимости предоставляемых земельных участков для жилищного строительства;
- предоставление жилья социального использования малоимущим гражданам;
- обеспечение роста объемов и темпов жилищного строительства, реконструкции жилья, приведение структуры и технических характеристик жилья в соответствие со спросом и потребностями населения.
5. Исполнители подпрограмм и механизмы реализации
Реализация Программы предусматривает участие органов исполнительной власти республики, органов местного самоуправления предприятий, организаций различной формы собственности и физических лиц.
Для реализации основных целей Программы по обеспечению граждан жильем предусматриваются следующие основные механизмы:
1. Механизмы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования, субсидирование части стоимости жилья, содействие развитию вторичного рынка ипотечных кредитов и рынка эмиссионных ценных бумаг.
2. Долевое финансирование строительства жилья. Программой предусматривается две формы долевого финансирования строительства жилья.
Первая - прямое участие дольщика в финансировании строительства жилья, когда дольщик минуя посредника, направляет застройщику денежные средства на строительство жилья Она оправдана, когда со стороны застройщика выступает организация с достаточными собственными материальными ресурсами для исполнения перед дольщиком своих обязательств независимо от изменения ситуации на рынке или иных причин.
Вторая форма (накопительная) - это финансирование строительства жилья с привлечением финансового посредника - инвестора Взаимоотношения между накопителем денежных средств, для приобретения жилья (вкладчиком) инвестором и застройщиком оформляются двухсторонними договорами
3. Механизм создания жилищных накопительных кооперативов.
4. Институт строительных сберегательных касс.
5. Государственная поддержка индивидуального жилищного строительства.
6. Привлечение иностранных инвестиций.
6. Ресурсное обеспечение Программы
Прогнозные объемы финансирования жилищного строительства на:
- втором этапе (2005-2007 гг.) составит из всех источников 7542,89 млн. рублей, в т.ч. из федерального - 132,1 млн.руб. (1,8%). республиканского - 583,65 млн.руб. (7,7%), местного бюджетов - 386,35 млн.руб. (5,1%), внебюджетных источников - 6440,79 млн.руб. (85,4%).
- на третьем этапе (2008-2010 гг.) составит всех источников 16083,97 млн. рублей, в т.ч. из федерального - 397,7 млн. руб. (2,5%). республиканского - 1086,7 млн.руб. (6,8%), местного бюджетов - 920,65 млн.руб. (5,7%), внебюджетных источников - 13678,32 млн.руб (85%).
Сводные данные по источникам и направлениям финансирования Программы приведены в приложении 11.
Ежегодные объемы финансирования мероприятий Программы будут уточняться исходя из возможностей бюджетов на соответствующий год.
7. Ожидаемые конечные результаты реализации программы
Реализация Программы должна обеспечить:
- достижение годового ввода жилья в 2007 году 240 тыс.м2 и в 2010 году - 380,0 тыс.м2
- улучшение жилищных условий населения республики, в том числе улучшение жилищных условий 540 молодых семей, 520 молодых специалистов республики;
- доступность приобретения жилья, при которой средняя стоимость стандартной квартиры размером 54 кв. метра будет равна среднему совокупному денежному доходу семьи из трех человек за четыре года;
- снижение к 2010 году времени ожидания малоимущих граждан в очереди на получение социального жилья до 7 лет;
- решение жилищных проблем граждан, относящихся к определенным законодательством Российской Федерации отдельным категориям;
- повышение качества, безопасности и комфортности проживания в жилищах;
- создание условий для улучшения демографической ситуации в республике, снижения социальной напряженности в обществе;
- создание условий для внедрения энергоэффективных технологий строительства жилья и энергоэффективных инженерных систем;
- создание условий для привлечения инвестиций, в том числе иностранных, для жилищного строительства, внедрения различных форм финансирования жилищного строительства, включая ипотечное жилищное кредитование, строительные сберегательные кассы и т.д. с привлечением бюджетных федеральных, республиканских, муниципальных средств, а также средств населения, частных и институциональных инвесторов;
- создание организаций жилищных объединений, ассоциаций, товариществ, кооперативов для совместного строительства и эксплуатации жилья.
Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации Программы производится на основе системы индикаторов (Приложение 12), которые представляют собой качественные и количественные показатели результатов реализации Программы и реальную динамику изменений в жилищной сфере за оцениваемый период.
8. Система организации контроля за исполнением программы
Управление и организация контроля деятельности государственных заказчиков-исполнителей Программы осуществляемся Координационным советом по реализации РЦП "Жилище", утвержденным распоряжением Правительства Республики Бурятия от 23 декабря 2004 года N 999-р. Координатором Программы является Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Бурятия.
Формы и методы организации управления Программой в целом и оперативного контроля ее выполнения определяются Координационным советом по согласованию с государственными заказчиками - исполнителями подпрограмм. Текущее управление и оперативный контроль выполнения подпрограмм в составе Программы осуществляется соответствующими государственными заказчиками.
Государственными заказчиками ежеквартально, до 10 числа месяца следующего за отчетным, подготавливается и представляется соответствующая сводная информация Министерству строительства, архитектуры жилищно-коммунального хозяйства Республики Бурятия. Обобщив и проанализировав отчеты, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Бурятия направляет Координационному совету и Правительству Республики Бурятия ежеквартально и по итогам года информацию с внесением предложений по совершенствованию реализации Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.