Постановление Правительства Республики Бурятия
от 27 декабря 2007 г. N 439
"О республиканской целевой программе "Развитие сельского хозяйства
и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья
и продовольствия в Республике Бурятия на 2008 год"
(с изменениями от 11 сентября, 24 декабря 2008 г.)
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 21 января 2014 г. N 15 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
В целях проведения единой аграрной политики в Республике Бурятия, направленной на рост объемов продукции, производимой организациями агропромышленного комплекса, Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Бурятия на 2008 год" (далее - Программа).
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 11 сентября 2008 г. N 433 в пункт 2 настоящего Постановления внесены изменения
2. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия (Батуев Ж.Д.) до 1 апреля 2008 года подготовить предложения в Правительство Республики Бурятия для внесения изменений в Закон Республики Бурятия от 13 октября 2005 г. N 1282-III "О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Республике Бурятия".
3. Признать утратившими силу постановления Правительства Республики Бурятия:
- от 26 сентября 2005 г. N 312 "О Республиканской программе "Плодородие на 2006 - 2010 годы";
- от 12 августа 2003 г. N 258 "О республиканской целевой программе "Социальное развитие села на 2004 - 2006 годы и до 2010 года";
- от 19 июля 2005 г. N 233 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Республики Бурятия от 12 августа 2003 г. N 258 "О республиканской целевой программе "Социальное развитие села на 2004 - 2006 годы и до 2010 года";
- от 23 марта 2006 г. N 77 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Республики Бурятия от 12 августа 2003 г. N 258 "О республиканской целевой программе "Социальное развитие села на 2004 - 2006 годы и до 2010 года";
- от 26 марта 2007 г. N 92 "О внесении изменений в республиканскую целевую программу "Социальное развитие села на 2004 - 2006 годы и до 2010 года".
4. Рекомендовать главам муниципальных образований в Республике Бурятия при разработке программ социально-экономического развития муниципальных образований учитывать положения Программы.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 11 сентября 2008 г. N 433 в пункт 5 настоящего Постановления внесены изменения
5. Контроль за реализацией настоящего постановления возложить на Контрольный комитет Президента и Правительства Республики Бурятия (Пнев М.А.).
6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Президент - Председатель
Правительства Республики Бурятия |
В.В.Наговицын |
Республиканская Целевая Программа
"Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
в Республике Бурятия на 2008 год"
(утв. постановлением Правительства Республики Бурятия от 27 декабря 2007 г. N 439)
(с изменениями от 11 сентября 2008 г.)
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 24 декабря 2008 г. N 569 в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт Программы
"Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 год"
Наименование программы |
Программа "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Бурятия на 2008 год" |
Основание для разработки программы |
Федеральный Закон от 29.12.2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства"; Государственная Программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. N 446 |
Государственный заказчик программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия |
Основные разработчики подпрограммы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия с привлечением заинтересованных ведомств и организаций |
Цели и задачи Программы |
Основными целями Программы являются: - устойчивое развитие сельских территорий; - повышение уровня занятости и уровня жизни сельского населения; - повышение конкурентоспособности произведенной сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов. Основными задачами Программы являются: - создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий; - улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства; - обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства; - повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства; - совершенствование механизмов регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия |
Сроки реализации программы |
2008 год |
Исполнители основных мероприятий Программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия, органы исполнительной власти Республики Бурятия и организации (по согласованию) в порядке, установленном действующим законодательством. |
Объемы и источники финансирования Программы |
Требуется средств для реализации Программы, всего 1736,6 млн. руб., в том числе из федерального бюджета* - 270,1 млн. руб., республиканского бюджета** - 175,5 млн. руб., внебюджетные источники* - 1291,0 млн.руб. |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
Рост валовой продукции сельского хозяйства в действующих ценах в 2008 году к уровню 2007 года составит 3,7%, пищевой и перерабатывающей промышленности 14,2%. Создание 506 новых рабочих мест, рост платежей в бюджеты всех уровней на 75,4 млн. руб. |
Система организации контроля за исполнением Программы |
Контроль за ходом реализации программы осуществляется в соответствии с действующим порядком реализации республиканских целевых программ. Исполнители программных мероприятий представляют отчеты о выполнении мероприятий программы в установленном порядке. |
* - справочно
1. Анализ ситуации в АПК Республики Бурятия, предшествующей
разработке Программы, определение основных проблем, которые нужно решить
программным методом
1.1. Анализ состояния социальной сферы села в Республике Бурятия
Территория Республики Бурятия составляет 351,3 тыс. кв. км. в сельских населенных пунктах проживает 43,2% всего населения Республики Бурятия. Как и во всех регионах Российской Федерации, идет сокращение численности сельского населения, что обусловлено как ростом естественной убыли, так и миграционным оттоком населения из села. Снижение качества жизни в сельской местности в последнее десятилетие, сокращение сети учреждений социальной инфраструктуры, сужение доступа селян к основным социальным услугам - образованию и здравоохранению, приводит к оттоку населения и в основном молодежи.
Уровень среднемесячной заработной платы одного работника в сельском хозяйстве за 2006 год составил 2038 руб, что составляет 25% от среднереспубликанского уровня. Сельский жилищный фонд по состоянию на 1.01.2007 года составил 7378 тыс. квадратных метров, или 17,3 квадратных метра на 1-го жителя, что более чем в 1,5 раза меньше норматива (33 квадратных метра). Ежегодный прирост жилищного фонда составляет всего лишь 2 - 3% и для доведения его размера до нормативного, потребуется 20-25 лет. Элементарными условиями обеспечено не более 25% жилья в сельской местности.
Ввод жилья в сельской местности в расчете на 1000 человек населения в последние годы снижается (со 168 в 2004 году до 154 в 2006 году). Строительство жилых домов осуществляется почти полностью (99,4%) за счет средств населения и с помощью кредитов, выделяемых на эти цели. Начиная с 1998 года, в сельской местности не построено ни одного больничного учреждения, амбулаторно-поликлинического и культурного учреждения.
В течение 3 - 5 лет в сельской местности прекратился ввод в действие водопроводных канализационных и газовых сетей. Очень низки объемы ввода в действие линий электропередач для электрификации сельского хозяйства (ежегодно 0,2-0,3 км), практически прекращено строительство автомобильных дорог с твердым покрытием. 21,5% сельских населенных пунктов не имеют связи по дорогам с твердым покрытием с сетью путей сообщения общего пользования.
Число дошкольных и общеобразовательных учреждений сокращается ежегодно, хотя количество обучающихся в них человек растет (с 7838 человек в 1998 году - до 11713 в 2006 году). При стабильном количестве людей, которым ежегодно оказывается скорая медицинская помощь (95-98 тыс. человек), практически перестали функционировать 3 районные больницы, 53 участковые больницы.
Есть положительные моменты в обеспечении сельского населения телефонной связью: число телефонных станций за 8 лет выросло на 10, число телефонных аппаратов возросло на 34,4% и достигло на 100 жителей села - 12 аппаратов. Число таксофонов в 2006 году возросло к уровню 1998 года в 16,7 раза.
Каждый четвертый сельский житель в трудоспособном возрасте находится вне рынка труда. Перелив трудоспособного населения в личное подсобное хозяйство, зачастую не обеспечивает даже прожиточного минимума. Так в 2006 году среднедушевые доходы от ведения личного подсобного хозяйства составили всего лишь 1775рублей, что составляет 44,2% к уровню прожиточного минимума. По ситуации на сельском рынке труда: уровень общей безработицы составляет - 20,2%, уровень регистрируемой безработицы - 2,7%.
Общая численность занятых на селе сократилась по республике только за 2006 год на 1774 человека, или на 12,8%.
1.2. Анализ состояния агропромышленного комплекса Республики Бурятия
В АПК Республики Бурятия занято 22,9% работающих, на долю сельского хозяйства приходится 9,7% валового регионального продукта. Доля продукции сельского хозяйства Республики Бурятия в Сибирском Федеральном округе составляет 3,9%.
Сельскохозяйственным производством в республике занимаются 240 сельскохозяйственных организаций, 2637 крестьянских (фермерских) хозяйств и 145,9 тыс. личных подсобных хозяйств.
По состоянию на 01.10.2007 года в хозяйствах всех категорий содержится КРС - 383,7 тыс. голов, в том числе коров 141,8 тыс. голов, свиней 97,2 тыс. голов, овец и коз 265,6 тыс. гол, лошадей - 51,7 тыс. голов и 403,4 тыс. голов птицы.
Ежегодное производство скота и птицы на убой в живом весе составляет 50 - 53 тыс. тонн, молока - 233,7 - 235 тыс. тонн, яиц - 60 - 65 млн. штук, зерна - 80-100 тыс. тонн, картофеля - 223 - 227 тыс. тонн, овощей - 103 - 104 тыс. тонн.
Приоритетным направлением республики остается животноводство. Начато обновление материально-технической базы на молочных, свиноводческих фермах на основе передовых технологий, повышается продуктивность животных. Ведется строительство животноводческих ферм для содержания мясного скота.
В целом по АПК среднегодовые темпы прироста сельскохозяйственной продукции за последние 3 года составили 2,2%, что выше предшествующего трехлетнего периода на 2,9%.
В пищевой и перерабатывающей промышленности республики насчитывается свыше 400 предприятий различных форм собственности, в том числе 35 крупных и средних в которых работает около 5 тысяч человек и формируется до 6% доходной части республиканского бюджета. Продукция пищевой и перерабатывающей промышленности составляет 13,3% в объеме обрабатывающих производств республики.
Предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности Республики Бурятия ежегодно производят товарной продукции на сумму 2800 - 3000 млн. рублей. Реализуются инвестиционные проекты в мясной, молочной, кондитерской, ликероводочной и других отраслях, позволяющие ежегодно увеличивать объемы производства на 2 - 3%.
В ходе аграрной реформы, проводимой с 1992 года, были созданы основы многоукладной экономики и рыночных отношений на селе, произошло перераспределение земель, реорганизация колхозов и совхозов, значительно возрос удельный вес продукции, производимой в личных подсобных хозяйствах республики.
Период до 2001 года характеризовался для агропромышленного комплекса спадом уровня производства, ухудшением финансового положения отрасли. За последние 3 года динамика производства продукции сельского хозяйства, поголовья скота стабилизировалась.
Объем и динамика производства сельскохозяйственной продукции
в 2005 - 2007 гг.
(в хозяйствах всех категорий)
Таблица 1
N п.п. |
Показатели | Един. измерения |
2005 год |
2006 год |
2007 год оценка |
2007 год в % к 2005 г. |
1. | Производство продукции сельского хозяйства в факт. действующих ценах |
млн. руб. |
9103,0 |
10430,0 |
11007,4 |
120,9 |
2. | Индексы физического объема производства продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах к уровню предыдущего года |
% |
101,3 |
102,0 |
102,0 |
104 |
Последние 5 лет ежегодный спад поголовья коров в среднем составлял 2-3%, свиней - 3 - 5%, овец - 8 - 10%. Благодаря реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК" наметился рост поголовья скота: численность КРС возросла к уровню 2006 года на 6,4%, в том числе коров - на 4,7%, свиней - на 3,8%, овец и коз - на 3,5%. Прирост наблюдается во всех районах республики.
По приросту поголовья КРС среди регионов СФО Бурятия - на 3 месте, свиней - на 11 месте, овец и коз - на 7 месте.
По итогам 8 месяцев 2007 года по темпам роста производства скота и птицы Бурятия находится на 13 месте, молока - на 8 месте, яйца - на 13 месте. По производству мяса на убой на душу населения Республика Бурятия в последней тройке, у нас производится в 4 раза меньше мяса, чем в Усть-Ордынском Бурятском автономном Округе. Обеспеченность мясом собственного производства составляет по Бурятии - 53,9%.
Республика Бурятия производит на душу населения 233 кг молока, что ниже чем в среднем по округу на 15,5%. Обеспеченность молоком и молочными продуктами собственного производства (за исключением молока, используемого на выпойку телятам и поросятам) по СФО составляет 92%, по Бурятии - 88%.
Надой на фуражную корову в сельскохозяйственных организациях республики Бурятия за последние три года вырос на 169 кг, но остается ниже уровня, сложившегося в среднем по регионам СФО на 35%, и ниже по России - на 41%. Среднесуточные привесы КРС на выращивании в Республике Бурятия ниже, чем в среднем по России на 70% по регионам СФО на 33%. По производству яйца на душу населения Республика Бурятия находится - на 10 месте среди регионов СФО (65 штук).
Производство продукции животноводства без государственной поддержки нерентабельно (реализация 1 кг молока дает убытка 0,92 руб., 1 кг мяса КРС - 5,5 руб., 1 кг шерсти - 37,63 руб.).
В растениеводстве результаты деятельности сельскохозяйственных организаций находятся в зависимости от природно-климатических условий. Почвы в республике имеют легкий механический состав, поэтому посев ранних зерновых приходится проводить в очень сжатые сроки. Кроме того, сухость воздуха весной в сочетании с сильными ветрами, высокие дневные температуры, незначительное количество выпадающих в апреле-мае осадков иссушают пахотный слой, сильно задерживая в отдельные годы появление всходов. Нередко в период формирования, налива и созревания зерна выпадают обильные осадки, приводящие к понижению температуры и отрицательно сказывающиеся на урожае и его качестве. Сумма активных температур, в зависимости от зон, колеблется от 1400 градусов до 1800, а средняя продолжительность безморозного периода - от 95 до 120 дней.
В настоящее время площадь пашни составляет 845,7 тыс. га, из которых используется 651,2 тыс. га. Начинается процесс деградации плодородия почв. Эрозией как водной, так и ветровой охвачено до 70% площадей сельскохозяйственных угодий. Нагрузка на одного постоянно работающего в сельском хозяйстве в Бурятии при слабой энерговооруженности составляет 35 га пашни, когда как в мировой практике на 1 работающего в растениеводстве - до 50 гектаров пашни.
Посевные площади сельскохозяйственных культур в хозяйствах всех
категорий
Таблица 2
Показатели | Ед. изм. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2007 г. в % к 2005 г. |
Посевные площади всего | тыс. га | 234,4 | 213,1 | 216,5 | 92,3 |
в т.ч. Зерно | тыс. га | 120,9 | 113,3 | 122,2 | 101,1 |
Картофель | тыс. га | 19,9 | 19,5 | 19,8 | 99,5 |
Овощи | тыс. га | 4,9 | 4,7 | 6,1 | 124,4 |
Кормовые | тыс. га | 88,3 | 75,1 | 68,4 | 77,5 |
Снижение общих посевных площадей сельскохозяйственных культур в республике за последние 3 года составило 17,9 тыс. га или 7,7%, что связано с недостатком оборотных средств, (ГСМ, удобрений, семян), большим износом техники. Посевы картофеля снизились на 100 га, кормовых культур - на 19,9 тыс.га. Вместе с тем, посевные площади овощных культур увеличены на 24,4%, что вызвано увеличением посевных площадей в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах.
По производству зерна на душу населения Республика Бурятия среди 14 регионов СФО на 12 месте, производству картофеля - на 9 месте. Обеспеченность картофелем собственного производства в Бурятии, как и в целом среди регионов СФО (с учетом расхода на семена и корм животным), составляет чуть более 100%.
Производится овощей на душу населения в Республике Бурятия 108 кг, что на 2 кг выше, чем в среднем по СФО. С учетом потребления на корм животным, в среднем по СФО и по Республике Бурятия обеспеченность овощами собственного производства составляет 95 - 97%.
На протяжении ряда лет безубыточным остается производство растениеводческой продукции. В таких районах республики, как Мухоршибирском, Джидинском, Закаменском, Кабанском, несмотря на низкий уровень урожайности (по сравнению с другими регионами России), достигнута высокая рентабельность производства зерна, картофеля, овощей - от 15 до 35%, что связано в основном с низким уровнем оплаты труда в овощеводстве и картофелеводстве и низким уровнем механизации процессов посадки, уборки, прополки в овощеводстве.
Хотя и по производству продукции сельского хозяйства на душу населения Бурятия по состоянию на 1 сентября 2007 года заняла 7 место среди 14 регионов СФО, по темпам прироста сельскохозяйственной продукции Бурятия находится на 13 месте, что связано в основном со снижением объемов реализации скота и птицы на убой.
По организациям пищевой и перерабатывающей промышленности в 2006 году по сравнению с 2003 годом увеличено производство масла животного на 22,3%; макаронных изделий - на 4,7%; муки в 1,7 раза, кондитерских изделий - 0,6%; водки, ликероводочных изделий в 2,1 раза. Стабилизирована работа хлебопекарной, плодоовощной и пиво - безалкогольной отраслей. Положительные результаты в отраслях достигнуты за счет реализации крупных производственных инвестиционных проектов:
- "Создание мукомольно-макаронного комплекса" на ОАО "Улан-Удэнская макаронная фабрика" (введены мощности по переработке зерна 120 тонн в смену);
- "Увеличение производственных мощностей" на ОАО "Байкалфарм" - (запущены в эксплуатацию две линии по розливу ликероводочных изделий мощностью 1000 тыс. дал);
- "Внедрение технологии фасовки продукции в молочной отрасли";
- "Организация мини-цехов по переработке молока" в Прибайкальском, Курумканском районах;
- "Организация пивоваренного производства" - установлены мощности по производству пива на ООО "Пивоваренная компания "Сибирь" 250 тыс. дал в год;
- "Техническое перевооружение производства отливных конфет и установка вафельной линии" на ЗАО "Кондитерпром";
- "Создание кондитерского производства" на ОАО "Бурятхлебпром".
За анализируемый период наметилась тенденция увеличения числа организаций малого бизнеса. Потребность населения в хлебе обеспечивается на 60% за счет работы мини-пекарен. Создано 25 мини цехов по производству мясных полуфабрикатов, введены в эксплуатацию мощности по забою скота в с. Бичура, с. Хоринске, новые мясоперерабатывающие производства с использованием современного импортного оборудования ООО "Бурятская Мясоперерабатывающая Компания", ООО "Колосок", цеха по производству колбасных изделий и полуфабрикатов на свинокомплексе "Николаевский". Освоены технологии производства по розливу байкальской воды на ООО "Основа", ИП Белых А.М. ("Таежный источник"), ООО "Аква". Проведено техническое перевооружение производства безалкогольных напитков и минеральной воды в компании "Велес".
Основным источником финансирования инвестиционных проектов АПК (68%) остаются собственные источники предприятий и кредиты банков. Инвестирование крупных проектов по техническому перевооружению предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности крайне затруднено.
Машинно-тракторный парк сельскохозяйственных организаций республики Бурятия по количеству и качеству не в состоянии обеспечить технологические процессы сельскохозяйственного производства. Фактический износ техники на грани полной выработки нормативного ресурса по основным видам машин. Количество исправных машин составляет от 38 до 77%, 98% парка тракторов и 99% зерноуборочных комбайнов эксплуатируются сверхнормативного срока. Темпы поступления техники значительно уступают темпам ее списания. Обновление машинотракторного парка составляет менее 1% в год, а списание 6 - 10%. В результате энерговооруженность труда в сельском хозяйстве постоянно снижается и в настоящее время она в 5-10 раз ниже уровня, достигнутого в 80-90 годы.
Недостаток техники приводит к растягиванию сроков выполнения сельскохозяйственных работ, нарушению технологии, снижению урожайности, потерям продукции, перерасходу горюче-смазочных материалов, сокращению посевных площадей. Практически 100% мощностей передвижных механизированных колонн, базы по материально - техническому снабжению, монтажу и пусконаладке оборудования животноводческих ферм изменили специализированный профиль.
Уровень механизации технологических процессов в молочном скотоводстве в сельскохозяйственных предприятиях Республики Бурятия по сравнению с 1990 годом сократился по доению до 43%, по охлаждению молока до 61%, по водопоению до 35%, по кормоприготовлению до 42% и по навозоудалению до 48%. Все это влияет на снижение конкурентоспособности производимой в республике продукции.
В последние годы хозяйства населения стали основными производителями сельскохозяйственных продуктов (от 80 до 97%), но решающего влияния на насыщение продовольственного рынка республики они не оказывают в силу низкой товарности, которая составляет от 2 до 10%.
Перемещение значительной части производства сельскохозяйственной продукции в личные подсобные хозяйства, расширение деятельности различных посреднических структур на рынке сельскохозяйственного сырья и продовольствия снижают количество и качество продукции, увеличивают издержки обращения и цены на потребительском рынке, которые не обеспечивают рост доходов у производителей продукции и налоговый контроль над денежными потоками.
Основной проблемой в развитии системы закупа и сбыта сельскохозяйственной продукции является несовершенство заготовительной сети, отсутствие собственной отлаженной системы сбыта у сельскохозяйственных товаропроизводителей.
1.3. Итоги реализации Программы "Развитие агропромышленного
комплекса Республики Бурятия на 2004 - 2007 годы", утвержденной
постановлением Правительства Республики Бурятия N 365 от 09.12.2003 г.
Программой "Развитие агропромышленного комплекса Республики Бурятия на 2004 - 2007 годы" предусматривалось обеспечить рост объемов производства сельскохозяйственной продукции для более полного удовлетворения потребностей населения республики в собственных продуктах питания и организаций пищевой и перерабатывающей промышленности в сырье.
Исходя из сложившихся темпов прироста сельскохозяйственной продукции за 2003 - 2006 годы и оценки за 2007 год (4,5%), прирост сельскохозяйственной продукции к уровню 2002 года составит 12% (при доведенном Программой 12%), производство продукции в действующих ценах возрастет в 2007 году к уровню 2002 года на 80%. Темпы роста продукции пищевой и перерабатывающей промышленности превысят программный уровень на 4,6%.
По итогам 2007 года ожидается достижение запланированного роста объемов производства молока, яиц, картофеля, овощей, шерсти. Не будет обеспечен запланированный рост объемов производства зерна и мяса на убой, что связано с неблагоприятными климатическими условиями и сохранением и наращиванием поголовья скота. За период 2005 - 2006 г.г. увеличено производство муки в 2,3 раза; цельномолочной продукции - на 12,7%; масла животного - на 21,7%; макаронных изделий - на 4,7%; водки и ликероводочных изделий - на 67,6%. В связи с этим обеспеченность населения Республики собственными продуктами питания по овощам к уровню 2002 года возрастет на 1%, мясу - на 5%, молоку - на 2%.
Реальные доходы сельского населения возросли в 2006 году к уровню 2004 года на 80% (при запланированном росте 50% в 2007 году). Уровень заработной платы, хотя и остается низким по сравнению со среднереспубликанским (25%), повысился в 2,5 раза при запланированном росте в 2,4 раза. Платежи в бюджеты всех уровней по организациям АПК выше уровня 2002 года - на 20%.
Проведена реконструкция более 30 молочно - товарных ферм, 3-х свинокомплексов, где установлено современное технологическое оборудование. Введены новые технологические мощности по переработке муки на ОАО "Улан-Удэнская макаронная фабрика", увеличены мощности на ОАО "Байкалфарм", начато поэтапное перевооружение на ОАО "Молоко" и ЗАО "Кондитерпром", введены в эксплуатацию колбасные цеха в г. Улан-Удэ и с. Заиграево, цех по производству полуфабрикатов на свинокомплексе "Николаевский".
В 2006 году хозяйствам республики через ОАО РГИЛК "Агролизинг" поставлено техники на условиях лизинга на общую сумму более 99,3 млн. рублей, что в 4 раза выше уровня 2005 года.
В рамках реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК":
- созданы 4 районные ассоциации и одна республиканская ассоциация ЛПХ;
- открыты 14 дополнительных офисов Бурятского регионального филиала ОАО "Россельхозбанк";
- создано 52 сельскохозяйственных потребительских снабженческо-сбытовых, обслуживающих и 7 кредитных кооперативов.
Таким образом, основные задачи, параметры и мероприятия, предусмотренные Программой на период ее реализации (2004 - 2007 годы) - будут выполнены, в результате чего наблюдается стабилизация объемов производства продукции в агропромышленном комплексе Республики Бурятия.
1.4. Основные проблемы развития АПК Республики Бурятия
Социально-экономическое положение агропромышленного комплекса республики, несмотря на то, что отдельные показатели его деятельности улучшились, продолжает оставаться сложным, темпы прироста сельскохозяйственной продукции и продукции пищевой и перерабатывающей промышленности отстают от темпов, сложившихся в среднем по России и регионам СФО.
В данное время крайне важно не только не допустить спада валовой продукции сельского хозяйства и сохранить производственный потенциал отрасли, но и обеспечить темпы прироста продукции, способствующие повлиять на показатели занятости населения (22,9%), роста производительности труда и уровня среднемесячной заработной платы работников сельскохозяйственных организаций, увеличению числа прибыльных хозяйств. В значительной части районов республики удалось стабилизировать сельскохозяйственное производство и добиться его прироста, улучшить качественные показатели растениеводства и животноводства. Вместе с тем, неблагоприятной осталась для аграрного сектора макроэкономическая ситуация.
Исходя из анализа ситуации, отраженного в предыдущем разделе, в агропромышленном комплексе Республики Бурятия выявлены основные проблемы:
1. Высокая доля сельского населения (43%) находящегося в более худших условиях проживания, чем городское население, неразвитая социально-инженерная инфраструктура, уровень доходов которого почти 3 раза ниже, то является тормозом в развитии всей экономики Республики Бурятия.
2. Низкий уровень занятости сельского населения (22,9% от трудоспособного населения) ведет к снижению реальных доходов сельского населения и его платежеспособного спроса, ограничению инвестиционной деятельности на селе, алкоголизации трудоспособного населения.
3. Низкий уровень заработной платы и производительности труда в сельском хозяйстве - более чем в 2,5 раза ниже, чем в промышленности.
4. Обеспеченность кадрами на селе ежегодно уменьшается (доля специалистов и руководителей, имеющих высшее профессиональное образование ниже 50%). Продолжается отток профессиональных кадров из села, что сдерживает проведение эффективных институциональных преобразований, развитие кооперации, социальное обустройство на селе.
5. Низкие уровни доходов бюджетов муниципальных образований поселений и районов не позволяют вкладывать средства в развитие социально-инженерной инфраструктуры на селе.
6. Большая доля производства продукции сельского хозяйства (больше 80%) сосредоточена в малых формах хозяйствования
7. Слабо развитая система закупа и сбыта сельскохозяйственной продукции и агропродовольственных рынков в республике.
8. Сложившиеся за последние годы темпы прироста сельскохозяйственной продукции не могут обеспечить сырьем собственного производства организации пищевой и перерабатывающей промышленности и продуктами питания население республики. Устаревшие производственные фонды предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, низкий коэффициент использования производственных мощностей (20-40%).
9. В целом по АПК республики и муниципальным образованиям районов не определены основные направления, задачи, мероприятия по решению проблем на долгосрочную перспективу.
Поскольку, современная экономическая ситуация в республике не позволяет достаточно эффективно и быстро решить вышеуказанные проблемы при помощи общепринятых финансово-экономических механизмов, было признано целесообразным осуществить разработку, принятие и реализацию Программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Бурятия на 2008 год (далее Программа), а в дальнейшем разработать долгосрочную Программу развития агропромышленного комплекса и сельских территорий Республики Бурятия до 2017 года, направленную на решение вышеперечисленных проблем, стабилизацию и достижение последующего роста объемов производства в агропромышленном комплексе, обеспечение продовольственной безопасности, решение социальных проблем на селе.
1.5. Предпосылки, которыми располагает АПК Республики Бурятия для
решения основных проблем поставленных Программой
Для решения проблем, обозначенных в предыдущем разделе Программы, АПК Республики Бурятия располагает следующими предпосылками:
- в 2000 - 2007 годы приостановлен спад производства сельскохозяйственной продукции, наметились тенденции роста;
- продукция местного производства пользуется большим спросом у потребителей, чем импортная;
- рост цен на сельскохозяйственную продукцию дает стимул сельскохозяйственным товаропроизводителям всех форм собственности для роста объемов производства;
- увеличение размеров земельных площадей закрепленных за ЛПХ дает им возможность обеспечивать кормами не только поголовье скота, находящегося в частном подворье, но и взятого в аренду в коллективных хозяйствах;
- реализация Федерального Закона "О развитии сельского хозяйства" от 29 декабря 2006 года N 264 - ФЗ и Государственной Программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, (утверждена постановлением Правительства РФ N 446 от 14.07.2007 года), в рамках которых будет значительно увеличена поддержка субъектов Российской Федерации из федерального бюджета;
- будут продолжены мероприятия по реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК" в рамках Госпрограммы, способствующих росту объемов инвестиций в АПК республики более чем в 2 - 3 раза.
Разработка Программы обусловлена острой необходимостью решения социальных проблем села, которые носят межотраслевой, межведомственный характер, поскольку село выполняет широкий спектр функций. К решению этих проблем необходимо привлечь органы исполнительной власти, муниципальных образований районов, поселений.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 11 сентября 2008 г. N 433 раздел 2 настоящей Программы изложен в новой редакции
2. Основные цели Программы, сроки ее реализации
Основными целями разрабатываемой на 2008 год Программы являются:
- устойчивое развитие сельских территорий(1);
- повышение уровня занятости и уровня жизни сельского населения;
- повышение конкурентоспособности произведенной сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.
Достижение поставленной цели будет достигаться путем:
- создания условий для развития различных видов деятельности на территориях сельских поселений;
- обеспечения развития приоритетных отраслей сельского хозяйства в целом по Республике Бурятия, в разрезе районов, поселений;
- оказания содействия в:
- создании новых рабочих мест, современных технологий переработки сырья, развитии системы потребительской кооперации, закупа и сбыта сельскохозяйственной продукции на селе;
- объединении малых форм хозяйствования в кооперативы, создании интегрированных структур, холдингов(2), ассоциаций.
Срок реализации Программы - 2008 год.
3. Задачи программы и перечень программных мероприятий
Задачи программы и перечень программных мероприятий приведены в таблице N 3.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 24 декабря 2008 г. N 569 в таблицу N 3 раздела 3 настоящей Программы внесены изменения
Таблица N 3
Проблемы, задачи и мероприятия Программы
Задачи, поставленные Программой для преодоления проблемы в АПК Республики Бурятия |
Мероприятия по решению поставленных задач |
1. Проблема: Высокая доля сельского населения (43%), находящегося в более худших условиях проживания, чем городское население, неразвитая социально - инженерная инфраструктура | |
1.1. Оказание содействия развитию социальной сферы и инженерной инфраструктуры на селе |
- Возмещение части затрат по строительству жилья из республиканского и федерального бюджетов выпускникам высших и средних профессиональных учебных заведений, заключившими контракт, с целью закрепления их на селе, - компенсация части затрат по электрификации, водоснабжению, телефонизации динамично развивающихся населенных пунктов, участвующих в реализации проектов |
2. Проблема: Низкий уровень занятости сельского населения, что ведет к снижению реальных доходов | |
2.1. Повышение уровня занятости сельского населения |
Оказание содействия в: - развитии эффективно функционирующих организаций, специализирующихся на производстве и переработке отдельных видов продукции, организации нового бизнеса в несельскохозяйственных сферах деятельности на селе, создании и развитии малых предприятий по заготовке и переработке дикоросов, туризму, предоставлению бытовых услуг, торговли и т.д.; - развитии информационно-консультационного обеспечения сельских жителей, в том числе путем создания бизнес - центров на базе филиалов РГУ "Информационно-методологический центр сельских территорий Республики Бурятия" с целью содействия созданию новых рабочих мест на селе |
3. Проблема: Низкий уровень заработной платы и производительности труда работников, занятых в сельскохозяйственном производстве | |
3.1. Обеспечение роста объемов производства конкурентоспособной продукции АПК на основе модернизации сельского хозяйства и ускоренного развития его приоритетных отраслей, реализации инвестиционных проектов.
3.2. Применение новых технологий производства продукции животноводства, растениеводства, применение районированных сортов с/х культур, повышение дозы внесения минеральных удобрений, приобретение высокопродуктивного племенного скота и т.д.
3.3. Обновление машинотракторного парка и технологического оборудования в сельскохозяйственных организациях, организация системы технического обслуживания с/х техники |
- Содействие росту производительности труда в сельскохозяйственных организациях; - компенсация части затрат на уплату процентов по кредитам, направленным на реализацию инвестиционных проектов на селе в приоритетном направлении, нацеленных на результат;
- поддержка научно - исследовательских работ в растениеводстве и животноводстве*;
- содействие созданию интегрированных структур по инженерно-техническому обслуживанию и материально-техническому обеспечению машинотракторного парка сельхозтоваропроизводителей РБ |
4. Проблема: Ежегодное снижение обеспеченности квалифицированными кадрами на селе | |
4.1. Проведение мероприятий по совершенствованию кадрового обеспечения АПК |
- Активизация работы по профессиональной ориентации учащихся в сельских общеобразовательных школах, создание интегрированных структур "школа - сельскохозяйственная организация", "профессиональное училище - сельскохозяйственная организация"; - проведение семинаров, изучение передового опыта и организация прохождения стажировки в сельскохозяйственных учебных заведениях специалистов и руководителей сельскохозяйственных организаций |
5. Проблема: Низкий уровень доходов бюджетов муниципальных образований районов и поселений, не позволяющий вкладывать средства в развитие социально-инженерной инфраструктуры на селе | |
5.1. Развитие в поселениях малых форм хозяйствования, потребительской кооперации на селе |
- Обеспечение доступности субъектов малого предпринимательства на селе к материально-техническим, финансовым и другим ресурсам; - создание альтернативных сельскому хозяйству сфер занятости; - стимулирование развития сельской потребительской кооперации через создание и развитие потребительских кооперативов, СПоКов и кредитных кооперативов |
6. Проблема: Большая доля производства продукции сельского хозяйства в малых формах хозяйствования, которые слабо пополняют республиканский бюджет | |
6.1. Укрупнение производства за счет создания интегрированных структур, агрофирм, холдингов |
- Определение перечня финансово устойчивых сельскохозяйственных и перерабатывающих организаций, имеющих возможность и желание осуществить практическую деятельность по созданию интегрированной структуры; - участие в разработке бизнес-планов по созданию и развитию интегрированных структур; - отбор наиболее эффективных бизнес-планов и структур; - выработка мероприятий по стимулированию создаваемых структур и придание им статуса "приоритетный"; - оказание поддержки развитию создаваемых структур из консолидированного бюджета под конкретные инвестиционные проекты; - мониторинг и анализ реализации достижения параметров, предусмотренных Соглашениями |
7. Проблема: Слабо развитая система закупа и сбыта сельскохозяйственной продукции и агропродовольственных рынков в республике | |
7.1. Формирование и развитие эффективно функционирующего агропродовольственного рынка
|
- Переориентация хозяйствующих субъектов на производство продуктов питания, пользующихся повышенным спросом у потребителя, в целях обеспечения потребностей населения республики в собственных продуктах питания и вывоза продукции за пределы региона (разделы 3.1 и 3.1.2 Программы); - содействие местным сельскохозяйственным товаропроизводителям в реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе для государственных и муниципальных нужд; |
8. Проблема: Сложившиеся за последние годы темпы прироста сельскохозяйственной продукции не могут обеспечить сырьем собственного производства организации пищевой и перерабатывающей промышленности и продуктами питания население республики (30-50%). Устаревшие производственные фонды предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, низкий коэффициент использования производственных мощностей (20-40%) | |
8.1. Реализация инвестиционных проектов по техническому перевооружению организаций пищевой и перерабатывающей промышленности.
8.2. Создание холдингов по переработке мяса, молока в целях улучшения сырьевого обеспечения организаций и более полного использования имеющихся производственных мощностей (схема прилагается) |
- Переориентация перерабатывающих организаций с завозимого из-за пределов региона сырья на сырье местных сельхозтоваропроизводителей; - сокращение издержек цепочки продвижения сельскохозяйственной продукции от производителя к потребителю путем объединения сельхозтоваропроизводителей в кооперативы различных уровней, холдинги, фирмы с участием перерабатывающих организаций;
- содействие развитию инвестиционной деятельности организаций пищевой и перерабатывающей промышленности, направленных на их техническое перевооружение;
- создание новых и развитие существующих мощностей по переработке сельскохозяйственного сырья и дикоросов на селе путем компенсации части процентной ставки по кредитам, выданным организациям пищевой и перерабатывающей промышленности; - пропаганда передового опыта, современных технологий, проведение ежегодного конкурса "Лучший продукт года", отраслевых конференций, семинаров, выставок; - содействие в повышении конкурентоспособности продукции, расширении рынков сбыта, участии организаций пищевой и перерабатывающей промышленности в международных и российских выставках; - стимулирование роста объемов и качества сырья в интегрированных структурах путем компенсации части стоимости приобретаемого оборудования, техники, племенного скота |
9. Проблема: В целом по АПК республики и муниципальным образованиям районов не определены основные направления, задачи, мероприятия по решению проблем на долгосрочную перспективу | |
9.1. Разработка Программы "Развитие АПК и сельских территорий Республики Бурятия на 2009 - 2017 гг." с участием ученых
|
Разработка технического задания Программы "Развитие АПК и сельских территорий Республики Бурятия на 2009 - 2017 гг." с привлечением ученых, проведение конкурса по отбору исполнителей по разработке данной Программы, ее разработка и утверждение |
*Справочно, т.к. предусмотрено Программой развития животноводства РБ до 2010 года
Для решения поставленных задач планируется:
1. В животноводстве (согласно республиканской Программе развития животноводства Республики Бурятия до 2010 года): обеспечить дальнейший рост поголовья КРС к уровню 2007 года на 5%, овец и коз - 6%, свиней -7%, увеличить продуктивность молочного скота на 15%, среднесуточный привес КРС на 25%, свиней на 20%.
Объемы производства мяса к уровню 2007 года возрастут на 5,6%, молока - на 3%, яйца на 7%. Особое внимание будет уделено развитию племенного дела, искусственному осеменению животных, улучшению воспроизводства стада.
В целях улучшения племенных качеств местного скота в 2008 году будет поставлено из племенных репродукторов республики 400 голов племенного крупного рогатого скота, 1000 голов свиней, 4000 голов овец, 200 голов яков и 50 тыс. голов птицы.
2. В растениеводстве: при развитии зернового производства как основы экономики и продовольственной безопасности республики, повышения доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей, в 2008 году планируется увеличить объемы производства зерна, доведя их до 94 - 95 тысяч тонн, расширив удельный вес объемов производства фуражного зерна.
Основные объемы картофеля и овощей будут производиться в личных подсобных хозяйствах. Будет оказано содействие организациям и К(Ф)Х в приобретении элитных сортов семян, внедрению механизированных работ. Рост объемов производства картофеля составит 2%, овощей - 3,5%.
3. В пищевой и перерабатывающей промышленности выполнение запланированных мероприятий в 2008 году позволит активизировать инвестиционную деятельность, продолжить техническое перевооружение производства на ОАО "Молоко", ЗАО "Кондитерпром", ОАО "Улан-Удэнская макаронная фабрика", ОАО "Бурятхлебпром", ОАО "Байкалфарм" и других, планируется создание семи новых минипроизводств по переработке животноводческой продукции в районах республики. Открытие новых и расширение мощностей действующих производств позволит создать 275 рабочих мест. Увеличение промышленной продукции к уровню 2007 года составит 14,2%, производительности труда на одного работающего на 7,2%, среднемесячная заработная плата возрастет на 6,7%.
Основные программные мероприятия по развитию агропромышленного комплекса Республики Бурятия в 2008 году предусмотрены в таблице N 3, меры государственной поддержки на 2008 год представлены в разделе 3.1.3. Программы.
3.1. Территориальное развитие
3.1.1. Специализация районов республики на производстве отдельных
видов продукции
Целью и задачей территориального развития АПК Республики Бурятия является создание сбалансированной пространственно-экономической структуры АПК республики, направленной на обеспечение собственными продуктами питания население республики в целом, районов и поселений в отдельности, развитие системы закупа и сбыта на селе (приложение N 5).
Для решения поставленных задач предусматривается специализация сельскохозяйственного производства, пищевой и перерабатывающей промышленности в разрезе муниципальных образований.
Территория Республики Бурятия условно подразделена на 7 (семь) макрорайонов (Центральный, Северо-Восточный, Юго-Восточный, Южный, Юго-Западный, Прибайкальский, Северный), сгруппированных по принципам географического положения муниципальных образований в Республике Бурятия, общности проблем и перспектив развития муниципальных образований республики.
Таблица N 4
Макрорайоны | Районы | Специализация | Основная продукция | Наличие предприятий переработки |
Центральный | г. Улан-Удэ, Иволгинский, Заиграевский и Селенгинский районы |
Овощеводство, картофелеводство, Производство молока, мяса яйца и мяса птицы. Переработка мяса, молока, зерна на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности города У-Удэ. |
Молоко, мясо, картофель, овощи, зерновые, рыба и рыбная продукция, яйцо. |
Предприятия ПиПП г. У-Удэ. Иволгинский р-н: - переработка зерна - 2(2 мельниц), переработка рыбы - 2, пр-во мясн. п/фабрикатов-1. Заиграевский р-н: -переработка молочной и масложировой прод. - 1, переработка рыбы - 1, переработка зерна - 4 (4 мельницы), плодово - овощное консерв-ние - 1, и др. Селенгинский р-н: -переработка молока - 1, переработка облепихи - 1, мясные п\фабрикаты - 2, мельницы - 2. |
Северо-Восточный | Баунтовский эвенкийский, Еравнинский, Кижингинский и Хоринский районы |
Мясо - молочное скотоводство, табунное коневодство, овцеводство, кормопроизводство добыча и переработка рыбы |
мясо, молоко, рыба и рыбная продукция, шерсть, кормовые культуры |
Баунтовский эвенкийский р-н: -0. Еравнинский р-н: - переработка молока - 1, переработка зерна - 3 (3 мельн.), перераб. рыбы - 1, переработка мяса (колб изд.) - 1, забой скота -1 Кижингинский р-н: - пр-во колб. изд.- 1, переработка молока - 1, переработка зерна - 3 (3 мельн.) Хоринский р-н: - забой скота - 1, переработка зерна - 3 (3 мельницы). |
Юго-Восточный | Бичурский, Кяхтинский, Мухоршибирский и Тарбагатайский районы |
Мясное и молочное скотоводство, овцеводство, свиноводство, зернопроизводство, картофелеводство, кормопроизводство |
мясо, молоко, зерно, картофель, кормовые культуры |
Бичурский р-н: - переработка молока - 1, переработка зерна - 6 (6 мельниц), забой скота - 1, пр-во крупы (гречка) - 1, Кяхтинский р-н: - переработка молока - 2, переработка зерна - 9 (9 мельниц) Мухоршибирский р-н: - переработка молока - 1, переработка зерна на муку - 8 (8 мельниц), забой скота - 1, пр-во крупы - 1, Тарбагатайский р-н: - переработка зерна -5 (5 мельниц), забой скота и пр-во мясных полуфабрикатов - 1. |
Южный | Джидинский и Закаменский районы |
Мясное и молочное скотоводство, зернопроизводство, картофелеводство, кормопроизводство |
Джидинский район: - переработка зерна - 7 (7 мельниц), забой скота - 1, пр-во колб. изд.- 1, - переработка молока, зерна и пр-во крупы - 1, Закаменский р-н: -переработка мяса (мясн.п/фабр.) - 1, пр-во муки -8(8мельниц), забой скота - 1, пр-во крупы - 1. |
|
Юго-Западный | Окинский и Тункинский районы |
Мясное и молочное скотоводство, зернопроизводство, кормопроизводство |
Мясо, молоко, зерно, кормовые культуры |
Окинский р-н: - 0. Тункинский р-н: - пр-во муки - 2 (мельницы), пр-во мин. воды - 1, пр-во мол. продукции - 1. |
Прибайкальский | Баргузинский, Курумканский, Кабанский и Прибайкальский районы |
Мясное и молочное скотоводство, свиноводство, зернопроизводство и кормопроизводство, добыча и переработка рыбы. |
Мясо, молоко, зерно, кормовые культуры рыба и рыбная продукция, |
Баргузинский р-н: - переработка молока-1, переработка зерна - 2(2мельниц), перераб. рыбы - 2, переработка мяса (мясн.п/фабр.)-1 Курумканский р-н: - переработка молока-1, переработка зерна - 4(4мельниц), забой скота -1 - пр-во крупы и макаронных изделий - 1. Кабанский р-н: - переработка зерна - 8 (8 мельниц), пр-во колб. и мясн. п/фабрикатов - 1, - пр-во безалк. воды - 1, переработка рыбы - 4. Прибайкальский р-н: - пр-во мясн. п/фабрикатов - 2, переработка рыбы - 1. |
Северный | г. Северобайкальск, Муйский и Северо-Байкальский районы |
Ограниченное производство в Северо-Байкальском районе продукции мясо- молочного скотоводства и растениеводство (овощи, картофель) в ЛПХ, |
Мясо, молоко, овощи и картофель в личных подворьях, рыба и рыбная продукция |
Муйский р-н: - 0. С - Байкальский р-н: - перераб. рыбы - 2, переработка мяса (колб. изд.) - 2, мясные п/фабрикаты - 4, безалк. напитки - , макаронные изделия - 1. |
Три макрорайона производят основной объем сельскохозяйственной продукции (66%) - это Центральный - 20%, Прибайкальский - 18%, Юго-Восточный - 28%. В других макрорайонах производство сельхозпродукции выглядит следующим образом: Северо-Восточный - 12%, Южный - 14%, Юго-Западный - 7%, Северный - до 1% от общего объема валовой продукции сельского хозяйства по республике.
Сохранение сложившейся специализации районов на производстве отдельных видов продукции позволит концентрировать имеющиеся производственные, финансовые, трудовые ресурсы на производстве конкурентоспособной продукции, будет способствовать созданию интегрированных структур в АПК республики.
3.1.2. Формирование интегрированных структур в АПК Республики
Бурятия
В агропромышленном комплексе Республики Бурятия получит развитие процесс интеграции сельхозтоваропроизводителей с организациями, занимающимися закупом, сбытом, переработкой, реализацией продукции, предполагающий более эффективное использование имеющихся на определенной территории земельных, материальных и трудовых ресурсов, установление и усиление тесных взаимосвязей и органическое соединение сельского хозяйства и отраслей, обслуживающих его, которые поставляют ему ресурсы и доводят до потребителя готовую продукцию.
Создание данных структур* создает новую производительную силу, обеспечивающую дополнительный хозяйственный эффект, и тем самым формирует оптимально выгодные пути продвижения ресурсов из одной фазы производства в другую, способствует решению задач по:
- созданию обеспечения перерабатывающей промышленностью собственной стабильной сырьевой базой,
- реструктуризации бизнеса и реинвестирования доли прибыли от переработки и торговли в сельское хозяйство,
- оптимизации налоговых схем: экономия платежей по налогам реализации продукции между объединенными отраслями,
- повышению мотивации руководителей и специалистов организаций АПК в долевом участии вновь образованных организаций,
- ликвидации наценки спекулятивного характера многочисленных посредников в условиях неразвитости рыночных отношений,
- препятствию монополизации рынков сторонними субъектами предпринимательства,
- более эффективному использованию имеющихся ресурсов: применение интенсивных технологий расширение посевных площадей, выплата арендной платы собственникам земельных долей, оформление прав собственности на земельные доли и т.д.,
- сглаживанию негативных влияний природно-климатических условий в сельском хозяйстве путем развития многоотраслевых производств, оперативного, многоотраслевого использования перерабатывающих мощностей, более высокой оснащенности технологических процессов.
В перспективе в Республике Бурятия предусматривается создание 6 интегрированных структур:
На базе ОАО "Молоко" будет образована интегрированная структура "Молоко" по производству, переработке молока, участниками которой станут сельскохозяйственные организации - производители молока, заготовительные структуры. Создание данной структуры позволит объединить интересы сельхозтоваропроизводителей и организаций по переработке молока, сократить издержки производства, обеспечить прирост объемов производства молока и молочных продуктов на душу населения республики Бурятия и рентабельное ведение производства. На базе созданной структуры будет продолжено обновление породного состава молочного скота в сельскохозяйственных организациях, входящих в структуру будущего холдинга, реконструкция молочно-товарных ферм, замена устаревшего оборудования, стимулирование производителей молока в поставке качественного сырья на перерабатывающие организации.
В Селенгинском районе запланировано создание холдинга ООО "АВЕО" по выращиванию плодовоягодных культур и овощей, заготовке и переработке дикоросов и плодовоовощной продукции на базе ООО СХК "Байкал Вита". В 2008 году запланировано техническое перевооружение производства, подготовка бизнес-плана по развитию холдинга.
Создание агрофирмы "Мясной двор" намечено организовать на базе компаний "Мясной двор", "Мясной двор плюс" и "Мясной терминал". Холдинг предполагает организацию откормочных площадок до 500 голов крупного рогатого скота в Бичурском и Хоринском районах. Предусмотрено участие организаций по заготовке и производству кормов - ООО "Бар корма", ООО "Бурнашово корма", ООО "Георгиевка корма". Планируется организовать переработку мяса ООО "Мясной терминал" в г. Улан-Удэ. Реализация продукции планируется через торговую компанию "Мясной двор", на сельскохозяйственный рынок п. Сотниково и магазины розничной торговли, а также за пределы республики.
В Тарбагатайском районе продолжится работа по развитию вертикально-интегрированной структуры на базе ЗАО "Свинокомплекс Николаевский" (производство свинины) и ООО "ЭкоФуд" (производство колбасных и деликатесных изделий, мясных полуфабрикатов). В 2008 году будет создано предприятие по откорму скота (ООО "Шаралдай"), построены цеха по забою скота и хранению мяса. Реализация готовой продукции будет происходить через ОЦ "БИН" и сеть магазинов "Спутник".
В создании республиканской интегрированной ассоциации ООО "Агротехносервис" планируется участие 12 предприятий по материально-техническому снабжению и ремонтно-техническому обслуживанию, в том числе - ОАО РГИЛК "Агролизинг", ООО "Кировец", ООО "Сельхозтехцентр", ООО "Тохойагротранс", ООО МТС "Тохойское" Селенгинского района, АПК "Джидинское" Джидинского района, ОАО МТС "Могойтинское" Курумканского района, ООО "Сельхозтехника" Бичурского района, автомастерская ИП "Дуберштейн" Тарбагатайского района. Цель данного холдинга: расширение рынка инженерно-технических услуг, направленных на увеличение производительности труда, энергообеспеченности и энерговооруженности сельскохозяйственного производства АПК Республики Бурятия.
На базе станции по многолетним травам (Иволгинский район), плодовоягодной станции ИП Гармаева (г. Улан-Удэ), СПК "Селенга" (Иволгинский район), ООО "Семена Бурятии" (г. Улан-Удэ), К(Ф)Х ИП Раднаев (Еравнинский район), К(Ф)Х ИП Будаев (Баргузинский район) в целях обеспечения семенами кормовых культур, многолетних трав, картофеля, и других культур высших репродукций создается ООО "Агрохолдинг".
Основная цель его создания:
- удовлетворение потребностей республики в высококачественном продовольствии;
- ведение интенсивной системы производства;
- использование ресурсосберегающих малозатратных технологий;
- использование высококачественного сортового семенного материала сельскохозяйственных культур.
В рамках настоящей Программы предусмотрены мероприятия по стимулированию создаваемых интегрированных структур :
- компенсация части стоимости приобретаемой техники, оборудования по производству и переработки животноводческой продукции, завозу племенного скота, техники.
- компенсация части процентной ставки по кредитным ресурсам, выданным на реализацию инвестиционных проектов по развитию холдинга и пополнения оборотных средств.
Будут проработаны вопросы по введению льготного налогообложения в части платежей в республиканский и местные бюджеты для создаваемых интегрированных структур.
* - примерная схема приведена в приложении N 4 Программы "Примерная схема создания интегрированной структуры".
3.1.3. Основные направления совершенствования государственной
поддержки агропромышленного комплекса Республики Бурятия
Важнейшими направлениями аграрной политики в отношении организаций АПК являются: содействие формированию конкурентоспособных сельскохозяйственных и перерабатывающих организаций в целях разумной концентрации финансовых, материальных, земельных ресурсов;
- совершенствование системы государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечение роста ее эффективности путем стимулирования создания и развития интегрированных структур по производству, переработке, хранению, реализации сельскохозяйственной продукции и оказания прочих услуг на селе,
- создание доли государственной собственности в уставных капиталах организаций АПК при выделении средств республиканского бюджета на приобретение техники, оборудования, племенного скота,
- приоритетное выделение субсидий из республиканского бюджета эффективно функционирующим, рентабельным хозяйствам,
- финансовое оздоровление и реформирование неплатежеспособных хозяйств, том числе с участием инвесторов, совершенствование механизмов взаимодействия сельскохозяйственного бизнеса и малых форм сельского предпринимательства.
Наряду с крупными интегрированными коммерческими организациями важную роль будут играть предприятия малого сельского бизнеса, развитие рыночной интеграции семейных хозяйств, обеспечение более широкого доступа их владельцев к рынкам информационных, кредитных, материально-технических ресурсов, продовольствия и сельскохозяйственного сырья.
Все виды государственной поддержки агропромышленного комплекса Республики Бурятия в предстоящие годы будут осуществляться через:
- крупные интегрированные структуры по производству, хранению, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции,
- систему закупа и сбыта сельскохозяйственной продукции на селе,
- консалтинговые фирмы по созданию предприятий по развитию туризма, сельской торговли, народных промыслов, бытового и социального обслуживания, заготовке и переработке дикоросов.
Государственная поддержка крупных эффективно функционирующих сельскохозяйственных организаций и организаций пищевой и перерабатывающей промышленности Республики Бурятия будет осуществляться через создаваемые на их базе крупных корпораций, холдингов в форме открытых акционерных обществ. Доля реализуемой на потребительском рынке республики продукции данных структур будет доведена в перспективе до 70%. Кроме того, наиболее конкурентоспособная продукция будет вывозиться за пределы республики. Виды и размеры государственных поддержек из бюджетов всех уровней входящих в состав создаваемых структур, хозяйствующих субъектов, будут определяться Порядками финансирования организаций АПК на текущий год, утвержденными распоряжением Правительства Республики Бурятия и приказами Министерства сельского хозяйства Российской Федерации о мерах поддержки АПК из федерального бюджета, разработанных во исполнение Государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 г. N 446 (таблица N 5).
Поддержка малых форм хозяйствования на селе (личных подсобных хозяйств, крестьянских (фермерских) хозяйств, мелких (по численности работающих) сельскохозяйственных организаций, сельскохозяйственных потребительских кооперативов), которые должны в перспективе поставлять на рынок не более 30% продукции, будет производиться путем развития торгово-проводящей сети. Регулирование цен на закупаемую и реализуемую продукцию позволит создать фонды развития торгово-закупочных организаций и поощрения их работников, снизить уровень цен на продовольственные товары в республике.
Предприятия и организации, занимающиеся несельскохозяйственными видами деятельности могут рассчитывать на компенсацию части процентных ставок по кредитам, получаемым из бюджетов Российской Федерации и Республики Бурятия. Их создание на селе будет поддерживаться путем выделения средств из бюджета Республики Бурятия различным консалтинговым фирмам, призванным обеспечить занятость трудоспособного сельского населения. В течение первых двух лет будут восстанавливаться из республиканского бюджета расходы по содержанию консалтинговых фирм, предоставляющих услуги населению, им будут предоставлены льготы по налогообложению, льготные инвестиционные кредиты, гарантии Правительства Республики Бурятия для реализации приоритетных проектов.
Виды государственной поддержки
для развития крупно товарного производства, переработки и реализации
с/х продукции
Таблица N 5
Наименование направления |
Наименование вида господдержки |
Господдержка из | Собственные средства |
||
ФБ | РБ* | ||||
Для всех орган-ций АПК |
В т.ч. для орг.-участ. интегрир. структур |
||||
Создание условий для функционирования сельского хозяйства | |||||
Для закрепления кадров на селе |
Субсидирование части затрат по строительству или приобретению жилья в сельской местности |
30% | 30% | - | 40% |
Реализация проектов комплексной компактной застройки и благоустройства |
50% | - | - | 50% | |
Электрификация, водоснабжение, дорожное строительство | 30% | 30% | 40% | ||
Доплаты к заработной плате молодых специалистов, заключивших трудовые договоры с с/х организациями, размеры МРОТ |
- | 2 | 3 | ||
Ввод земель с/х назначения в оборот |
Строительство и реконструкция мелиоративных систем и противоэрозионных гидротехнических сооружений |
13% | 20% | 25% | 67% |
Приобретение минеральных удобрений | до 30% | 10% | 20% | 60% | |
Развитие ИКС | Консультирование товаропроизводителей по созданию и развитию бизнеса в сельской местности |
до 30% | 40% | ||
Развитие сельскохозяйственного производства, в том числе | |||||
Развитие животноводства |
Приобретение племенного молодняка, | 30% | 20% | 50% | 40% (20%) |
Приобретение семени быков-производителей | до 30% | 60% | |||
Содержание племенного маточного поголовья | до 30% | 10% | 20% | 60% (50%) | |
Содержание племенных быков-производителей в организациях по искусственному осеменению с/х животных |
до 30% | 60% | |||
Приобретение семени быков-производителей, хряков-производителей для искусственного осеменения с/х животных |
до 30% | - | |||
Содержание маточного поголовья овец и табунных лошадей | до 30% | 10% | 20% | 60% (50%) | |
Компенсация части затрат на реализацию молока, руб/кг | 1,5 | 3 | |||
Компенсация части стоимости приобретаемого технологического оборудования |
- | 30% | 50% | 70% (50%) | |
Компенсация части затрат на удорожание комбикормов для свинокомплексов, руб. за 1 тонну реализованной свинины |
- | 3853 | |||
Компенсация части затрат на удорожание комбикормов для птицефабрики, руб. за 1 тыс. шт. реализованных яиц |
- | 120,9 | |||
Содержание оленей, яков | |||||
Разработка рыбоводно-биологического обоснования и приобретение рыбопосадочного материала |
- | 90% | 10% | ||
Развитие растениеводства |
Приобретение элитных семян зерновых, зернобобовых, рапса, кукурузы, сои, картофеля, клевера и люцерны |
до 30% | 10% | 20% | 60% (50%) |
Приобретение средств химзащиты растений для производства рапса |
до 30% | 10% | 20% | 60% (50%) | |
Закладка и работы по уходу за ягодными насаждениями площадью не менее 10 га |
до 30% | 10% | 20% | 60% (50%) | |
Техническое и технологическое обновление парка сельскохозяйственной техники посредством льготного кредитования на срок до 10 лет на приобретение сельскохозяйственной техники для внедрения интенсивных агротехнологий |
2/3 ставки ЦБ |
1/3 ставки ЦБ | |||
Поддержка первичного семеноводства | - | 40% | 60% | ||
НИОКР по разработке новых машин и рабочих органов с/х техники, тыс. руб. |
1000 | ||||
Приобретение тракторов, с/х техники, технологического оборудования |
- | 30% | 50% | 70% (50%) | |
Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности |
Приобретение перерабатывающего оборудования | - | 30% | 50% | 70% (50%) |
Компенсация части затрат на оплату электроэнергии, тыс. руб. |
5500 | ||||
Возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционному кредиту строительство заводов по переработке масличного сырья |
2/3 ставки ЦБ |
1/3 ставки ЦБ | |||
Развитие сельскохозяйственного рынка |
Компенсация части затрат сельскохозяйственных потребительских кооперативов на разработку ПСД для строительства и реконструкции сельскохозяйственных рынков |
- | 10% | 90% | |
Регулирование закупочных цен для сельскохозяйственных снабженческо-сбытовых кооперативов, тыс. руб. |
- | 1000 | |||
Льготное кредитование | |||||
Сельскохозяйственные организации Организации, осуществляющие первичную и последующую переработку с/х продукции К(Ф)Х и индивидуальные предприниматели |
До 1 года на приобретение ГСМ, запасных частей и материалов для с/х техники, минеральных удобрений, СЗР, кормов, ветпрепаратов и др. материальных ресурсов для проведения сезонных работ, покупку молодняка с/х животных и уплату страховых взносов |
2/3 ставки ЦБ |
1/3 ставки ЦБ | ||
До 8 лет приобретение оборудования, племенной продукции (материала), спецтранспорта, спецтехники и оборудования, на закладку многолетних насаждений, строительство, реконструкцию и модернизацию животн. комплексов, объектов животноводства и кормопроизводства, хранилищ картофеля, овощей и фруктов, тепличных комплексов, по производству плодоовощной продукции в закрытом грунте, мясохладобоен, пунктов по первичной переработке с/х животных и молока, строительство объектов по глубокой переработке высокопротеиновых с/х культур. |
2/3 ставки ЦБ |
1/3 ставки ЦБ | |||
Стимулирование развития малых форм предпринимательства для обеспечения знятости при высвобождении работников,связанной с внедрением современных ресурсосберегающих технологий |
Льготное кредитование развития ЛПХ, К(Ф)Х, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, созданных малыми формами хозяйствования для развития сельскохозяйственной и несельскохозяйственной деятельности, строительство и реконструкции сельскохозяйственных рынков, торговых площадок и др. |
95% ставки ЦБ |
5% ставки ЦБ |
* - возможна корректировка данных при согласовании порядков финансирования на 2008 год в Правительстве Республики Бурятия.
4. Индикаторы Программы
Индикаторы Программы подразделены на 2 уровня: макроиндикаторы и целевые индикаторы.
Основные результаты достижения цели, поставленной Программой будут определяться макроиндикаторами развития сельского хозяйства и пищевой и перерабатывающей промышленности, приведенными в таблице N 6.
Макроиндикаторы развития сельского хозяйства на 2008 год
Таблица N 6
Индикаторы | 2006 год | 2007 год ожид |
2008 год | 2008 год в % к | |||
в действ. ценах |
в ценах 2007 года |
2006 году |
2007 году по дейст. ценам |
2007 году по сопост. ценам |
|||
Валовая продукция сельского хозяйства, млн.руб. (в действ. ценах) |
10430,5 |
10850 |
12147,0 |
11247 |
116,4 |
112,0 |
103,7 |
Производительность труда (млн. руб. на 1 работающего в год) (в действ. ценах) |
0,254 |
0,266 |
0,320 |
0,293 |
125,9 |
120,0 |
110,1 |
Рентабельность в сельскохозяйственных организациях (%) |
8,0 |
9,0 |
12,0 |
12,0 |
150,0 |
133,3 |
133,3 |
Количество занятых (тыс. человек) |
41 | 40,8 | 38,3 | 38,3 | 93,4 | 93,8 | 93,8 |
Среднемесячная зарплата (руб.) |
2308 | 2650 | 3200 | 3200 | 138,6 | 120,7 | 120,7 |
Справочно: Опережающий рост оплаты труда по сравнению с производительностью труда в сельском хозяйстве в 2008 году будет обеспечен за счет увеличения доли фонда оплаты труда в общих затратах сельскохозяйственных организаций (в 2006 году - 20%, в 2008 году - 30%).
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 11 сентября 2008 г. N 433 в таблицу N 7 раздела 4 настоящей Программы внесены изменения
Макроиндикаторы развития пищевой и перерабатывающей промышленности
на 2008 год
Таблица N 7
Справочно: Индикаторы развития в целом по АПК Республики Бурятия приведены в соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Бурятия на 2008 - 2010 годы и на период до 2017 года.
Показателем развития агропромышленного комплекса районов Республики Бурятия в 2008 году будет являться анализ достижения индикаторов, предусмотренных Соглашениями о сотрудничестве в области АПК между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия и администрациями МО районов (Приложение 2 и 3 Программы).
Целевые индикаторы определяют выполнение задач, поставленных Программой (таблица N 8).
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 24 декабря 2008 г. N 569 в таблицу N 8 раздела 4 настоящей Программы внесены изменения
Перечень целевых индикаторов реализации Программы
Таблица N 8
Дополнительные данные по расчету основных целевых индикаторов приведены в таблице N 5 приложения 5 к Программе.
*-справочно
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 24 декабря 2008 г. N 569 в раздел 5 настоящей Программы внесены изменения
5. Ресурсное обеспечение мероприятий Программы
Ресурсное обеспечение программных мероприятий представлено в таблице N 9.
Абзац второй исключен
Абзацы третий и четвертый изложить в следующей редакции: "Реализация Программы будет осуществляться за счет средств федерального, республиканского бюджетов и внебюджетных источников, включающих собственные и заемные средства организаций агропромышленного комплекса. Общая потребность средств на период 2008 г. из республиканского бюджета -175,5 млн. руб.
Справочно: предполагаемая потребность всех средств составляет 1736,6 млн. руб., в том числе за счет средств федерального бюджета <*> -270,1 млн. руб., внебюджетных источников <*> - 1291,0 млн. руб.
Участие федерального бюджета в финансировании Программы будет предусмотрено Соглашением между Правительством Республики Бурятия и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации на очередной год. Расчет потребности средств из федерального и республиканского бюджетов и внебюджетных источников приведены в таблице N 5 Программы.
Возможность изыскания внебюджетных источников для реализации программных мероприятий предусматривается за счет роста выручки сельскохозяйственных организаций и К(Ф)Х, организаций пищевой и перерабатывающей промышленности от реализации продукции и льготных кредитных ресурсов, по которым субсидируется часть затрат из федерального и республиканского бюджетов по уплате процентов за пользование кредитными ресурсами.
Таблица N 9
Ресурсное обеспечение мероприятий
республиканской целевой программы "Развитие сельского хозяйства
и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья
и продовольствия в Республике Бурятия на 2008 год"
NN п/п |
Наименование мероприятия |
Финансирование (тыс. руб.) |
1 |
2 |
3 |
1. |
Обновление машинотракторного парка и технологического оборудования в сельскохозяйственных организациях, организация системы технического обслуживания с/х техники |
130577,77 |
|
Федеральный бюджет* |
4734 |
|
Республиканский бюджет |
47743,77 |
|
Внебюджетные источники* |
78100 |
2. |
Реализация мероприятий по развитию организаций пищевой и перерабатывающей промышленности и их техническому перевооружению, создание интегрированных структур, холдингов |
1084051 |
|
Федеральный бюджет* |
18351 |
|
Республиканский бюджет |
26900 |
|
Внебюджетные источники* |
1038800 |
3. |
Кадровая поддержка. Совершенствование системы оплаты труда в сельскохозяйственных организациях |
20240 |
|
Республиканский бюджет |
20240 |
4. |
Развитие информационно-консультационного обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей республики |
11890 |
|
Федеральный бюджет* |
6890 |
|
Республиканский бюджет |
4400 |
|
Внебюджетные источники* |
600 |
5. |
Рост объемов производства продукции АПК за счет повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на основе модернизации сельского хозяйства и ускоренного развития его приоритетных отраслей, применения районированных сортов с/х культур, минеральных удобрений, средств защиты растений, ресурсосберегающих технологий, страхования сельскохозяйственных рисков и т.д. |
186306,03 |
|
Федеральный бюджет* |
28789,8 |
|
Республиканский бюджет |
26816,23 |
|
Внебюджетные источники* |
130700 |
6. |
Развитие в поселениях малых форм хозяйствования, создание сельскохозяйственных потребительских кооперативов |
159847 |
|
Федеральный бюджет* |
148347 |
|
Республиканский бюджет |
7400 |
|
Внебюджетные источники* |
4100 |
7. |
Оказание содействия развитию социальной сферы и инженерной инфраструктуры на селе |
143700 |
|
Федеральный бюджет* |
63000 |
|
Республиканский бюджет |
42000 |
|
Внебюджетные источники* |
38700 |
8. |
Всего по Программе |
1736611,8 |
|
Федеральный бюджет* |
270111,8 |
|
Республиканский бюджет |
175500 |
|
Внебюджетные источники* |
1291000 |
9. |
Кроме того, предусмотрено на реализацию мероприятий по развитию животноводства Программой развития животноводства Республики Бурятия до 2010 года, утвержденной постановлением от 3 октября 2002 года N 264 |
669473 |
|
Федеральный бюджет* |
115973 |
|
Республиканский бюджет |
116300 |
|
Внебюджетные источники* |
437200 |
* Справочно
6. Оценка эффективности реализации Программы
Оценка эффективности Программы представлена в таблице N 10 Программы.
В результате реализации программных мероприятий рост объемов реализации продукции агропромышленного комплекса к предшествующему году составит 1,3 млрд. рублей, объемы производства продукции агропромышленного комплекса возрастут к уровню 2007 года на 12,4%, к уровню 2006 года на 19,8%.
Прирост налоговых платежей к уровню 2007 года составит 75,4 млн.руб. Планируется создание 506 рабочих мест, что позволит снизить количество безработных на селе на 1,8%.
Реализация Программы позволит обеспечить рост объемов производства сельскохозяйственной продукции в 2008 году к уровню 2007 года на 3,7%, продукции пищевой и перерабатывающей промышленности на 14,2% в ценах 2007 года.
Кроме того:
- ввести в действие 105 жилых домов для молодых специалистов;
- достичь рост уровня среднемесячной заработной платы работников, занятых в сельском хозяйстве на 38,6% к уровню 2006 года;
- повысить уровень информированности сельского населения по вопросам ведения бизнеса и личного подсобного хозяйства;
- обеспечить более эффективную разработку и реализацию социальных программ устойчивого развития сельских территорий;
- осуществить разработку и реализацию инвестиционных и инновационных проектов в АПК;
- обновить машинно-тракторный парк в 2008 году на 1,7% к уровню 2007 года, повысить коэффициент его технической готовности до 80%;
- повысить удельный вес руководителей и специалистов, имеющих высшее профессиональное образование в 2008 году до 53%;
- обеспечить рост производительности труда в сельском хозяйстве к уровню 2007 года на 10,1%, в пищевой и перерабатывающей промышленности на 7,2%;
- довести рентабельность в сельскохозяйственных организациях до 12%, организациях пищевой и перерабатывающей промышленности до 8,2%;
- увеличить объем закупа сельскохозяйственной продукции у населения на 2,5% к уровню 2007 года.
7. Механизм реализации Программы
Управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Республики Бурятия от 29.04.2003 года N 161 "О регламентации разработки и реализации республиканских целевых программ".
Решение поставленных задач (таблица N 3) будет осуществляться на основе заключения Соглашений о сотрудничестве в области агропромышленного комплекса по реализации Программы социально-экономического развития Республики Бурятия на 2008 - 2010 годы и на период до 2017 года между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия, администрациями муниципальных образований районов, сельскохозяйственными организациями, вновь созданными интегрированными структурами, проведения финансового оздоровления предприятий и организаций. Порядки предоставления средств из республиканского бюджета будут утверждены Правительством Республики Бурятия.
Оценка эффективности Программы
Таблица N 10
Основные направления реализации мероприятий Программы |
Ожидаемый эффект |
|||
Рост объемов реализации продукции, млн.руб |
Прирост налоговых платежей, млн. руб |
Создание новых рабочих мест, единиц |
Среднемесячная заработная плата, руб. |
|
Пищевая и перерабатывающая промышленность |
910,3 | 57 | 260 | 11200 |
Растениеводство и страхование сельскохозяйственных рисков |
120 | 5 | 10 | 3000 |
Животноводство | 58,5 | 5,7 | 49 | 2900 |
Развитие малого предпринимательства на селе |
128 | 1,5 | 30 | 4000 |
Информационно-консультационное обеспечение |
- | |||
Социальное развитие села | 0,2 | 30 | 5000 | |
Кадровая политика | - | |||
Регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия |
58,4 | 3,83 | 57 | 3500 |
Механизация технологических процессов в сельском хозяйстве |
65 | 2,13 | 70 | 3000 |
ИТОГО | 1340,2 | 75,4 | 506 | 3200 |
1 Под устойчивым развитием сельских территорий понимается их стабильное социально-экономическое развитие, увеличение объема производства продукции, повышение эффективности работы организаций всех форм собственности, достижение роста занятости сельского населения, повышение уровня его жизни, рациональное использование земель.
2 Под интегрированными структурами и холдингами понимаются юридические лица, созданные в любой организационно - правовой форме, имеющие в своем составе участников (юридические лица) и обеспечивающие в рамках своих участников замкнутый цикл движения сельскохозяйственной продукции: производство - переработка - реализация
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Бурятия от 27 декабря 2007 г. N 439 "О республиканской целевой программе "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Бурятия на 2008 год"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания
Текст Постановления опубликован в приложении "Официальный вестник" к газете "Бурятия" от 29 декабря 2007 г. N 111(555)
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 21 января 2014 г. N 15 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Бурятия от 24 декабря 2008 г. N 569
Постановление Правительства Республики Бурятия от 11 сентября 2008 г. N 433