Конституционный Суд Республики Бурятия, с участием гражданки Е.В. Лепихиной, ее представителя А.В. Москвитина; Полномочного представителя Президента Республики Бурятия в Конституционном Суде Республики Бурятия, председателя Государственно-правового комитета Администрации Президента и Правительства Республики Бурятия - М.А. Магомедовой; представителей Народного Хурала Республики Бурятия: консультанта Правового управления Аппарата Народного Хурала Республики Бурятия - А.Д. Доржиева, консультанта Комитета Народного Хурала Республики Бурятия по бюджету, налогам и финансам - А.Н. Алексеевой, -
руководствуясь статьей 99, частью 3 статьи 100 Конституции Республики Бурятия, статьей 3, пунктом "б" статьи 31, статьями 74, 87 Закона Республики Бурятия "О Конституционном Суде Республики Бурятия" от 25 октября 1994 года N 42-I (в ред. Законов Республики Бурятия от 14.04.2000 N 373-II, от 24.12.2001 N 895-II, от 07.03.2006 N 1601-III, от 02.07.2007 N 2346-III), рассмотрел в открытом судебном заседании дело по жалобе гражданки Лепихиной Елены Владимировны на нарушение ее конституционных прав частью 1 статьи 1 и пунктом 2 части 1 статьи 7 Закона Республики Бурятия от 5 мая 2005 года N 1145-III "Об административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства".
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Бурятия оспариваемые заявителем законоположения.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Е.С. Рыковой, пояснения представителей сторон, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Бурятия установил:
1. 20 июля 2007 года мировым судьей судебного участка N 4 Кабанского района Республики Бурятия вынесено постановление по делу об административном правонарушении, которым Лепихина Елена Владимировна признана виновной в нецелевом использовании средств местного бюджета; Е.В. Лепихиной назначено наказание в виде административного штрафа. При вынесении постановления мировой судья руководствовался статьями 1 и 7 Закона Республики Бурятия "Об административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства" от 5 мая 2005 года N 1145-III.
15 августа 2007 года решением Кабанского районного суда Республики Бурятия постановление мирового судьи судебного участка N 4 Кабанского района Республики Бурятия от 20 июля 2007 года оставлено без изменения, жалоба Е.В. Лепихиной без удовлетворения.
Е.В. Лепихина обратилась в Конституционный Суд Республики Бурятия с жалобой на нарушение ее конституционных прав частью 1 статьи 1 и пунктом 2 части 1 статьи 7 Закона Республики Бурятия от 5 мая 2005 года N 1145-III "Об административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства".
По мнению заявителя, часть 1 статьи 1 Закона Республики Бурятия от 5 мая 2005 года N 1145-III "Об административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства" не соответствует пункту "ж" статьи 61 Конституции Республики Бурятия, статьям 2, 7, 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а пункт 2 части 1 статьи 7 вышеуказанного закона Республики Бурятия противоречит определению Конституционного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2004 года N 137-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Законодательного Собрания Ростовской области о проверке конституционности статей 15.14, 15.15, 15.16 и 23.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Закон Республики Бурятия от 5 мая 2005 года N 1145-III "Об административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства" принят Народным Хуралом Республики Бурятия 27 апреля 2005 года, в соответствии с пунктом "б" статьи 74 Конституции Республики Бурятия подписан Президентом Республики Бурятия 5 мая 2005 года; опубликован в официальных изданиях - газете "Бурятия" N 80, 7 мая 2005 года, Официальном вестнике N 24, "Собрание законодательства Республики Бурятия" N 4-5, 2005 год; действует в редакции Законов Республики Бурятия от 5 марта 2007 года N 2084-III, от 8 октября 2007 года N 2544-III, от 9 мая 2008 года N 201-IV.
2. В соответствии с пунктом "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации, пунктом "к" статьи 62 Конституции Республики Бурятия административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации, часть 2 статьи 65 Конституции Республики Бурятия).
Следовательно, Народный Хурал Республики Бурятия, действуя в соответствии с указанными статьями Конституции Российской Федерации и статьями 79, 86 (пункт "а"), 87 (часть 1) Конституции Республики Бурятия, вправе принимать нормативные правовые акты по вопросам административного и административно-процессуального регулирования.
5 мая 2005 года Народным Хуралом Республики Бурятия принят Закон Республики Бурятия "Об административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства", предусматривающий в части 1 статьи 1 административную ответственность в области финансов: использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно-наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Пунктом 2 части 1 статьи 7 вышеуказанного Закона Республики Бурятия рассмотрение дел об административных правонарушениях, связанных с использованием средств местных бюджетов, а также при совершении административных правонарушений должностными лицами - членами Правительства Республики Бурятия и должностными лицами Министерства финансов Республики Бурятия, возложено на мировых судей.
3. Правовые последствия нецелевого использования бюджетных средств предусмотрены статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, - нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 8 апреля 2004 года N 137-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Законодательного Собрания Ростовской области о проверке конституционности статей 15.14, 15.15, 15.16 и 23.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указал, что согласно Конституции Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти (статья 73), федеральный бюджет находится в ведении Российской Федерации (статья 71, пункт "з"), административное и административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "к" части 1).
В соответствии с названными конституционными нормами в статье 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится, в частности, установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 3 части 1 статьи 1.3), при этом под вопросами, имеющими федеральное значение, в данной статье понимается круг вопросов, отнесенных в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации к ведению Российской Федерации.
Что касается законодательства об административной ответственности вне сферы, определенной статьей 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то оно относится к ведению субъектов Российской Федерации, чьи законы - в силу конституционно-правовой природы совместного ведения и исходя из статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации - не должны противоречить федеральным законам, в частности Бюджетному кодексу Российской Федерации и Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (см. также определение Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2005 года N 429-О).
Бюджетный кодекс Российской Федерации относит установление оснований и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства к компетенции органов государственной власти Российской Федерации (преамбула и статья 7) и, определяя общие признаки нарушений бюджетного законодательства, влекущих применение мер принуждения, подчеркивает, что речь идет о нарушениях, касающихся бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации (статья 281).
Указанные в статьях 15.14, 15.15 и 15.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушения являются нарушениями в сфере финансового и кредитного регулирования, относящегося в силу пункта "ж" статьи 71 Конституции Российской Федерации к предметам ведения Российской Федерации, что в основном и предопределило установление на федеральном уровне ответственности за административные правонарушения в отношении бюджетов всех уровней, включая бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.
В соответствии с частью 4 статьи 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в статье 23.7 вышеуказанного Кодекса определены органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 8 апреля 2004 года N 137-О указал, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях относит к предметам ведения Российской Федерации определение подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных данным Кодексом, федеральным органам исполнительной власти в соответствии с их установленной структурой (часть 4 статьи 1.3), при этом уполномоченными органами (должностными лицами) и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации рассматриваются дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации (пункт 3 части 2 статьи 22.1, часть 2 статьи 22.2). Таким образом, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях закрепил принцип, в соответствии с которым наделение юрисдикционными полномочиями органов исполнительной власти находится в прямой зависимости от того, законом какого уровня определены материальные нормы об ответственности за административные правонарушения.
Следовательно, субъект Российской Федерации может установить, какой из органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе осуществлять юрисдикционные полномочия при наличии совершенных в отношении средств регионального и местного бюджетов административных правонарушений, предусмотренных статьями 15.14, 15.15 и 15.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при условии соответствующего воспроизведения диспозиций указанных норм об административной ответственности в законе субъекта Российской Федерации. Аналогичные выводы содержатся и в определении Верховного Суда Российской Федерации от 3 мая 2006 года по делу N 58-Г06-15.
Поскольку часть 1 статьи 1 Закона Республики Бурятия "Об административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства" воспроизводит диспозицию статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, она не противоречит Конституции Республики Бурятия.
Применительно к пункту 2 части 1 статьи 7 Закона Республики Бурятия "Об административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства", дополнительно к определению Конституционного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2004 года N 137-О, следует руководствоваться положением пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 5 от 24 марта 2005 года "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в котором указано, что применению подлежат только те законы субъектов Российской Федерации, которые приняты с учетом положений статьи 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, определяющих предметы ведения и исключительную компетенцию Российской Федерации.
Таким образом, нормативный акт Республики Бурятия в части наделения мировых судей полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, связанных с использованием средств местных бюджетов, а также при совершении административных правонарушений должностными лицами - членами Правительства Республики Бурятия и должностными лицами Министерства финансов Республики Бурятия, противоречит Конституции Республики Бурятия, ее статьям 5 (часть 4), 11 (части 1 и 2), 53 (часть 1), 62 (пункт "к"), 64 (часть 1), 65 (часть 2), 86 (пункт "а"), поскольку данное полномочие отнесено к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия. Положение пункта 2 части 1 статьи 7 Закона Республики Бурятия "Об административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства" нарушило право Е.В. Лепихиной на рассмотрение дела об административном правонарушении, возбужденном в отношении нее, уполномоченным органом исполнительной власти Республики Бурятия.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 60-62, 64-66, 88 Закона Республики Бурятия "О Конституционном Суде Республики Бурятия", Конституционный Суд Республики Бурятия постановил:
1. Признать часть 1 статьи 1 Закона Республики Бурятия "Об административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства" соответствующей Конституции Республики Бурятия.
2. Признать положение пункта 2 части 1 статьи 7 Закона Республики Бурятия "Об административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства" не соответствующим Конституции Республики Бурятия, ее статьям 5 (часть 4), 11 (части 1 и 2), 53 (часть 1), 62 (пункт "к"), 64 (часть 1), 65 (часть 2), 86 (пункт "а").
3. В соответствии со статьей 66 Закона Республики Бурятия "О Конституционном Суде Республики Бурятия" настоящее Постановление является окончательным, обжалованию не подлежит, вступает в силу после провозглашения.
4. Согласно статье 65 Закона Республики Бурятия "О Конституционном Суде Республики Бурятия" настоящее постановление подлежит опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Республики Бурятия.
Конституционный Суд Республики Бурятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Бурятия от 6 июня 2008 г. "О проверке конституционности части 1 статьи 1 и пункта 2 части 1 статьи 7 Закона Республики Бурятия "Об административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства" от 5 мая 2005 года N 1145-III"
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Текст Постановления опубликован в приложении "Официальный вестник" к газете "Бурятия" от 10 июня 2008 г. N 57, в Собрании Законодательства Республики Бурятия NN 6-7(111-112) июнь-июль 2008 г.